Классный час "В нашей горнице-светлице"
классный час (1 класс) на тему
Сценарий деревенских посиделок для 1-2 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_nashey_gornitse-svetlitse.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Посиделки «В нашей горнице-светлице»
Ведущий:
Чем дальше в будущее смотрим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим.
Россия-мать! Тебе хвала! В веках, ты видела немало, Когда б, ты говорить могла, То многое бы рассказала.
- Какие замечательные слова! Вот и мы с вами сейчас поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались.
- День становится всё короче и короче, и вот «сама идёт волшебница-зима». Первые, самые сильные морозы бывают на зимнего Николу – 19 декабря. Недаром говорили в старину: «Никола на реках мосты мостит, деревья в лесах и парках трещать заставляет». Снег всё больше укрывает землю, появляются первые сугробы. Дети очень рады снегу.
- Давайте, ребята, исполним песню «Ой, зимушка-зима» (Исполняют стоя, пританцовывая)
Ой, ты, зимушка-зима, Ты холодная была. Ой, люлю, ой, люли, Ты холодная была.
Ты холодная была, Все дорожки замела. Ой, люли, ой, люли, Все дорожки замела.
Негде молодцу пройти, Свово коня провести. Ой, люли, ой, люли, Свово коня провести.
Я дорожку размету, Сама к молодцу пройду. Ой, люли, ой, люли, Сама к молодцу пройду.
Меня милый подхватил, По деревне прокатил. Ой, люли, ой, люли, По деревне прокатил.
Ой, ты, зимушка-зима, Ты холодная была. Ой, люли, ой, люли, Ты холодная была.
(Все садятся)
Ведущий: Зимой торопиться некуда. Погода не подгоняет. Мужчины возили с поля сено, из леса дрова. Кололи их, носили воду, кормили домашних животных, расчищали дорожки от снега, плели лапти, подшивали валенки, столярничали.
Женщины трепали лён, пряли, вязали, вышивали, занимались рукоделием, хозяйничали у печи.
В народном календаре: зима – самое «богатое» праздниками время года. Когда урожай уже убран, наступает период развлечений.
А развлекались так: играли свадьбы, устраивали вечеринки. Праздновали Новый год, Рождество. Вечерами в избах парни и девчата собирались на посиделки. Вот и мы с вами сейчас заглянем на огонёк.
(Ведущий ведёт ребят по кругу, все держатся за руки, а потом рассаживаются на свои места. Ведущий говорит слова)
Зимний вечер тёмен, долог, Насчитаю сорок ёлок, То носочек повяжу, То немного попряду. Позову-ка я ребят на посиделки! Будут песни, будут пляски, будут игры.
Эй, девчонки-девчушки, Веселушки, хохотушки! Эй, мальчишки-молодцы, Озорные удальцы, Приходите поплясать, Зимний вечер скоротать!
- А сейчас сядем рядком, да поговорим ладком.
- Раньше люди очень любили принимать гостей. И был такой старинный обычай, обычай гостеприимства.
- Как вы думаете, ребята, что это за обычай? Как принимали гостей? (Дети отвечают)
- Если заходил в дом запоздалый путник, его встречали с поклоном: «Милости просим!», (ведущий показывает) усаживали к столу, угощали всем, что было в доме из еды.
- Давайте повторим эти слова с поклоном. (Все дети повторяют, с поклоном)
- Если гость заходил во время ужина, то он помолясь, говорил: «Хлеб, соль», а хозяин отвечал: «Добро пожаловать, хлеба-соли откушать».
- Давайте разыграем эту ситуацию. Выбираем гостя, а все остальные будут говорить слова за хозяев. ( Разыгрывают несколько раз)
- Ещё был добрый обычай, когда люди помогали друг другу. А, если в дом приходила беда, люди не ждали, когда их попросят о помощи, они оказывались рядом в трудную минуту. Если кто-то строил избу – помогали все. В старину не забывали стариков, детей-сирот. Им приносили пищу, вместе убирали урожай.
- Давайте вспомним пословицы о гостеприимстве хозяина и о доброте.
* Хозяин весел – и гости радостны. * Гость доволен – и хозяин рад * Гостю щей не жалей, погуще влей! * Для дорогого гостя и ворота настежь. * Что ни есть в печи, всё на стол мечи! * Худо тому, кто добра не делает никому. * С миру по нитке – голому рубашка. * Добра желаешь, добро и делай. * Когда сделаешь доброе дело, не хвались, не труби о нём всюду.
Ведущий: Запомните, ребята, эти мудрые народные пословицы. Старайтесь быть добрыми и гостеприимными. Ведь недаром пословица молвится: «Как аукнется, так и откликнется».
- Пришло время погадать.
(Все мальчики встают в круг. Одна из девочек - в центр круга. Она держит в руках петуха – игрушку, говорит слова и кружится вокруг себя.)
- Возьму я в руки петуха, встану в центр круга, закрою глаза, да покружусь вокруг себя. На кого петушок укажет клювом – таков и муж будет.
Ведущий: Погадаем ещё?
(На полу разложить:
Хлеб – к жизни сытой и богатой; соль – муж будет вредный и сердитый; зеркало – муж – щёголь, т. е. любящий наряжаться, нарядно одетый; монетки – к богатству.) (Мальчику завязывают глаза, дают в руки петуха – игрушку. Он кружится вокруг себя и идёт в сторону разложенных предметов. К чему подойдёт, такова жизнь и будет. Ведущий немного направляет.)
Ведущий: Игра «Колечко, колечко»
Дети садятся на лавку, складывают ладошки. Стоять остаются двое. У одного из них (ведущего) – колечко. Все начинают произносить текст и в такт потряхивать ладошками, сложенными вместе: «Колечко, колечко, катись на крылечко, Через поле, через луг возвращайся, сделав круг!» Водящий, с колечком в ладошках, поочерёдно подходит к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает колечко. Второй из стоящих должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, садится на место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят: «Раз, два, три – колечко беги». Ребёнок с колечком убегает. Тот, кто угадывал, бросается вдогонку.
Ведущий: Вот ещё одна игра, Собирайся, детвора! Не толкайтесь, не спешите, В круг скорее становитесь.
Игра: « Ведьмина метёлка»
(Дети становятся в круг и под весёлую музыку передают, перевёрнутый вверх, украшенный ярким бантом, веник. У кого после окончания музыки остался в руках веник, тот или поёт, или танцует, или читает стихотворение и т. д. Можно ему загадать загадку.)
Ведущий: Отгадайте-ка, ребятки, интересные загадки.
- Не всадник, а со шпорами, Не сторож, а всех будит. (Петух)
- В лесу тук-тук, В избе ляп-ляп, В руках дзынь- дзынь, На полу - топ-топ. (Балалайка)
- Летом спят, а зимой бегут. В гору - деревяшка, а под гору – коняшка. (Сани, санки)
- Не ботинки, не сапожки, Но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой: Утром - в школу, Днём – домой. (Валенки)
- Ящик на коленях пляшет – То поёт, то горько плачет. (Гармонь, гармошка)
Ведущий: А какие посиделки без частушек!
Заиграй-ка, балалайка. Балалайка в три струны. Запевайте, не зевайте, Выходите, плясуны!
Выйду, выйду я плясать, В новеньких ботинках. Все ребята говорят, Что я как картинка.
Девочки – беляночки, Где вы набелилися? - «Мы вчера коров доили, Молоком умылися».
А Варваровски ребята Невелики – удалы. Нашу курочку рябую На верёвочке вели.
Я плясала в три ноги, Потеряла сапоги. Оглянулася назад: Сапоги мои лежат.
На горе стоит телега, Слёзы капают с дуги. Под горой стоит корова, Надевает сапоги.
Как на Катин день рожденья Принесли ведро с вареньем. Так наелись я и ты - Разболелись животы.
Я у Коли в коридоре Каблуками топала. Хоть я Колю не любила, А конфеты лопала.
На окошке сидит кошка С белыми котятами. Как не стыдно вам, ребята, Бегать за девчатами?
Две старухи без зубов Толковали про любовь. Мы с тобою влюблены: «Ты в кисель, а я в блины».
Мы всегда везде такие: Утром, вечером и днём, Потому что мы частушки, Развесёлые поём.
У частушки есть начало, У частушки есть конец. Кто частушки наши слушал, Прямо скажем – молодец!
Ведущий: Ой, да молодцы, ребятушки! Развеселили нас!
Мы гордимся стариною, Стала нам она родною. Вечно радуют кого-то Наших прадедов работы.
Ну, ребятушки, повеселились, пора и за работу приниматься. Делу время, а потехе час.
Посмотрите, какие прекрасные работы вышивали женщины, а в это время пели народные песни.
Россия, Россия, края дорогие. Здесь издавна русские люди живут. Они прославляют просторы родные, Раздольные песни поют.
(Дети танцуют под песню)
Ведущий: В старину очень любили чаёвничать. Выпивали чаю « аж по десять стаканов» и говорили: «Чай пить – не дрова рубить». Вот и мы с вами сейчас пригласим наших гостей к столу. Вспомните, как гостеприимные хозяева приглашают: «Милости просим».
(Дети поворачиваются к гостям и хором говорят: «Милости просим».)
- Как говорит народная пословица: «Что ни есть в печи, всё на стол мечи».
(Дети приглашают всех к столу. После чаепития проводятся игры)
Ведущий: Наш праздник подошёл к концу. Будьте здоровы, Счастливы будьте, Живите без бед много-много лет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Наше здоровье в наших руках"
Цель: помочь учащимся выяснить, что является непреложными условиями здоровья и что мешает быть здоровым....
Сценарий классного часа "Наше здоровье - в наших руках"
Данный классный час пропагандирует здоровый образ жизни среди школьников, показывает значимость правильного питания в жизни подростков....
Классный час "Наша Земля в наших руках"
Классный час для учащихся 3 класса построен в виде соревнования двух команд. Тема:Экология....
Классный час "Наши права и наши обязанности" 3 класс
Посредством знакомства с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру обучающихся....
Классный час "Наши дедушки, наши бабушки", посвященный Дню пожилого человека
Цели: воспитывать уважительное отношение к пожилым людям;прививать желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость;счастливые минуты общения с детьми, ...
Классный час «Наши бабушки, наши дедушки»
Классный час...
Классный час «Наше здоровье в наших руках»
Цель: помочь учащимся выяснить, что является непреложными условиями здоровья и что мешает быть здоровым.Оборудование:1. Карточки одинакового размера с надписями: «Здоровье =», «Рациональное питание +...