Собрание родителей
консультация (2 класс) по теме

Разговор о домашнем задании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospmtanie_kultury.doc55.5 КБ
Файл dom_zadaniya.docx55.12 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание культуры поведения

 у младших школьников

(на примере родительского собрания)

                                                                                   Подготовила:

                                                                           учитель  

                                                                                            начальных классов  

                                                                                         МБОУ СОШ №4

                                                                                         Филиппова О.А.


Воспитание культуры поведения у младших школьников

(на примере родительского собрания)

                                                                                                                         

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка и предполагает становление его отношения к родителям, окружающим, к коллективу, обществу; отношения к труду, своим обязанностям и самому себе.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

Родительское собрание – основной приём общения учителя и родителей. Но как вызвать взрослых на откровенный разговор? Ведь чаще всего мамы и папы на собраниях только молча воспринимают информацию. А как же тогда помочь им увидеть недостатки в воспитании ребёнка и направить каждого взрослого в нужное русло?

Вот пример одного из родительских собраний.

Классный руководитель перед собранием проводит с детьми следующую подготовительную работу.

1. Анкеты:

 Кого или что ты больше всего любишь?                      Что тебе делать дома нельзя?

 Что было бы, если бы ты вдруг стал взрослым?

2. Рисунки на тему “Моя семья дома”.

3. Подборка литературы о культуре поведения для выставки.

П р и м е ч а н и е. Можно привлечь к работе на собрании школьного психолога.

Цель собрания. Помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей; помочь им увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения.

Родители рассаживаются группами, на столах листы, на которых написан текст ситуаций для обсуждения.

На доске написано высказывание В. А. Сухомлинского:

“...Годы обучения в начальных классах – это целый период нравственного, интеллектуального, эмоционального, физического, эстетическою развития”.

Также (пока закрыты) основные “НЕЛЬЗЯ” из анкет ребят и детские рисунки.

Учитель. Сегодня мы в очередной раз возвращаемся к разговору о воспитании наших детей, поэтому открываем ещё одну страничку устного журнала “Родители и дети”. Мы поведём беседу о том, как помочь нашим детям стать такими, какими мы их хотим видеть: умными, добрыми, отзывчивыми, вежливыми.

Конечно, все вопросы разрешить сегодня нам не успеть, но думаю, что каждый из вас по ходу разговора сделает для себя соответствующие выводы. Главное, будьте раскованными, не бойтесь рассуждать вслух.

Итак, составной частью нравственного воспитания младших школьников является культура поведения. Задачи родителей в воспитании культуры поведения у детей:

 Воспитание уважения к людям и результатам их труда.

 Правила поведения и хорошие манеры в гостях, дома, на улице, в общественных местах.

 Культура речи ребёнка.

Помним, что красной нитью разговора должна стать мысль о том, что личный пример – это основное условие воспитания культуры у детей.

СЕМЬЯ. Какое определение вы можете дать этому понятию?

Ответы родителей.

Все вы совершенно правы. Мне хочется добавить, что семья – это произведение искусства любви нравственных людей. Давайте зададимся вопросом: почему супружеский долг и верность во все времена рассматривались как нравственные ценности, на которых строились

отношения в семье? Можно ли, будучи не уверенным в своей “половине”, строить жизненные планы? Обзаводиться домом, детьми? Сомнительно!

Дети – реальное и ощутимое воплощение любви супругов. Каковы отношения в семье, таково будет отношение детей к вам и окружающим. Что ребёнок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесёт во взрослую жизнь.

Ваши ребята писали о том, кого или что они любят больше всего.

Оглашаются результаты анкеты по первому вопросу. (Ответы детей класса: маму, папу, родных, домашних животных. Называются фамилии детей.)

Я думаю, что родителям этих детей уже удалось воспитать в них чувство любви и уважения к себе и близким, им нечего бояться одиночества в старости.

Каковы же отношения в ваших семьях? Много ли времени вы уделяете своим детям, что вас так сплотило?

Слово предоставляется 3–4 родителям тех детей,  ответы которых отражают любовь к близким.

Приятно, что (назвать фамилии) отметили, что больше всего их дети любят школу и школьные занятия.

Но, наверное, в силу современных социально-экономических условий сейчас у большинства ребят выходят на первый план материальные ценности.

Назвать другие ответы ребят (не называя фамилий).

Хочется верить, что и у них духовные ценности встанут в ряд главных. Надо только помочь им в этом, больше времени уделяя общим семейным делам, совместным походам в театр, на природу, в гости к бабушкам.

Обращаем внимание на ситуацию № 1 (у родителей текст на столе).

“У входа в школу стоит розовощёкая девочка-первоклассница. На ногах – резиновые сапожки. Мать, низко склонившись, отмывает их от грязи.

