Наши праздники
план-конспект занятия (3 класс) по теме
Здесь можно найти материал для ознакомления учащихся с праздниками жителей шоршельского поселения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 45.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема- «Тёван ял уяв.сем»
Т.ллев.сем- Ачасем тёван вырёнсем: унта пурёнакан =ынсен йёли-й.рки =инчен п.лнине анлёлатасси: тёван к.тесе: тёван =.ршыва юратма: халёхён ырё йёли- й.ркисене упрама в.рентесси?
1 Пир.н класра таврари 3 ял ачисем Уплертен: Шушёлсем тата Лапри Чёршкасси ял.нчен? Уплер ял.нчен – Ксюша? Вёл пире хёй.н ял.пе паллаштарать?
2? Уплер? (Презентаци кётартать : каласа парать?)
Ку манён тёван ял- Уплер?
Пир.н кил? Вёл =ырма х.рринче ларать?
Ял варринче магазин пур? Ун =ум.нче вёр=ёра вилн. салтаксене хисеплесе лартнё палёк?
Акё ялти фельдшер пунктч.?
Ку вара пир.н ял клуб.? Унта эпир концертсем куратпёр?
Сир.н умра пир.н ялён Аслё урам.?
Вёрман х.рринче- ял п.ви: ачасен юратнё вырён.? Кунта эпир шыва к.ресе савёнатпёр: пулё тытатпёр?
Ял =.нелсех пырать? +амрёксен урам.нчи =.н. =уртсене куратёр?
Тим.р=.сен урам.? Ку ял в.=.?
3? Хал. Шуршёл ачисем хёйсен ял.пе паллаштара==.?
(Сёвёсем каланё хушёра ял =инчен презентации кётарта==.)
Хамёр ялён кун-=улне
Камран ыйтса п.лем-ши
Кёсёкланап эп. те
Т.л.нмелле =ут т.нче!
Хё=ан: м.нле =улта
Пу=ланннё ял кунта
Кам лартнё- ши т.плесе
Кил- =урт =ак вырёнта
+.р- пин ыйту пу=ра
Хурав. ё=та- ши
Пулар т.пчев=.сем
Тупар хамёр хуравсем
Шуршёл ял. паллё ял
Курмалли кунта нумай
Авё +авал курёнч.:
Атёл пекех туйёнч.?
Аслё +авал илемре:
Улёх.сем чечекре
Йёмрасем те \се==.
Яла илем к\ре==.
Тах=ан авал =ак енче:
тетч. пир.н асанне:
+е=ен хирсем хумханнё:
С.м вёрмансем кашланё?
Ват юманлёх =ум.нче:
Шоршу шыв. х.рринче
Пир.н ял пу=ланнё: тет?
Авё пёх- ха =ул =ине:
Т\пене карап в.=ет
Карап мар: ракета: те==.?
Эп те \ссен у=лёха
Хёпаратёп: курёр- ха!
Андриян пекех пулап:
Яла чапа кёларап?
+итет ахаль кала=са
Утар хал. малалла?
Ак кунта культура =урч.?
Ак ку вара пир.н шкул:
П.л\ пух та ёслё пул!
Сылтёмалла- =.н урам?
Ай- уй : ытла пит пуян?
Реч.пех капмар =уртсем:
Кил ум.нче машинсем???
Кунталла пёхсан- кантур:
Ял совеч. кунта пур?
Акё кунта манён кил?
Анне пёхать: куртёр- и
Хапхаран тухсан т\ррех:
тетч. пир.н асанне
Мён йёмрасем х\ттинче
Йывё= кил- =урт курённё:
Унта улттён пурённё:
Ашш.: амёш: тват ача?
Чи асли пулнё Иван:
К.=.нреххи- Андриян:
Пет.р тен. теприне:
Пурте савнё йёмёкне?
Хал. кунта пир.н =урт?
Ах: айван та эс: Ленук!
Йывё= =урч. музейра:
М.нш.н тесен =акёнтан
+ула тухнё Андриян?
Атьёр- ха =ак урампа
Утса анар аната
Кив. музей =урт.нче
Чирк\ хал.- вёт т.нче!
Тупнё м.н т.л.нмелли
Ку =урта м.н .л.крен
Чирк\ валли лартнё: тет
Чирк\ хупсан п.р =ултан
Кунта шкул та пулнё: тет?
Андриян та в.ренме
=ак шкула =\рен.: тет?
+.н. шкул туса лартсан
Кунта музей у=нё: тет?
Халь вара каллех чирк\
Ваттисемш.н лайёх ку?
Хал. .нт. шёпланар:
Палёк патнелле пырар
Вёр=ёра вилнисене
Чечек хурса хисеплер?
Лаприкасах анар мар
Музей патнелле каяр?
Пысёк та капмар кермен:
Кам кёна кунта килмен
Президент: министрсем:
Мускаври космонавтсем?
Эпир =уралнё урамсем
Епле илемл. те хитре:
Асаттесем те аттесем
Юратнё =ак =.ре?
Тёван =.ре упра: юрат:
Тёван =.ре чысла?
Вара сан пурёнма юрать:
,=ле: ташла: юрла!
4? Шуршёл =инчен юрё юрла==.?
Эп =уралнё тёван ял-
Юнашар юхать +авал?
Т\р. вёрём урамсем:
Еш.л тумлё йёмрасем?
Эп =уралнё тёван ял-
М.н тери илемл. ял!
+ук ни=та та сан пеки:
Шуршёл - эс. чи хакли?
5 Лапри Чёршкассипе Денис паллаштарать
Сёрт айлём.нче вырна=нё
Манён тёван ял
+уталса юхать мёна=лён
Юнашар +авал?
Савнё ялём: Чёршкасси
Асёмрах: умрах
Урёх пур –ши =.р =инче
Сан пекки татах
7? +ак таврари халёхсем яланах туслё пурённё? П.рле .=лен.: вёйёсене пу=тарённё? Ачасем те аслисенчен юлман
Ташё «Илемл.-илемл.»
(П.р вёйё выля==.)
1-м.ш ача Ё=та савёнё=-унта кулё?
2- м.ш ача Ё=та кулё- унта вёйё?
3- м.ш ача Ё=та вёйё- унта юрё
П.р ача М.нле вёйё выляр-ши ачасем
Ар=ын ача Атьёр: =.р. вале=мелле выляр
Ачасем Выляр! Выляр!
Ар=ын ача Эп. =.р. вале=ет.п?
Алтать: палтать: тенки =апать
Кам телейл. - =ав тухать
(Кам патне шутласа =итн.: =ав ку= хупать? +.р. паракан. =ав хушёра =.рре п.р ачана парать)
Ар=ын ача +.р. камра: Чиперук?
Чиперук +.р. Машёра!
Ар=ын ача Чиперук п.леймер.!
Ачасем Кик: кик: кик: чунём!
Йёрём-йёрём шутарём
Шутар пике татарём
М.н тёватён : Чиперук!
Чиперук Сёпка юрри юрласа паратёп? Эсир вара манна пулёшёр?
С.м вёрман. каш та каш
Сулхён =ил. ваш та ваш
Эс ан =уйёх: ан =ухраш:
+ывёр: п.ч.к=. чёваш! (Х.р ачасем пуканесемпе юрё юрла==.)
2 класс? Вёйё
Сик- сик- сик: чунём
Ярём-ярём шутарём
Шутар пекки тутарём
М.н тёватён: Саша
(Алё =ёватён: урай шёлатён: =.лет.н)
3 Класс? Юрё «Чёваш ачи»
(Шуршёл =инчен презентации малалла кётартмалла)
9? Уявсенче те п.рле савённё ку тёрёхри =ынсем?
Доска =инче чёваш уяв.сен яч.сем%
сурхури:
кёшарни:
=ёварни:
мёнкун:
акатуй:
=им.к:
ч\к:
к.р сёри - =ак уявсене юратсах уявланё?
Женя Петрова хёй.н проект .=.пе паллаштарать
Эп. Шуршёлта пурёнатёп? Манён кукамайпа кука=и те =ак ялтанах? В.сем ял пурнё=не яланах хастар хутшённё? ,=ре те: уявра та халёхпа п.рле? В.сем =инчен эп. пысёках маар проект .=. хат.рлер.м? Сён \керч.ксен альбомне пухрём
Кунта в.сем =ёварни уявне хутшённи =инчен Яла карусель те килн.? Ял халёх. Уяв вёхёт.нче спектакль лартать?Манён кукамай =ёварни карчёккине =унтарасшён? Манён кука=и ш\т тума юратнё7 Ку \керч.кре вёл фокус кётартать?
Учитель% Ачасем: альбомне переменёна тухсан тытса у=са пёхма пултаратёр
10? Шуршёлсем 90 –м.ш =улсенче х.ле ёсатнине =уркуннене к.тсе илнине - =ёварнине анлён уявланё? Ку уяв Мартён 8 –м.ш кун.пе тан килетч. +авён =инчен эп. сире теми=е фрагмент кётартса хёварасшён?
(Киноролик фрагментч.сем)
11? Пурнё= улшёнсах пырать? Унпа п.рлех =.н. уявсем те хутшёна==. 8? АГНиколаев космоса в.=ни ялсене ытларах п.рлештерн.? А Г Николаевпа =ыхённё уявсем (Космонавтсен кун.: АГниколаев =уралнё кун.? +улла АГНиколаев космоса в.=ни 50 =ул =итнине паллё турёмёр? К.ркунне «Космическая миля» текен кросс пулч.)
М.нле =.н. уявсем п.лет.р: ачасем?
_Ваттисен кун.?
_Аннесен кун.?
Аннесн кун. =итет?
Аннесене юратса п.р юрё юрласа парар –ха?
Анне?
1? П.ррем.ш сёмахсем
П.ррем.ш утёмсем
+уратнё эс пире
Ялан эс ч.рере
2? +уратнё мана анне
Юратнё мана анне
Упрап чипер сённа
Ачашлёттём сана
Припев%
Анне –х.вел ёшши
Анне – кун- =ул т.шши
Пуринш.н те асли
Анне ялан кирли
12?Ачасем? эсир анн\сем вали открыткёсем туса хат.рлен.чч.? +ав открыткёсем =ине эпир салам сёмах.сене =ырса .лк.реймен? М.нле ёшё сёмахсем =ырёпёр – ши унта? Эп. сире юрё итлеттерет.п: Эсир итл.р те шухёшлёр?
Юрё - киноролик
Математика – 2 класс
Тема урока: Приёмы вычислений для случаев вида 60-24
Прогнозируемые результаты:
Учащиеся рассмотрят способ вычитания из круглых десятков;
отработают умение решать задачу разными способами,
составлять задачу по краткой записи.
Учебные пособия: учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока:
I . Мотивация учебной деятельности
--Откройте учебник на странице 62. О чём говорит человечек на полях? Определите тему и цели урока.
-Человечек говорит, что мы сегодня будем учиться решать примеры вида 60-24
-Перед нами стоит такая цель: мы должны научиться решать такие примеры.
II. Работа по теме урока
Устная работа
-Найдите длину ломаных. ( На доске)
- Почему вторая фигура не является ломаной? (-Первое звено – не отрезок, а кривая)
- Как называется правая ломаная? (- Замкнутая ломаная. Четырёхугольник)
- Как по – другому можно назвать величину, которую вы вычислили для четырёхугольника?
( Нашли периметр четырёхугольника)
Работа в тетрадях
-Решите в тетради примеры, записанные на доске.
На доске
Для решения каждого примера к доске можно вызвать ученика.
(Приступая к решению примеров четвёртого столбика, дети должны заметить, что такие примеры ещё не решали.)
- Про четвёртый столбик ничего не хотите сказать?
( -Такие примеры мы ещё не решали)
Обсудите в парах способ решения первого примера. Обратите внимание на решение первых примеров второго и третьего столбиков.
(У детей должно возникнуть предложение вычитать по частям.)
- Надо вычитать по частям: сначала 3десятка, а потом 7 единиц.
- Где можно найти подтверждение вашего предложения? Конечно в учебнике. Откройте книгу на странице 62.
-Все внимание на экран.
(Идёт объяснение новой темы по компьютеру 60-24 )
Физкультминутка
Часы тикают
Тики- таки, тики- таки, тики- таки
(наклоны)
Часы сломались
Туки- туки, туки- туки, туки- туки
(движения руками)
Часы отремонтировали и поставили высоко
(подтягиваются)
Работа по учебнику
- - Выполните задание №1 устно.
70-28=(70-20)-8=48 30-23=(30-20)-3=7
20 8 20 3
Вывод: Чтобы решить примеры вида 60-24, надо вычитать по частям, сначала вычесть десятки, а потом единицы.
2. - Давайте теперь вернёмся к примерам, записанным на доске, и решим их.
3-Продолжаем работу над примерами.
Выполним задание №2 (первую строчку)
- Работа над задачей
Сейчас вы поработаете самостоятельно над задачей. Вам надо сделать схему и решить задачу №3 (2) любым способом, записывая выражением или по действиям. Затем как это бывает на самостоятельной работе, вы сами проверите решение.
(Учитель готовит схему и варианты решения, пока дети работают в тетрадях.)
