Способы эффективного реагирования на поведение младших школьников.
статья (1 класс) по теме

Пономаренко Ирина Юрьевна

В материале представлены 15 способов эффективного реагирования на речевую агрессию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sposoby_reagirovaniya_na_rechevuyu_agressiyu_detey.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:


Способы эффективного реагирования на речевую агрессию детей

Способы эффективного реагирования на поведение младших школьников

1. "Прямое порицание"–непосредственное словесное воздействие в форме упрека, запрета, требования. Порицание должно быть хорошо продумано и выражено корректно – с обязательным использованием необходимых форм вежливости. Например: "Делаю тебе строгое замечание! Пожалуйста, не надо мне грубить".

2. "Игнорирование речевой агрессии" – коммуникативная тактика, которая предполагает, что педагог не реагирует на грубость, делает вид, что не замечает ее, демонстрирует внешнюю незаинтересованность. Такая тактика оказывает психологическое воздействие на "агрессора" (эффект неожиданности) и разрушает его "негативный сценарий" (эффект обманутого ожидания). Применяется, если агрессия не несет непосредственной угрозы ребенку и окружающим людям.

3. "Переключение внимания"–отвлечение ребенка от выполнения нежелательных действий. Основные способы переключения внимания: перевод разговора на другую тему, неожиданный вопрос, необычное задание, интересная игра.

4. "Проецирование положительных личностных качеств и поведенческих реакций"–актуализация (озвучивание, словесное обозначение, публичное напоминание) положительных качеств ребенка или выражение провокационного сомнения, которое намеренно задевает самолюбие ребенка, бросает ему вызов (способ "подзадоривания").Например:"Ты же умная, взрослая, терпеливая, способная девочка!"; "Неужели это говорит наш Миша?"; "Ну, Миша, никак не ожидала от тебя такого!"; "Мне стыдно за тебя!"; "Тебе, наверное, трудно проявить терпение и выдержку!" и т. п.

5. "Целенаправленное использование положительных оценочных высказываний"– словесная демонстрация искреннего одобрения, выражение заслуженной похвалы, которая не допускает речевой агрессии. Формами положительных оценочных высказываний могут быть:

  • традиционное выражение похвалы;
  • обращение к прошлым успехам детей;
  • выражение согласия, одобрения, поддержки;
  • цитирование наиболее удачных (интересных, точных, оригинальных) высказываний, ответов детей.

6. "Смена ролей"– моделирование ситуации, в которой "агрессор" оказывается на месте "жертвы", с целью добиться осознания неправильности поведения через эмпатию. Варианты словесной реализации: "Значит, ты хочешь, чтобы в классе убирался кто угодно, только не ты?"; "А тебе самому было бы приятно услышать то, что ты сейчас говоришь мне?"; "Представь себе, что ты оказался на месте..." и т. п.

7. Юмор, шутка– быстрый и эффективный способ единения участников общения. Однако следует избегать шуток неприязненного и оскорбительного содержания, которые обижают ребенка и провоцируют его на ответную речевую агрессию.

8. "Красноречивое молчание"– молчаливое, подчеркнуто невозмутимое выслушивание агрессивной детской речи, иногда подкрепляемое приемом самообрывания речи: резко прерваться в ответ на негативное действие или высказывание ребенка, сопровождая паузу выразительным взглядом, многозначительной позой. Данный метод хорошо сочетается с последующими порицанием, переключением внимания, проецированием личностных качеств, приемом смены ролей или шуткой.

9. "Выпустить джинна"–не прерывая и не комментируя, позволить ребенку выразить свои негативные эмоции, дать возможность полностью "выговориться", после чего спокойно и не торопясь обсудить ситуацию. Возможно сочетание этого метода с последующим перефразированием слов ребенка в более корректной форме. Например: "Я поняла, что ты хотел сказать…", "Наверное, ты имел в виду...".

10. "Если не можешь чему-то противостоять – возглавь это" – используется в ситуациях, имеющих характер скорее увлеченности игрой, баловства, дурачества, чем настоящей агрессии, заключается в намеренном усилении негативных действий, доведении их до высшей точки или в утрировании до абсурда. Например: "Давайте вместе покричим! Спорим, я громче умею? Ну, еще громче!.. Еще...".

11. "Частичное согласие" ("Да, но...") –внимательно выслушать и принять претензии ребенка; по возможности, частично удовлетворить их, но в целом сохранить основную линию требований. Варианты речевых конструкций: "Да, Сережа поступил плохо – он тебя ударил. Но ведь ты же сам только что отнял у него пенал! Так что вы оба не правы и должны помириться".

12. «Привлечение "союзников"»–заручиться реальной или воображаемой поддержкой детей, родственников, знакомых или просто оказавшихся рядом людей. Примеры речевых клише: "Не кричи, пожалуйста, – на тебя уже старшеклассники смотрят!"; "По-моему, ребята не одобряют тебя... Правда?"; "Папе бы очень не понравилось то, что ты говоришь!" и т. п.

13. "Апелляция к жалости"–при оценке конфликтной ситуации акцентировать внимание не на проступке ребенка или его агрессивных высказываниях, а на собственном эмоциональном состоянии (огорчение, дискомфорт, стыд). Соответствующие словесные клише: "Ты делаешь мне очень больно!"; "Твои слова меня очень огорчили!"; "Пожалей меня, пожалуйста" и т. п.

14. "Самонаказание"–предложить ребенку самому придумать себе наказание за проступок. Возможные формы словесного воплощения: "Ты же любишь справедливость во всем. Вот и придумай себе наказание за..."; "Как бы ты сам поступил с человеком, сделавшим такое?".

15. "Убеждение"–прямое разъяснение необходимых правил речевого поведения, норм общения.

При этом не следует:

  • разъяснять вполне очевидное, например, почему нельзя оскорблять другого человека; можно корректно напомнить: "На эти слова я могу обидеться",            "Мы же знаем, что это плохо";
  • морализировать отвлеченно: "Надо вести себя хорошо", "Нужно быть умницей" и т. п.;
  • убеждать в неосуществимом: "На уроках всегда надо сидеть молча", "Никогда не надо ни с кем спорить";
  • повышать тон и говорить излишне пафосно: "Михаил, я до глубины души возмущена твоим ужасным поведением!".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности у младших школьников

В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно.С помощью нетрадиционных уроков можно решить ...

Способы эффективного реагирования на поведение младших школьников

Способы эффективного реагирования на поведение младших школьников...

Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников

Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...

Эффективные способы формирования орфографической зоркости у младших школьников.

Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач  изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимания...

Причины и способы преодоления отклоняющегося поведения младших школьников

Причины и способы преодоления отклоняющегося поведения младших школьников...

Эффективные способы коррекции оптической дислексии у младших школьников.

В данной статье представлен обзор авторов, чьи методики показали высокую эффективность в коррекции дислексии у младших школьников.Также приведены примеры упражнений из пособий Оглоблиной И.Ю.,Пят...