Внеклассное мероприятие по теме «Помогите птицам зимой!»
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Цели:
1. Обучающие:
1.Уточнить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы.
2. Совершенствовать умения учащихся узнавать птиц по их устному описанию.
3. Уточнить знания о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц.
2. Развивающие:
1. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь, наблюдательность.
3.Воспитывающие:
1. Создание атмосферы доброжелательности между учащимися и учителем.
2. Воспитывать любовь к природе, доброе и бережноеотношение ко всему живому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokormite_ptits_zimoy.docx | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гнездиловская средняя общеобразовательная школа»
«Помогите птицам зимой!»
Учитель:
Неликова Татьяна Михайловна
Цели:
1. Обучающие:
1.Уточнить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы.
2. Совершенствовать умения учащихся узнавать птиц по их устному описанию.
3. Уточнить знания о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц.
2. Развивающие:
1. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь, наблюдательность.
3.Воспитывающие:
1. Создание атмосферы доброжелательности между учащимися и учителем.
2. Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.
- Орг. момент.
1- 3слайды
2. Сообщение темы.
Послушайте загадку, отгадав ее, вы узнаете, о ком мы будем говорить на уроке:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… птицы .
4 слайд
Ребята, мы будем говорить о птицах, которые не улетают в теплые края.
3. Значение птиц в природе.
Ребята, а для чего нам нужны птицы в природе?
Они создают красоту в природе, являются санитарами леса, например, синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Сова за лето съедает 1000 серых полевок, сохраняя не менее 1 тонны хлеба.
4. Давайте, ребята, узнаем, какие птицы живут зимою рядом с нами.
5слайд
Учитель: Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще всего они сидят, прижавшись, друг к другу. Воробьишки очень чистоплотные и охотно купаются зимой в снегу.
Ученик: По воробьям можно узнать температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. Так воробьям теплее.
6 слайд
Учитель: Синичка - красивая птичка размером с воробья. Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо. Гнезда у синиц в дуплах, которые сделал дятел, или они сами делают дупло в старом трухлявом пне. Синицы - многодетные матери. Два раза за весну они высиживают птенцов. К концу лета в одной синичьей стае-семейке будет 20-25 птичек. Такими стайками они и будут летать по лесу.
Ученик: Эти птицы очень находчивы и изобретательны. А какие они ловкие: лазают, кувыркаются на ветках, как на турниках.
Ученик: А вы знаете, что у синичек даже праздник свой есть. Он так и называется – «Синичкин день». По народному календарю бывает 14 ноября. В этот день синичка как бы встречает зимних гостей.
7слайд
Учитель: Дятел, упершись в ствол хвостом и зацепившись сильными лапами, долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из- под коры насекомых. У дятла длинный и узкий язык. Зимой дятлы кормятся семенами сосен и елей. Дятел - лесной санитар.
Ученик: Вы знаете, что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков!
8слайд
Учитель: Ворона - крупная, с большими крупными ногами. Клюв большой, голова, крылья черные, а остальное тело - серое. Зимой ворона переселяется ближе к жилью человека. Здесь она питается остатками и отбросами.
Ученик: Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона, то знайте, что ворон – чёрный, а ворона – серая.
9 слайд
Учитель: Снегирь - красногрудая птичка. Снегири держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку или почку. Они прилетают к нам зимовать с севера.6слайд.
10 слайд
Учитель: Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы.
- Замечательны эти птицы тем, что вьют свои гнезда зимою. А в лютую январскую и февральскую стужу выводят в этих гнездах птенцов. Их гнезда трудно увидеть, они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев.
- Единственный корм этих птиц – еловые и сосновые семена, которые они ловко добывают своим крестообразным клювом. Сидит себе самка в гнезде и высиживает яйца. Самка положения не меняет – самец ее кормит.
Ученик: А вы знаете о том, что эти птицы считаются святыми. Они прилетели и выдернули своими клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. Так гласит старинная легенда. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов у птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью стали красными.
Физминутка.
11слайд
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей…
5. «Забота о зимующих птицах».
- Холодно и голодно птицам зимой, многие держатся возле жилья человека, где могут прокормиться. Это воробьи, синицы, вороны, галки, бывает и снегири. Трудно птицам добывать корм. А что для этого может сделать человек? (Подкармливать птиц, развешивать кормушки.)
- Что главное в кормушке? (Корм.)
Ребята, а как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее голод или холод? Почему?
Для птиц страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. А в суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому им необходимо помочь.
Ученик:
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая!
«Спасибо вам великое!»
6.А вы знаете, какой корм надо давать птицам?
Составим памятки “Чем кормить птиц зимой?”.
12слайд
Пшеном, просом, овсом, пшеницей.
Семенами подсолнечника (нежареными!).
Салом, мясом (нежареным и несолёным!).
Для сухопутных птиц соль в любом количестве – смертельный яд.
Сушеной рябиной и боярышником.
Семенами клена и ясеня.
Шишками. Жёлудями. Орехами.
Птицам ни в коем случае нельзя скармливать:
пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты.
Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов.
Нежелательно кормить их рисом и гречкой.
Кормление птиц - дело не только важное, но и ответственное.
Нужно регулярно заботиться о том, чтобы в кормушке была птичья еда.
Запомните: весь корм должен быть свежим.
Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».
Если Вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона.
Птицы улетят в другое место, если обнаружат несколько раз кормушку пустой. Зимняя столовая должна работать до середины весны.
Чтобы кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
13 слайд
-Во время подкормки не сорить.
- Не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты.
-Кормить птиц надо регулярно.
-Ежедневно.
Ребята! Берегите птиц!»
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть.
И для птиц тепло.
Приучайте птиц в мороз к своему окну
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
7. Итог урока
А закончить урок мне хочется словами
Н. Сладкова: «Природу может спасти только наша любовь!»
14 слайд
Помните, об этом ребята! - И я думаю, что после этой беседы, вы будете
по-другому относиться к нашим маленьким, беззащитным, пернатым друзьям.
Список использованной литературы:
1. Волкова Т.В. «КВН по теме «Птицы»» Газета «Досуг в школе»,№ 5 2006. с.18
2. Каркачёва Н.А. «Школьный праздник «Наши пернатые друзья»». Газета «Досуг в школе», № 3 2002. с.25
3. Пинчук Т.И. Проект «Зимующие птицы». Журнал «Начальная школа»,№ 11. 09. с.36