Разговор о совести
классный час по теме

Щербакова Ольга Владимировна

Нравственная беседа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_razgovor_o_sovesti.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

основы нравственности

 

в 4 классе

на тему: «Разговор о совести»

Трудись, чтобы в твоей душе не умерли те крошечные искры

                                                              небесного огня, что зовутся совестью.

Дэюордж Вашингтон

Для чего нужна совесть?

Что значит, когда о ком-то говорят, что этот человек не в ладах со своей совестью?

Про какого человека говорят, что у него зеркальная совесть?

Каким должен быть человек, чтобы его совесть была спокойна?

Если бы у людей не было совести, они стали бы счастливее?

Как чистая совесть может наградить человека?

Почему совесть часто называют врачом или наставником человека? Чувствовали ли вы когда-нибудь, что ваша совесть учит или лечит вас?

Может ли совесть человека быть его внутренним судьей?

Каким золотым правилам учит человека его совесть?

названный отец

Украинская сказка

Остались три брата сиротами — ни отца, ни матери. Ни кола, ни двора. Вот и пошли они по селам, по хуторам в работники наниматься. Идут и думают: «Эх, кабы наняться к доброму хозяину!» Глядь, старичок идет, старый-старый, борода белая до пояса.

Поравнялся старик с братьями, спрашивает:

Куда, детки, путь держите? А они отвечают:

Наниматься идем.

Разве у вас своего хозяйства нету?

Нету, — отвечают. — Кабы нам добрый хозяин попался, мы бы честно у него работали, слушались и как родного отца почитали.

Подумал старик и говорит:

—        Ну что ж, будьте вы мне сынами, а я вам — отцом. Я из вас людей сделаю — научу жить по чести, по совести, только слушайтесь меня.

Согласились братья и пошли за тем стариком. Идут темными лесами, широкими полями. Идут, идут и видят— хатка стоит, такая нарядная, беленькая, пестрыми цветами обсаженная. А около — вишневый садик. А в садике — девушка, пригожая, веселая, как те цветики. Поглядел на нее старший брат и говорит:

—        Вот бы мне эту девушку в жены! Да коров да волов побольше!

А старик ему:

— Что ж, — говорит, — пойдем свататься. Будет у тебя жена, будут у тебя и волы и коровы — живи счастливо, только правды не забывай.

Пошли они, посватались, отгуляли веселую свадьбу. Сделался старший брат хозяином и остался с молодой женой в той хатке жить.

А старик с младшими братьями пошел дальше. Идут они темными лесами, широкими полями. Идут, идут и видят — хатка стоит, хорошая, светленькая. А рядом пруд, у пруда мельница. И пригожая девушка возле хатки что-то делает — такая работящая. Средний брат посмотрел на нее и говорит:

— Вот бы мне эту девушку в жены! А в придачу мельницу с прудом. Сидел бы я на мельнице, хлеб молол — был бы сыт и доволен. А старик ему:

— Что ж, сынок, будь по-твоему!  Пошли они в ту хату, высватали девушку, отгуляли свадьбу. Теперь средний брат остался с молодой женой в хате жить.

Говорит ему старик:

— Ну, сынок, живи счастливо, только правды не забывай.

И пошли они дальше — меньшой брат и названый отец. Идут они, смотрят — бедная хатка стоит, и девушка из хатки выходит, как зорька пригожая, а таково-то бедно обряженная — прямо латка на латке. Вот меньшой брат и говорит:

— Ежели бы мне эту девушку в жены! Работали бы мы — был бы у нас хлебушек. Не забывали бы мы и про бедных людей: сами бы ели и с людьми делились. Тогда старик и говорит:

— Добро, сынок, так и будет. Только гляди, правды не забывай.

Оженил и этого, да и пошел себе путем-дорогою.

А братья живут. Старший так разбогател, что уж и дома себе строит и червонцы копит — только о том и думает, как бы ему тех червонцев побольше накопить. А чтоб бедному человеку помочь, об этом и речи нет!

Средний тоже разжился: стали на него батраки работать, а сам он только лежит да распоряжается.

Младший живет потихоньку: коли что дома заведется, с людьми поделится, а нет ничего, и так ладно - не жалуется.

Вот ходил, ходил названый отец по белу свету, и захотелось ему посмотреть, как-то его сыны живут, с правдою не расходятся. Прикинулся он старцем убогим, пришел к старшему сыну, ходит по двору, кланяется низко, приговаривает:

—        Подайте старику убогому на пропитание от щедрот ваших!

А сын отвечает:

—        Не такой ты старый, не прикидывайся! Захочешь — заработаешь! Я сам недавно на ноги встал.

