Классный час в 1 классе "Я и Конституция моей страны"
классный час (1 класс) по теме

Рузанкина Надежда Вячеславовна

: Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_i_konstitutsiya_moey_strany.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 1 классе «В»

Цель.

  • Расширение знаний и представлений о государственной символике.
  • Продолжить знакомство с Российским праздником.

      Содействовать развитию познавательной активности, формировать гуманизм.

                                                                        Выполнила:

                                                                        учитель начальных классов

                                                                                  Рузанкина Н.В.

                                                                   

2013г

                                                 

Ход классного часа.

Звучит запись песни «То берёзка, то рябина…»

Учитель:

У всего своё начало: 
У домов, у кораблей, 
У дороги – от причала 
Через тридевять морей. 
У хлебов – в полях раздольных, 
У комбайна, у станка – 
Всё идет от двери школьной 
И от первого звонка.

- Дорогие ребята, поздравляю вас с началом нового учебного года. Сегодня первое сентября – День Знаний.

Ребята, в русском языке есть много красивых, добрых, ласковых слов. Но есть такие слова, которые являются для вас, для каждого из нас самыми дорогими и родными на свете. Назовите эти слова.

Уч-ся: Мама, друг, школа.

Учитель:

 Да, всё правильно. Но есть ещё одно дорогое слово, о нём вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд. (Кроссворд открывается на слайде)

1.    Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

2.    О каком дереве говорят: «Дрожит на ветру»? (Осина)

3.    Живёт в лесу работник –

Лесной носатый плотник. (Дятел)

4.    Вежливое слово. (Спасибо)

5.    Место, где лежат карандаши, ручки, ластики. (Пенал)

6.    Белые сапожки, зелёные серёжки. (Берёза)

- Какое слово получилось по вертикали?

Уч-ся: Родина.

 Ученик 1.

Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя. 
Слышишь голос соловья? 
Это – Родина твоя. 
Школа, где твои друзья, - 
Это – Родина твоя. 
Руки матери твоей, 
Звон дождей и шум ветвей, 
И в саду смородина – 
Это тоже Родина.

Есть такие слова, которые являются для вас, для каждого из нас самыми дорогими и родными на свете. Назовите эти слова.

(Отечество, Родина, Россия)

 А как вы, ребята, понимаете слово « Родина»?

А почему Родину еще называют и Отечеством, Матушкой?

( Потому что мама кормит, оберегает нас, Отечеством - потому что  здесь родились и выросли наши отцы, деды.)

 Как вы думаете, ребята, чему  посвящён наш классный час?

-Молодцы! Родине, России – одному из самых больших государств во всём мире

                 

                        Чтение стихотворение «Родина»

Ученик 2: Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Старый тополь у ворот.

Ученик 3: У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

Ученик 4: В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног,

И большой соседской фабрики

Громкий радостный гудок.

Ученик 5: Или степь от маков красная.

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Россия многонациональное государство. Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. В России проживают больше 100 национальностей и народностей. Население страны составляет более 150  миллионов человек. (Вывешивается плакат с изображением людей разных национальностей.)

Наше государство называется Российской Федерацией.

«Федерация» - объединение многих республик, краёв и областей. - 12 декабря наша  Родина отмечает День Конституции.

Этот праздник близок каждому гражданину страны, кому небезразличны

 судьба Родины, кто хочет, чтобы все поколения россиян испытывали гордость за свою великую державу.

 

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними  появились главные вопросы:

- Что люди могут делать и что нельзя?

- Что они обязаны и что не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

 

- Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих вопросов в обычных беседах

 между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров, и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках.

 Ведь народная мудрость недаром гласит: «Храни порядок, и порядок сохранит тебя».

Так появилась Конституция – главный закон страны. Слово «конституция» произошло от латинского слова «устройство». В каждом государстве есть своя Конституция. В Конституции рассказывается, как устроено наше государство,

 кто осуществляет в нем власть, какие у нас, его граждан, есть права и обязанности. Конституция Российской Федерации — это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации.

- Когда и как была принята Конституция РФ?

Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по-другому.

Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция. (Слайд 1)

Что сказано в нашей Конституции?

В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя.

 Какие же права есть у всех детей мира? (обсуждение)  

(Слайд 2)

- Право на жизнь

- Право на имя при рождении

- Право на медицинскую помощь

- Право на образование

- Право на отдых и досуг

- Право иметь имущество

- Право свободно выражать свои взгляды

- Право на свободное перемещение

- Право на заботу и воспитание родителями

-  Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки                                 

                       Игра «Кто нарушил  право?»

А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам. Мы будем задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено.

 

1.    В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (ответ: нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц»)

2.    Кто воспользовался правом на свободное передвижение? (ответ: лягушка-путешественница, , Иван-дурак из сказки «По щучьему велению»)

3.    В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Приключения Буратино».  Карабас-Барабас.)

4.Кто нарушил право колобка на жизнь, непрокосновенность?

5.    Кто нарушил право на свободу и держал петушка у себя дома?

   (Лиса)

    6.    Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка», дед  из сказки « Вершки и корешки»)

 Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

- Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и

 обязательных для выполнения).

- Какая самая главная обязанность у вас в семье?

