Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста
статья по теме
Статья призвана сформировать у детей толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_kultury_tolerantnosti_u_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Воспитание культуры толерантности
у детей младшего школьного возраста».
Автор: Карданова Жанна Сафарбиевна
Должность: воспитатель
Место работы: ГБОУ Школа № 8 «Музыка»
Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга.
Если попросить разных людей охарактеризовать современный сегодняшний мир, то можно услышать: страшный, жестокий, разобщённый. И действительно, в нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолёте. Но ещё страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим.
Поэтому в последнее время всё чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, то есть о мире без насилия и жестокости; мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, не достаточно. Толерантность нужно воспитывать. Но сначала необходимо разобраться, что же такое толерантность?
Толерантность (от латинского «толеран») – терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует её как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание – это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие – это положительное отношение к таким отличиям. Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в школе.
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Именно поэтому появилась необходимость разработать программу «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста» и апробировать её на учащихся младшего школьного возраста, тем более что отношения между современными школьниками, к сожалению, нельзя назвать идеальными.
Представленная система классных часов и коллективно-творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям, позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за её пределами.
Исходя из поставленной цели и ожидаемых результатов, оптимальным вариантом их реализации является организация системы дел в каждом классе на протяжении 4-х лет. Каждый учебный год начинается с проведения диагностики (социометрия, анкетирование, интервьюирование, психологическое тестирование) и заканчивается итоговым коллективно – творческим делом.
1 класс «Я и моя семья»
Для учеников младшего школьного возраста характерны следующие особенности:
- возникновение и закрепление личностной характеристики ребёнка, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности;
- безграничное доверие к взрослым, главным образом родителям и учителям, подчинение и подражание им.
Учитывая эти возрастные особенности, имеет смысл в течение учебного года проводить коллективные дела, которые помогут каждому ребёнку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что-то новое о ребятах, знакомых с ним уже не первый год, может быть, найти новых друзей.
Поскольку для детей 7 – 10 лет очень важно признание и одобрение со стороны взрослых людей, необходимо опираться на те доверительные отношения, которые складываются у ребёнка в семье, и активно привлекать родителей к делам класса. Все эти действия помогут первоклассникам легче перенести адаптационный период при переходе в начальную школу.
Цель воспитательного процесса в 1 классе: помочь каждому ребёнку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника.
Задачи воспитательного процесса в 1 классе:
- изучать интересы, потребности и личностные характеристики членов классного коллектива;
- воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим;
- активно привлекать родителей к внеклассным мероприятиям;
- помочь первоклассникам легче перенести адаптационный период.
Предлагаемые формы работы.
месяц | форма работы |
Сентябрь | Диагностика учащихся (опросник для индивидуального знакомства с ребёнком). |
Октябрь | Утренник «День бабушек» (в рамках декады пожилых людей). |
Ноябрь | Классный час «Моя семья» (выставка рисунков, семейные газеты, «круглый стол»). |
Декабрь | Праздничный концерт «Новогодняя карусель». Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку «Мастерская деда Мороза». |
Январь | Классный час «На кого я хочу быть похожим» (беседа). |
Февраль | Конкурс «Сильные, смелые, ловкие, умелые», Участники конкурса – мальчики и папы класса. |
Март | Праздник для мам и девочек «Дорогие и любимые» (форма проведения – утренник). |
Апрель | «Трудом красивым славен человек» (родительское собрание совместно с учащимися; рассказ о профессии родителей). |
Май | Игра – марафон «Весёлый поезд». |
2 класс «Ты, да я, да мы с тобой»
Для младших школьников повышенное значение приобретают отношения со сверстниками, и в это время открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях. Для психологического комфорта ребёнка необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо внушить ученикам мысль, что каждый из них играет важную роль в организации, называемой коллективом.
Целью воспитательного процесса во 2 классе становится формирование и развитие чувства сплочённости классного коллектива.
Задачи воспитательного процесса во 2 классе:
- обучать детей взаимодействию при решении проблем в коллективе;
- обучать детей разделению труда при выполнении заданий;
- воспитывать у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением;
- формировать традиции классного коллектива.
Предлагаемые формы работы.
месяц | форма работы |
Сентябрь | Диагностика учащихся (анкета «Классный коллектив глазами ребёнка»). Классный час «Ты, да я, да мы с тобой». Составление Декларации прав и обязанностей учеников 2 класса. |
Октябрь | Аукцион «Книга рекордов нашего класса». |
Ноябрь | Диспут «Легко ли быть настоящим другом?» |
Декабрь | Читательская конференция по сказкам Г.Х. Андерсена. Новогодний бал – маскарад «Новогодний коктейль». |
Январь | Классный час «Я и моё имя» (беседа). |
Февраль | Праздник «Мама, папа, я – спортивная семья». |
Март | Конкурс «Мисс и мистер класса». |
Апрель | Классный час «О дружбе» (диспут). |
Май | КВН «Наш класс». |
3 класс «Вместе лучше!»
В наши дни, в связи с тем, что ситуация в мире неспокойная, очень много людей – мирных жителей оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Поэтому к нам в школу с каждым годом приходит всё большее количество детей разных национальностей. Важно внушить ребятам мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.
