План-конспект "Государственные символы России".
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Внеклассное занятие на тему: Государственные символы России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_vneklassnogo_zanyatiya_gosudarstvennye_simvoly_rossii.docx | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
Внеклассное занятие для 4 класса
«Государственные символы России »
Автор – Резникова Елена Владимировна, воспитатель группы продлённого дня ГБОУ №339 г. Санкт-Петербурга.
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям, классным руководителям. Это мероприятие проводилось для учеников 4 класса.
Цель: рассказать о современной государственной символике .
Задачи:
1. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников.
2. Воспитание чувства гордости за свою Родину;
3.Развитие образного мышления и эстетического отношения к
окружающему миру;
4.Речевое развитие и обогащение словаря учащихся. Слайд 2
Ход мероприятия
1 Вступительная беседа.
Воспитатель:
- Ребята, садитесь поудобнее, мы начинаем …
- Как называется место, где человек родился и где он живёт? (ребус презентации: Р 1 А) Слайд 3.
- Что такое Родина? Обратитесь, пожалуйста к толковому словарю С. И. Ожегова.
(с. 592: Родина – отечество, родная страна, место рождения.)
- Мы с вами живём в огромной стране, которая называется ….?
Дети:
- Россия!
Воспитатель: Верно! Мы живём в Российской Федерации. Наша страна большая и красивая. Здесь много лесов и полей, широких рек и глубоких озёр. Мы любим свою страну и гордимся ею.
- У каждой страны есть главный город. Разгадав ребус, вы сможете ответить, как называется главный город страны. ? (ребус презентации: 100 лица ) Слайд 4.
2. Сообщение цели занятия.
Сегодня мы совершим необычное увлекательное путешествие и познакомимся с государственными символами нашей Родины.
Как и все государства мира, Россия имеет свои государственные символы. Для начала давайте разберёмся, что же это такое – символ?
Обратимся к толковому словарю. В переводе с греческого это слово означает «знак», «опознавательная примета». Однако не каждый знак или примета имеют символическое значение. Так, свежие лужи на земле – примета прошедшего дождя. Но это нельзя назвать символом. Понятие «символ» гораздо шире. Символ - это то, что служит условным знаком какого-то явления, идеи. Например, голубь - это символ мира. Существуют государственные символы. Это отличительные знаки конкретного государства. Какова же символика нашего государства?
Дети: Герб! Флаг! Гимн!
3.Информационный блок.
Воспитатель:
- Верно, молодцы! Символика государства – это воплощение его истории и отражение настоящего, это зрительный и музыкальный образ страны
Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак –
Красно-сине-белый флаг
С. Куприн
Государственный флаг-это знак (символ) свободы, независимости и самостоятельности государства. У каждой страны есть собственный флаг, не похожий на флаги других стран. Слайд 6.
Слово «флаг» греческого происхождения, от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть». С глубокой древности восточные славяне для обозначения слова флаг использовали слово «стяг», сохранившееся по сей день. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трёх одинаковых по размеру горизонтальных полос(белая, синяя, красная).
Почему же флаг России состоит именно из этих цветов?
У каждого флага цвет и рисунок имеют своё значение.
Воспитанник озвучивает информацию, представленную на слайде.
Вверху - белая полоса. Символизирует мир, чистоту, благородство, совершенство, невинность. Означает, что у нашего государства нет злых намерений. Оно честно и дружелюбно относится ко всем странам.
Синяя полоса – она в середине – верность, духовность, веру, чистое небо, говорит о том, что Россия против войны. Она хочет дружить со всеми народами Земли.
Красная полоса – нижняя – символизирует отвагу, героизм, великодушие, самопожертвование - означает, что каждый гражданин России готов, если потребуется, защитить свободу и честь Родины от врагов. Слайд 7.
Воспитатель:
Цвета российского флага не случайны. Они связаны с народными представлениями о красоте. В русском народном костюме наиболее часто встречаются такие цвета: белый, красный, синий. Из белого полотна шили рубахи, из красной и синей материи – нарядные сарафаны и другую одежду.
Белая полоса флага напоминает нам о белоствольных берёзах, о лёгких белых летних облачках, белых ромашках, цветущих на лугу.
Синева неба, рек, озёр, морей запечатлена в синей полосе, а красный цвет – это цвет огня и солнца, тепла и радости.
