Родительское собрание "Родителям о детском чтении"
презентация к уроку (2 класс) на тему
Каждый родитель обеспокоен тем, что дети не любят и не хотят читать. Это беспокоит и меня. Поэтому я решила рассказать родителям, почему дети теряют интерес к чтению и что надо делать, чтобы любовь к чтению сохранить на всю жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Roditelyam_o_detskom_chtenii.ppt | 962.5 КБ |
Roditelyam_o_detskom_chtenii.doc | 675 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Чтение праздник души.
2. С. Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить, воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в раннем детстве.
«Испокон века книга растит человека»
Народная мудрость
Родители любят своего малыша, покупают ему игрушки, лакомства, водят в гости и на прогулки. Но не все знают, что не меньше, а порой больше ребёнок радуется тогда, когда родители читают ему книжку.
Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивать речь, память, воображение, то есть удовлетворяют потребность в развитии, заложенную самой природой. Отсюда радость познания.
Но есть и другая причина детской радости. Маленькие ребята жаждут общаться с родителями: вместе с мамой (папой) читали сказку, вместе переживали за добрых героев, вместе тревожились, печалились, радовались; вместе наслаждались дивным звучанием родного языка, открывая красоту и смысл слов.
Если ребёнку с первых лет жизни постоянно поют песенки, читают стихи и показывают картинки, то впоследствии его восприятию книги ничего не мешает – ни мультики, ни компьютерные игры… Он уже умеет принимать систему образов с листа, и другие системы образов не заслоняют, а лишь дополняют его мир.
Родители читают малышу книжки не только для того, чтобы развивать и позабавить его. С помощью книг они могут создать в своей семье умную и доверительную атмосферу, когда дети видят, что мама и папа любят читать, слышат, как они разговаривают между собой и с ними о книгах, радуются покупке интересной книги. Так с детства у ребят возникает положительный образ книги и чтения. Но это происходит не само собой, а как результат огромного родительского труда и терпения.
С малых лет хорошие книги внушают ребёнку добрые чувства и благородные мысли, побуждают к достойным поступкам. И этому их могут научить книги Пушкина и Андерсена, Лермонтова и Киплинга, Льва Толстого и Свифта, а также других писателей, пусть не великих, но талантливых и благородных.
Сухие наставления, прописные истины противны детям. Можно повторять детям каждый день: будь добрым, будь отзывчивым, будь прилежным, только толку не добьёшься. Но самые сложные и большие человеческие чувства могут придти к детям в рассказах о людях и событиях.
3. Вот как об этом сказал В.Высоцкий:
Если путь, прорубая отцовским мечом,
Ты солёные слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал,
что почём, -
Значит, нужные книжки ты в детстве
читал!
(«Баллада о борьбе»)
Чуткость ребёнка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, ещё до умения читать начинает складываться начитанность, в школу он приходит с обширным литературным багажом и умением воспринимать поэзию и прозу.
Дошкольный возраст благоприятен для воспитания вдумчивого чтения, потому что ещё нет гонки за сюжетом, свойственной подросткам, а есть внимание к подробностям и слову.
4. Культура обращения с книгой закладывается в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению.
В таких семьях существует традиция семейного чтения, когда изо дня в день, сколько помнит себя ребенок, в семье читают вслух книгу, интересную для всей семьи. Когда ребенок подрастает, то тоже включается в этот процесс. В таких семьях ребенок с самого раннего возраста видит, как почитается в семье книга, чувствует уважение членов семьи к читательскому интересу каждого; поэтому любовь к чтению у него проявляется как естественная необходимость, как потребность в пище и сне. Если же этого нет в семье, то не поздно еще начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения.
5. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка. Ещё лучше, если обстановка усиливает восприятие. Например, вечером, когда за окном темно и полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад, можно читать сказки. Никогда не надо переутомлять ребёнка. Читать следует не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, и как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать. Но не следует забывать, что ребёнок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Проводить чтения-беседы «Вопрос ответ»; вместе (хором) рассказывать сказки.
Беседа-чтение проходит интереснее, если ребенок попеременно - то отвечает, то сам задаёт вопросы.
6.Очень любят дети повторное чтение. Повторное чтение тренирует память и развивает речь. После многократных чтений ребёнок запомнит книгу и сможет проявить самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки. Любящие родители – первые слушатели и собеседники своих детей.
Когда ребёнок научится читать, читайте вместе с ним. Одну строчку читает он, другую строчку мама или папа, подсказывайте слова, где ребёнок запинается и вообще вдвоём веселее читать.
7. Но бывает и так: дошкольник любит книги, а, став школьником, не хочет читать.
8. Как и почему затухает интерес и привычка к книге, воспитанная в раннем детстве? Беда в том, что, едва ребёнок овладевает грамотой, ему перестают читать, ошибочно полагая, что тем самым побуждают к самостоятельному чтению. Это заблуждение. У ребёнка ещё слабая техника чтения, и он не может читать интересные для себя книги. Читать надо детям вслух не только всё дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником.
9. Необходимо определить интересы вашего ребенка: что ему нравится, чем он интересуется.
Вместе с ребенком постараться выбрать красочную, с крупным шрифтом книгу, которая соответствовала бы интересам ребенка, чтобы он смог прочитать ее легко, не запинаясь, и получить от этого удовольствие. Почувствовать успех. Это книги с небольшим текстом и большими буквами. Слабо читающие дети любят стихи, комиксы — стихи легче читать, а в комиксах много картинок и мало текста.
10. Обязательно надо слушать, как ребенок читает, а после чтения поговорить с ребенком о прочитанном, пусть он почувствует интерес — ему будет приятно. При беседе с ребенком необходимо стараться избегать критических замечаний относительно самого чтения и не задавать вопросов типа: «Что тут главное?», «Какова основная мысль рассказа?». Этими вопросами родители перешагивают через хрупкий момент личностного восприятия, нажимая сразу на понимание. Лучше спросить ребенка: «Что или кто тебе понравился или не понравился и почему?», «Какой цвет или запах может быть у этой сказки, стихотворения?», «Какую ты здесь услышал музыку?». Ребенок раскроет вам свои чувства, и вы постарайтесь тоже ответить на эти вопросы.
11. Разговаривать о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалить его за сообразительность и старание. Не уязвлять его самолюбие, если даже он что- то понял не так, как бы родителям хотелось. Поддерживать его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.
Обязательно надо ввести в распорядок дня ребёнка правило: читать друг другу ежедневно! Например: десять минут читает мама или папа, десять минут читает ребенок, затем снова мама или папа, а потом опять ребенок или кто- то еще из вашей семьи. И так изо дня в день, из года в год! И результат будет.
12. Для привития у ребенка интереса к чтению придумано немало хитростей. Вот некоторые из них. Чтобы сделать успешность ребенка в чтении наглядной, полезно вывесить на стене «Экран прочитанных книг», где ребенок сам будет отмечать прочитанные книги, или устроить выставку рисунков по мотивам прочитанных книг и предложить ребенку прокомментировать свои рисунки. Способен разжечь любопытство ребенка и такой метод. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается (Нет времени!). Заинтригованный ребенок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем.
13. А вот метод, который предлагает известный педагог Ш. Амонашвили. Суть его в том, что советы о том, что читать, дает ребенку Карлсон. Он шлет ему письма, от каких книг он сам без ума. Это «авторитетное» мнение любимого героя оказывает свое положительное действие. Ребенок с радостью берется за чтение, которое любит сам Карлсон.
14. Школьное детство проходит быстро. Лимит времени на чтение ограничен, как и объем восприятия. Поэтому приходится думать о предпочтениях. Непродуманный отбор книг может привести к невосполнимым потерям, потому что есть книги, которые надо прочесть в определенном возрасте, для другого возраста они не представляют интереса.
