Родительское собрание
материал (1 класс) на тему

Сибюк Любовь Васильевна

Родительское собрание "Поощрения и наказание"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему

«Поощрения и наказания».

Учитель МОБУ СОШ №1  ЛЮВЮ Сибюк

г. Кореновск

Цели: 1)определение типичных проблем в воспитании детей в процессе коллективного анализа (анкетирование детей и их родителей); 2)познакомить родителей с видами поощрений и наказаний, с ситуациями поощрений и наказаний и их особенностями.

Методические рекомендации:

  1. Тщательно продумать «сценарий» собрания.

  1. Подготовить вопросы, которые следует задать родителям:

При каких условиях надобность наказаний отпадает?

Надо ли извиниться перед ребёнком, если выяснилось, что наказали несправедливо?

Надо ли наказывать за плохую оценку?

Можно ли наказывать дважды за один и тот же поступок?

Надо ли наказывать трудом?

В чём вред физических наказаний?

3. Продумать оформление классной комнаты, чтобы она соответствовала проблеме обсуждения:

        На доске записаны слова С. Бранда.

Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит,

Что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Там, где аббат не враг вина, Вся братия пьяным-пьяна. Не волк воспитывал овец. Походку раку дал отец.

Коль видят нас и слышат дети, Мы за дела свои в ответе. И за слова: легко толкнуть Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом, Чтобы не каяться потом.

С. Бранд.

Ребёнок больше всего нуждается
в вашей любви как раз тогда, когда он
меньше всего её заслуживает.

Эрма Бомбек

4. Желательно заранее провести анкетирование родителей или детей, чтобы посмотреть на проблему их глазами:

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

1.        Какие качества характера вашего ребёнка вам нравятся?

  1. Наказываете ли вы своих детей : за что и как?
  2. Как вы поощряете своего ребёнка и за что?
  3. Какие качества характера вашего ребёнка вам не нравятся?
  4. Что любит делать ваш ребёнок, его любимое занятие.

6.        Каким   бы   вы   хотели   видеть   своего   ребёнка   к   окончанию
школы?

7.        Продолжите фразу: «Хороший сын или дочь, это....

АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ.

1.        Какие качества твоего характера родителям нравятся?

2.        За что ругают и наказывают тебя родители и как?

  1. Как тебя поощряют, за что?
  2. Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
  3. Что ты любишь делать. Твоё любимое занятие.

5. Подготовить стенгазету, видеофрагменты и другие материалы, которые раскрывают отдельные моменты из жизни класса.

6. Расставить столы и стулья по кругу, чтобы все чувствовали себя в одинаковых условиях.

7. Продумать персонально приглашение каждому родителю на собрание.

8. Привлекать  к подготовке собрания родительский комитет класса или отдельных активных родителей.

Родители инсценируют  стихотворение О.В.Гребневой «Родительское собрание на лесной поляне».

Как – то осенью по лесу прокатилася молва:

На полянке ровно в восемь собирает всех Сова.

Побросав дела и деток, не закончив сбор грибов,

Кто пошёл , кто полетел на тревожный этот зов.

 - Ты не ведаешь, кума, чем встревожена сова?

Может, твой Лисёнок снова в школе мучает Косого?

 - Ой, не говори Енот, он и дома сущий чёрт.

 - Волк, дружище, твой сынок  не  срывал Сове урок?

 - Я не знаю, может быть, он ведь так умеет выть.

 - А скажи-ка мне, Медведь, твой сынок ведь любит петь?

Может он Совы терпенье испытал «прекрасным» пеньем?

 - Не могу сказать , соседка, я Мишутку вижу редко.

Нацепив очки на нос, задала Сова вопрос:

 - Поднимите, звери, лапы, кто не бил детишек, папы?

Зашумела тут толпа:

- Что за глупости, Сова?

Я Лисёнка лишь вчера долго за уши драла.

 - Про медведей говорят: он на ухо глуховат.

Я за шалости сыночка «приласкаю» лишь пруточком.

Папа – заяц на пеньке, хрумкая морковку,

Важно с пафосом изрёк:
- Я же против порки!

Я косых своих детей лапою не трону,

По дороге каждый день им внушаю строго:

Не ходите «на ушах», не грызите двери

И хвосты своих друзей вы не суйте в щели.

Протрещала тут Сорока:

 - Я в беде не одинока.

Моим детям каждый день все уроки слушать лень.

Коль трещат они помногу – я ремень беру в подмогу.

Зашумела вновь толпа, кто был «против», кто был «за».

Долго не могла Сова донести до них слова:

 - Я прошу вас, звери – мамы, а в особенности папы,

Прекратить в своей семье воспитанье «на ремне».

Ваши дети так привыкли к выволочкам за поступки,

Что от нас, учителей, ждут таких же вот вещей.

 - Как не бить! – сказал Енот.

 - Да, да, да! – тут вторил Крот.

 - Ну, а мне, - всплакнула Белка,-

Делать что с моей пострелкой?

Как накрасится румяной, подведёт себе глаза

И порхает по поляне, где танцует до утра.

Тут родительские страсти накалились докрасна.

Не в Совиной было власти перекрыть их голоса.

…Нерешённая проблема о битье и небитье

Стать должна несовременной,

Если мир царит в семье.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

        Родители должны усвоить виды поощрений и наказаний, уметь их правильно применять при воспитании своего ребёнка, учитывая его индивидуальные психофизические особенности.

