Основы православных культур "Милосердие и сострадание"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Разработка урока + презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
miloserdie_i_sostradanie._osnovy_pravoslavnoy_kultury.zip | 2.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по основам православной культуры в 4 классе
Тема урока: «Милосердие и сострадание»
Цель: создать условия для ознакомления с понятиями «милосердие», «сострадание»; создать условия для осмысления этих понятий и выяснить, какими же качествами должен обладать милосердный и сострадательный человек. Продолжить формирование умения любить окружающих нас людей, хотеть делать и совершать добрые поступки, видеть в каждом человеке «Бога».
Задачи:
- ознакомление с представлением о милосердии и сострадании;
- усвоение понятий: милосердие, сострадание, жестокосердие, ближний;
- осознание значимости заботливого, сострадательного и милосердного отношения к людям;
- уметь слушать собеседника, вести диалог;
- постараться научиться не проходить мимо чужой беды;
- усвоить качества, которыми должен обладать милосердный и сострадательный человек.
Планируемые результаты
Личностные:
- Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные:
- Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций.
- Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную точку зрения.
Предметные:
- Познакомить с этимологией и смыслом слов «милосердие», «сострадание»; научить понимать христианское значение слова «ближний».
- Развивать установку личности поступать по совести.
Виды деятельности: беседа, подводящий к теме диалог, смысловое чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в малых группах, работа в паре, мини- инсценировка, устные сообщения учащихся, выполнение творческих проектов.
Основные термины и понятия: милосердие, сострадание, ближний, милостыня.
Методы: проблемно-поисковый, словесный, наглядный, практический.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Оборудование:
- Рисунки учащихся на тему: «Помощь в трудную минуту тем, кто нуждается».
- Мультимедийная презентация к уроку.
- Раздаточный материал.
- Учебник «Основы православной культуры». А. В. Кураев М. Просвещение 2016г.
- Толковые словари русского языка С. И. Ожегова, В. И. Даля.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Ребята, давайте настроимся на хорошую благодатную работу на уроке. Давайте каждый подарит частичку своего тепла, улыбнитесь друг другу! Я очень рада видеть, что не осталось ни одного равнодушного лица. Наш класс просто расцвёл от улыбок.
- Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.
- Ребята, я предлагаю вам рассмотреть несколько картинок. (На слайде картинки, на которых изображены добрые дела людей) (Слайд 1-2)
- Какие чувства у вас возникают, глядя на эти картинки? (Жалость, грусть, печаль, желание также помочь нуждающимся). Что бы вам хотелось сделать?
- Выберите из ряда слово, которое соответствует содержанию увиденного.
Зависть, эгоизм, милосердие, жестокость, злость, равнодушие. (Слайд 3)
- Объясните свой выбор.
- Как вы думаете, о чём сегодня будем говорить на нашем уроке? (О милосердии) (Слайд 4)
III. Самоопределение к учебной деятельности. Постановка темы урока.
- Предположите тему урока (Милосердие)
- Молодцы! Сегодня тема урока «Милосердие и сострадание».
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (Что такое милосердие? Что такое сострадание? Как проявляется милосердие? Кто нуждается в милосердии?)
- А еще вы узнаете: Кого называют ближним? Как христианин должен относиться к людям?
IV. Открытие новых знаний.
1. Исследовательская работа.
- Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие
- Давайте попробуем разобраться, как получилось слово «милосердие».
- Назовите корень этого слова.
- Верно, в слове «милосердие» два корня: корень «мил» и корень «серд», что значит, милое сердце. А какое это сердце?
Милое сердце, это сердце, которое милует, любит, жалеет, прощает.(Слайд 5)
- Милосердие и сострадание… Чем близки эти слова? Чем отличаются?
- Где мы можем узнать значение этих слов? (в толковых словарях русского языка)
- Я предлагаю провести исследовательскую работу по группам. Найдите определения этих слов в словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля.
Работа в группах
1 группа работает со значением слова «милосердие»,
2 группа – со значением слова «сострадание».
- Зачитайте значения слов
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – сочувствие другому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека
- Скажите, по отношению к кому мы должны быть милосердны и проявлять чувство сострадания?
- Узнав значение слова, давайте подумаем, какие душевные качества присущи милосердному человеку? (Доброта, великодушие, бескорыстие, сочувствие, сопереживание, человеколюбие).
Работа в парах
- А теперь поработаем в парах. (На каждой парте карточка с утверждениями)
- Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию (Приложение № 1)
- Совершая добрые дела, многие люди ожидают похвалы, благодарности. И не получив этого, сами стараются к месту и не к месту напомнить об этом. Я предлагаю послушать стихотворение А. Барто
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение А. Барто «Друг напомнил мне вчера…» (Приложение № 2)
- Как вы считаете, надо ли рассказывать, что ты поступил милосердно, сострадал кому – либо?
