План – конспект урока Славные символы России
план-конспект урока (4 класс) по теме
План – конспект урока Славные символы России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slavnye_simvoly_rossii.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока (окр. мир, 4 класс)
по теме:
Славные символы России.
Учитель: Строкова О.В.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
1.. Пчёлов Е.В."Государственные символы России. Герб, флаг, гимн";
2. Романовский В.К. "Символы Российской государственности";
3.А.А.Плешаков «Мир вокруг нас».
Используемая методическая литература:
1. "Государственная символика России ". Методические рекомендации.
2. "Государственная символика России" История и современность. Электронное учебное пособие.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация: “Славные символы России”.
Цели:
расширить кругозор учащихся о государственной символике России, способствовать принятию детьми нравственных ценностей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность);
воспитывать у учащихся уважительное отношение к государственным символам, истории своей страны и своего народа;
усилить мотивацию для изучения истории символики родной страны.
Задачи:
обучение приему использования разных источников информации (в том числе электронных) и разных приемов работы с информацией;
формирование элементов ИКТ-компетентности, связанное с различными способами изучения учебного материала, поиском дополнительной информации для решения познавательных задач;
познакомиться со способом получения информации из Справочно – правовой системы «Консультант Плюс: Средняя школа».
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
- Наш урок сегодня мы начнем с игры «Ассоциация». Обратите ваше внимание на доску и скажите, какая страна вам приходит на ум, когда вы видите следующие изображения.
Слайд 1 – Лондон (часы Биг –Бен) , Париж (Эйфелева башня),США (Статуя свободы)
- Почему вы так успешно справились с этой игрой? (потому, что все ассоциации, являются символами стран).
-Ищем в словаре под редакцией С.И.Ожегова значение слова «символ» (то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлеченного. Голубь – символ мира.)
-А кто из вас хоть раз использовал словарь, чтобы найти правильное значение незнакомого слова?
-Какими еще источниками информации можно воспользоваться, чтобы найти точное значение слова?
- А теперь, давайте сделаем наоборот. Я называю страну, и мы вместе подумаем, с какими символами она ассоциируется.
Страна – Россия.
Ассоциации – березы, балалайки, матрешки, Кремль. Слайд 2
-На адрес школы от американских школьников пришло письмо Слайд 3. (Hello, children! I wont meet Russia. Whot are Russian symbols?)
(перевод вопроса и ответы детей о символах России)
- Но все что вы перечислили является неофициальным символом, кроме них есть еще символы государственные, вот о них мы и будем сегодня говорить. Нашим помощником на сегодняшнем уроке будет Справочно-правовая система «Консультант Плюс: Средняя школа».
3. Изучение новой темы.
-Давайте попробуем сформулировать тему урока.
Тема – Славные символы России. Слайд 4.
- Когда мы произносим с вами слово – Родина, задумываемся ли мы о том, что такое Родина? (высказывания детей)
- У меня в руках документ «Свидетельство о рождении». Как вы думаете, что в нём записано? (высказывания детей) Этот важный документ говорит не только о факте появления на свет, но и о том, что вы являетесь гражданином своей страны.
- Скажите, гражданами какой страны, какого государства вы являетесь? (высказывания детей)
- Что есть у каждого государства? (символы)
- Какие символы России вы можете назвать? (высказывания детей)
- Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции РФ. Слайд 5.
(Работа с СПС «Консультант Плюс: Средняя школа») В строке «Быстрый поиск» наберите Конституция РФ. Затем найти и открыть пятый документ в списке, который соответствует нашему поиску. С помощью оглавления откроем главу 3 Федеративное устройство. Найти введите номер статья 70. Ознакомьтесь со статьёй и по ссылке, щёлкнув мышью один раз, ознакомьтесь с Федеральными Конституционными законами.
Слайд 6 (герб XV века)
-Гербы возникли очень давно. Они есть у государств, областей, районов, городов, а также у отдельных семей и даже лиц. (Работа с СПС «Консультант Плюс: Средняя школа»)Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О Государственном гербе Российской Федерации" Открыв закон, найдите описание и порядок официального использования государственного герба. Перейдя по ссылке приложение вы увидите изображение герба.
Работа с учебником (с.168-170).
Слайд 7 и 8
Блиц-опрос. (по очереди появляются вопросы)
-Что такое герб? (эмблема государства, изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города)
-Различают несколько форм щитов. Какую форму имеет щит герба РФ ?
-Использовались цвета : красный, зелёный, голубой, чёрный, пурпурный. Какого цвета щит РФ? (красного)
-Какая птица изображена на гербе России? (орёл-символ власти, могущества, мудрости)
-Сколько голов у птицы изображено на гербе России? (2 Россия расположена в двух частях света – Европе и Азии, поэтому головы орла повернуты в разные стороны.)
-Сколько корон на гербе России? (3) Почему голов 2, а корон 3 ? (союз республик, краёв, областей, из которых состоит РФ)
-Что держит двуглавый орёл в лапах? (скипетр и державу,- что говорит о сильной власти и единстве государства)
-Что изображено на груди Орла? (на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона). Слайд 9 (готовность народа встать на защиту родной земли)
(Всадник вонзает длинное копье в золотое тело дракона с зелеными крыльями. Этот герб появился после битвы московского князя Дмитрия Донского с монголо – татарскими полчищами на Куликовом поле. Он показывает в условной форме и знаменитое сражение, и начало создания независимого Русского государства.)