I способ: 12-5-2=5(с.) 1) 12-5= 7(с)
Ответ: 5 стаканов молока осталось. 2) 7-2= 5(с.) осталось
Ответ: 5 стаканов молока осталось
II способ: 12-2-5=5(с) 1) 12-2=10 (с.)
Ответ: 5 стаканов молока осталось 2) 10-5=5 (с.) осталось
III способ: 12-(5+2)=5(с.) 1)5+2= 7(с.) взяли
Ответ: 5 стаканов молока осталось. 2) 12-7= 5(с.) осталось
Посмотрите и проверьте, верно ли вы решили задачу. Оцените свою работу.
- Читаем задачу №3 (1). Какими способами можно решить эту задачу? Запишите выражения
(20+15)-5=30 (в.) осталось
20+(15-5)=30 (в.) осталось
(20-5)+15=30 (в) осталось
(Записываем выражения во время фронтальной работы.)
- Составление задачи по краткой записи №5
( Посмитрите на краткие записи. Какое математическое сходство вы заметили в задачах? Что находят: целое или часть?
Давайте сделаем к задачам схемы и запишем решение.)
III. Рефлексия учебной деятельности.
Какие примеры вы научились сегодня решать?
Сложно ли это?
Как решать такие примеры? (Повторить вывод)
Какие цели ставили в начале урока?
Каких целей достигли?
Покажите пиктограмму самооценки своей работы на уроке.
IV. Домашнее задание.
Учебник, страница 62,№2(вторая строчка),№4; задача на смекалку
Интегрированный урок математики и внеклассного занятия – 2 класс
Тема урока: Приёмы вычислений для случаев вида 60-24
Прогнозируемые результаты:
Учащиеся рассмотрят способ вычитания из круглых десятков;
отработают умение решать задачу разными способами,
составлять задачу по краткой записи.
Знакомятся праздниками нашей местности. Учатся любить свою малую Родину, уважать традиции своего народа.
Учебные пособия: учебник тетрадь.
Ход урока:
I . Мотивация учебной деятельности
--Откройте учебник на странице 62. О чём говорит человечек на полях? Определите тему и цели урока.
-Человечек говорит, что мы сегодня будем учиться решать такие примеры, как 60-24
-Перед нами стоит такая цель: мы должны научиться решать такие примеры.
- Ещё о чём мы будем говорить, вы узнаете, когда решите вот эти примеры.
II. Работа по теме урока
Работа в тетрадях
-Решите в тетради примеры, записанные на доске.
На доске
50 80 73 87 30 60 19 26 28
П Р А З Д Н И К И
К доске будете выходить по очереди. Решите примеры. Найдёте ответ. Прикрепите так, чтобы была видна буква.
(Приступая к решению примеров третьего столбика, дети должны заметить, что такие примеры ещё не решали.)
- Про третий столбик ничего не хотите сказать?
( -Такие примеры мы ещё не решали)
Обсудите в парах способ решения первого примера. Обратите внимание на решение первых примеров второго и третьего столбиков.
(У детей должно возникнуть предложение вычитать по частям.)
- Надо вычитать по частям: сначала десятки, а потом единицы.
Учитель: - Все внимание на экран. Проверим ваше предположение,
(Идёт объяснение новой темы по компьютеру 60-24 )
Учитель: - А теперь вернёмся к примерам, записанным на доске.
Решают с объяснением примеры третьего столбика
Учитель: - Прочитайте, какое слово получилось.
Дети: - Праздники.
Учитель: - Правильно, мы будем говорить о праздниках.
III Работа над задачей.
Учитель: - Сейчас вы поработаете над задачей. Вам предстоит сделать схему и решить её.
Задача.
В IV классе 12 детей. 5 детей – из Ельниково, 2 из Шоршел, а остальные из деревни Б. Камаево. Сколько детей из Б. Камаева?
(Учитель начинает схему, а дети продолжают)
Учитель:- Составим краткую запись этой задачи в виде схемы.
- Решите задачу любым способом.
I. способ: 12-(2+5)= 5(д) из Б. Камаева
- Есть ли другие способы решения этой задачи?
II. 12-5-2=5(д)
III. 12-2-5=5(д)
IV. В нашем классе ребята тоже из 3 соседних деревень. Из Б. Камаева, Шоршел и из деревни Ельниково. Из Б. Камаева – Ксюша. Она нас познакомит со своей деревней.
(Идёт презентация «Вот моя деревня». Ксюша рассказывает.)
Теперь шоршелские ребята берут слово.
Песня «Шуршӑл ялě». Идёт презентация о Шоршелах)
Эп =уралнё тёван ял-
Юнашар юхать +авал?
Т\р. вёрём урамсем:
Еш.л тумлё йёмрасем?
Эп =уралнё тёван ял-
М.н тери илемл. ял!
+ук ни=та та сан пеки:
Шуршёл - эс. чи хакли?
Из Ельникова-Денис. Послушаем его.
Сёрт айлём.нче вырна=нё
Манён тёван ял
+уталса юхать мёна=лён
Юнашар +авал?
Савнё ялём: Чёршкасси
Асёмрах: умрах
Урёх пур –ши =.р =инче
Сан пекки татах
Люди в наших краях всегда жили дружно. Сообща работали, проводили праздники. Где пели песни, играли
V. Составление и решение задач по краткой записи.
Было - ? Было – 6д. и 4д.
Ушли – 7д. Пришли – 2д.
Осталось – 8д. Стало - ?
Составьте первую задачу.
Я начну, а вы продолжите. На площадке играли дети. 7 детей ушли и осталось 8 детей. Сколько детей было на площадке?
На площадке играли 6 девочек и 4 мальчика. Пришли ещё 2 детей. Сколько детей теперь стало на площадке?
Учитель: - В чём математическое сходство этих задач? Находим целое или часть?
(Находим целое по известным частям.)
VI .Ребята, давайте и мы поиграем в игру детей нашей местности.
Сик- сик- сик: чунём
Ярём-ярём шутарам
Шутар пекки тутарам
М.н тёватён: Саша?
(Алё =ёватён: урай шёлатён: =.лет.н)
Мы говорили о том , что жители наших мест и праздники проводили вместе.
Женя Петрова знакомит со своей проектной работой «Наши праздники»
Учитель - Сурхури – Рождество
Кӑшарни – Крещение
Мӑнкун – Пасха
Вот некоторые праздники, которые с удовольствием праздновали жители нашей малой Родины. В 90-ых годах широко отмечали праздник проводы зимы и встречи весны – масленицу. Это совпадало с Международным Женским днём.
(Несколько кадров из киноролика, если успеем)
Меняется время. Появляются новые праздники. Много у нас праздников, связанных с А Г Николаевым. Какие?
- День Космонавтики, день рождения Андрияна Григорьевича. Летом отмечали 50-летие со дня его первого полёта в космос. Осенью все вышли на кросс «Космическая миля».
Ещё один праздник приближается. Какой, ребята?
- День матери.
У вас у всех есть мамы. Сидящие здесь гости – тоже мамы. Давайте поздравим их с наступающим праздником, пусть нашим подарком для них будет песня.
Песня «Анне»
1? П.ррем.ш сёмахсем
П.ррем.ш утёмсем
+уратнё эс пире
Ялан эс ч.рере
2? +уратнё мана анне
Юратнё мана анне
Упрап чипер сённа
Ачашлёттём сана
Припев%
Анне –х.вел ёшши
Анне – кун- =ул т.шши
Пуринш.н те асли
Анне ялан кирли
Рефлексия.
Какие примеры мы научились решать сегодня на уроке?
Трудно ли это?
Ещё о чём говорили?
Оцените свою работу на уроке. (Покажите пиктограмму)
Мы приготовили открытки для наших мам. ( Показать. Слова добрые напишем. Слушаем песню Думаем.)
Киноролик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наши праздники
Наши праздники...
Классный час на тему "Наши праздники"
Расширить кругозор учащихся о праздниках, о традициях народов проживающих в Татарстане.Воспитать уважение к национальным достояниям,создать атмосферу доброжелательности и творчества.Дапть возможность ...
Капустник (совместное родительское собрание с учениками) "Наши праздники и будни".
В данной методической разработке материалы сценария родительского собрания с детьми для учащихся 2 класса. в разработке есть сценки с участием ребят, материалы для беседы, заставляющей обратить ...
Программа внеурочной деятельности "Наши праздники"
Данная программа написана для 1 класса...
Наши праздники
Праздники, проведенные во 2 "а" классе школы 187 СПБ во внеурочное время....
Викторина "Наши праздники"
Данная викторина способствует расширению кругозора детей о праздниках, которые отмечались на Руси и в наши дни возрождаются. Это прививает любовь к своей стране, знанию наших корней....
Наши праздники.Весенний праздник 8 Марта
Сегодня мы встретились в нашем праздничном зале, чтобы отметить первый весенний праздник - праздник добра, света, жизни и любви! Итак, мы начинаем!...