Конспект занятия в группе продленного дня "Птицы рассказывают о себе"
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Целью занятия было познакомить учащихся с многообразием пернатых; научить выделять признаки сходства различия птиц; формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц; прививать любовь и бережное отношение к родной природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptitsy_rasskazyvayut_o_sebe.docx | 28.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Птицы рассказывают о себе.
Цель: познакомить учащихся с многообразием пернатых; научить выделять признаки сходства различия птиц; формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц; прививать любовь и бережное отношение к родной природе.
Оборудование: фотографии и рисунки птиц, карточки с заданиями, кроссворд «Берегите птиц», запись «Голоса птиц».
Ход турнира.
- Вступительная часть.
Ведущий. Ребята, давайте отправимся с вами за чудесами!
Что ни шаг, то для вас новое чудо!
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое-пчелой забралось на цветок,
А третье- лягушкою скок в ручеек.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
Тема нашего клубного часа спрятана в загадке.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит -плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица).
-Сегодня речь пойдет о птицах.
2.Знакомство с многообразием названий птиц.
Ведущий. Птицы везде-над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать. (презентация)
Ведущий (продолжает рассказ). Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков , которые они издают, и образовались названия многих птиц.
-Синь-синь ! – посвистывает синица.
-Чи-чи! Чи-чи! –вторит ей чиж.
-Гра-гра! –представляется грач.
-Сквор-сквор! –поют скворцы.
-Ку-ку! –зовет кукушка. (голоса птиц)
Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные , веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.
Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились у людей при взгляде на птиц.
Помните, ребята, что нельзя разорять гнезда птиц, стрелять в них из рогаток! Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.
Поэтому сегодня в игровой форме , в виде конкурсов предлагаю побольше узнать о птицах.
Для этого разобьемся на две команды: мальчиков и девочек. Команда мальчиков будет называться петушки, а команда девочек- курочки.
- Конкурсная часть.
Конкурс 1. «Смотри не ошибись» (о птичьих голосах).
-А теперь наши ребята расскажут по подробнее о птицах , которые живут в наших лесах и парках.
-Кудахчет кто? (Курица.)
-Воробей что делает? (Чирикает.)
-Утка что делает? (Крякает.)
-Ворона что делает? (Каркает.)
-Кукует кто? (Кукушка.)
-Петух что делает? (Кукарекает.)
-Ухает кто? (Филин.)
-Гогочет кто? (Гусь.)
-Курлычет кто? (Журавль.)
(После каждого вопроса появляется картинка с птицей.)
Конкурс 2. «Угадай загадку»
-Без рук , без топоренка построена избенка. (Гнездо.)
-В воде купался- сухим остался. (Гусь.)
-Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник.(Дятел.)
-На болоте плачет, а из болота не идет.(Кулик.)
-Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух.)
-Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова.)
-летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач.)
Конкурс 3. «Представление птиц».
-А теперь наши ребята расскажут по подробнее о птицах, которые живут в наших лесах и парках.
Представление птиц.
Грач. Меня вы не забыли?
Переносье с белым кругом,
Важно я хожу за плугом,
Огороду, полю-врач,
Глянцевитый черный грач.
Дятел. Мой клюв как долото, и я выдалбливаю себе в дереве отличное жилье.
Сова. Я съедаю за ночь 7-8 мышей. Только одна моя семья уничтожила за год 10 тысяч мышей. И таким образом спасла 20 т зерна.
Синица. Я круглый год отыскиваю на деревьях вредных насекомых , их яйца и личинки. Трудно нам, синицам, бывает зимой, когда деревья покрыты снегом. Не можем мы в это время найти насекомых, и если бы не вы, юннаты, то умерли бы от голода.
Спасибо вам, ребята, за птичьи «столовые».
Ученик. Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый… (скворец).
Кукушка. Я съедаю за день 39 кузнечиков. 43 гусеницы бабочки-капустницы, 5 личинок майского жука, 3 куколки-бабочки, 4 паука и много муравьиных яиц.
Ученик. Кукушка, ты нам дорога!
Уничтожаешь гусениц мохнатых
И охраняешь леса и поля.
Ведущий. Большое спасибо нашим птицам!
«Птицы» рассаживаются по местам.
Команды по очереди выходят к доске и соединяют линией название птицы с их разговором.
Гуси крякают
Соловьи кричат
Журавли гогочут
Утки свистят
Вороны ухают
Ласточки воркуют
Голуби каркают
Синицы щебечут
Совы пищат
Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает.
О т в е т ы: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.
Конкурс 5. «Птичьи профессии»
Учитель: А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?
Птица-рыболов соловей
Птица-плотник ласточка
Лесная кошка поползень
Птица-строитель баклан
Птица-акробат иволга
Пернатый солист кукушка
Ночной хищник дятел
Легкомысленная мамаша сова
Дети должны соединить стрелками признаки названия птиц.
Конкурс 6.
-А сейчас ребята будут читать сообщения о птицах, а вы должны угадать профессию этой птицы, после чего соединить название птицы с признаком деятельности. (во время чтения сообщения учитель держит картинку с изображением птицы)
Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро подводой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов в море . Птица-рыболов (баклан).
Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел». Птица-плотник (дятел).
Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени , издавая звуки , на
поминающие игру на флейте. Лесная кошка (иволга).
Самым искусным строителем считают ласточку. Гнезда ласточек-саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп. Птица-строитель (ласточка).
Поползень лазает по деревьям вниз головой. Птица-акробат (поползень).
Об этой птице говорят : «В лесном оркестре он первая скрипка-самая трепетная и самая звонкая. Пернатый солист (соловей).
Совы глотают мышей целиком . Ночной хищник (сова).
Легкомысленная мамаша. Кто бросает своих детей (кукушка).
Физкультминутка
Иногда говорят: «животные и птицы». Птица –это тоже животное. Но от всех других животных они отличаются тем, что тело их покрыто перьями, они умеют летать. Перо легкое и крепкое-это «одежда» птиц.
А сейчас упражнение на внимание. Если животное, которое я называю, летает, вы поднимаете руки вверх, если нет-хлопаете в ладоши: синица, пингвин, горилла, оляпка, сойка, мышь, воробей, снегирь, кошка, лошадь.
Конкурс 7. «Подскажи словечко» (играющие отвечают хором).
«Пор- р - ра! Пор-р-ра» Она назвать себя боится…
А что пора? Ку-ку, ку-ку,
Такая с ней морока, Не спит опушка.
Когда трещит… (сорока). А птицу звать…( кукушка).
Зимой на ветках –яблоки! В лесу, под щебет, звон и свист
Скорей их собери! Стучит лесной телеграфист:
И вдруг вспорхнули яблоки, «Здорово, дрозд-приятель!»
Ведь это… (снегири). И ставит подпись… (дятел ).
И в лесу, заметьте, дети, То не радуга и не пламя!
Есть ночные сторожа, Что за птица? Угадай!
Сторожей боятся этих, Целый день болтает с нами
Мыши -прячутся дрожа! Разноцветный… (попугай).
Очень уж суровы филины и … (совы).
КОНКУРС 8. «Шесть птиц»
-В тексте затаилось 8 птиц . Отыщите их названия. Время выполнения задания 5 минут .
ШЕСТЬ ПТИЦ.
Девочка устроила столовые для птиц . Во двор она вышла , убрала в углу мусор. Оказалось, тут удобное , вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая –высоко , лучше для мелких птичек, а над ней –ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице , иначе четкая подкормка не получится , кормушку не достать.
ИГРА «Прилетели птицы»
Учитель. А сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое , то нужно хлопать. Начинаем.
Прилетели птицы:
Голуби , синицы,
Мухи и стрижи… (дети хлопают.)
Учитель. Что неправильно, почему?
Ученики. Мухи -это насекомые…
Учитель. Продолжаем.
Прилетели птицы
Голуби, синицы
Аисты ,вороны,
Галки, макароны . (дети хлопают)
Учитель. Начинаем снова.
Прилетели птицы:
Голуби, куницы. (дети хлопают)
Учитель. Продолжим.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.(дети хлопают.)
Учитель. Прилетели птицы:
Голуби, синицы ,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы - сплюшки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
КРОССВОРД «Берегите птиц».
Учащиеся должны отгадать кроссворд и прочитать ключевое слово.
В о п р о с ы к к р о с с в о р д у:
- Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри)
- Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь и был таков.
(Пеликан.)
- Окраска- сероватая,
Повадка-вороватая.
Крикунья хрипловатая,
Важная персона-
Это я … (ворона).
- Прилетел к нам, наконец,
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет, поет, поет.
(Соловей.)
- Сероспинный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает.
(Снегирь.)
- Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Черненькая шапочка
И полоска галстучка.
(Синица.)
- Серенькая птичка,
Птичка-невеличка,
Шеей вертишь ты всегда,
Разве в этом есть нужда?
(Вертишейка.)
- Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым,
«Кле! Кле! Кле!»- поет со свистом.
(Клест.)
- И стекают струйкой капли
С клюва стройной … (цапли).
- Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной,
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит?
(Дятел.)
- Проживает в странах жарких,
А в нежарких – в зоопарках.
И спесив он, и хвастлив,
Потому что хвост красив.
Им любуется он сам
И показывает нам.
(Павлин.)
- Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет.
(Скворец.)
К л ю ч е в ы е с л о в а: «Берегите птиц» (ребята читают все вместе).
- Заключительная часть.
Учитель. Птицы- это песнь и полет, птицы-верные наши помощники, защитники наших лесов и полей, садов и огородов от вредных насекомых, птицы-это тайна и красота.О птицах сложены прекрасные стихи, песни, легенды и сказки. Без птиц нам не обойтись.
- На этом наши конкурсы закончились, а теперь давайте подведем итоги, подсчитав баллы каждой команды.
-Набрала большее количество баллов команда ….
-Но я считаю, что победители все, т.к. вы сегодня в увлекательной форме узнали много нового и интересного из окружающей нас жизни, из жизни птиц, поэтому поздравляю всех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия в группе продленного дня "Весёлые матрёшки"
Конспект занятия, который можно провести в ГПД. Учащиеся знакомятся с интересными фактами о роявлении в России известной игрушки - матрёшки, разгадывают кроссворд, играют, расписывают матрешку....
Конспект занятия в группе продленного дня
Ребятам предлагается выполнить поделку на цветочную тематику. Выполняя различные варианты цветов, закрепляется умение работать с бумагой в технике квиллинг....
Конспект занятия в группе продленного дня по теме "Вежливые слова"
Данный материал предназначен для учителей и воспитателей, работающих в группе продленного дня с учащимися первых классов. Предлагаемые формы работы помогут активизировать деятельность учащихся на урок...
конспект занятия в группе продленного дня в 1 классе.
тема: "Наши привычки"...
Конспект занятия в группе продленного дня по истории города. Реки Санкт-Петербурга.
Занятие по истории города Санкт-Петербурга,Знакомство с символикой города, Герб.Знакомство с реками - Фонтанка и Мойка. Использование иллюстраций и слайдов с изображением рек города....
Конспект занятия в группе продленного дня «Вместе весело играть»
Игры в группе продленного дня....
Конспект занятия в группе продленного дня на тему "Зимняя сказка"
конспект занятия в 1 классе...