Урок этикета в 1 классе
план-конспект занятия (1 класс) по теме
Занятие построено в форме путешествия по Стране Добра. Дети учатся применять в конкретных жизненных ситуациях добрые и вежливые слова, учатся анализировать своё поведение и поведение других с точки зрения доброты и вежливости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_etiketa_v_1_klasse.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГАОУ ДПО «Институт развития и образования Республики Татарстан»
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20» города Альметьевск
Внеклассное занятие
Путешествие по стране Добра
Нестерова Людмила Алексеевна
Воспитатель ГПД
Казань-2013
Цели: 1. Расширять знания детей о добрых и вежливых словах; учить применять эти слова
в различных жизненных ситуациях, анализировать свое поведение и поведение других с точки зрения доброты и вежливости.
2.Способствовать воспитанию в учащихся отзывчивости, вежливости, доброты.
3.Развивать речь детей, расширять их словарный запас.
Оборудование: карта Страны Добра, рисунок поезда, таблички с вежливыми словами, конверты с загадками, выставка книг и рисунков детей, музыкальное сопровождение песен.
Ход занятия:
Воспитатель читает наизусть стихотворение:
-Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда,
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Знай, день не напрасно был прожит,
И годы живешь ты не зря.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на этом внеклассном занятии?
- Да, мы еще раз поговорим о таких человеческих качествах, как доброта и вежливость, ведь они неразделимы. Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником.
Если у друга удача, добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить.
-Я рекомендую вам прочитать в свободное время книги по этой теме (выставка книг).
А после занятия внимательнее познакомиться с рисунками, при помощи которых вы выразили свое понимание доброты и вежливости (стенд с выставкой рисунков детей)
- Занятие наше будет не совсем обычное.
Давайте представим, что мы отправляемся в путешествие.
-Вы любите путешествовать? Конечно! Вот мы и посетим с вами удивительную страну – Страну Добра.
-Посмотрите, перед вами карта этой страны. Давайте прочитаем вместе, какие необычные города в ней находятся:
1.Народная мудрость. 5.Музыкальная пауза.
2.Улыбка. 6.Не попади впросак.
3.Волшебные слова. 7.Ежели вы вежливы.
4.Культура речи.
-В каждом городе нас будут ждать приключения, а кое-где и испытания. Все жители этой страны желают друг другу добра и счастья и используют для этого слова, которые называют волшебными.
-Помните рассказ В. Осеевой «Волшебное слово»? Почему герою рассказа – Павлику все и во всем сначала отказывали?
-Какое волшебное слово ему помогло?
-В народе всегда относились к доброте по-особому. Есть такая пословица: «Доброе слово и кошке приятно». Это означает, что не только каждому из нас нравится, когда к нему относятся с добротой. Доброту понимают даже животные.
-Поэтому мы и начинаем наше путешествие с города Народной мудрости.
-Какие пословицы и поговорки о доброте вы нашли дома, как вы их понимаете?
- Объясните, как вы понимаете пословицы:
1.Доброе слово – что день весенний, злое слово – что день осенний (татарская пословица).
2.Учись доброму – дурное на ум не пойдёт.
3.Про доброе дело говори смело.
4.Жизнь дана на добрые дела.
5.Ласковое слово лучше мягкого пирога.
-А какие вы знаете народные сказки, в которых добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем человек злой, завистливый, грубый?
( «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Царевна-Лягушка» и другие сказки)
-Я думаю, вы согласитесь со мной, что если к человеку отнестись с добротой, то и ему захочется в ответ поделиться с другим человеком своей добротой, словно улыбкой.
-Вот и оказались мы с вами совсем незаметно на станции «Улыбка». С улыбки начинается дружба. Приятно общаться с улыбчивым, доброжелательным человеком. Так улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам. И пусть наши улыбки сопровождают нас в нашем путешествии!
-Давайте споем все вместе песенку с таким же названием, в которой говорится о том, что улыбкой согревается сердце и веселей становится на душе.
(песня Шаинского «Улыбка»)
-Очень часто улыбка помогает нам в жизни разрешить конфликтную ситуацию, как, например, в стихотворении М. Пляцковского «Из-за ссоры пустяковой»
Ученик читает стихотворение:
Из-за ссоры пустяковой,
Из-за глупой ерунды
Не вожусь я с Ермаковой,
Будто в рот набрал воды.
…Лучше пусть окаменею,
Или в рыбу превращусь,
Только первым перед нею
Ни за что не извинюсь.
Ермакова не сдаётся.
Злюк таких не видел свет…
Ну, а если улыбнётся,
Улыбнусь и я в ответ.
-А как бы поступили вы, если виноваты оба?
-Мы с вами приехали в город под названием «Волшебные слова». Здесь нас ждет поэтическая игра «Словарь вежливых слов».
а) Растает даже ледяная глыба от слова теплого…(спасибо).
б) Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день).
в) Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь…(здравствуйте).
г) Когда нас бранят за шалость, говорим…(прости, пожалуйста).
д) И во Франции и в Дании на прощанье говорят…(до свидания)
-Волшебные слова мы вспомнили, а как их надо говорить? Да, правильно, вежливо, учтиво, спокойно, как в стихотворении Н. Юсупова «Чудесное слово».
Ученик читает стихотворение
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу,
Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза
И робко, и тихо
«Простите» сказал.
И мама молчит,
Улыбается даже:
«Мы купим другую,
Есть лучше в продаже...»
«Простите»,— казалось бы,
Что в нем такого,
И вот ведь какое
Чудесное слово!
-Какое слово, сказанное тихим голосом, помогло папе?
-Всегда ли мы помним об этом слове?
-Даже помня все волшебные слова, надо не забывать об умении правильно вести себя во время разговора.
-Мы в городе «Культура речи». Послушайте стихотворение Кондратьева «Перебивалка» и подумайте, о каком правиле вежливого поведения во время разговора вам напоминает автор?
Инсценировка стихотворения:
-За рекой…
-За какой?
За широкой такой!
Проживал крокодил…
-Что жевал крокодил?
-Не жевал!
Про – жи - вал!
Просто жил крокодил!
-Но ведь ты говорил,
Что он что-то жевал?
Или пере – жи - вал?
-Ох, ну ладно, жевал!
Страшно переживал!
И кусал и глотал
Тех, кто пе – ре – би – вал!
-А вот какие советы непослушным детям дает поэт Григорий Остер:
Ученик читает стихотворение «Советы непослушным детям»:
Если к папе или к маме
Тётя взрослая пришла
И ведёт какой-то важный
И серьёзный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой, сдавайся, руки вверх!»
И когда со стула тётя
С перепугу упадёт
И прольёт себе на платье
Чай, компот или кисель,
То, наверно, очень громко
Будет мама хохотать
И, гордясь своим ребёнком,
Папа руку вам пожмёт!
-Передайте содержание стихотворения так, чтобы это были не вредные, а полезные советы.
-Итак, важно не только знать полезные советы и вежливые слова, но и уметь применять их в жизни. Иначе может получиться как в стихотворении Б. Заходера «Очень вежливый Индюк».
Чтение детьми в лицах стихотворения:
Объявился
В доме
Вдруг
Очень вежливый Индюк.
Раз по тридцать в день,
Не реже,
Он кричал:
— Эй, вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости —
Поучиться
Веж-
ли-
вос-
ти!
Я и сам, — кричал Индюк, —
Доктор Вежливых Наук,
И жена моя — пример
Замечательных манер:
Даже, когда спит она,
Видно, что воспитанна!
Не стесняйся ты, Осёл!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь, как рыба?
Говори: «Приду, спасибо!»
Ты не будь свиньёй, Свинья, —
Ждёт тебя
Моя семья!
Только раньше бы
Умыла
Ты своё свиное рыло!
Как ни бился он,
Однако
К Индюку никто не шёл —
Ни Корова,
Ни Собака,
Ни Хавронья,
Ни Осёл!
Посинел Индюк от злости:
— Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды!
Все они — балды-валды! —
И добавил
С высоты
Своего величия:
— Не усвоили,
Скоты,
Правила приличия!
