классный час - размышление о доброте 2-4 классы
классный час (4 класс) по теме
Классный час-размышление
«Учимся быть добрыми»
Цель: Формирование представлений ребенка об общечеловеческих качествах - доброте, милосердии, сострадании и их значимости в системе человеческих отношений.
Задачи:
1. Создание условий для эмоционального восприятия значимости доброты, милосердия в числе качеств характера человека.
2. Формирование способности давать собственную оценку фактам, событиям и ситуациям жизни.
3. Создание условий для ситуаций нравственного выбора как основы дальнейшего формирования нравственности.
Форма проведения: Классный час-размышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_o_dobrote.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час- размышление
«Учимся быть добрыми»
Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ «Тубольская ООШ»
Сердюкова Екатерина Владимировна
2011 год
Классный час-размышление
«Учимся быть добрыми»
Цель: Формирование представлений ребенка об общечеловеческих качествах - доброте, милосердии, сострадании и их значимости в системе человеческих отношений.
Задачи:
- Создание условий для эмоционального восприятия значимости доброты, милосердия в числе качеств характера человека.
- Формирование способности давать собственную оценку фактам, событиям и ситуациям жизни.
3. Создание условий для ситуаций нравственного выбора как основы дальнейшего формирования нравственности.
Форма проведения: Классный час-размышление.
Этап подготовки:
- Подбор стихотворного и фактического материала для создания «эмоционального фона» общения с детьми.
- Написание короткого домашнего сочинения на тему «Что значит быть добрым».
- Формирование банка практических ситуаций для использования их в ходе реализации сценария.
4. Оформление встречи: в центре доски, на фоне большого круга слово «Доброта». Вокруг центрального круга размещены «лепестки» (в начале встречи они просто белые, потом на них появятся слова), их число - от 5 и более в зависимости от того, как складывается
сценарий. На боковой стороне доски крупно изображены две руки,
пожимающие друг друга. На доске написаны слова Уильяма Шекспира «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе».
Этап проведения
У ч и т е ль: Ребята! Оглянитесь вокруг: светит ласковое весеннее солнышко, вы все вместе, вы здоровы и все у вас хорошо. Мелкие неприятности, которые произошли с вами сегодня и вчера - это лишь облачка на прекрасном голубом фоне вашей жизни. Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш разговор. Сегодня он (обращает внимание детей на доску)... да, конечно, о доброте!
Эпиграфом к нашему классному часу станет стихотворение А. Чепурова.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте –
Вся в голубой и звездной красоте
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Скажите, вам приходилось встречать добрых людей? (Ответы детей).
А что, в вашем представлении, есть доброта? (Суждения ребят)
У ч и т е л ь: В «Толковом словаре» В.И. Даля дается такое определение милосердия (доброты) - «сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность сделать добро всякому, жалостливость».
Недавно мне в руки попался свежий номер газеты «Моя семья». В ней есть две замечательных рубрики. «Поможем» и «В хорошие руки».
В первую рубрику за помощью обращаются неимущие люди, которые попали в очень трудную ситуацию, например, у них сгорел дом, или они стали инвалидами, или остались одинокими, брошенными всеми родными. И вот совершенно незнакомые люди со всех концов страны шлют им деньги, посылки, письма с добрыми словами поддержки.
Во второй рубрике одна организация, которая заботится о бездомных животных, помещает фотографии кошечек и симпатичных (и не очень) собак, которые по каким-то причинам остались без хозяев. И всех их разбирают новые хозяева, которые прочли эту газету. Часто эти животные больны, их лечат и откармливают.
Скажите, почему незнакомые люди так поступают? (Ответы детей)
А вы бы смогли поступить так? (Суждения ребят)
Учитель: Спасибо всем за высказывания, и давайте все вместе поработаем над нашей схемой. Мы только что с вами поняли, что доброта - это, прежде всего, отзывчивость к обиженным, больным, бедным. Поэтому я переворачиваю лепесток, на котором написано «Отзывчивость».