Вывод: Верно, оказание помощи своим родным, друзьям, незнакомым людям, животным должно быть бескорыстным, а не за похвалу, не на показ.
V. Работа с учебником. С 61-62.
- Милосердие, доброта, забота о своих ближних играют важнейшую роль в жизни человека. Одним из важнейших элементов веры христианства является представление о том, что Бог всемилостив. Его Сын, Иисус Христос, многократно учил своих приверженцев тому, что они должны отдавать людям все, что имеют. Иисус учил, что всякий добрый или наоборот, дурной поступок, который мы совершаем в отношении другого человека, обращен к Богу.
Однажды Иисуса Христа спросили: «Какая самая главная среди множества заповедей?» Он сказал: «Важнее всего любовь к Богу и к человеку. Люби ближнего, как самого себя». И тогда ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?». Христос же на заданный ему вопрос ответил притчей о добром самарянине.
Сначала, ребята, чтобы все вам было понятно, мы проговорим с вами все незнакомые слова
2. Словарная работа (Слайд 6)
Притча - рассказ с нравоучением.
Священник-священнослужитель в храме - посредник между Богом и человеком
Леви́ты - часть евреев, из левитов набирались служители (певчие, музыканты, стража и т. д.) в Иерусалимском храме.
Левит - священнослужитель низшего духовного сана у древних евреев.
Самарянин - означает чужак, человек другой веры.
Самарянин - представитель этнической (связанное с принадлежностью к какому-нибудь народу, с его культурой) группы, которую евреи не признают единоверцами.
Работа с притчей.
- Я предлагаю прочитать в учебнике на с. 61 – 62 «Притчу о добром самарянине» . Попытаемся понять, что же такое доброта и милосердие в понимание христиан. Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые
радуют вас, потому что вы согласны со сказанным (+)
печалят вас, потому что так поступать тяжело (-)
Работа с текстом
- Какой вопрос был задан Христу?
-Что ответил Христос?
- Кто шёл по такой же дороге, что и несчастный человек?
- Какое качество проявили проходящие мимо прохожие? (Равнодушие)
- Что сделал каждый из них?
- Кто оказался ближним пострадавшему человеку?
- Ребята, как бы вы ответили на вопрос: «А кто мой ближний?»
- Продолжите фразу «Ближний для меня – это…………» (ответы детей)
- Давайте проверим ваши предположения с выводами в учебнике на с. 62 «Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи»
Если человеку больно становится неважно, какая у него вера или цвет кожи. Даже если человек виноват перед тобой, все равно в минуту, когда он попал в беду, надо забыть обиды и протянуть ему руку помощи.
- Этой притчей Господь показал , что свою милость мы должны оказывать любому человеку, который нуждается в нашей помощи.
У этой притчи есть и другое значение. Самаряне были людьми, которых иудеи считали язычниками и презирали. Однако, помощь попавшему в беду иудею оказал именно самарянин, проявивший сочувствие и милосердие.
Физкультминутка.
- Вы хорошо трудились, а сейчас давайте немного отдохнем.
-А сейчас я предлагаю отдохнуть и выполнить упражнения физкультминутки.
Прилетели ангелочки-
Становились на носочки!
Вверх руками потянулись
И друг другу улыбнулись.
Крылышки расправили-
В стороны направили,
Наклонились до земли,
Словно тяжести несли.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Поскакали в высоту,
Чтобы там поймать звезду.
Глубоко вздохнули,
Плечи развернули,
Повели руками
Чуть над головами.
А теперь им всем пора
Делать добрые дела.
VI. Первичное закрепление.
- Испокон веков в людях ценились такие качества, как доброта, сострадание, милосердие, и в народном устном творчестве немало пословиц и поговорок, свидетельствующих об этом. Я предлагаю разделиться на 4 группы, собрать разрозненные части поговорок (Приложение № 3)
- Проверь себя.
- Объясните поговорку Милостивому человеку и Бог подает.
- Одно из дел милосердия — милостыня.
Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: «всякому просящему у тебя – дай». А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.
- Ребята, как вы думаете человек рождается милосердным или становится им?
- Легко ли стать милосердным?
- Как вы думаете, ребята, можно ли научиться милосердию и состраданию? (ответы детей)
- Действительно, милосердию можно научиться. Сначала человек должен заставлять себя совершать добрые дела, даже если ему тяжело или не очень хочется. А затем милосердие станет привычным и естественным. Старец Амвросий Оптинский говорил: ««Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хотя сначала и без любви».