Целью воспитательного процесса в 3 классе становится формирование толерантных отношений между детьми, с какими-либо различиями (национальными, религиозными, половыми), развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться.
Задачи воспитательного процесса в 3 классе:
- воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванными национальными, религиозными, половыми различиями;
- формировать стремление оказывать помощь и быть готовым её принимать;
- воспитывать у ребят любовь к Родине, желание знать и изучать её историю, традиции и обычаи.
Предлагаемые формы работы.
месяц | форма работы |
Сентябрь | Классный час «Культура мира. Человек среди людей» (заочное путешествие). |
Октябрь | Знакомство с русской национальной культурой. Фольклорный праздник «Русские посиделки». |
Ноябрь | История национального костюма (познавательная экскурсия в краеведческий музей), Осенние игры и состязания. |
Декабрь | Как встречают Новый год в разных странах? (Игра – путешествие), Новогодний праздник «Святки». |
Январь | Классный час «Мы – команда одного корабля» (викторина). |
Февраль | Праздник «Масленица» (совместно с родителями). |
Март | Читательская конференция по сказкам народов мира «По дорогам сказок» (совместно с районной библиотекой). |
Апрель | Классный час «Стремись делать добро» (беседа). |
Май | Праздник «Я, ты, он, она – вместе дружная семья». |
4 класс «Учимся договариваться».
Как уже отмечалось, для младших школьников необычайно важны признание и одобрение со стороны значимых для них взрослых людей (родителей и учителей), но также важно для ребёнка как его оценивают сверстники со стороны сверстников приводит к возникновению форм не толерантного поведения у некоторых учащихся, что ведёт к увлечению конфликтных ситуаций в классе.
Поэтому целью воспитательного процесса в 4 классе становится формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия.
Задачи воспитательного процесса в 4 классе:
- создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки;
- развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Наряду с этическими беседами, формирующими нравственные ценности ребёнка, с праздниками, походами, помогающими делать коллектив класса более дружным, необходимо проводить психологические тренинги, которые показывают детям реальные пути выхода из конфликта. Поэтому программа этого года предусматривает тесное сотрудничество с психологом.
Психологические знания, полученные четвероклассниками на занятиях, помогут им завершать конфликты без насилия и во взрослой жизни.
Также следует отметить, что если в классе постоянно случаются конфликтные ситуации, то ребёнок может искать комфортную для себя группу за пределами класса и даже школы. К сожалению, часто в подобных группах поощряются такие вещи, как курение, противоправные действия.
Предлагаемые формы работы.
месяц | форма работы |
Сентябрь | Диагностика «Наши отношения». Классный час «О правах и обязанностях ребёнка». Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка и Устава школы. |
Октябрь | Психологическая игра «Необитаемый остров». |
Ноябрь | Домашняя игротека. |
Декабрь | Пресс-конференция (с участием родителей) «Однажды в моём классе…». |
Январь | Классный час «Шесть шагов разрешения конфликта» (ролевая игра). |
Февраль | Встреча с инспектором отдела профилактики правонарушений. |
Март | Классный час «Учимся договариваться». |
Апрель | Классный час «Улыбка и смех приятны для всех» (викторина, конкурсы). |
Май | Игровая программа «Час общения» (по станциям) |
PS. Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель – ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определённых демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребёнка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны – критически относиться к своим собственным взглядам. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника. И ещё очень важный момент: воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле «родитель + дети + учитель».
Литература.
- Об организации работы по реализации федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 – 2008 гг)». Приказ Министерства образования 01.10.01 № 3250.//Вестник образования 2001, № 20.
- «Конвенция о правах ребёнка», принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 20.11.89.
- Маленкова Л. В одном классе – два разных мира.// Народное образование, 2002, № 1.
- Немов Р.С. Психология. М., Просвещение: Владос, 1995.
- Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.
- Риэрдон Бетти Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001.
- Степанов П. Как воспитать толерантность?// Народное образование, 2001, № 9; 2002, № 9.
- Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. М., Бонфи, 2002.
- Хейнс У., Станеки – Козвоски М. и другие. Мой мир и я. Путь к единению. Международный Фонд Образования,1994.
- Степанова Е.Н., Александрова М.А. «Классному руководителю о классном часе» М., 2002.
- Кузнецова В.Г. «Игры, викторины, праздники в школе и дома». «Аквариум», ГПГТВ. 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста
классный час с презентацией...
«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» Методическая разработка по воспитанию культуры толерантности у детей младшего школьного возраста
Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста.В наши дни, многие люди — мирные жители, оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. ...
Программа воспитания учащихся начальных классов МБОУ СОШ с. Панино «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»
воспитание культуры толерантности с самых первых дней обучения в школе...
Программа воспитания "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"
Данная программа воспитания разработана для учащихся 1-4 классов. Срок реализации программы 4 года. Представленная программа воспитания позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в шко...
Доклад на тему: "Воспитание культуры поведения у детей младшего школьного возраста"
Воспитание культуры поведения у старшего дошкольного возраста одна из основных проблем. Культура поведения - многогранное понятие и в себя включает разнообразие аспектов. моральные устои, общение слюд...
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ПРЕПОДАВАЕМОГО КУРСА ОРКСЭ
C 1 сентября 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с поручением Президента РФ был введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (О...
Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста
Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой и...