Наш трёхцветный флаг существует уже более 300 лет. Однако государственным символом он стал не сразу. Сначала флаг с полосами таких цветов использовался только на кораблях российского флота. Это было ещё при императоре Петре1. Гораздо позже, в конце 19 века, наш триколор стал официальным символом Российского государства по указу императора Александра третьего, но оставался им недолго. Вскоре после революции 1917 г. официальный флаг нашей страны заменили на красный, и только с 1991 г. государственным символом России снова стал бело-сине-красный флаг.
Знаете ли вы, когда поднимают флаг?
Дети высказываются.
Во всех странах флаги вывешиваются на улицах в дни государственных праздников, торжественных событий. Во время спортивных соревнований в честь победителей поднимают флаг той страны, гражданами которой они являются, и исполняется гимн этой страны.
Воспитатель:
Следующий символ нашей страны это гимн. Гимн России – торжественная песня о стране. Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша Родина – Россия. Гимн современной России принят в 2000 г. Музыку написал А. В. Александров, а слова – поэт С. В. Михалков. Давайте послушаем гимн, это принято делать стоя. Слайд 8.
Воспитанники встают, звучит музыкальная запись.
-А это что изображено на слайде?!
Воспитанники:
- Герб! Слайд 9.
Воспитатель:
-Верно.
Ещё в первобытные времена, когда люди жили родами и племенами, у них было стремление как-то выделить себя среди других родов, показать своё отличие. Для этого служил тотем- изображение какого–то животного или птицы.
С развитием общественной жизни и появлением государств возникли и более сложные символы. Герб России - двуглавый орёл, на своих мощных крыльях взмывающий над страной, более 4 столетий олицетворял нашу державу. Немного найдётся в мире таких долговечных гербов!
Золотой двухглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника.
Это Святой Георгий Победоносец, сидящий на белом коне. За его плечами развевается синий плащ. В правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Ужасный чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем, верный конь воина топчет дракона копытами.
Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.
Держава – золотой шар с крестом наверху как символ власти монарха.
Царское «яблоко». Борис Годунов добавил ещё 1 державу, которая тогда именовалась «яблоко». По форме она напоминала этот фрукт.
В древние времена корона, скипетр, держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируют единство и независимость. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Слайд 10.
Экскурс в историю.
В древние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.
«В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье – напал на него лютый змей – дракон. Поселился он в тёмной пещере на берегу моря. Огнём жёг он землю, разрушал дома.
Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – всё съел змей.
Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на берег морской и оставили там. В это время проезжал мимо Егорий Храбрый на добром коне, не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его».
Итог занятия.
Воспитатель:
- Как вы думаете, почему важно знать государственные символы?
Дети:
- В государственных символах отражена история государства. Слайд 11.
Воспитатель:
- Что означают цвета российского флага?
- Где можно увидеть герб и флаг?
- Как вы думаете, будут ли уважать государство, граждане которого пренебрежительно относятся к его символике?
Творческая работа.
Ваша задача – придумать и нарисовать свой герб. Это может быть герб вашей семьи, нашей школы, нашего города. Даже можете придумать герб волшебной страны.
Спасибо за занятие. Слайд 12.
При подготовке и планировании внеклассного мероприятия использована литература:
Голубева Т.С. Государственная символика России. Начальная школа. № 7. 2001
Ривина Е.А. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников. Просвещение, М., 2014г. Слайд 13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Россия - Родина моя. Символы России".
Класс: 3 Цель:познакомить учащихся с понятиями: «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;познакомить учащихся с некоторыми правами и обязанностями граж...
Символы России (материалы к проведению занятия по теме "Моя Родина - Россия"
Материалы к проведению занятия или урока по теме: "Моя Родина - Россия"...
Наша Родина - Россия. Символы России
Презентация "Наша Родина - Россия"...
Открытое занятие кружка « Мы – граждане России». Тема: Берёза – символ России.
Цель: воспитание любви к природе, родному краю, Родине.Задачи: · развивать бережное отношение к природе;·...
Открытое занятие кружка « Мы – граждане России». Тема: Берёза – символ России.
Цель: воспитание любви к природе, родному краю, Родине.Задачи: · развивать бережное отношение к природе;·...
Задания по теме "Мы-граждане России. Славные символы России."
Материал содержит задания по теме "Мы-граждане России. Славные символы России."...
Символы России для обучающихся 1–2 классов по теме «КАКИЕ В НАШЕЙ СТРАНЕ ЕСТЬ СИМВОЛЫ?»
Цель: воспитывать у обучающихся уважение к символам государства (герб, флаг, гимн),знакомство с гербом, правилами его составления.Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколени...