родительское собрание
материал по теме
о развитиии самостоятельности при подготовке домашних заданий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_dlya_roditelskogo_sobraniya.docx | 18.53 КБ |
pamyatka_dlya_roditeley.docx | 11.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал для родительского собрания
"Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков"
Если мы задумываемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта задача двоякая. С одной стороны, нужно помочь ребёнку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков, а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включаться в работу, вести её, не отвлекаясь, и в хорошем темпе. Малейшая внутренняя ненастроенность ребёнка или какие - то внешние неудобства могут оказаться серьёзной помехой.
Учительница одной школы услышала такой разговор на родительском собрании: "Мой Петя сидит за уроками 3 - 4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это сохранилось у него до 11 класса."
Но в 3-м классе на домашние задания надо тратить не более полутора - двух часов.
Воспользовавшись приглашением Петиной мамы, учительница понаблюдала, как Петя учит уроки.
Петя занял рабочее место. Сидит за столом, значит работает: Но нет, оказывается. Вот куда - то подевался циркуль и карандаш. Тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут:
Но вот всё найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу:
Вдруг ему захотелось попить воды, а ещё через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика:
На раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время:
дважды вставал из - за стола и ходил на кухню пить воду;
один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа мультфильмов;
дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;
один раз доставал из стола альбом с марками и листал его.
Но вот работа закончена. Петя ещё 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради:
Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Петей, только 1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 3 - го класса.
Такая картина, как вы понимаете, является типичной. Чуть ли не половина младших школьников проводит за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено.
Что можно посоветовать родителям, если их ребёнок не может "усидеть за уроками"?
Во - первых, игры. Старайтесь подобрать для ребёнка не только тихие настольные игры, но и подвижные сюжетно - ролевые игры, которые можно использовать для достижения педагогических целей. Если играете в "магазин", дайте ребёнку побольше разных поручений и настаивайте на том, чтобы все покупки были сделаны совершенно точно по заданию. Если идёт военная игра, то назначьте его часовым: пусть живой и подвижный ребёнок какое - то время стоит на часах, ограничивая свои движения.
Полезно для ребёнка выполнять какое - то дело вместе со взрослыми, делать его быстро. весело, без предварительной раскачки, без томительных пауз. Можно вместе заняться грязной посудой: вы моете, ребёнок вытирает; можно вместе прилаживать что - то или чинить; можно вместе читать книгу: страницу вы, страницу ребёнок.
Нужно выработать у ребёнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Если его зовут есть, то он должен немедленно прекратить игру. Недопустимо позволять ребёнку игнорировать родительские указания в чём бы то ни было. Необходимо приучить ребёнка отделять свободное время от времени, когда он занят чем - то серьёзным, не путать дело с игрой, не превращать одно в другое. Сколько раз приходилось видеть, как во время еды ребёнок играет с хлебом, пошёл мыть руки и заигрался с бахромой полотенца. Родители не должны быть пассивными наблюдателями таких сцен. Иначе то же самое будет твориться с занятиями. Добивайтесь, чтобы всё необходимое ребёнок делал без дополнительного напоминания, ни на что не отвлекаясь.
Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведённые в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твёрдо установленное время для приготовления уроков, и они его твёрдо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.
И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведённого для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учёбе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.
Ребёнок должен садиться за кроки в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Если жилищно - материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то всё равно нужно выделить ему какое - то постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради. Если же ребёнок занимается за общим столом, никто не должен мешать ему, отвлекаясь от занятий.
Почему же у ребёнка должно быть не просто удобное место для занятий, а постоянное?
Дело в том, что у каждого человека, а у младшего школьника в особенности, вырабатывается установка не только на определённое время, но и на определённое место работы. Когда такая установка у ребёнка сформируется, то ему бывает достаточно усесться за привычный стол, как само собой приходит рабочее настроение, возникает желание приступить к работе.
Садимся за уроки.
Мы хотим дать несколько рекомендаций, которые помогут вам правильно организовать домашнюю работу учащихся:
Садись за уроки в одно и тоже время.
Проветрить комнату за 10 минут до начала занятий.
Выключить радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь должно быть тихо.
Проверить на своём ли месте стоит настольная лампа? Свет должен падать с левой стороны, если ребёнок пишет правой рукой. И с правой стороны, если ребёнок пишет левой рукой.
Проверить все ли задания записаны в дневнике, сверить расписание.
Убрать всё лишнее со стола, чтобы ничего не отвлекало внимание.
Приготовить письменные принадлежности, дневник, тетради, учебники. Положить их на то место, которое им отведено на столе.
Пришло время начинать работу, сесть на стуле поудобнее, открыть учебник:
Первое время подготовку к выполнению домашних заданий надо проводить, как ритуал.
Возникает вопрос: "Как же приучить ребёнка к самостоятельности в приготовлении уроков?"
Выполнение домашнего задания начните с предмета, который легче даётся ребёнку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращённый к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому, а не торопитесь исправлять их сами. Старайтесь избегать слова "ошибка". Не высмеивайте ошибки своих детей.
Таблицу умножения повесьте над кроватью или рабочим столом и учите по ней умножать и делить сразу. Радуйтесь вместе тому, что получается. Опережайте школу: выучите таблицу умножения на "2", потом на "4", потом на "8", дойдут в школе до 3, учите на "6" и на "9".
Умножение на "5" учите по часам, по движению стрелки - и время научитесь узнавать, и таблицу усвоите. Всматривайтесь в каждый столбец, учите ребёнка находить закономерности и особенности. Задачи по математике учите читать и представлять, как происходящее в реальности.
О чтении. Если задали выучить наизусть стихотворение, прочитайте его и попробуйте записать его в виде рисунков или схем. Метод ассоциаций хорошо тренирует зрительную и слуховую память, мышление и воображение.
При работе с текстом, ребёнок читает текст сам, затем пересказывает, если не точно пересказал какое - то место, то попросите его прочитать ещё раз. Обязательно читайте с ребёнком книжки на ночь вслух, по очереди, рассматривайте иллюстрации, делитесь мнениями о прочитанном, если есть места, которые можно читать по ролям, то читайте по ролям.
При выполнении домашнего задания по русскому языку обращайте внимание на выполнение задания полностью (их может быть несколько). При возникающих трудностях выполните упражнение вслух, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При письменном его выполнении ребёнок всё вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребёнка и не злите его.
Желаю вам успехов! Не упустите свой шанс, приучите своего ребёнка выполнять домашнее задание самостоятельно, но это не должно исключать контроля с вашей стороны.
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
Что можно сделать для воспитания учебной самостоятельности?
Правило 1. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за учебу и личные дела Вашего ребенка и передавайте их ему.
Правило 2. Попробуйте сначала помогать ему ровно настолько, насколько он в этом действительно нуждается, и ни в коем случае не делайте за ребенка то, что он может выполнить сам
Правило 3. Наберитесь мужества и позвольте своему чаду встретиться с негативными последствиями несделанных домашних заданий, чтобы он научился быть самостоятельным
Правило 4. Не ругайте его за то, что он просит Вас о помощи. Ведь если Вы что-то делали не так, а теперь поняли, что ошибались и решили измениться, то опять же ребенок не виноват и не должен страдать из-за чужих промахов
Правило 5. Помните: если ребенок самостоятелен, то он самостоятелен во всём, а не только за письменным столом
Не важно, сколько человек поднял, а важно, как он при этом напрягся»
М.Цветаева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"
Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......
Родительское собрание в 4 классе на тему "Найти свой путь" ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
В собрании раскрываются практические рекомендации по определению способностей и склонностей ребенка....
Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....
Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...