История становления коммунарского движения
материал на тему
Работа состоит из введения, основной части, списка литературы. Во введении обоснована актуальность исследования. Теоретическая часть состоит из описания истории комунарского движения. В заключении сформулированы выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_stanovleniya_kommunarskogo_dvizheniya.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
История становления коммунарского движения
Введение
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю. К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях [1].
В. А. Караковский утверждает, что декоммунизация общественного сознания, роспуск пионерской организации и комсомола, отказ от идеологических установок недавней воспитательной системы и ее разрушение все это повлекло и организационно-педагогические перемены: сокращаются штаты организаторов, классных руководителей [6]. Закрылись или переименовались бывшие дворцы пионеров, станции юных техников, пионерские лагеря. Молодежь, попавшая в зону социального риска, все более пугает резким падением уровня воспитанности, бездуховности, слепым идолопоклонством. Предается забвению старая истина, в детском возрасте личность формируется под решающим воздействием воспитания [6]. История мировой школы и опыт отечественной педагогики подсказывают единственный выход — обратиться к «разумному, доброму, вечному», и к тем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками, на протяжении всей истории человеческих цивилизаций [6]. Как показала многолетняя практика, только общее дело на радость и пользу другим людям создает и укрепляет единый коллектив воспитателей и воспитанников, в котором каждый раскрывает и растит лучшее в себе [4]. Но это происходит не автоматически, а благодаря специально организованной заботе воспитателей о создании и развитии коллективистских, нравственных, воспитательных отношений. Воспитатель должен учить ребят строить радостную и полезную повседневную творческую жизнь, считает И. П. Иванов [3].
Советская школа обогатила мировую педагогику именно теорией коллективного воспитания (С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский) [6]. Идея творческого содружества воспитателей и воспитанников как старших и младших товарищей по общей гражданской заботе была практически проверена и развита в многолетней деятельности Союза энтузиастов, коммуны юных фрунзенцев и коммуны им. А. С. Макаренко [4].
Коллективные творческие дела далее в работе будет использоваться аббревиатура (КТД). КТД - главное воспитательное средство коммунарской методики, способ организации яркой, наполненной трудом, творчеством и общением жизнь единого коллектива воспитателей и воспитанников, старших и младших [3]. У каждого, кто погружался в атмосферу коммунарского сбора, участвовал в КТД, пробуждался творческий потенциал, возникали самые добрые чувства к своим товарищам, считает В. А. Караковский [6]. Наследуя и развивая лучшие гуманистические традиции мировой педагогики, И. П. Иванов разработал на теоретическом, практическом и методическом уровнях отношения доверия, уважения, творческого содружества, товарищества между воспитателями и воспитуемыми. Глубочайшее признание за младшим его достоинств, его творческого потенциала, его резервов и возможностей для совместной творческой деятельности [3]. Педагоги продолжают опираться на традиции воспитания, сложившиеся в советский период развития педагогики, в том числе на методику коллективных творческих дел (КТД), обновляют содержание, используют новые формы организации жизнедеятельности учащихся. Это доказывает, что традиции не могут быть отвергнуты чьим-то субъективным решением, что при вдумчивом подходе к прошлому опыту можно найти значимые научные идеи, методический материал [13]. Накопленный советскими педагогами собственный и мировой опыт позволил создать новые формы, методы воспитательной работы, которые могут быть практически воплощены в жизнь и в современных условиях. Именно учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Для младших школьников учитель всегда является примером. На сегодняшнем этапе развития общества проблемы воспитания школьников особенно актуальны.
Творческий поиск наиболее эффективных путей и средств создания и укрепления коллектива заложен в трудах Н. К. Крупской, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко и других педагогов советской теории и методики коммунистического воспитания. Многое для разработки методики воспитательной работы дает литературно-педагогическое наследие А. П. Гайдара, где жизнь коллектива показана как совместная деятельность взрослых и детей, старших и младших, как общая борьба за единые общественно важные цели [12]. Впервые в истории педагогики Н. К. Крупская научно разработала вопросы коллективистского воспитания – умения жить и работать в коллективе. Чтобы организовать коллектив, указывала Н. К. Крупская, надо знать, что может сделать каждый, кто, в чем сильнее. Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был Антон Семенович Макаренко [10]. Он осуществил в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей в трудовой колонии им. М. Горького в 1920-1928 году, под Полтавой и детской коммуне им. Ф. Э. Дзержинского. Ему принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания. Учение А. С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива [10].
Шацкий Станислав Теофилович был организатор первых клубов для детей рабочих на одной из окраин Москвы, детской трудовой колонии «Бодрая жизнь» в Калужской губернии и первой опытной станции по народному образованию [9].
В педагогической литературе методика коллективной творческой деятельности (КТД) одно из названий методики коллективного творческого воспитания, также используются различные обозначения «методика (КТД)», «орлятская педагогика», «методика И. П. Иванова», «коммунарская методика» [7].
Коммунарская методика, система приемов и организационных форм воспитания учащихся школьного возраста, направленная на формирование и творческое развитие воспитательного коллектива в процессе совместной деятельности детей и взрослых разработана в России в 60 х гг. 20 в. И. П. Ивановым и другими педагогами для учебных заведении и внешкольных учреждений на основе педагогических идей А. С. Макаренко. Апробирована как методика коллективной организаторской деятельности И. П. Ивановым, Л. Г. Боросовой и Ф. Я. Шапиро в созданной ими Коммуне юных фрунзенцев — сводной пионерской дружине при Фрунзенском районном доме пионеров [10]. Методика включала 3 основных направления: коллективное планирование, повседневную организаторскую работу, коллективное обсуждение и оценку её результатов. Разработку методики продолжил коллектив студентов и преподавателей Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена (Коммуна имени А. С. Макаренко, 1963—1973) [10].
Идеи Коммунарской Методики были также положены в основу деятельности Всесоюзного пионерского лагеря «Орлёнок», где в 1963—1966 годах О. С. Газман,А. Ф. Дебольская и другие педагоги создавали модель образа жизни коммунарского коллектива. Коммунарская методика возникла как новаторская система воспитания, которая противопоставлялась официальной педагогике. С 80-х годов ХХ века коммунарская методика развивалась в русле педагогики сотрудничества [10]. Центральное звено - общая творческая забота об улучшении окружающей жизни. Основные положения коммунарской методики: создание коллектива на основе привлекательных для детей идеалов; организация социально значимой и интересной для всех деятельности; построение самоуправления ученического на принципах сменяемости организаторов с целью включения всех воспитанников в активную работу; особые отношения в коллективе, проникнутые заботой о каждом ребенке и взрослом [10].
В коммунарской методике деятельность организовывалась по тематическому признаку (общественная, познавательная, художественно-эстетическая). Особую роль играл коммунарский сбор, который выступал как средство эмоционального сплочения коллектива [9].
Развиваясь, методика коллективного творческого воспитания накопила опыт деятельности многих детских объединений, образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей [8].
Советскими педагогами был накоплен богатый опыт, созданы новые формы, методы воспитательной работы, которые могут быть практически воплощены в жизнь [9].
КТД – не форма воспитательной деятельности, а способ ее организации. Определение коллективного творческого дела, предложенное И. П. Ивановым: «Коллективные творческие дела — это, прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая борьба за улучшение окружающей жизни. В этой жизни, в этой борьбе педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них. Постоянная многосторонняя забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям - вот что сплачивает воспитателей и воспитанников. И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь, общая борьба старших и младших, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет «по ходу», в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов (прямое в косвенное, открытое и скрытое), и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших» [3, с.38]. В каждом коллективном творческом деле проявляется сущность методики коммунарского воспитания. Суть каждого дела — забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях. Дело это - коллективное, потому что совершается вместе — ребятами и старшими товарищами как их общая забота [4]. Дело это — творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща — не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается. Оно творческое потому, что всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности. Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план: трудовой или познавательной, или художественно – эстетической, спортивно - оздоровительной или организаторской [4]. Но в каждом КТД решается, по мнению А. С. Макаренко, ряд педагогических задач, происходит развитие коллективистских демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям к окружающему миру. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности потребности и отношения, расти нравственно и духовно [4]. Это способ организации яркой, наполненной трудом и сотовариществом, мечтой. КТД которые были придуманы, разработаны и осуществлены ленинградскими коммунарами. Нужно помнить, что успех КТД и их воспитательный - развивающий эффект зависит от умелой организации дела, когда его создателем и участником становится каждый [5].
Педагог подводит ребят к пониманию задач, к ответам на вопросы что будем делать, как, для чего, для кого, когда, где, кто будет участвовать, с кем вместе; передает им свои опыт по ходу дела. Взрослый руководитель принимает все предложенные детьми варианты, идеи, придумки, относится к ним с уважением и пониманием. Он ищет место в деле каждому школьнику, поддерживает любой поиск, начинание, побуждает ребят к добросовестному творческому и самостоятельному участию в осуществлении коллективного замысла; постоянно опирается на микроколлективы своего класса (отряда): звенья, команды, советы дела, творческие объединения, приятельские группы, чтобы дойти до каждого ребенка в том или ином КТД [4].