Подхожу поближе, спрашиваю:

– Чем ваша дочь болеет?

– Моя дочь вполне здорова. Посмотрите, стоит, как королева!

Тогда обращаюсь к девочке:

– Разве ты сама не моешь обувь?

– А мне мама не разрешает мыть! Женщина смутилась, но в мою сторону посмотрела с укоризной”.

Родители высказывают своё мнение вслух.

Делаем в ы в о д: поведение родителей определяет поведение детей.

Какими же быть нам с детьми: добрыми или строгими? А как найти эту “золотую” середину, ведь рост ребёнка включает в себя и конфликты?

Давайте посмотрим, что же НЕЛЬЗЯ нашим детям.

Анализ ответов на второй вопрос анкеты. Основные НЕЛЬЗЯ, выписанные на доске, открываются и показываются родителям.

О т в е т ы  детей могут быть такими.

НЕЛЬЗЯ ДОМА:

 получать двойки – 4         драться – 3             садиться за стол с грязными руками – 2

 кричать – 2                        включать газ – 2                          гулять без шапки – 1

 бегать по дому – 1            поздно ложиться спать – 1         шуметь дома – 1

 выходить на балкон – 1    лазить на горку – 1                     играть – 1

 приходить с друзьями домой – 1    быть злой к маме – 1   смотреть телевизор – 1

Как вы думаете, что же по-настоящему НЕЛЬЗЯ и что всё-таки можно разрешать нашим детям?

Обсуждение. Вычеркнуть из списка лишнее.

В ы в о д: Будь к своему ребёнку в меру добр и требователен, если хочешь чего-то добиться. Сохрани в себе всё хорошее и передай это детям.

О правилах поведения и хороших манерах дома и в гостях говорится и пишется достаточно много. Но всегда ли мы своих детей учим этому и всегда ли находим правильный выход в конфликтных ситуациях между детьми?

Вот один пример.

Рассматриваем и обсуждаем ситуацию № 2.

“В комнате играли мальчики — сын Андрей и его друзья. Вначале играли дружно, потом послышался шум. Петя возмущался: “Это ты, Андрей, взял мою нитку. Отдай сейчас же!”.

Андрей отвечал: “Я не брал твою нитку!”. Завязалась драка. Андрей подмял под себя “противника”, бил его кулаками и ногами, а друзья стояли притихшие. “Андрей, отпусти его!” – закричала я, растащила ребят и увидела полные злобы глаза. Петя схватил куртку и убежал.

Когда муж узнал о случившемся, он сказал: “Из Андрея получился смелый человек, сумеет постоять за себя. Так что не упрекай его”.

Делаем в ы в о д: прежде чем дать оценку действиям, постарайся вникнуть в ситуацию. Не делай поспешных выводов!

Вежливость – это и черта характера, и искусство вести себя в обществе. Ребёнок учится этому, подражая взрослым. И при любых условиях надо учить вежливо, а не грубо.

Оцените действия мамы в ситуации № 3. 

Как можно было избежать конфликта?

Семилетний Миша только что получил подарок от тёти. Он сильно сдавливает коробку, чтобы узнать, что там внутри.

Мать. Миша, сейчас же перестань! Ты испортишь подарок! Что надо сказать?

Миша (сердито). Спасибо!

Мать. Вот и хорошо.

Ситуация обсуждается и делается вывод.

Школа – общественное место, где в одно время присутствует много ребят и происходит много конфликтных ситуаций. Учитель старается избежать и разрешить их, но не всегда это удаётся. Поэтому, если с вашим ребёнком  что-то  случается,  а учитель  не  в   полной   мере   сумел  разобраться, – не задерживаясь, приходите в класс. Мы вместе попробуем справиться с проблемой.

Третьим пунктом воспитания культуры поведения является культура речи ребёнка.

Речь наша богата. Но в последнее время мы слышим мало добрых слов и от взрослых, и от детей. О недопустимости в семье грубых слов всем известно. Заострю ваше внимание на том, как мы, взрослые, выражаем свой гнев и по какому поводу. Гнев, как и насморк, весьма насущная проблема, и игнорировать её нельзя. В гневе мы теряем рассудок и обращаемся с детьми, как со своими врагами: кричим, унижаем. Но нужно помнить о том, что гнев порой слишком дорого обходится нам и нашим детям. Не отсюда ли маленькие беглецы из дома, замкнутость, испуг детей?

Наши ребята писали, что было бы, если бы они вдруг стали взрослыми.

Учитель читает ответы ребят на третий вопрос анкеты:

 помогал бы другим людям                                          получала бы одни пятёрки

 стали бы учителями, врачами, воспитателями         установил бы мир на планете

 не ругала бы своего ребёнка за двойки и тройки     никогда не бил бы своего ребёнка.

Что ж, методы воспитания налицо. И некоторым родителям стоит задуматься, не умерить ли свой гнев по отношению к детям, дабы не воспитать в нём чёрствость, жестокость, грубость.

Вот какие советы даёт по этому поводу психолог.

Выступает психолог, или учитель сам читает памятку для родителей.

1. Назовите вслух своё чувство.

• Осторожно! Пора остановиться!

• Я очень недовольна, я рассердилась.

• Я разгневана, но это скоро пройдёт.

Затем назовите причину своего гнева и попробуйте найти причину его в дурном настроении, в плохой погоде, ссоре с супругом, но ни в коем случае не вините ребёнка.

3. Посмотрите в окно, переключите внимание.

• Я приготовила хороший обед, который заслуживает похвалы.

Гнев пройдёт, не причиняя никому вреда. А потом, с хорошим настроением, спокойно, тихо поговорите со своим ребёнком о том, из-за чего вы дошли до такого состояния.

Делаем в ы в о д: с сегодняшнего дня даже свой гнев выражаем не грубо и помним, что дети нам во всём подражают.

А чтобы воспитание вашего ребёнка происходило не урывками и эффективно, уделяйте им больше времени вечерами и в выходные. К этому вас призывают рисунки ребят, из которых видно, чем занимаются папы, мамы, родные дома.

Открыть рисунки. Проанализировать.

Картина почти одинакова: мама на кухне, папа на диване, братья с друзьями, сами дети с “денди” или с кошкой, собакой...

Наш разговор подходит к концу. Верится, что каждый из вас сегодня о многом подумал и решил что-то изменить в общении с детьми.

А о результатах этого разговора мы будем судить по рассказам детей, по их сочинениям, действиям и поступкам.

Спасибо всем за работу.



Предварительный просмотр:

Домашние задания с комфортом

Залог успешной учебы ребенка в школе — выполнение домашних заданий. И здесь многое зависит от того, насколько школьнику удобно заниматься дома, нравится ли ему его рабочее место.

О главном

Каковы бы ни были жилищные и материальные возможности семьи, могут ли родители выделить отдельную комнату для ребенка или только крошечный уголок в тесной квартирке, обустраивать пространство для самостоятельных занятий нужно вместе с ним. Это касается и первоклассников (у них уже вполне сформировались цветовые пристрастия, вкусы, а также творческие склонности), и тем более подростков. Им проводить долгие часы за этим письменным столом и не один год хранить свои тетрадки, книжки и прочие сокровища на конкретных полках.

Если родители прислушаются к мнению  детей на стадии оформления учебного места, а впоследствии не станут самовольно туда вторгаться (наводить порядок, проверять, где что лежит), этот рабочий уголок станет не только отражением вкусов и потребностей юных тружеников, но и местом, которое они будут воспринимать как свое личное пространство, где почувствуют себя комфортно и безопасно. А, значит, будут усаживаться за письменный стол с удовольствием, без отвращения и страха. Есть шанс, что эти чувства распространятся на сам процесс работы. И выполнение домашних заданий перестанет казаться неприятным моментом жизни.

Конечно, детские, особенно подростковые идеи, порой кажутся родителям диковатыми. Придется в чем-то смириться, найти компромиссные решения. Разумно создать мобильный интерьер, легко изменяемый, поскольку то, на чем сегодня ребенок упорно настаивает, завтра покажется ему совершенно неприемлемым.

Однако есть область, где компромиссы и временные решения недопустимы. Это вопросы здоровья и безопасности.

Прописные истины

Рабочее место школьника должно отвечать гигиеническим нормам, чтобы домашние занятия не превратили его постепенно в инвалида. Надо заметить, это случается чаще, чем мы думаем. По статистике, больше половины первоклассников приходит в школу уже с нарушенной осанкой, испорченным зрением. Представляете, что произойдет с позвоночником и глазами детей за 11 лет напряженной учебы, если мы не обеспечим их правильными столами, стульями, освещением?

Правильный стол.

Когда ребенок садится за правильный стол (ученика стоит взять в магазин для испытания выставленных в торговом зале образцов), то край столешницы оказывается на уровне его груди (согнутые в локтях руки горизонтально лежат на столе), а ноги стоят на полу (на подставке) под прямым углом, при этом между столешницей и коленями, между ногами и ножками стола (боковыми тумбами) остается достаточно свободного места, чтобы колени не упирались в стол снизу, чтобы легко было шевелить ногами. Хорошо, когда столешница чуть наклонена. Это помогает сидящему держать спину прямо, к тому же обеспечивает удобное для глаз положение книги, тетради. Размер поверхности стола позволяет расположить альбом в развернутом виде, подставку для карандашей.