15. Как не пропустить для сына или дочери ни одной ценной книги и дать ее именно тогда, когда она особенно нужна? Для этого надо определить круг чтения на перспективу, сегодняшнюю и дальнюю, на все детство. В этом могут помочь библиографические справочники, которые бывают двух видов: одни предназначены руководителям детского чтения, родителям, библиотекарям, а другие — детям, и представляют собой увлекательные книги о книгах.
К пособиям первого типа относится книга, где основное внимание уделено классической литературе — отечественной и зарубежной. Познакомьте с ними своих детей. Маленький школьник с удовольствием просматривает детские библиографические справочники, но для этого он должен любить книги и знать их.
Очень хочется упомянуть детские книги, которые с интересом могли бы прочитать все дети. Сказочные: «Сказка о потерянном времени» и «Про двух братьев» Е. Шварца, «Старик Хоттабыч» Л.Лагина, «Маугли» Р. Киплинга, «Мэри Поппинс» П. Трэверс, Пеппи Длинныйчулок» А. Линдгрен. Особо можно выделить произведения о детях Ю. Сотника, Л. Кассиля, В. Крапивина, детскую фантастику и приключения К. Булычева, А. Беляева, Дж.Ролинга, Ж. Верна, М. Рида.
16. Ребенку нужна не только художественная, но и разноплановая познавательная литература: «Детская энциклопедия», книги о космосе и природе, палеонтологии и т.д.
Самое важное, что могут родители, — записать школьника в библиотеку и на первых порах вместе с ним посещать ее.
17. Мамы, папы, бабушки и дедушки!
Помните, что лучшим советчиком в воспитании детей является книга. Власть ее огромна. Книга — это знания, хорошие мысли, помощь в труде и учебе, отдых. Мало иметь хорошую книгу, надо научить детей пользоваться ею. Помните, что пользу приносит только разумное, хорошо организованное чтение.
18. Советы родителям о чтении в семье
- Чаще посещайте библиотеку сами, чтобы вместе с профессионалами подумать о чтении ваших детей, поговорить о лучших детских книгах, получить информацию о новых поступлениях.
- Познакомьтесь с литературой по вопросам детского чтения.
- Читайте вместе вслух.
- Помните, что дети любят перечитывать книги. Не стоит протестовать против этого.
- Воспитывайте у ребенка культуру общения с книгой:
- знакомьте его с правилами бережного отношения к книге, при необходимости организуйте мелкий ремонт;
- прививайте детям навыки работы с книгой.
- Не ограничивайтесь общением только в своей семье, чаще посещайте вместе с детьми библиотеку. Активно участвуйте в библиотечных, клубных, школьных мероприятиях.
- Специалисты библиотеки окажут квалифицированную помощь в подборке литературы, которая поможет в воспитании Ваших детей.
Чтение в жизни каждого культурного человека, занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино, не потерял интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение. Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги.
19. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна. Хорошая книга - и воспитатель, учитель, и друг. Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный невежда. Выражение “уметь читать” включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него. В. А. Сухомлинский отмечал: “уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам ”.
Только тот ученик “читает”, в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира. Это возможно только при условии овладения синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания.
20. Проблема становления навыка чтения, обучения восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения – одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения и ее успешное решение во многом зависит от первых шагов ребенка, обучающегося читать.
21. Изменившиеся социальные условия предъявляют иные, чем в прошлом, количественные и качественные требования к объёму и способу восприятия информации. Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Надеяться “на авось”, на то, что с годами беглость чтения придёт сама, не стоит. Младшеклассники находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости, они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения.
22. Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересует каждого учителя родителя. Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. Вслух долго читать невозможно, так как громкое чтение как средство извлечения информации нерационально. При чтении “про себя” скорость чтения намного возрастает. При этом ученые и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту.
23. Как же научить ребенка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста, к пониманию и запоминанию условия арифметической задачи, грамматического правила и задания при однократном чтении, научить вычленять главное в научно-познавательной статье, учебном тексте? Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся?
Наверное, каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения, стремится к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были наделены на то, чтобы двигать детей в их идейно-нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки.
24. И, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабочитающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать. И, в конечном счете, к отставанию в учебе. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
25. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.
26. Какие же упражнения использую в работе по совершенствованию навыков чтения? К ним относятся:
1) упражнения, направленные на развитие четкости произношения;
2) упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;
3) упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;
4) упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.
Предлагаются упражнения следующего вида:
а) разминка (артикуляционная гимнастика)
- вдох носом, выдох через рот;
- вдох, задержка дыхания, выдох;
- вдох, выдох по порциям.
б) упражнения для развития четкости произношения:
Самолеты взлетают: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползет змея: ш-ш-ш.
Муха бьется в стекло: з-з-з-з.
в) чтение шепотом и медленно:
ра-ра-ра – начинается игра,
ры-ры-ры – у нас в руках шары,
ру-ру-ру – бью рукою по шару.
г) чтение тихо и умерено:
арка арца
арта арда
арла арча
арса аржа
д) чтение громко и быстро:
гарь – парь – жарь
дверь – зверь – червь
е) чтение скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок.
Довольно часто на уроках использую такой вид работы, как чтение трудных слов с доски с последующим объяснением значения этих слов, чтение слов наоборот:
ецнлос
ансев
цясем
ж) чтение зашумленных слов:
снег зима
мороз вьюга
з) чтение наложенных друг на друга слов:
к) чтение согласных по таблице. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
ФЩМЖДШХЧМКПБРВС
ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу. Например:1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [о], 3 ряд – с гласным [у]. После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.
Следующий вид работы – чтение по таблице – треугольнику.
Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги: ма; мо; му; мы; ми (или смотрят на цифру 1 и читают все слоги).
Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “игра в прятки” и “мнимое слово”.
“Игра в прятки”: ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
“Мнимое слово”: учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах. Слабо читающему ученику больше помогает такой вид работы, как “чтение за диктором”. Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения.
Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.
27. В своей работе использую методику профессора И.П. Федоренко, которая способствует достижению результативности в обучении чтению. Она гласит, что при работе над книгой (при чтении) важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.
Что же зачастую наблюдается во многих семьях? Папа или мама усаживают своего сынишку – первоклассника, который плохо читает, у которого чтение вызывает затруднение, и говорит следующее: “Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи”. При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час – полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час – полтора очень трудной работы. Папа и мама допускают здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа – полутора за один прием.
28. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он и не любит читать. Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитывает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы, слайды: 2 строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку. Вполне можно рекомендовать этот прием обучения родителям, дети которых читают неохотно. Хорошо бы просмотр проводить перед сном, так как последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и то время, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Поэтому чтение перед сном дает хорошие результаты. В качестве средства современного обучения можно использовать компьютер. Сейчас разработано много образовательных программ для детей младшего школьного возраста.
29. Эффективным является хоровое чтение (жужжащее), когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Целесообразно проводить ежеурочные пятиминутки чтения.
30. Наиболее эффективные из системы И. Т. Федоренко упражнения:
- многократное чтение;
- чтение в темпе скороговорки;
- выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
31. Все три упражнения проводятся коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), вполголоса. Проводится это практически таким образом. После того как начало нового рассказа прочитано и осознано, осмыслено детьми учитель предлагает начать чтение всем одновременно, продолжать в течении 1 минуты. По истечении 1 минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста, при этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, сравнивает результаты. Естественно, что во второй раз он прочитал больше. Это вызывает у детей положительные эмоции и им хочется читать еще раз. Однако более 3-х раз не следует читать один и тот же отрывок, лучше изменить характер упражнения и поупражнять на этом же кусочке текста артикуляционный аппарат.
32. Это чтение в темпе скороговорки, при этом требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны “проглатываться” учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем мы останавливаем учеников и начинаем третье упражнение: читайте текст чуть медленнее, зато красиво и выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо. Чудо это состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей ненадолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2-3 недели чтение ребенка заметно улучшится.
33. Надо стремиться достигнуть скорости 80 – 90 слов в минуту уже к концу 2 класса, к середине 3 класса вывести большую часть детей на уровень 120 слов в минуту, во 2 полугодии 3 класса основное внимание уделять отстающим ученикам. Перед детьми поставлена цель: постепенно достичь чтения 120 слов в минуту. Надо, чтобы ребенок постоянно видел свое приближение к цели. Поэтому в конце урока отводится несколько минут для самостоятельного замера скорости чтения. Все читают одну минуту и подсчитывают количество прочитанных слов и записывают в “Таблицу достигнутых результатов”. Дети должны видеть свои достижения.
34.
Дата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скорость чтения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество ошибок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
35. Активное чтение - учебный прием при выполнении устных уроков
- Цель первого чтения - самая общая ориентировка в материале.
- Цель второго чтения - возможно более полно и глубоко уяснить материал. На этом этапе происходит тщательная мыслительная работа, особенно углубленная в местах, вызывающих затруднения.
- Цель третьего чтения - запоминание.
- Цель четвертого (последнего) чтения - контроль. Ученик стремится выявить недочеты припоминания, найти образовавшиеся пробелы, установить, не выпало ли что-нибудь существенное.
36. Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. Поэтому родителям предлагаю следующие рекомендации:
1.Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.
2.При выборе книг опирайтесь на желания ребенка.
3.Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками.
4.Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно-фантастическая, рассказы, стихотворения, басни, фольклор.
5.Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка.
6.Надо организовать семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.
7.Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера.
8.Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко.
9.Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять детей, не притуплять интереса к чтению.
10.После чтения важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывать ему свои мысли о прочитанном.
11.Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка.
12.И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать ребенка любить книгу.
Анкета для родителей
Ф.И.О. ___________________________________ | Ф.И.О. ___________________________________ |
Есть ли у ребенка личная библиотека? | Есть ли у ребенка личная библиотека? |
Сколько в ней книг? | Сколько в ней книг? |
Какие газеты и журналы выписываете для детей? | Какие газеты и журналы выписываете для детей? |
Как Вы прививаете своим детям интерес к книге? | Как Вы прививаете своим детям интерес к книге? |
Какие книги вызывают наибольший интерес у детей? | Какие книги вызывают наибольший интерес у детей? |
Какие произведения читались вслух или обсуждались в семье? | Какие произведения читались вслух или обсуждались в семье? |
Рассказывает ли ребёнок Вам о прочитанных книгах? | Рассказывает ли ребёнок Вам о прочитанных книгах? |
Отведены ли в режиме дня школьника специальные часы для самостоятельного чтения? | Отведены ли в режиме дня школьника специальные часы для самостоятельного чтения? |
Как помогает чтение ребенку в его учёбе? | Как помогает чтение ребенку в его учёбе? |
Какие положительные качества развивает у ребёнка чтение? | Какие положительные качества развивает у ребёнка чтение? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание"Родителям о детском чтении"
В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учитель. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Че...
Заседание ШМО по теме"Проблема детского чтения" Родительское собрание по данной теме
Данный материал поможет провести заседание МО учителей начальных классов по наиболее больной теме. Так как проблема чтения в настоящее время стои очень остро. Так же предлагаю материал для проведения ...
К родительскому собранию: "О детской жестокости"
Вспышки жестокости у детей не обязательно связаны с агрессией. У некоторых агрессивных детей вовсе нет намерения обижать других. Они не умеют сдерживать свои чувства и делают выпад, после чего горько ...
Проблема стилей родительского воспитания.Трудности детско – родительских взаимоотношений в процессе воспитания младших школьников
В статье представлены следующие моменты: группы семей по типу родительского отношения к ребенку; термины благополучная и неблагополучная семья, четыре параметра родительского п...
Ценность детского чтения, детского сочинения сказок, как средства образования и воспитания школьников.
Если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с ра...
Родительское собрание "Детское чтение" (1 класс)
Родительское собрание "Детское чтение" (1 класс)...
Комментарии
Спасибо за грамотно
любовь к чтению