Режим дня в жизни младшего школьника
статья (1 класс) по теме
Роль режима дня в сохранении здоровья и успешного обучения младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rezhim_dnya_mladshego_shkolnika.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Режим дня в жизни младшего школьника
«Первое Сентября!
Первое Сентября –
Первый день
Календаря,-
Потому что в этот день
Все девчонки
И мальчишки,
Городов
И деревень
Взяли сумки,
Взяли книжки,
Взяли завтраки
Под мышки
И помчались в первый раз-
В класс!»
Все мы хорошо помним эти строки стихотворения С.Маршака. Начало школьной жизни ребенка - важное событие в жизни каждой семьи. Радость и гордость охватывают родителей, когда они провожают своих маленьких первоклассников на первую щкольную линейку. Но мало кто задумывается о том, что впереди экзамен на зрелость семьи, в которой этот первоклассник растет и развивается.
От того, как маленький человек сумеет приспособиться к новым школьным условиям обучения, зависит психологическое состояние, успеваемость и, конечно, его здоровье. 10% детей, поступающих в первый класс, уже имеют нарушения зрения различной тяжести. После первого года обучения в школе только 20 – 25% первоклассников остаются здоровыми. К концу первой четверти худеют 18% учащихся-первоклассников. 25% первоклассников жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желание учиться. Треть первоклассников имееют различные нарушения осанки, которые усугубляются в первый год обучения. Лишь 30% первоклассников выдерживают ночной норматив сна.
Что же так ухудшает физическое здоровье и эмоциональное состояние ребенка? Причин может быть много, и одна из них: несоблюдение режима дня школьника. Некоторые родители скептически относятся к самому понятию «режим дня» и не понимают важности обсуждаемых вопросов:
- Считаете ли вы необходимым условием успешной учебной деятельности вашего ребенка выполнения им режима дня?
- Ваш ребенок встает сам или вы его будите?
- Он встает охотно или с трудом?
- Как вы на это реагируете?
- Занимаетесь ли вы закаливанием ребенка?
- Делает ли ваш ребенок зарядку?
- Увлекается ли ребенок телевизором, компьютером?
- Гуляет ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе?
- Ваш ребенок делает уроки сам или вы ему помогаете?
- Как долго по времени делает уроки ваш ребенок?
- Посещает ли ваш ребенок кружки?
- Что вы делаете для того, чтобы ребенок чувствовал себя здоровым и бодрым?
Если родители честно ответят на эти вопросы, можно проследить закономерности, по которым живет организм их ребенка, что позволяет ребенку сохранять или не сохранять физическое и эмоциональное равновесие. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. У первоклассника работоспособность снижается довольно быстро, о чем свидетельствует общее двигательное беспокойство. Через 15-20 минут после начала урока дети начинают отвлекаться, вертеться. Это же самое происходит дома во время приготовления домашних заданий. Двигательное беспокойство — защитная реакция детского организма, который как бы отключается, дает себе отдых, не доводит до утомления. Окрики, упреки не помогают, поскольку ребенок не отдает себе отчет в том, почему это с ними происходит. Только спланированное переключение с одного вида деятельности на другой может предотвратить утомление и удержать внимание ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:
- рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
- снижение количества правильных ответов на уроке, даже если ребенок выучил материал урока;
- увеличение количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
- изменения почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.
Задача родителей: предупредить переутомление и способствовать такой организации жизни ребенка, которая позволит устранить причины утомления. В теории все знают, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Но на практике четко организовать и спланировать день школьника довольно сложно. Правильный режим дня – это рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. 19.30 – 20.30
Рационально организованный режим дня для младшего школьника выглядит примерно следующим образом:
Время | |
|
|
Зарядка, умывание, уборка постели | 7.30 – 8.00 |
Завтрак | 8.00 – 8.20 |
Дорога в школу | 8.20 – 840 |
Занятия в школе | 9.00 – 13.00 |
Прогулка на свежем воздухе | 13.00 – 14.00 |
Обед, отдых, помощь по дому | 14.30 – 16.00 |
Приготовление уроков | 16.00 – 17.00 |
Свободное время | 17.00 – 19.00 |
Ужин | 19.00 – 19.30 |
Свободное время | 19-30 - 20.30 |
Личная гигиена, подготовка ко сну | 20.30 – 21.00 |
\
Что значит рациональный режим дня?
Это достаточное по времени пребывание ребенка на воздухе, рациональное питание, здоровый сон. Ещё несколько месяцев назад эта проблема в значительной мере решалась за счёт детского сада. А вот теперь большую часть суток дети находятся дома и меньшую – в школе.
Остановимся подробнее на основных моментах.
Начнём с режима питания. Он обеспечивается 5-ю приёмами пищи – один из них в школе. Первый завтрак необходим до ухода в школу, но не через силу, а по желанию. А если ребенок не хочет? Попробуйте поднимать на 30 минут раньше. Зарядка под музыку не только разбудит ребенка ото сна, но и аппетит. Если не хочет, не заставляйте через силу, ведь с утра гораздо важнее мир, покой и хорошее настроение. Второй завтрак обычно проводится после второго или третьего урока. Обед лучше всего организовать после отдыха ребёнка, сразу после уроков его не следует проводить, т.к. дети едят без аппетита. После 40-45 мин. выполнения домашнего задания целесообразно дать ребёнку полдник. Ужина тоже может быть два. Один около 18-19 ч., а другой за час до сна. Он способствуют лучшему засыпанию. По калорийности принимаемой ребёнком пищи наиболее существенными являются завтраки и особенно обед.
Вообще нужно соблюдать простое правило: детей нужно кормить понемногу, но часто. Нельзя допускать переедания. Родители просто обязаны обеспечить ребёнку первый завтрак перед уходом в школу, а после его возвращения домой – первый и второй ужин.
Другой не менее важный момент – необходимо часть времени суток выделить для обязательного пребывания ребёнка на свежем воздухе. Непрерывное пребывание ребёнка на улице не должно превышать 1,5 часа. Слишком долгие прогулки и большие физические нагрузки снижают работоспособность. В этом случае увеличивается количество ошибок, уменьшается объём выполняемой работы, на приготовление уроков, после такого отдыха, уходит больше времени, чем после рационально организованного.
Особое внимание нужно обратить на такой этап режима дня, как приготовление домашнего задания. С самого начала приучайте школьника садиться за уроки в одно и то же время. Будьте готовы к тому, что на первых порах это потребует напоминаний и строгого постоянного контроля. Очень важно ограничить время приготовления уроков. Многочасовое выполнение домашних заданий не только не способствует усвоению материала, но и приводит к переутомлению. Максимальная продолжительность работы у младших школьников не больше 30 минут. Лучшее время для приготовления уроков — 15-16 часов. Через каждые 25-30 минут необходим перерыв для восстановления работоспособности. Начинать готовить уроки надо с менее сложных, затем переходить к самым трудным. Время, отведенное на приготовление уроков, не должно превышать одного часа. Лучше, если ребенок занимается в течение получаса, после чего следует физкультминутка. Возможно, задание не будет выполнено идеально. Но давайте задумаемся, что для нас важнее: здоровье ребенка или одна безупречно написанная строчка?
И, конечно же, мы не можем не говорить о гигиене сна. Для каждого возраста существует определенная гигиеническая норма сна. И сколько бы специалисты не спорили о норме сна для взрослого человека, никто не ставит под сомнение необходимость полноценного сна первоклассников. Это 11-12 часов в сутки. Младшим школьникам, даже абсолютно здоровым, необходим дневной сон. Но если вашему ребенку уже больше семи лет и вы не имеете возможности построить его режим дня с дневным сном, то для полноценного отдыха организма крайне важно обеспечить не только необходимую продолжительность ночного сна, но и достаточную его глубину. Для этого необходимо соблюдать ряд правил: нужно приучать детей вставать и ложиться в одно и тоже время. Более быстрому засыпанию способствуют условные рефлексы на обстановку сна: расслабляющие ванны с солями или травами (пустырником, шалфеем). сказка на ночь, любимый мишка, поцелуй мамы.
Перед сном следует исключить возбуждающие игры, усиленную умственную работу. Время после ужина должно протекать в спокойной обстановке, исключающей сильное возбуждение. Хорошо перед сном на 20-30 мин. выйти на прогулку. Более быстрому засыпанию и глубокому сну способствует свежий прохладный воздух в помещении, где спит ребёнок.
Все эти несложные советы помогут правильно организовать режим дня и сохранить здоровье наших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Режим дня в жизни младшего школьника
Полезная информация для родительских собраний....
Режим дня в жизни младшего школьника
Полезная информация для родительских собраний....
Телевизор в жизни младшего школьника
Телевизор в жизни младшего школьникаВлияние телевидения на детей огромно: 1. Телевизор, к сожалению, не стал помощником в приучении к работе над книгой. Даже наоборот, предоставляя возможность усва...
Из опыта работы. Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе
Представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни в спортивных классах.Противоречия, цели, задачи, тема опыта....
Родительское собрание "Режим дня в жизни младших школьников"
Задачи собрания:Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника.Убедить родителей в необходимости формиров...
Здоровый образ жизни как один из способов формирования стиля жизни младших школьников
Статья посвящена актуальной теме формировния здорового образа жизни младших школьников...
Режим дня в жизни младшего школьника.
В данном видеоролике представлен материал, связанный с режимными моментами и предназначен для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ....