История становления дефектологии.
презентация к уроку по логопедии по теме
Данная презентация знакомит с эволюцией отношения западноевропейского общества и государства к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до 90-х годов XX столетия.
Данную презентацию выполнили соавторы - дефектологи:
Илетичева Е., Колкотина С., Мац В., Москвичева Е., Орехова М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_stanovleniya_defektologii.pptx | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дефектология . Наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения.
Задачи дефектологии : Разработка теоретических и практических методов воспитания , обучения и развития детей с отклонениями в развитии. Раскрытие специфических закономерностей развития детей с отклонениями. Установление зависимости развития и проявления психики от характера. Механизмов и степени выраженности нарушений. Изучение психической деятельности и психических процессов у детей с нарушениями. Теоретическое обоснование конкретных путей обучения детей с отклонениями. Создание необходимой учебно – методической базы в подготовке учителя – дефектолога к коррекционно – педагогической работе с детьми с недостатками в психофизическом развитии.
Дефектологические аспекты, которые в истории дефектологии то развивались независимо друг от друга, то переплетались, взаимодополняя и расширяя проблему: Медико-клинический - этиологии дефекта , анатомо-физиологические нарушения, симптомы,клиническая диагностика дефекта, подходы к его классификации. Психологический - картина псих. аномалий , своеобразие интеллектуальных, эмоционально-волевой сферы у детей с психическими отклонениями, симптомы отдельных форм дефекта . Педагогический - изучает проблемы отсталости детей в обычной и специальной школе, определяет принципы, методы и приёмы педагогической коррекции . Социологический - анализ проблем с точки зрения социальной оценки существующего явления, зависимости её от социально-экономических условий, социально-педагогических причин, влияние на неё характера и условий развития общества.
Эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. Исследование эволюции отношения от античных времен до наших дней позволило выделить переломные моменты, разграничивающие пять периодов эволюции , и таким образом периодизировать этот процесс.
Первый период От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботы о лицах с отклонениями в развитии . Условной границей периода в Западной Европе является первый прецедент государственной заботы об инвалидах - открытие в Баварии первого приюта для слепых в 1198 г. В России же прецеденты возникновения первых монастырских приютов приходятся на 1706 - 1715 гг. и связаны с реформами Петра.
Второй период От осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них . Западная Европа Переосмысление во Франции гражданских прав лиц с сенсорными нарушениями. Открытия в Париже специальных школ: для глухонемых (1770) и для слепых (1784 ). Россия Прецеденты открытия первых специальных школ (в Петербурге: для глухих - 1806 и для слепых - 1807 гг.) связаны со знакомством императора Александра I с западным опытом и приглашением французского тифлопедагога Валентина Гаюи для работы в Россию.
Третий период От осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых . Последняя четверть XIX века Западная Европа : Принятие в западноевропейских странах Законов об обязательном всеобщем начальном образовании. Принятие законов об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей. Создание параллельной образовательной системы - системы специального образования для трех категорий детей. Россия Оформление параллельной образовательной системы с теми же тремя типами специальных школ приходится на советский период - 1927 - 1935-е гг. и связано с Законом о всеобучении .
Четвертый период От осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномальных детей . Западной Европе начало XX в.- конец 70-х гг. Развитие законодательной базы специального образования. Структурное совершенствование национальных систем (в некоторых западноевропейских странах было создано до 20 типов спецшкол). К концу 70-х гг. специальным образованием в странах Западной Европы охватывается от 5 до 15 % детей школьного возраста. Развитие и дифференциация системы, ее структурное совершенствование, Переход от 3 к 8 типам спецшкол и 15 видам специального обучения (50 - 90-е гг.) Но специальным образованием на территории СССР было охвачено не более 3 % детей школьного возраста, а специальные образовательные учреждения и дефектологические кадры крайне неравномерно распределялись по территории страны. Россия
Пятый период От изоляции к интеграции. Западная Европа Ведущая тенденция — интеграция инвалидов в общество , полное гражданское равноправие. Перестройка в 80 - 90-е гг. организационных основ специального образования, сокращением числа специальных школ и резким увеличением количества специальных классов в общеобразовательных школах. Перестройка взаимоотношений массового и специального образования. Россия же в 1991 году была только на границе перехода к этому периоду эволюции отношения к лицам с отклонениями в развитии.