   «Компьютерная» часть стола должна иметь специальные отделения для монитора (верхняя кромка монитора находится примерно на уровне лба, а нижняя — под углом около 30 градусов) и системного блока, выдвигающуюся снизу панель под клавиатуру. Пригодится также система полок для размещения периферийных устройств (принтера, сканера, компакт-дисков) и специальные места или отводы для проводов и кабелей (чтобы они не путались под ногами).

Большинству детей не нравится заниматься спиной к входной двери — это давит психологически и мешает сосредоточиться. Поэтому для правильного стола нужно выбрать в комнате нужное место

                        Правильный стул

Когда ребенок садится на правильный стул, его ноги упираются в пол (а не болтаются в воздухе), колени согнуты под прямым углом, выступающая часть спинки поддерживает поясницу (лучше, если верхняя часть спинки стула будет немного уже нижней), на сиденье достаточно места, чтобы ученик мог свободно вертеться, ерзать

Между краем сиденья и задней поверхностью голени помещается сжатый кулак, передняя часть сиденья чуть скруглена и слегка наклонена вниз, чтобы ноги не затекали. Хорошо, если у стула (кресла) есть подголовник: фиксируя положение головы, он не дает сутулиться. Пригодятся и подлокотники (стационарные или съемные), регулирующиеся по высоте над сиденьем и по внутреннему расстоянию между ними.

Кресло на колесиках особенно порадует мальчишек. Им необходимо двигаться даже во время выполнения домашних заданий. Девочки, скорее, обратят внимание на обивку, приятную на ощупь, красивого оттенка, на мягкость сиденья. И стол, и стул, конечно, должны быть сделаны из безопасных для здоровья материалов.

Понятно, что правильная мебель стоит недешево. А ребенок растет… Что же, каждый год покупать новые столы и стулья? К счастью, сегодня продается мебель, размеры которой можно менять, а значит, пользоваться ею много лет, не портя ни осанку, ни зрение. Подгонять стол по росту придется раз-два в год, а вот менять угол наклона спинки, высоту сиденья кресла ребенку захочется часто (особенно поначалу), и делать это он будет сам, без помощи взрослых. Поэтому важно обратить внимание на простоту и безопасность механизмов регулирования стульев.

Правильное освещение

Рабочее место ученика должно быть хорошо освещено. На солнечный свет в наших широтах особо рассчитывать не приходится. Конечно, замечательно, если естественный свет из окна попадает на стол (лишь бы не прямо в глаза и не со стороны рабочей руки). Но все же главная наша забота — искусственное освещение. Обязателен верхний свет (сильный контраст между освещенным рабочим местом и темной частью комнаты вреден для зрения) и настольная лампа, расположенная слева (если ребенок пишет правой рукой) или справа (для ребенка-левши). Вместо настольной лампы (в целях экономии места на столе) можно использовать лампу-»прищепку» или подвесную лампу на гибкой ножке, чтобы ребенок мог регулировать уровень освещенности стола. У лампы должен быть абажур (чтобы прямой свет не попадал в глаза), только не хрустальный: он создаст дополнительные блики, а это лишняя нагрузка для глаз.

Дети любят заниматься лежа, на ковре, на диване. Это не полезно для глаз, но неизбежно. Поэтому лучше позаботиться о том, чтобы эти пространства также были хорошо освещены (люстра — над ковром, над кроватью — бра), а не ругать ребенка за то, что он читает в темноте. Мальчикам необходимо более яркое освещение, чем девочкам. Иначе они быстро


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Родителям о детском чтении"

Каждый родитель обеспокоен тем, что дети не любят и не хотят читать. Это беспокоит и меня. Поэтому я решила рассказать родителям, почему дети теряют интерес к чтению и что надо делать, чтобы любо...

Родительское собрание "Родителям о внимании и внимательности"

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «РОДИТЕЛЯМ О ВНИМАНИИ И ВНИМАТЕЛЬНОСТИ» Цели: • познакомить родителей с особенностями психических процессов младших школьников; • изучить упражнени...

Родительское собрание "Родители - главные воспитатели"

Средствами совместного обсуждения различных семейных ситуаций подводим родителей к осознанию важности семейного воспитания....

Родительское собрание"Родителям о детском чтении"

В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учитель. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Че...

Родительское собрание"Родители первоклассников-первоклассные родители!"

Родительское собрание «Родители первоклассников – первоклассные родители»!Сценарий собрания составлен...

Родительское собрание "Родители - первые учителя своих детей "

Дети должны жить в мире красоты, игры ,сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. От того, как ребёнок будет ч...

Доклад для родительского собрания Родители -советчики, родители - друзья

в докладе расскрывается роль родителей в воспитании детей....