Конспект внеклассного занятия "Времена года"
план-конспект занятия (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
« Времена года »
Внеклассное занятие с использованием технологии
«Педагогические мастерские».
Воспитатель: Сергушкина С.Н.
ГБОУ СОШ №1148
Цели:
- расширить представления детей о временах года, объяснить причины смены времён года;
- развивать мышление, наблюдательность, речь, умение анализировать увиденное и делать
выводы;
- воспитывать любознательность, взаимоуважение, интерес к окружающему миру;
- формировать представления об изменениях в природе.
Задачи:
- познакомить с характерными признаками времен года в неживой и живой природе;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать и сравнивать;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- учить слушать, видеть классическую музыку; через музыку прививать любовь к живой природе;
- развивать пространственное представление, воображение;
- учить отображать свои впечатления на бумаге, с помощью аппликации.
Методические приемы:
рассказ, беседа, самостоятельная работа учащихся.
Форма работы:
обобщенная, групповая работа учащихся, совместная деятельность учащихся.
Оборудование: веточки деревьев в вазе, конверты с заданиями, 4 листа формата А-3, клей, элементы аппликации, репродукции картин.
ХОД ЗАНЯТИЯ
На доске размещен плакат с изображением дерева.
Индукция.
При входе в класс дети выбирают одну из предложенных веточек (веточка в инее, веточка с набухшими почками, веточка с зелеными листочками или веточка с желтыми листочками).
Читаю загадку:
Четыре ковра рукодельницы ткут,
Один за другим их на землю кладут
Белый, зеленый, пестрый и желтый.
Ответ здесь мудреный.
Его не нашёл ты?
(Времена года)
Дети отгадывают загадку.
Воспитатель: Правильно, сегодня мы с вами поговорим об изменениях в природе в разное время года. Как вы думаете, в какое время года мы можем увидеть выбранные вами веточки? (ответы детей).
Дети, выбравшие одинаковые веточки, объединяются в группы и садятся в отведенные для групп места.
Деконструкция.
Конверт №1(в нем загадки о временах года).
Воспитатель: Прочитайте и отгадайте загадки. Зачитайте ту из них, которая соответствует вашей группе, объясните ваш выбор.
Реконструкция. Дети отгадывают загадки
Социализация и озвучивают тот текст, который соответствует выбранному ими времени года, подтверждая свой выбор словами из текста.
Деконструкция.
Конверт № 2 (в нём отрывки о временах года).
Воспитатель: Прочитайте стихи и определите, какое из них соответствует вашей теме.
Реконструкция. Дети читают стихи (в группах).
Социализация. Выбирают те, которые соответствуют их группе.
Звучат фрагменты произведения П.И.Чайковского " Времена года".
Дети определяют, какой музыкальный фрагмент соответствует их теме и аргументируют свой выбор, подбирая наиболее яркие слова из стихотворений.
Конверт № 3
В конвертах находятся репродукции картин (Левитан «Март», «Зима в лесу», «Золотая осень», «Лето»). Дети рассматривают картины и определяют, какая из них соответствует выбранной ими теме.
Разрыв
Конверт № 4
Каждая группа получает фрагменты текста, в которых говорится о выбранном ими времени года, но имеются фенологические ошибки. Представитель каждой группы зачитывает текст, а участники остальных групп исправляют ошибки.
Конверт № 5
В конверте лежат элементы для выполнения аппликации (солнце, облака, деревья, животные и т. д.).
Из предложенных элементов дети составляют картину того времени года, которое соответствует их группе (с учётом озвученных в процессе работы изменений в неживой и живой природе).
Рефлексия
В конце занятия подводим итоги и предлагаем детям наклеить листочки на плакат с изображением дерева, с учетом оценки занятия (зеленый листик – занятие понравилось, хочется поделиться с родителями, желтый – не всё понятно).
Приложения
КОНВЕРТ №1
Пришла, улыбнулась - утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели,
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев за работу взялись трактора.
И птицы пропели: "Вить гнезда пора!"
(Весна)
Прошла по лугам, по полям и лесам,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: "За мною нагрянет зима!"
(Осень)
Тройка-тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса , белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
(Зима)
Оно за весною к нам в гости идет.
С собою приносит немало забот.
Горячие, долгие дарит деньки,
Чтоб зрели скорей на полях колоски.
Велит нам обильный собрать урожай.
Румяный, душистый испечь каравай. (Лето)
КОНВЕРТ №2
ЛЕТО И.Суриков
Ярко солнце светит, В воздухе тепло, И куда не взглянешь, Всё кругом светло.
По лугу пестреют Яркие цветы, Золотом облиты Тёмные листы.
Дремлет лесной звук,- Лист не шелестит, Только жаворонок В воздухе звенит.
*** А.Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса, Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса. В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдалённые седой зимы угрозы.
*** М. Ивенсен
Падают, падают листья- В нашем саду листопад... Жёлтые, красные листья, По ветру вьются, летят. Птицы на юг улетают: Гуси, грачи, журавли. Вот уж последняя стая Крыльями машет вдали.
*** А.Пушкин
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела. И ты печальная сидела, А нынче...погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
КАПЕЛЬ.
Я в полдень слушаю капель . Она журчит, как птичья трель. Звенит хрустальным бубенцом, Сбегая с крыши над крыльцом Капель журчит, звенит, поет Она ломает снег и лед Большой сугроб ей нипочем Она бежит живым ручьем Я ручейку расчищу путь, чтоб он мог на мир взглянуть.
КОНВЕРТ №3
Репродукции картин.
КОНВЕРТ №4
"Фенологические приметы".
В первое воскресенье сентября собрался Коля с дедушкой в лес по грибы. Хорошо осенью в лесу. Накануне прошел дождь, и солнце блестит на цветах и листьях черемухи. В небольших водоемах резвятся головастики. Скоро они превратятся в лягушек. Набрал Коля с дедушкой грибов-рыжиков, земляники полное лукошко и, довольный, пошел обратно домой.
Хорош лес в конце апреля! На согретых солнцем косогорах появились первые цветы: мать-и-мачеха, фиалка, ветреница. В воздухе чувствуется сладковатый запах цветущей липы. А вот и первые грибы - сморчки, подосиновики. Вот из кустов раздалось мелодичное пение. "Это галка, -закричал Ваня, - она только на днях прилетела из теплых краев".
В солнечный летний день Катюша возвращалась из леса с полным лукошком земляники. Вышла из леса к полю и увидела - высоко в небе стремительно пролетают ласточки. "Видно, к дождю", - подумала Катя. На опушке леса пчелы спешили спрятаться в цветки. Пчелы перелетали с цветка на цветок, выбирали место лучше. "Нужно поспешить", - решила Катя.
Хорош лес в сентябрьскую пору. Блестят в воздухе тонкие паутинки, сыплются на землю пестрые листья. Прячет осень под пестрым ковром грибы. Вот белеют грузди, краснеют подосиновики. А вот дружная семейка опят на старом пне. Слышно в лесу кукование кукушки, поет, заливается зяблик, из кустов доносятся трели соловья. Хорошо в лесу!
Мне нравится лето. Летом много цветов. Летом поют соловьи, прилетают птицы и начинают вить гнезда. В лесу животные воспитывают свое потомство, бегают, прыгают. Летом можно купаться в озере, загорать. Летом много ягод: земляники, малины, рябины. Можно набрать грибов: груздей, опят, сморчков, подберёзовиков.
Миша и Коля заблудились в лесу. Нужно возвращаться на станцию. Но куда идти? Где север? Где юг? "Я знаю! Южная сторона муравейника более крутая, чем северная!", - сказал Миша. "Юг там! Мхи и лишайники растут больше на южной стороне - там теплее!", - ответил Коля. "Да, и ветвей на дереве больше с северной стороны", - подтвердил Миша.
Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик",- возразила Маша.
Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка" - сказал Петя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поклонимся великим тем годам! План-конспект внеклассного мероприятия
План-конспек внеклассного мероприятия (1-4кл.), посвященного Дню Победы.Использованы стихи поэтов г. Армавира. В ходе мероприятия проводится встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, работника...
Конспект урока "Времена года"
Конспект урока "Времена года" Обощение пройденного материала...
конспект внеклассного занятия Времена года
Тема занятия «Времена года».Цель: обобщить и систематизировать представления о временах года по основным существенным признакам.Задачи: формировать умение обобщать по существенным признакам, поддержив...
Конспект внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы "Поклонимся великим тем годам"
Конспект внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы "Поклонимся великим тем годам"...
Конспект внеклассного мероприятия "В ожидании Нового года. История Новогодней игрушки"
Тема: «В ожидании Нового Года. История новогодней игрушки» Цели: формирование интереса к истории, традициям и обычаям празднования Нового года в процессе изготовления новогодних игрушек. О...
Конспект внеклассного мероприятия "Готов ли ты к Новому году?"
Цели: активизация мыслительной деятельности учащихся, расширение кругозора учащихся, развитие умения работать в группе....
Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года
Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года...