В помощь молодому учителю и классному руководителю
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Кирпичникова Галина Николаевна

 

Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме духовно-нравственного воспитания. В статье даётся обоснование необходимости серьёзно заняться духовно-нравственным воспитанием, в связи с глубокими переменами, связанными с переходом на обучение по ФГОС НОО.

Раскрываются понятия «духовно-нравственное воспитание как  педагогическая проблема», «духовно-нравственные принципы и ценности современного общества», «сущность  и   природа нравственности» и др.

В статье приведён анализ взглядов на данную проблему наиболее известных учёных-исследователей.

Особое внимание в статье обращается на достижение оптимальных результатов в духовно-нравственном воспитании обучающихся через сотрудничество с родителями как средство реализации ФГОС НОО: выделяются и описываются наиболее эффективные приёмы и методы работы с родителями. Особое внимание уделяется методам изучения семьи и семейного воспитания. Важная роль отводится вопросу повышения педагогической культуры родителей и совместной деятельности с семьёй.

На основе результатов анализа, наблюдений, мини-исследований   определяются наиболее эффективные  формы и методы работы с ними  по воспитанию духовных ценностей у учащихся, а также  современные методы и приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.

Особая роль отводится диагностике уровня  духовно – нравственной воспитанности младших школьников  и анализу  результатов.  Использование в работе диагностических карт помогло определить уровень обученности  и воспитанности учащихся.

Уже изученные и апробированные  передовые педагогические технологии позволяют иметь 100  % успеваемость, прочное качество  знаний и  высокий уровень воспитанности обучающихся и в последующих классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_vospitanie._.doc293 КБ

Предварительный просмотр:

Достижение оптимальных результатов в нравственном  воспитании обучающихся  через сотрудничество с родителями как средство реализации ФГОС НОО

1.Введение 

Обоснование и актуальность темы

Я бесконечна счастлива тому, что рядом со мной мои ученики и понимающие родители, с которыми я могу осуществить наши общие мечты!  А мечта каждого учителя – видеть в своих учениках духовно-нравственных людей! Каждый день я работаю с разными источниками информации. Сегодня вновь обратилась к Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова, чтобы уточнить понятие «нравственность». Читаю: «нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами; духовность-свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.»  

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности. Казалось бы, эти понятия появились не сейчас, но именно сегодня вопрос духовно-нравственного воспитания молодежи в современной России как нельзя актуален.

         В настоящее время в современном образовании происходят глубокие перемены, связанные с переходом на  обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам.  Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «входить нельзя», и воспитание новой личности неосуществимо традиционными подходами к образованию, воспитанию и развитию обучающихся.

        Поэтому федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет, что «важнейшей целью современного отечественного образования  и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».  Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей  и молодежи.

Отличительной особенностью нового ФГОС является включение в учебный план общеобразовательного учреждения раздела «Внеурочная деятельность», обеспечивающего духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся  на ступени начального общего образования.

 Обозначены  новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию:

  1. перестройка взглядов учителя на новое (принятие нового);
  2. целостность направления;
  3. система мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;
  4. просветительная работа среди родителей;
  5. интегративность  программ духовно-нравственного воспитания;
  6. духовно-нравственное  воспитание - сквозная линия всего школьного уклада жизни;
  7. интеграция усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, общественных объединений;
  8. развитие и воспитание ребенка не самими проведенными мероприятиями, а испытанными эмоциональными переживаниями ребенка и душевными порывами.

ФГОС предъявляет высокие требования к личности учителя. Новой школе нужен новый учитель. Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача федеральных государственных образовательных стандартов.

Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания младших школьников связана со следующими  положениями:

во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

 во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера;

в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности,  т.к. воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку;

в-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. 

Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

Исходя из актуальности темы,  были определены:

Объект исследования:  психолого-педагогическая деятельность учителя в духовно-нравственном воспитании обучающихся через сотрудничество с родителями.

Предмет исследования:  деятельность классного руководителя по формированию коллектива (учитель, родители, обучающиеся).

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи: 1. Изучить педагогическую литературу по духовно-нравственному воспитанию школьников. 2. Подобрать методологические основы изучения нравственных качеств младших школьников в процессе обучения. 3. Определить наиболее эффективные методы и приемы нравственного воспитания школьников, применяемых  на уроках в начальной школе.

Методы - педагогические наблюдения, изучение передового педагогического опыта.

Гипотеза – духовно-нравственное воспитание школьников будет успешно осуществляться:

  1. при реализации воспитательных возможностей содержания учебного материала на уроке;
  2. при использовании учителем методов, средств, способствующих формированию нравственных знаний, умений.

 Цель работы - теоретически обосновать и продолжить  апробировать педагогические условия осуществления духовно-нравственного воспитания учащихся обучающихся   на уроках,  во внеурочное время и в работе с родителями.

В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи: 

1. Внедрять современные педагогические технологии воспитания и обучения  при  работе с родителями младших школьников по духовно-нравственному воспитанию.

2. Выявить наиболее эффективные формы и методы организации деятельности классного руководителя по внедрению инновационных подходов в работу с родителями по повышению качества  знаний учащихся и их творческой активности.

       Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: изучение и анализ учебно-методической и психолого-педагогической литературы; моделирование; беседы, анкетирование; тестирование; длительное педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; систематизация и обобщение полученных данных; статистические методы;   педагогический эксперимент.

Теоретическую основу  исследований  составили положения классиков педагогической мысли А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, монографий ряда современных педагогов-ученых: И.А.Зимней, Н.П. Иванова, Е.В.Бондаревской  и других, так как они нацеливают  на гуманизацию педагогического процесса в сложных социокультурных  условиях. 