        При обсуждении вопросов родители должны проявить заинтересованность в этой проблеме, поделилиться своим опытом поощрений и наказаний в семье.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ «Поощрения и

наказания».

На доске записаны слова С. Бранда.

Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит,

Что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Там, где аббат не враг вина, Вся братия пьяным-пьяна. Не волк воспитывал овец. Походку раку дал отец.

Коль видят нас и слышат дети, Мы за дела свои в ответе. И за слова: легко толкнуть Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом, Чтобы не каяться потом.

С. Бранд.

Ребёнок больше всего нуждается
в вашей любви как раз тогда, когда он
меньше всего её заслуживает.

Эрма Бомбек

Поощрение и наказание относятся к одним из самых древних методов воспитания. И раньше и сейчас ни один элемент воспитания не обходится без этих методов. Действительно, ведь воспитание – это целенаправленный процесс воздействия одного человека на другого с целью формирования определённых качеств личности. Однако не всегда воспитываемый согласен с теми требованиями, которые к нему предъявляют. Очень часто возникает противостояние, то есть объект воспитания не желает принимать к сведению или исполнять то, что от него требуют. В таком случае возникает вопрос: “Как же добиться исполнения требований?” Вот тут-то воспитатель и вспоминает о поощрении и наказании. Ведь можно за не исполнение требований наказать, а за послушание и уступчивость поощрить. Для большинства людей именно поощрение и наказание является основными методами в воспитании.

Чаще всего объектами воспитания становятся дети, и это правильно. Родители обязаны воспитывать своих детей, то есть, заложив в их сознание определённую систему правил поведения, нравственных ценностей, основ взаимоотношений между людьми. В процессе формирования личности именно поощрение и наказание выступают в большинстве семей как основные показатели успешности или безуспешности процесса воспитания. К сожалению, чаще родители используют наказание, как способ воздействия на детей. Не всегда взрослые задумываются над тем, насколько глубокими могут оказаться последствие использования того или иного метода для воспитания ребёнка. Ещё реже родители, сталкиваясь с какой-либо проблемой в процессе воспитания, продумывают, насколько обоснованным и правильным будет использование поощрения или наказания для решения возникшей спорной проблемой, а также для того, чтобы ребёнок выполнил требования взрослых.

Использовать в процессе воспитания методы поощрения и наказания приходится всем родителям, в любых семьях. Без использования этих методов невозможно воспитать полноценного члена общества, нравственного человека. Поэтому смело можно сказать, что тема работы важна, и не может быть не актуальна, так как пока существует общество, нужно будет воспитывать подрастающее поколение. Также важно уметь правильно использовать поощрение и наказание, так как без этого невозможно осуществлять разумное руководство детьми.

Цель работы состоит в том, чтобы дать характеристику поощрения и Наказания, как методов воспитания, рассмотреть ситуации, в которых Целесообразно использовать эти методы, а также дать конкретные Рекомендации по использованию этих методов в процессе воспитания.

Я глубоко убеждена, что нельзя использовать поощрение и наказание бессистемно, необходимо видеть конечную цель воспитания, то есть чётко представлять конечный результат деятельности по формированию у ребёнка тех или иных качеств личности. Необходимо грамотное использование различных методов воспитания, в том числе поощрения и наказания, что подразумевает комплексное использование различных методов без злоупотребления, либо полного отрицания какого-либо из них. Ведь от воспитания одной личности зависит, каким будет человеческое общество в целом.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ КАК МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ

Методы воспитания - это способы воздействия родителя на сознание, волю и чувства ребёнка в целях формирования у него убеждений и навыков определённого поведения. Посредством методов воспитания можно достигнуть любых воспитательных целей, которые ставит перед собой воспитатель. Методы поощрения и наказания относятся к методам стимулирования (побуждения) к деятельности. Поощрения и наказания - это методы педагогического воздействия на ребёнка.

Поощрение – метод, который поддерживает и усиливает положительные побуждения и эмоции. Основное значение метода в том, что ребёнок испытывает чувство радости, гордости, особенно в младшем возрасте.

Поощрение - один из методов воспитания, имеет большое значение:

- способствует закреплению положительных форм поведения у человека, совершившего хороший поступок;

Поощряемые поступки служат эталоном поведения для окружающих.

Разумное применение поощрения содействуют развитию сознательного отношения к труду, налаживанию правильных взаимоотношений между людьми. Роль поощрения в жизни

детей очень велика. Поскольку самосознание у детей только развивается, для них особенно важно осмыслить, как надо себя вести, какие поступки поощряются обществом, какие осуждаются.

Поощрения вызывают чувства удовлетворения, радости, гордости, желание вести себя ещё лучше.

Но поощрение должно быть справедливым и при поощрении нужно соблюдать меру. Слишком частые развивают у детей эгоизм и зазнайство.

Основные виды поощрений: одобрение, похвала, доверие, удовлетворение определённых интересов, потребностей, выражение положительного отношения: улыбка, совместная игра, прогулка.

НО НЕЛЬЗЯ ПООЩРЯТЬ РЕБЁНКА ДЕНЬГАМИ!!!!!

К поощрению предъявляется ряд требований:

1Поощрение должно быть справедливым;

2. Поощрение должно быть поддержано всеми членами семьи, а также друзьями ребенка, в противном случае награда обесценивается;

3. Поощрять нужно даже первые, самые скромные поступки ребенка;

4. Нельзя злоупотреблять поощрением, любое воздействие требует определённой меры, которую не следует превышать;

5. Ребёнок должен ценить сам факт поощрения, а не   награду.

