Программа воспитательной работы на 2013-2014 уч. год
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме

Баскова Алла Николаевна

Программа воспитательной работы для 3-го класса. Будет полезна как педагогам, так и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospit_rab.docx67.33 КБ

Предварительный просмотр:

Увидеть мир в песчинке и рай в диком цветке, держать  бесконечность в ладонях и вместить вечность в один час.                                                                           Уильям Блейк.

 

 

            Воспитание  человека  всегда было сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных  лекарственных средств вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей)  делает процесс воспитания ещё более трудным. Если в начальной школе процесс воспитания осуществляется безразличными людьми, потери от такого воспитания невосполнимы.

            Учителю начальной школы, который одновременно преподает и воспитывает, необходимо обладать недюжинными воспитательными способностями. В психологической литературе способности классного руководителя определяют так:

- Способность правильно оценивать внутреннее состояние  другого человека, сочувствовать и сопереживать ему (способность к эмпатиции).

- Способность быть примером и образцом для  подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках.

- Способность вызвать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей.

- Способность приспосабливать воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка.

- Способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию.

 Способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.

- Способность вызывать к себе уважения со стороны воспитанника, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.

- И самое главное - способность к общению.

            Огромное значение для воспитателя имеют невербальные формы педагогического общения. Это значит,  что педагог должен развивать в себе следующие коммуникативные способности:

            - умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;

            - умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения;

            - умение  вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком;

            - умение создавать возможность для другого человека в проявлении своих интересов и чувств;

            - умение извлекать из общения максимум информации для себя.

            Особое сфера  проявления коммуникативных способностей педагога – это  умение педагога применять  поощрения и наказания с целью воспитательного воздействия на ученика. Если поощрения и наказания справедливы,  они стимулируют стремление воспитанника к успеху, достижениям.

 

 

Условия эффективного поощрения:

            - Педагог  осуществляет поощрения  систематически.

- Поощрение носит общий, а не индивидуальный характер.

- Поощрение не носит личной заинтересованности педагога в успехах ученика.

- Поощрение ориентирует воспитанника на сравнение своих результатов с  итогами работы других ребят и на конкуренцию с ними.

- Поощрение не соответствует затраченным усилиям ученика.

- Поощрение опирается  лишь на внешние стимулы: похвала, получение  награды.

- Поощрение обращает внимание учащегося на то, что его прогресс зависит от усилий, прилагаемых учителем или кем-либо ещё из посторонних людей.

- Поощрение  мешает  продвижению ребенка, отвлекая его, вводит новые задания ещё до того, как будет завершено предыдущее задание.

Педагог положительно  влияет на поведение детей, если находит возможность поощрить ребенка за самые маленькие положительные достижения и поступки и не  ищет повода наказать за допущенные им ошибки. Результативность  воспитательного взаимодействия педагога будет действенной только тогда, когда он будет соблюдать правила эффективного взаимодействия.

 

Правила эффективного взаимодействия:

Правило 1.  Воспитывая учащихся, необходимо делать то, что  говоришь. Младшие школьники очень сильно разочаровываются, если взрослый не выполняет то, что говорит, и перестают ему доверять, замыкаются. Они открыто  высказывают своё разочарование. Это часто приводит к конфликтным ситуациям в общении взрослого и детей.

Правило 2.  Учащиеся требуют от педагога  постановки четких целей и их практической реализации.

Правило 3.  Педагогу необходима постоянная обратная связь с учениками. Каждое достижение ребенка и поражение его на определенном этапе должны быть известны педагогу. Его анализ и оценка совместно с ребенком – основа обратной связи.

Правило 4.  С первых дней существования  детского коллектива в нем нужно запустить механизм успеха. Учащихся нужно научить  понимать разницу между их сегодняшними возможностями и  будущими целями, постоянно сокращая разрыв между ними. Чтобы «механизм успеха» действовал  эффективно, ученики должны обучаться  сравнению реалий текущего момента с поставленной ими целью. Классный руководитель  должен уметь определить  количество творческого напряжения для каждого ученика.

Правило 5. Педагог должен избегать резких суждений или устрашения, чтобы не манипулировать учениками.

Правило 6. Когда дети делают что-то неправильно или правильно,  им необходимо говорить прямо, и при этом остерегаться расточать похвалу.

Правило 7. Все воспитательные мероприятия должны быть направлены на развитие детской инициативы, вдохновения и позитивного мышления.

Правило 8. Педагог  должен  быть терпелив в воспитании учащихся, ведь ему, как и детям свойственны взлеты и падения, прогресс и регресс.

Правило 9.  Педагог не должен допускать высмеивания и саркастической констатации  неудачности ребенка. В его арсенале должен быть  юмор как средство снятия стресса и страха. Каждая встреча должна создавать светлую и радостную перспективу общения.

Правило 10. Педагог не вовлекает «Эго» ребенка в процесс познания. Искренне желая помочь своим учащимся достичь поставленных целей,  педагог избегает проводить параллель между  успеваемостью ученика и его личностными качествами.

Правило 11. Настоящий педагог старается, чтобы внеклассное мероприятие учило ребенка ставить вопросы. Это дает ученику возможность заниматься самоисследованием и делать свои самостоятельные открытия.

Правило 12. Педагог стимулирует самосовершенствование учащихся, ставит перед учащимися трудные задачи, не приукрашивает их достижения, щадя самооценку. Если педагог поступает иначе, тем самым подрывает самосознание, порождая посредственность.

Правило 13.  Педагог дает возможность своим учащимся  быть в роли учителя и воспитателя. Если учащиеся будут обучать других тому, чему научились сами, это  будет способствовать поднятию их знаний на более высокий  уровень.

Правило 14. Истинный педагог стимулирует игровое творчество. Игра дает простор воображению и стимулирует развитие интеллекта.

Правило 15. Истинный педагог любит своих учеников  не на словах, а на деле. Это проявляется в девизе: «Если не умею, учусь сам. Если умею, учу других, совершенствую себя».

 

Цели обучения и воспитания  школы следующие:

- Формирование здоровья ребенка и обучение его сохранению и совершенствованию своего психического и физического здоровья.

- Обучение учащихся чтению, счету, письму, речи в рамках школьных программ и совершенствование этих умений.

-  Развитие умения общаться и сотрудничать.

- Развитие общеучебных умений учащихся.

- Формирование и развитие предметных знаний и умений.

- Развитие и совершенствование  интеллектуальных умений.

- Развитие эмоциональной и волевой  сферы.

- Формирование положительной Я - концепции.

- Развитие мотивационно - потребностной сферы.

 

Качества, которые необходимо развивать у учащихся:

1. Интерес к самому себе.

2. Самопризнание себя как личности.

3. Управление самим собой.

4. Уважение чужого мнения.

5. Любознательность о вовлеченность в деятельность.

6. Эмоциональная устойчивость.

7. Мотивация действий  и поступков.

  

Функции классного руководителя в начальной школе.

 

1. Забота о развитии каждого  ребенка.

2. Помощь в решении возникающих проблем.

3. Организация разнообразной деятельности в  классе.

 

Круг функциональных обязанностей классного руководителя в начальной школе можно разделить на 5 групп.

 

I группа – Организация деятельности классного коллектива.

Обязанности учителя:

1. Изучение личных дел учащихся и ведение классного журнала.

2. Организация деятельности класса: распределение поручений в классе, организация работы  дежурных, работа с активом класса, делегирование в внутришколные объединения, организация внеклассных мероприятий.

3. Организация  дежурства по столовой и по школе.

4. Соблюдение санитарных норм  прикрепленного кабинета.

5. Забота о внешнем виде учащихся.

6. Организация питания учащихся.

7. Организация деятельности родительского комитета по созданию финансового  фонда класса.

 

II группа - Организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся.

            1. Систематический контроль за посещаемостью учащихся, анализ причин пропусков учащимися уроков.

2.  Организация помощи в учебе часто  болеющим учащимся,  организация посещения учащихся на дому, сообщение больным учащимся  домашних заданий.

3. Воспитание в учащихся класса чувства заботы о больных одноклассниках.

4. Создание обстановки, способствующей благоприятному освоению учащимися учебного материала.

5. Координация сотрудничества педагогов, работающих в классе.

6. Работа с дневниками  учащихся:  проверка дневников, выписывание отметок учащихся в дневник,  анализ дневниковых записей и контакт с родителями по поводу учебных результатов за неделю.

7. Создание условий для интеллектуального развития учащихся, их способностей и достижений, познавательных интересов и кругозора (кружки, факультативы,  олимпиады, конкурсы, марафоны, смотры, экскурсии, выставки, поездки и т.д.).

8. Развитие индивидуальных качеств личности  учащихся с помощью школьного психолога и социального педагога,  библиотекаря.

9. Изучение отношения  учащихся к чтению (сотрудничество с семьей, учителями-предметниками, изучение  отношения самого ученика к чтению, консультирование и помощь в выборе книг).

           

            III группа – Организация жизни класса во внеучебное  время.

            1. Создание здорового микроклимата в детском коллективе,  формирование положительных межличностных отношений, их регулирование и коррекция.

2.  Развитие у учащихся навыков общения, умения отвечать перед коллективом за порученное дело, помогать в выполнении дела, контроль за его исполнением.

3. Организация и проведение в соответствии с планом воспитательной работы творческих дел, классных часов, с привлечением всего класса и  отдельных учащихся.

4. Вовлечение  учащихся в созидательную деятельность, воспитание доброты и милосердия.

5. Организация просвещения учащихся по преодолению вредных привычек.

6. Охрана здоровья учащихся класса с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в  физкультурно-оздоровительную деятельность. Организация походов, спортландий, секций внутри школы и вне её.

7. Помощь в деятельности учащихся класса в различных детских общественных организациях.

8. Организация и проведение часов общения, информационных часов и тематических классных часов.

9. Изучение методической  литературы с целью поиска новых форм проведения внеклассных мероприятий и  определение  целесообразности и содержания каждого проводимого в классе внеклассного  мероприятия.

 

IV группа Изучение личности и коррекция в воспитании.

1. Привитие санитарно-гигиенических навыков и навыков бережного отношения к собственному  здоровью.

2. Привитие навыков работоспособности и воспитания ответственного отношения к трудовой деятельности.

3. Воспитание эстетической, нравственной культуры учащихся.

4. Воспитание гражданственности.

5. Изучение личности учащихся с помощью педагогической и психологической диагностики и организации коррекционной  работы с учащимися.

6. Работа с характеристикой класса и отдельных учащихся.

 

            V группа – Работа с родителями.

            1. Изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье.

2. Индивидуальная и групповая работа с родителями,  тематическое консультирование.

3. Проведение тематических родительских собраний (один раз в четверть).

4. Привлечение  родителей класса к ремонту школьных помещений и к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности.

5. Проведение совместных тренингов родительского взаимодействия в системе ученик-родитель.

6. Влияние на общение родителей с детьми.

7. Работа с родительским комитетом класса.

 

Принципы построения воспитательной работы.

 

1.Принцип открытости.

2. Принцип привлекательности будущего дела.

3. Принцип деятельности.

4. Принцип свободы участия.

5. Принцип обратной связи.

6. Принцип сотворочества.

7. Принцип успешности.

 

Приоритетные  направления воспитательной работы.

 

Направление I. «Здоровье»

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи  работы в направлении «Здоровье»:

- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования  собственного здоровья.

- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:

1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы, больницей поселка с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.

2. Сотрудничество с  родителями учащихся и учителем-предметником в рамках обозначенной проблемы.

3. Сотрудничество с психологической  службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.

4. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.

5. Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.

Приоритетные понятия  «Здоровье» в работе с классным коллективом:

            - психическое и физическое здоровье,

- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,

- культура сохранения собственного здоровья,

- ответственность за здоровье других людей,

- гармония души и тела, режим дня и здоровье,

- воля и её значение в сохранении здоровья,

- самовоспитание и саморегуляция и здоровье.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»:

спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы, между школами;

- встречи со  старшеклассниками,  активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, курсантами военных учебных заведений, спортсменами, семейными династиями, активно занимающимися спортом;

- походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;

- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные  журналы;

- беседы и дискуссии на различные темы;

- тематические консультации для родителей;

- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по  этой проблеме.

 

Сроки

Название

   Задачи мероприятия

  Форма проведения

Ответственный

Результат

Сентябрь

Эстафета посвященная началу учебного года

Выявить сильнейшие классы, сильнейших учеников в беге, пропоганди-

ровать ЗОЖ

Общешкольное спортивное мероприятие

Учитель физкультуры,

классный руководитель

 

Октябрь

Общешкольный кросс

Выявить сильнейшие команды-классы, про-

погандиро-

вать ЗОЖ

Общешкольное спортивное мероприятие

Учитель физкультуры,

классный руководитель

Ноябрь

Как помочь сохранить себе здоровье?

Заставить задуматься учеников о значении здоровья жизни человека

Круглый стол

Классный руководитель, родительский комитет

Декабрь

Эстафета с Дедом Морозом

Выявить сильнейшие команды, пропоганди-ровать ЗОЖ

Общешкольное спортивное мероприятие

Классный руководитель,

Учитель физкультуры,

Дед Мороз

Январь

Почему некоторые привычки называются вредными?

Дать знания об опасных зависимостях для здоровья человека

Беседа

Классный руководитель,

школьный врач

Февраль

Лыжный кросс

Пропаганда здорового образа жизни

Общешколь-

ное спортивное

мероприятие

Классный руководитель,

учитель физкультуры

 

Март

Умеем ли мы правильно питаться?

Пропаганда

здорового образа жизни

Беседа с приглашением школьного фельдшера

Классный руководитель, школьный фельдшер

 

Апрель

Береги органы чувств

Расширение знаний учащихся о важности здоровых органов чувств человека

Круглый стол

Классный руководитель, родители учащихся- мед. Работник

 

Май

Народные игры

Разучивание подвижных игр с детьми

Подвижные игры на спортивной площадке

Классный руководитель,

Учащиеся старших классов

 

 

Направление II. «Интеллект»

Цель:  оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои  интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи работы:

- Определить  круг реальных  учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.

- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

- Формировать  интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.

- Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Интеллект»:

1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы.

2. Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.

3. Организация и проведение внеклассных мероприятий,  позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.

4. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных  умений.

Основные понятия направления «Интеллект»:

- умственное развитие,

- способности,

- уровни интеллектуального развития,

- умственные способности,

- фантазии в жизни человека,

- способности к  творчеству,

- культура умственного труда.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Интеллект»:

- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;

- интеллектуальные игры внутри класса, пареллели, среди школ района, республики;

- интеллектуальные бои;

- спецкурсы для  интеллектуального развития.

 

Строки

Название

   Задачи мероприятия

  Форма

проведения

Ответственный

Результат

Сентябрь

В мире загадок

Развивать мышления, сообразитель-ность, речь.

Классный час

Классный руководитель

.

Октябрь

Турнир знатоков

Привитие интереса к энцикло-

педичес-ким знаниям, желание больше знать

Игра-соревнова-ние между

командами

Классный руководитель

Ноябрь

Олимпиады по русскому языку и математике среди 3-х классов.

Всероссийская игра «Русский медвежонок»

 

Выявление сильнейших по предметам для участия в районной интеллекту-альной игре

Конкурс

Классные руководители

3-х классов

Декабрь

Кконкурс «Я сам!»

 Интеллектуаль-ные игры среди младших школьников в  школе

Выявить

сильнейших

 Выявить сильнейших для участия в республикан-ском конкурсе

Конкурс

 

 

Конкурс

Классный руководитель

 

Классный руководитель

Январь

Игра  «Самый умный»

Выявить высокий интеллект

класса

Конкурс-игра

Классный руководитель

Февраль

Интеллектуальные игры среди младших школьников

Принять участие, показать хорошие результаты

Интеллек-туальная игра

Классный руководитель

 

Март

Международная конкурс-игра по математике «Кенгуру»

Принять участие, показать хорошие результаты

Конкурс- игра

Классный руководитель

 

Апрель

КВН

Проверить общее интеллекту-альное развитие учащихся

Игра между командами

Классный руководи-тель, родитель-

ский комитет

 

 

Направление III. «Общение»

Цель: передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного),  опыта поколений.

Задачи деятельности в направлении «Общение»:

1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.

2. Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик»,  «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».

3. Создавать в  детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.

4. Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Общение»:

- Изучение способности к общению каждого ученика  детском коллективе.

- На материале диагностики определение проблем в общении учащихся и организация коррекционной работы.

- Изучение исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и значения для последующих поколений.

- Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения.

- Обучение проявлению эмпатии, создания положительных ситуаций общения, формирование  умений  общаться, проявляя эмпатию и положительные  эмоции.

- Организация просвещения и  консультирования родителей по проблеме общения.

- Изучение положения  отдельных учащихся и всего класса в целом в детском коллективе.

- Обучение родителей активным формам общения с детьми с  использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.

Основные понятия направления «Общение»:

-эмоции и чувства,

- рефлексия,

-  эмпатия,

- сочувствие,

- сопереживание,

- умение  управлять собой,

-лидерство,

- изолированность,

-одиночество.

Форма работы классного руководителя  в направлении «Общение»:

- интерактивные игры;

- тематические классные часы;

- тренинг общения детей и родителей;

- самопрезентации и самопредставление;

-праздники, конкурсы, ролевые игры.

 

Сроки

Названия

  Задачи мероприятия

Форма проведения

Ответственный

Результат

Сентябрь

Мир моих интересов

Дать возможность учащимся рассказать о своих интересах, определиться дополнительным образованием

Час общения

Классный руководитель,

психолог

Октябрь

Беседа на тему: «Проти-вопожарная безопас-ность»

Повторить правила пожарной безопасности, участвовать в конкурсе поделок на данную тему

Творческая мастерская

Классный руководитель,

вожатый

Ноябрь

Фотографии моей Родины

Воспитание любви к Родине,

чувства гордости за Родину

Классный час

Классный руководитель

Декабрь

Творческая мастерская

Изготовление перекидного календаря на тему «Все работы хороши- выбирай на вкус»

Мастер-ская

Классный руководитель,

вожатые

Январь

Как вести себя в обществен-ных местах

Вспомнить правила поведения общественных местах

Классный час

Классный руководитель

Февраль

Беседа «Масленица широкая»

Знакомить с традициями и обычаями русского народа

Классный час

Классный руководитель

 

Март

Светлый день 8-ое Марта

Воспитание уважительного отношения к мамам, бабушкам, девочкам

Утренник

Классный руководитель, родительский комитет

 

Апрель

22 апреля –День Земли

Познакомить учащихся с проблемами окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии

Устный журнал

Классный руководитель

 

Май

Праздник    «Окончание года»  

Классный руководитель, родительский комитет

 

 

 

Направление IV. «Нравственность»

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:

1. Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.

2. Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Нравственность»:

Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

- Знакомство учащихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.

- Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Основные понятии направления «Нравтсвенность»:

- нравственный выбор,

- нравственная позиция,

- нравственное поведение,

- нравственные ценности,

- жизненные ценности,

- самоактуализация и самореализация.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Нравственность»:

- Тематические классные часы по нравственной тематике.

- Дискуссии по нравственной тематике.

- Шефская работа учащихся в детских домах, больницах, домах престарелых.

- Изучение нравственного наследия мира.

- Читательские конференции.

- Организация  циклов бесед  «Уроки нравственности».

-  Праздники, сюрпризы, конкурсы.

- Экскурсии, поездки, походы по боевым  местам.

- Изучение нравственного наследия своей страны.

- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.

 

Сроки

 

Названия

Задачи, мероприятия

Форма

проведения

Ответственный

Результат

Сентябрь

Урок мира, день Знаний, «С любовью к России»

Раскрыть смысл понятия «патриотизм»,

ознакомить символами и великими людьми

Классный час

Классный руководитель

Октябрь

Хлеб - всему голова

Углубить знания детей о появле-нии хлеба, воспитания уважения к хлебу, труженикам

сельского хозяйства  

Устный журнал

Классный руководительи

родители

Ноябрь

Все работы хороши- выбирай на вкус

Познакомить с профессиями, прививать любовь к труду, стремление вырасти полезными своему государству

Классный час

Классный руководитель и родительс-кий комитет

Декабрь

Конститу-ция- основной Закон государства

Дать знания об основном Законе государства

Беседа

Классный руководитель

Январь

 « Ваши права и обязанности, дети»

Ознакомить учащихся с основными правами и обязаннос-

тями школьника, способствовать формированию правовой культуры учащихся

Классный час

Классный руководитель,

родители.

Февраль

О дружбе, доброте и отзывчивос-ти

На материалах литературных произведений раскрыть значения дружбы, доброты, отзывчивости в жизни людей; развивать у детей чувство взаимопонима-ния, поддержки

Литератур-ный ринг

Классный руководитель

Март

В гостях у минуток.

Формирование сознания ценности времени, важности каждой минуты для полезного дела

Классный час

Классный руководитель

 

Май

Подвигу народа жить в веках

Расширять исторические знания детей, воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа

Классный  час

Классный руководитель и родители

 

 

 

Направление V. «Досуг»

Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в  реальных  жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

1. Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.

2.Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.

3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

4.  Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений учащихся и  становление этических понятий.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Досуг»:

- Изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий.

- Просвещение и консультация в выборе кружков, клубов, секций.

- Представление учащимся права выбора формы участия в досуговой деятельности.

- Изучение отношения учащихся класса к участию в досуговой деятельности и результативности участия в различных внеклассных мероприятиях.

- Предоставление  родителям учащихся класса необходимой  информации об участии учеников в жизни классного коллектива,  демонстрация достижений учащихся.

- Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни классного коллектива и жизни  школы.

Формы работы классного руководителя с классным коллективом в направлении «Досуг»:

- празднование памятных дат в жизни  учащихся;

- празднование памятных дат календаря;

- посещение театров, музеев, выставок,

- театрализованные представления;

-  фестивали, презентации;

- литературные  балы, конкурсы талантов;

- дискотеки, танцевальные вечера.

 

 

Сроки

Названия

Задачи мероприятия

Форма

Ответственный

Результат

Сентябрь

Как стать звездой?

Дать возможность учащимся класса проявить сой талан и способности.

Развивать положительные эмоции

Праздник

Родительский комитет, классный руководитель

Октябрь

Осенний бал

Воспитать интерес к природе, любовь к сельхозтруду.

Поздравить именинников

Праздник

Классный руководитель,

родительский комитет, классный актив

Декабрь

Бал-маскарад

Поздравить с наступающим Новым годом, подвести итоги уходящего года

Праздник

Классный руководитель,

родительский комитет, вожатые

 

Январь

Выпуск стенной газеты

 

Выпустить газету  

Творческая мастерская

Классный руководитель,

родительский комитет

Февраль

КВН для мальчиков «Защитники

Отечества»

Формировать чувство патриотизма, любви к Родине, воспитывать у мальчиков стремление стать сильными, отважными, ловкими

Конкурс

КВН

Классный руководитель,

родительский комитет

 

Март

Пасха - главный христианский праздник

Привить чувства уважения к русским праздникам, старинным обычаям

Беседа

Классный руководитель

 

Апрель

Школа вежливых наук

Познакомить детей с хорошими манерами и правилами поведения, воспитывать уважение к окружающим людям, развивать у детей чувства такта

Классный час

Классный руководитель

 

Май

Экскурсия по городу

Воспитание любви к городу, к родному краю

 Экскурсия

Классный руководитель

 

 

Направление 6. «Семья»

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

1. Организация и совместное проведение досуга  детей родителей.

2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

3. Создание  условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов,  детей и родителей.

4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Основные моменты деятельности классного руководителя:

- Изучение семей учащихся, ситуации развития  ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций  семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.

- Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.

- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и  благополучия ребенка.

- Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.

Основные понятия направления  «Семья»:

- семья,

- уклад жизни и традиции семей,

- родительский дом,

- родословная,

- семейные корни,

- авторитет отца и матери,

- духовное  общение в семье,

-  братья и сестры в семье и их взаимоотношения,

- младшие и старшие дети,

- традиции отношения к старшим в семье,

- положение ребенка в семье.

Формы деятельности классного руководителя в направлении «Семья»:

- Тематические классные часы.

- Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.

- Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября,  День Учителя,  День рождения школы, школьные юбилеи).

- Походы выходного дня, экскурсии, викторины.

- Дни творчества, дни открытых  дверей.

- Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.

-    Читательские конференции  по проблемам семьи.

 

Планирование работы с родителями 3 класса

 

 

      Месяц

Родительские собрания

Тематические

консультации

Индивидуальные

консультации

Совместные дела с классом

Сентябрь

Особенности обучения учащихся

3-х классов

 

 

Поход в театр совместно с родителями

Октябрь

 

Встреча родителей и учащихся, имеющих затруднения в учебе с учителем

Эмоциональные проблемы учащихся (консультации для родителей)

 

Ноябрь

Заседание родительского комитета (по плану)

 

 

Экскурсия в осенний лес

Декабрь

Мой ребенок становится взрослым.

Встреча со школьным врачом.

 

 

Праздничная встреча Нового года

Январь

 

Консультация соц.педагога для родителей

Консультация психолога (по запросам родителей)

 

Февраль

Заседание родительского комитета (по плану)

 

 

Совместный праздник - спортландия

Март

Волевые качества ребенка: как их развивать?

 

 

Праздник мам

Апрель

Дни открытых дверей в классе

Май

Праздник «Окончание Года»

 

Консультации

Совместный праздник с родителями.

 

 

Программа

воспитательной работы в 1 – 4 классах

 

         Задача педагога – помочь детям как можно  быстрее адаптироваться к учебной деятельности в школе и дома, научить их учиться, не тратя  лишних усилий, быть внимательными, усидчивыми.

 

 

Познавательное развитие учащихся  1 – 4 классов

 

         В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь), которые начали формироваться у ребенка в младший дошкольный период. С поступлением в школу  потребность в их развитии резко возрастает. Основные виды деятельности, которыми занят ребенок: учение, общение, игра и труд.

            У многих детей в этот период появляются дополнительные обязанности по дому, и  это помогает им быстрее перестроиться на новую систему отношений. Важно, чтобы в домашней трудовой деятельности школьника находили отражение и применялись те знания и умения, которые он приобретает в школе.

В этом возрасте изменяются детские игры, они приобретают более совершенные формы, становятся развивающими.

Коллективные формы работы, стимулирующие общение, в младшем школьном возрасте наиболее полезные для общего развития  и должны быть обязательными для детей.

У первоклассников и отчасти у второклассников доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное  мышление. Ученики третьих-четвертых классов в большей степени опираются на словесно-логическое и образное мышление, причем одинаково успешно решают задачи во всех планах: практически, образном, и словесно-логическом (вербальном).

            Первоклассники       и значительная часть учащихся вторых классов ещё не способны к полноценной саморегуляции, в то время как дети, обучающиеся в третьих, четвертых классах,  вполне в состоянии управлять собой и внешне – своим поведением, и внутренне – своими психическими процессами и чувствами.

            В 1 – 4 классах ведущей для ребенка становится учебная деятельность.

            Самооценка у ребенка непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослыми ребенку и его успехам в различных сферах деятельности. У младших школьников, в отличие от дошкольников, уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

        Важным моментом являются сознательная постановка многими детьми  цели достижения успеха и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку реализовать её. Сознательный контроль собственных действий в младшем школьном возрасте достигает такого уровня, когда дети уже могут управлять своим поведением, исходя из принятого решения, намерения, поставленной долгосрочной цели. Особенно отчетливо это проявляется, когда дети играют или делают что-то своими руками.

        

                              Воспитание в играх

 

            Для учащихся 1 – 4 классов игровая деятельность остается одним из главных видов деятельности. Как и в дошкольном возрасте, игра в этот период служит средством формирования и развития  у ребенка многих полезных личностных качеств. Она выступает как переходный момент к включению ребенка в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, общение и труд.

Игры детей дома и в школе можно использовать для практического определения уровня личностного развития, достигнутого ребенком.

 

 

Психодиагностика

 

Психодиагностической оценке в 1 – 4 классах подлежат:

- общая ориентация детей в окружающем мире;

- отношение ребенка к обучению в школе;

- внимание;

- память;

- мышление;

- речь;

- художественно-изобразительные способности;

- трудовые умения и навыки;

- мотивация  достижения успеха;

- личностные качества;

- межличностные отношения.

 

Результаты  реализации плана воспитательной работы

и  самоанализ  его исполнения за 2012– 2013 учебный год

 

Учитывая  особую значимость личности учителя в жизни младшего школьника, я старалась постоянно совершенствоваться в работе, а отношения с детьми старалась строить на принципе, вынесенном В.А. Сухомлинским в названии одной из книг – «Сердце отдаю детям», не оставляла ни одного ребенка, обойденного вниманием.

Учитывала анатомо-физиологические особенности детей и не перегружала их учебными заданиями, следила за осанкой и посадкой, не заставляла много писать, чтобы не «сорвать» руку.

В учебном процессе особое внимание уделяла развитию психических процессов – расширяла сенсорную основу психики (давала больше занятий рисованием, лепкой, музыкой, пением, танцами), учила наблюдать, сравнивать и анализировать различные предметы и явления, обучала мыслительным операциям и усвоению понятий, исходя  из возрастных особенностей мышления, старалась давать больше простора фантазии, поощрять творчество. Стимулировала самостоятельность, инициативу, активность, учила ориентироваться в выборе целей и путей достижения, преодолевать трудности, доводить дело до конца, проверять и оценивать свои действия, поручала  детям проверять работы друг друга.

Не старалась захваливать тех, у кого высокие результаты в учении, поддерживала и подбадривала тех, кого преследуют неудачи. Одобряла хорошие поступки по отношению к другим детям и взрослым, не оставляла без внимания грубость, эгоизм, жадность, злорадство и т.п. Строила отношения между детьми на основе доброты, гуманности, сочувствия и соучастия.

 Взаимоотношения между детьми в классе были доброжелательные. Большинство учащихся после школьных занятий занималось в секциях, кружках, музыкальной и художественной школах. Внутри класса всем детям были распределены поручения. Свои поручения учащиеся выполняли добросовестно. К учебе относились с интересом, на уроках  работали  активно, старались быть самостоятельными.

В школьных мероприятиях класс участвовал с огромным желанием и интересом.

Родители учащихся  всячески старались помогать школе и поддерживать своих детей в учебной деятельности.

 

Воспитательные задачи на

2013- 2014 уч. год

 

            1. Сохранение психофизического здоровья детей посредством  создания условий для комфортного  пребывания каждого ученика в школьном коллективе.

            2. Поддержка детей с трудной ситуацией развития из социально неблагополучных семей.

            3. Содействие развитию духовно-нравственного потенциала личности каждого школьника, воспитание чувства сопричастности к событиям окружающей действительности и умение сопереживать и сочувствовать другим.

            4. Продолжить работу с детьми из группы риска.

           

Основные направления воспитательной работы

 

I. Здоровье – защита, сохранение и укрепление физического и психического здоровья ученика.

                        1.  Сотрудничество с медицинским персоналом школы.

                        2. Консультации для родителей учащихся и учителей.

                        3. Организация просветительской работы с учащимися.

                        4. Воспитание позитивного отношения учащихся к урокам                     физической культуры и занятиям спортом.

 

II. Нравственность -  воспитание у учащихся уважительного отношения к себе и к другим людям.

1.        Воспитание интереса ученика к самому себе, развитие таких качеств, как самопризнание себя как личности, управление самим собой, уважение чужого мнения, любознательность и вовлеченность в деятельность.

2.        Воспитание волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.

 

III. Досуг -  развитие инициативы, самостоятельности, ответственности

школьников.

1.            Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной сфере.

2.            Консультативная помощь школьникам при выборе ими кружков, секций.

3.            Организация различных форм (в первую очередь интерактивных) внеклассной работы.

4.            Представление достижений, результатов, способностей учащихся родителям, педагогам, сверстникам.

 

IV. Семья – просвещение семьи и  сотрудничества с родителями.

1.      Изучение семей учащихся.

2.      Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему  родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и собеседований.

3.      Совместное проведение досуга.

 

V. Интеллект -  развитие интеллектуальных умений учащихся класса.

1. Изучение  особенностей учебной деятельности класса в целом и возможностей каждого ученика в частности с последующей коррекцией.

2. На основе диагностики интеллектуальных умений учащихся определить приемы,  формы индивидуальной работы с учащимися на  уроке и во внеурочное время.

3. Изучать и влиять на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения.

4. Организовывать просветительскую и консультативную помощь семье в данном направлении.

 

            VI. Общение -  передача детям опыта социального общения.

1.       Изучение положения каждого ребенка в коллективе и его проблем в общении со сверстниками.

2.       Создание в классе положительной эмоциональной  атмосферы общения.

3.       Организация просвещения и консультирование родителей по данной проблеме

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы на 2013-2014 учебный год. 2-3 классы.

План содержит не только планируемые мероприятия, но и социальный паспорт, работу с родителями....

план - сетка воспитательной работы на 2013-2014 учебный год

план воспитательной работы для 1 класса...

План воспитательной работы на 2013-2014 уч. год. 2 класс

Содержит нормативные основы, анализ работы за предыдущий год, характеристику, социальный паспорт класса, работу с родителями....

План воспитательной работы на 2013-2014 учебный год

план воспитательной работы класса на весь учебный год...

План воспитательной работы на 2013-2014 учебный год(3 класс) в соответствии с ФГОС

Календарно-тематический план работы на 2013-2014 учебный год (3 класс) в соответствии с ФГОС....

План воспитательной работы на 2013-2014 учебный год

План работы по развитию индивидуальности учащихся 4 «А» класса МБОУ СОШ №4 города Ногинска на 2013 – 2014 учебный год.Цель:воспитание и развитие свободной жизнелюбивой талантливой духо...