«Как избежать неприятностей»
материал (1 класс) по теме

Шкилева Ирина Николаевна

Методическая разработка направлена на формирование у детей навыков безопасного поведения и умения предусматривать последствия опасных развлечений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по предупреждению детского травматизма

«Как избежать неприятностей»

Пояснительная записка .

        Методическая разработка по предупреждению детского травматизма «Как избежать неприятностей» разработана  для детей младшего школьного возраста и рассчитана на два года обучения.

        Методическая разработка направлена на формирование у детей навыков безопасного поведения и умения предусматривать последствия опасных развлечений.        Предупреждение детского травматизма – одна из наиболее актуальных проблем современности. Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения в быту, на производстве, на улице. В этих особых условиях особую актуальность приобретает необходимость формирования у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретению ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях. Наиболее результативно такая подготовка осуществляется в дошкольном и младшем школьном , т.к. детям легче привить мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил поведения дома, на улице, в детском саду, на природе, а затем в обществе.

        Данная методическая разработка  разработана на основе программы “Основы безопасности детей ” Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л., Стеркиной Р.Б. с использованием системы работы по предупреждению детского травматизма на основе русских народных и авторских сказок.

Цели методической разработки

  • формирование у детей правил поведения в быту, умения адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях;
  • формирование ценностей здорового образа жизни, необходимость которых продиктована современной экологической ситуацией, ухудшением состояния здоровья детей;
  • формирование у ребенка бережного отношения к природе и ее обитателям.

Задачи методической разработки

  • выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит безопасность ребенка;
  • находить адекватные способы объяснения детям этих правил и слежение за их выполнением;
  • рассказать детям о различных взаимоотношениях между людьми, о причинах возникновения различных эмоций (страх, испуг, злость и т.д.);
  • научить выходить из трудных жизненных ситуаций или внутренних конфликтов;
  • закрепить знания об опасных предметах, правилах поведения в общественных местах и на проезжей части;
  • обсудить всевозможные способы вызова помощи в критических ситуациях;
  • призывать детей к здоровому образу жизни, объясняя специфику человеческого организма и его потребностей.

Условия реализации задач

  • Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды, созданной в начальной школе, которая включает: уголки безопасности в классах; информационные уголки для родителей; познавательно-агитационные материалы; иллюстративные стенды для детей и взрослых;
  • успешной реализации работы способствуют: чтение художественной литературы, беседы, экскурсии, дидактические и сюжетно-ролевые игры.

Прогнозируемые результаты

  • знания об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
  • развитие основ экологической культуры ребенка и становление у него ценностей бережного отношения к природе, а также строению человеческого организма;
  • формирование ценностей здорового образа жизни;
  • знания основ безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.

Этапы реализации:

Работа  состоит из четырех связанных между собой блоков: “Ребенок и другие люди”, “Ребенок на улице”, “Здоровье ребенка”, “Ребенок и природа”.

Время проведения занятий: вторая половина дня.

Продолжительность практических занятий: длительность занятий – 30 мин. Количество участников: дети начальных классов без специального отбора (по подгруппам до 15 детей).

Возраст детей: работа  с детьми младшего школьного возраста

Формы обследования: Обследование детей проводится два раза в год – до и после начала этапа обучения в форме бесед, наблюдений, игр-занятий, разбора проблемных ситуаций, что позволяет избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни.

Учебно-тематический план

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1-й год обучения

1.

Ребенок на улице

2 ч 05 мин

50 мин

1 ч 15 мин

2.

Ребенок и другие люди

50 мин

20 мин

30 мин

3.

Здоровье ребенка

2 ч 05 мин

50 мин

1 ч 15 мин

4.

Ребенок и природа

1 ч 40 мин

40 мин

1 ч

Всего:

По первому году обучения

6 ч 40 мин

2 ч 40 мин

4 ч

2-й год обучения

1.

Ребенок на улице

5 ч

1 ч 40 мин

3 ч 20 мин

2.

Ребенок и другие люди

4 ч

1 ч 20 мин

2 ч 40 мин

3.

Здоровье ребенка

2 ч 30 мин

50 мин

1 ч 40 мин

4.

Ребенок и природа

2 ч 30 мин

50 мин

1 ч 40 мин

Всего:

По второму году обучения

14 ч

4 ч 40 мин

9 ч 20 мин

Итого по курсу обучения:

20 ч 40 мин

7 ч 20 мин

13 ч 20 мин

Методическое обеспечение.

“Формы и методы работы с детьми, методики и технологии не являются раз и навсегда зафиксированными и постоянными” - отмечал в своей теории педагогической логики А.С.Макаренко. Поэтому для  меня важно соотнести выбираемые технологии обучения и воспитания с особенностями каждого ребенка и детского коллектива. Общий принцип выбора методов – гуманизм отношений педагога и воспитанников.

        Внешнее выражение педагогического процесса основывается на таких формах обучения, как:

  • традиционные занятия;
  • игровые занятия.

Методы и приемы:

Методы формирования познания

Методы организации деятельности формирования опыта поведения

Методы стимулирования деятельности

Методы контроля, самоконтроля, самооценки

объяснение; разъяснение; беседа; рассказ; пример

упражнение; тренировка; приучение; поручение; воспитывающие ситуации

поощрение; порицание; одобрение; похвала; соревнование; контроль

педагогическое наблюдение за детьми; беседы

Методы и приемы применяются в единстве с определенными средствами обучения.