- А у ваших родителей?

- У кого больше всего обязанностей?

- А какие обязанности существуют у учеников?

 А где прописаны эти обязанности? (В Уставе школы)

- А кто является самым главным человеком  нашей страны?

Самым главным человеком, главой нашего государства является Президент, который избирается гражданами для руководства страной. (Слайд 3)

- Как зовут президента нашей страны?

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, то есть по правилам, которые в нашей Конституции записаны, Президент перед вступлением в должность — перед тем, как он начнёт делать всё то, что должен делать Глава государства, — обязан принести присягу народу России.

Это значит, что Президент обязан произнести, то есть сказать, слова президентской присяги. Эти слова записаны в Конституции, и произнести их Президент должен в Кремле, где специально для этого собирается очень много серьёзных и взрослых людей

— члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы и судьи Конституционного суда Российской Федерации.

А это слова, которые обязан произнести Президент:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность

                                   

 

                                Физкультминутка

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

 Облетал, обходил,

 Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

— «Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая:

- «Лучше нет родного края!»

(Г.Граудин)

Учитель: Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. (Показывает по карте Россию). Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.

На свете много разных стран,

Но есть одна страна:

От белых льдов до тёплых рек

Раскинулась она.

Наша страна очень красива и богата.  А какие прекрасные города есть в нашей стране.

- Назовите, какие города вы знаете.

 Знакомство с государственными символами.

Учитель: Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.

Ученик.                 

Имеет флаг, и гимн, и герб

Российская держава.

И, как все символы, они

Жизнь нашу отражают.

Герб                                                                            

 (Слайд 4)

Учитель. Давайте рассмотрим герб нашей страны.

Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображённый на флагах, монетах, печатях и других государственных документах. (Показывается монета). Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено?

Учитель: Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета.

 Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это – Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами синий плащ, в правой руке у него копьё, которое сражает дракона. Дракон – это символ зла. Он повержен героем.

  Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Флаг

(Слайд 5)

Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский волос. Назывался он «стягом». Он должен был собрать, «стянуть» к себе воинов для защиты родной земли.

  Потом стяги стали делать из ткани. Они были красного цвета и придавали мужество воинам. Потом на полотнищах стали изображать святых – «знамения». Так и появилось слово «знамя».

  Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

   День 22 августа отмечается в нашей стране, как День Государственного флага Российской Федерации.

Учитель: На каких зданиях нашего город, села можно увидеть герб и флаг?  

Ответы учащихся.

Гимн

(Гимн 7)

Учитель: - А знаете, с чего начинается Конституция?

- На первой странице Конституции – гимн нашей страны.

Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны.

-  А как нужно слушать гимны?

- Прослушаем гимн нашей страны

-  Какое чувство испытали, прослушивая гимн?Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио.

 Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь

    - При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.

Игра «Собери пословицу».

Учитель: Наш народ любит свою Родину. О Родине есть много пословиц и

 поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Попробуйте соединить части пословиц.

Родина краше солнца,                             дороже золота.

Родина – мать,                                           умей за неё постоять.

Нет в мире краше                                     Родины нашей.

Для Родины своей                                     ни сил, ни жизни не жалей.

 Итог.

Вот и молодцы! На этом наша беседа заканчивается. Вы узнали сегодня о своих правах. А ваша главная обязанность, какая? (Хорошо учиться.)

- А право? (Бесплатно учиться.)

Мы сегодня многое узнали про Конституцию.

 

Узнали что такое конституция, когда она принята, узнали что такое День конституции.

Я предлагаю вам сейчас создать законы для нашего класса.

Ответы детей.

 

 Рефлексия.

-   Догадайтесь, о каких символах страны идет речь:                  

а) прикрепленное к древку или шнуру полотнище  определенного цвета или нескольких цветов. (Флаг)            

б) эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. (Герб)

в) торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства. (Гимн)

Учитель. Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки у дороги,

По которым мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Что мы родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём,

И рубиновые звёзды –

Звёзды мира над Кремлём.

Помните, дети, «родина любимая, что мать родимая»! Её мы бережем, ею мы гордимся, ей мы посвящаем свой труд, свои достижения в науке, культуре, искусстве.

- Ребята, большое вам спасибо. А сейчас мы все вместе организованно выйдем во двор нашей школы и по моей команде на счёт «Раз, два, три, шарик наш, лети!» одновременно отпустим шарик. И все ваши желания обязательно исполнятся!

Ребята во дворе школы загадывают желания и отпускают в небо шары - белые, синие и красные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

социальный проект "Я и Конституция моей страны"

в работе описывается проведение проекта социальной направленности "Я и Конституция моей страны"...

Классный час "Культура моей страны"

Интересный познавательный материал по данной теме....

проект "Я и Конституция моей страны"

В рамках этого проекта дети начальной школы изучали статьи Конституции...

Классный час " Символы моей страны"

Символ – это отличительный знак. Символом может стать любой предмет. Поэтому все символы распределили на несколько групп:Всемирные – которые понятны людям любой национальности....

Классный час "Главный закон моей страны"

Цель: познакомить учащихся 3 класса в доступной форме  с Конституцией,  с основными правами и обязанностями граждан  и символами Российской Федерации....