Внеурочная деятельность в 1 классе. «Народные игры и праздники»
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Здравствуй, Весна – красна!

Учитель. Наша природа красива и разнообразна всегда. Но каждое время года имеет свои особенности, неповторимые черты. На смену зиме приходит весна со своей сочной зеленью, радостным пением птиц. Скоро зашумят весенние дожди, умоют землю, и она станет еще прекраснее, еще моложе. И все вокруг оживет, зазеленеет.

Сколько чудесных явлений, незабываемых впечатлений дает нам весенняя природа.

Только надо видеть эту прелесть! Удивительное, прекрасное рядом с вами!

(Выходит ведущий и читает телеграмму)

 

“Сквозь снег и туман, сквозь снежные бури

Пробился на землю единственный лучик,

Записку от солнца принес он сорокам:

Крепитесь! Мужайтесь! Что недалеко…… (Весна)”

 

Ведущий: «Дорогие друзья! Поздравляю с праздником Весны! Желаю интересно и весело провести этот праздник. Весна – красна».

 

Учитель: Давайте вспомним: какая весна бывает? Какая она придет?

 

Дети: (ранняя, солнечная, долгожданная, теплая, приветливая, красная, яркая, дождливая).

 

Учитель: назовите её действия?

 

Дети: (наступает, грядет, собирается, улыбается, воодушевляет, завораживает, расцветает, освежает, шагает, приближается и т. д.).

 

Учитель: с чем же весна придет?

 

Дети: (с песнями птиц, с дождями, с солнышком ярким, с весенними говорливыми ручейками и т. д.).

 

Учитель: Как, когда она может прийти?

 

Дети: (внезапно, неожиданно, скоро, быстро, торопливо и т. д.). Ребята, давайте попробуем пригласить к нам на праздник Весну. Все дружно позовем: «Весна – красна! Приходи к нам!»

 

Весна:

 

Весна с улыбкой шлет привет

 Проснувшейся природе;

 Всё после зимних бурь и бед

 Вздохнуло на свободе.

 Бессильно зляся и ворча,

 Зима, старуха злая,

 Бежит, от жаркого луча

 Под солнышком сгорая.

 

Дорогие ребята, я очень рада встрече с вами. Вы давно заметили мой приход в природу. Я видела вас на прогулках и любовалась вами.

 

Учитель: Весенняя природа описана многими писателями и поэтами. Послушайте стихи о весне.

 

Весна: Меня воспели не только в стихах и песнях, но и в прозе. Очень интересен рассказ В. Бианки «Три весны».

 

1 ученик. Первая победа – весна полевая. Она началась, когда на полях показались первые проталины, освободилась первая земля. Обрадовались ей грачи, прилетели к нам. Потом скворцы и полевые жаворонки. Грачи вытаскивают из потеплевшей земли червей, личинок. Скворцы ловят оживших насекомых, жаворонки собирают в поле зерно. Вслед за жаворонками прибыли зяблики и тоже кормятся на земле.

 

2 ученик. Вторая победа – весна речная. Еще не кончилась весна полевая, не все поля освободились от снега, а солнце повело уже новое наступление на самые крепкие укрепления зимы.

 

Ждут, не дождутся освобождения рек, озер, прудов водяные птицы – утки, гуси, лебеди, чайки. Ведь в освобожденной воде будет, чем поживиться: проснулись в ней рыбы, разные насекомые, рачки, улитки.

 

А реки, освободившиеся ото льда, поднимаются выше и выше. И будет скоро: выйдут из берегов своих, хлынут в луга, затопят долины, кустарники. Люди скажут: «Вот и паводок – весенний разлив. Напоит вода землю».

 

Это вторая великая победа солнца, вторая весна – речная.

 

3 ученик. Закукует кукушка, лес окутается зеленым туманом, прилетят ласточки, белыми звездочками зацветет черемуха. Все певчие птицы вернутся на родину. Лес оденется, и соловей запоет. Это будет третьей решительной победой солнца. Это третья весна – весна лесная. Последняя, за ней наступит лето.

 

Ведущий: Весна нас радует первыми цветами. Зацветают деревья, кустарники, травы. Первой из деревьев зацветает ольха, затем ива, береза. Фестиваль раннецветущих травянистых растений открывает мать-и-мачеха.

 

Стихи о весне.

 

4 ученик.

 

Тонкие, зеленые былинки,

Цветики синеют.

Это ведь подснежники, Каринка,

Нету их милее.

Из-под снега только что пробились

И уже в расцвете,

Потому и людям полюбились

Больше всех на свете.

 

5 ученик.

 

Люблю грозу в начале мая,

 Когда весенний первый гром,

 Как бы резвяся и играя,

 Грохочет в небе голубом.

 

 Гремят раскаты молодые,

 Вот дождик брызнул, пыль летит,

 Повисли перлы дождевые,

 И солнце нити золотит.