А у самого от добра сундуки ломятся, дома новью понастроены, товару полны лавки, хлеба полны закрома, денег несчетно. А милостыни не дал!

Ушел старик ни с чем. Отошел, может, с версту, стал на пригорок, оглянулся на то хозяйство да на то добро — так все оно и запылало!

Пошел он к среднему брату. Приходит, а у того и мельница, и пруд, и хозяйство хорошее. Сам у мельницы сидит. Поклонился дед низехонько и говорит:

Дай, добрый человек, хоть горстку муки! Я убогий странник, нечего мне есть.

Ну да,— отвечает, — я еще и себе не намолол! Много вас тут таких шатается, на всех не напасешься!

Ушел старик ни с чем. Отошел немного, стал на пригорок, оглянулся,— так и охватило ту мельницу дымом-пламенем!

Пришел старик к меньшому сыну. А тот живет бедно, хатка маленькая, только что чистенькая.

Дайте, — говорит старик,—люди добрые, хоть корочку хлебца! А меньшой ему:

Иди в хату, дедушка, там тебя накормят и с собой дадут.

Приходит он в хатку. Хозяйка поглядела на него, видит — он в лохмотьях, обтрепанный, пожалела его.

Пошла в клеть, принесла рубаху, штаны, дала ему. Надел он. А как стал он эту рубаху надевать, увидела хозяйка у него на груди большую рану. Усадила она старика за стол, накормила, напоила. А тогда хозяин и спрашивает:

Скажи, дедушка, отчего у тебя на груди такая рана?

Да, — говорит, — такая у меня рана, что от нее скоро я помру. Один день мне жить осталось.

Экая беда! — говорит жена. — И нету от этой раны никаких лекарств?

Есть, — говорит, — одно, да только его никто не даст, хоть каждый может. Тогда муж говорит;

А почему же не дать? Скажи, какое лекарство?

Трудное! Если хозяин возьмет да подожжет свою хату со всем добром, а пеплом с того пожарища засыплет мою рану, то рана закроется и заживет.

Задумался младший брат. Долго думал, а потом и говорит жене:

—        А ты как думаешь?

—        Да так, — отвечает жена, — что мы хату другую наживем, а добрый человек умрет и вдругорядь не родится.

—        Ну, коли так, выноси детей из хаты.
Вынесли они детей, вышли сами. Глянул человек

на хату — жалко ему своего добра. А старика жаль. Взял да и поджег. Хата жарко занялась и... пропала. А на ее месте встала другая — белая, высокая, нарядная.

А дед стоит, в бороду ухмыляется.

— Вижу, — говорит, — сынок, что из вас троих только ты один с правдою не разминулся. Живи счастливо!

Тут узнал меньшой сын своего названого отца, кинулся к нему, а его и след простыл.

Вопросы и задания к сказке:

  • Кого символизирует старик из сказки?
  • Всегда ли достаток и богатство заставляет людей забыть о совести?
  • Знаете ли вы богатых людей, живущих по совести?
  • Если бы вы были волшебником, как бы вы помогли людям не забывать о совести?
  • Как совестливый человек может отблагодарить своих родителей за заботу?
  • Как вы думаете, когда люди были более совестливы: раньше или сейчас, и почему?

Рисунок «На что похожа совесть»

Подумайте, на что похожа совесть, а затем нарисовать это понятие в каком-либо образе. Например: в образе зеркала, свечи, цветка, птицы.

Сценка «Зеркальце совести»

Дети делятся на группы по три человека. У одного человека в руках зеркальце. Это волшебное зеркальце совести. Двое других — друзья, которые из-за чего-то поссорились. В сценке-диалоге хозяин зеркальца совести должен по совести рассудить двух друзей.

Совесть

(из ста китайских сказок)

В. Дорошевич

Случилось это в давние времена, когда и летописей-то еще не писалось. В те незапамятные времена родилась на свет Совесть. Родилась она тихой ночью, когда все думает. Думает речка, блестя в лунном свете, думает тростник, замерев, думает трава, думает небо. Оттого так и тихо. Растения ночью выдумывают цветы, соловей - песни, а звезды - будущее.

В такую ночь, когда все думали, родилась Совесть, и пошла по земле.

Жилось ей наполовину хорошо, наполовину плохо. Днем никто с ней не хотел разговаривать. Днем не до того. Там стройка, там канавы роют.

Подойдет она к кому, тот от нее руками и ногами отмахивается:

— Не видишь, что кругом делается? Время ли с тобой разговаривать?!

Зато ночью совесть шла спокойно. Она заходила и в богатые дома, и в шалаши из тростника. Тихонько дотрагивалась до плеча спящего. Тот просыпался, видел в темноте ее горящие глаза и спрашивал:

Чего тебе?

А ты что сегодня делал? - спрашивала Совесть.

