Программа внеурочной деятельности "Наши праздники"
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему

Данная программа написана для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_prazdniki.docx42.83 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Направленность программы театрального кружка «Фантазия» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 4 года.

        Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера спектакля;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

       Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

      Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.

именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

  При планировании работы курса «Наши праздники» учитываются основные цели:
1. Познакомить с
 элементами сценической грамоты.
2. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
3. Развить творческие способности младших школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.

       Задачи данного курса деятельности:

Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.

 Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».

 Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

 Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.

 Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;

6.   Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.

7.  Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

Развивать чувство ритма и координацию движения;

 Развивать речевое дыхание и артикуляцию;  развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;

 Знакомить детей с театральной терминологией;  с видами театрального искусства;  воспитывать культуру поведения в театре;

 

Формы и методы работы.

Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции.   Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли и праздники.

 Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что при прохождения данного курса дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

     Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.        

Режим занятий    

Расписание занятий кружка строится из расчета одно  занятиe в неделю. Каждое  занятие длится 35 минут . Образовательный процесс  строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.

             Личностные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

-готовность и способность к саморазвитию;

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)

-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;

-эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им;

             Регулятивные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;

-вносить  необходимые коррективы;

-уметь планировать работу и определять последовательность действий.

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

          Познавательные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

- самостоятельно включаться в творческую деятельность

-осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели.

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Планируемые результаты реализации программы :

Результаты первого уровня.

 Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в  различных местах (театре).

У ученика будут сформированы:

-внутренняя позиция ребёнка на основе положительного отношения к школе; включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

-эмпатии как понимание чувств  других людей и сопереживание им ; --  строить речевое высказывание в устной форме;

Результаты второго уровня.

 Получение ребёнком опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества.

У ученика будут сформированы:

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов

-уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов.

Ученик получит возможность для формирования: 

-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;

Результаты третьго уровня.

Получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия.

У ученика будут сформированы:

-вносить  необходимые коррективы;

-уметь планировать работу и определять последовательность действий.

Ученик получит возможность для формирования: 

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта

Результаты четвёртого  уровня.

Целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей.

У ученика будут сформированы:

- оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Ученик получит возможность для формирования:

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

К концу 4 года занятий ребёнок

ЗНАЕТ:

1.      Что такое театр.

2.      Чем отличается театр от других видов искусств.

3.      С чего зародился театр.

4.      Какие виды театров существуют.

5.      Кто создаёт театральные полотна (спектакли).

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

1.      Об элементарных технических средствах сцены.

2.      Об оформлении сцены.

3.      О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.

УМЕЕТ:

1.      Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.

2.      Образно мыслить.

3.      Концентрировать внимание.

4.      Ощущать себя в сценическом пространстве.

ПРЕОБРЕТАЕТ  НАВЫКИ:

1.      Общения с партнером (одноклассниками).

2.      Элементарного актёрского мастерства.

3.      Образного восприятия окружающего мира.

4.      Коллективного творчества

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

 

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

     Занятия в кружке «Фантазия» ведутся по программе, включающей несколько разделов.

1 Тема «Пластичность»

       Содержание

     «Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

      Формы – театрализованные упражнения , конкурс «Пластические загадки».

       

2 Тема «Речевая гимнастика»

       Содержание

Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь учителя,  актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.

 «Голос – одежда нашей речи».  В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.

Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.

Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.

     Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Например: остановить товарища, прохожего, который идет, не замечая препятствия (вырыта яма, поднят асфальт); попросить у незнакомого человека монету для телефона-автомата; спросить товарища: «Ты прочитал эту книгу?» - с целью узнать, интересна ли она, или с намеком напомнить, что книгу давно пора вернуть.
Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог). На основании данных слов придумать, с каким намерением, в силу каких обстоятельств надо воздействовать этими словами на партнера( где? когда? почему? зачем? какие взаимоотношения?). Например: «Ты?» -в смысле: «Вот приятная, неожиданная встреча!» или: «Вот не ожидал, что ты решишься прийти!» и т.д. Партнер отвечает, сообразуясь с действием товарища: « Да!»- как подтверждение намерения удивить товарища своим неожиданным появлением или как оправдание несвоевременного прихода, своей вины. Подобные же упражнения и этюды ученики придумывают сами.