В качестве дидактического материала используется:

1. Демонстрационный материал “Как избежать неприятностей”.

2. Демонстрационный материал “Уроки доброты”.

3. Демонстрационный материал “Уроки Вежливости”.

4. Демонстрационный материал “Я развиваюсь”.

5. Демонстрационный материал “Транспорт”.

6. Настольные игры:

- Основы безопасности на дорогах

- Лото “Транспорт”

- Домино “Дорога”

- Занимательная дорожная азбука

- Лото “Основы безопасности”

- “Правила дорожного движения”

- “Лото вежливости”

- Игра-лото “Семья”

- Игра “Дорожные знаки”

7. Раскраска “ОБЖ для детей”.

8. Пособие “Мое тело”.

9. Подвижные игры: “Светофор”, “Стоп”, “Знакомый, свой, чужой”, “Веселый трамвай”, “Спасатели”, “Семья”, “Больница”, “Воробышки и автомобиль”, “Разноцветные автомобили”, “Съедобное-несъедобное” и др..

Список литературы для детей и родителей

  1. З.Александрова “Про девочку “Да” и мальчика “Нет”.
  2. С.Михалков “А что у вас?”, “Дядя Степа милиционер”.
  3. Граубин “Спички”.
  4. А.Барто “Стекло”, “Медвежонок - невежа”, “Девочка чумазая”.
  5. К.Чуковский “Мойдодыр”, “Котауси и Мауси”, “Путаница”.
  6. РНС “Колобок”, “Снегурочка и лиса”, “Гуси-лебеди”, “Петушок – золотой гребешок”.
  7. Т.Д.Нуждина “Зубная щетка”, “Мыло”, “Вилка”.
  8. А.Н.Толстой “Саша был трус”.
  9. Е.Казаков “Чик-чик ножницами”.
  10. Ю.Пермяков “Торопливый ножик”.
  11. Г.Остер “Вредные советы”.
  12. Н.Найденова “Наши полотенца”.
  13. Н.Носов “Автомобиль”.
  14. П.Образцов “Лечу куклу”.
  15. Е.Пермяков “Про нос и про язык”.
  16. Л.Толстой “Пожарные собаки”, “Пожар”.
  17. С.Маршак “Рассказ о неизвестном герое”, “Кошкин дом”, “Сказка о глупом мышонке”.
  18. Ш.Перро “Красная шапочка”, “Золушка”.
  19. Т.Шишкова “У страха глаза велики”, “Смелый трусишка”.
  20. В.И.Туралина, И.В.Журавлева “Сережа и Тимоша – поучительная история двух друзей”.
  21. “Сказка про город дорожных знаков”.
  22. Ю.Тувим “Овощи”.
  23. И.Ю.Светенко “Правила Пети Иванова”.
  24. С.Волков “Про правила дорожного движения”.
  25. Книга-пособие “Здравствуй, друг, дорожный знак”.
  26. Р.П.Бабкина “Мой друг - Светофорик”.
  27. “Сказка про город дорожных знаков”.
  28. В.Осеева “Волшебное слово”.
  29. Стихи, загадки, пословицы, поговорки.

Список использованной литературы

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.. Безопасность. – Спб.: “Детство-Пресс”, 2004.
  2. Волкова В.А., Соколова Н.Б. Воспитательная система ДОУ. – М.: ТЦ СФЕРА, 2007.
  3. Голицина Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. – М.: “Мозаика-Синтез”, 2005.
  4. “Истоки”: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. – М.: 2001.
  5. Князева О.Л. “Я-ты-мы”. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. – М.: “Мозаика-Синтез”, 2003.
  6. Козлова С.А.. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. – М.: “ЛИНКА - ПРЕСС”, 2000.
  7. Черенкова Е. Добрые слова. Уроки этикета и вежливости для детей. – М.: ООО “Издательство ДОМ.XXI век”.
  8. Фролова Н.Г., Пустовалова О.П. Социальное развитие детей 3-7 лет. Блочно-тематическое планирование. – Волгоград: Учитель, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как избежать неприятностей?

Цель:Формировать у детей умение беречь свою жизнь и здоровье,  избегая опасных ситуаций....

Как избежать неприятностей?

Цель:Формировать у детей умение беречь свою жизнь и здоровье,  избегая опасных ситуаций....

классный час"Как не прослыть неприятным человеком"

Классный час поможет детям задуматься о самих себе, исправить своих недостатки...

чтобы избавиться от неприятных ощущений.

В древнем Китае считали, что на теле человека существуют точки, надавив на которые, можно избавиться от неприятных ощущений. А с вами это работает?...

Познавательный час "Неприятности, которые нас подстерегают на улице."

Занятие по беопасности, поможет закрепить и уточнить знания детей о всех возможных опасностях, которые их подстерегают....

Сказка по пожарной безопасности "Зайкины неприятности"

Это мероприятие для детей младшего школьного возраста. Оно учит детей правилам пожарной безопасности....

Методические рекомендации по правилам безопасного поведения «Домашние опасности или как избежать неприятных ситуаций дома»

Методические рекомендации по правилам безопасного поведения «Домашние опасности или как избежать неприятных ситуаций дома»...