-В самом ли деле перед нами очень вежливый Индюк? Почему вы так думаете?
-Всегда ли можно назвать вежливым и воспитанным того, кто сам себя считает вежливым?
-Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям.
-Об этом нам споют девочки в частушках, так как мы подъехали к территории «Музыкальной паузы».
Исполняются частушки:
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка – три струны.
Запевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны!
Лида в круг вбежала смело,
Завертелась, как юла
И под музыку запела
Про знакомые дела.
В поезд входят три юнната:
«Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут!»
Тётя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
-Извините, тётя Сима,
Я вам вовсе не батрак!
А наш Гриша ходит гордо,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
Говорит лентяйке мать:
-Убери свою кровать.
-Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала.
Витя очень умный парень,
Может всё он смастерить,
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.
Мы весёлые частушки
Вам исполнили сейчас,
О себе, о дружбе нашей
И о кое-ком из вас.
-Давайте вспомним веселую инсценировку народной песенки «Два веселых гуся».
(инсценировка песни всем классом)
-Музыкальная пауза закончена, садитесь удобнее на своих местах. Наше путешествие продолжается.
Мы приехали в город «Не попади впросак». Один из жителей этого города оставил для нас веселые загадки вот в этом красивом конверте. Но загадки эти особенные. Если загадка учит добру и вежливости, то в ответ на нее надо хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!». Если же загадка с подвохом, надо промолчать. Итак, будьте внимательны!
Дети отгадывают загадки из конверта:
1.Кто из вас, проснувшись бодро,
«С добрым утром!» скажет твёрдо?
2.Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?
3.У кого из вас в порядке
Сумка, книжки и тетрадки?
4.Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?
5.Кто из вас молчит как рыба
Вместо доброго «спасибо»?
Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?
-Молодцы, вы отлично справились с этим заданием. Я хочу, ребята, чтобы вы понимали: стать вежливым нелегко, но очень важно. Хочу, чтобы о каждом из вас говорили: «Вон идет самый вежливый человек, гордость нашей школы». Это очень приятно – быть вежливым. Этим можно гордиться.
-Мы завершаем наше путешествие в последнем пункте «Ежели вы вежливы».
-О правилах вежливости нам напомнят ребята и С. Я. Маршак.
Дети читают стихотворение С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы»:
Ежели вы
Вежливы
И к совести
Не глухи,
Вы место
Без протеста
Уступите
Старухе.
Ежели вы
Вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус
Вы поможете
Взобраться
Инвалиду.
И ежели вы
Вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете
С товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы
Вежливы,
Поможете
Вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы -
То есть сами.
И ежели вы
Вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмете не навеки.
И ежели вы
Вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.
И ежели вы
Вежливы, -
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
---
Знал одного ребенка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое
Ребенку
Воспитание.
Был вежлив
Этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших
Мячик,
Он их благодарил,
"Спасибо!" - говорил.
Нет, ежели вы
Вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика
У мальчика
Без спросу
Не берите!
-Вот и закончилось наше путешествие в Страну Добра.
-Что нового вы сегодня узнали?
-Чему новому научились?
-Что вам понравилось на этом занятии и запомнилось?
-Желаю вам,
Чтоб добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями!
Исполняется песня «Если добрый ты»:
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты - то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты - то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)
Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...
Конспект урока в 1 классе по Русскому языку - «Речевой этикет: слова приветствия, прощения, извинения»
Создание условий для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.Планируемые достижения:...
конспект урока ОРКСЭ "Этика и этикет" (4 класс, УМК "Школа России", Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С.)
Этика и этикет...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ЭТИКЕТУ " УРОКИ ЭТИКЕТА"
В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЮ ГРУППЫ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ....
Открытое внеурочное занятие для 1 класса по Веселым урокам этикета. Тема: «Новый год. Главные волшебники этой сказки»
Конспект открытого занятия. Веселые уроки этикета...
презентация "Этика и этикет" урок ОРКСЭ 4 класс
презентация к уроку ОРКСЭ 4 класс...
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Простые школьные и домашние правила этикета» (4 класс)
Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм...