Классный час "Алтайский Артек"
классный час (3 класс) на тему
В данном материале рассказывается о том, как был эвакуирован на Алтай во время войны пионерский лагерь "Артек". Рассказывается о том как ехали до г. Белокурихи, о том как жили и работали артековцы, как не забыли все замечательные традиции жизни в лагере. Рекомендовано использовать для воспитательной работы с учащимися 2 - 4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_cha1.docx | 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
Тема «Алтайский Артек»
Цель расширить знания учащихся о ВОВ, познакомить с проектом «Алтайский Артек»;
воспитывать патриотические чувства; прививать любовь к чтению и изучению истории родной страны.
Ведущий: 22 июня 1941 года войска нацистской Германии и её союзников напали на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Вожатые и сотрудники Артека ушли на фронт, пионеры были вынуждены возвращаться домой. Но уехать могли не все - родные города и сёла многих артековцев уже были оккупированы врагом, находились в зоне боевых действий. А линия фронта приближалась к Крыму... Было принято решение эвакуировать оставшихся ребят вместе с несколькими вожатыми в Москву. Здесь, в подмосковном санатории Мцыри к артековцам присоединились ребята, которых война застигла по дороге в Артек.
В середине июля 1941 года 300 пионеров вместе с вожатыми и новым начальником Лагеря Г.Г.Ястребовым выехали из Подмосковья. Так начиналась не только самая длинная, но и самая необычная смена Артека. Половина её прошла в дороге поезда, парохода, автомашины; половина - в разных городах и посёлках Советского Союза. Везде Артек встречал заботу и получал поддержку несмотря на трудности военного времени. Но и артековцы не оставались в стороне от общего труда советского народа. Везде, где останавливался Лагерь, все - и старшие и малыши принимались за дело. Полевые и строительные работы, концерты в госпиталях и уход за ранеными, сбор средств на нужды фронта. Кроме этого пионеры полностью обеспечивали все бытовые нужды Лагеря. Немало артековцев прямо из Лагеря были призваны в армию, ушли на фронт или в военные училища.
Артековские традиции тоже не были забыты. Флаг Артека поднимался на берегах Волги, Дона, Белокурихи; артековские песни слышали жители Москвы, Сталинграда, Казани; а легендарную артековскую дружбу ребята пронесли не только по дорогам эвакуации, но и через десятилетия послевоенной жизни. Некоторые из них прошли всю дорогу Военного Артека - из Крыма до алтайской Белокурихи, некоторые - только часть (по дороге ребят забирали родители, часть прибалтийских пионеров была направлена в национальные детские дома), много ребят влились в ряды артековцев уже на Алтае (с 1943-го года Лагерь начал принимать на отдых сибирских школьников). Но все они стали одной семьёй - Артековцев военного времени.
Этот период истории Артека, прочно связанный с историей нашей страны и всех ребят и взрослых, ставших ему причастными, принято называть Алтайским Артеком.
Алтайский Артек — особое образование, ядро которого составляли артековцы, эвакуированные из Крыма в июне 1941 г. в связи с началом Великой Отечественной войны.
В начале войны никто не думал, что она будет столь длительной. Никто не мог представить себе, что Крым и Артек будут оккупированы. Но детей из Артека решено было отправить по домам, так как был велик риск налётов и бомбёжек — Севастополь уже бомбили, а от него до Артека рукой подать.
Фактически Артек должен был закрыться до окончания войны. Вся жизнь его в это время разительно изменилась, оказалась подчинена законам военного времени. Ведь Артек — пограничная зона. Вместо привычной белой формы детям раздали одежду защитного цвета, учили их прятаться по сигналам тревоги в отрытых рядом с корпусами щелях. Они дежурили со взрослыми в лагере, на Аю-Даге с пограничниками. В эти дни было не до песен.
И каждый день из Артека в свои родные города группами уезжали дети. Многие из них приехали в Артек лишь накануне войны. И встреча с Артеком оказалась для них мимолётным событием жизни. Намеченное на 22 июня открытие смены в «Суук-Су», так и не состоялось. Другим повезло больше — в Нижнем и Верхнем лагерях смена открылась в первых числах июня, и дети успели провести в Артеке около двух счастливых мирных недель.
Но к концу первой недели войны выяснилось, что невозможно отправить по домам довольно большую группу детей (больше 200 человек), приехавших из Прибалтики и приграничных областей Украины, Молдавии и Белоруссии. Там уже шла война. И тогда было решено эвакуировать всю эту группу в безопасное (как тогда считалось) место — под Москву, — организовав своеобразный лагерь.
Это неожиданное обстоятельство и определило Артеку — жить! Группе детей придали несколько артековских вожатых. Начальником группы был назначен директор Верхнего лагеря Гурий Григорьевич Ястребов, его жена работала врачом и стала медиком группы. В таком составе группа оставшихся в Артеке детей выехала в эвакуацию.
Эвакуированные дети жили по артековским законам. Сперва под Москвой в санатории «Мцыри», а потом, когда фронт начал приближаться к Москве, они были эвакуированы на Дон в станицу Нижне-Чирскую, а оттуда в Сталинград. Они давали концерты в военных госпиталях, работали в колхозах на уборке богатого в том году урожая, участвовали в строительстве овощехранилищ.
Малоизвестный исторический факт. Уже в пути к ним присоединилась группа детей из Латвии, направленная в Артек перед самой войной, и не доехавшая до него из-за начала войны.
Но война докатилась и до Сталинграда. Фронт был совсем рядом. Они пережили все ужасы прифронтовой жизни налёты, бомбёжки, опасность оказаться на оккупированной территории…
Летом 1942 г. из-под Сталинграда, из санатория «Серебряные пруды» от самого фронта их едва успевают вывезти в глубокий тыл, на Алтай в курортный посёлок Белокуриха. После полутора лет жизни в прифронтовых районах, после нескольких эвакуаций, изнурительных военных дорог 11 сентября 1942 г. артековцы, наконец, обрели второй дом. Здесь, на Алтае Артек официально возобновил свою работу.
Судьба хранила артековцев. Несмотря на все тяготы войны, выехавшая из Артека группа не потеряла ни одного человека. В Белокурихе их окружили заботой и вниманием местные жители. Артековцы пошли в школу, начали жить обычной мирной жизнью. Они давали концерты в посёлках и местном санатории, работали на ферме, в колхозах, на лесозаготовках. Заработанные и вырученные за концерты деньги артековцы перечисляли в фонд обороны, за что даже получили благодарность Верховного главнокомандующего.
Но самым потрясающим было то, что с марта 1943 г. Алтайский Артек возобновил работу в режиме смен. Сюда начали приезжать на отдых дети с Урала, Западной и Восточной Сибири.
Артек жил полноценной жизнью, сохранив все свои довоенные традиции! При этом песня, музыка играли в его жизни очень большую роль.
В лагере была прекрасная самодеятельность. Были чтецы, танцоры, любители сценического искусства и, конечно, музыканты и певцы. Почти все артековцы пели в хоре. Руководила хором преподаватель музыки, эвакуированная из Ленинграда Ирина Тхоржевская. Она же занималась музыкой с детьми, которые раньше учились в музыкальной школе. И она же проводила со всеми интересные беседы о музыке, композиторах и их произведениях. При этом, рассказывая, например, об опере, была способна почти всю её сыграть на фортепиано и спеть. .
И, может быть, именно опыт военного Алтайского Артека дал толчок к возрождению Артека в Крыму почти сразу после его освобождения. На своём историческом месте Артек возобновил работу в августе 1944 г. — всего через четыре месяца после освобождения и за девять месяцев до Победы!
Алтайский Артек был закрыт лишь в феврале 1945 г., когда последние дети нашли своих родственников и были отправлены по домам. Вся документация была передана на хранение в Артек.
В краеведческом музее им. В. А. Бианки и музее АГАО им. В.М. Шукшина собраны материалы по теме.
В книге А.И. Власова Как одолели войну (Барнаул 2005) есть такие цифры Уже после войны, мы узнали о том, что на Алтай переехало 46 детских домов и около 40 детских садов. Представьте себе почти 12 тысяч детей потеряли окружавший их мир, оказались вдали от дома и семьи, еще не осознавая, что происходит!
Алтай принял несколько тысяч учащихся из системы трудовых резервов. В Смоленский район через Бийск перевозили Всесоюзный пионерский лагерь «Артек»; его разместили в Белокурихе, и он находился там до января 1945 года. Только из блокадного Ленинграда прибыло около 5 тысяч детей. Это беспощадно рвал и метал человеческие судьбы ураган войны, это был настоящий людской водоворот. На алтайской земле, несмотря ни на какие трудности и кутерьму, было организовано 6 приемников-распределителей и 5 лечебных детских домов.
Это не имело официального названия Алтайский Артек, но в судьбах детей, эвакуированных из Артека и детей, привезённых в край из разных территорий страны, много общего.
И ещё цитата из книги А. И. Власова Бийск напоминал в то время (речь идёт о 1943 г. - уточнение моё,П.Т.В.)огромный лазарет в 15 военных госпиталях, размещенных в самых лучших зданиях, одновременно лечились 5300 человек. В первые годы войны раненых везли на Алтай действительно тысячами. По их же рассказам, молодые и плохо обученные бойцы чаще всего гибли в первом же бою, а кто поопытнее , хоть и оставались наудачу в живых, но возвращались в тыл побитыми и покалеченными. Раненые прибывали и прибывали, их количество было так велико, что пришлось развертывать госпитали даже на селе — на станции Зональное, в Соколово и два в Троицке. Госпиталь и воинская часть располагались в городе до средины 1990-х.
– С приездом артековцев село Белокуриха ожило, – вспоминает ветеран труда Е.В. Зырянова. – ребята часто выступали перед населением с концертами, которые пользовались неизменным успехом. Этих детей любили все, их старались обогреть, подкормить, приласкать. Это были наши общие дети той горькой поры. Лагерь постоянно жил четко организованной жизнью, и направлял ее начальник военного «Артека» Гурий Григорьевич Ястребов.
Труд был основой воспитательной работы. «Все ребята были объединены в рабочие бригады. Старшие работали на лесозаготовках, младшие в подсобном хозяйстве, на конном дворе, на кухне, в столовой – на полном самообслуживании. Сейчас диву даешься, как только управлялись со всем, что им поручалось», – писал в своих воспоминаниях Г.Г. Ястребов.КРАСНОРЕЧИВЫЙ ФАКТ
Артековцы заработали и перечислили в фонд Красной Армии 117 тысяч рублей. На эти деньги был был выпущен танк.
Дети 11 национальностей жили в Белокурихе единой семьей. И эту братскую дружбу пронесли в сердцах через всю жизнь.
Итог - Ребята, что нового узнали?
- Что больше всего поразило, удивило?
- Как жили артековцы в Белокурихе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"
Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм) (на правой половине доски)Ход ...
Районный конкурс «Самый «классный» классный руководитель» Классный час на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны».
Классный час на районный конкурс...
Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"
Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....
"Артек"-мечта любого пионера.
Большую роль в становлении личности играет школа, общественноственные организации. Детскому движению долгое время не придавали должного значения, хотя именно оно воспитывает в детях, подростках те кач...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де
Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...
Игра по станциям "Загадки Артека"
Актуальность игры по станциям "Загадки Артека" заключается в том, что в неформальной обстановке можно проверить не только знания и умения ребят, но выявить уровень сплочённости десткого колл...