Дети могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах. И это очень важно. В разных группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения. Разбить ребят на группы помогут, такие приемы, как жеребьевка, считалка, добровольное желание, заявка на участие, вербовка. А также по приметам: по цвету волос, глаз, росту, именам, по дню рождения, месту жительства (в том числе в лагере - палатки, палаты, корпуса). Можно назвать трех-четырех первых членов группы, те выберут по одному партнеру, выбранные назовут следующих, так быстро скомплектуется команда. Можно разложить цветные кружочки, эмблемы, дети выберут их произвольно, создав группу [5].
Группа - главный «инструмент» КТД. В ее составе не должно быть более семи человек. Ребят надо учить работать вместе, уважая мнение каждого своего товарища, считаясь с его интересами и желаниями. Если все хотят делать что-то, используйте конкурс, если никто не хочет жеребьевку [5].
Итак, дело ценно тогда, когда всему коллективу находятся творческие роли, поручения и задания. Взрослому необходимо найти и свое место в КТД. В творческом деле педагог может быть лидером (там, где дело связано со здоровьем детей: например, в походе); членом совета дела (отвечать за какую-то часть КТД); оценщиком дела (член жюри, конкурсной комиссии); может руководить КТД через актив ребят; рядовым членом дела или гостем, а может и вовсе не принимать в нем участия. Но контроль не исключается [5].
Какую выбрать себе роль в деле, подскажут обстоятельства, уровень отношений с ребятами, личное амплуа, умения, интересы.
КТД различаются по форме, по характеру практической пользы для себя, для друзей по коллективу, для улучшения окружающей жизни, для своей школы, лагеря, для всех людей. Забота об улучшении жизни выступает всегда на первый план. Форма и содержание КТД зависят от возраста ребят. В начальных классах методика КТД используется в несколько упрощенном варианте.
Основные этапы, формы и способы осуществления КТД
1. На основе разведки дел выбирается то или иное коллективное творческое дело, проводится конкурс между первичными коллективами на лучшие варианты, предложения, проекты.
2. На общем сборе заслушиваются и обсуждаются все варианты (один из них отбирается для осуществления или создается сводный проект); выбирается совет дела из представителей каждого первичного коллектива.
3. Совет дела, опираясь на предложения первичных коллективов, разрабатывает избранный вариант, учитывая местные условия, распределяет поручения между первичными коллективами, а затем сам же и руководитвыполнениемзадуманного.
4. Проведенное дело обсуждается на общем сборе «огоньке», причем каждый первичный коллектив высказывает свое мнение об удачах и недостатках, а затем обязательно вносит свои предложения на будущее. Сила каждого коллективного творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому-то в каждом из таких дел — гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты [5].
Организация КТД включает в себя шесть стадий:
1-я стадия. Предварительная подготовка педагога.
Определяется роль данного КТД в жизни коллектива; выдвигаются конкретные воспитательные задачи, которые будут решаться; намечаются различные варианты дела, которые будут предложены для примера на выбор воспитанникам; начинает строиться перспектива возможного КТД – в установочной стартовой беседе с воспитанниками, во время разведки дел и друзей, которую проводят микроколлективы по разным сообща выбранным маршрутам.
2-я стадия. Коллективное планирование дела.
Оно происходит на общем сборе коллектива с обсуждением следующих вопросов: что лучше сделать и как? Для кого? Где? Когда? Кто будет участвовать? С кем вместе? Кому быть организатором? Работа в микрогруппах с целью ответов на поставленные вопросы [4]. Общий сбор коллектива по обсуждению выдвинутых микрогруппами идей, с последующим определением ведущей идеи, содержания и формы проведения дела, которому доверяют осуществление общего замысла КТД, различных творческих групп (оформители, звукорежиссеры, актеры), распределение ролей и поручений [4].
3-я стадия. Коллективная подготовка.
Руководящий орган данного КТД уточняет, конкретизирует план его подготовки и проведения, затем непосредственно организует выполнение этого плана, поощряя инициативу каждого участника. Каждый микроколлектив готовит свой добрый сюрприз, а старшие друзья направляют эту работу и помогают воспитанникам «по секрету» [4].
4-я стадия. Проведение дела.
На этой стадии осуществляется конкретный план, разработанный руководящим органом, со всеми коррективами, которые были внесены его участниками при подготовке КТД. Оказываются полезными также и отклонения от замысла, возникающие во время проведения КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств, и ошибки, допущенные участниками. Все это тоже необходимая школа жизни. Главное для воспитателей как руководителей и ведущих участников КТД – возбуждать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, в своей способности нести людям радость, стремление преодолеть любые трудности [5].
