Психологические критерии успешности учителя
статья по теме
«Настоящее образование,- писал в свое время Добролюбов,- это такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему окружающему».
Ушинский писал, что «недостаточно понять слова, недостаточно понять даже мысли и чувства, в них заключенные; нужно, чтобы эти мысли и эти чувства стали внутренне определяющими личность».
Первый критерий - интерес, мотивация.
Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается. «Что интересует моих учеников? Возможно, я ошибаюсь, но думаю, что узнать, чем более всего интересуется ученик, не так уж трудно. Это можно сделать и прямо, спросив его, и косвенно. Но лучше всего - создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом.
Второй критерий - сознательное обучение.
Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного понимания ребенком того, почему, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребенок понимал, что учиться надо для того, чтобы стать полноценным членом общества, что учиться - долг ребенка.
«Науку,- писал Герцен,- надобно прожить, чтобы не формально усвоить её». И в учении тоже; чтобы не формально усвоить, нужно не «отбыть» обучение, а «прожить» его: нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося.
Третий критерий - взаимоотношения в системе «учитель-ученик».
В процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения. Учебные взаимодействия учителя с учеником являются ведущей переменной процесса обучения и обусловливают как характер мотиваций учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся.
Четвертый критерий - учет индивидуальных особенностей ученика.
Учет особенностей внимания, памяти, мышления при построении урока и организации учебной деятельности. Воспитание внимания, как и воспитание, вообще, в решающей степени зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Исследовательская работа - основной критерий успешности учителя"
Статья "Исследовательская работа - основной критерий успешности учителя"...
статья: «ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ: КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ»
Интенсивное развитие образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвинуло на первый план проблему качественного изменения личности учител...
Успешный учитель-успешный ученик.
Выступление на педсовете....
Исследовательская работа - основной критерий успешности учителя
Исследовательская работа - основной критерий успешности учителя...
Доклад на тему: Успешный учитель - успешная школа. Пути к вершинам педагогического мастерства.
В современном быстроменяющемся мире, который требует от людей широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в крити...
Презентация к докладу: Успешный учитель-успешная школа. Пути к вершинам педагогического мастерства.
laquo;Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом – в этом корень учительского дела»....
Выступление на педсовете "От успешного учителя к успешному ученику".
От успешного учителя к успешному ученику....