"Артек"-мечта любого пионера.
проект (2 класс) на тему
Большую роль в становлении личности играет школа, общественноственные организации. Детскому движению долгое время не придавали должного значения, хотя именно оно воспитывает в детях, подростках те качества, которые будут востребованы во взрослой жизни. Поэтому большой интерес вызвала не только пионерская организация, но и "Артек", как неотъемлемая часть пионерского движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artek_-_mechta_lyubogo_pionera.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
«Я, Марина Мельникова, вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину. Жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия. Свято соблюдать Законы Пионерии Советского Союза».
Это клятва, которую давали юные пионеры. Нам стало интересно, кого называли пионерами, чем они занимались, как работали и отдыхали.
В настоящее время широко обсуждается вопрос о детских и юношеских движениях. Наше правительство во главе с президентом заботятся о здоровье детей их интересах и увлечениях. Образуется много клубов, спортивных площадок. Ребята сами проявляют большую активность и желание узнавать новое, помогать и заботится о других. В последние годы были созданы детские военно - патриотические организации, волонтёрские движения, экологические организации, скаутское движения и много других..
Большую роль в становлении личности играет школа, общественность, организации. Детскому движению долгое время не придавали должного значения, хотя именно оно воспитывает в детях, подростках те качества, которые будут востребованы во взрослой жизни. Поэтому большой интерес вызвала не только пионерская организация, но и «Артек», как неотъемлемая часть пионерского движения.
Тема нашей исследовательской работы: «Артек»- мечта любого пионера.
Цели нашего исследования:
- знакомство с историей создания лагеря «Артек».
- изучение истории пионерского движения, а также нахождение ответов на волнующие меня вопросы: «Чем же занимались ребята, когда были такого же возраста, что и я?», «Кто такие пионеры и как развивалась пионерская организация?».
Данные цели достигаются решением следующих задач:
- изучить информацию об истории пионерской организации и международного лагеря «Артек»;
- встретиться с бывшими артековцами и вожатыми;
- обобщить и систематизировать собранный материал, применять его в выставках и выступлениях;
Объект исследования: история пионерского движения.
Предмет исследования: роль «Артека» в пионерском движении.
В процессе работы были использованы методы исследования:
изучение фотографий бывших артековцев, интервью, беседа, наблюдение, поиск информации в архивах школьного музея «Моя малая Родина».
Гипотеза исследования. Возможно, если мы будем знать историю пионерского движения, будем придерживаться активной гражданской позиции, то наше общество будет духовно и нравственно богато.
I.
В Советском Союзе, так раньше называлась наша страна, об «Артеке» знал каждый ребёнок. Все пионеры мечтали там побывать, не меньше, чем слетать в космос. «Артек» был главной мечтой ребят нашей страны, самым лучшим местом на Земле, куда брали самых активных и лучших пионеров. Были годы, когда все ребята в нашей стране были объединены в одну большую детскую организацию. И называлась она Всесоюзная пионерская организация. В наше время дату рождения пионерии почти никто не помнит, а зря. Не нужно забывать, что через пионерскую организацию прошло много людей ныне живущих в России.
Первый пионерский отряд в Москве на Красной Пресне организовал Михаил Стремяков и назвал его «Юный пионер». В городах и сёлах по всей стране стали возникать пионерские отряды. 19 мая 1922 года было принято решение об основании пионерской организации. В этом году исполняется 95 лет пионерии. Слово «пионер» означает «первый», «первооткрыватель».
В пионеры принимали детей с 3-4 класса. Отличники и активисты в первую очередь становились пионерами. Очень почётно было быть пионером. Перед тем как вступить в пионеры, ребята давали торжественное обещание.
«Я (Имя, Фамилия) вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину. Жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия. Свято соблюдать Законы Пионерии Советского Союза».
Закон пионеров должны были знать наизусть все пионеры.
Важными пионерскими атрибутами являются пионерское знамя, отрядный флаг, горн и барабан.
Пионерская форма в простые дни совпадала со школьной формой, которая дополнялась красным галстуком и пионерским значком.
Галстук – это треугольник из красной ткани, который завязывался особым узлом.
Салют - приветствие пионеров. Поднятая чуть выше головы рука демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше своих.
Пионерские отряды принимали участие в субботниках, собирали макулатуру, металлолом.
Пионеры и война.