А сейчас я хочу вам задать, казалось бы, не очень подходящий ситуации вопрос: «Для чего человеку нужны руки?»
Ответы ребят: «Как для чего? Работать», «Есть», «Делать что-нибудь», «Писать».
У ч и т е л ь: А еще? (Ребята в растерянности молчат). Ну, а можно с помощью рук общаться? Какими бывают наши руки?
Ответы детей: Добрыми!
Учитель: А злыми?
Ответ детей: Тоже.
Учитель: Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?
Ответы детей: Они теплые, нежные, ласковые, добрые, мирные.
Учитель: Можно ли обидеть человека, если у него такие теплые, добрые руки?
Ответ детей: Нет! Нет!
Учитель:А какие руки бывают, когда они злые?
Ответы детей: Холодный вредные, колючие, плохие.
Учитель: Могут ли руки помочь подружиться? А если хочется обидеть кого-нибудь из товарищей: стукнуть, толкнуть, о каких руках нужно вспомнить?
Ответ детей: О добрых.
Учитель: Молодцы. А сейчас я прочту вам короткий отрывок из стихотворения В. Бокова, а вы подумаете, о чем мы с вами будем говорить дальше.
Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите «Добрый день».
И следуйте хорошему примеру:
Продляйте добрым словом
Жизнь людей.
Дети предполагают, что дальше речь пойдет о приветливом, вежливом отношении к людям, как составляющей доброты.
Учитель: Недаром говорят: «Слово лечит». Словом можно и убить. Поэтому быть добрым - значит приветливо относиться к людям, стараться согреть их ласковым словом (подходит к схеме и переворачивает еще один лепесток «Приветливость»).
Я прощу вас сейчас сказать друг другу хотя бы по одному приветливому слову, вот увидите, как потеплеет у вас на душе. (Дети с удовольствием выполняют просьбу учителя).
Давайте восклицать, Ведь это всё любви
Друг другом восхищаться, Счастливые моменты ...
Высокопарных слов Давайте понимать
Не надо опасаться. Друг Друга с полуслова,
Давайте говорить Чтоб, ошибившись раз,
Друг другу комплименты, Не ошибиться снова...
Б. Окуджава
А сейчас мой помощник (из числа учеников) проверит ваше знание волшебных вежливых слов. Он говорит начало фразы, а вы помогаете ему продолжить. Ученик:
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день).
- Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо).
- Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь, (здравствуйте).
- Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста).
- И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания).
Говорят, что я горда.
Что же - я отвечу: «Да».
Перед низостью горда,
Перед пошлостью горда
Я всегда.
Если подленькая месть
Мне захочет в душу влезть,
Если золотом увесят -Совесть заглушить хотят, Перед этим я горда.
Отвечаю: «Никогда».
Но с тобою, доброта,
Я доверчиво проста,
Тает гордость, словно снег в день погожий по весне... Как ищу я, как я жду
Красоту и доброту!
Учитель: Главное в добрых поступках - это желание их утаить, так считал известный физик Б. Паскаль. Если поступок по-настоящему добрый, то он не нуждается в рекламе, он совершается бескорыстно. Приведите, пожалуйста, примеры таких поступков, которые когда-либо совершали вы или кто-то по отношению к вам.
(Дети рассказывают о бескорыстных добрых поступках).
Учитель: Завершить этот этап я хочу замечательными стихотворными строками. Подумайте над ними на досуге
Свершая доброе деянье
Не жди добра в ответ.
Сведет такое ожиданье
Добро твое на нет.
Учитель: Я переворачиваю еще один лепесток - «Бескорыстие» и перехожу к следующей части нашего общения - зачитываю стихотворение. А вы попробуете мне ответить, какое отношение к теме нашей встречи оно имеет.
Я предал пса, что был ко мне привязан,
Как добрый человек и друг большой.
Я подарил его, как дарят вазу,
Забыв, что он с понятьем и душой.
Своей судьбе он покорился молча,
Но глянул мне в глаза с такой тоской!
А у чужих всю ночь он выл по-волчьи,
Бросая вызов совести людской.
