Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся
материал (4 класс) по теме
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 3 класса. В приложении план реализации программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dukhovno-nravstvennogo_razvitiya_3klass.zip | 114.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 3 «Б» класса МБОУ-СОШ №2 г. Аркадака Саратовской области являются:
-Конституция Российской Федерации;
- Всеобщая декларация прав человека;
-Конвенция о правах ребенка;
- Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года;
-Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»;
-Письмо Минобрнауки РФ № ИР-35209 от 13.05.2013 года «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях».
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ( приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373)
-Устав МБОУ-СОШ №2 города Аркадака Саратовской области
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ-СОШ №2 г. Аркадака
-Региональные, муниципальные программы, направленные на реализацию основных направлений государственной политики в сфере образования в Российской Федерации
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 3 «Б» класса имеет следующую структуру:
1.«Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся »
2.«Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся »
3. «Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся»
4.«Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся»
5.«Виды деятельности и формы занятий с обучающимися»
6. «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся »;
7. «Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся»
8. «Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 3 «Б» класса МБОУ-СОШ №2 города Аркадака Саратовской области
1. Цель и задачи духовно–нравственного развития и воспитания обучающихся
Цель программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи программы:
— формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
— воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
— воспитывать нравственные качества личности ребёнка,
— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
— приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Организация духовно нравственного развития и воспитанияобучающихся осуществляется по следующим направлениям:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уваженияк правам, свободам и обязанностям человека.
Направление «Я- гражданин и патриот России»
Цель: пробудить интерес к прошлому своего народа, Отечества- России.
Задачи:
- создание условия для гражданского становления детей, формирования активной жизненной позиции;
- формировать гордость за отечественную историю, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
- воспитание уважения к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны, региона.
Ценности: любовь к Отечеству, Родине, своему народу, своему краю, служение Отечеству, самопожертвование во имя других людей, чувство собственного достоинства, свобода, право и обязанность, Закон и правопорядок, Конституция государства, правовое государство, гражданское общество.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Направление «Я, моя семья, мои друзья»
Цель: формирование ценностного отношения к традиционным семейным отношениям, маме, как хранительнице семейного очага.
Задачи:
- изучать с учащимися нравственные традиции их семейных поколений;
- способствовать приобретению положительного нравственного опыта, создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;
- создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни;
справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение
к родителям; уважение достоинства человека, равноправие,
ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших;
свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Направление «Труд- лучшее лекарство от лени и глупого поведения »
Цель: формирование ценностного отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества.
Задачи:
- формировать ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- формировать элементарные представления о различных профессиях;
- формироватьпервоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание).
Направление «Земля- общий дом человечества»
Цель:формирование основ экологической культуры.
Задачи: формировать умения и потребности сохранять и приумножать богатства природы.
Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному,формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Направление "Я и культура"
Цель: формирование эстетического вкуса у детей, стремления и умения строить свою жизнь по законам красоты.
Задачи:
- приобщать учащихся к культурному, духовному, национальному наследию;
- формировать художественный вкус учащихся, их эстетическую позицию;
- создать условия для развития творческой одарённости детей.
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
- Воспитание ценностного отношения к здоровью
Направление «Я здоровье сберегу- сам себе я помогу»
Цель: охрана и укрепление здоровья учащихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.
Задачи: воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни, мотивационного поведения, направленного на «конструирование» собственного здоровья.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье психологическое, полезные привычки, преодоление, безопасность.
3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Принцип ориентации на идеал. Идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.
Аксиологический принцип. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса.
Принцип следования нравственному примеру. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип идентификации (персонификации). В младшем школьном возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили.
Принцип диалогического общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Система идеалов и ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности.
4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитанияобучающихся
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
• элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
• представления о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, вкотором находится образовательное учреждение;
• элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
• любовь к образовательному учреждению, своему селу,городу, народу, России;
• уважение к защитникам Родины;
• умение отвечать за свои поступки;
• негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
• различение хороших и плохих поступков;
• представления о правилах поведения в образовательномучреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
• установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
• бережное, гуманное отношение ко всему живому;
• знание правил этики, культуры речи;
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
• элементарные представления об основных профессиях;
• первоначальные навыки коллективной работы, в томчисле при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
• умение соблюдать порядок на рабочем месте;
• бережное отношение к результатам своего труда, трудадругих людей, к школьному имуществу, учебникам, личнымвещам;
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание):
• развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
• ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
• бережное отношение к растениям и животным.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному,формирование представлений об эстетических идеалах иценностях (эстетическое воспитание):
• представления о душевной и физической красоте человека;
• интерес к чтению, произведениям искусства, детскимспектаклям, концертам, выставкам, музыке;
• интерес к занятиям художественным творчеством;
• стремление к опрятному внешнему виду;
• отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися.