Наказание – воздействие на личность ребёнка с целью затормозить нежелательные поступки поведения, осудить отдельные действия и поступки. Наказание – оружие очень острое и использовать его нужно крайне осторожно.

Наказание должно вызывать у ребёнка сожаление о своём поступке и намерение не повторять подобного. Наказывая ребёнка, вы должны вызвать у него определённые переживания: стыд, неловкость, желание исправиться. При этом только справедливое наказание достигает цели. Наказания, оскорбляющие достоинство ребёнка, только ухудшают их поведение. Но иногда ребёнок настолько переживает вину, что отпадает надобность в наказании.

Виды наказаний: наказание-упражнение (переделывание работы), ограничение — лишение какого-либо удовольствия, осуждение , условность все знают, что ребёнок наказан, наказание изменением отношения — суровый взгляд, строгий тон.

Физическое наказание - это «палка о двух концах», как сказал Макаренко. Для одного ребёнка - это нормальный метод, для другого - такой метод применять ни в коем случае нельзя. И даже   если   вы   применяете   в   своей   практике   такой   вид

наказаний, то вы должны помнить о том, что они должны быть редки, очень редки.

Послушайте одно из сочинений - рассказов ребёнка:

«Мой папа шабашник. Мне даже стыдно о нём писать. Он часто бьёт маму. Мама говорит, что он законченный алкоголик. А разве кто пьёт, все алкоголики? Я его всё равно люблю, он ведь мой папа. Иногда он бывает добрым, подарил цветы маме на 8Марта, а мне дал 300 рублей. Если бы кто уничтожил всё вино, моя мама никогда бы не плакала, да и папа перестал бы её бить. Он когда трезвый, то мирный. А так частенько и мне попадает.

К наказанию также предъявляют ряд требований:

1. Наказание должно опираться на общественное мнение, то есть оно должно быть поддержано всеми членами семьи (и взрослыми, и детьми), в противном случае наказанный становиться “героем дня”, жертвой, и наказание не достигает цели;

2. Не следует ни упрекать наказанием, ни напоминать о нем в дальнейшем, так как это вызывает озлобление, и ребёнок стремиться к самозащите;

3. Не всякий детский поступок требует наказания. Если он не представляет собой нарушение морального характера, не наносит особо сильного ущерба кому-либо или чему-либо, можно ограничиться замечанием или репликой;

4. Наказание должно быть индивидуальным, нужно разобрать причину поступка, особенности его совершения, поступки, предшествующие совершению поступка.

Поощрение и наказание хотя и являются противоположными методами, но тесно взаимосвязаны друг с другом. Например, поощрение стимулирует правильную линию в поведении, а наказание тормозят проявления недисциплинированности, недобросовестности и другие отрицательные качества, в этом противоположность этих методов. Ну а взаимосвязь проявляется в том, что эти методы помогают ребёнку осознать свои достоинства или недостатки, стимулируют или тормозят поведение, приучают к самоконтролю.

А. С. Макаренко сформулировал даже правила к требованиям родителей, при соблюдении которых может исчезнуть необходимость использования наказаний:

1. Требование не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но не должно быть похоже и на упрашивание;

2. Оно должно быть посильным для ребёнка не требовать от него слишком трудного напряжения;

3. Оно должно быть разумным и не должно противоречить здравому смыслу;

4.Требование не должно противоречить другому распоряжению, данному самим же родителем или другим взрослым.

Родительский труд - самый тяжёлый труд. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа. Она требует сверх терпения, пересиливание усталости, одоление неумений. Она требует постоянного самосовершенствования. Не будьте жестоки со своими детьми, ибо жестокость порождает жестокость, зло, трусость, лицемерие, страх. Воспитать душу ребёнка способно только домашнее тепло, лад между близкими людьми.

Народная мудрость гласит - сильна семья - крепка держава. Самое лучшее наследство - воспитанность.

СИТУАЦИЯ НАКАЗАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ ПРОЯВЛЕНИЯ

Ситуация наказания возникает при нарушении психологического контакта, взаимопонимания между ребёнком и взрослым в процессе воспитания, когда в деятельности ребёнка возникает дефицит внутренних побуждений к определённой деятельности, на которой настаивает взрослый. При возникновении такой ситуации ребёнок становиться непослушным, и взрослый утрачивает контроль над его повелением. На “надо” взрослого ребёнок начинает твердить “не хочу”. Такая ситуация становится предпосылкой использования взрослым тактики наказания (поощрения).

Рассмотрим некоторые из наиболее часто встречающихся предпосылок использования наказания:

  1. “Надо-не хочу” – состоит в том, что то поведение, которое требует от ребёнка взрослый, само по себе не привлекательно для ребёнка, поэтому ребёнок пытается избежать его.
  2. Непослушание может состоять и в том, что взрослый пытается создать побуждения, которые смогли бы преодолеть тенденцию к избежанию ребёнком требуемого поведения. Эти побуждения не связаны с деятельностью ребёнка, которую он осуществлял до возникновения ситуации “надо-не хочу”. Наказание в данном случае является там самым побуждением.
  3. Кроме того побуждения ребёнка могут вступать в конфликт с создаваемыми побуждениями взрослого. В этом случае появляются беспричинные капризы, слёзы, аффективные переживания, и как следствие, острые конфликты между взрослым и ребёнком.
  4. Конфликты, создаваемые в общении. Ребёнок стремится сохранить хорошие отношения со взрослыми и одновременно сохранить свой интерес к той деятельности, в которой он был занят и которая ему интересна на данный момент. Взрослые пытаются внести разлад в деятельность ребёнка, стремятся заставить ребёнка выполнить требуемое, применяя различные наказания.

При использовании взрослыми наказания ребёнок оказывается как бы между двумя отрицательными мотивами. С одной стороны, он не хочет выполнять действия, требуемые взрослым, а с другой стороны стремится избежать возможного наказания. И для того, чтобы ребёнок выполнил требования взрослого, им создаются различные психологические барьеры. Это может быть наказание с использованием физических преград (ребёнка могут закрыть в комнате до тех пор, пока он не выполнит предъявляемые требования), либо без физических преград (ребёнок может стоять в углу без присутствия взрослого, и никакие видимые физические преграды не удерживают его от бегства).

Чтобы наказание было действенным, взрослый должен соблюдать определённую тактику наказания. Прежде всего, барьеры, создаваемые взрослым, должны быть сплошными, в них не должно быть “дыр” и слабых мест. Прочность этих барьеров должна быть тем больше, чем сильнее наказание, чем сильнее конфликт между взрослым и ребёнком. Только тогда возникает ситуация вынужденности, в которой ребёнок вынужден делать то, что требует от него взрослый. И чем меньшей свободой располагает ребёнок в ситуации наказания, тем эффективней и сильнее это наказание действует. Например, совсем по-разному будут действовать наказания, если ребёнка оставить подумать над своим поведением, или запереть его для этого.

Очень важно правильно общаться взрослому и ребёнку в ситуации наказания. Инициатором наказания всегда выступает взрослый, поэтому все действия ребёнка направлены на борьбу с взрослым. Особенности борьбы ребёнка и взрослого в ситуации наказания сильно изменяются в зависимости от настроения ребёнка или взрослого, от предъявляемых требований, наказаний, барьеров. Ребёнок может бороться с взрослым самыми разными способами: он будет продумывать массу трудностей при исполнении требований (вдруг будут пропадать ручки, тетради, карандаши, внезапно возникнет головная боль, болезни, усталость). Подобные симуляции являются хорошим средством борьбы против наказаний, так как взрослые в подобных ситуациях смягчаются или вообще снимают свои требования.

Ещё одним способом борьбы против наказаний может быть аффективный взрыв, (ребёнок теряет контроль над собой, становиться импульсивным, затем наступает депрессивный спад, который сопровождается переживаниями горя, одиночества, вины).

Ребёнок может мысленно преобразовать наказание, превратить его в интересное для себя занятие. Он может начать играть, находясь в углу, тем самым освобождается от конфликта, и чувствует себя защищенным и свободным. Может случиться даже так, что ситуация наказания с помощью детского воображения превратиться в поощрение. Здесь опасность состоит в том, что воображение ребёнка носит часто мстительный, жестокий характер, что отрицательно сказывается на его характере.

Рассмотренные способы поведения ребёнка наблюдаются всегда, когда взрослый пытается заставить выполнить свои требования с помощью наказания. Из этого следует, что родители должны как следует подумать, прежде чем наказывать ребёнка, а если избежать наказания все же невозможно, то нужно очень тщательно продумать, какие последствия могут ожидать взрослого после такого воспитательного воздействия, не будет ли наказание во вред и ребёнку и взрослому.

А. С. Макаренко говорил, что в хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это – самый правильный путь семейного воспитания. В любом случае наказание должно быть исключительной мерой воздействия на ребёнка, всегда нужно стремиться избежать наказания, используя другие методы воспитательных воздействий.

СИТУАЦИЯ ПООЩРЕНИЯ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ

Ситуация поощрения – это психологическая ситуация, в которой на ребёнка действуют различные побуждения, они могут быть как положительными, так и отрицательными. С одной стороны ребёнок не хочет выполнять требуемое взрослым, а с другой – хочет получить обещанное взрослым поощрение.

Поощрение отличается от наказания тем, что ребёнок стремится выполнить требования взрослых не из-за страха, а из-за желания получить обещанное поощрение. Ситуация поощрения не изолирует ребёнка от привычного окружения и не ограничивает его свободу. Ребёнок может делать что хочет, но он знает, что если не выполнит требований взрослого, то не получит и обещанного поощрения.

Ребёнок будет выполнять требования взрослого, если притягательность поощрения больше, чем нежелание выполнять требования взрослого. Так, если отец говорит ребёнку, что возьмет его на рыбалку, если тот исправит все “двойки” в школе, ребёнок будет стремиться исправить оценки только в том случае, если желание пойти на рыбалку будет более сильное, чем нежелание учить какой-либо предмет в школе. Кроме того, ребёнок должен быть твердо убежден в том, что обещание обязательно будет выполнено. Однако в такой ситуации есть скрытая опасность в том, что главным для ребёнка будет не столько усвоение учебного материала, сколько желание получить хорошую отметку (ребёнок может списать, а иногда даже попытаться “купить” нужную ему отметку). В таком случае ребёнок получает поощрение, фактически не выполнив требования взрослого.

Другой поведенческой ситуацией может быть отказ от поощрения. Обещание родителей сводить сына в зоопарк будет очень слабым для выполнения требований родителей, если ребёнок не интересуется животными. Родители очень часто совершают такую ошибку. Они предлагают в качестве поощрения ребёнку то, что будет для него интересным именно с точки зрения родителей, а не с точки зрения ребёнка. Не всегда родители могут правильно разгадать, что будет наиболее интересно ребёнку в качестве поощрения.

В ситуации поощрения взрослый должен правильно себя вести, ведь ребёнок хорошо понимает, что взрослый, обещая поощрение за выполненное требование, может в принципе и без этого предоставить желаемое, также взрослый может и не сдержать обещание. Взрослый может всё. Следовательно, если родители хотят, чтобы поощрение было действительно действенным методом воспитания, они должны четко придерживаться тех требований, о которых они говорят. Поощрять ребёнка только после того, как требование выполнено, и никогда не обманывать собственного ребёнка. Также не должно предъявлять двояких требований, которые могут быть поняты по-разному ребёнком и родителями, и нельзя одному родителю отменять требования другого, это может привести к снижению авторитета кого-либо из родителей, или даже обеих родителей, а также бабушек, дедушек и других родственников. Н. В. Шелгунов писал, что, делая уступки на каждом шагу, родители вводят в свои отношения к детям начало произвола, когда ребёнок увидит и поймет, что исполнение его желаний зависит от степени его настойчивости, он не будет уступать, и выполнять требований взрослых.

Если поощрение использовать правильно, то оно может стать мощным фактором формирования познавательной активности у детей, особенно в младшем возрасте, когда у ребёнка мал жизненный опыт, или его нет вовсе, не сформировано самосознание, слабы психические процессы. Положительные эмоции очень сильно способствуют активизации любой деятельности, в том числе и познавательной. Поэтому ребёнок в любом возрасте нуждается в одобрении и признании, так как чувство удовлетворения, которое вызывает поощрение, намного сильнее, чем чувство обиды и раздражения, вызванного наказанием. Поощрение побуждает ребёнка к активной дальнейшей деятельности.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПООЩРЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ

Всем приходится хвалить и наказывать детей. Сколько существует педагогика, столько и спорят о данной проблеме. Одни боятся захвалить и воспитать ребёнка чересчур избалованным, другие, наоборот, используют похвалу, как главный метод воспитания. Часть родителей категорически возражает против наказания, особенно телесного: боятся подавить в ребёнке личность и вызвать целый ряд негативных явлений – страх, ненависть к родителям. Разумеется, однозначно выразить мнение по этому вопросу нельзя, но можно дать ряд советов, которые помогут родителям сформировать собственное мнение.

Родители должны всегда представлять себя на месте ребёнка. Нравится ли взрослым похвала и поощрения? Приятно ли получать премии, надбавки, похвала руководителя? Где приятнее услышать похвалу: наедине, или при свидетелях? Наверное, второе более приятно? А ребёнку нужно ещё больше, он должен каждый час слышать, что он молодец, умница. Нужно говорить ему превосходными степенями русской речи – не “правильно, хорошо выполнил”, а “отлично, великолепно, чудесно, превосходно”. Не скупитесь на похвалу, а за особые заслуги – помыл свои туфли, быстро оделся и т. д. – что-либо подарить. Опять-таки это может быть и конфета, а может быть и очень ласковое слово “рыбка”, сказанное секретно доверительно на ушко (дети это очень любят). Если ребёнку все время говорить “Ты – свинья”, “Ты – клоун”, то это может сформировать комплекс неполноценности, озлобленности против родителей и окружающего мира.

Не нужно хвалить ежеминутно, так как в этом случае потеряется важнейший смысл похвалы.

Можно дать ребёнку второе имя – существительное, но не производное от первого. Это может быть “рыбка”, “зайчик”, “ласточка”. Поскольку дети любят ушами, и им нравится такое к себе обращение, можно его использовать в качестве похвалы – легкого поощрения. Можно чередовать и производное от имени, например, Наташа – Натусенька, Наточка, Таточка, Наталочка, Натали, Натулечка и т. д. Можно обратиться к ребёнку ласково и в зависимости от его пола: доченька, дочка, дочурка, внучка, внученька, внучёк, сынок, сыночек и т. п.

Поощрения могут быть материального и нематериального порядка. К поощрениям нематериального порядка относятся: пожатие руки, объятие вблизи и на расстоянии, поцелуй, ласковое слово, сказанное на ушко или при всех, воздушный поцелуй, различные жесты, мимика, показы пальцами рук, глазами, особые обещания не материального характера (поход в гости, на рыбалку и т. п. ).

К поощрениям материального характера лучше прибегать не часто, но за особо хорошее поведение, активные проявления доброты, трудолюбия, чуткости и заботливости пообещать и быстро выполнить (а то ребёнок забудет) поощрение материального плана (купить любимую игрушку, мороженое и др. )

Переходя к наказаниям, важно сказать, как категорически нельзя наказывать. Нельзя называть едой, сильно бить, обзывать бранными словами (в том числе вульгаризмами и жаргонизмами), нельзя кричать, ставить в угол надолго, наказывать в публичном месте, повторять свои требования множество раз.

П. А. Блонский возражал против телесного наказания, мотивирую это тем, что наказание апеллирует к животному страху, вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают, делает ребёнка забитым, а потому ничтожным, освобождает от угрызений совести. Впоследствии такие дети делаются нечувствительными и становятся материальными циниками. Телесные наказания вредно воздействуют на половую сферу ребёнка, вызывая приток крови к половым органам. Также наказание развращает воспитателя.

Наказание может быть заменено другими мерами воздействия:

  • терпением, эта самая большая добродетель, какая только может быть у родителей;
  • объяснением, нужно объяснить, почему его поведение неправильно, но быть при этом предельно кратким;
  • отвлечением, можно предложить ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем-то, что ему сейчас хочется;
  • неторопливостью, не спешите наказывать ребёнка – подождите, пока поступок повториться;
  • научите ребёнка поругать самого себя, это верный путь к самоконтролю, самоанализу, самокритике;
  • обратитесь к ребёнку по-деловому – Илья (а не Илюша);
  • измените, тон общения, решительный, строгий, внушительный, не допускающий возражений, но не крикливый; измените в самом себе (т. е. родителе), выражение лица – нахмурьте брови, выскажите иногда удивление, иногда возмущение, обиду или гнев;
  • используйте жёсткие отрицательные обещания и следуйте обещанному до конца, к примеру “Сегодня мне придётся называть тебя только Таня, а не Танюша” или “Целый день я не буду тебя обнимать”, а психологи считают, что для нормального психического развития ребёнку необходимо, чтобы его в течение дня обняли не менее восьми раз;
  • лишите на время ребёнка любимой игрушки, поставив её на видное место, при этом напоминая ребёнку: “Скучает сегодня наша кукла”;
  • проводите вечером, но не перед сном, секретные эпизодические совещания вдвоём по теме “Что я сегодня сделал не так”;
  • хвалите других детей или друзей, но к месту;
  • организуйте дома “Уголок необдуманных поступков”, где ребёнок будет наказанным не стоять, а сидеть (без ничего).

Но после любого наказания обязательно обговорите, за что, почему наказан ребёнок, а потом – всегда приласкайте и покажите ему, что он желанный и любимый.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своем докладе я пыталась, как можно подробнее рассмотреть методы поощрения и наказания, раскрыть их сущность и особенности применения. Я надеюсь, что все, что изложено выше, поможет родителям правильно воспитывать своих детей, правильно использовать в своей практике методы поощрения и наказания.

Нужно сказать, что эти методы не универсальны, добиться положительного результата в воспитании ребёнка, используя только методы поощрения и наказания невозможно. Результат воспитания будет зависеть от умелого использования и сочетания всех существующих методов, средств и приёмов воспитания. Ведь воспитывает всё вокруг: рассказ, беседа, спор, личный пример, упражнения, поручения, требования, соревнования, да и ребёнок сам себя может изменить. Самонаблюдения, самооценка и самоконтроль иногда воспитывают лучше, чем взрослые.

Вместе с тем А. С. Макаренко считал, что система поощрение – наказание необходима и законна. Она закаляет человеческий характер, воспитывает человеческое достоинство, чувство ответственности гражданина.

В. А. Сухомлинский считал, что можно вообще обойтись без наказания, он говорил, что детей можно воспитывать только добром, только лаской. Главным условием воспитания без наказания он считал высокую личностную культуру воспитателя (родителя), умение общаться с детьми, согласованность воспитательных воздействий семьи, школы и общества в целом.

Поощрение и наказание – это оценка деятельности ребёнка, положительная (поощрение), иди отрицательная (наказание). А оценки всегда вызывают побочные действия, например, вызывают больше внимания к собственной персоне, нежели необходимо, развивают эгоизм. Поэтому нельзя злоупотреблять как положительными оценками (поощрениями), так и отрицательными (наказаниями).

Методы поощрения и наказания несут многообразие воздействий на личность ребёнка через книги, беседы, диалоги, убеждения, аргументы, договоры между ребёнком и взрослым, то есть поощрение и наказание могут быть использованы опосредованно, и иногда такое воздействие даже более действенно, нежели непосредственный контакт.

В заключение хочется отметить, что во всей системе поощрений и наказаний важна интуиция родителей, дедушек и бабушек – ведь именно родители, как никто другой, знают своего ребёнка, знают, каков он, что он любит, что не любит и т. д. Важно всегда стремиться к золотой середине, не переусердствовать ни в ту, ни в другую сторону.


ВОПРОСЫ (ИХ ОБСУЖДЕНИЕ).

  1. При каких условиях надобность наказаний отпадает? Если ребёнок сам понял свою вину и очень при переживает.
  2. Надо ли извиниться перед ребёнком, если выяснилось, что наказали несправедливо? Да.
  3. Надо ли наказывать за плохую оценку? Да.
  4. Можно ли наказывать дважды за один и тот же поступок? Нет.
  5. Надо ли наказывать трудом? Нет. Трудом надо поощрять. Какой ты у меня умница, что-то сделал хорошее, за это я тебе доверяю очень важное дело        помыть посуду.
  6. В чём вред физических наказаний? Унижение достоинства ребёнка.

А сейчас мы с вами заполним анкету, давайте ответы искренне, ваши дети уже заполнили аналогичную анкету.


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

1.        Какие качества характера вашего ребёнка вам нравятся?

  1. Наказываете ли вы своих детей : за что и как?
  2. Как вы поощряете своего ребёнка и за что?
  3. Какие качества характера вашего ребёнка вам не нравятся?
  4. Что любит делать ваш ребёнок, его любимое занятие.

