Досуговая программа "Имею право"
проект (1 класс) по теме

Максименко Елена Вячеславовна

. Предлагаемая разработка тематической недели по правовому воспитанию учащихся включает  турниры, конкурсы, познавательные беседы, дискуссии, литературные игры, которые позволят учащимся основательно проработать нормативно-правовые акты по защите прав человека, ребенка, что, несомненно, сыграет свою роль в воспитании уважения к человеческой личности, научит разбираться в трудных ситуациях.

            Данный материал может быть использован для организации работы по реализации прав человека в школе, в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация

           Правовые знания  нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения  в различных жизненных ситуациях, имеющих юридическую силу. Предлагаемая разработка тематической недели по правовому воспитанию учащихся включает  турниры, конкурсы, познавательные беседы, дискуссии, литературные игры, которые позволят учащимся основательно проработать нормативно-правовые акты по защите прав человека, ребенка, что, несомненно, сыграет свою роль в воспитании уважения к человеческой личности, научит разбираться в трудных ситуациях.

        Данный материал может быть использован для организации работы по реализации прав человека в школе, в семье.

         Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования, учителям начальных, средних и старших классов, может быть использована сотрудниками различных учреждений системы образования для проведения воспитательной работы с учащимися, родителями.

        

        

Содержание

  1. Досуговая программа «Имею право» …………………………………………3

  1. Сценарии деловых игр «Взгляд в себя» и «Законы писаны для всех»………6

       III. Список использованной литературы…………………………………………20

I.          Досуговая программа « Имею право»

                                                                             «Дети не будущие личности: они уже  

                                                                         личности. Дети – существа, в думах

                                                                               которых  открываем  зародыш  всех

                                                                               мыслей и чувств, которые  волнуют

                                                                               нас и подрастанием этих зародышей

                                                                               надо руководить с нежностью».

                                                                                                                   Януш Корчак.

Социально – педагогическое обоснование программы

       Права человека! Права ребенка! Эти фразы прочно вошли в нашу жизнь и прижились в нашем обществе. Но еще звучат реплики, что мы не знаем своих прав, что они не выполняются, что не все понимают значимость этих юридических норм. Правовое воспитание школьников определяется теми изменениями, которые происходят в стране. В современных условиях меняется характер отношений между Государством и Личностью. Появилась возможность проявить себя в экономической и политической областях, реализовать себя как личность, и в то же время значительно возросла ответственность за свою судьбу. Жизненный успех определяется приоритетом таких свойств  личности, как предприимчивость, деловитость, умение быстро и правильно ориентироваться в системе социальных и экономических отношений, их правовом регулировании, действовать в соответствии со своими интересами, не переступая при этом закон. Этим определяется особая значимость правового воспитания как условия становления правовой культуры граждан и укрепления правопорядка. Человек должен с детства расти с прочным пониманием необходимости знаний своих прав, обязанностей и прав других людей, чтобы его действия не наносили вред другим. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных ситуациях. Ребенок должен уважать себя и знать, что закон на его стороне.

         Исходя из вышеизложенного, совместно с комплексной программой МБОУ ООШ № 3  «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних через создание здоровьесберегающей среды, развитию творческих способностей и мотивации познавательных интересов», планом воспитательной деятельности  включен  проект досуговой программы «Имею право».

        Цель программы: способствовать формированию у учащихся правовой культуры, становлению общественно активной,  социально компетентной личности, обладающей чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободу человека, готовой и умеющей отстаивать и защищать их

Задачи:  

  • Закрепить и обобщить знания учащихся о гражданско – правовых нормах международного и отечественного законодательства и правовых терминах.
  • Повысить у детей уровень знаний своих прав и свобод.
  • Научить использовать теоретические знания на практике в повседневной жизни.
  • Формировать понятие о преступлении и правонарушении, об уголовной и административной ответственности, умение прогнозировать последствия своих поступков.
  • Воспитывать уважение к законам, культуру поведения.
  • Формировать умение соблюдать элементарные правила безопасности.

Концепция программы

         Начало XXI в. ознаменовано новыми тенденциями в правовом воспитании.  Их  особенностями являются:

      1) Практико – ориентированный подход - главным критерием эффективности правового воспитания является полезность правовых знаний для практической жизни.

       2) Опора на социальный опыт ребенка.

       3) Формирование активной гражданской позиции личности.

       4) Уважение к правам человека и нормам международного права - в связи с этим актуализируется проблема воспитания у учащихся осознанного законопослушного поведения, уважения к закону, правам других людей, воспитанию отрицательного отношения к аморальному поведению.

       5)  Обеспечение необходимого уровня юридической грамотности школьника.    

        Основу содержания правового воспитания определяет формирование  у детей правосознания, т.е. комплексной системы правовых знаний, умений, навыков. Прежде всего, это ознакомление школьников с понятиями и принципами естественных прав человека, принципами уважения человеческого достоинства. В связи с этим, главная задача школьного уполномоченного по правам ребенка состоит в том, как в ходе передачи учащимся правовых знаний эффективно привить осознание всех положительных сторон законопослушного поведения, выбора в пользу правовых вариантов реализации своих прав и интересов в различных жизненных ситуациях.

        Целостность системы правового воспитания обеспечивается единством основных идей, преемственностью его содержания на каждом этапе, а также единством методических подходов к его осуществлению.

        Основное  содержание правового воспитания на каждом этапе  строится с учетом возрастных особенностей учащихся.

        Методические приемы обучения праву в младших и старших школьников, безусловно, отличаются  друг от друга.

         Основные задачи правового воспитания в младшем школьном возрасте – расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творчества и воображения, формирование у них элементарных представлений об обществе в целом и их малом сообществе в частности.

         У младших школьников необходимо сформировать представление о человеке как о главной ценности общества, им также необходимо дать начальные сведения о Конституции Российской Федерации, роли права в жизни людей, правах человека и ребенка. Важная роль принадлежит формированию понятий о своей малой Родине (родной город, поселок, улица, школа), семье, своей родословной, обучение младших школьников первичным навыкам учебной деятельности, толерантного общежития (отношения с одноклассниками, взрослыми, культура общения и т.д.) Необходимо также приобщение младших школьников к первичным формам нормотворчества (совместная работа по выработке  детьми правил жизни группы)?

        Учитывая особенности детей младшего возраста, в работе можно использовать сказки, другие литературные произведения, в которых сюжеты и рисунки связаны с нравственно – правовыми проблемами. Мир сказки в этом случае выступает для учащихся как один из способов представления реальной жизненной ситуации.

        Основные формы, используемые в работе с учащимися младшего возраста:

  • наблюдения, беседы, экскурсии, общение с представителями различных профессий;
  • обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, дискуссии;
  • написание сочинений, подготовка небольших сообщений по проблеме, формулировка собственных определений некоторых понятий;
  • викторины, морально – правовые беседы с использованием художественных образов.

         Правовое воспитание младших школьников имеет прежде всего нравственно – этическую основу.

           В старшем школьном возрасте в рамках правового воспитания обеспечивается формирование:

  • устойчивой потребности в правомерном поведении;
  • углубленного уровня правовых знаний (различных отраслей права, отдельных законодательных актов);
  • способностей к теоретическому анализу правовых ситуаций;
  • навыков реализации своих прав в социальной сфере в широком правовом контексте.

          Организация работы  по правовому воспитанию старших школьников               основывается на следующих исходных принципах:

  • школьный уполномоченный по правам ребенка не преследует цель сформировать конкретные знания об отраслевом законодательстве или международном праве, а лишь знакомит школьников с некоторыми проблемами юриспруденции;
  • необходима опора на социальный опыт ребенка при рассмотрении правовых ситуаций и моделей правомерного поведения личности;
  • целесообразны вариативность и альтернативность воспитательных технологий.

     Основные формы, используемые в работе с учащимися старшего возраста:

  • различные виды индивидуальной, парной, групповой работы;
  • проведение деловых, имитационных, сюжетных ролевых и других игр по праву;
  • работа с источниками, творческие проекты, мозговые штурмы.

    Ожидаемый результат:

Учащиеся должны научиться:

  • Различать справедливость от несправедливости, правильное от неправильного,  

хорошее от плохого.

  • Избирательно относиться к людям, событиям и явлениям окружающего мира, объяснять свои взгляды, выражать свое личное мнение о том, что для них значимо.
  • Управлять своими эмоциями, контролировать свое поведение, оценивать свои поступки и прогнозировать их возможные последствия
  • Участвовать в дискуссиях, обсуждать  актуальные темы.
  • Осознавать наличие у людей потребностей и необходимость выполнения определенных обязанностей для удовлетворения этих потребностей.

    Психологическое сопровождение программы.

     Психологическое сопровождение досуговой программы предполагает проведение психолого – педагогических исследований с участием детей и педагогов. Программа сосредоточена на воспитании у детей позитивного отношения к окружающему миру, на осознании себя полноправным членом общества, на понимании своей ценности и значимости. Ее реализация формирует у ребенка такие качества, которые будут необходимы ему для благополучной адаптации в детском коллективе, помогут решить жизненные проблемы, возникающие в общении со сверстниками, противостоять отрицательному примеру в поведении.

       На мировоззренческом уровне – это сформированность адекватных возрасту взглядов, оценок и убеждений, наличие глубокого познавательного интереса, наличие правовых знаний.

       На нравственно – этическом уровне – это сформированность оценок окружающей действительности, наличие морально – этических установок, основанных на общечеловеческих ценностях; способность строить дружеские отношения со сверстниками, не ущемляя прав других; эмоционально – нравственная регуляция поведения в конфликтных ситуациях.

       Методы психодиагностики:

  • Методы опроса
  • Методы тестов
  • Метод анкетирования
  • Метод статистического анализа полученных данных.

     Изучение эффективности воспитательного воздействия осуществляется через  следующие методики:

  • «Размышляем о жизненном опыте»
  • Методика «Ситуация выбора»
  • «Выявление коммуникативных склонностей учащихся»
  • Методика «Пословицы»
  • Методика диагностики уровня творческой активности  и др.

Реализация программы.

          В реализации данной программы участвуют педагоги и все учащиеся МБОУ ООШ №3, педагог – психолог, администрация.

          Реализация досуговой программы осуществляется в течении учебного года.

Работа по программе выстраивается в несколько этапов.

1 этап. Подготовительный.

Проводится анкетирование среди учащихся по выявлению уровня правовых знаний.

и планирования содержания часов общения. (приложение 1) 

2 этап. Подготовка и проведение педагогами часов общения в классных коллективах, на которых освещаются следующие темы:

  • «Как закон охраняет детей»  (Конвенция  ООН о правах ребенка, Всеобщая декларация прав человека).
  • «Законы писаны для всех» (Правонарушения и преступления. Особенности ответственности несовершеннолетних).
  • «Добро и зло» (Вредные привычки у детей).

3 этап. Проведение деловых игр.

* Деловая игра «Взгляд в себя» -  для учащихся младшего школьного возраста (приложение  3)

* Деловая игра «Законы писаны для всех»  - для учащихся подросткового возраста.

4 этап. Мониторинг уровня сформированности правовых знаний у учащихся.

Методики и результаты исследований (приложение) 

5 этап. Рефлексия.

Подведение итогов тематической недели.

II.   Сценарии деловых игр   «Взгляд в себя»

и    «Законы писаны для всех»

Деловая игра «Взгляд в себя»

для учащихся младшего школьного возраста

Цель: Закрепить и обобщить знания учащихся о гражданско – правовых нормах и правовых  терминах, проверить у детей уровень знания своих прав и свобод, формировать умение прогнозировать последствия своих поступков, воспитывать уважение к законам, культуру  поведения и умение соблюдать элементарные правила безопасности.

Материалы и оборудование: фрагменты из м\ф «Золушка», «Дюймовочка», фрагменты из популярных детских песен, карточки с семейными обязанностями.

Предварительная работа: тематические часы общения в классных коллективах, подготовка инсценировки.

Ведущий – школьный уполномоченный по правам ребенка.

Жюри –  педагог обществознания, педагог-психолог, администрация, родительская общественность, Совет старшеклассников.

Ход игры.

Вед.    Добрый день, дорогие друзья! Мы рады видеть вас в нашем уютном зале и искренне надеемся, что игра, которую нам предстоит сегодня сыграть, тоже будет уютной, теплой и очень доброй, т.к. она посвящена правам ребенка. Ну, а называется она – «Взгляд в себя».

      Очень часто в нашей жизни срабатывает пословица: «В чужом глазу соринку разгляжу, а в своем бревна не вижу». Сегодня мы не то что попытаемся ее опровергнуть, нет. Мы постараемся рассмотреть: что же находится внутри нас. В каком обществе мы живем, какие имеем права и обязанности.

       Ну а сейчас, давайте перейдем к процессу формирования команд. Я попрошу встать всех, кто себя уважает.

         Встают все, кто себя уважает.

Вед. Теперь, из тех, кто встал, я прошу сесть тех, кто бывает в себе неуверен.

         Садятся те, кто бывает в себе неуверен.

Вед. Их тех, кто остался, я попрошу поднять правую руку интересных людей.

        Правую руку поднимают интересные люди.

Вед. Ну, а сейчас, я попрошу зааплодировать тех, кто считает себя лидером.

         Два человека, которые зааплодировали себе первыми, выходят на сцену.

Вед.  Прошу любить и жаловать наших лидеров, именно они и станут капитанами команд, которые нам предстоит сформировать (каждая команда должна состоять из четного числа участников). Сейчас, каждый из лидеров по очереди назовет имя человека, с которым ему хотелось бы играть в одной команде. Те, чьи имена прозвучат, должны будут быстро подняться на сцену и встать рядом с выбравшим их лидером. После чего этим ребятам также предстоит назвать имя того, с кем они хотят играть в одной команде. И так до тех пор, пока группы не будут сформированы.

Вед. Группы сформированы. А, значит, настало время представить членов жюри.

            Представление жюри.

Вед. Уважаемые представители групп, наверно, вы полагаете, что у Вас уже есть команды. Нет. Команда у Вас появится только тогда, когда Вы станете сплоченным коллективом, сможете придумать название своей команды и дать ему обоснование. На все это у вас 3 минуты.

    Ну, а пока команды готовятся, у меня есть несколько вопросов к болельщикам. Раз уж сегодня речь пойдет о правах и обязанностях, скажите, пожалуйста, что такое «права» и что такое «обязанности»?         На сцену для ответа приглашаются 2 человека.

Вед. Спасибо болельщикам, давайте узнаем, к какому же решению пришли наши команды.

«Визитка команды»

Вед. Одним из основных документов, защищающих наши права, как вы уже знаете, является «Всеобщая декларация прав человека» Следующий конкурс, который предлагается командам, определит знание командами ее основных статей.

Викторина «Права литературных героев»

    Вед. Командам предлагаются видеофрагменты из м/ф «Золушка» и «Дюймовочка». Участники должны ответить, какие права  героев были нарушены. ( «Золушка» -право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня, «Дюймовочка» - право на личную неприкосновенность, воспользовалась правом на искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований).

       Вед. А сейчас давай те вспомним сказки, м\ф, в которых были нарушены права героев.  

  1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?  («Серая шейка», «Красная Шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.
  2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросенка», «Заюшкина избушка»)
  3. Героини каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка – путешественница», старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»
  4. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или приключения Буратино»
  5. В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и его работнике Балде»)
  6. Какие сказочные герои реализуют право пользоваться научно-техническими достижениями? (Барон Мюнхаузен, Алиса – девочка из будущего)

   Вед.   С понятием права мы сталкиваемся не только в литературных, но и в музыкальных произведениях. Сейчас для команд прозвучат музыкальные фрагменты из популярных детских песен. Игроки должны сказать, о каких правах в ней идет речь.

  1. Песня бременских музыкантов - «Ничего на свете лучше нету» (Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.)
  2. «Чему учат в школе»  (Право на образование)
  3. «До чего дошел прогресс» из к/ф «Приключения Электроника». (Право на пользование благами научно-технического прогресса.)
  4. «На крутом бережку» из м\ф «Приключения кота Леопольда»   (Право на отдых.)

    Вед.  А пока жюри подводит итоги конкурса «Права литературных героев», я предлагаю болельщикам и командам посмотреть сценку «Я не лев» (предварительная подготовка обучающихся 4 класса)

Место действия: Джунгли…не очень спокойные.

Рассказчик: Все звери в джунглях были ужасно взволнованы. Весть о рождении белого львенка разносилась повсюду. Это был особый львенок, стало ясно сразу всем. Но он не подчинялся правилам и  поссорил всю семью.

Львенок Карли: Я – львенок Карли. Мне бы хотелось, чтобы Принц помог нам все убрать.

Львенок Чарли: Мне бы тоже хотелось, чтобы у него были такие же обязанности, как и у нас.   И еще, чтобы он вымыл за собой посуду перед тем, как идти гулять.

Белый принц: Да, я - принц. Перестаньте придираться ко мне. Я же не виноват, что я лучше вас (Гладит себя по спине). Правила были созданы для обыкновенных львят, а не для меня.

Львенок Карли: Ты - подлый!

Львенок Чарли: Ты – самый, самый подлый!

Король Лев: Перестаньте дразнить Принца. Разве вы не видите, что он не такой как все.

Оставьте его в покое. ( В это время принц корчит рожицы, показывает язык.)

Львица: Мне, как маме, хочется сказать вам всем. Ваш отец прав. Он всегда прав. Вы должны  оставить Принца в покое. Он такой особенный, ему необязательно следовать всем  правилам.

Рассказчик: День за днем Принц развлекался, пока все трудились, им приходилось жить по Правилам, чтобы выжить в этом мире.

Карли: Так дальше нельзя. Мы должны что-то сделать!

Чарли: Я придумал! Нам надо вымазаться белой краской, и тогда мы будем такими же, как Принц.

Карли: Отличная идея! Пойду, достану краску.

Рассказчик: Чарли и Карли нашли ведро с краской. Им хотелось. Им хотелось Принцем стать,  чтобы больше не работать, а все время отдыхать.

Львица: Ой (визг)! Что вы сделали? Это не по правилам. Смойте всю эту краску и  отправляйтесь спать.

Чарли: Ну, мама!

Львица: Никаких «Ну, мама», делайте то, что я вам говорю.

Чарли: Как мне все это надоело!

Карли: Знаешь, я придумал еще кое-что. Давайте переоденемся в Жирафов и Носорогов. Они подумают, что мы из другой семьи, и нам больше не придется подчиняться этим глупым правилам.

Рассказчик: Чарли и Карли добыли костюмы, чтобы никто их не узнал, чтоб маму с папой провести, и обойтись без правил.

Львица: Чарли, Карли… Зачем вы так вырядились? Неужели вы думаете, что я не узнаю    

своих детей?

Львенок Карли: Мама, мы устали. Почему мы должны соблюдать все правила, а Принц – нет?

Король Лев: Мы уже много раз вам говорили, что принц не такой, как все. Почему он должен соблюдать все правила, как будто он – обыкновенный львенок. Вы же понимаете,          

что он -  не-о-бык-но-вен-ный.

Чарли: Все! С меня хватит! Я ухожу!

Карли: Я тоже.

Рассказчик: Львята уложили свои вещи и ушли из дома в лес. В поисках другой семьи и

 правил, одинаковых для всех. Львица Лили поняла, как была не права. Папа с мамой были не правы. В семье все должны быть равны.

Король Лев: Лили, я так скучаю по Карли и Чарли. Мне кажется, они были правы.

Львица Лили: Я тоже ужасно скучаю по львятам. И мне тоже кажется, что они были правы. Правила должны быть справедливыми и одинаковыми для всех.

Рассказчик: Карли и Чарли вернулись домой. Все были рады, даже Принц. Все по правилам живут, обид и ссор нет больше тут.

Карли: Мама, можно я пойду погуляю?

Львица: А ты убрал в своей пещере?

Чарли: Папа, мне можно посмотреть телевизор?

Король: А ты сделал уроки?

Принц: Мама, можно мне пойти в кино?

Львица: А ты все уже убрал?

Король: Похоже, теперь в нашей семье все живут по правилам.

    Вед. Ребята, как вы думаете, какая основная мысль этой сцены? (Правила должны быть справедливыми и одинаковыми для всех.)

Вед. А теперь игра со зрителями.

Игра  с залом «Птицы».

     Если в тексте я говорю слово, которое не относится к птицам, то зрители топают ногами. В остальных случаях надо хлопать в ладоши. Будьте внимательны

            Прилетели птицы: голуби, синицы,

            Мухи и стрижи, голуби, синицы,

            Аисты вороны, галки, макароны,

            Голуби, куницы, голуби, синицы,

            Чибисы, чижи, галки и стрижи,

            Комары, кукушки, голуби, синицы,

            Галки и стрижи, чибисы, чижи,

            Аисты, кукушки. Даже совы-сплюшки,

            Лебеди и утки и спасибо шутке!      

         

Жюри сообщает результаты конкурсов.

Конкурс  «Наши качества»

  Вед.  Ребята, что на ваш взгляд, больше всего мешает в людях (ваших товарищах) и что помогает нормальным взаимоотношениям в классе. Из предложенных качеств первая команда выберет качества, которые помогают, а вторая команда – те качества, которые мешают нормальным взаимоотношениям людей. (Дети получают листы бумаги, на которых написаны качества людей)

  • болтливость,  - вспыльчивость, - выдержка, - вежливость, - жадность, - грубость,
  • вежливость, - воля, - занудливость, - жесткость, - мужество, - щедрость, - лень,
  • хитрость, - эгоизм, - стыдливость, - трудолюбие.

Вед.  В Статье 12  Конвенции о правах ребенка закреплено Право на проживание в семье.

Каждый ребенок имеет право жить в семье с родителями, которые заботятся о нем. Но кроме прав, каждый член семьи имеет свои обязанности.

Давайте сегодня попробуем заглянуть в будущее. Попробуем представить себя, ну хотя бы на месте своих родителей. Для этого мы с вами проведем небольшую игру. Нам необходимо по два человека от команды. Сейчас эти ребята условно попробуют создать семью. Они должны будут выбрать себе роли (мамы, папы, дочки и сына). И, чтобы это была действительно семья, они должны будут выполнить определенные обязанности (в соответствии со своей ролью).

    (Для этого на столе лежат карточки с обязанностями, учащиеся подходят к столу,  садятся на стулья, и начинают выбирать себе роли)

Пока участники выбирают обязанности, звучит спокойная музыка.

ПАПА       –   работать, обеспечивать семью;

  • если что-то испортилось в квартире, производить ремонт;
  • охранять порядок и покой в доме;
  • если есть сын, я учу его разбираться в технике.

МАМА      -   должна создавать семейный уют (шить, убирать, стирать, готовить);

  • воспитывать детей;
  • кроме домашних хлопот, я хожу на работу;
  • Если есть дочь, учить ее быть хорошей хозяйкой (заниматься с дочерью)

ДЕТИ        -   ходить в школу (дома учить уроки, а из школы приносить хорошие отметки);

-  помощь родителям (уборка комнаты, вынос мусора, мытье посуды и т.д.)

  • слушаться и уважать своих родителей.    

     Обязанности, выбранные учащимися, прикрепляются к доске. Отмечается, что у членов семьи есть и совместные  обязанности.            

Вед. Пока жюри подводит итоги игры, я предлагаю командам и залу  поиграть в игру «Можно – нельзя»

На утвердительный ответ все должны хлопать в ладоши, на отрицательный – топать ногами

-         уважать; - воровать; - обманывать; - помогать; - сочувствовать; - вредничать;

  • драться; - слушать учителя; - соблюдать школьные правила; - мешать на уроках;
  • кричать; - не допускать оскорблений; - беречь школьное имущество; -не делать плохого другим.

Подведение итогов, награждение победителей медалями.

Вед. Вот и подошла к концу наша игра. Надеюсь, вы многое узнали о правах и законах.

                          Мы знаем о законе мало, не больше всех иных,

                          Мы знаем, делать нужно то, что благо для других.

                          Не нужно думать и гадать, пытаться описать закон

                          Его лишь нужно соблюдать, не наносить урон.

Рефлексия. После окончания мероприятия всем присутствовавшим предлагается при выходе из зала отразить свое мнение о нем. В случае, если мероприятие понравилось, дети приколоть на стенд солнышко, а если нет – тучку.

Деловая игра «Законы писаны для всех»

для учащихся старшего школьного возраста.

Цель: Закрепить и обобщить знания учащихся о гражданско – правовых нормах и правовых  терминах, проверить у детей уровень знания своих прав и свобод, формировать умение прогнозировать последствия своих поступков, воспитывать уважение к законам,       профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

Материалы и оборудование: карточки с «зашифрованными» словами, музыкальные  фрагменты из к\ф,  кроссворд, звуковое письмо.

Предварительная работа: тематические часы общения в классных коллективах.

Ведущий – школьный уполномоченный по правам ребенка.

Жюри –  педагог обществознания, педагог-психолог, администрация, родительская общественность, Совет старшеклассников.

Эпиграф

        Права человека являются основой человеческого существования и сосуществования. Права человека являются всеобщими, неделимыми и взаимозависимыми. Именно права человека делают нас людьми. Они являются теми принципами, при помощи которых мы создаем священный дом для человеческого достоинства.

                                                       (из послания Генерального секретаря ООН Кофи Аннана)

Ход игры.

Вед.    Добрый день, дорогие друзья! Мы рады видеть вас в нашем уютном зале и искренне надеемся, что игра, которую нам предстоит сегодня сыграть, тоже будет уютной, теплой и очень доброй, т.к. она посвящена правам ребенка. Ну а называется она – «Законы писаны для всех».

Ее суть в том, что вам необходимо покорить форт Кодекс. А для этого вы должны добыть 6 ключей. Каждый из ключей откроет по букве из слова «Кодекс» и тогда форт будет покорен. Представьте, что сейчас  вы все находитесь в морском порту, где на причале стоит корабль, готовый к отплытию, но на нем отсутствует команда и нам сейчас необходимо ее набрать. Я попрошу встать всех, кто себя уважает.

         Встают все, кто себя уважает.

Вед. Теперь, из тех, кто встал, я прошу сесть тех, кто бывает в себе неуверен.

         Садятся те, кто бывает в себе неуверен.

Вед. Их тех, кто остался, я попрошу поднять правую руку интересных людей.

        Правую руку поднимают интересные люди.

Вед. Ну а сейчас, я попрошу зааплодировать тех, кто считает себя лидером.

         Два человека, которые зааплодировали себе первыми, выходят на сцену.

Вед.  Прошу любить и жаловать нашего  лидера, именно он и станет  капитаном  команды. Капитану нужен помощник, поэтому он сам назовет имя человека, с которым ему хотелось бы быть в одной команде. Тот, чье имя  прозвучит, должен будет быстро подняться на сцену и встать рядом с капитаном. После чего помощник капитана выбирает лоцмана. Остальных членов команды выбирают также, предварительно посовещавшись. И так до тех пор, пока команда из восьми человек не будет сформирована.

  1. ЗАДАНИЕ.

Первый ключ от форта вы получите, если выполните лексико-научное задание. Вы должны не только расшифровать слова, относящиеся к вопросам правоведения, но и дать их научное толкование.

1. ПОВАР (право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе).

2. НИВА  (вина – необходимое условие для привлечения к какой – либо ответственности, выражающееся в умысле или неосторожности лица по отношению к совершенному им общественно опасному деянию.

3. НКОАЗ   (закон – нормативный акт)      

Вед. Молодцы, вы за свои знания получаете первый ключ. Завоевать второй ключ игроки смогут, если справятся со следующим заданием.

  1. ЗАДАНИЕ.

Ваша задача – услышав мелодию из кинофильма, вспомнить его название и вид

преступления, которое в нем совершается.

  1. Вальс из к\ф «Берегись автомобиля»
  2. «Бриллиантовая рука»
  3. «Джентельмены удачи»

Вед. Вы получаете второй ключ от форта

III.     ЗАДАНИЕ.

Правовая викторина.

  1. Назовите основные нормативные документы, в которых закреплены права человека.

(Конституция РФ, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка).

      2.   Кем выбирается президент РФ  (народом)

  1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за ряд таких преступлений как: убийство, умышленное нанесение телесных повреждений причинивших расстройство здоровья,  изнасилование, разбой, грабеж, кражу, злостное хулиганство?
  • 14 лет
  • 16 лет
  • 18 лет
  1. Всеобщая декларация прав человека была принята:
  • 15 февраля 1949 года
  • 10 марта 1950 года
  • 10 декабря 1948 года
  1. С какого возраста детям разрешено подрабатывать
  • с 12 лет
  • с 14 лет
  • с 16 лет

      6. Из предложенных формулировок нужно выбрать ту, которая соответствует определению преступной группы.

А. Группа называется преступной, если в нее входит много людей и они совершают противоправное действие.

Б. Группа называется преступной, если хотя бы два лица совместно участвовали в совершении преступления в качестве его исполнителей.

В. Группа называется преступной, если несколько человек сговорились о совершении преступления.

        Также нужно ответить на вопрос: кто попадает в преступную группу? (варианты ответов записаны на доске)

  • Слабохарактерный человек
  • Лидер по своему характеру
  • Человек, который не может противостоять большинству
  • Человек, который умеет добиваться поставленной цели
  • Трус по своей сущности
  • Человек, который всегда отстаивает свою точку зрения
  • Человек, который не умеет соизмерять свои возможности с потребностями
  • Человек, который ради других способен себе сделать хуже
  • Безжалостный человек.

ВЕД. На подготовку отводится 2-3 минуты. А для зрителей мы подготовили  следующие загадки.

ЗАГАДКИ.

  1. На выставках собой гордится, бывает доброй и суровой,

            А если что, летит как птица за нарушителем закона.  (Собака)

  1. Два блестящих кольца, посреди – цепочка,

            Хулигана – подлеца успокоят точно.                        (Наручники)

  1. Тот, кто был там, тот, наверно задался таким вопросом:

             Почему там небо в клетку, а друзья в полоску?       (Тюрьма)

  Вед. А сейчас заслушаем ответы участников игры.

          Молодцы, вы заработали уже 3-й ключ. Приступим к выполнению следующего задания.

IV.  ЗАДАНИЕ.

Команде необходимо инсценировать ситуации вовлечения подростка в преступную деятельность.

1.Инсценировать ситуацию с кражей денег так, чтобы было совершено преступление, показав, что подросток не смог отказаться от подобного предложения.

2.Инсценировать ситуацию с кражей (угоном) автомобиля так, чтобы преступление не было совершено, показав, как можно отказаться от подобного предложения.

ВЕД.  Пока ребята готовятся, у зрителей тоже есть возможность заработать очередной ключ и показать знания правовой терминологии.

  1. Слово из 5 букв. Нормативный правовой акт, изданный высшим органом  

государственной власти  (закон).

  1. Слово из 14 букв. Противоправное деяние, причиняющее вред обществу  

(правонарушение).