Исследование выполнялось в несколько этапов:

Первый этап (2009-2010гг.) связан с более глубоким изучением  теории и практики духовно-нравственного воспитания, осознанием актуальности проблемы, формулированием гипотезы, выделением объекта исследования.

Второй этап (2010-2011гг.) предусматривал определение предмета и объекта исследования, его цели и задач.

Третий этап (2011-2012гг.) характеризуется моделированием содержания духовно-нравственного воспитания.

Четвертый этап (2012-2013гг.)  посвящен проверке эффективности применения методов и приёмов  по духовно-нравственному воспитанию обучающихся  в работе с родителями, а также подведению итогов результатов исследования, их апробации.

База исследования: МБОУ СОШ №16 , 1-4 классы.

Глава I. Духовно – нравственное воспитание как педагогическая проблема

1.1.Духовно-нравственные принципы и ценности современного общества

         Проблема духовно-нравственного воспитания сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много. Материальные ценности явно преобладают  над духовными, поэтому молодежь неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности.  В  числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа?

Уже в начальной школе надо успеть заложить в души детей добрые начала, потому что именно период   младшего школьного возраста является самым        благодатным для пробуждения у них добрых чувств, ведь заложенное в детстве прочно и устойчиво. Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве.

Современная школа, выбрав сложный путь развития, требует использования новых образовательных и воспитательных технологий. Уверена в главном – чтобы учебно-воспитательный процесс был глубоким, а стиль общения с учениками и их родителями мягким и доброжелательным. Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания.

Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьей в этом процессе. Исследованиями доказано, что дети, семьи которых не взаимодействуют со школой, испытывают большие трудности во взаимоотношениях и с семьей, и со школой. Дети, родители, педагоги -  члены  одного школьного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы.(Приложение №1)

 В новых условиях меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых школа стремится повернуться  к ребенку, создать условия для взаимных отношений между классным руководителем и родителями, между родителями и детьми.(Приложение №2 )

 1.2. Сущность и природа нравственности

Во все времена  люди высоко ценили нравственную воспитанность. Социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас, учителей,  размышлять о будущем России. Эти изменения не обходят стороной и школу, находящуюся в процессе реформирования, прямо или косвенно влияют на все стороны учебно-воспитательного процесса.  

Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо  учить ребенка «умению чувствовать человека». Он считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Глава II. Достижение оптимальных результатов в нравственном воспитании обучающихся в реализации ФГОС НОО через сотрудничество с родителями

2.1. Специфика методов изучения семьи

Подготовка учителя к работе с родителями - актуальная и сложная задача. Сотрудничество с родителями  - одно из сложных направлений в работе каждого классного руководителя. Оно требует прежде всего от нас практического опыта работы с  учениками и их родителями,  а также педагогической, психологической  и методической начитанности учителя.

Нравственное формирование человека начинается с рождения. Одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьей, в которой растет, формируется и воспитывается ученик. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на развитие нравственных ценностей школьников.(Приложение №3)

 На учителе  лежит большая ответственность первой встречи с родителями и  проведение первого родительского собрания. Мне   важно знать все сведения о родителях: состав семьи, образование родителей (хотя это не всегда показатель ума в вопросах воспитания, обучения и развития детей), методы их семейного воспитания,  жилищные условия и многое другое. В беседе с родителями  узнаю о привычках, состоянии здоровья, уровне развития ребенка; интересуюсь, любит ли заниматься, трудиться, играть; есть ли место для занятий и игр, достаточно ли оно освещено и удобно ребенку. При первом посещении семьи  обращаю внимание и на то, какие обязанности имеет ребенок дома, какой они носят характер - эпизодический или постоянный; предоставляется ли ребенку возможность действовать самостоятельно, или его опекают даже в мелочах. Очень важно выяснить, поддерживают ли родители у будущего ученика интерес к учению, школе.(Приложение №4)

Приводя ребенка в  школу, родитель и сам как бы вступает в новую жизнь. Для него начинается многолетнее постоянное общение с учителем. От содержания, направленности этого общения всегда зависит результативность работы школы с семьей. К   каждой встрече с ними готовлюсь очень тщательно.

Идя в семью,  ставлю перед собой задачу выявления, обобщения и  в дальнейшем распространения лучшего опыта семенного воспитания.

Без таких посещений, без личного знакомства с практикой воспитания в каждой семье этот опыт был бы односторонним, базирующимся только на поведении ребенка в классе и беседах с родителями. Опыт семейного воспитания  собираю по крупицам. В одной семье это может быть оборудование детского уголка, в другой интересная организация досуга, культура общения, семейные традиции. Особенно интересен опыт организации в семье совместной деятельности взрослых и детей, их совместного труда, традиций воспитания. Положительный опыт пропагандирую в беседах с другими родителями, на собраниях,  через местную печать.

Родительский комитет  выбирается на родительском собрании, которое проходит в августе – сентябре. Определение кандидатур членов родительского комитета в количестве 5–7 человек – сложное, требующее большого внимания со стороны учителя дело. До собрания учитель обычно знакомлюсь с большей частью родителей: посещаю семьи учащихся, беседую с родителями индивидуально, знакомлюсь с документами каждого ребенка.

Чтобы родительский комитет был активной, инициативной силой и мог оказать действенную помощь в организации всех направлений учебно-воспитательной работы, в его состав входят  родители самых разных профессий и наклонностей. Родительский комитет избирается сразу на  весь срок обучения учащихся в начальной школе. Конечно, его состав, в зависимости от потребностей класса, может измениться: увеличиться, может произойти замена выбывшего или не справившегося со своими обязанностями члена и т. д.

Считаю для себя обязательным  посещение семей, в первую очередь тех, какие вызывают сомнение, тревогу, ведь учитель не имеет права работать вслепую. Составляю график посещения семей. Я считаю, что деликатным со стороны учителя  является заблаговременное предупреждение родителей о дне посещения семьи. Желательно, чтобы во время посещения  был весь её состав, потому что  складывается более реальное представление для последующей работы с ней.                                         Диаграмма №1 «Итоги посещения семей»

Ещё до поступления детей в школу был составлен график посещения семей, и родители были с ним ознакомлены. Июнь- 10% семей,  июль- 40%, август – 60%, на начало учебного года – 100%.

Стараюсь  тесно взаимодействовать с семьёй обучающегося, понимая, что без этого содружества невозможно сформировать нужные черты нравственной личности.          При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках  я рассматриваю взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы по повышению педагогической культуры родителей.  

Моя задача  - объяснить родителям, что первые уроки культуры поведения у ребёнка должны быть заложены ими и именно в семье.  Они закладывают основу его нравственного  стержня. (Приложение №5)

Организуя работу с родителями, стараюсь реализовать  следующие цели: а) просветительскую цель (научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми); б) консультативную  (совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного взаимодействия на детей в процессе приобретения ими общественных и учебных навыков); в) коммуникативную (передача опыта культуры  взаимодействия учитель-родители, родители – ученики.)

Разнообразная работа  с семьей ученика требует  определенных навыков и умений:

  1. использование   современных образовательных и  воспитательных технологии  в практической работе с родителями;
  2. хорошее видение  перспективы развития каждого ребенка и оказание помощи семье;
  3. установление  добрых взаимоотношений с семьей ученика, умение поддерживать деловые контакты с родителями с учетом их возраста и индивидуальных различий;
  4. с учетом конкретных условий жизни каждой семьи оказание помощи родителям в выборе  правильных путей и средств для достижения поставленной цели;
  5. грамотное планирование работы с родителями учащихся, составление плана классного педагогического всеобуча на основе изучения уровня воспитанности учеников  своего класса;
  6. видение  в родителях своих помощников, умение мобилизовать их на помощь учителю в школе;
  7. умение поддерживать авторитет родителей в семье, оказывать ей помощь в духовном обогащении и укреплении ее нравственных основ, в эффективном влиянии родителей на детей;
  8. методически правильная подготовка  и проведение родительских собраний  с использованием современных педагогических технологий.

Уверена в том, что учитель и родители всегда должны быть гармоничной парой: искусство нашего с родителями общения состоит в том, чтобы любую возникшую проблему решить  с ними  своевременно и профессионально.

2.2.Родители – социальные партнёры учителя 

Работа с родителями –один из труднейших участков деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Не зная детей и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания. Необходимость и  важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Каждый  ребёнок – это целый мир, и в воспитании нет готовых  рецептов. Проблему сотрудничества учителей, родителей и обучающихся считаю актуальной, поэтому хочу поделиться накопленным опытом работы. В достижении этой цели роль классного руководителя неизмеримо велика. Диаграмма №2

  1. -количество родителей, принимавших активное участие  во всех мероприятиях учебно-воспитательного процесса класса в начале учебного года (7-8 человек).
  1. - количество  активных родителей на конец учебного года.

На мой взгляд, современный классный руководитель должен быть внутренне свободным, сориентирован на ребенка, как на высшую ценность, на теплые и доверительные отношения с родителями.

Многолетний опыт работы в начальной школе  подтверждает  то, что нравственный человек (обучающийся), тот, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, не имеющие ничего общего с механическим подчинением, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями. Это то, как ведет себя ученик в отсутствии других людей, когда не испытывает контроля извне. Выработка таких взглядов, убеждений и соответствующих им привычек составляет цель нравственного воспитания.

Вовремя и правильно найденное слово, желание и умение помочь родителям поверить в свои силы, поддержать в трудную минуту, дать дельный совет иногда гораздо больше сближают учителя с семьей и укрепляют его авторитет, чем прочитанная лекция или квалифицированная консультация.

Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи учащегося необходима. Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с учителем, родители откровеннее рассказывают  о своих проблемах, затруднениях, иногда касаясь внутрисемейных  отношений.

Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если учитель строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные вариации и неожиданные повороты.  В достижении этой цели роль классного руководителя неизмеримо велика.

Именно потому сейчас так актуальна идея педагогики сотрудничества учителей, родителей и обучающихся. Чтобы сделать родителей своими единомышленниками в деле воспитания и образования подрастающего поколения, использую наиболее эффективные приёмы и методы, являясь объединяющим ядром образовательного пространства: учитель-родители-обучающиеся.

2.3. Формы и методы работы с родителями по воспитанию духовных ценностей у учащихся. 

Воспитание родителей на сегодняшний день – одна из важнейших задач в работе, стоящая перед педагогами и психологами, работающими в школе. Работа педагогического  коллектива школы с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещения семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, презентации, выставки работ учащихся.

        Успех в работе учителя с семьей ученика будет тогда, когда отношения с родителями строятся на высоком уважении интересов семьи, родительского авторитета, на всемерном содействии семье в ее духовном обогащении и тем самым в ее культурном и моральном влиянии на детей.

Привлекаю родителей к участию в организации учебно-воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы с учащимися.

Создание в обществе (школе, классном коллективе, в семье обучающегося) единого морального влияния на подрастающее поколение рассматриваю сегодня как одну из главных педагогических задач. (Приложение №6)

Основные задачи нравственного воспитания: 1. формирование нравственного сознания; 2. воспитание и развитие нравственных чувств; 3. выработка умений и привычек нравственного поведения.