Направление | Виды деятельности | Формы занятий |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: | 1.Получение первоначальных представлений о Конституции РФ, ознакомление с государственной символикой РФ. 2. Ознакомление с героическими страницами истории России, родного края, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина. 3.Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников. 4. Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина. 5. Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни. | Беседы, чтение книг; изучение предметов, предусмотренных базисным учебным планом; просмотр кинофильмов; экскурсии, путешествия по памятным местам; проведение классных часов, творческих конкурсов, мероприятий, посвященных государственным праздникам; участие в социальных проектах; организация встреч с ветеранами и военнослужащими. |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания: | 1.Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов. 2. Получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий. 3. Ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций. 4. Участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия; 5. Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки. 6. Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым. 7. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе. 8. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье. | Изучение учебных инвариантных и вариативных предметов, а также дисциплин, изучаемых по выбору: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы иудейской культуры», «История религий», «Светская этика»; беседы, классные часы; просмотр учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей; экскурсии, заочные путешествия; участие в творческой деятельности; в коллективных играх. |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | 1.Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности. 2. Получение представлений о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества. 3. Знание о профессиях своих родителей. 4. Приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду. 5. Умение творчески применять знания, полученных при изучении учебных предметов на практике. 6. Приобретение начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов. 7. Приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома | Изучение учебных дисциплин; экскурсии на производство; встречи с представителями различных профессий; организация и проведение презентаций учебных и творческих достижений; участие в разработке и реализации различных проектов; трудовые акции, сюжетно-ролевые экономические игры. |
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни | 1.Приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья. 2. Практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки. 3. Получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов, экологически грамотного питания. 4. Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости физического, нравственного и социально-психологического здоровья. 5. Получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека | Уроки физической культуры, беседы о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья; просмотр учебных фильмов; здоровьесберегающие формы досуговой деятельности; игровые и тренинговые программы в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений; семейные праздники. |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) | 1.Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой. 2. Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе. 3. Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности. 4. Посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций. 5. Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой. | Изучение учебных дисциплин; беседы, просмотр учебных фильмов; экскурсии, прогулки, туристические походы; экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц; экологические патрули; экологическая деятельность по месту жительства. |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) | 1.Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России. 2. Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами. 3. Обучение видению прекрасного в окружающем мире, природе родного края. 5. Получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека. | Изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин; встречи с представителями творческих профессий; экскурсии на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей; знакомство с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам; посещение конкурсов, фестивалей; организация выставок; проведение культурно-досуговых программ. |
6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно нравственномуразвитию и воспитанию обучающихся
Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи.
Духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизниобучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, которые посещают учащиеся класса во внеурочное время.
7. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.
Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста основана на следующих принципах:
- совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
- содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания.
Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.
Расширение партнерских взаимоотношений с родителями реализуется путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций в микрорайоне школы.
Содержание программ повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) отражает содержание основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы, в том числе:
- Родительское собрание
- Родительский всеобуч
3. Наглядная агитация для семьи и родителей (выставки, классные уголки для родителей, доска объявлений).
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Месяц | Родительские всеобучи, собрания | Тематические консультации | Индивидуальные консультации | Совместные дела с классом |
Сентябрь | 1.О задачах на новый учебный год (утверждение плана работы на год). 2.Выборы родительского комитета класса. 3.Помощь в организации горячего питания для детей (оформление справки на льготное питание, сбор пожертвований). | Консультации с педагогом - психологом «Сбор дополнительной информации» | Посещение семей учащихся класса Индивидуальная беседа: «Проблемы общения со сверстниками" | Урок знаний "Здоровые дети в здоровой семье" |
Октябрь | Итоги 1 четверти Лекция: «Как эффективно организовать режим дня младшего школьника» Беседы по соблюдению ТБ и ПДД во время осенних каникул | Консультация с родителями учащихся на тему: «Ребёнок не хочет учиться. Как ему помочь?» |
Консультации по вопросам успеваемости | Участие родителей в деятельности по благоустройству классной комнаты. Изготовление открыток к "Дню пожилого человека" |
Ноябрь | Беседа: «Искусство в жизни детей» | Консультация с родителями учащихся на тему: «Талантливый ребёнок в семье» | Консультации по вопросам успеваемости | Праздник «День матери» Операция «Кормушка» |
Декабрь | Заседание родительского комитета «Организация Новогоднего праздника и подарка для ребёнка». Итоги первого полугодия. Беседы по соблюдению ТБ и ПДД во время зимних каникул | Консультация с родителями учащихся на тему: «Эмоциональная жизнь ребёнка и воспитание его чувств» (посещение семей учащихся класса) | Консультации с педагогом – психологом. | Праздник, посвящённый встрече Нового года. |
Январь | Лекция: «Возрастные и психологические особенности подростков» | Консультация по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. | Консультации с социальным педагогом по интересующим вопросам | Участие в конкурсе поделок по противопожарной безопасности Участие родителей в деятельности по благоустройству классной комнаты. |
Февраль | Всеобуч:«Значение общения в развитии личностных качеств ребенка» | Эмоциональные проблемы учащихся |
Консультации по вопросам успеваемости | Спортивно-семейное событие "Мама, папа, я — дружная семья" |
Март | Итоги третьей четверти Беседы по соблюдению ТБ и ПДД во время весенних каникул | Встреча с родителями | Консультации по вопросам успеваемости | Праздник: «Женский день» |
Апрель | Всеобуч. « Как научиться говорить «спасибо» своему ребёнку?» | Консультация с родителями учащихся на тему: «Единственный ребёнок в семье» | Консультации с педагогом - психологом по интересующим вопросам | Участие в подготовке и проведении Дня здоровья |
Май | Итоговое родительское собрание об окончании года. Организация летних каникул, сбор заявок родителей на посещение обучающимися класса ДОЛ. Беседы по соблюдению ТБ и ПДД во время летних каникул | Консультация с родителями учащихся на тему: «Как провести лето с пользой для здоровья?» | Консультации по вопросам успеваемости | «Неразлучные друзья – взрослые и дети» (открытый кл. час) Подготовка и проведение праздника об окончании 3 класса |
Организация родительского всеобуча на 2013-2014 учебный год
№ п/п | Тематика | Сроки | Ответственные |
1. | Адаптация первоклассников | сентябрь | Курышова Н.В. |
2. | Почему первокласснику трудно? | октябрь | Аверьянова Е.Г. |
3. | Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания | ноябрь | Михалёва И.Ф. |
4. | Методы семейного воспитания | декабрь | Рогачева И.Г. |
5. | Соблюдение режима дня – залог крепкого здоровья учащихся начальной школы | январь | Глинкова М.Г. |
6. | Значение общения в развитии личностных качеств ребенка | февраль | Шапошникова М.А. |
7. | Гиперактивные дети | март | Шебалкова Н.Ю. |
8. | Диалог «Семейное чтение» | апрель | Рожкова О.В. |
9. | Искусство любить детей | май | Самохина Г.М. |
8. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 3 «Б» класса
В результате реализации программы духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижениеобучающимися:
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемыхформах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовымценностям общества, ценностного отношения к социальнойреальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихсямежду собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной социальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний,начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимсяначального опыта самостоятельного общественного действия,формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественномдействии человек действительно становится (а не простоузнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем,
свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов запределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
По каждому из направлений духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
• элементарные представления о политическом устройствеРоссийского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
• представления о символах государства - Флаге, ГербеРоссии, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, вкотором находится образовательное учреждение;
• элементарные представления о правах и обязанностяхгражданина России;
• любовь к образовательному учреждению, городу, народу, России;
• уважение к защитникам Родины;
• умение отвечать за свои поступки;
• негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
• различение хороших и плохих поступков;
• представления о правилах поведения в образовательномучреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
• установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
• бережное, гуманное отношение ко всему живому;
• знание правил этики, культуры речи.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
• элементарные представления об основных профессиях;
• первоначальные навыки коллективной работы;
• умение соблюдать порядок на рабочем месте;
• бережное отношение к результатам своего труда, трудадругих людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
• развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
• ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
• бережное отношение к растениям и животным.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному,формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
• представления о душевной и физической красоте человека;
• интерес к чтению, произведениям искусства, детскимспектаклям, концертам, выставкам, музыке;
• интерес к занятиям художественным творчеством;
• стремление к опрятному внешнему виду;
• отрицательное отношение к некрасивым поступкам инеряшливости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся"
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта на...
Проблема преемственности в обучении, воспитании и развитии обучающихся на разных ступенях образования
В школьные годы ребенок переживает несколько переходных периодов, требующих от него приспособления к новым условиям. При переходе из одной ступени обучения в другую...
"Опыт духовно-нравственного и гражданско-патриотического развития и воспитания во внеурочной и внеклассной деятельности учащихся"
Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Так как я работаю в школе, проблема патриотического воспитания ...
Духовно-нравственные основы воспитания
laquo;Духовный мир ребёнка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный инт...
«ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Тема: Особенности духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяСодержание:Введение1. Сущность понятия «духовно-нравственное развитие и воспитание...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Социокультурные истоки» для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельностипо духовно-нравственному направлению«Социокультурные истоки»для обучающихся 1-4 классов...
Рабочая тетрадь по курсу «Разговоры о важном» по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) для 4 класса обучающихся с ОВЗ
Вопросы о том, что такое добро и зло, что правильно, а что неправильно, в чем смысл человеческого существования, чем должны руководствоваться люди в своей жизни, как строить взаимоотношения с другими ...