классный час "Зависть"
классный час (3 класс) на тему

Федорова Людмила Николаевна

Классный час для 3-4 классов. Использованы: сценка, рассказ Осеевой, "Сказка о рыбаке и рыбке"  А.Пушкина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_zavist.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Зависть»

Цель: воспитание у учащихся положительных качеств характера.

Ход классного часа.

  1. Организация класса.
  2. Инсценировка и анализ рассказа.

Сегодня у нас очередной классный час. А о чем пойдет речь – догадайтесь сами, посмотрев инсценировку рассказа «Солнце и Молния».

Спросила Молния у Солнца:

- Скажи, почему люди любят тебя больше, чем меня, ведь я тоже очень яркая?

- Они любят тепло и ласку, - ответило Солнце.

- От моих пожаров, бушующих на Земле, много тепла, но это их не успокаивает!

- Все дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку. А все беды от зависти.

Итак, кому из участников этого разговора вы больше симпатизируете: Молнии или Солнцу? Почему?

- Какова основная мысль рассказа?

- Значит, о чем мы будем сегодня говорить?

III. Знакомство с понятием «зависть»

В словаре С.И. Ожегова читаем: «Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого».

Наверняка, каждый из вас хоть раз, но завидовал кому-то. Расскажите, кому и чему вы завидовали.

        Завидуют все без исключения, но многие не понимают этого, ибо не умеют наблюдать своих мыслей и душевных состояний. Мы боимся признаться в том, что испытываем зависть к кому-либо. Ведь признаться, что завидуешь, - значит согласиться с тем, что другой человек лучше, интереснее и удачливее. Зависть родилась вместе с нами. Возникает она из-за соперничества с одноклассниками, с братьями-сестрами. Всегда в жизни есть кто-нибудь красивее, сильнее, умнее и богаче. Возникает зависть, когда сравниваешь себя с кем-нибудь.

        Вспомните сказку А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке».

        -Чему учит нас А.С.Пушкин?

Зависть ведет нас к «разбитому корыту».

Вот как Александр Дольский пишет об этом чувстве:

                Но исходим мы слезами –

                Никнут крылья от  тоски.

                Это зависть. Это зависть.

                Рвется сердце на куски…

Объект зависти – человек, который имеет что-то такое, чего нет у тебя. Когда едешь в маршрутном такси, завидуешь тому, кто едет в «Жигулях», едешь в «Жигулях» - завидуешь тому, кто в «БМВ». Толстый завидует худому, голодный – сытому, старый – молодому.

        Русский народ не обошел вниманием это человеческое чувство, создал много пословиц и поговорок. Разберем их.

                        - Кто чужое желает – тот свое потеряет.

                        - Злой плачет от зависти, а добрый  от жалости.

                        - Где счастье, там и зависть.

                        - Всех сластей не переешь, всего добра не переносишь.

                        - Дай душе волю, захочется поболе.

В древности язычники считали, что счастье – это привилегия богов, а людей, желавших того же, нужно наказывать, чтоб было неповадно.

        Итак, от зависти приходят к человеку:

                        - смерть

                        - ложь

                        - болезнь

                        - горе

Подумайте, зависть – это положительное или отрицательное чувство? Почему?

        Наверняка вы от взрослых когда-нибудь слышали термины «черная зависть» и «белая зависть». Черная зависть – самая страшная. Это удел неудачников. Человек озлобляется, старается что-то предпринять, чтобы объект зависти потерпел неудачу. Эта зависть провоцирует драки, склоки, войны и ведет к смерти.

        А как вы понимаете выражение «белая зависть»?

Эта зависть помогает приложить человеку немало усилий и труда, чтобы достичь того же успеха.

                - О какой зависти поет Александр Розенбаум?

                        Она чернеет с каждым часом…

                        Калечит души, мысли травит,

                        Переиначивает сны.

VI. Чтение и анализ сказки Л.Н.Толстого «Белка и волк»

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

- Пусти меня.

Волк сказал:

- Хорошо, я пущу тебя, только скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы там на верху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

- Пусти прежде меня на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

- На какие размышления наводит вас сказка?

- В чем поучительный смысл сказки?

Да, тот, кто добрый и не делает никому зла, не завидует, того уважают люди, у того все получается, тому весело и радостно. Надо стремиться к тому, чтобы быть добрыми. А как вы думаете, легко ли быть добрым? Послушайте стихотворение Н.Тулуповой «Доброта»

        Добрым быть совсем-совсем не просто,

        Не зависит доброта от роста,

        Не зависит доброта от цвета.

        Доброта – не пряник, не конфета.

        Только надо, надо добрым быть,

        И в беде друг друга не забыть.

        И завертится Земля быстрей,

        Если будем мы с тобой добрей.

        Добрым быть совсем-совсем не просто,

        Не зависит доброта от роста.

        Доброта приносит людям радость,

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

VII. Обобщение.

Если зависть рождает в нашем теле болезни, то какое чувство подарит вдохновение?

        Искреннее восхищение. Это радость за чужие победы и достижения. Восхищение подарит нам положительные эмоции. Но искренне восхищаться могут не все. На это способны лишь добрые, великодушные люди.

        И классный час хочется закончить афоризмом Л.Толстого «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки».

В.Осеева. Перышко.

У Миши было новое перо, а у Феди старое. Когда Миша пошел к доске, Федя обменял свое перо на Мишино и стал писать новым. Миша это заметил и в перемену спросил:

        - Зачем ты взял мое перышко?

        - подумаешь, какая невидаль – перышко! – закричал Федя – Нашел чем попрекать! Да я тебе таких перьев завтра двадцать принесу!

        - Мне не надо двадцать! А ты не имеешь права так делать! – рассердился Миша.

        Вокруг Миши и Феди собрались ребята.

        - Жалко перышка! Для своего же товарища! – кричал Федя. – Эх, ты!

        Миша стоял красный и пытался рассказать, как было дело:

        - Да я не давал тебе… Ты сам взял…Ты обменял…

        Но Федя не давал ему говорить. Он размахивал руками и кричал на весь класс:

        - Эх, ты, жадина! Да с тобой из ребят никто водиться не будет!

        - Да отдай ты ему это перышко, и дело с концом! – сказал кто-то из мальчиков.

        - Конечно, отдай, раз он такой… поддержали другие.

        - Отдай! Не связывайся! Из-за одного пера крик подымает!

Миша вспыхнул. На глазах у него показались слезы. Федя поспешно схватил свою ручку, вытащил из нее Мишино перо и бросил его на парту.

        - На , получай! Заплакал! Из-за одного перышка!

Ребята разошлись. Федя тоже ушел. А Миша все сидел и плакал.

- Почему плакал Миша?

- Кто прав – Миша или Федя? Почему?

- Почему ребята не пожалели Мишу? Правы ли они?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...