     Методическое обеспечение:

3 Тема «Развитие речи»

         Содержание

       В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

       Формы - групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения.

 

4. Тема «Фольклор»

         Содержание

      Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.

       Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, КВН.

       6. Тема «Творчество»

        Содержание

      В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у ребят  интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

       Формы – творческие игры, конкурсы.

       7. Тема «Постановка спектакля»

       Содержание

«Постановка спектакля»  - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций. 

Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведения руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения.
Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.

Коллективное разучивание реплик.  От формирования целостного эмоционального состояния следует переходить к более детальному анализу ролей.

Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонаж, а в данном эпизоде.

По итогам кастинга на лучшие актерские способности выбираются главные исполнители. Воспроизведение разобранного события в действии на сценической площадке. Разбор достоинств и недостатков.

Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление.

Индивидуальная подготовка главных исполнителей.

Повторное обращение к тексту пьесы.

Прогонные и генеральные репетиции, выступление.

Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.

Тематический план занятий  в 1классе

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Дата

Тема:» Пластичность» Вводное занятие. Игра   «Театр-экспромт»: сказка «Колобок.

Групповая игра, занятие в классе»

1

сентябрь

Ритмические игры и упражнения.

Групповая игра (на свежем воздухе)

1

сентябрь

Развитие двигательных способностей ребёнка.

Групповая игра

(на свежем воздухе)

1

сентябрь

Конкурс «Пластические загадки»

Групповая игра (на свежем воздухе)

1

сентябрь

Разучивание стихов ко Дню учителя

Групповая

1

октябрь

Тема: «Речевая гимнастика». Скороговорки

«Чтение»- игра, (занятие в классе)

1

октябрь

Разбор сценария «Осень,Осень, в гости просим»»

Кастинг на роли

Фронтальная работа

1

октябрь

Репетиция праздника

Групповая деятельность

1

октябрь

Репетиция праздника

Групповая деятельность

1

ноябрь

Праздник

«Осень, Осень, в гости просим»

Актовый зал. Выступление детей

1

ноябрь

Упражнения  «Голос нежнейший и тончайший инструмент»

Групповая игра.

1

ноябрь

Знакомство с русско-народными зимними играми

Игры на свежем воздухе

1

ноябрь

Украшение класса

1

декабрь

Новый год в разных странах

Фронтальная работа

1

декабрь

Разучивание стихов к Новому году. Репетиция

Групповая деятельность

1

декабрь

Новогодний праздник

Актовый зал Выступление детей

1

декабрь

Игры с рифмами

Групповая игра. (занятие в классе)

1

январь

Разбор сценария для поздравления мальчиков и девочек.

Кастинг на роли

Групповая игра. (занятие в классе)

1

январь

Эскизы декораций

Репетиция праздника

Групповая деятельность

1

январь

Упражнения на развития дикции

Фронтальная работа

1

февраль

Репетиция праздника

Групповая деятельность

1

февраль

Поздравления мальчиков

Групповая деятельность

1

февраль

Репетиция праздника «Для наших мам»

Групповая и индивидуальная деятельность

1

март

Репетиция праздника «Для наших мам»

Групповая и индивидуальная деятельность

1

март

Праздник «Для наших мам»

Актовый зал Выступление детей

1

март

Праздник «Масленица»

Игры детей на свежем воздухе

1

март

Подготовка к празднику

« Прощание с Азбукой»

(кастинг, разбор сценария)

Фронтальная работа

1

апрель

Репетиция праздника

Групповая деятельность

1

апрель

Праздник

« Прощание с Азбукой»

Актовый зал Выступление детей

1

апрель

Знакомство с русско-народными играми

Групповая игра (на свежем воздухе)

1

апрель

Знакомство с русско-народными играми

Групповая игра (на свежем воздухе)

1

май

Подготовка к празднику

«9 Мая» Разучивание стихов

Групповая деятельность

1

май

Подведение итогов

Занятие в классе

1

май

№п/п

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Дата

1

Тема:» Пластичность» Вводное занятие. Игра   «Театр-экспромт»: сказка «Колобок.