Он звал меня. И я его услышал,
Я тоже был с разлукою знаком.
И вот он у меня под боком дышит,
И руку лижет липким языком.
Содержание стихотворения обсуждается. Дети обычно отвечают, что добрый человек - это человек, заботливо относящийся к животным, близким людям, друзьям, престарелым родственникам. Ребята приводят примеры.
Учитель: Да, по-настоящему добрый человек не оставит без помощи свою бабушку и всегда в меру сил поможет ей в чем-нибудь, не пройдет мимо раненого птенчика, покормит бездомную собаку. Иногда ему за это не скажут «спасибо», но это неважно, важно то, что человек сам себя одобряет за этот поступок и по-другому поступить просто не может.
(Далее дети разыгрывают сценку «Зависть» по рассказу Ц. Ветекам). Действующие лица: Аня (старшая сестра), Марийка (младшая сестра), папа.
Действие 1
На сцене комната Ани.
Аня: Если честно признаться, то я очень завидую своей младшей сестре Марийке. Ей все дается легче, чем мне: учеба, хорошее поведение, любовь к другим. Даже радоваться ей легче, чем мне. Марийка выглядит всегда очень хорошо, она всегда что-нибудь такое придумывает, над чем даже взрослые весело смеются. А я совсем другая. Мне с трудом удается завоевать симпатию окружающих, да и знания мне не даются без усилий. А как я хотела бы быть в центре внимания, хоть иногда! Но ничего, скоро мой день рождения. Меня все будут поздравлять и дарить подарки только мне одной. Входит папа.
Папа: Аня, скоро твой день рождения, однако и Марийка не должна остаться без подарка. У меня есть идея ...
Аня (в сторону): Ах, я рано радовалась. Опять то же самое, папин любимый принцип - делиться с другими. А я так надеялась, что один раз обойдется без этого принципа.
Папа: Может быть, подарим Марийке красивую ткань? Завтра пойдем в магазин, и ты ее выберешь для Марийки, хорошо?
Аня: Как скажешь, папа. (Папа уходит).
Аня (плачет): Так нечестно! Папе лишь бы причину найти, чтобы Марийку баловать.
Действие 2
На сцене магазин «Ткани». На столах лежат разные ткани. Входят Аня с папой
Аня (смотрит на красивую голубую ткань с белыми ромашками): Какая красота!
Папа (подходит к Ане, рассматривает голубую ткань):Ну, как? Аня (быстро отворачивается): Нет (показывает на серую ткань с желтыми пятнами). Эту!
Папа: Ну, хорошо, эту так эту.
Папа берет ткань, и они уходят.
Действие 3
Аня, задумавшись, сидит за столом, вбегает Марийка
Аня: Это зависть - серая-серая, с желтыми пятнами. Завтра мой день рождения. (Вздыхает). И Марийка получит серое платье.
Действие 4
Входят папа, Аня и Марийка.
Папа: Доченька, поздравляю тебя с днем рождения! А теперь посмотри на подарки.
(На столе с подарками лежит серая ткань).
Аня (с ужасом): Папа, эту ткань мы же Марийке купили.
Папа (смеется): Папа очень плохо разбирается во вкусах своих дочерей. На примере этой ткани я еще раз убедился в этом. Никогда бы не подумал, что она тебе понравится... Аня, почему ты плачешь?
Аня: Но это же был подарок Марийке, чтобы и ей было чему радоваться в мой день рождения!
Марийка: Смотри, Аня! Мне папа тоже сказал, чтобы я выбрала ткань как будто бы для себя. И я выбрала эту.
(Показывает голубую ткань с ромашками).
Папа, она кажется еще красивее, чем в магазине. Я даже не думала, что она может быть для меня ... Анечка, перестань плакать. Может, тебе это больше нравится? Если хочешь, давай поменяемся.
Марийка обматывает ткань вокруг Ани.
Ты очень хорошо в ней выглядишь, Анна!
Аня: Но... но другая такая серая, Марийка.
Марийка: На ней такие красивые солнечные зайчики.