В связи с переходом на обучение по  новым ФГОС НОО, поставила перед собой следующие задачи:

1. Более глубоко изучить, проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.

2. Использовать современные педагогические технологии воспитания, обучения и развития личности обучающегося  и конкретизировать роль личности классного руководителя в работе с родителями младших школьников.

3. Выявить наиболее эффективные формы и методы организации деятельности классного руководителя по внедрению инновационных подходов в работу с родителями по повышению творческой активности младших школьников и повышения качества успеваемости обучающихся.

         Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя, потому что самое ценное, чем должны дорожить школа и учителя, - это дети.

Я очень люблю свою профессию, свою 16 школу! Отлично понимаю: от чего и от кого зависит успех ребёнка, который пришёл в школу, каковы будут  его дальнейшие успехи. Ведь учитель для маленького школьника – это живое воплощение гуманности и справедливости, это как чудесная скрипка, которая каждый день играет дивную мелодию по волшебным нотам. Именно такого скрипача умеют ценить дети и их родители.

Стараюсь ничего не пропустить,  особенно в период адаптации младших школьников. Это самый  трудный, но в то же время удивительно интересный  и  необыкновенный период. Развитие личности обучающихся нам предстоит осуществлять по – новому.

Как крепкое, качественное зерно является залогом богатого урожая, так начальная школа  – основой успешности всей школьной жизни. [1]

Каждый  ребёнок – это целый мир, и в воспитании нет готовых  рецептов. Давно замечено, чтобы достичь лучших результатов в воспитании,  правильно воспитывать ребенка надо с любовью и интересом к его жизни, уважением к его личности.  Мы, учителя, обязаны учить молодых родителей принципам бережного прикосновения к детской душе. [2]

 Одно из обязательных направлений в моей работе как  учителя и классного руководителя является повышение  родительской компетентности, повышение их коммуникативной культуры, умения сотрудничать с детьми, находить с ними “общий язык”, развитие их родительских чувств. Одним из способов помочь родителям является их психологическое просвещение , обучение  навыкам сотрудничества с детьми, повышение их психолого-педагогической грамотности.

В практике работы коллектива нашей школы сложились наиболее рациональные ее формы: общешкольные  и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, встречи с интересными людьми, лекции, конференции, посещения семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ обучающихся.

Родители привлекаются к участию в организации учебно-воспитательного процесса: выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы с учащимися.

В рамках общешкольного психолого-педагогического просвещения родителей ориентирую их  на посещение школьного лектория, школьных тематических конференций по воспитанию их детей. Для родителей, испытывающих трудности в воспитании нравственных ценностей у младших школьников,  организуются родительские беседы в мини-группах. Общешкольное психолого-педагогическое просвещение родителей проводится по специально организованной программе с привлечением специалистов (психолог, педагог, медики и др.). 

Классное психолого-педагогическое просвещение осуществляется  в коллективной и индивидуальной форме на основе целей нравственного воспитания младших школьников. Коллективное психолого-педагогическое просвещение родителей класса наиболее удачно проводится в форме бесед с родителями, читательских конференций по воспитанию нравственных ценностей.

Родителей привлекаю и к внеклассной  работе, что способствует формированию у  них и детей активной жизненной позиции, интереса к общественной, познавательной  деятельности, развитию коммуникативных и организаторских способностей, умений самооценки и самоконтроля. 

Эффективный педагогический результат для всех типов семей - прием включения отцов и матерей в воспитательную работу  школы. Деятельное участие родителей в педагогическом процессе способствует приобретению ими навыков сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребенком. В связи с этим,  нами были запланированы участие родителей в конкурсах между родителями и детьми, совместных с детьми концертах, в организации экскурсий, каникул детей, оформлении классного уголка, в подготовке праздников, выставок, в оборудовании и оформлении кабинета и т.д.  Взаимодействие школы и семьи не ограничивается только родительскими собраниями. Это взаимодействие ежедневное.

И сегодня современным родителям необходима помощь, т.к. отсутствие знаний по психологии и педагогике ведет к ошибкам, непониманию, а значит:  к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива нашей школы направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей.                                  

Подобная работа предполагает 2 этапа:  просветительский  и этап организации совместной деятельности с семьёй. Считаю полезным использование коллективных бесед, интервью, анкетирования, решение ситуативных задач, творческих отчётов, опроса , ведение дневника и др.

Коллективная беседа на классном собрании при решении педагогических задач помогает мне выяснить мнение родителей по отдельным вопросам воспитания.(Приложение №7)

Интервью применяю тогда, когда нужно провести изучение мнения нескольких родителей по одному или нескольким вопросам одновременно. С этой целью планирую интервью у родителей из различных семей.

Анкетирование как метод исследования позволяет одновременно получить массовую информацию. Например, нужно знать, какие трудовые поручения дети имеют, каков их характер (разовые, постоянные) и др.

Анализируя анкеты, обобщая их,  делаю вывод о том, как решается вопрос воспитания детей в семьях, сравниваю полученные данные с  предыдущими.

Опрос родителей . Темы опроса продумываю заранее, подбираю наиболее актуальные. Предоставляю родителям идею свободного выбора интересующей их темы.

Творческие отчёты Важным аспектом психолого-педагогического просвещения родителей по воспитанию нравственных ценностей у школьников являются родительские собрания в форме творческого отчета по итогам  полугодия и учебного года.  Особенностью творческих отчетов является проявление взаимодействия родителей, обучающихся и классного руководителя в становлении ученического коллектива, поддержка жизненного самоопределения учащихся в поиске ими личностного смысла. (Памятка № 8)

Ведение дневника  записи встреч с родителями.  Записи о посещениях семьи помогают контролировать выполнение родителями рекомендаций школы, позволяют давать их в определенной системе. Записи недлинные, но  содержательные. На каждую семью в дневнике выделяю 2–3 страницы.

Тесты. начало/конец года                              

Диаграмма № 3 «Моя семья»                            

Чтобы глубже узнать родителей, изучила внутрисемейное межличностное отношение родителей и их влияние на успеваемость, так как семья обеспечивает человеку и поддержку, и защиту, и отдых, а детям воспитание и развитие.

В начале  учебного года мы вместе с  психологом школы, Кабановой Л.С., провели  рисуночный тест «Моя семья». Изучив все  рисунки, сделав наблюдения по технологии Тихонова, мы выделили в классе 6 типов семейного воспитания:  

Этот анализ подтверждает «тревожность» внутренних отношений в 4/2 семьях из 29. С учетом полученных результатов был составлен план работы с родителями.

Интересны родителям и такие формы работы, как  решение ситуативных задач, родительские собрания на духовно-нравственные темы, лекторий,  вечера вопросов и ответов, выставки, конкурсы, анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье, информационные стенды для родителей, выставки детских работ, совместно организованные с родителями праздники.

Уверена в том, что успех осуществления поставленных задач во многом зависит от характера тех взаимоотношении, которые складываются между учителем и родителями. Основой таких взаимоотношений являются доверительные контакты.

Понимаю, что в  их создании ведущая роль принадлежит  мне как классному руководителю и  как учителю, т.к.  педагог должен «обладать высоко развитым чувством ответственности перед родителями за обучение и воспитание детей,  постоянно изучать и всесторонне знать семьи учащихся; быть советчиком, другом, доверенным лицом каждой семьи, хранить известные ему семейные тайны; всегда помнить о ранимости родительских чувств; уметь показать детям положительные качества их родителей и, опираясь на это, способствовать повышению их авторитета; считаться с мнением родителей о своей деятельности, терпеливо воспринимать их критические замечания в свой адрес, не забывать при этом, что самокритичность педагога поднимает его авторитет в глазах родителей».

От того, как будет обращено к семье моё слово, каким тоном, при каких обстоятельствах оно будет сказано, часто зависит результат. Вовремя и правильно найденное слово, желание и умение помочь родителям поверить в свои силы, поддержать в трудную минуту, дать дельный совет иногда гораздо больше сближают учителя с семьей и укрепляют его авторитет, чем прочитанная лекция или квалифицированная консультация.

В общении с родителями никогда не допускаю назидательного тона, нравоучительных замечаний.  В работе с ними учитываю то, что большинство из них знают о своих обязанностях, стремятся их выполнить, но не всегда умеют сделать это правильно. Обязанность школы – помочь им  в этом.

Любовь и уважение родителей всегда завоёвываю прежде всего добросовестной работой, чутким отношением к детям.. Без этого нельзя рассчитывать на сотрудничество. Всегда стремлюсь найти путь к сближению и установлению с родителями контактов, необходимых для выработки общих мер воздействия на ребенка. Но, обдумывая пути и формы общения с семьями своих учеников, помню  о том, что ни в коем случае нельзя идти на поводу у родителей.  Однако не боюсь делать в нужных случаях замечания, предъявлять те или иные требования, добиваюсь  выполнения  рекомендаций, данных  по воспитанию ребенка.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности родителей и детей. Родительский коллектив класса каждую четверть знакомлю с планом воспитательной работы, создавая условия для принятия совместных решений по вопросу организации мероприятий в каникулярное и учебное время.   Диаграмма №4 «Если ты отец»

1/3

2/3

1/3 –количество отцов, посещавших родительские собрания в начале учебного года

2/3 – количество отцов на собраниях в конце года.

Родителей  и учителя  можно сравнить со скульптором. Только в руках у нас особый материал – дети.  Какими  они будут  в дальнейшем  -  во многом  зависит от нас. Убеждена в том, что в начальной школе всё начинается с Учителя, а дети – самое лучшее, что есть на Земле! [3]

2.4.Методы и приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

 В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям. Традиционными источниками нравственности являются:

1. Патриотизм. 2. Социальная солидарность 3. Гражданственность 4. Семья 5. Труд и творчество 6.Экологическое сознание.

7.  Искусство и литература 8. Природа 9. Человечество сотрудничество.

10. Наука.

Ведущую роль в реализации воспитательных задач  играет образовательный процесс, реализуемый в ходе освоения основных  предметных программ и программ формирования универсальных учебных действий.

Принципами построения УМК «Перспективная начальная школа» являются: приоритет воспитания в образовательном процессе, деятельностный  характер обучения и воспитания. Все предметы, включая и предметы эстетического цикла, работают на общий результат, формируя у ребенка единую современную картину мира и развивая умение учиться и быть воспитанным.

Все дети по своей природе  -пытливые искатели. На уроках окружающего мира на экране открывается перед ними чудесный мир в живых красках, красоте и доброте. В любимых детьми дидактических играх дети чувствуют себя ведущими в открытии новых знаний. Уроки литературного чтения – это особые уроки. Считаю, что самая главная задача – нравственное воспитание, становление личности ребёнка через чтение.

Здесь незаметно для себя каждый маленький читатель впитывает важные в нравственном отношении вещи: доброту, душевность, отзывчивость.

Анализируя отношение учащихся к процессу обучения,  выявлено  следующее:                                   на  начало./конец года                                                                                                  Таблица №1

Всего учащихся

Повышенный уровень познавательного интереса

Средний уровень

Низкий уровень

29

8/11

18/16

3/2

Понимаю, что огромная роль в активизации познавательной деятельности учащихся принадлежит как учителю,  его методическому мастерству, так и родителям. Важным методическим моментом является самостоятельный поиск, "добывание" знаний учениками из различных источников.

Чтобы работать результативно и целенаправленно,  была составлена программа, направленная на воспитание духовно-нравственных качеств младших школьников, которой  мы придерживаемся  в течение всех четырёх лет обучения ребёнка в начальной школе. Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Целью данной программы  является сохранение духовно-нравственного здоровья детей. В реализации этой цели педагоги ставят следующие задачи:

1.Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.

2.Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

3.Развивать музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.

4.Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения,  обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.

5.Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию.

6.Прививать трудовые навыки, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

Педагоги школы осуществляют работу по следующим направлениям:

1.Духовно-нравственное

2.Спортивно -  оздоровительное

3.Интеллектуальное

4.Социокультурное

Основные принципы программы:

1.Принципы духовно-нравственного воспитания

(гуманистическая направленность воспитания, природосообразность, культуросообразность, светский характер образования и законность).

2.Принципы отбора содержания образования

(научность и каноничность, многоуровневость, учёт требований типовых программ).

3.Принципы организации занятий:(наглядность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, связь теории с практикой, воспитание в процессе обучения, вариативный подход).

Характеристика деятельности: 

сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Методы реализации программы: 1.Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсии; работа с текстами,  составление кроссвордов, иллюстрирование .

2.Словесный (чтение литературных произведений; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; проведение сюжетно-ролевых, дидактических игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров).

3.Практический (организация продуктивной деятельности учащихся).

Щукина Г. И. выделяет  следующие  группы  методов:

  1. методы  формирования  сознания  личности;
  2. методы  организации  деятельности  и  формирования  опыта  общественного  поведения;
  3. методы  стимулирования  поведения  и  деятельности.

Уверена, методы достигают цели, когда у воспитанников сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. С этой целью широко применяю следующие:

  1. Методы словесно-эмоционального воздействия (рассказ,  разъяснение,  этическую  беседу  и  метод  наглядно-практического  воздействия  –  пример).
  2. Этическая  беседа –метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон- учителя и учеников.
  3. Пример - воспитательный  метод  исключительной  силы.   Пример

родителей,  воспитателей,  друзей.  Большую  воспитательную  силу  имеет  и пример  героев  книг,  фильмов,  исторических  деятелей,  выдающихся ученых.

  1. Диспут.  Я использую его как приём в этических беседах, т. к. этот метод  для младших школьников сложный .

Дают положительную динамику следующие формы работы с детьми:

  1. Индивидуально-групповые занятия,  игры нравственного и духовного содержания
  2. Занятия-практикумы взаимного обучения и воспитания. На базе класса организована творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества.

В нашей школе функционируют  два музея: литературно-краеведческий музей и музей Боевой Славы, где собран богатейший материал. Учителя  постоянно  обращаются к проблеме использования материалов краеведения на уроках  и во внеурочной деятельности. Сколько добрых воспоминаний оставили   писатели Н.И. Леденцов и В.А. Разумневич! Ежегодно гостем в нашей школе является московский поэт Н.А. Горохов,  встречи  с которым  интересны и незабываемы.

Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.[4]

Учащиеся моего класса в 100% составе посещают различные кружки: «Я исследователь»,  «Умелые руки», занятия в музыкальной и художественной  школах, спортивные секции, кружок бальных и  русских народных танцев.

 Все руководители данных кружков обращаются к  воспитанию духовной культуры через проведение бесед, спортивных праздников,  организацию выставок, концертов, связанных с традициями русского народа (масленица, посиделки, тематическая проектная деятельность, концерты-отчёты и т. д.), что очень близко детской психологии. Отрадно то, что каждый из 29 моих первоклассников нашёл себе занятие по душе: спорт, рукоделие, музыка, танцы…Даже простое общение детей друг с другом – это то, что духовно и физически формирует человека с малых лет и до конца жизни.

2.5.Диагностика уровня  духовно – нравственной воспитанности младших школьников и  анализ результатов.

Предполагаемый результат:

  1. Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру.
  2. Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.
  3. Потребность к сопереживанию.
  4. Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; формировании истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера.
  5. Деятельное отношение к труду.
  6. Ответственность за свои дела и поступки.

Для диагностики и выявления уровня сформированности нравственных качеств  моего класса методами исследования были выбраны методика М.Рокича, Е.Ф. Шубиной, М.И. Шиловой, Н.Е. Щурковой. (Приложение №9)

Мне было интересно, как мои ученики объясняют такие понятия, как «добро», «дружба», «милосердие», «долг». Было индивидуально опрошено 29  первоклассников:                                              

Диаграмма № 5 «Верное объяснение»

Первоклассникам проще всего было объяснить, что такое «дружба» и «добро». Трудности испытывали при определении понятия «долг».                                                                                                

В определении данного понятия большинство детей показали  эмоциональное толкование.

Безусловно, чтобы видеть положительный результат в воспитательной работе, все используемые методы и формы работы с детьми требуют высокой педагогической квалификации.

Диагностический мониторинг психологического статуса родителей и детей помог отследить наличие положительной динамики в эмоциональном состоянии детей и родителей, прошедших через систему тренинговых занятий:

  1. уменьшился уровень ощущения “тревожности и конфликтности семейной ситуации” и у родителей и детей на 30–40 %;
  2. повысился уровень “благоприятности семейной ситуации” у родителей на 33%, у детей на 18%;
  3. преодолено “чувство неполноценности” в семейной ситуации и у родителей и детей на 100%;
  4. 1\3 родителей почувствовали свою воспитательскую уверенность, свои силы, перспективы, возможности;
  5. улучшился психологический микроклимат семей;
  6. положительные изменения в эмоционально-личностной сфере участников работы положительно отразились на эмоциональном состоянии детей: снизился уровень агрессивности детей на 10%, нормализовалась самооценка у 100% детей.
  7. контрольный срез уровня сформированности духовно-нравственных ценностей у учащихся  показал эффективность использованной методики и разработанной программы на всех этапах исследования.

