Внеклассное мероприятие по теме «Помогите птицам зимой!»
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Цели:

 1. Обучающие:

1.Уточнить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы.

2. Совершенствовать умения учащихся узнавать птиц по их устному описанию.

3. Уточнить знания о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц.

2. Развивающие:

1.  Развивать внимание, память, логическое мышление, речь, наблюдательность.

3.Воспитывающие:

1.    Создание атмосферы  доброжелательности между учащимися и учителем.

2.    Воспитывать любовь к природе, доброе и бережноеотношение  ко всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokormite_ptits_zimoy.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гнездиловская средняя общеобразовательная школа»

 «Помогите птицам зимой!»

Учитель:

Неликова Татьяна Михайловна

Цели:

 1. Обучающие:

1.Уточнить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы.

2. Совершенствовать умения учащихся узнавать птиц по их устному описанию.

3. Уточнить знания о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц.

2. Развивающие:

1.  Развивать внимание, память, логическое мышление, речь, наблюдательность.

3.Воспитывающие:

1.    Создание атмосферы  доброжелательности между учащимися и учителем.

2.    Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение  ко всему живому.

  1. Орг. момент.

1- 3слайды

2.    Сообщение темы.

Послушайте загадку, отгадав ее, вы узнаете, о ком мы будем говорить на уроке:

 

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… птицы .

4 слайд

Ребята, мы будем говорить о птицах, которые не улетают в теплые края.

3.    Значение птиц в природе.

Ребята, а для чего нам нужны птицы в природе?

Они создают красоту в природе, являются санитарами леса, например, синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Сова за лето съедает 1000 серых полевок, сохраняя не менее 1 тонны хлеба.

4.    Давайте, ребята, узнаем, какие птицы живут зимою рядом с нами.

5слайд

Учитель: Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще всего они сидят, прижавшись, друг к другу.  Воробьишки  очень чистоплотные и охотно купаются зимой в снегу.

Ученик: По воробьям можно узнать температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. Так воробьям теплее.

6 слайд

 

Учитель: Синичка - красивая птичка размером с воробья. Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо. Гнезда у синиц в дуплах, которые сделал дятел, или они сами делают дупло в старом трухлявом пне. Синицы - многодетные матери. Два раза за весну они высиживают птенцов. К концу лета в одной синичьей стае-семейке будет 20-25 птичек. Такими стайками они и будут летать по лесу.

Ученик: Эти птицы очень находчивы и изобретательны. А какие они ловкие: лазают, кувыркаются на ветках, как на турниках.

Ученик: А вы знаете, что у синичек даже праздник свой есть. Он так и называется – «Синичкин день». По народному календарю бывает 14 ноября. В этот день синичка как бы встречает зимних гостей.

 7слайд

Учитель: Дятел, упершись в ствол хвостом и зацепившись сильными лапами, долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из- под коры насекомых. У дятла длинный и узкий язык. Зимой дятлы кормятся семенами сосен и елей. Дятел - лесной санитар.

Ученик: Вы знаете, что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков!  

8слайд 

Учитель: Ворона - крупная, с большими крупными ногами. Клюв большой, голова, крылья черные, а остальное тело - серое. Зимой ворона  переселяется  ближе к жилью человека. Здесь она питается остатками и отбросами.

Ученик: Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона, то знайте, что ворон – чёрный, а ворона – серая.

9 слайд

Учитель: Снегирь - красногрудая птичка. Снегири держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку или почку. Они прилетают к нам зимовать с севера.6слайд.

10 слайд

Учитель: Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы.
- Замечательны эти птицы тем, что вьют свои гнезда зимою. А в лютую январскую и февральскую стужу выводят в этих гнездах птенцов. Их гнезда трудно увидеть, они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев.

- Единственный корм этих птиц – еловые и сосновые семена, которые они ловко добывают своим крестообразным клювом. Сидит себе самка в гнезде и высиживает яйца. Самка положения не меняет – самец ее кормит.

Ученик: А вы знаете о том, что эти птицы считаются святыми. Они прилетели и выдернули своими клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. Так гласит старинная легенда. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов у птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью стали красными.

Физминутка.

11слайд

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зернышка, ни крошки.

И вот летают все слабей

Ворона, галка, воробей…

5. «Забота о зимующих птицах».

- Холодно и голодно птицам зимой, многие держатся возле жилья человека, где могут прокормиться. Это воробьи, синицы, вороны, галки, бывает и снегири. Трудно птицам добывать корм. А что для этого может сделать человек? (Подкармливать птиц, развешивать кормушки.)

- Что главное в кормушке? (Корм.)

Ребята, а как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее голод или холод? Почему?

Для птиц страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. А в суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому им необходимо помочь.

 Ученик:

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенья птицы ждут от вас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

 

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая!

«Спасибо вам великое!»

6.А вы знаете, какой корм надо давать птицам?

Составим памятки “Чем кормить птиц зимой?”.

12слайд

Пшеном, просом, овсом, пшеницей.        

Семенами подсолнечника (нежареными!).        

Салом, мясом (нежареным и несолёным!).        

Для сухопутных птиц соль в любом количестве – смертельный яд.

Сушеной рябиной и боярышником.        

Семенами клена и ясеня.        

Шишками.        Жёлудями.        Орехами.         

Птицам ни в коем случае нельзя скармливать:

пряные, соленые, острые,  жареные, кислые продукты.

 Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов.

 Нежелательно кормить их рисом и гречкой.

Кормление птиц -  дело не только важное,   но и ответственное.

Нужно  регулярно  заботиться о том,  чтобы  в  кормушке была  птичья  еда.

Запомните:  весь корм должен быть свежим.

Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».

Если Вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона.

Птицы улетят в другое место, если обнаружат несколько раз кормушку пустой. Зимняя столовая должна работать до середины весны.

       

 Чтобы кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:        

  13 слайд

-Во время подкормки не сорить.

- Не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты.

-Кормить птиц надо регулярно.

 -Ежедневно.

Ребята! Берегите птиц!»

 Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть! 

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть.

И для птиц тепло.

Приучайте птиц в мороз к своему окну

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

7. Итог урока

А закончить урок мне хочется словами

Н. Сладкова: «Природу может спасти только наша любовь!»

14 слайд

  Помните, об этом ребята! - И я думаю, что после этой беседы, вы будете

по-другому относиться к нашим маленьким, беззащитным, пернатым друзьям.

Список использованной литературы:

1. Волкова Т.В. «КВН по теме «Птицы»»  Газета «Досуг в школе»,№ 5 2006. с.18

2. Каркачёва Н.А. «Школьный праздник «Наши пернатые друзья»». Газета «Досуг в школе», № 3 2002. с.25

3. Пинчук Т.И. Проект «Зимующие птицы». Журнал «Начальная школа»,№ 11. 09. с.36