- Где ещё можно увидеть герб? Слайд 10 (на флагах, монетах, печатях, официальных бумагах)
- В 1977 году я окончила институт и получила диплом о высшем образовании. Подумайте и скажите, есть ли на моём дипломе изображение герба России? (Нет, есть изображение герба СССР, в 1991 г. СССР перестал существовать как государство, Россия стала самостоятельным государством).
Работа с информационной картой. Слайд 11( Даются формы герба. Предлагают задуматься о назначении нашей школы, чем славится наш класс и исходя из этого решить, что поместить на гербе класса.
-Какой формы может быть геральдический щит, на котором располагается изображение герба? (круглой, квадратной, прямоугольной, овальной)
-Какое главное назначение нашей школы? (учить и оздоравливать)
-Подготовить и защитить свой проект. ( Это домашнее задание.)
4.Продолжение новой темы.
- Государственный флаг – важный символ страны. Он подлежит защите. Его оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства. Флаг – это святыня. (Работа с СПС «Консультант Плюс: Средняя школа») Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 1-ФКЗ(ред. от 28.12.2010)
"О Государственном флаге Российской Федерации" Открыв закон, найдите описание и порядок официального использования государственного флага. Перейдя по ссылке приложение вы увидите изображение флага.
Слайд 12-13-14 (Флаг России + флаг)
Государственный флаг постоянно поднят на зданиях органов власти страны.
В России существует праздник, который торжественно отмечают 22 августа, – день Государственного флага РФ.
Слайд 15 ( 22 августа день гос. флага РФ)
Работа в тетради. Раскрасьте его цветами Государственного флага РФ
Слайд 14 (флаг со словами, раскрывающими значение цветов)
Впервые в России бело-сине-красный флаг появился в конце 17 века на первом боевом корабле «Орёл». Такой порядок расположения цветов, как сейчас, ввёл Пётр Первый.
Самые первые флаги были военные. Такие же почести, как и Государственному флагу России, воздаются Красному знамени Победы. Это знак благодарности потомков победителям в Великой Отечественной войне. Слайд 16 (знамя Победы)
Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означает отвагу, мужество, героизм, смелость. Синий цвет – небо, верность, честность. Белый – чистота, совершенство, мир.
Работа с информационной картой. Слайд 17(изображение нескольких цветов, каждый из которых символизирует какое-то качество)
-Используя цвета, символизирующие различные качества, нарисуйте флаг своей семьи.
-Ваш флаг может содержать изображение предметов и символов, связанных с увлечениями вашей семьи.
Самостоятельная работа и защита своих работ.
- Назовите государственный символ страны, сопровождаемый музыкой? (гимн)
Слайд 18
(Работа с СПС «Консультант Плюс: Средняя школа») Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 3-ФКЗ(ред. от 22.03.2001)"О Государственном гимне Российской Федерации" Открыв закон, найдите описание и порядок официального использования государственного герба. Перейдя по ссылке приложение вы познакомитесь с текстом гимна.
-Что такое гимн? (высказывания детей) Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования.
- Кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна? (музыка Александра Васильевича Александрова, слова – Сергея Владимировича Михалкова) Слайд 22.
-Кто такой С.В.Михалков? (Родился в 1913 году, писал стихи для детей «Дядя Стёпа», «А что у вас?» и др. пьесы, басни).
- Когда звучит гимн РФ? (На торжественных церемониях, по радио перед началом и после окончания передач, в новогоднюю ночь, в праздники). Слайд 19,20
4 Рефлексия.
-Какое открытие вы сделали для себя на уроке?
- Каким было общение на уроке? (занимательным, познавательным, интересным, игровым, необычным, скучным, радостным, дружелюбным)
Надеюсь, что урок не прошёл для вас бесследно. Мы лишь немного затронули тему истории государственной символики нашей Родины – России. Вам, ребята, предстоит узнать ещё много нового и интересного. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной.
-Оценка знаний учащихся.
5. Итог урока.
-Вы сможете узнать символы России среди символов других стран?
-Какие чувства испытывали вы, когда слушали гимн России?
-Зачем государству нужна символика?
-Какими источниками вы воспользуетесь для поиска нужной информации?
-Какую информацию вы смогли найти при помощи СПС «Консультант Плюс: Средняя школа.»?
Слайд 21. Домашнее задание: проект герба класса.
Слайд 22 Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект внеурочного занятия в 1 классе. Тема: "Знаки и символы"
Тема урока: Знаки и символы Тип урока: Урок - игра Формы: смотр знаний, игра, работа в группах. Цель: закрепить представления де...
План-конспект "Государственные символы России".
Внеклассное занятие на тему: Государственные символы России....
Конспект урока «Символы России, Кубани».
Конспект урока «Символы России, Кубани»....
План-конспект урока по кубановедению на тему "История Кубани в символах"
Тема урока «История Кубани в символах» Цели урока:Познакомить детей с официальной символикой Кубани и ее историей возникновения.ОбразовательныеПознакомить с символами Кубани, значение...
конспект урока "Символы России"
конспект урока "Символы России" 4 класс...
Конспект урока по окружающему миру 4 класс на тему "Славные символы России" (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование представления о государственных символах.Планируемые результатыПредметные:-знать историю появления государственных символов.-уметь различать государс...
План-конспект открытого урока окружающего мира "Государственные символы России", 3 класс
Урок окружающего мира по теме "Государственные символы России". 3-й классДанный урок посвящен “Государственным символам России”, приурочен к одному из главных г...