III. Заключение

Правильная и разумная организация учебно-воспитательного процесса в нашей школе – это заслон бездуховности и гарантия всестороннего гармоничного развития личности  школьника. Работа с родителями  младших школьников в современных условиях по достижению оптимальных результатов в воспитании духовно-нравственных ценностей у детей позволила сделать следующие выводы:

  1. Изучены диагностические методы по формированию нравственных качеств у младших школьников: анкета, тест, опрос, которые позволяют выявить уровень воспитанности.
  2. Выявлены наиболее эффективные формы и методы организации деятельности классного руководителя в работе с родителями.
  3. Использование в работе диагностических карт помогло определить уровень обученности  учащихся.(Приложение №10.
  4. Наблюдения показали, что плодотворное участие родителей в учебно-воспитательном процессе побуждают учащихся к активному учению и развитию познавательных способностей.
  5. Использование в работе диагностических карт помогло определить уровень духовно-нравственного воспитания.
  6. Мини-исследования и наблюдения показали, что  существенным показателем динамики в нравственном развитии является уменьшение разрыва между знаниями детей о морали и их поведением.
  7. Применение инновационных подходов в учебно-воспитательном  процессе побуждают обучающихся к активному учению, развитию  способностей и повышению общей культуры. 

В практике своей работы апробирую и использую передовые педагогические технологии, которые  позволяют иметь 100  % успеваемость, прочное качество  знаний и  высокий уровень воспитанности обучающихся и в последующих классах:

  1. технология педагогической поддержки, применение которой помогает добиться  высокой контактности с учениками и их родителями;
  2. технология личностно-ориентированного обучения и воспитания даёт возможность строить учебно-воспитательный процесс с учётом личностных качеств учащихся;
  3. технология организации «ситуации успеха» помогает координировать процесс личностного  роста  как детей, так и взрослых;
  4. технология интенсификации учебно-воспитательного процесса позволяет делать процесс обучения и воспитания содержательным, глубоким и интересным;
  5. здоровьесберегающая технология направлена на то, чтобы не допускать умственных, физических и эмоциональных перегрузок обучающихся;

Проведённые мониторинги по использованию технологий и активному внедрению ведущих дидактических теорий (Т.И. Шамовой, М.Н. Махмутова, Л.В. Занкова) доказывают, что всё это оказывает положительное влияние  на нравственное воспитание обучающихся.  

Однако у некоторых учащихся теоретические знания преобладают над практическими умениями. Поэтому работу по формированию нравственности буду продолжать. Для ликвидации разрыва необходимо:

  1. обучать детей анализировать  поступки и выделять их нравственное содержание, выражать его в словесной форме;
  2. побуждать детей ставить перед собой вопросы нравственного характера, помогать находить на них ответы;
  3. постоянно оценивать поведение детей с точки зрения тех норм, которыми они хотят овладеть.

Мне интересно работать над этой проблемой ещё и потому, что  я  являюсь руководителем творческой группы классных руководителей 1-4 классов Ресурсного центра по проблемам воспитательной работы при МБОУ СОШ №16. Воспитание - это  дело тонкое, творческое, во многом зависит от индивидуальности учителя, ведь педагогическое мастерство складывается из множества компонентов.

Только кропотливая, ежедневная работа с родителями обучающихся приносит положительные результаты: родители постепенно становятся первыми помощниками во всем. Они не гости в школе, а равноправные члены классного коллектива. Они с желанием идут в школу, живут жизнью своих детей. 

У поэта Михаила Светлова есть удивительные слова: «Настоящий Учитель – это не тот, кто тебя постоянно  наставляет, а тот, кто помогает тебе стать лучше».

Ученик, отправляясь в школу, ждёт что-то новое, радостное для себя, надеется на успех и одобрение учителя…«Ребёнку ведь так мало нужно: чувствовать себя умным и счастливым. А счастливого ребёнка легче учить и воспитывать… Надо только почаще смотреться, как в зеркало, в удивительные  детские глаза». (Приложение №11)

Школа начинается с Учителя! В каждом ребёнке есть невидимые струны; если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат!  Я верю  в успех, в детей, в свой  педагогический метод! (Приложение №12)

Библиография

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /М-во образования и науки Рос. Федерации.-М.:Просвещение,2010.-31с.

2.Данилюк А.Я.,Кондаков А.М., Тишков В.А. /Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России., Москва «Просвещение»,2009г

3.Ожегов С.И. ,Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка/Российская АН.;Российский фонд школы;- 2-е изд.

4.Лунина Т. Методические рекомендации по проведению родительских собраний. //Воспитание школьников - 2002 г. - № 9. - С. 15.

5.  Сивова Т.В. Материалы к родительскому собранию в начальной школе //Завуч начальной школы - 2004 г. - № 1. - С. 103.

6.Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспитательном процессе. Л., 2009г.

7. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С. 3-6

8. Нравственное  развитие  младшего  школьника  в  процессе  воспитания/ Под  ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой  – М.: Педагогика, 2011- 461с.

9.Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 2011.- 254с.

