Статья "Исследовательская работа - основной критерий успешности учителя"
статья по теме

Елена Николаевна Куркина

Статья "Исследовательская работа - основной критерий успешности учителя"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская работа - основной критерий успешности учителя

     Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его развивающей функции. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

      Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности.

    На основе теоретического анализа и обобщения различных подходов к организации образовательного процесса выявлена возможность взаимодополнения личностного, ситуационного и задачного подходов к организации учебно-исследовательской деятельности в современной начальной школе.

   С позиции личностного подхода в качестве ведущего ориентира и главного критерия успешности организации учебно-исследовательской деятельности выступает обогащение исследовательского опыта школьников. Основная задача учителя при этом будет состоять не только в том, чтобы планировать общую, единую и обязательную для всех линию обогащения исследовательского опыта, а в том, чтобы помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.

     Задачный подход к организации учебно-исследовательской деятельности означает, что освоение учебного материала происходит посредством решения учебно-исследовательских задач, предполагающих выполнение определенных действий. В условиях начальной школы основной характеристикой учебно-исследовательской задачи выступает признак проблемности. Кроме того, в начальных классах подготовка детей к выполнению отдельных исследовательских действий обеспечивается системой исследовательских заданий.

     Ситуационный подход к организации деятельности предполагает управление учебно-исследовательской деятельностью как взаимодействие ее субъектов. Ученическое исследование предполагает не только решение значимых для учащихся проблем, но и овладение способами решения этих проблем. При организации учебно- исследовательской деятельности необходимо создавать учебные ситуации, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания в большей или меньшей степени организованного учителем.

     Таким образом, организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе на основе единства личностного, ситуационного и заданного подходов предполагает:

•тщательное и систематическое изучение педагогами исследовательского опыта младших школьников и дифференциацию этого опыта по выраженности различных его составляющих;

•создание учебных ситуаций, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания в большей или меньшей степени организованного учителем; •конструирование системы учебно-исследовательских задач, сориентированных на поэтапное обогащение исследовательского опыта детей.

    Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе позволяет акцентировать внимание на цели, содержание, формы, методы, средства и предполагает проектирование программы включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность, ее поэтапную реализацию с систематическим анализом получаемых результатов и корректировку в соответствии с анализом результатов.

     Теоретический анализ позволили определить, что поэтапное обогащение исследовательского опыта младшего школьника предполагает:

выделение этапов обогащения опыта младших школьников с учетом возрастных особенностей и специфики начальной школы;

определение совокупности задач, способов и форм организации учебно- исследовательской деятельности;

распределение задач, способов и форм организации учебно-исследовательской деятельности по времени в соответствии с продолжительностью каждого этапа;

определение предполагаемых результатов деятельности;

отбор содержания и составление учебно-исследовательских задач и заданий.

    Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя: поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

     Для решения задач используются следующие формы и способы деятельности: в урочной деятельности - коллективный учебный диалог, игра «Вопрошайка», рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности - игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

     Кроме того, включение школьников в деятельность на основе индивидуальных проявлений исследовательского опыта осуществляется через стимулирование активности и самостоятельности детей посредством оценочных суждений учителя и взаимооценки школьников.

     Второй этап - второй класс начальной школы - ориентирован:

 на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;

 на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;

 на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

     На данном этапе используются следующие формы и способы деятельности:

в урочной деятельности - учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, упражнения на развитие способов мыслительной деятельности, мини-исследования;

во внеурочной деятельности - экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты.

     Третий этап соответствует третьему и четвёртому классу начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие формы и способы деятельности школьников: мини- исследования, уроки-исследования, групповая работа, ролевые игры, самостоятельная работа, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, составление энциклопедий, наблюдение, анкетирование, эксперимент и др.

     Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка. В процессе включения младших школьников в учебно- исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт.

      Работая с классом, я предлагаю ребятам различные темы исследовательских проектов. После обсуждения тем, мы выбираем ту тему, которая наиболее интересна ребятам.

          Ребята моего класса приняли участие в краевом конкурсе научно-исследовательских проектов детей и молодёжи, и в номинации «Творческие проекты детей от 7 до 14 лет» мы заняли первое место.

        В мае 2007 года коллектив класса принимал участие в краевом Фестивале технического творчества, где в номинации «Дизайн предметно-пространственной среды»  был удостоен диплома 1 степени за  коллективную разработку детской игровой площадки «Безопасный городок»

      В 2007-2008 учебном году наш класс стал лауреатом школьного конкурса «Лучший класс года»

      В 2008-2009 учебном году ребята были награждены дипломом 3 степени в краевом конкурсе «Перекрёсток»;  Диплом 1 степени в номинации «Защита проекта «Машина будущего»; Диплом 1 степени в номинации «Конкурс «Листовка» (Приложение 4)

      Команда «Светофорик», которая состоит из учащихся класса, получила диплом 1 степени в краевом конкурсе – смотре «Лучший отряд юных инспекторов движения»

       Наш класс принимает активное участие в реализации программы пилотного проекта «Интеграция урочной и внеурочной деятельности со школьниками по привитию культуры личной безопасности».

       Когда мои ученики перешли в 5 класс, то они продолжили активное участие в районных и краевых мероприятиях, направленных на профилактику детского дорожно – транспортного травматизма. В 2009 – 2010 учебном году они стали лауреатами 2 степени в муниципальном  и краевых конкурсах «Безопасное колесо»

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья: «ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ: КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ»

Интенсивное развитие образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвинуло на первый план проблему качественного изменения личности учител...

Психологические критерии успешности учителя

«Настоящее образование,- писал в свое время Добролюбов,- это такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему окружающему».Ушинский писал, что «недостаточно понять слова,...

Успешный учитель-успешный ученик.

Выступление  на педсовете....

Воспитательная работа, классный час "Успешный в школе- успешный в жизни!", презентация "Успешный в школе- успешный в жизни!"

Аннотация к классному часу "Успешный в школе - успешный в жизни!"Разработка классного часа предназначена для учащихся начальных классов.         Целью проведени...

Готовность ребёнка к школе: основные критерии и роль родителей в их формировании.

Рано или поздно перед  родителями встаёт вопрос "Когда отдать ребёнка в школу? Готово ли наше чадо успешно овладевать знаниями, не будет ли для него процесс обучения слишком сложным и изнурительн...

Исследовательская работа - основной критерий успешности учителя

Исследовательская работа - основной критерий успешности учителя...

Доклад по теме: «Учебная мотивация-основное условие успешного обучения». ( из опыта работы)

Серьезной проблемой нашего времени является падение у школьников интереса к учебным занятиям и снижение общего уровня культуры учебного труда. Отсутствие интереса к учению, равнодушие к школьны...