5-я стадия. Коллективное подведение итогов дела.
На этой стадии важную роль играет общий сбор участников проведенного дела: это может быть или сбор, на котором обсуждается жизнь коллектива за истекший период, или специальный сбор – «огонек», посвященный результатам данного дела [3]. В микроколлективах каждый высказывает свое мнение, затем, сообща решаются вопросы, относящиеся к положительным сторонам подготовки и проведения КТД: (Что было хорошо? Что нам удалось из намеченного? Благодаря чему?). К недостаткам и ошибкам: (Что не получилось? Почему?). Особенно важно – к урокам на будущее: (Что нам стоит использовать и дальше? Превратить в традицию? Как действовать по-другому?)
Ведущие сбор направляют коллективный поиск лучших решений этих вопросов, подхватывают и развивают ценное, систематизируют и обобщают высказанные мнения и предложения [4].
Участие каждого воспитанника в оценке КТД обеспечивается и другими средствами – беседами или анкетами (Что ты нового сделал? Узнал? Чему научился? Чему научил товарищей?) стенгазетой или линейкой с творческими рапортами. Воспитатели подводят итоги, выполнения собственно воспитательных задач, на совещании педагогов, участвовавших в данном КТД, на сборе вожатых, на совещании родительского актива (старших друзей микроколлективов) или на родительском собрании [3].
6-я стадия. Стадия ближайшего последствия.
На этой стадии выполняются те решения, которые были приняты общим сбором; вносятся изменения в чередующиеся творческие поручения микроколлективам, читаются книги по материалам коллективного творческого дела, задумывается новое КТД [3].
Учителя используют накопившийся опыт в учебной работе. Предложения, возникшие при обсуждении сделанного старшими товарищами воспитанников – их родителями, вожатыми, педагогами, реализуются ими в дальнейшей воспитательной работе [2].
Итак, в работе описана технология коллективной творческой деятельности, которую разработал ленинградский ученый И. П. Иванов для учебных заведении и внешкольных учреждений на основе педагогических идей А. С. Макаренко. В КТД дети сами ищут дела по душе, сами делают выбор и отбор этих дел, сами их планируют (придумывают, разрабатывают, режиссируют) при активном участии педагога, вожатого, воспитателя, как подсказчика, помощника, советчика дети сами проводят свои КТД сами оценивают их, обсуждают, если в этом есть необходимость, сами выбирают роли, поручения в деле.
Список литературы
- Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. М. 1988. 123 с.
- Баженова И.Н. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. – 3-е изд., с испр. И доп. М. 1990. 560 с.: ил.
- Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. 1994. 98 с.
- Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания: Кн. для учителя. М. 1990. -144 с.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М. 1989. 208 с.: ил.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно - воспитательного процесса. Москва. 1993. 346 с.
- Караковский В.А. Школа выживания: 825-й маршрут/Под ред. В.А.Караковского.467 с.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой: старшеклассникам об основах организаторской работы.— 2-е изд., перераб, доп. М. 1981. 208 С., ил.
- Нестерова И.Ф., Баранов А.Е. Теория и методика воспитательной работы в начальной школе: Учеб. пособие. Тверь. 2004. 172 с.
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2001. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.: ил.
- Соловейчик С. Воспитание по Иванову. М. 1989. 352 с.
- Методические рекомендации по организации коллективной творческой деятельности в школе. Составитель Е.Е. Шестернинов. Калинин 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка "История становления армии древней Руси"
Сказка, разработанная к уроку, способствует раскрытию понятия "армия"...
Классный час для 3 - 4 классов "Мы живем в Российском государстве" об истории становления и развития символов государства и конституции
Об истории становления Российского государства, символах нашего государства и Российской конституциии....
История становления дефектологии.
Данная презентация знакомит с эволюцией отношения западноевропейского общества и государства к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до 90-х годов XX столетия. Данную през...
История становления и развития дополнительного образования
История становления и развития дополнительного образования...
Ретроспективный анализ истории становления процесса письма
В процессе формирования письма каждый ребёнок как бы повторяет историю человечества...
История становления и развития начального образования на Смоленщине
В современных условиях реформирования российской системы образования значительно повышается необходимость изучения отечественной истории, так как знание опыта предшественников — одно из условий ...
"Из истории становления образования лиц с проблемами в развитии."
Реферат по инклюзивному образованию на тему "Из истории становления образования лиц с проблемами в развитии."...