Аня: Спасибо, Марийка, я не хочу меняться. Из моей ткани мама сошьет мне платье, и я буду его носить. Оно мне будет кое о чем напоминать. Правда, папа?
Папа улыбается и обнимает сестер.
Учитель: Ребята, а как человек может показать доброе расположение к другому человеку? (Дети отвечают: «Словами, добрыми жестами, улыбкой»).
Проведем эксперимент: я прошу выйти сюда двух ребят. Мы посадим их на стулья спиной друг к другу и попросим в таком положении рассказать друг другу что-то интересное (содержание книги, нового мультфильма, спортивного матча), не меняя положения. (Дети исполняют задание, но разговор обычно не получается. Когда учитель пытается выяснить причину этого, они признаются: «Как-то неудобно, трудно было говорить, а поэтому и неинтересно». - «А почему?» -«Глаза не помогают». - «А если повернуться лицом друг к другу?» Тогда, оказывается, рассказывать гораздо легче).
Итак, мы поворачиваем еще один лепесток «Забота об окружающих».
Улыбка
В. Шаинский, М. Пляцковский.
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе еще не раз вернется.
И, тогда наверняка,
Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке.
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик,
Добрый лес простится с тишиной
И захлопает в зеленые ладоши.
От улыбки станет всем светлей:
И слону, и даже маленькой улитке,
Так пускай повсюду на земле
Словно лампочки, включаются улыбки!
Учитель: Итак, если мы хотим быть внимательными и участливыми к людям, надо общаться сосредоточенно, поддерживая зрительный контакт с собеседником, одобряя его жестом, прикосновением.
Если друг пришел поделиться с тобой своей бедой, неприятностями, ждет твоего совета, будь к нему (подходит к схеме и поворачивает лепесток) предупредительным. И еще, чтобы помочь человеку, надо обязательно его выслушать, учитесь этому.
Это интересно!
«Спешите делать добро!» - эти красивые слова принадлежат главному врачу московских тюремных больниц Ф.П. Гаазу. Он очень много делал для облегчения условий жизни заключенных. Этот призыв высечен на постаменте памятника доктору, установленного в 1909 году в Москве, в переулке Мечникова.
Учитель: Завершая наш разговор, хочу вам всем пожелать быть добрыми не на словах, а на деле, быть всегда кому-то нужными, полезными. Тогда наш мир станет еще прекраснее:
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчету. Пригодись
Хотя бы маленькой синичке -
Пусти ее из клетки ввысь!
Если добрый ты.
М.Пляцковский, Б. Савельев.
Дождик босиком
По земле прошел,
Клены по плечам
Хлопал,
Если ясный день –
Это хорошо,
А когда наоборот –
Плохо.
Слышно, как звенят
В небе высоко
Солнечных лучей
Струны.
Если добрый ты –
То всегда легко,
А когда наоборот –
Трудно.
С каждым поделись
Радостью своей,
Рассыпая смех
Звучно.
Если песни петь –
С ними веселей,
А когда наоборот-
Скучно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час « Поговорим о доброте» в 1 классе.
Формирование нравственных качеств учащихся. Воспитывать доброжелательность, уважение к старшим....
Открытый классный час Что такое «доброта»? 1-2 класс школа 8 вида
ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» Открытыйклассный часЧто такое «доброта»?1-2 класс Подготовила и провела: учитель н...
Классный час – размышление «Учимся быть добрыми»
Формирование представлений детей об общечеловеческих качествах – доброте, милосердии, сострадании и их значимости в системе человеческих отношений....
«Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»
laquo;Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. учитель: Сначала ответ...
«Урок доброты» . Тема классного часа «Нравственность и доброта»
laquo;Урок доброты» в первом классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. Восптитатель: Сначала от...
Классный час – размышление «Учимся быть добрыми»
Классный час – размышление«Учимся быть добрыми»2 классЦель:формирование представлений детей об общечеловеческих качествах – доброте, милосердии, сострадании и их значимости в с...
Классный час "Дружба и доброта" для начальных классов
Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе...