Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы МОУ ООШ с.Казарка
Содержание: 1. Нормативно-правовая и документальная основа. 2. Пояснительная записка. 3. Цели и задачи. 4. Принципы программы. 5. Направления реализации программы. 5.1. Формы внеурочной деятельности по направлениям. 6. Условия реализации программы. 6.1. Кадровое обеспечение. 6.2. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время. 6.3. Материально-техническое обеспечение. 7. Предполагаемые результаты. 8. Условия для самореализации учащихся. 9. Внеурочная деятельность согласно ФГОС на 2017-2021 учебный год 9.1. Содержание воспитательной деятельности. 9.2. Виды внеучебной деятельности. 9.3. Методы и средства внеурочной деятельности. 10. Прогнозируемые результаты. 10.1. Планируемые личностные результаты. 11. Создание материально-технической базы организации досуга учащихся. 12. Ожидаемые результаты. 13. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования. 14. Ожидаемые результаты реализации программы. 15. Используемая литература.
I. Паспорт программы
Полное наименование программы
|
Программа внеурочной деятельности |
Срок реализации
|
4 года , 2017-2021 учебный год |
Нормативно- правовая база | - Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (с последующими изменениями).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 года № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 года № 27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года, № 233 (ред. От 10 марта 2009 года) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года, № 196 (ред. От 10 марта 2009 года) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года, № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».
|
Цель программы
| Формирование образовательного пространства школы для решения задач социализации, воспитания, развития здорового жизненного стиля, самоопределения обучающихся в свободное от учебы время. |
Задачи программы | - Изучить интересы и потребности детей в дополнительном образовании, привлечь их к знаниям в системе ДО.
- Определить содержание дополнительное образования в рамках внеурочной деятельности, его формы, методы работы с обучающимися.
- Создать условия для функционирования единого образовательного пространства, разработать специальные формы и методы работы, формирующие творческую и социальную активность школьников.
- Формировать у обучающихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.
- Формировать коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
- Воспитывать духовно-нравственных качеств личности.
|
Ожидаемые результаты | - создание оптимальных условий для развития и отдыха детей; активное, массовое участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня; - формирование навыков коллективной и организаторской деятельности; - творческая самореализация, развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности; - развитие ключевых компетенций (коммуникативной, этической, социальной, гражданской) школьников; - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.); - получение школьником опыта самостоятельного социального действия; - сохранение имиджа школы как общественно-активной, развитие традиций школы.
|
Исполнители основных мероприятий
| Администрация школы, педагогический состав, обучающиеся 1- 4 классов, родители. |
Финансовое обеспечение программы
|
Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: бюджетные и внебюджетные средства. |
Управление программой
| Управлением реализации программы осуществляет педагогический совет школы. Контроль над исполнением программы осуществляется администрацией школы.
|
2. Пояснительная записка Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования. В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни. Воспитательная система школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки. Школа работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников: 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь; 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь; 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов: приобретение учащимися социального опыта; формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. 3. Цель внеурочной деятельности: Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Задачи внеурочной деятельности: 1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, ПБДЦ, библиотеками, семьями учащихся. 2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность. 3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения. 4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. 5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. 6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время. 8. Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе. 9. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время. 10. Организация информационной поддержки учащихся. 11. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся. 4. Принципы программы: Включение учащихся в активную деятельность. Доступность и наглядность. Связь теории с практикой. Учёт возрастных особенностей. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности. Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). На содержание программы оказали влияние следующие факторы: 1.Традиции школы. 2.Особенности возраста, класса, индивидуальности детей. 3. Особенности руководителей кружков и секций, их интересы, склонности, установки. 4.Месторасположение школы. 5. Направления реализации программы 1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени. 2. Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий. 4. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время. 5. Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время. 6. Совершенствование уровня кадрового обеспечения. 7. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся. Программа организации внеурочной деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности. Классы направления | I | II | III | IV | Всего | Спортивно-оздоровительное | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Общекультурное направление | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Общеинтеллектуальное направление | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Духовно-нравственное направление | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Социальная деятельность | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Итого | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 |
5.1. Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям: 1. Спортивно-оздоровительное: • Работа спортивных секций по теннису, лёгкой атлетике и спортивной подготовке. • Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов». • Проведение бесед по охране здоровья. • Применение на уроках игровых моментов, физ.минуток. • Участие в сельских и внутришкольных спортивных соревнованиях. 2. Общекультурное направление • Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся; • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи; • Работа кружка изобразительного искусства, танцевального кружка; • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области. 3. Обще-интеллектуальное направление: • Предметные недели; • Библиотечные уроки; • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др. • Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, района, области. • Разработка проектов к урокам. 4. Духовно-нравственное направление: • Встречи с вдовами ВОВ и труда, «Уроки мужества»; • Выставки рисунков. • Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян, односельчан; • Встречи с участниками «горячих точек»; • Тематические классные часы; • Оказание помощи вдовам ВОВ и труда. • Конкурсы рисунков. • Фестивали патриотической песни. • Написание летописи родного края 5. Социальная деятельность: • Проведение субботников; • Работа на пришкольном участке. • Разведение комнатных цветов. • Акция «Спаси дерево», «Помоги птицам» • Акция «Тёплый дом».