- А встречались ли в реальной жизни такие люди, которые проявляли истинное милосердие истоком которого являлась бескорыстная любовь к ближнему?
- Одним из ярких примеров может служить деятельность организации Международный красный крест, в котором несут свою службу сестры милосердия.
- Кто такие сестры милосердия? Кому они помогают (Слайд)
Дополнительно. Истории о сестрах милосердия.
Иулиана Муромская
В конце 16 века в дворянской семье в городе Муроме жила святая Ульяна. Еще будучи девочкой, она шила из лоскутков одежду и раздавала ее нищим. Когда Ульяна вышла замуж, она по-прежнему помогала нищим. Пришли голодные времена на Русь. Ульяна тайком уносила из дома еду и раздавала голодным. Когда в доме не осталось ни одного кусочка хлеба, святая Ульяна Муромская стала его печь из коры деревьев. Нищие, которым она его раздавала , говорили, что вкуснее хлеба не ели никогда.
Елизовета Федоровна
Великая княгиня Елизавета Федоровна ухаживала за ранеными солдатами. Княгиня была сестрой русской императрицы.
VII этап Включение в систему знаний и повторения (4 мин)
- “Знаменательные дни милосердия и сострадания”
На слайде высвечиваются даты знаменательных дней:
9 мая – День Победы.
12 мая - Международный День сестры милосердия.
1 июня - Международный день защиты детей.
9 июня – Международный день друзей.
1 октября - День пожилых людей.
4 ноября - День народного единства.
16 ноября – День толерантности.
3 декабря - Международный День инвалидов.
- Ребята, обратите внимание на слайд. Вы видите особые даты, которые отмечаются многими людьми.
- Неужели о доброте, чуткости, милосердии, сострадании и сопереживании, необходимо вспоминать только в эти дни?
- Чтобы воспитать в себе милосердие, нужно увидеть в другом человеке себя, свои тревоги, заботы, т.е. поставить себя на место другого человека. Тогда вы поймете, как тяжело нуждающемуся человеку. Милосердие требует приложение труда, хлопот, беспокойства, нередко отказа от своих благ и ограничения своих желаний. Стать милосердным человеком и быть им очень трудно.
2. Домашнее задание
1. На память о сегодняшнем уроке вы получаете вырезанную из бумаги ладонь человека. На этой ладони написаны слова народной мудрости: «Не оскудеет рука дающего!» Разберитесь вместе с родителями, какой смысл заложен в этой мудрости. Что значит слово «оскудеет?» Подумайте, кому нужна ваша помощь сейчас и окажите её вовремя.
2. Игра «Волшебная рука». Обведите на листе свою руку и напишите на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
В заключение урока я хочу предложить вам «Рецепт счастья»
Возьмите чашу терпения. Налейте туда полное сердце любви. Бросьте две пригоршни щедрости. Плесните туда же юмора. Посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и все это хорошо перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной Вам жизни и предлагайте всем, кого встретите на своем пути!
- Вспомните, с каких слов мы начали урок?
- Чему научились?
- Что вас поразило на сегодняшнем уроке?
- Над чем заставил задуматься этот урок?
Приложение № 1
Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.
Приложение №2
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка —
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счет.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу. Не влечет.
Приложение №3
Будь милостив к младшим и слушайся старших.
Настоящий воин тот, у кого есть милосердие.
Хочешь себе добра, не делай никому зла.
Милостивому человеку и Бог подает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по основам православной культуры. "Милосердие и сострадание."
Открытый урок по основам православной культуры проведён в 4 классе "А". Основная работа на уроке велась на основе подготовленных группами учащихся проектных работ. Главная цель урока показать силу доб...
Урок по православной культуре "Милосердие и сострадание"
Урок по првославной культуре в 4 классе.Тема урока "Поговорим о милосердии и сострадании". На уроке дети знакомятся с понятием "милосрдие" и делают выводы. Разбиают пословицы и высказывания известных ...
Урок по основам православной культуры. Милосердие и сострадание
Вашему вниманию предлагается разработка урока по ОПК. Тема урока: "Милосердие и сострадание"...
Презентация к уроку по основам православной культуры "Милосердие и сострадание"
Презентация содержит притчи, которые помогают учителю объяснить значение слов "милосердие", "сострадание"...
Конспект урока курсу ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») "Милосердие и сострадание"
Цель урока: осмысление понятия «милосердие» как основополагающего нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества; взаимосвязи понятий: «ми...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание
Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...
Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы Православной культуры."Милосердие и сострадание"
Данная презентация может быть использована при проведении урока№12 ОРКСЭ, Модуль "Основы православной культуры"...