Разговор о совести
классный час по теме
Предварительный просмотр:
основы нравственности
в 4 классе
на тему: «Разговор о совести»
Трудись, чтобы в твоей душе не умерли те крошечные искры
небесного огня, что зовутся совестью.
Дэюордж Вашингтон
Для чего нужна совесть?
Что значит, когда о ком-то говорят, что этот человек не в ладах со своей совестью?
Про какого человека говорят, что у него зеркальная совесть?
Каким должен быть человек, чтобы его совесть была спокойна?
Если бы у людей не было совести, они стали бы счастливее?
Как чистая совесть может наградить человека?
Почему совесть часто называют врачом или наставником человека? Чувствовали ли вы когда-нибудь, что ваша совесть учит или лечит вас?
Может ли совесть человека быть его внутренним судьей?
Каким золотым правилам учит человека его совесть?
названный отец
Украинская сказка
Остались три брата сиротами — ни отца, ни матери. Ни кола, ни двора. Вот и пошли они по селам, по хуторам в работники наниматься. Идут и думают: «Эх, кабы наняться к доброму хозяину!» Глядь, старичок идет, старый-старый, борода белая до пояса.
Поравнялся старик с братьями, спрашивает:
Куда, детки, путь держите? А они отвечают:
Наниматься идем.
Разве у вас своего хозяйства нету?
Нету, — отвечают. — Кабы нам добрый хозяин попался, мы бы честно у него работали, слушались и как родного отца почитали.
Подумал старик и говорит:
— Ну что ж, будьте вы мне сынами, а я вам — отцом. Я из вас людей сделаю — научу жить по чести, по совести, только слушайтесь меня.
Согласились братья и пошли за тем стариком. Идут темными лесами, широкими полями. Идут, идут и видят— хатка стоит, такая нарядная, беленькая, пестрыми цветами обсаженная. А около — вишневый садик. А в садике — девушка, пригожая, веселая, как те цветики. Поглядел на нее старший брат и говорит:
— Вот бы мне эту девушку в жены! Да коров да волов побольше!
А старик ему:
— Что ж, — говорит, — пойдем свататься. Будет у тебя жена, будут у тебя и волы и коровы — живи счастливо, только правды не забывай.
Пошли они, посватались, отгуляли веселую свадьбу. Сделался старший брат хозяином и остался с молодой женой в той хатке жить.
А старик с младшими братьями пошел дальше. Идут они темными лесами, широкими полями. Идут, идут и видят — хатка стоит, хорошая, светленькая. А рядом пруд, у пруда мельница. И пригожая девушка возле хатки что-то делает — такая работящая. Средний брат посмотрел на нее и говорит:
— Вот бы мне эту девушку в жены! А в придачу мельницу с прудом. Сидел бы я на мельнице, хлеб молол — был бы сыт и доволен. А старик ему:
— Что ж, сынок, будь по-твоему! Пошли они в ту хату, высватали девушку, отгуляли свадьбу. Теперь средний брат остался с молодой женой в хате жить.
Говорит ему старик:
— Ну, сынок, живи счастливо, только правды не забывай.
И пошли они дальше — меньшой брат и названый отец. Идут они, смотрят — бедная хатка стоит, и девушка из хатки выходит, как зорька пригожая, а таково-то бедно обряженная — прямо латка на латке. Вот меньшой брат и говорит:
— Ежели бы мне эту девушку в жены! Работали бы мы — был бы у нас хлебушек. Не забывали бы мы и про бедных людей: сами бы ели и с людьми делились. Тогда старик и говорит:
— Добро, сынок, так и будет. Только гляди, правды не забывай.
Оженил и этого, да и пошел себе путем-дорогою.
А братья живут. Старший так разбогател, что уж и дома себе строит и червонцы копит — только о том и думает, как бы ему тех червонцев побольше накопить. А чтоб бедному человеку помочь, об этом и речи нет!
Средний тоже разжился: стали на него батраки работать, а сам он только лежит да распоряжается.
Младший живет потихоньку: коли что дома заведется, с людьми поделится, а нет ничего, и так ладно - не жалуется.
Вот ходил, ходил названый отец по белу свету, и захотелось ему посмотреть, как-то его сыны живут, с правдою не расходятся. Прикинулся он старцем убогим, пришел к старшему сыну, ходит по двору, кланяется низко, приговаривает:
— Подайте старику убогому на пропитание от щедрот ваших!
А сын отвечает:
— Не такой ты старый, не прикидывайся! Захочешь — заработаешь! Я сам недавно на ноги встал.
А у самого от добра сундуки ломятся, дома новью понастроены, товару полны лавки, хлеба полны закрома, денег несчетно. А милостыни не дал!
Ушел старик ни с чем. Отошел, может, с версту, стал на пригорок, оглянулся на то хозяйство да на то добро — так все оно и запылало!
Пошел он к среднему брату. Приходит, а у того и мельница, и пруд, и хозяйство хорошее. Сам у мельницы сидит. Поклонился дед низехонько и говорит:
Дай, добрый человек, хоть горстку муки! Я убогий странник, нечего мне есть.
Ну да,— отвечает, — я еще и себе не намолол! Много вас тут таких шатается, на всех не напасешься!
Ушел старик ни с чем. Отошел немного, стал на пригорок, оглянулся,— так и охватило ту мельницу дымом-пламенем!
Пришел старик к меньшому сыну. А тот живет бедно, хатка маленькая, только что чистенькая.
Дайте, — говорит старик,—люди добрые, хоть корочку хлебца! А меньшой ему:
Иди в хату, дедушка, там тебя накормят и с собой дадут.
Приходит он в хатку. Хозяйка поглядела на него, видит — он в лохмотьях, обтрепанный, пожалела его.
Пошла в клеть, принесла рубаху, штаны, дала ему. Надел он. А как стал он эту рубаху надевать, увидела хозяйка у него на груди большую рану. Усадила она старика за стол, накормила, напоила. А тогда хозяин и спрашивает:
Скажи, дедушка, отчего у тебя на груди такая рана?
Да, — говорит, — такая у меня рана, что от нее скоро я помру. Один день мне жить осталось.
Экая беда! — говорит жена. — И нету от этой раны никаких лекарств?
Есть, — говорит, — одно, да только его никто не даст, хоть каждый может. Тогда муж говорит;
А почему же не дать? Скажи, какое лекарство?
Трудное! Если хозяин возьмет да подожжет свою хату со всем добром, а пеплом с того пожарища засыплет мою рану, то рана закроется и заживет.
Задумался младший брат. Долго думал, а потом и говорит жене:
— А ты как думаешь?
— Да так, — отвечает жена, — что мы хату другую наживем, а добрый человек умрет и вдругорядь не родится.
— Ну, коли так, выноси детей из хаты.
Вынесли они детей, вышли сами. Глянул человек
на хату — жалко ему своего добра. А старика жаль. Взял да и поджег. Хата жарко занялась и... пропала. А на ее месте встала другая — белая, высокая, нарядная.
А дед стоит, в бороду ухмыляется.
— Вижу, — говорит, — сынок, что из вас троих только ты один с правдою не разминулся. Живи счастливо!
Тут узнал меньшой сын своего названого отца, кинулся к нему, а его и след простыл.
Вопросы и задания к сказке:
- Кого символизирует старик из сказки?
- Всегда ли достаток и богатство заставляет людей забыть о совести?
- Знаете ли вы богатых людей, живущих по совести?
- Если бы вы были волшебником, как бы вы помогли людям не забывать о совести?
- Как совестливый человек может отблагодарить своих родителей за заботу?
- Как вы думаете, когда люди были более совестливы: раньше или сейчас, и почему?
Рисунок «На что похожа совесть»
Подумайте, на что похожа совесть, а затем нарисовать это понятие в каком-либо образе. Например: в образе зеркала, свечи, цветка, птицы.
Сценка «Зеркальце совести»
Дети делятся на группы по три человека. У одного человека в руках зеркальце. Это волшебное зеркальце совести. Двое других — друзья, которые из-за чего-то поссорились. В сценке-диалоге хозяин зеркальца совести должен по совести рассудить двух друзей.
Совесть
(из ста китайских сказок)
В. Дорошевич
Случилось это в давние времена, когда и летописей-то еще не писалось. В те незапамятные времена родилась на свет Совесть. Родилась она тихой ночью, когда все думает. Думает речка, блестя в лунном свете, думает тростник, замерев, думает трава, думает небо. Оттого так и тихо. Растения ночью выдумывают цветы, соловей - песни, а звезды - будущее.
В такую ночь, когда все думали, родилась Совесть, и пошла по земле.
Жилось ей наполовину хорошо, наполовину плохо. Днем никто с ней не хотел разговаривать. Днем не до того. Там стройка, там канавы роют.
Подойдет она к кому, тот от нее руками и ногами отмахивается:
— Не видишь, что кругом делается? Время ли с тобой разговаривать?!
Зато ночью совесть шла спокойно. Она заходила и в богатые дома, и в шалаши из тростника. Тихонько дотрагивалась до плеча спящего. Тот просыпался, видел в темноте ее горящие глаза и спрашивал:
Чего тебе?
А ты что сегодня делал? - спрашивала Совесть.
Что я делал? Ничего, кажется, такого не делал!
А ты подумай.
Разве вот это...
Совесть уходила к другому, а проснувшийся человек так и не мог заснуть до самого утра. И многое, чего ему не слышалось в шуме дня, слышалось в тишине задумавшейся ночи.
И мало кто спал, напала на всех бессонница. Даже богатым ни доктора, ни травы не помогали.
Сам премудрый правитель тех мест не знал средства от бессонницы. Кругом все ему были должны, и всю жизнь только и делали, что долги ему отрабатывали. Когда кто-нибудь из должников крал у него горсть риса, правитель жестоко наказывал вора, чтобы другим не повадно было. Днем это выходило очень мудро, потому что другие действительно боялись.
А по ночам к правителю приходила Совесть, и тогда к нему в голову лезли совсем другие мысли: «Почему этот человек украл? Потому что есть нечего. А почему есть нечего? Потому что заработать некогда, он весь день только и делает, что мне долги отрабатывает».
Мудрый правитель даже смеялся над этими мыслями: 4Что ж это выходит, меня же обворовали, а я же не прав!»
Смеялся, а заснуть все-таки не мог. До того его бессонные ночи извели, что однажды взял он и объявил:
— Верну я народу все их деньги, все их земли и все их
мима, только пусть Совесть меня оставит в покое.
Тут уж родные мудрого правителя крик подняли:
Это на него от бессонных ночей безумье напало! Все жалуются:
И меня «она» бессонницами мучает!
И меня!
Испугались все: и богатые, и бедные. И решили люди:
— Надо у самого мудрого ученого Китая совета спросить. Кроме него никто помочь не может!
Снарядили посольство, принесли дары, до земли много раз поклонились и объяснили, за чем пришли. Выслушал ученый, подумал, улыбнулся и сказал:
— Можно помочь! Можно так сделать, что «она» даже и приходить не будет иметь права!
Все так и насторожились.
А ученый опять улыбнулся и сказал:
— Давайте сочинять законы! Напишем на свитках, что человек должен делать, а что нет. Мандарины будут учить законы наизусть, а прочие пусть к ним приходят спрашивать: можно или нельзя.
Пусть тогда «она» придет и спросит: «Что ты сегодня делал?» «А то и делал, что в свитках написано.» И будут все спать спокойно. Конечно, мандаринам все будут платить: не даром же они будут себе мозги законами набивать.
Обрадовались тут все. Принялись писать, что человек должен делать, а чего не должен. И написали. И зажили люди отлично. Только уж самые последние бедняки, у которых даже мандарину за совесть заплатить было нечем, бессонницей страдали. А прочие, как только к ним приходила ночью Совесть, говорили:
«Что ты к нам лезешь! Я по законам поступал! Как в свитках написано! Я не сам!»
Поворачивались на другой бок и засыпали...
Вопросы и задания к сказке:
- Испытывали ли вы когда-нибудь муки совести?
- Как вы думаете, совесть есть в каждом человеке?
- Какого человека называют совестливым, а какого — бессовестным?
- Как вы понимаете выражение: «в нем заговорила совесть»?
- Может ли совесть заснуть, умереть, заболеть?
- Может ли человек вылечить свою совесть, и как?
Дети пишут план, что они должны изменить в себе, для того чтобы всегда жить в дружбе со своей совестью. Например: всегда говорить правду, стараться поставить себя на место другого, обращать внимание на страдания других, быть благодарным, не обижать слабых и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совесть
Урок по основам православной культуре в 4 классе....
А.Гайдар "Совесть"
Урок литературного чтения во 2 классе по технологии критического мышления через чтение и письмо....
«Совесть - это...»
Урок ориентирован на учащихся с повышенной мотивацией к обучению. На уроке рассмотрено слово с точки зрения грамматики, лексикологии, морфемики, словообразования и фразеологии....
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ. Тема "Совесть" (ОСЭ)
Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 4 классе по учебному комплексу ОРКСЭ ислужит пособием при разработке и проведению урока по данному курсу. Содержание урока разра...
Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ. Тема: "Совесть" (ОСЭ) 4 класс.
Данная презентация разработана к уроку "Совесть" (ОСЭ), курс ОРКСЭ 4 класс....
час общения "Совесть, благородство и достоинство - вот оно, святое наше воинство"
Данный час общения посвящен героям - воинам сегодняшних дней....
Тема: Живи по совести. Пословицы о совести. П.В. Засодимский «Гришина милостыня». "Литературное чтение на родном русском языке". Школа России. 3 класс.
В период дистанционного обучения очень удобными для работы учителя являются рабочие листы. Предлагаю Вашему вниманию один из таких листов. На нём представлен не только текстовый материал, но и фотогра...