Соотношение периодов эволюции отношения общества и государства к лицам с ОВЗ и этапов становления систем специального образования в Западной Европе и в России . Первые два периода эволюции отношения к лицам с отклонениями в развитии соотносятся с этапами формирования предпосылок возникновения национальных систем специального образования .
Этапы становления и развития национальных систем специального образования по классификации Н.Н. Малофеева : Третий период эволюции соотносится с первым (I) этапом Развертывание спец. образовательных учреждений . Оформления параллельных систем специального образования . Четвертый период эволюции соотносится со вторым (II ) этапом Совершенствование вертикальной и горизонтальной структур системы, ее дифференциация. Максимально охватываются обучением дети с отклонениями в развитии на всей территории страны. Западная Европа к 70-м гг. завершает второй (II) этап развития. Россия же к 1990 - 1991 гг. находилась на продвинутой стадии второго этапа, но не завершила его полностью . Пятый период эволюции соотносится с третьим (III), новым этапом Его тенденция - интеграция, кардинальная реорганизация взаимодействия структур массового и специального образования, Л одготовка ребенка с особыми потребностями к будущей взрослой жизни в обществе ( признающем полное гражданское равноправие инвалидов, осознающем неправомерность деления на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, стремящимся к полной социальной интеграции меньшинств.)
Каждая страна гордится выдающимися соотечественниками. Россия подарила миру Великие имена , такие как: Л. С. Выготский Г.Е. Сухарева В. П. Кащенко В. М. Бехтеров А.Н. Граборов Л. В. Занков Владимир Михайлович Бехтеров , Граборов Алексей Николаевич, Занков Леонид Владимирович, Певзнер Мария Семёновна, Рау Фёдор Андреевич, Шиф Жозефина Ильинична, Екатерина Константиновна Грачёва, Всеволод Петрович Кащенко, Маляревский Иван Васильевич, Лев Семёнович Выготский , Гнездилов Михаил Федотович, Сухарева Груня Ефимовна и Дульнев Григорий Митрофанович. Эти учёные утвердили и развили специальное образование в России.
Основные выводы: Система специального образования является институтом государства, который возникает и развивается как особая форма реализации его ценностных ориентации и культурных норм общества, вследствие чего каждый этап развития национальных систем специального образования соотносится с определенным периодом в эволюции отношения государства к лицам с отклонениями в развитии. Все современные тенденции и противоречия в развитии систем специального образования имеют глубокие социокультурные корни и вполне определенный «исторический возраст», и Выбор пути развития этой системы всегда будет зависеть не только от научных взглядов ее создателей, но и от ценностных ориентаций, политических установок, экономических возможностей государства и принятых культурных норм общества.
Презентацию выполнили: студенты МГГУ им. М.А.Шолохова Дефектологического заочного отделения Илетичева Елена Колкотина Светлана Мац Валентина Москвичева Елена Орехова Мария
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка "История становления армии древней Руси"
Сказка, разработанная к уроку, способствует раскрытию понятия "армия"...
История становления коммунарского движения
Работа состоит из введения, основной части, списка литературы. Во введении обоснована актуальность исследования. Теоретическая часть состоит из описания истории комунарского движения. В заключени...
Классный час для 3 - 4 классов "Мы живем в Российском государстве" об истории становления и развития символов государства и конституции
Об истории становления Российского государства, символах нашего государства и Российской конституциии....
История становления и развития дополнительного образования
История становления и развития дополнительного образования...
Ретроспективный анализ истории становления процесса письма
В процессе формирования письма каждый ребёнок как бы повторяет историю человечества...
История становления и развития начального образования на Смоленщине
В современных условиях реформирования российской системы образования значительно повышается необходимость изучения отечественной истории, так как знание опыта предшественников — одно из условий ...
"Из истории становления образования лиц с проблемами в развитии."
Реферат по инклюзивному образованию на тему "Из истории становления образования лиц с проблемами в развитии."...