Презентация "Справедливость", ОРКСЭ, урок № 15, к учебнику Шамшуриной (Дрофа), 4 класс
презентация к уроку (4 класс) по теме

Кущенко Галина Викторовна

Презентация включает вопросы для проверки домашнего задания, видеоряд по новой теме. Содержит задания для осуществления целеполагания учащимися, раскрытия содержания понятия "справедливость", предполагает работу с притчами "Справедливость", "По справедливости", знакомит с высказываниями китайского мудреца Мо Ди о правильном устройстве государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etika_no15.rar217.66 КБ

Подписи к слайдам:

Справедливость
Урок № 15 по «основам светской этики» (Дрофа»)Составила учитель истории МКОУ «Гауфская СОШ» Кущенко Г.В.
Проверка домашнего задания
1. Расскажи, кто такой Эзоп, чем он знаменит?2. Перескажи басню об Эзопе и Ксанфе. В чем ее смысл?3. Можно ли сказать, что человек, отбросивший камень, обладал чувством ответственности? Что вы понимаете под ответственностью?4.Объясните, почему Лис из сказки «Маленький принц» считал чувство ответственности «лекарством от одиночества»?5. Приходилось ли вам брать ответственность за кого-то или за что-то на себя? Что вы при этом чувствовали?6. На основе своих записей о поручениях самому себе на неделю сделай вывод: ответственный ли ты человек.
Целеполагание
На основе предложенных ситуаций сделайте вывод о каком нравственном понятии пойдет сегодня речь:1. Представь, что человек пришёл в гости к другу, и у них оказалось десять слив. Один из них съел восемь, а другому досталось только две.2.У двух друзей было десять слив. Они поделили их поровну, по пять, и съели.
СПРАВЕДЛИВОСТЬНет на свете справедливости!- жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки. - Доколе же неправду терпеть!- возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки. - Житья нет от произвола!- промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.
- Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас? При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы.
- Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.
Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара. В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни.
Задания
1. Кто главные герои притчи?2. Какой вопрос они обсуждали?3. Почему сова назвала справедливость высшим законом жизни ? Как, согласно этому закону, устроена жизнь природы?4. Основываясь на тексте притчи попробуйте ответить на вопрос:Что такое справедливость?Справедливость — это высшая добродетель, представление о правильном устройстве человеческих отношений и государства.
Представления МО Ди о справедливости
«Самой большой драгоценностью для страны являются не жемчуга, не золото, не пышные дворцы, а справедливость, ибо только она приносит пользу людям.»Мо Ди
Как и все китайцы в древности, Мо Ди поклонялся главному божеству — Небу.«Небо любит справедливость и ненавидит несправедливость. Свершать справедливые дела — это значит делать то, что любит Небо»
Задание
1. Прочтите в учебнике текст на с. 70-722. Ответьте, какое государственное устройство Мо Ди считал правильным.3. Сравните прочитанный текст с содержанием притчи «Справедливость». Схожи ли «Высший закон природы» и представления китайского мудреца о правильном устройстве государства? В чем?
По справедливостиПерсидская притчаВолк, лиса и лев решили охотиться сообща. Дела пошли у них хорошо — они поймали козу, оленя и зайца.— Дели добычу, — обратился лев к волку. — Только по справедливости.— Хорошо, — согласился волк. — Козу, я полагаю, надо отдать тебе, зайца — лисе, а себе я возьму оленя.Услышав это, лев разгневался и растерзал волка.— Теперь дели ты, — сказал он, обращаясь к лисе. — Только по справедливости.— С удовольствием, — сказала лиса. — Пусть коза будет тебе на завтрак, заяц — на обед, а олень — на ужин.— Вот это правильно, — сказал лев. — Кто научил тебя так хорошо делить?— Лежащий возле тебя растерзанный волк, о мой повелитель! — ответила лиса.Можно ли назвать льва справедливым?Почему?
Закрепление
Домашнее задание
1. Прочти текст урока № 15. Перескажи.2. Нарисуй картинки к теме урока. Изобрази символ справедливости.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Терпение и терпимость", ОРКСЭ, урок № 8, к учебнику Шемшуриной (Дрофа), 4 класс

Презентация содержит вопросы для проверки домашнего задания, видеоряд по новому материалу. Раскрывает смысл понятий "терпение", "терпимость", "тактичность", "бестактность", содержит задания для работы...

Презентация "Суд над Сократом", ОРКСЭ, урок № 9, к учебнику Шемшуриной (Дрофа), 4 класс

Презентация содержит вопросы для проверки домашнего задания, видеоряд по новому материалу. Рассказывает о родине философии - Древней Греции, о выдающемся философе Сократе. Раскрывает смысл понятия "уб...

Презентация "Убеждения", ОРКСЭ, урок № 10, к учебнику Шемшуриной(Дрофа), 4 класс

Презентация содержит вопросы для проверки домашнего задания, видеоряд по новому материалу. Раскрывает суть понятия "убеждения", содержит вопросы для обсуждения проблемы "Как зависит жизнь человека от ...

Презентация "Нравственный выбор", ОРКСЭ, урок № 11, к учебнику Шемшуриной (Дрофа), 4 класс

Презентация содержит вопросы для проверки домашнего задания, видеоряд к новому материалу.Раскрывает суть понятия "нравственный выбор", предполагает работу с притчей "Человек с горячим сердцем", группо...

Презентация "Ответственность", ОРКСЭ, урок № 13, к учебнику Шемшуриной (Дрофа), 4 класс

Презентация содержит вопросы для проверки домашнего задания, видеоряд по новому материалу. Раскрывает содержание понятия ответственность", знакомит с высказываниями великих людей об этой добродетели, ...

Презентация "Этика о воспитании самого себя", ОРКСЭ, урок № 14, к учебнику Шемшуриной (Дрофа), 4 класс

Презентация содержит вопросы для проверки домашнего задания, видеоряд к новой теме. Раскрывает суть понятия "самоусовершенствование", предполагает работу с раздаточми текстами "Потерял" и организацию ...

Презентация "Государство, основанное на справедливости", ОРКСЭ, урок № 16, к учебнику Шамшуриной (Дрофа), 4 класс

Презентация включает вопросы для проверки домашнего задания, видеоряд по новой теме. Знакомит с биографией и основными идеями китайского философа Конфуция о справедливом устройстве государства, содерж...