Что я делал? Ничего, кажется, такого не делал!

А ты подумай.

Разве вот это...

Совесть уходила к другому, а проснувшийся человек так и не мог заснуть до самого утра. И многое, чего ему не слышалось в шуме дня, слышалось в тишине задумавшейся ночи.

И мало кто спал, напала на всех бессонница. Даже богатым ни доктора, ни травы не помогали.

Сам премудрый правитель тех мест не знал средства от бессонницы. Кругом все ему были должны, и всю жизнь только и делали, что долги ему отрабатывали. Когда кто-нибудь из должников крал у него горсть риса, правитель жестоко наказывал вора, чтобы другим не повадно было. Днем это выходило очень мудро, потому что другие действительно боялись.

А по ночам к правителю приходила Совесть, и тогда к нему в голову лезли совсем другие мысли: «Почему этот человек украл? Потому что есть нечего. А почему есть нечего? Потому что заработать некогда, он весь день только и делает, что мне долги отрабатывает».

Мудрый правитель даже смеялся над этими мыслями: 4Что ж это выходит, меня же обворовали, а я же не прав!»

Смеялся, а заснуть все-таки не мог. До того его бессонные ночи извели, что однажды взял он и объявил:

—        Верну я народу все их деньги, все их земли и все их
мима, только пусть Совесть меня оставит в покое.

Тут уж родные мудрого правителя крик подняли:

Это на него от бессонных ночей безумье напало! Все жалуются:

И меня «она» бессонницами мучает!

И меня!

Испугались все: и богатые, и бедные. И решили люди:

—        Надо у самого мудрого ученого Китая совета спросить. Кроме него никто помочь не может!

Снарядили посольство, принесли дары, до земли много раз поклонились и объяснили, за чем пришли. Выслушал ученый, подумал, улыбнулся и сказал:

—        Можно помочь! Можно так сделать, что «она» даже и приходить не будет иметь права!

Все так и насторожились.

А ученый опять улыбнулся и сказал:

—        Давайте сочинять законы! Напишем на свитках, что человек должен делать, а что нет. Мандарины будут учить законы наизусть, а прочие пусть к ним приходят спрашивать: можно или нельзя.

Пусть тогда «она» придет и спросит: «Что ты сегодня делал?» «А то и делал, что в свитках написано.» И будут все спать спокойно. Конечно, мандаринам все будут платить: не даром же они будут себе мозги законами набивать.

Обрадовались тут все. Принялись писать, что человек должен делать, а чего не должен. И написали. И зажили люди отлично. Только уж самые последние бедняки, у которых даже мандарину за совесть заплатить было нечем, бессонницей страдали. А прочие, как только к ним приходила ночью Совесть, говорили:

«Что ты к нам лезешь! Я по законам поступал! Как в свитках написано! Я не сам!»

Поворачивались на другой бок и засыпали...

Вопросы и задания к сказке:

  • Испытывали ли вы когда-нибудь муки совести?
  • Как вы думаете, совесть есть в каждом человеке?
  • Какого человека называют совестливым, а какого — бессовестным?
  • Как вы понимаете выражение: «в нем заговорила совесть»?
  • Может ли совесть заснуть, умереть, заболеть?
  • Может ли человек вылечить свою совесть, и как?

Дети пишут план, что они должны изменить в себе, для того чтобы всегда жить в дружбе со своей совестью. Например: всегда говорить правду, стараться поставить себя на место другого, обращать внимание на страдания других, быть благодарным, не обижать слабых и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совесть

Урок по основам православной культуре в 4 классе....

А.Гайдар "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по технологии критического мышления через чтение и письмо....

«Совесть - это...»

Урок ориентирован на учащихся с повышенной мотивацией к обучению. На уроке рассмотрено слово с точки зрения грамматики, лексикологии, морфемики, словообразования и фразеологии....

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ. Тема "Совесть" (ОСЭ)

Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 4 классе по учебному комплексу ОРКСЭ ислужит пособием при разработке и проведению урока по данному курсу. Содержание урока разра...

Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ. Тема: "Совесть" (ОСЭ) 4 класс.

Данная презентация разработана к уроку "Совесть" (ОСЭ), курс ОРКСЭ 4 класс....

час общения "Совесть, благородство и достоинство - вот оно, святое наше воинство"

Данный час общения посвящен героям - воинам сегодняшних дней....

Тема: Живи по совести. Пословицы о совести. П.В. Засодимский «Гришина милостыня». "Литературное чтение на родном русском языке". Школа России. 3 класс.

В период дистанционного обучения очень удобными для работы учителя являются рабочие листы. Предлагаю Вашему вниманию один из таких листов. На нём представлен не только текстовый материал, но и фотогра...