 

 С горы бежит поток проворный,

 В лесу не молкнет птичий гам,

 И гам лесной, и шум нагорный -

 Всё вторит весело громам...

 

6 ученик.

 

Верба, верба, верба,

 Верба зацвела.

 Это значит, — верно,

 Что весна пришла

 Это значит — верно,

 Что зиме конец.

 Самый, самый первый

 Засвистел скворец.

 Засвистел в скворечне:

 Ну, теперь я здешний.

 Но весне не верьте,

 Слышен ветра свист.

 Ветер, ветер, ветер

 По дорогам вертит

 Прошлогодний лист.

 Все апрелю шутки!

 Сельский детский сад

 Утром скинул шубки,

 В полдень — снегопад.

 Но не так уж скверно

 Обстоят дела,

 Если верба, верба -

 Верба зацвела.

 

Учитель. Вы знаете, что и у скворца есть свой праздник, и у соловья, и у пеночки? Бывает он, как правило, в последнее воскресенье марта. В это время начинают возвращаться в родные края пернатые. А друзей надо радушно встречать.

 

День птиц у нас отмечают с весны 1927 года. Впервые провели его в Сокольниках юные орнитологи со своим руководителем Николаем Николаевичем Дергуновым. С тех пор этот день празднуют по всей стране: устраивают карнавалы, веселые представления.

 

Готовят для гостей жилье – скворечники. Ученые подсчитали общее число птиц на земле. Их примерно 100 миллиардов. То есть всего по 20 «клювов» на человека. Не так-то уж много. Поэтому и стремятся люди приветить птах. Без их пения было бы скучно жить.

 

Учитель: Весна – пора вспашки почвы, сева, посадки растений и других важных сельскохозяйственных работ. Ведь не зря говорят: «Весенний день год кормит».

 

Игра – соревнование. Посадка картофеля

 

Отгадайте загадки:

 Дует теплый южный ветер, снег чернеет, мякнет, тает.

 

Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? (Март)

 Яростно река ревет и разламывает лёд.

 

В домик свой скворец вернется,

 

В небе жаворонка трель. Кто же к нам придет? (Апрель)

 Зеленеет даль полей, запевает соловей.

 

Белый свет оделся, пчелы первые летят,

 

Гром грохочет. Угадай, что за месяц это? (Май)

 

Скороговорки.

 

1 ученик: Валин валенок провалился в проталинок (повторить несколько раз)

 

2 ученик: Три сороки-тараторки тараторили на горке. (Кто повторит?)

 

3 ученик: Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок. (Повторяют 5-6 человек).

 

Игра “Да или нет”.

 

Он уже не пышный? (Нет)

Он уже не лыжный? (Нет)

Он не из ваты? (Нет)

Он ноздреватый? (Да)

Он уже не белый? (Нет)

Он потемнелый? (Да)

Старый, добрый? (Снег)

 

Закончить наше мероприятие мне бы хотелось стихами.

 

“Это утро, радость эта, эта мощь и дня, и света.

Этот синий свод, этот крик вереницы, эти стаи, эти птицы, этот говор вод.

Эти ивы и березы, эти капли – эти слезы, это пух – не лист,

Эти горы, эти долы, эти мошки, эти пчелы, этот зык и свист.

Эти зори без затменья, этот вздох ночной селенья, эта ночь без сна.

Эта мгла и жар постели, эта дробь и эти трели.

Это всё – весна.”

 

А. Фет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация программы «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 классы»

Реализация  программы «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 классы»...

Приказ №344."О присвоении статуса пилотных площадок по апробации учебно-методического пособия "Внеурочная деятельность в школе.Народное искусство и художественное творчество.1-4 класс."

"О присвоении статуса пилотных площадок по апробации учебно-методического пособия "Внеурочная деятельность в школе.Народное искусство и художественное творчество.1-4 класс.5-8."...

Мастер-класс по повышению качества образования во внеурочной деятельности по направлению народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников.

Народное декоративное искусство - одно из важнейших средств художественного воспитания детей, оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях не стандартность мышления...

Подготовка школьников к сдаче норм всероссийского спортивного комплекса ГТО через внеурочную деятельность посредством русской народной игры лапта

laquo;Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей команде, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз...

Внеурочная деятельность. Мастер-класс.Тема: Игры с геометрическими наборами. Изготовление « Танграма» (1 класс)

Цель: - усовершенствовать умения работать с картоном и цветной бумагой; развивать фантазию, мышление, воображение;         -расширить представление учеников о с...

Программа внеурочной деятельности, 3 класс, Подвижые игры(с элементами баскетбола и с элементами волейбола)2023- 2024уч.г

Цель конкретизирована следующими задачами:пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся;популяризация баскетбола как вида спо...