Рабочая программа кружка
рабочая программа (3 класс) по теме

Осина Елена Владимировна

В материале представлена программа театрального кружка "Теремок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_teatralnogo_kruzhka.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Личность современного ребенка складывается в атмосфере творческого созидания, поэтому актуальным является разнообразное использование 
театрального творчества школьников. Ведение кружка “Теремок” в общеобразовательной школе способно эффективно повлиять на 
воспитательно-образовательный процесс, т.к. происходит сплочение коллектива, расширяется культурный диапазон учеников и учителя, 
повышается культура поведения. Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, трудовой опыт и развивает его.

Театральное творчество не только активизирует интерес школьника к искусству театра и искусству вообще, но и развивает фантазию, воображение, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в коллективе. Занятия кружка учат учащихся общаться друг с другом, делиться мыслями, умениями, знаниями. Методы, формы и содержание театральных упражнений реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, развивают психологические структуры (внимание, мышление, волю, память), придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда. С помощью педагога юные артисты работают над своими ролями, со словом, его 
произнесением и звучанием, чистотой интонации, ясной артикуляцией, мимикой, точностью ритмического рисунка, находят нужные краски и 
средства выразительности для раскрытия художественного образа. Выбор роли происходит по взаимному согласию учителя и учащихся. Занятия кружка способствуют раскрытию и активизации своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче раскрытия “Я” личности учащегося служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения, и каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой.

При отработке сценического движения большое внимание уделяется пластике, выразительности движений. Работа кружка предполагает знакомство с основами актерского мастерства, просмотр телеспектаклей, выезд в театр, постановки мини-спектаклей. 

Программа кружка предназначена для детей 10-11 лет. Кружок «Теремок » проводится еженедельно в течение 40 минут. Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра. 

Основные цели кружка «Теремок»:

- приобщение учащихся к театральному искусству;

-обогащение духовных потребностей ребенка; 
-развитие его творческой активности.

Основные задачи кружка «Теремок»

. пробудить эстетическое чувство и творческое начало; 
. освоить необходимые навыки актерской техники; 
. развить умение держаться на сцене и вызывать у зрителей живой эмоциональный отклик; 
. развить природные детские способности ребят: фантазию, воображение, внимание, контактность. 

Тематическое планирование театрального кружка «Теремок»

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1.

Введение. Задачи кружка. Игра «Театр-экспромт»: «Колобок»

1

2.

Музыкальные пластические игры и упражнения.

1

3.

Музыкальные пластические игры и упражнения. Конкурс «Пластические загадки»

1

4.

Разыгрываем этюд «На вещевом рынке»

1

5.

Основы актёрского мастерства. Разыгрывание басен

1

6.

Основы актёрского мастерства. Разыгрывание русских народных сказок

1

7.

Голос и речь актёра. Чтение стихов, монологов, диалогов

1

8.

Жест, мимика, движение. Музыкально-пластические импровизации. 

1

9.

Разговор на сцене. Старая сказка на новый лад «Лиса и Заяц»

1

10.

Урок актёрского мастерства на развитие внимания. Сказка «Лиса и Заяц»

1

11.

Практическое занятие на развитие внимания. Репетиция сказки «Лиса и Заяц»

1

12.

Творческое действие в условиях сценического вымысла Знакомство со сказкой «Теремок» в стихах.

1

13.

Творческое взаимодействие с партнёром. Распределение ролей. Чтение сказки «Теремок» по ролям

1

14.

Технология общения в процессе взаимодействия людей. Репетиция сказки «Теремок»

1

15.

Этюды на движение.

Этюд «Звуковые потешки с речью»

1

16.

Интонация, настроение, характер персонажа. Разыгрывание сцен из рассказов и стихов Н.Носова, В. Драгунского, С. Маршака, А. Барто

1

17.

Образ героя. Характер и отбор действий. Разыгрывание сцен из рассказов и стихов Н.Носова, В. Драгунского, С. Маршака, А. Барто

1

18.

Имитация поведения животного. Разыгрывание сказок с участием животных.

1

19.

Пластическая импровизация на ходу в заданном образе. Обыгрывание элементов костюмов.

1

20.

Выбор произведения и работа над ними. Старая сказка на новый лад «Колосок»

1

21.

Распределение ролей. Репетиционные занятия по технике речи, мимическим и сценическим движениям.

1

22-24

Подготовка костюмов. Репетиция сказки «Колосок»

3

25.

Постановка сказки «Сказка о храбром цветочке». Распределение ролей. Чтение по ролям

1

26-27

Работа по технике речи, по технике движения. Репетиция сказки.

2

28

Репетиция спектакля. Подготовка оформления спектакля.

1

29-30

Работа по технике речи, по технике движения. Сценки из школьной жизни.

2

31-33

Обычаи и традиции русского народа. Разыгрывание игр и обрядов русского народа

3

34

Наши достижения за год. Анализ работы.

1


Содержание работы театрального кружка


1. Тема «Пластичность»
«Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки. Формы – театрализованные упражнения перед зеркалом, конкурс «Пластические загадки».

2. Тема «Речевая гимнастика»
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии.
Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом.
Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог).

3.Тема «Развитие речи»
В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Формы - групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения.

4. Тема «Фольклор»
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.

Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, КВН.

5. Тема «Театр»
Раздел «Театр» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре, Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Формы –постановка спектакля.

6. Тема «Творчество»
В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Формы – творческие игры, конкурсы.

7. Тема «Постановка спектакля»
«Постановка спектакля» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций.

Этапы постановки спектакля

1 этап – Ознакомительный

 Цели:

  1. Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)
  2. Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.
  3. Распределить роли персонажей между детьми

2 этап - Репетиционный

Цели:

  1. Научить детей репетировать сказку по частям
  2. Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность.
  3. Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».

3 этап - Завершающий

Цели:

  1. Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.
  2. Научить детей чувствовать ритм спектакля
  3. Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.
  4. Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей

4 этап - Генеральная репетиция

Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.

5 этап -  Показ спектакля  или открытого занятия зрителям.


Ожидаемые результаты:
 
К концу года обучающийся

ЗНАЕТ:
1. Что такое театр
2. Чем отличается театр от других видов искусств
3. С чего зародился театр
4. Какие виды театров существуют
5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
1. Об элементарных технических средствах сцены
2. Об оформлении сцены
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

УМЕЕТ:
1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене
2. Образно мыслить
3. Концентрировать внимание
4. Ощущать себя в сценическом пространстве

ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
1. Общения с партнером (одноклассниками)
2. Элементарного актёрского мастерства
3. Образного восприятия окружающего мира
4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
5. Коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, способность бережного отношения к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

Литература:

1. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в школе»/ журнал «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.
2. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 2004.
3. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 2005.
4. Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки. «Рождество» - пьеса для школьного театра/ Журнал «Начальная школа».  No11/1997.
5. Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию». – М.: Новая школа, 2006.
6. Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,2003
7. Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по чтению "В гостях у книги".

Это рабочая программа кружковой работы по чтению для 1 класса....

Рабочая программа кружка "Логика, информатика, математика"

Программа рассчитана для 2 класса.  Требования ФГОС соблюдены. ...

Рабочая программа кружка "Клуб юного читателя"

Программа рассчитана для 2 класса. Требования новых стандартов соблюдены....

рабочая программа кружка "Риторика"

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42» г.Энгельса Саратовской области  «Рекомендовано к утверждению»...

Рабочая программа кружка "Волшебная аппликация"

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО и предназначена для внеурочной деятельности младших школьников...

Рабочая программа кружка по программе English Theatre 2014-2015

Методическая разработка по внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся первого и третьего годов обучения....