Рабочая программа кружка
рабочая программа (3 класс) по теме
В материале представлена программа театрального кружка "Теремок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_teatralnogo_kruzhka.docx | 26.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Личность современного ребенка складывается в атмосфере творческого созидания, поэтому актуальным является разнообразное использование
театрального творчества школьников. Ведение кружка “Теремок” в общеобразовательной школе способно эффективно повлиять на
воспитательно-образовательный процесс, т.к. происходит сплочение коллектива, расширяется культурный диапазон учеников и учителя,
повышается культура поведения. Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, трудовой опыт и развивает его.
Театральное творчество не только активизирует интерес школьника к искусству театра и искусству вообще, но и развивает фантазию, воображение, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в коллективе. Занятия кружка учат учащихся общаться друг с другом, делиться мыслями, умениями, знаниями. Методы, формы и содержание театральных упражнений реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, развивают психологические структуры (внимание, мышление, волю, память), придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда. С помощью педагога юные артисты работают над своими ролями, со словом, его
произнесением и звучанием, чистотой интонации, ясной артикуляцией, мимикой, точностью ритмического рисунка, находят нужные краски и
средства выразительности для раскрытия художественного образа. Выбор роли происходит по взаимному согласию учителя и учащихся. Занятия кружка способствуют раскрытию и активизации своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче раскрытия “Я” личности учащегося служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения, и каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой.
При отработке сценического движения большое внимание уделяется пластике, выразительности движений. Работа кружка предполагает знакомство с основами актерского мастерства, просмотр телеспектаклей, выезд в театр, постановки мини-спектаклей.
Программа кружка предназначена для детей 10-11 лет. Кружок «Теремок » проводится еженедельно в течение 40 минут. Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Основные цели кружка «Теремок»:
- приобщение учащихся к театральному искусству;
-обогащение духовных потребностей ребенка;
-развитие его творческой активности.
Основные задачи кружка «Теремок»
. пробудить эстетическое чувство и творческое начало;
. освоить необходимые навыки актерской техники;
. развить умение держаться на сцене и вызывать у зрителей живой эмоциональный отклик;
. развить природные детские способности ребят: фантазию, воображение, внимание, контактность.
Тематическое планирование театрального кружка «Теремок»
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1. | Введение. Задачи кружка. Игра «Театр-экспромт»: «Колобок» | 1 | |
2. | Музыкальные пластические игры и упражнения. | 1 | |
3. | Музыкальные пластические игры и упражнения. Конкурс «Пластические загадки» | 1 | |
4. | Разыгрываем этюд «На вещевом рынке» | 1 | |
5. | Основы актёрского мастерства. Разыгрывание басен | 1 | |
6. | Основы актёрского мастерства. Разыгрывание русских народных сказок | 1 | |
7. | Голос и речь актёра. Чтение стихов, монологов, диалогов | 1 | |
8. | Жест, мимика, движение. Музыкально-пластические импровизации. | 1 | |
9. | Разговор на сцене. Старая сказка на новый лад «Лиса и Заяц» | 1 | |
10. | Урок актёрского мастерства на развитие внимания. Сказка «Лиса и Заяц» | 1 | |
11. | Практическое занятие на развитие внимания. Репетиция сказки «Лиса и Заяц» | 1 | |
12. | Творческое действие в условиях сценического вымысла Знакомство со сказкой «Теремок» в стихах. | 1 | |
13. | Творческое взаимодействие с партнёром. Распределение ролей. Чтение сказки «Теремок» по ролям | 1 | |
14. | Технология общения в процессе взаимодействия людей. Репетиция сказки «Теремок» | 1 | |
15. | Этюды на движение. Этюд «Звуковые потешки с речью» | 1 | |
16. | Интонация, настроение, характер персонажа. Разыгрывание сцен из рассказов и стихов Н.Носова, В. Драгунского, С. Маршака, А. Барто | 1 | |
17. | Образ героя. Характер и отбор действий. Разыгрывание сцен из рассказов и стихов Н.Носова, В. Драгунского, С. Маршака, А. Барто | 1 | |
18. | Имитация поведения животного. Разыгрывание сказок с участием животных. | 1 | |
19. | Пластическая импровизация на ходу в заданном образе. Обыгрывание элементов костюмов. | 1 | |
20. | Выбор произведения и работа над ними. Старая сказка на новый лад «Колосок» | 1 | |
21. | Распределение ролей. Репетиционные занятия по технике речи, мимическим и сценическим движениям. | 1 | |
22-24 | Подготовка костюмов. Репетиция сказки «Колосок» | 3 | |
25. | Постановка сказки «Сказка о храбром цветочке». Распределение ролей. Чтение по ролям | 1 | |
26-27 | Работа по технике речи, по технике движения. Репетиция сказки. | 2 | |
28 | Репетиция спектакля. Подготовка оформления спектакля. | 1 | |
29-30 | Работа по технике речи, по технике движения. Сценки из школьной жизни. | 2 | |
31-33 | Обычаи и традиции русского народа. Разыгрывание игр и обрядов русского народа | 3 | |
34 | Наши достижения за год. Анализ работы. | 1 |
Содержание работы театрального кружка
1. Тема «Пластичность»
«Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки. Формы – театрализованные упражнения перед зеркалом, конкурс «Пластические загадки».
2. Тема «Речевая гимнастика»
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии.
Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом.
Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог).
3.Тема «Развитие речи»
В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Формы - групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения.
4. Тема «Фольклор»
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.
Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, КВН.
5. Тема «Театр»
Раздел «Театр» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре, Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Формы –постановка спектакля.
6. Тема «Творчество»
В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Формы – творческие игры, конкурсы.
7. Тема «Постановка спектакля»
«Постановка спектакля» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций.
Этапы постановки спектакля
1 этап – Ознакомительный
Цели:
- Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)
- Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.
- Распределить роли персонажей между детьми
2 этап - Репетиционный
Цели:
- Научить детей репетировать сказку по частям
- Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность.
- Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».
3 этап - Завершающий
Цели:
- Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.
- Научить детей чувствовать ритм спектакля
- Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.
- Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей
4 этап - Генеральная репетиция
Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.
5 этап - Показ спектакля или открытого занятия зрителям.
Ожидаемые результаты:
К концу года обучающийся
ЗНАЕТ:
1. Что такое театр
2. Чем отличается театр от других видов искусств
3. С чего зародился театр
4. Какие виды театров существуют
5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
1. Об элементарных технических средствах сцены
2. Об оформлении сцены
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале
УМЕЕТ:
1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене
2. Образно мыслить
3. Концентрировать внимание
4. Ощущать себя в сценическом пространстве
ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
1. Общения с партнером (одноклассниками)
2. Элементарного актёрского мастерства
3. Образного восприятия окружающего мира
4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
5. Коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, способность бережного отношения к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Литература:
1. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в школе»/ журнал «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.
2. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 2004.
3. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 2005.
4. Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки. «Рождество» - пьеса для школьного театра/ Журнал «Начальная школа». No11/1997.
5. Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию». – М.: Новая школа, 2006.
6. Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,2003
7. Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по чтению "В гостях у книги".
Это рабочая программа кружковой работы по чтению для 1 класса....
Рабочая программа кружка "Логика, информатика, математика"
Программа рассчитана для 2 класса. Требования ФГОС соблюдены. ...
Рабочая программа кружка "Клуб юного читателя"
Программа рассчитана для 2 класса. Требования новых стандартов соблюдены....
рабочая программа кружка "Риторика"
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42» г.Энгельса Саратовской области «Рекомендовано к утверждению»...
Рабочая программа кружка "Волшебная аппликация"
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО и предназначена для внеурочной деятельности младших школьников...
Рабочая программа кружка по программе English Theatre 2014-2015
Методическая разработка по внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся первого и третьего годов обучения....
Рабочая программа кружка "Веселая программа"
Пояснительная записка...