ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ПРЕПОДАВАЕМОГО КУРСА ОРКСЭ
статья (4 класс)
C 1 сентября 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с поручением Президента РФ был введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), включающий 6 модулей. Одними из приоритетных задач данного курса является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ПРЕПОДАВАЕМОГО КУРСА ОРКСЭ
Умей чувствовать рядом с собой человека,
умей понимать его душу,
видеть в его глазах сложный духовный мир
– радость, горе, беду, несчастье.
Думай и чувствуй,
как твои поступки могут отразиться
на душевном состоянии другого человека»
В.Сухомлинский. (СЛАЙД №2)
C 1 сентября 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с поручением Президента РФ был введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), включающий 6 модулей. Одними из приоритетных задач данного курса является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора. В нашей школе из курса ОРКСЭ был выбран модуль «Основы светской этики». Мнение родителей по выбору этого модуля было единым. Курс состоит из 34 уроков. Проблема воспитания толерантности и нравственной идентичности подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. На каждом уроке вопросы формирования толерантности можно рассматривать очень широко.
Считаю, что на каждом уроке вопросы формирования толерантности можно рассматривать очень широко. Например, темы: Добро и зло, Россия - наша Родина, Дружба, Справедливость, Честь и достоинство, Совесть, Моральный долг и др.
Тема «Добро и зло» (СЛАЙД 3)
Задачи: формирование представлений о нравственной ответственности человека за свои поступки; воспитывать доброту и милосердие; стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.
- Введение в тему через эпиграфы: «Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То , что люди не любят во мне, и есть мои пороки» (Древнекитайское изречение) (СЛАЙД 4)
- Чтение притчи о двух волках. ( Притча как и басня содержит поучение, но только скрытое, не видное на первый взгляд, которое человек должен понять, размышляя над притчей. Краткий иносказательный поучительный рассказ)( СЛАЙД 5 )
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Ученики рассказывают о своих мыслях и чувствах.
В притче говорится о том, что в человеке есть и добро, и зло.
Учитель: - Как вы думаете, что значит «накормить доброго волка», а что «означает «накормить злого волка»?
Ученики: «Доброго волка можно «накормить» надеждой, лаской, дружбой, взаимопомощью, заботой, и тогда он победит.
А можно и наоборот: «злого волка накормить» унижением другого человека, ненавистью, неуважением, злостью, обманом, и тогда победа будет на стороне зла.
Учитель: Многое зависит от того, какого волка каждый из вас будет кормить. Предлагаю накормить «правильного волка» Разделите слова на группы. (СЛАЙД № 6 ) ( Работа в группе)
- Рассказы о своих поступках или о поступках своих знакомых, которые могут быть оценены как добродетельные или порочные.
- «Соотнеси определения и понятия» (СЛАЙД № 7 ) (работа в паре)
- Игра “КОМПЛИМЕНТЫ” (Рефлексия) (СЛАЙД 8)
Сидя в команде, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: “Спасибо, мне очень приятно!” Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кру
Тема : «Дружба»
Задачи: формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить беречь дружбу, общаться в коллективе;
воспитывать способность сопереживать чувствам других людей, толерантное отношение в общении с окружающими.
1.Орг. момент
Для приветствия образуем два круга с одинаковым количеством детей. Внешний круг стоит на месте, а внутренний двигается по часовой стрелке до тех пор, пока дети со всеми не поздороваются.
Определение темы через понятия : друг, товарищ, приятель.
Предлагаю определить вопросы на которые хотели бы получить ответ на данном уроке.
2.Работа с толковым словарем.
Ожегов: « Дружба – близкие отношения , основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
В.И.Даль : «Дружба - ..это бескорыстная приязнь.
На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.
- Разбей слова на два столбика (работа в парах) (СЛАЙД № )
- Решение конфликтных ситуаций на основе своего жизненного опыта ( вместе находим выход из этой ситуации, ребята делают вывод: правильно ли поступили) (групповая работа) (СЛАЙД № )
- Создать правила дружбы. (Групповая работа)
- Рефлексия «5 добрых слов»
Участники предварительно делятся на группы по 5-6 человек.
Участники рассаживаются в круг. Каждый должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать своё имя. Потом вы передаёте свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из пальчиков, на полученном рисунке, вы должны будете написать какое-нибудь положительное слово-качество, подходящее обладателю листка (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых» и т.д.) и так пока лист не вернётся к владельцу.
Ведущий собирает листки и уже все вместе угадывают, о ком написаны комплименты, которые зачитывает ведущий с каждого листа. Лист вручается владельцу и остаётся у него.
- Домашнее задание: взять интервью у родителей на тему «Невыдуманные истории о дружбе»
- Написать сочинение «Мой друг»
Тема «Семейные праздники»
На этом уроке используем проектную деятельность. Рассказ о семейных традициях , о костюмах, о национальных блюдах, о праздниках своей семьи. (СЛАЙД № )
Младший школьный возраст является периодом наиболее интенсивного становления моральных установок, поэтому нравственное воспитание в этот период приобретает особую значимость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста
классный час с презентацией...
Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста
Статья призвана сформировать у детей толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей....
«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» Методическая разработка по воспитанию культуры толерантности у детей младшего школьного возраста
Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста.В наши дни, многие люди — мирные жители, оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. ...
Программа воспитания учащихся начальных классов МБОУ СОШ с. Панино «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»
воспитание культуры толерантности с самых первых дней обучения в школе...
Программа воспитания "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"
Данная программа воспитания разработана для учащихся 1-4 классов. Срок реализации программы 4 года. Представленная программа воспитания позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в шко...
Доклад на тему: "Воспитание культуры поведения у детей младшего школьного возраста"
Воспитание культуры поведения у старшего дошкольного возраста одна из основных проблем. Культура поведения - многогранное понятие и в себя включает разнообразие аспектов. моральные устои, общение слюд...
Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста
Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой и...