Формирование патриотического отношения к малой родине
статья по теме

Белозерова Елена Николаевна

        В предлагаемой  статье  изложены формы  и  методы  историко- краеведческой  деятельности  в 1-4 классах. Статья адресована  учителям начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование   патриотического  отношения  к  малой  родине

Белозерова  Е.Н.,

МБОУ СОШ № 24 города Белово

        В предлагаемой  статье  изложены формы  и  методы  историко- краеведческой  деятельности  в 1-4 классах. Статья адресована  учителям начальной школы.

        Академик Д.С.Лихачев: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже плохенькие,- значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны,- он, как правило, равнодушен к своей стране».

Начальная школа- это время формирования человеческой личности. Важной задачей воспитания всегда было и остается воспитания патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

       Актуальность этой задачи в современных условиях подчеркнута в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы». Эта программа направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

        Приоритетной задачей в своей работе я считаю воспитание в учениках высокой гражданственности, развитие интереса к истории и культуре своей Родины. Приобщение к культуре начинается с раннего возраста, когда ребенок стоит на пороге открытий окружающего мира.

         История-это один из тех предметов, которые не являются обязательными в курсе школы, они изучаются либо на факультативных занятиях, либо в интегрированном курсе «Ознакомление с окружающим миром». Исторический материал в данном курсе завершает изучение предмета «Ознакомление с окружающим миром» в начальной школе (Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Мир вокруг нас. Учебник для начальной школы.4 класс. В 2ч.) Педагогически переход от  знакомства с первоначальными сведениями о природе и обществе к исторической части курса вполне логичен. Сформированные представления учащихся о жизни человека в современном обществе, экономике, взаимодействии человека с окружающей средой, нашем государстве (природе, хозяйстве, городах России), памятниках всемирного культурного наследия позволяют приступить к исторической пропедевтике.    

        Одна из целей исторической пропедевтики - подвести четвероклассников к пониманию истории как жизни человечества, протяженной во времени. Учебный курс  «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов  начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается  постоянно в школе и за ее стеклами. Сам учебный курс  является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась на внеклассных занятиях.

        Одним из ведущих формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества:

чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа.

         Выбор конкретных тем по краеведению должен быть тесно связан с программным материалом по чтению, природоведению, истории, изучаемым в данный период, с памятными событиями в жизни школы и страны и зависеть от времени года.

          Характерной особенностью является повторное обращение к одним и тем же объектам в разных циклах, благодаря чему ребенок имеет возможность расширить и углубить уже имеющиеся знания, умения и навыки по краеведению.

        А начинается все в первом классе с изучения родной школы. Для ребят было все вновинку: и свой  класс, и просторное, светлое здание школы, и актовый и физкультурный залы. И мы отправляемся в путешествие по школьным этажам, в канцелярию, медицинский кабинет, столовую, библиотеку, комнату школьника, школьный музей. Экскурсии проводили учителя- предметники во время «окон», руководитель школьного музея, педагог дополнительного образования и я. Каждый раз мы посещали 1-2 объекта. Из рассказа руководителя школьного музея дети узнали, когда открылась школа, кто был первым директором, какими традициями славится.

 Из отзывов ребят после экскурсии стало ясно, что им нравится в школе все!  

Много экскурсий было проведено и общественные здания поселка: теплицу, почту, Бачатское ТВ, в пожарную часть, к фонтану, мемориалу, центр детского творчества, музыкальную школу, поселковый музей.

        На этих экскурсиях обязательно подчеркивалась важность труда людей, которые здесь работают, необходимость специальных знаний, умений. После экскурсии были проведены классные часы: «Какие профессии живут в нашей семье»,  «Может ли труд сделать человека счастливым.» На школьном празднике «Разговор о профессии» мои четвероклассники представили проект «История пожарной охраны России.»

        Сплочению членов семьи, пониманию детьми, как тесно жизнь их семьи связана с жизнью Отечества, помогает работа над такими темами, как: «Вклад моей семьи в дело Победы» ( сбор материалов с записью рассказов; приглашение ветеранов войны и труда на встречу; сообщения учащихся; выступление ветеранов ; исполнение песен, стихов; просмотр кинофильмов);

«Семейные реликвии» с демонстрацией наград памятных сувениров, книг, фотографий, писем с фронта и т.д.

 «Я, мое имя, его значение» (совместно с родителями идет подбор сведений и готовится короткий рассказ – сообщение каждого ученика. В результате собирается  альбом имен класса.)

  В  акции  гражданской, патриотической направленностью: «День птиц» дети и родители изготавливают скворечники, кормушки, собирают семена. Затем идут в парк, детские сады и на их территории развешивают «птичьи домики».    

        Совместная работа детей и родителей не только способствует их духовному сближению, но и является для ребенка первым шагом в познании Родины, ее истории, традиций.

Переходя в старшие классы, ребята не теряют интерес к краеведческой деятельности. Они становятся опорой для классного руководителя среднего звена при подготовке походов, игр, организации сопровождения групп младших школьников.

Литература.

1.Дрешина Е.И. Воспитываем любовь к малой родине [Текст] / Е.И. Дрешина // Начальная школа.- 2004.-№5.-с.19.      

 2.Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе [Текст] / Н.А. Ивашкина // Начальная школа.-2007.-№7.-с.29-33.

3.Крючкова Е.А. Урок знакомства с исторческой хронологией и исторической картой в 4 классе [Текст] / Е.А.Крючкова //Начальная школа.-2006.-№12.-с.55-59.

4.Комплекп учебников «Школа России» Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч. М «Просвещение», 2007.-с.85-91.

5.Питинова Т.Г. Изучение родного края [Текст] / Т.Г. Питинова // Начальная школа.-2006.-№11.-с.86-89.

Resource id #1112

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

Проект инновационной площадки МБОУ ООШ № 3 г. Гуково Ростовской области по формированию ЗОЖ в условиях формирования ФГОС

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится...

работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения

Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2    класс   ...

Формирование универсальных учебных действий. Деятельность учителя по формированию УУД.

Представлены виды универсальных учебных действий, способы по формированию УУД в начальных классах. Презентация к сообщению....