3.   Слово из 5 букв.  Заключение под стражу  (арест).

  1. Слово из 9 букв.  Предусмотренная законом мера государственного принуждения, применяемая к лицу за совершенное правонарушение (наказание)
  2. Слово из 18 букв. Граждане, не достигшие восемнадцатилетнего возраста  (несовершеннолетние).
  3. Слова из 13 букв. Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступленя  (подозреваемый).
  4. Слово из 7 букв. Постановление, вынесенное судом первой инстанции в результате судебного разбирательства   (приговор).

Вед.  Ну, а сейчас посмотрим разыгрываемые ситуации вовлечения подростка в преступную деятельность.

Вопросы после просмотра 1-й ситуации:

  1. Какие правовые нормы нарушили ребята? (посягательство на чужую собственность)
  2. Какое наказание могли бы понести ребята? (ст.87 УК, кража, от1 до 3 лет, если ранее не судимы)

Вопросы после просмотра 2-й ситуации:

  1. Как вы оцениваете ответы подростка в этой ситуации?
  2. Какое наказание могли бы понести ребята?

Вед.  Сегодня в нашем зале собралось много  старшеклассников, которые тоже могут в таких ситуациях. Один из ребят нашел возможность отказаться от предложения так называемых друзей, при этом, не испортив отношений с ними, а  в первом случае  у подростка этого не получилось. Как не смог выйти из плохой компании автор письма, которое я случайно прочла в газете «Граждановедение».  Оно так и называется «Письмо издалека»

        (Письмо зачитывается учеником под тихую грустную музыку)

 «Колька, какой же я был дурак. И как правильно поступил ты, когда ушел из нашей команды. Тебя хоть за это и избили. Вот и все твои страдания. Ты живешь дома, ходишь по улицам, смотришь телевизор, когда захочешь, едешь в деревню к бабушке и дедушке. Ты – свободный. А мы как крепостные. Все делаем с разрешения. У меня совсем не бывает свободного времени. И это даже лучше, потому что когда мы не в мастерских и не в классе, то деремся не на жизнь,  а на смерть. У меня все болит внутри. Колька, держись за жизнь на свободе. Она того стоит…»

Вед.  Хочется надеяться, что это письмо заставило вас задуматься над проблемой: «Если бы я оказался в преступной подростковой группировке, то смог бы найти в себе смелость и силу воли, чтобы покинуть ее?» А команда получает еще один ключ от форта «КОДЕКС»

V.  ЗАДАНИЕ.

Вед. Проанализируйте конкретную правовую ситуацию.

      В школе стали пропадать вещи: вначале  исчезали ручки, фломастеры, иногда книги, затем пропала куртка из школьного гардероба. И, наконец, случилось более страшное. В гардеробе спортзала Юля сняла перед уроком и положила в карман платья золотую цепочку и сережки. Вспомнила она об этом только через день, но в кармане ничего не было. Ее мама написала заявление о краже в милицию и сообщила в школу. Ученики 7 «Б», где училась Юля, решили сами провести расследование. Они устроили «обыск» портфелей в своем классе и обнаружили пропавшие вещи у Наташи М. Этого никто не ожидал, так как Наташу все знали как добрую, прилежную и честную девочку.

       Наташа плакала, клялась, что она никогда ничего не крала и не знает, как попали эти вещи к ней в портфель. Было начато следствие.

 -  Какими правами в этой ситуации обладала Наташа? (Прежде всего, это общее и для взрослых и для детей право на презумпцию невиновности. Презумпция невиновности – это особый порядок, согласно которому человек считается невиновным до тех пор, пока не будет доказана его вина. Она может быть установлена только в суде. Если суд вынесет человеку обвинительный приговор, только тогда он по закону преступник. Это делается специально, чтобы предотвратить возможные юридические ошибки.

 - Могут ли Наташу поместить в следственный изолятор до вынесения приговора? (Нет. До суда Наташа имеет право находиться дома.) Кроме того, с материалами дела и ходом следствия могли ознакомиться ее родители.

 -  У Наташи не было отца, а у мамы было больное сердце. Узнав о беде, она слегла. В этом случае  присутствовать при допросе имел право классный руководитель.  Мария Степановна во многом помогала Наташе: она не пропустила ни одного следственного дознания, поддерживали девочку морально, не давала упасть духом.

     Адвокат Наташи, оплату которого по закону государство взяло на себя, объяснила, что в случае вынесения обвинительного приговора Наташа имеет право на ходатайство о пересмотрении  результатов следствия и решения суда. Но в это время произошла очередная кража. Следствие по делу Наташи было приостановлено.

-  Какие одинаковые со взрослыми права имеет ребенок в случае юридической ответственности?

(право на защиту, т.е. приглашение адвоката, право на презумпцию невиновности и др.)

- Есть ли у детей особые, «привилегированные» права? (Да, право на участие в допросе педагога, право на ознакомление с ходом следствия родителей и опекунов.)

Вед. Кто же ворует? Этот вопрос не давал ребятам покоя, и они решили устроить засаду. В результате застали одну из учениц 9-го класса Свету Ш. На месте преступления. На этот раз она пыталась украсть дорогую меховую шапку. Ребята хотели задержать Свету, но она схватила коньки и ударила Диму по голове. Подоспели другие ребята. Виновницу задержали. Оказалось, что у Димы сотрясение мозга и рассечена голова. Было начато следствие.

  • Какими правами обладает Света при привлечении ее к ответственности?
  • Существуют ли различия и какие между правовым положением Наташи и Светы?

Вед. Молодцы, вы получаете последний ключ и теперь можно открыть все буквы. Наша игра – «Законы писаны для всех» - подошла к концу. Форт Кодекс покорен. И пусть девизом вашей жизни станут мудрые слова Демокрита: «Не из страха, но из чувства долга должно воздержаться от дурных поступков!»

Звучит песня. Мелодия «Надежда»

             Пусть проходят дни, летят года, но у них у всех большое сходство

             Не уйдет из моды никогда Кодекс правды, чести, благородства.

             Нужно только каждому найти в жизни неизменные каноны.

             Веру в правду смело пронести, не нарушив строгие законы.

             Надежда  пусть в каждом живет, пусть никто не забудет о чести,

             И счастье нас точно найдет, пока будем верить все вместе.

Рефлексия. При выходе из зрительного зала учащимся предлагается отразить свое отношение к мероприятию. Если игра понравилась – положить в коробочку белый кружок, а если нет – черный

АНКЕТА

«ЧТО Я ЗНАЮ О СВОИХ ПРАВАХ?»

Привет! Предлагаем тебе принять участие в социологическом исследовании. Внимательно прочитай вопрос и ответь тот вариант, который в наибольшей степени соответствует  твоему мнению.

1. Как ты  считаешь, необходимо ли знать о своих правах?

                         а) да

                         б) нет

                         в) затрудняюсь  ответить.

2. Знаком ли ты с  Декларацией о правах ребенка?

           а) знаком

           б) слышал, но не читал

           в) не  слышал

3. Чем может быть ограничено право подростка свободно выражать свое мнение? (выбрать            только один вариант)

           а) ничем

           б) мнением друзей

            в) законодательством

            г) светами родителей

            д) другое ____________________________________________.

4. Как ты думаешь, вправе ли родители запретить тебе общаться с друзьями, которые им  не нравятся?

            а) да

            б) нет

            в) затрудняюсь  ответить.

5. Как ты считаешь, обязан ли ребенок посещать школу?

            а) да

            б) нет

            в) затрудняюсь  ответить.

 6. На твой взгляд, вправе ли ты отказаться заниматься уборкой школьной территории?

            а) вправе

            б) не вправе

            в) затрудняюсь  ответить.

7. Хотелось бы тебе узнать о своих правах подробнее?

            а) да

            б) нет.

8. Если «да», то какую форму получения  информации ты предпочитаешь? (отметь только один вариант)

            а) лекция

            б) индивидуальная беседа

             в) видеоматериал

             г) игровая форм

             д) самостоятельное чтение

             е)другое ____________________________

АДАПТИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ ТЕСТА

«РАЗМЫШЛЯЕМ О ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ»

ДЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ

(составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой, адаптирован В. М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым)

Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся 3—4 классов.

Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «м» — мальчик, «д» — девочка). Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.

Номер вопроса

Буква ответа

а

б

в

1

*

2

*

3

*

Важно   проследить   за   тем,   чтобы   во   время   тестирования   атмосфера   содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.

Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.

1.        На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты делаешь?

а)        обойду, не потревожив;

б)        отодвину и пройду;

в)        смотря какое будет настроение.

2.        Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика), которая (который) одиноко
сидит в стороне. Что ты делаешь?

а)        ничего, какое мое дело;

б)        не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

в)        подойду и непременно заговорю.

3.        Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?

а)        тороплюсь в школу;

б)        если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;

в)        звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...

4.        Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?

а)        предложу свою помощь;

б)        я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

в)        если попросят, я, конечно, помогу.

5.        Ты узнал, что твой одноклассник Несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом
случае?

а)        очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

б)        ничего: жизнь вообще несправедлива;

в)        вступаюсь за обиженного.

  1. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?
    а) они мои, раз я их нашел;
  2. б)завтра спрошу, кто их потерял;

в)  может быть, возьму себе.

7. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?

а) на шпаргалки;

б) на усталость учителя: авось, пропустит;

в) на свои знания.

8. Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?

а) поболтаюсь немного, потом видно будет;

б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

9. Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости
учиться. Что ты ему ответишь?

а) соглашусь с благодарностью;

б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;

в) отказываюсь решительно.

10. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как
ты поступишь?

а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;

б) выполняю, конечно;

в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться

11. Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-
нибудь об этом?

а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

б) не знаю, как придется;

в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

12. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь,
что способен это сделать. Как ты поступишь?

а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;

б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;

в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

13. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят: «Есть важное дело. Надо».
Как ты поступишь?

а) напомню о праве на отдых;

б) делаю, раз надо;

в) посмотрю, что скажут остальные.

14. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как ты к этому относишься?

а) отвечаю тем же;

б) не замечаю, это не имеет значения для меня;

в) разрываю все отношения с этим человеком. .

15) Ты узнал, что школу закрыли по катая-то причинам. Как ты реагируешь?

а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться,;

в) буду ждать новых сообщений.

16. Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников?

а) ужасно завидую, мне неудобно;

б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;

в) мне все равно.

17. Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки
требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?

а) отдаюздоровье дороже;

б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;

в) подарков не отдаю, сражаюсь с ними.

18. Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?

а)        быстро начинаю скучать;

б)        хорошо себя чувствую, лучше, чем дома:

в)        не замечал.

19.        Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?

а)        отбираю интересное и приношу;

б)        ненужных книгу меня нет;

в)        если все принесут, я тоже кое-что отберу.

20.        Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?

а)        у этого человека был, конечно, свой личный интерес;

б)        человеку просто повезло прославиться;

в)        уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.
Большое спасибо за ответы!

Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах: Графа а. Сосчитать * на вопросы 1,4, 11, 12, 18, 19. Графа б. Сосчитать * на вопросы б, 10, 13, 15, 16. Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах: Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20. Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19. Графа в. Сосчитать *на вопросы 11, 12.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

ТЕСТ «РАЗМЫШЛЯЕМ О ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ»

(составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковои)

Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся.

Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина,

анонимность (возможно лишь

указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «ю» — юноша, «д» —

девушка).

Предварительно   подготавливаются   листы   бумаги   для   более   удобного    подсчета результатов.  

Номер вопроса

Буква ответа

а

б

1

2 3

*

*

*

Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.

Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.

1.        На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?

а) обойду, не потревожив;

б) отодвину и пройду;

в) смотря какое будет настроение.

2.        Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая
(который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?

а) ничего, какое мое дело;

б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

в) подойду и непременно заговорю.

3.        Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?

а) тороплюсь в школу;

б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;

в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...

4.        Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?

а) предложу свою помощь;

б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

в) если попросят, я, конечно, помогу

5.        Вы  покупаете  клубнику.   Вам   взвешивают  последний  оставшийся  килограмм.   Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос?

а) сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время;

б) оборачиваюсь и предлагаю половину;

в) не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно.

6.        Вы узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете в этом
случае?

 а)         очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;,

б) ничего: жизнь вообще несправедлива;

в) вступаюсь за обиженного.

7.        Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги. Что делаете?

а)        они  мои, разя их нашел;

б)        завтра спрошу, кто их потерял;

в)        может быть, возьму себе.

8.        Сдаете экзамен. На что рассчитываете?

а)        на шпаргалки, конечно: экзамен это лотерея;

б)        на усталость экзаменатора: авось, пропустит;

в)        на свои знания.

9.        Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?

а)        найду что-нибудь рядом с домом;

б)        поищу высокооплачиваемую работу;

в)        хочу создавать нечто ценное на земле,

10.        Какой из трех предложенных видов путешествия Вы выберете?

а)        по России;

б)        по экзотическим странам;

в)        по одной из ведущих развитых стран.

11.        Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпримете Вы?

а)        поболтаюсь немного, потом видно будет;

б)        ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

в)        присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

12.        Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости
работать. Что Вы ответите этому волшебнику?

а)        соглашусь с благодарностью;

б)        сначала узнаю, скольким он обеспечил, таким образом существование;

в)        отказываюсь решительно.

13.        Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите?

а)        забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;

б)        выполняю, конечно;

в)        увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.

14.        Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом?

а)        да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

б)        не знаю, как придется;

в)        зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

  1. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать. Но что Вы делаете в данный момент?

а)        поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;

б)        сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;

в)        я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

16.        Вы с товарищами собрались ехать на дачу в солнечный теплый день. Вдруг Вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете?

а)        еду на дачу согласно плану;

б)        не еду, остаюсь, конечно;

в)        жду, что скажет мой товарищ.

17.        Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов Вас устроит?

а)        бездомный щенок;

б)        взрослый пес с известным Вам нравом;

в)        дорогой щенок редкой породы.

  1. Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как реагируете

а)        напомню о праве на отдых;

б)        делаю, раз надо;

в)        посмотрю, что скажут остальные.

19.        С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к атому относитесь?

а)        отвечаю тем же;

б)        не замечаю, это не имеет значения;

в)        разрываю,  связь.        

20.        Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом музыкальном инструменте). Ваши
родители Вас
 непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?

а)        играю, конечно;

б)        разумеется, не играю;

в)        когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.

21.        Вы задумали принять гостей. Какой вариант Вы предпочтете?

а)        самому (самой) приготовить все блюда;

б)        закупить полуфабрикаты в магазине «Кулинария»;

в)        пригласить гостей на кофе.

22.        Вдруг узнаете, что школу закрыли по каким-то особым обстоятельствам. Как встречаете
такое сообщение?

а)        бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

б)        обеспокоен, строю планы самообразования;

в)        буду ожидать новых сообщений.

23.        Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей?

а)        ужасно завидую, мне неудобно;

б)        я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;

в)        я, как все, аплодирую.

24.        Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что делаете?

а)        отдаю здоровье дороже;

б)        постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет;

в)        подарков не отдаю, вступаю в борьбу.

25.        Когда наступает Новый год, о чем чаще всего думаете?

а)        о новогодних подарках;

б)        о каникулах и свободе;

в)        о том, как жил и как собираюсь жить в новом году.

26.        Какова роль музыки в Вашей жизни?

а)        она мне нужна для танцев;

б)        она доставляет мне наслаждение духовного плана;

в)        она мне просто не нужна.

27.        Уезжая надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали?

а)        снятся родные места;

б)        хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;

в)        не замечал (не замечала).

28.        При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда Ваше настроение?

а)        нет, если мои дела идут хорошо;

б)        да, в настоящее время довольно часто;

в)        не замечал (не замечала).

29.        Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что делаете?

а)        отбираю интересное и приношу;

б)        ненужных мне книгу меня нет;

в)        если все принесут, я тоже кое-что отберу.

30.        Можете ли Вы назвать пять дорогих Вам мест на Земле, пять дорогих Вам исторических
событий, пять дорогих Вам имен великих людей?

а) да, безусловно, могу;

б)        нет, на свете много интересного;

в)        не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать.

31. Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову?

а)        у этого человека был, конечно, свой личный интерес;

б)        человеку просто повезло прославиться;

в)        глубоко удовлетворен и не перестаю удивляться.
Большое спасибо за ответы?

Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных школьниками в
каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном
отношении к общему числу учащихся.        

Ответы под номерами 10,17,21,25,26 из подсчета исключаются.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека», является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 1,4,14, 15, 27, 29, 30. Графа б. Сосчитать * на вопросы 5, 7,13, 16, 18, 20, 22, 23,28. Графа в. Сосчитать * на вопросы 2,3, б, 8, 9, 11, 12, 19,24,31.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

Графа а Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18,20,22,23,24, 31. Графа б. Сосчитать * на вопросы 1,4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30. Графа в. Сосчитать * на вопросы 14, 15.Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

Список использованной литературы.

1. Правовое воспитание (Сборник образовательных программ). Приложение к журналу «Внешкольник» №5/2004 г.

2. Педагогическая мастерская, № 1 –3 /2005 г.

3. «Я и мой мир» (Новый курс по этико – правовому образованию мл.шк.)\Начальная школа № 1/ 99 г.

4. Правовой эрудит. Минск ио «Красико – Принт» 2002 г.

5. Праздник в школе. Ты имеешь право.

6. Всеобщая декларация прав человека. В кн. «Права ребенка».

7. Конвенция о правах ребенка. В кн. «Первые шаги». М., 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Досуговая площадка"

Организация работы досуговой площадки по месту жительства ставит своей целью: обеспечение содержательного отдыха детей и подростков в условиях культурного пространства села в дни летних каникул....

Досугово-развлекательная деятельность

Программа "Досугово - развлекательная деятельность " разработана  для работы в начальной школе....

Педсовет "Досуговая деятельность в начальной школе"

выступление на педсоветепедсовет«Досуговая  деятельность в школе» Повестка:Организация  досуга  в  нашей  школе.Организация досуга в классах (выступление классных  р...

Организация досуговой деятельности через игру-путешествие

Игра  для  младших  школьников – это  способ  научиться  тому, чему  их  никто  не  сможет  научить, способ  исследования и  ориентации...

Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у младших школьников школьников

Организация досуговой деятельности одним из факторов профилактики агрессивности младших школьников.Формы организации в педагогическом процессе....

«Учите правила дорожного движения» (досуговое мероприятие по правилам дорожного движения в 1 классе)

Досуговое мероприятие по правилам дорожного движения «Учите правила дорожного движения» рекомендовано для работы с детьми 6-9 лет с целью расширить знания детей о правилах поведения в обще...