Распределение времени по каждому направлению: № п/п | Направления | Название модуля | Количество часов | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 1 | Спортивно-оздоровительное | «Азбука здоровья» | 33 | 34 | 34 | 34 | 2 | Общеинтеллектуальное
| « Волшебники»» | 33 | 34 | 34 | 34 | 3 | Общекультурное
| « Веселые нотки» | 33 | 34 | 34 | 34 | 4 | Социальное» | « Пчёлка» | 33 | 34 | 34 | 34 | 5 | Духовно-нравственное | «Росинка» | 33 | 34 | 34 | 34 | Предельно допустимая нагрузка за учебный год | 165 | 170 | 170 | 170 | Всего (1-4 классы) | 675 |
Программа состоит из 5 относительно самостоятельных модулей (общим объемом 675 часов), каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности младших школьников и направлена на решение своих собственных педагогических задач. Внеурочная деятельность составляет 675 занятий за 4 года, отводимых на обеспечение индивидуальных запросов и потребностей учащихся и их семей, интересов образовательных учреждений, субъектов Российской Федерации. Часы, отводимые для внеурочной деятельности, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию программы воспитания через различные формы и методы. 6. Условия реализации программы: Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий: конкретное планирование деятельности, кадровое обеспечение программы, методическое обеспечение программы, педагогические условия, материально-техническое обеспечение. 6.1. Кадровое обеспечение: В реализации программы участвуют: педагоги школы, реализующие программу; библиотекарь; работники МУК ПБДЦ; учитель физкультуры; Совершенствование уровня кадрового обеспечения: Задачи | Мероприятия | Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности | Индивидуальные собеседования с преподавателями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении. | Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесса | Семинары с социальными и медицинскими работниками, специалистами внешкольных учреждений. Семинары-практикумы в методических объединениях с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе. Проведение семинаров по реализуемым программам. | Обеспечение комфортных условий для работы педагогов | Изыскать возможности материального поощрения руководителей кружков, клубов, спортивных секций, воспитателя группы продленного дня. | Активизировать вовлеченность работников культуры в систему общешкольных мероприятий | Организация и проведение общешкольных мероприятий. Годовое планирование воспитательной работы с учетом возможностей педагогов. |
6.2. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время. методические пособия, интернет-ресурсы, мультимедийный блок. Создать банк методических разработок дел школы, мероприятий, событий | Систематизация авторских разработок педагогов. Организация обмена опытом педагогов в рамках сетевого взаимодействия. | Разработать систему диагностической работы по вопросам досуговой деятельности учащихся. | Диагностика запросов учащихся на организацию свободного времени. Диагностика возможностей школы и внешкольных учреждений по организации свободного времени учащихся. Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики. | Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов. | Курсы повышения квалификации по вопросам воспитательной и внеурочной деятельности педагога. Провести педагогические советы и заседания МО с участием специалистов внешкольных учреждений. | Создать банк методической литературы по организации досуга учащихся. | Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление. Систематизация методической литературы. Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся методической литературы. |
6.3. Материально-техническое обеспечение: выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий, материалы для оформления и творчества детей, наличие канцелярских принадлежностей, аудиоматериалы и видеотехника, компьютеры, проектор, экран и др. 7.Предполагаемые результаты: внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей; улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве; укрепление здоровья воспитанников; развитие творческой активности каждого ребёнка; укрепление связи между семьёй и школой. Учитель и родители как участники педагогического процесса: Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста. Задачами сотрудничества являются: усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи; гуманизация взаимоотношений семьи и школы; развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми; освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми; оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях. Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества): непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми; развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.; оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей для качественной организации данных занятий. 8. Условия для самореализации учащихся. № п/п | Виды деятельности | Формы реализации | Охват учащихся (в т.ч. от общего кол-ва) | 1 | Игровая | КВН, «Своя игра», «Поле чудес» и т.д. | 1-4 классы | 2. | Художественное творчество | Изобразительное искусство, кружок хореографии, « Весёлые нотки» | 1-4 классы | 3. | Спортивно-оздоровительная | « Азбука здоровья», « Весёлые старты», спортивные соревнования | 1-4 классы | 4. | Досугово – развлекательная деятельность | Праздники, конкурсы, викторины, фестивали. | 1-4 классы | 5. | Трудовая деятельность | Трудовые десанты, сбор макулатуры. | 1-4 классы | 6 | Познавательная деятельность | Олимпиады, конференции, предметные недели | 1-4 классы | 7. | Туристско-краеведческая деятельность | Туристические походы, экскурсии, программа «Летопись родного края» | 1-4 классы |
9. Внеурочная деятельность согласно ФГОС 1-4 х классов Направление деятельности | Количество часов | Вид деятельности | Спортивно-оздоровительное | 1 | «Азбука здоровья» | Общекультурное направление
| 1 | «Весёлые нотки» | Общеинтеллектуальное направление | 1 | «Волшебники»
| Духовно-нравственное направление | 1 | «Росинка»
| Социальная деятельность | 1 | «Пчёлка»
|
9.1. Содержание воспитательной деятельности. Образовательным учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей: 1) гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека; 2) социальной активности; 3) представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; 4) приобщение к системе культурных ценностей; 5) трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности; 6) экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью; 7) эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; 8) организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности; 9) навыков здорового образа жизни. 9.2. Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности: 1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) проблемно-ценностное общение; 4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); 5) художественное творчество; 6) социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность); 7) трудовая (производственная) деятельность; 8) спортивно-оздоровительная деятельность; 9) туристско-краеведческая деятельность. 9.3. Методы и средства внеурочной деятельности - это методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности: 1) беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу, 2) упражнение, 3) поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа), 4) методы игры в различных вариантах, 5) составление плана и т.д. Данные мероприятия всегда имеют положительное влияние, формируют позитивное общественное мнение о школе. Сложившаяся система работы с жителями города происходит в тесном сотрудничестве и с социальными партнёрами ОУ . Именно на ранней ступени следует обращать внимание детей на различные аспекты человеческой жизни, формировать такие чувства как милосердие, сострадание, умение понять и принять и др. Эти факторы развития компетентности учащихся. Форма оценки. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями системы оценки являются: - комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); - оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; - сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; - использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; - использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.; 10. Тематическое планирование внеурочной деятельности (приложение). 10.1. Пояснительная записка. Основой для современной организации воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста является сама цель обучения и воспитания – общее развитие ребёнка, где важным фактором воспитания является освоение учениками системы общечеловеческих ценностей: Земля – планета, человек и его здоровье, труд, образование и культура (на основе принципа деятельностного подхода к воспитанию). Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор. Главная задача классного руководителя - так организовать жизнь детского коллектива, чтобы уч-ся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Для решения этой задачи в план воспитательной работы включены особенности физиологии, народные традиции, школьный уклад, игровые моменты, инсценировки, праздники… Содержание деятельности уч-ся начальных классов во внеурочное время - это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья- школа». Для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования в школе созданы необходимые условия. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность: - свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям; - помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности; - стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор; - быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру. В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание: - на регуляции социального поведения ребёнка; - привитие детям аккуратности в обращении с учебными принадлежностями; - сохранение положительного отношения к школе и учению; - воспитание здорового образа жизни; - интегрирование усилий учителя и родителей; - привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы. 10.2. Цели внеурочного планирования: - развитие личности школьника, его творческих способностей; - воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению; - формирование желания и умения учиться; - освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения жизненных задач. 10.3. Задачи внеурочного планирования. Формирование у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде. Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать. Развитие волевой и эмоциональной регуляции поведения и деятельности. Воспитание духовно–нравственных качеств личности. Развитие навыков рефлексивных действий. 10.4. Планируемые результаты. «Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника школы складывается из следующих компонентов: -готовности к производительному труду (физическому и, прежде всего, умственному), -готовности к дальнейшему образованию, -сформированности естественно-научного и социально- философского мировоззрения, -сформированности общей культуры, - сформированности потребностей и умений творческой деятельности, - сформированности педагогических умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни, -сохранения здоровья, т.е. оптимального развития каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности. 10.5. Планируемые личностные результаты. Самоопределение: - готовность и способность обучающихся к саморазвитию; - внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; - принятие образа «хорошего ученика»; - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; -экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - осознание своей этнической принадлежности; - гуманистическое сознание; - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. Смыслообразование: - мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя); - самооценка на основе критериев успешности этой деятельности; - целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Нравственно-этическая ориентация: - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; - эстетические потребности, ценности и чувства; - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; - гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
11. Содержание деятельности. Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности для начальной школы. месяц | Классные часы- практикумы. | Школьные дела. | Развивающий цикл. | Мероприятия.
| сентябрь | 1.Учимся жить и дружить. 2.Я - неповторимый человек.
| 1.День знаний. 2.Выбор актива класса. 3.Планирование работы. | 1. Осенняя экскурсия в лес 2. Месячник «Гражданская оборона» | 1.Тесты Губернатора. | октябрь | 1.Нужные и ненужные лекарства. 2.Учусь делать правильный выбор. | 1.Выпуск номера газеты «Казарские вести». 2.Осенний кросс. | 1.Викторина «Птицы – наши друзья». 2. Конкурс «Вальс цветов». | 1.День учителя. 2.Праздник урожая. | ноябрь | 1.Учусь находить новых друзей. 2.Опасные и безопасные занятия. | 1.Оформление газеты о делах в классе.
| 1. Речевые игры 2. Выполнение поздравительной открытки « Моя мама лучше всех». | 1. День Матери. | декабрь | 2.Учусь находить интересные занятия. 3.Правда о табаке.
| 1. Поделки игрушек в подарок малышам | 1. Разучивание сценария к зимнему празднику. 2.Оформление новогодней стенгазеты
| 1 Встреча Нового года
| Январь | 1.Как правильно есть. 2.Режим питания. 3.Самые полезные продукты. | 1. Масленица.
| 1. Рождественские обряды. 2. Крещенская викторина | 1.Масляничные гуляния.
| февраль | 1.Понятие белков. 2. Понятие жиров. 3. Понятие углеводов.
| 1. Подборка материала «Мои папа и дедушка». | 1. Участие в конкурсе патриоти-ческой песни. | 1.Участие в празднике, посвящённому Дню Защитника Отечества | март | 1. «Плох обед, если хлеба нет».
| 1. Оформление поваренной книги «Семейные рецепты». 2. Конкурс детского творчества. | 1. Поделки мамам и бабушкам в подарок.
| 1.«Поздравляем милых мам» | апрель | Что надо есть, если хочешь стать сильнее. 2.На вкус и цвет товарищей нет. | 1.День смеха. 2 День трудолюбия.
| 1. Беседа с врачом «Чтобы быть всегда здоровым» | 1.«Весна – утро года». | май |
1. Учусь оценивать себя сам. | 1. Самоанализ дел.
2. Подведение итогов за год. | 1. Составление сборника дет.творчества о полезных продуктах. | 1.День Победы. 2.Праздник «Прощай, начальная школа»
|
1.2. Создание материально-технической базы организации досуга учащихся: Оснащение кабинета звуковой и мультимедийной аппаратурой. Организация и оснащение методического кабинета. Оснащение читального зала библиотеки. Оснащение видеопроекционной аппаратурой. Оснащение спортивного зала инвентарем. Оборудование рабочего места педагога. 13. Ожидаемые результаты: Создание оптимальных условий для развития и отдыха детей; Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов. Творческая самореализация детей; Формирование навыков коллективной и организаторской деятельности; Психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка; Сохранение имиджа школы как общественно-активной, развитие традиций школы; Формирование единого воспитывающего пространства; Развитие ученического самоуправления на всех уровнях; Вовлечённость учащихся, состоящих на внутришкольном контроле, и группы риска во внеурочную деятельность школы; Активное, массовое участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня; Использование потенциала открытого образовательного пространства. 14. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное от учебы время: Задачи | Мероприятия | Создать систему информирования учащихся, родителей и педагогов о возможности участия в мероприятиях города и школы. | Оформление информационного стенда Родительские собрания | Создать систему информирования родителей о возможности занятий во внеурочное время. | Размещение материалов на информационных стендах. Экскурсии в учреждения внешкольного воспитания и обучения. Оформление расписания работы кружков, факультативов, спортивных секций. | Создать систему информирования учащихся и взрослых о достижениях учащихся. | Размещение копий благодарностей и грамот на информационных стендах Оформление стенда «Наши достижения». Размещение на сайте школы. | Продолжить работу над сайтом школы в Интернете. | Работа над созданием сайта учащимися. Курсы компьютерной грамотности для педагогов. Работа над созданием сайта педагогами. Размещение мобильной информации на сайте школы. |
15. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования. Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования зависит от ккачества программы по её модернизации и развитию и уровня управления этой ппрограммой. Управление реализацией программой осуществляется через планирование, кконтроль и корректировку действий. Управление любой инновационной деятельностью идаёт по следующим направлениям: - организация работы с кадрами; - организация работы с ученическим коллективом; - организация работы с родителями, общественными организациями, социальными партнёрами; - мониторинг эффективности инновационных процессов. Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей. Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям: - рост социальной активности обучающихся; - рост мотивации к активной познавательной деятельности; - уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков; - качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности); - удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы. Объекты мониторинга: 1. Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы; 2. Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы; 3. Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями; 4. Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля. 5. Вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ; 6. Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений; 7. Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня. План контроля организации внеурочной деятельности на учебный год № | Содержание | Сроки | Ответственный | 1. | -Контроль наполняемости занятий учебного плана 1-4 классов - Проверка тематических планирований | сентябрь | Завуч | 2. | - Мониторинг востребованности занятий учебного плана 1-4 классов - Организация и проведение занятий ( режимные моменты) - Проведение внутри школьного контроля по вопросам введения документации по занятиям учебного плана 1-4 классов | октябрь | Завуч | 3. | -Контроль организации и проведения занятий вариативной части учебного плана - Мониторинг посещаемости занятий вариативной части учебного плана | ноябрь | Завуч | 4 | -Анкетирование родителей по вопросам организации и проведения групповых и факультативных занятий вариативной части учебного плана 1-4 классов - Проверка журналов | декабрь | Завуч | 5. | -Мониторинг достижений обучающихся во внеурочной деятельности в соответствии направлениям ФГОС - Проверка журналов | январь
февраль | Завуч | 6. | - Проверка журналов | март | Завуч | 7. | -Диагностика результативности и эффективности внеурочной деятельности (анкета) | апрель | Завуч | 8. | -Проверка журналов -Анализ работы | май | Завуч |
16. Ожидаемые результаты реализации программы. Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей. Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания. Дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор. В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность: - свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям; - помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности. - стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор; - быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру. |