                                         Приложение (перечень)

Раздел 1

  1. Заявка………………………………………………………………………………………...1
  2. Аннотация……………………………………………………………………………………2
  3. Тезисы…………………………………………………………………….. ………………...3
  4. Сведения об апробации результатов исследовательской и педагогической деятельности  (справки о внедрении), сведения о публикациях, докладах на конференциях и методических семинарах………………………………………………...5

Раздел 2 Публикации

 [1].Публикация в газете Балаковского муниципального района «Балаковские вести» № 35 (3573) от 23.05.2012г. «Если в семье первоклассник»: vestibal@mail.ru...................................................................................................................................6

[2]. Публикация в газете Балаковского муниципального района «Балаковские вести» № 16 от 26.02.2013г.«Наполнить душу добротой» vestibal@mail.ru..................................................................................................................................7

[3]. Публикация в газете «Суть» №  15   от 13.04.2010г. «Сейчас таких  не бывает»  www.sutynews.ru................................................................................................................................8

[4] . Публикация в газете Балаковского муниципального района «Балаковские вести» № 95 от 18.12.2012г. «Принцип бережного прикосновения»: vestibal@mail.ru...............................................................................................................................10

 [5].Газета «Шмель» от № 4 от 20.01.2010г. Блиц-интервью «Учитель с большой буквы»

……………………………………………………………………………………………………..11

Раздел №3 Профессиональные достижения…………………………………………………...12

 Сертификат  муниципального конкурса «Учитель года -2013»………………………………13

 Сертификат участника Четвёртой Всероссийской конференции        «Современные технологии развития образовательных технологий - 2013»  (г. Москва). Педагогическое общество России… ………………………………………………………………………………14

Сертификат  участника  Четвёртой  Всероссийской конференции        «Современные технологии  развития образовательных технологий - 2013»  (г.Москва,  Институт  новых технологий………………………………………………………………………………………..15

«Современные  технологии  развития образовательных технологий - 2013»  (г. Саратов……………………………………………………………………………........................16

Сертификат  «Инновационные формы внеурочной деятельности в начальной школе при введении ФГОС»…………………………………………………………………………………17

Сертификат участника XI Межмуниципального фестиваля методического творчества в рамках Регионального Ресурсного центра непрерывного образования……………………………………………………………………………………19- 20

Благодарственное письмо Издательства Академкнига, Москва, 2012г………………………..21

Диплом ООО «Редакционно-издательский центр «Поволжье» , Саратов, amelinff@mail.ru...............................................................................................................................22

Сертификат руководителю школы профмастерства в рамках ММЦ по проблемам воспитательной работы………………………………………………………………………..23-24

Справки -подтверждение  выступлений на заседаниях Ресурсного центра..25-28

Раздел 4. Приложения (№1 - №12)

Приложение №1. Памятка «Это важно помнить»………………………………………………29

Приложение №2. «Памятка родителям первоклассника»………………………………………29

Приложение №3. «Алгоритм встречи с родителями»…………………………..........................30

Приложение №4. «Методы и приёмы воспитания нравственных ценностей у младших школьников»……………………………………………………………………………………… 31

Приложение №5.«Уроки нравственной воспитанности»………………………. ……………..31

Приложение №6.«Тематика бесед с родителями по вопросам семейного воспитания»………………………………………………………………………………………..31

Приложение №7.«Памятка при проведении бесед»…………………………….........................31

Приложение №8. «Формы проведения творческого отчёта»…………………………………..32

Приложение №9.  Исследование по М.И. Шиловой «Мои достоинства и недостатки»………………………………………………………………………………………...32

Приложение №10. Анкета «Оцени себя сам»……………........................................................... 33

Приложение №11 «Сводный лист»……………………………………………………………....33

Приложение № 12.   «Портрет  выпускника начальной школы»……………………………….34

Раздел№4. Диаграммы (стр. в материалах работы)

Диаграмма №1 «Итоги посещения семей обучающихся»………………………………………10

Диаграмма №2 «Уровень заинтересованности родителей в  школьных делах»……………………………………………………………………………………………….12

Диаграмма  №3. Рисунчатый тест «Моя семья» (Технология Тихонова)…………………………………………………………………………..........................16

Диаграмма №5 «Если ты отец»…………………………………………………………………...18

Диаграмма №4. «Верное объяснение»…………………………………………………………...22

Раздел №5. Таблица (стр. в материалах работы)

Таблица №1 «Уровень познавательного интереса обучающихся»…………………………….19

Раздел №6. Презентации

Презентация №1»Достижение оптимальных результатов в воспитании обучающихся через сотрудничество с родителями как результат реализации ФГОС НОО»

Презентация №2  «Дом, в котором мы живём»

Презентация №3 «Дружеская встреч

Презентация № 4 «Дети- это самое лучшее, что есть на Земле»

Презентация №5 «Школьные годы чудесные»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учителя и классного руководителя

Портфолио Калимуллиной Зульфии Минвакиловны, учителя и классного руководителя начальных классов МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Ап...

Выступление Психологические аспекты в деятельности учителя и классного руководителя

В этом выступлении обращается внимание на психологические аспекты в развити третьеклассников...

конкурс для учителей "Я - классный руководитель!"

Публикация конкурсной работы классный час "С детства дружбой дорожить учат в школе... (с презентацией)...

1 класс. 2012- 2013 учебный год. Отчёт учителя и классного руководителя.

В этом отчёте  показаны все классные, школьные,  районные и общероссийские мероприятия, в которых принимал участие класс в 2012- 2013 учебном году. Проделана очень большая работа, в которой ...

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ.

Почти 30 лет назад, когда я только начинала свою трудовую деятельность, особенную трудность вызывала у меня работа с родителями. Родители порой были ровесниками моим  папе и маме, а опыта и знани...

каталог для помощи молодым учителям

здесь расположены различные сайты для проектной деятельности, доп материалов и тд....