Почему нужно беречь сердце?
план-конспект занятия (4 класс) по теме
Разновозрастные группы учащихся знакомятся с работой сердца и узнают, почему надо о нем заботится.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_nado_berech_serdtse.docx | 23.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие для 3-4 классов
Почему нужно беречь сердце?
Занятие проводилось с группой детей разного возраста (учащиеся 3 и 4 классов)
Цель занятия: учить заботиться о своем здоровье, заботиться об окружающих;
работать в группе, приобретать коммуникативные навыки;
применять полученные знания, передавать и приобретать опыт передачи информации.
Учащиеся 3 класса разделены на группы. Ученики 4 класса делают сообщение. Рассказывают о работе сердца. Затем они распределяются по группам к ребятам 3 класса и выполняют вместе с ними практические задания.
Ход занятия
1. Приветствие.
Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Мы рады вас видеть на нашем занятии. Надеемся, что вам будет интересно, комфортно и у вас появится желание к дальнейшему сотрудничеству.
- Послушайте музыку. (Звучит вальс)
- Послушайте это (Ритм сердца)
-Что это?
-Почему звучали вальс и ритм (Вальс! Именно эта музыка по утверждению специалистов, больше всего напоминает ритм человеческого сердца.)
-А где у нас сердце? Приложите ладошки к груди, послушайте, как стучит оно.
- Сегодня мы поговорим о сердце. Ребята из четвертого класса поделятся с вами своими знаниями, находками.
2. Сообщение учеников 4 класса.
На уроках окружающего мира мы познакомились с кровеносной системой человека. Она состоит из сердца и кровеносных сосудов. Оказывается, сердце выполняет такую огромную работу! Нас заинтересовала эта тема, и мы стали собирать дополнительный материал. Мы открыли для себя столько удивительных фактов! Многие из них надо знать уже сейчас, поэтому мы хотим вместе с вами выяснить, почему надо беречь сердце.
Слайд
Учитель:
Ребята вы сейчас внимательно слушайте, отбирайте необходимую информацию, чтобы ответить на вопрос, который мы дадим каждой группе.
Сообщение детей:
Наше сердце полно загадок. Я очень удивился, когда узнал, что в нашей стране есть даже памятник сердцу! Это огромное сердце из красного гранита весом четыре тонны. Вот такой символ жизни украшает двор Института Сердца в городе Пермь.
А на самом деле сердце – это небольшая мышца весом около 300г. У мужчин сердце весит приблизительно -330г, у женщин – 253г Сожмите в руку кулак. Вот примерно такого размера ваше сердце. (Выглядит оно так - муляж)
Существование сердца было хорошо известно древним грекам, которые называли его Kardia, что отражается в словах «кардиолог» и «тахикардия».
Когда мы слушаем, как стучит сердце, мы кладем руку на левую сторону. Но сердце находится почти в самом центре грудной клетки. Вот здесь хорошо видно.(Муляж – Тема)
Однако, его верхняя часть смещена к левой стороне грудной клетки и при сокращениях ударяется о ребра. Поэтому сердечный ритм лучше всего определяется на левой стороне, как раз под грудью. (Муляж – Тема)
Сердце играет настолько важную роль в нашей жизни, что во всем мире решено было отмечать специальный «День сердца». Он отмечается 25 сентября. В этот день принято уделять особое внимание самому важному органу человека.
Сердце – это особая мышца, которая сокращается и расслабляется автоматически, без каких-либо усилий с нашей стороны. Сердце работает как насос, посылая кровь по всему организму.
Кровь, проходя по кровеносным сосудам, доставляет кислород, витамины, минеральные соли и питательные вещества всем, всем органам и тканям и забирает от них все отходы и углекислый газ. Сердце – огромный труженик. За сутки сердце взрослого человека сокращается свыше 100000 раз и перекачивает примерно 10 т крови. Кухонный кран должен быть включен на полную мощность в течение 45 лет для того, чтобы прокачать такое количество воды, которое прокачивает сердце за жизнь человека. Сердце - самый мощный мотор в мире. В течение жизни совершает от2 до 3 млрд. сокращений.