Групповая игра. занятие в классе»

1

сентябрь

3

Ритмические игры и упражнения.

Групповая игра (на свежем воздухе)

2

сентябрь

4

Развитие двигательных способностей ребёнка.

Групповая игра

(на свежем воздухе)

2

сентябрь

5

Конкурс «Пластические загадки»

Групповая игра (на свежем воздухе)

2

сентябрь

6

Разучивание стихов ко Дню учителя

Групповая

1

сентябрь

7-8

Тема: «Речевая гимнастика». Скороговорки

«Чтение»- игра. (занятие в классе)

1

октябрь

10-11

Разбор сценария «Осень,Осень, в гости просим»»

Кастинг на роли

2

октябрь

12-13

Эскизы декораций

Групповая деятельность

2

октябрь

14

Репетиция праздника

4

Октябрь-ноябрь

Украшения класса к празднику

1

ноябрь

Праздник

«Осень,Осень, в гости просим»

1

ноябрь

15-16

Упражнения  «Голос нежнейший и тончайший инструмент»

Групповая игра.

2

Ноябрь

17-18

Изготовление декораций для украшения класса к Новому году

2

декабрь

Украшение класса

1

декабрь

19

Новый год в разных странах

1

декабрь

Разучивание стихов к Новому году.Репетиция

2

Новогодний праздник

2

Новогоднее рождество.

История и традиции

1

январь

20

Игры с рифмами

Групповая игра. (занятие в классе)

1

январь

21

Разбор сценария для поздравления мальчиков и девочек.

Кастинг на роли

Групповая игра. (занятие в классе)

2

январь

22

Эскизы декораций

Репетиция праздника

Групповая деятельность

1

январь

23

Репетиция праздника

Групповая деятельность

3

февраль

24

Поздравления мальчиков

1

февраль

Репетиция праздника «Для наших мам»

3

февраль-март

25

Праздник «Для наших мам»

1

март

26-27

Праздник «Масленица»

1

март

28

Подготовка к празднику

« Прощание с Азбукой»

(кастинг, разбор сценария)

1

март

29-30

Репетиция праздника

2

апрель

31

Праздник

« Прощание с Азбукой»

1

апрель

Изготовление стенгазеты «День юмора и смеха»

1

апрель

33

Знакомство с русско-народными играми

Групповая игра (на свежем воздухе)

3

апрель

Подготовка к празднику

«9 Мая» Разучивание стихов

2

апрель

Подготовка к празднику

« Прощание с 1 классом» Кастинг на роли, репетиции

6

май

Экскурсия в дом-музей И.И.Иванова

2

май

Праздник

« Прощание с 1 классом»

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексная рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции народов России»

Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.Мы ж...

рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла" для 3 класса

рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла" для 3 класса cоставлена на основе программы внеурочной деятельности: «Праздники, традиции и ремёсла народов России» автор Л.Н....

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремесла народов России" 3 класс

Данная программа может быть реализована в любом образовательном учреждении в рамках внедрения ФГОС в начальных классах. Она включает одно из основных направлений образования - воспитание патриотизма. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю). По учебному плану в 3 классе –34 часа....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 2 класс.

Рабочая программа  внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 2 класс....

Конспект занятия по программе внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремесла народов России" 1 класс

Тема: "Зимушка-зима. Новый год."Цель: познакомится с новогодними  стихотворениями;  изготовить маску  для новогоднего карнавала.Задачи: образовательная: разучивание новогодних стих...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремесла народов России"

Программа разработана на основе Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/под ред. Н.Ф.Виноградовой.-М.:Вентана-Граф, 2014 в соответствии с ФГОС начального общего образования....