Во время Великой Отечественной войны было создано тимуровское движение. В обязанности членов данного движения входило:
- Помогать семьям фронтовиков
- Собирать лекарственные растения
- Собирать металлолом
- Собирать средства на технику для фронта
- Дежурить в больницах и домах для инвалидов
- Участвовать в сборе урожая
- Показывать номера художественной самодеятельности для солдат и гражданского населения.
Создателем данного направления пионерской деятельности был Аркадий Петрович Гайдар – известный писатель.
Книги Гайдара воспитывали в детях и подростках патриотизм и готовность жертвовать своими интересами ради Родины.
За проявленное мужество и героизм в борьбе с фашистами, пионеры Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова удостоены звания Героя Советского Союза, тысячи пионеров награждены орденами и медалями.
Эти дети познали тяжелые невзгоды недетских испытаний, беды и горести, которые принесла война, но они не сломались под этой тяжестью, а только стали сильнее духом, мужественнее и выносливей.
Несколько слов об этих героях:
Валя Котик со своими друзьями стал бороться с фашистами. Дети собирали на поле боя оружие, которое потом партизаны переправляли в отряд. Следил за вражескими постами. На его счету- шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.
Марат Казей. Мама Марата была схвачена фашистами и повешена за связь с партизанами. Мальчик присоединился к партизанам. Героически сражался с врагом, и когда у него осталась только одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их и себя.
Зина Портнова тоже участвовала в операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку. В декабре 1943 года совсем еще юная Зина Портнова была жестоко замучена фашистами, но до последнего вздоха оставалась преданной своей Родине. Враг не смог сломить ее патриотичный дух.
Леня Голиков. Был в его жизни случай, когда мальчик в одиночку вел бой с фашистским генералом. Граната, которую бросил Леня, подбила машину врага.
Из нее выбрался гитлеровец. Леня упорно и бесстрашно преследовал врага и, вскоре, убил его. В портфеле, у убитого генерала были очень важные документы.
Смелыми, отважными, преданными, настоящими патриотами своей Родины были пионеры всей страны. Пионерские дела – это учится дружить, быть сплочёнными и миролюбивыми. Этому они учились в школе, домах и дворцах пионеров. Издавалась газета «Пионерская правда».
С пионерским движением были связаны пионерские лагеря - места отдыха детей. Самые известные пионерские лагеря обычно располагались на морском побережье – это всесоюзные: «Артек» (Крым) и «Океан» (Дальний Восток).
II. История «Артека»
В Артеке находится памятник замечательному человеку - Зиновию Петровичу Соловьеву. Внимательно, улыбаясь, всматривается он вдаль, глядя на легкие ажурные строения, аллеи благоухающих растений, сверкающую морскую гладь. Будто слышит он барабанщика и звуки горна, пионерские марши и песни.…Видит свою мечту, ставшую явью: удивительную детскую здравницу на солнечном берегу Черного моря.
Однажды врачу и политическому деятелю Зиновию Петровичу Соловьеву пришла идея создать лагерь-санаторий в Крыму для детей. И вот вскоре у самого моря под горой Аюдаг (Медведь-гора) была расчищена площадка для первых палаток.
16 июня 1925 года стали приезжать первые ребятишки. На берегу моря поставили несколько брезентовых палаток, освещались они керосиновыми лампами. Была небольшая кухня, дощатые столы и скамейки в столовой. В полдень над «Артеком» взвился красный флаг. Ребят поприветствовали и накормили обедом, а вечером над пионерским костром зазвучали слова песни «Взвейтесь кострами, синие ночи, мы пионеры, дети рабочих!..»
Время, проведенное в «Артеке», учило ребят бороться с несправедливостью, уважать героев своей страны, быть добрыми к людям, трудиться и отлично учиться.
Уже весной 1928 года в «Артеке» появились домики, в палатки провели электричество. Через несколько лет многочисленную группу пионеров принял новый артековский лагерь – Верхний. В этот лагерь ребята могли приезжать круглый год. Осенью 1936 года к «Артеку» присоединился санаторий Суук-Су. Из невзрачного палаточного городка лагерь превратился в настоящую пионерскую республику. Слава об Артеке пронеслась по всему миру. Здесь побывали дети из Германии, Англии, США, Франции, Австралии, Испании.
Очень тяжело пришлось «Артеку» во время войны. 20 июня 1941 года открылась новая смена, а 22 июня начались боевые действия. Родители детей очень беспокоились. Ребят из Сибири, Урала и Дальнего Востока немедленно с вожатыми отправили домой. Трудней всего пришлось детям из Белоруссии, Украины и Прибалтики, там уже гремели бои. Правительство страны и руководство лагеря решили перевести ребят в Алтайский край. 200 артековцев 16 месяцев добирались до Бийска, а потом в Белокуриху. С сентября1941года по январь 1945 лагерь переименовали в Алтайский «Артек». За это время в нём отдохнуло много девчонок и мальчишек из Сибири , Алтая, Урала.
III. «Артек»- лучшее место на земле.
Побывать в «Артеке» мечтал каждый школьник. Но поездка в «Артек» – это большая честь и эту награду нужно было заслужить. И в нашей школе немало выпускников, которые были удостоены такой чести.
Канавина(Никонова) Елена Михайловна –учитель и выпускница нашей школы в 1989году за активную работу была награждена поездкой в «Артек». Мы, взяли у неё интервью. Она рассказала, что это самые незабываемые впечатления детства. Из беседы с Еленой Михайловной мы узнали, что отдых в «Артеке» круглогодичный. Ей повезло, она попала в летнюю международную смену. Было очень жарко, можно купаться в море и загорать. «Артек» состоит из 6 лагерей. Елена Михайловна отдыхала в «Морском». За время отдыха она узнала много нового и интересного. Получила удостоверение рулевого шлюпки, сигнальщика, разучила много песен. А самое главное она нашла там много друзей. И пронесла эту дружбу через все эти годы. Месяц, который она отдыхала, пролетел быстро и незаметно, потому что было не скучно. Каждый день был наполнен пионерскими делами, которые сплачивали всех ребят. Ребята готовили и принимали участие в различных праздниках, встречах с интересными людьми, посетили много интересных мест. Особенно запомнился парад военно-морского флота в Севастополе. Самые добрые и тёплые воспоминания о проведенных днях в «Артеке» остались в памяти у Елены Михайловны.
Мы взяли интервью ещё у одной выпускницы нашей школы Цымбал(Махнёва) Светланы Анатольевны. Она несколько лет была председателем городского пионерского штаба. Поэтому за активную работу в пионерской организации была удостоена путёвкой в «Артек» в 1980 году.
Светлане Анатольевне запомнилась поездка – экскурсия по южному берегу Крыма. Это город – герой Севастополь, Одесса, в Ялте посетили Большой Ливадийский дворец, Ласточкино гнездо, Воронцовский дворец, Поляну сказок. Так как она ездила зимой, поэтому кроме отдыха они ещё обучались в школе. Волей судьбы через 35 лет этой чести была удостоена её дочь Цымбал Ирина. В 2015 году за хорошую учёбу и активную жизненную позицию Ирину наградили поездкой в «Артек». Яркие впечатления остались от проходившего в то время в «Артеке» детского музыкального конкурса «Новая волна».
Хорошо, что есть на земле такая страна «Артек», где не смотрят на цвет кожи, богаты или нет твои родители. Просто радуются твоим успехам. Заботятся, чтобы тебе было уютно и комфортно, весело и интересно. А помогают во всём старшие товарищи - вожатые. Нам довелось встретиться с вожатой 70-ых годов Борзенковой Лидией Дмитриевной. Она рассказала, что перед тем как поехать в «Артек» все молодые люди проходили конкурсный отбор. Выбирали самых ответственных, находчивых, творческих, обладающей способностью повести за собой ребят. Лидия Дмитриевна предоставила много фотодокументов, памятных вещей, научила нас завязывать галстук. И мы поняли, что вожатым в «Артеке» может работать только тот человек душа, которого горит к творчеству, умеет заинтересовать ребят, обладает лидерскими качествами.
В лагерь съезжались ребята из разных уголков нашей страны. В «Артеке» даже существовал особый праздник – День республик. Ребята, собираясь в этот праздничный день чувствовали, что все они верные и надежные друзья, что у них одна общая Родина. В «Артеке» собиралось 60-70 национальностей. В День Республик ребята разучивают танцы и песни союзных республик, изучают национальные игры, водят хороводы, пьют чай с бубликами, сайками, рогаликами, читают стихи великого поэта А.С.Пушкина на разных языках. Вспоминая этот праздник, один уезжающий артековец сказал: «Я думал, что многое умею, но теперь вижу, что мне еще много надо сделать, чтобы выработать в себе такую выдержку, как у наших северян, быстроту реакции, как у ребят Закавказья, скромность, как у девочек средней Азии, знать старину, как знают ее костромичи, научиться петь задушевно, как ребята с Украины». Еще в «Артеке» зажгли «лагерные костры мира». На середину площади выходил артековец с линзой и факелом. Он направлял солнечный луч через фокус линзы на факел, через некоторое время на факеле появлялся дымок, а затем вспыхивал огонь и уже через минуту костер мира взвивался к небу…
«Артек» это лагерь друзей. Здесь детей сплачивает не только отдых, но и совместные дела. Это слёты юных корреспондентов, туристов, фестивали детей из различных уголков земного шара. «Артек» – это школа настоящей дружбы. Утро в «Артеке» начиналось с зарядки, ведь все хотят быть здоровыми и активными. В лагере проходили различные спортивные соревнования: футбол, волейбол, теннис, шахматы, плавание и другие.
Долгое время «Артек» находился на территории Украины. С 2014 года, с момента присоединения Крыма к России «Артек» стал нашим. В настоящее время «Артек» - огромный международный детский центр. Но цели и задачи этого лагеря остались прежними: учить детей доброте и взаимопониманию, раскрывать у ребят творческие способности, учить дружить и любить жизнь. По - прежнему в «Артек» съезжаются дети со всего света, чтобы дать клятву верности миру, дружбе и солидарности.
Заключение.
В ходе выполнения данной работы мы многое узнали об истории пионерской организации и пионерах. Ведь пионеры, как мы поняли, самые инициативные, энергичные, находчивые и целеустремленные ребята. Теперь мы обладаем большой информацией о работе международного детского центра «Артек». Мы считаем, что пионерское движение – это светлая страница истории нашей страны. Мы от всей души позавидовали этим ребятам и нам даже захотелось стать пионерами или членами какого- то детского движения. Нам интересно все: флаги, галстуки, отрядные линейки, песни, горны, барабаны пионеров их традиции. Мы бы тоже хотели бы побывать в лагере, подобном « Артеку», обрести новых друзей, поучиться у них.
Наша работа носит незавершённый характер и практическую направленность. С этим материалом мы выступали на классном часе, школьном этапе научно-практической конференции. Нам стало интересно, какие ещё есть детские центры. Узнать их роль в истории развития детского пионерского движения.
И в заключении мы хотим передать самые важные слова, самый серьезный наказ нашему поколению: «С первого дня живите жизнью активных и веселых ребят. Делайте свою работу так, чтобы каждый новый день не был похож на предыдущий. Не забывайте, что вся наша жизнь строится на инициативе и творчестве самих ребят. Ведь только, то интересно, только то и запомнится, что придумано и сделано нами самими ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Я люблю, ты любишь, мы любим."
Методическая разработка посвящена праздникам католического (День Святого Валентина) и православного мира (День памяти святых Петра и Февронии)....
"Люби и охраняй природу" "Люби и охраняй природу"
Мероприятие по окружающему миру в 3 классе позволяет развивать познавательные способности ребят, мышление и сообразительность, формировать умения наблюдать и помогать животным и растениям, эколо...
Сценарий нравственного классного часа "Я люблю, ты любишь, мы любим"
На классном часе обсуждали с ребятами о значении любви в жизни человека, о том, как завоевать любовь родителей....
Классный час "Алтайский Артек"
В данном материале рассказывается о том, как был эвакуирован на Алтай во время войны пионерский лагерь "Артек". Рассказывается о том как ехали до г. Белокурихи, о том как жили и работали артеков...
«Любить природу - значит любить Родину».
Открытый урок – проект по литературному чтению на районном семинаре учителей начальных классов во 2-м классе....
Игра по станциям "Загадки Артека"
Актуальность игры по станциям "Загадки Артека" заключается в том, что в неформальной обстановке можно проверить не только знания и умения ребят, но выявить уровень сплочённости десткого колл...
Консультация для родителей «Красивая и правильная речь ребенка – мечта любого родителя!»
Цель: познакомить родителей с основными правилами «воспитания» правильной речи ребенкаДетям с недоразвитием речи значительно сложнее выражать связность своих мыслей как в устной, так и, в ...