Длина кровеносных сосудов человека – почти 100 тысяч километров! Если расположить их на одной линии, то можно 2,5 раза опоясать земной шар по экватору. Несмотря на такую большую протяженность сосудов, сердце перекачивает кровь через весь организм меньше чем за минуту.
Прямо сейчас ваше сердце перекачивает кровь в каждую клеточку вашего тела. Положите правую руку на запястье, вы почувствуете толчок – сократилась сердечная мышца - вытолкнула кровь. Это пульс. И вот так работает сердце все время, день и ночь.
Практическая работа. Сколько ударов делает сердце в минуту в спокойном состоянии.
У детей пульс в спокойном состоянии 90 ударов в минуту, у взрослых 60-70.Обычно сердце женщины бьется быстрее сердца мужчины, в среднем у женщин происходит 78 ударов в минуту, у мужчин - 70.
Практическая работа. После физической нагрузки
- Что заметили?
Чем тяжелее нагрузка, тем больше крови сердце должно доставить мышце. Во время бега, физических упражнений сердце чаще сокращается и при каждом сокращении значительно больше выталкивает крови в сосуды. Сердце лучше работает, когда человек занимается спортом, физическим трудом, ведет здоровый образ жизни.
Ответы на вопросы:
1. Какие важные цифры мы узнали сегодня о сердце?
2 Что влияет на работу сердца.
3 Какую работу выполняет сердце?
Практическая работа. Теннисные мячи. Возьмите в руки теннисный мяч и сильно сожмите его, примерно так же тяжело сердцу перекачивать кровь. Поэтому сердцу нужно помочь.
- А как это сделать?
Чтобы сердце было здоровым и сильным, надо заботиться о нём, беречь его и развивать.
Для развития и укрепления сердца его надо упражнять — заставлять чаще и сильнее сокращаться. Для этого необходимо больше двигаться, гулять, заниматься физическим трудом, гимнастикой, спортом.
Хорошо развивает сердечную мышцу утренняя зарядка, так как заставляет её усиленно работать.
Очень полезно для развития и укрепления сердца купание и плавание.
Правильное питание и соблюдение режима дня помогает сохранить сердце здоровым.
Очень важна правильная осанка.
Ежедневная быстрая ходьба в течение30 минут позволяет существенно снизить сердечно-сосудистый риск.
Здоровый сон способствует правильной работе сердца. Результаты исследований показали, что люди, которые регулярно спят после обеда, на 37% реже страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Но надо остерегаться перегрузки сердечной мышцы. Никогда не следует бегать или работать до изнеможения — это приносит сердцу вред.
Слабое сердце неспособно доставить работающим мышцам необходимое количество крови. Человек с таким сердцем гораздо хуже переносит различные болезни.
Многим знакома картина: пожилой мужчина, прислонившись к стене, прижимает руку к груди, второй судорожно шарит по карманам. Что с ним?
К сожалению, сердце является одним и самых уязвимых органов человека. Сердечно-сосудистые заболевания занимают лидирующее положение среди всех остальных. К тому же, страдают ими достаточно молодые люди, увеличилась распространенность заболевания у детей. А по мнению специалистов, сердце имеет очень большой запас прочности и надежности, и люди вполне могли бы дожить до 150 лет.
Как вы думаете, почему так получается? (Вредные привычки, переутомление, стрессы, недосыпание)
-А если болит сердце, это влияет на другие органы?
Сердце и сосуды обеспечивают кровью все органы тела. При заболеваниях сердца страдает не только оно само, но и другие органы. Больному сердцу труднее перекачивать кровь по сосудам, и поэтому организм получает меньше нужных ему питательных веществ и кислорода. В последнее время заболевания сердца и сосудов заметно «помолодели». Такие заболевания, как артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца (стенокардия), ранняя форма атеросклероза и даже инфаркт миокарда, стали встречаться уже в школьном возрасте. За последние 5 лет распространенность сердечно-сосудистых заболеваний у детей увеличилась на 13%. Возросло число детей с врожденными заболеваниями сердца и сосудов
Все можно поправить, но утраченное здоровье не вернешь! Вот почему мы говорим о том, что сердце надо беречь с детства!
- Ребята, К какому специалисту будем обращаться, если болит сердце? (Выбрать на доске карточку)
Как вы думаете, к кардиологу нужно обращаться только когда болит сердце?
Лучше болезнь предотвратить. Помочь себе можем только мы сами. Профилактика – лучшее лечение. Давайте еще раз посмотрим, как это можно сделать. Сейчас каждая группа будет отбирать карточки.
Работа в группах
1 группа – продукты питания, полезные для сердца
2 группа – что нужно для нормальной работы сердца
3 группа – что вредно, мешает работе сердца
- Обсуждение. Обмен мнениями.
Подведение итогов. Обсуждение в группе ответа на вопрос: Почему нужно беречь сердце?
- Тема нашего занятия: Почему нужно беречь сердце? Вы сейчас это обсуждаете в группах и готовите ответ. Формулируем его коротко, одним предложением.
Дополнительно.
Есть такая пословица: Злое слово камнем на сердце падает. Как вы понимаете? (Собрать пословицу)
(Действительно, сердечно-сосудистая система активно реагирует на психическое и эмоциональное напряжение. Сильные эмоции вызывают учащение пульса, а также расширение или сужение кровеносных сосудов. Нередко эмоциональное напряжение приводит к спазмам сосудов головного мозга, что вызывает головокружение, тошноту, иногда рвоту, носовое кровотечение.)
- Слышали вы выражения: « У него большое сердце», « Доброе сердце», « Умное сердце» «Каменное сердце» , сказал «в сердцах»
Сердце с давних времен считалось не только мускулом, что качает кровь, а представлялось некоторым вместилищем любви, души, поэтических талантов. Говорят, что человек чувствует сердцем. Как это возможно?
Древние египтяне считали, что безымянный палец руки связан с сердцем специальным каналом. Именно из-за этого пошел обычай носить обручальное кольцо на безымянном пальце.
Мышца под названием «Сердце» стала мировым символом любви. (Вапентинки) Изобретение секундной стрелки обязано сердцу. Ее изобрел английский врач более 300 лет назад именно для того, чтобы приступить к исследованиям сердца. С незапямятных времен сердечные проблемы волнуют все человечество: Сколько сонетов, романов, стихов было посвящено этому прекрасному чувству – любви!
Итог занятия:
- Вам интересно было на занятии?
- Что узнали? Что хотите еще узнать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира 3 класс "Почему воду нужно беречь?"
Цель:1) дополнить представления детей о роли воды для человека.2) раскрыть основные факторы загрязнения воды.3)расширить общий кругозор детей4)формировать внимательное отношение к окружающ...
«Почему нужно беречь и охранять воду?»
Показать значение воды в жизни человека, раскрыть основные факторы ее загрязнения, познакомить с мерами охраны водоемов от загрязнения, воспитать бережное отношение к воде как бесценному дару природы....
«Почему нужно беречь и охранять воду?»
Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме "Почему нужно беречь и охранять воду?"...
Презентация по окружающему миру "Почему нужно беречь и охранять воду?" 2 класс
презентация "Почему нужно беречь и охранять воду"...
"Почему нужно беречь воду?"
Презентация для начальной школы...
Технологическая карта урока окружающего мира "Почему нужно беречь воду?" УМК "Школа России" (3 класс)
Тип урока: «открытия» нового знания Цель урока: формирование представления о причинах загрязнения воды; обобщение правил по сохранению чистой воды. Задачи урока Планируемые ...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Почему нужно беречь воду", УМК «Школа России», 3 класс.
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о причинах загрязнения воды; обобщение правил по сохранению чистой воды. Задачи урока:Ди...