6.        Каким   бы   вы   хотели   видеть   своего   ребёнка   к   окончанию
школы?

7.        Продолжите фразу: «Хороший сын или дочь, это....

АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ.

1.        Какие качества твоего характера родителям нравятся?

2.        За что ругают и наказывают тебя родители и как?

  1. Как тебя поощряют, за что?
  2. Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
  3. Что ты любишь делать. Твоё любимое занятие.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

  1. Какие качества характера вашего ребёнка вам нравятся?
  2. Наказываете ли вы своих детей : за что и как?
  3. Как вы поощряете своего ребёнка и за что?
  4. Какие качества характера вашего ребёнка вам не нравятся?
  5. Что любит делать ваш ребёнок, его любимое занятие.

6.   Каким   бы   вы   хотели   видеть   своего   ребёнка   к   окончанию школы?

7. Продолжите фразу: «Хороший сын или дочь, это....


АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ.

1 .Какие качества твоего характера родителям нравятся?

2.   За что ругают и наказывают тебя родители и как?

3. Как тебя поощряют, за что?

4. Какие качества твоего характера родителям не нравятся?

5. Что ты любишь делать. Твоё любимое занятие.

Ребёнок учится тому,


Раздаточный материал для родителей.

Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, Что с лихвой получит От них всё то, чему их учит. Там, где аббат не враг вина, Вся братия пьяным-пьяна. Не волк воспитывал овец. Походку раку дал отец. Коль видят нас и слышат дети, Мы за дела свои в ответе. И за слова: легко толкнуть Детей на нехороший путь. Держи в приличии свой дом, Чтобы не каяться потом.

С. Бранд.

Основные   виды   поощрений:   одобрение,   похвала,   доверие, удовлетворение    определённых    интересов,    потребностей, выражение положительного отношения: улыбка, совместная игра, прогулка. НО НЕЛЬЗЯ ПООЩРЯТЬ РЕБЁНКА ДЕНЬГАМИ!!!!!

Виды наказаний: наказание-упражнение (переделывание работы), ограничение лишение какого-либо удовольствия, осуждение , условность — все знают, что ребёнок наказан, наказание изменением отношения - суровый взгляд, строгий тон.

ВОПРОСЫ (ИХ ОБСУЖДЕНИЕ).

  1. При каких условиях надобность наказаний отпадает? Если ребёнок сам понял свою вину и очень при этом переживает.
  2. Надо ли извиниться перед ребёнком, если выяснилось, что наказали несправедливо? Да.
  3. Надо ли наказывать за плохую оценку? Да.
  4. Можно ли наказывать дважды за один и тот же поступок? Нет.
  5. Надо ли наказывать трудом? Нет. Трудом надо поощрять. Какой ты у меня умница, что-то сделал хорошее, за это я тебе доверяю очень важное дело        помыть посуду.
  6. В чём вред физических наказаний? Унижение достоинства ребёнка.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

        Родители должны усвоить виды поощрений и наказаний, уметь их правильно применять при воспитании своего ребёнка, учитывая его индивидуальные психофизические особенности.

        При обсуждении вопросов родители должны проявить заинтересованность в этой проблеме, поделиться своим опытом поощрений и наказаний в семье.



Предварительный просмотр:

Сибюк Любовь Васильевна.

Учитель начальных классов, кубановедения

МОБУ СОШ №1 г. Кореновска

Тел. 8-86142-4-75-59  ( раб.)

Тесты по книге «Кубанская азбука»,

1 класс         

Краеведение на уроках обучения грамоты в 1 классе.

У народа, который не помнит своего прошлого - нет будущего.

Через познание малой родины, человек осознает сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему.

Поэтому с недавнего времени в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края изучается новый предмет – кубановедение.

Термин «Кубановедение означает «ведение», знание своей малой родины – Кубани. Выпущено немало книг по данному предмету. Одной из последних является «Кубанская азбука»,авторы  О, Хамцова, А, Мовшович, В. Вторенко. На уроках обучения грамоты в 1 классе можно использовать эту книгу при изучении той или иной буквы. После изучения нескольких букв, можно проверить усвоение материала детьми с помощью тестов.

Тесты предназначены учителям, родителям для занятий с детьми с целью диагностики проблем обучения в 1-2 классах. Предлагаемые тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному контролю.

Время выполнения 2-3 минуты. Возможна проверка по образцу, взаимопроверка

За каждый правильный ответ ученик получает определённое количество баллов, в зависимости от трудности предлагаемого вопроса. Набранное количество баллов позволит оценить  уровень знаний и наметить устранение пробелов по данной теме.  Тесты доступны и вызывают интерес у учеников. Тесты включают следующие виды заданий:

- задания с выбором ответа. Эти задания проверяют понимание, узнавание детьми известного, выявляют готовность к установлению соответствия предлагаемых ответов с их собственными представлениями;

- задание на завершение ( дополнение) высказывания.

Тест по книге «Кубанская азбука» №1. ( буквы а – д).

  1. Выбери правильный ответ.

Анапу в разное время населяли…

а) русские, татары;

б) греки, римляне, итальянцы, турки;

в) украинцы, белорусы, русские.

  1. Допиши правильный ответ.

Как называлась Анапа в древности? ____________________________

  1. Выбери правильный ответ.

Откуда дошли до нас олимпийские игры?

а) Древней Италии;

б) Испании.

в) Древней Греции.

  1. Выбери правильный ответ.

Как часто провидятся олимпийские игры?

а) один раз в 5 лет;

б) один раз в 4 года;

в) два раза в четыре года.

  1. Напиши правильный ответ.

Кто первым победил из кубанцев на олимпийских играх и в каком году?_______________________________________________________

  1. Соедини линиями кубанцев – спортсменов, вернувшихся с олимпиад с наградами, фамилию и вид спорта.

Ирина Караваева                                              батутист

Андрей Лавров                                                   бегунья

Александр Москаленко                                    боксёр

Шамиль Сабиров                                               батутистка

Людмила Брагина                                              гандболист

  1. Напиши правильный ответ.

Сколько  высших наград завоевали кубанцы за годы участия в олимпиадах?__________

  1. Напиши правильный ответ.

Где будет проходить олимпиада в 2014 году?

  1. Выбери правильный ответ.

Как называется место, где река встречает препятствия?

а) ущелье;

б) скалистые уступы;

в) обрывы.

  1. Выбери правильный ответ.

Что образуют скалистые уступы на горной реке?

а) утёсы;

б) равнины;

в) водопады.

  1. Выбери правильный ответ.

В каких районах много водопадов?

а) Геленджика;

б) Сочи;

в) Краснодара.

  1. Выбери правильный ответ.

Какова высота водопада Безымянного в окрестностях Сочи на реке Безымянке?

а) 57 м;

б) 55 м;

в) 75 м.

  1. Выбери правильный ответ.

В какой части Краснодарского края расположены горы?

а) южной;

б) северной;

в) восточной.

  1. Выбери правильный ответ.

Какие горы расположены у нас в крае?

а) Уральские;

б) Кавказские;

в) Саянские.

  1. Напиши правильный ответ.

Самая высокая вершина Кавказских гор, находящаяся у нас в крае – это______________________, её высота ____________________________.

  1. Выбери правильный ответ.

Дольмены – это….

а) городские постройки;

б) домики лесников;

в) древнейшие сооружения.

  1. Напиши

Из чего сложены дольмены? ______________________________

  1. Напиши

Как назывались дольмены в старинных казачьих легендах?_______________________________________________

Ключ к тесту №1.

Тест проверяет как дети усвоили материал по буквам А-Д. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Выбери правильный ответ.

Анапу в разное время населяли…

а) русские, татары;

б) греки, римляне, итальянцы, турки;  -  1 балл

в) украинцы, белорусы, русские.

  1. Допиши правильный ответ.

Как называлась Анапа в древности? _____Горгиппия. – 1 балл

  1. Выбери правильный ответ.

Откуда дошли до нас олимпийские игры?

а) Древней Италии;

б) Испании.

в) Древней Греции.    -  1 балл

  1. Выбери правильный ответ.

Как часто провидятся олимпийские игры?

а) один раз в 5 лет;

б) один раз в 4 года; - 1 балл

в) два раза в четыре года.

  1. Напиши правильный ответ.

Кто первым победил из кубанцев на олимпийских играх и в каком году? В 1972 году бегунья Людмила Брагина – 2 балла ( за неполный ответ: без года или имени или при неуказании вида спорта данной спортсменки – 1 балл)

  1. Соедини линиями кубанцев – спортсменов, вернувшихся с олимпиад с наградами, фамилию и вид спорта.

Ирина Караваева                                              батутист

Андрей Лавров                                                   бегунья

Александр Москаленко                                    боксёр

Шамиль Сабиров                                               батутистка

Людмила Брагина                                              гандболист

 За каждое правильное соединение – 1 балл. Всего – 5 баллов.

  1. Напиши правильный ответ.

Сколько  высших наград завоевали кубанцы за годы участия в олимпиадах?   18,

1 балл

  1. Напиши правильный ответ.

Где будет проходить олимпиада в 2014 году?  В Сочи. – 1 балл

  1. Выбери правильный ответ.

Как называется место, где река встречает препятствия?

а) ущелье;

б) скалистые уступы;    - 1 балл

в) обрывы.

  1. Выбери правильный ответ.

Что образуют скалистые уступы на горной реке?

а) утёсы;

б) равнины;

в) водопады. – 1 балл

  1. Выбери правильный ответ.

В каких районах много водопадов?

а) Геленджика; - 1 балл

б) Сочи; - 1 балл

в) Краснодара.

  1. Выбери правильный ответ.

Какова высота водопада Безымянного в окрестностях Сочи на реке Безымянке?

а) 57 м;

б) 55 м;

в) 75 м. – 1 балл

  1. Выбери правильный ответ.

В какой части Краснодарского края расположены горы?

а) южной;  - 1 балл

б) северной;

в) восточной.

  1. Выбери правильный ответ.

Какие горы расположены у нас в крае?

а) Уральские;

б) Кавказские; - 1 балл

в) Саянские.

  1. Напиши правильный ответ.

Самая высокая вершина Кавказских гор, находящаяся у нас в крае – это Цахвоа, её высота  3345м.  – 2 балла

  1. Выбери правильный ответ.

Дольмены – это….

а) городские постройки;

б) домики лесников;

в) древнейшие сооружения. – 1 балл

  1. Напиши

Из чего сложены дольмены?  Из больших каменных плит. – 1 балл

  1. Напиши

Как назывались дольмены в старинных казачьих легендах? «Богатырскими хатами». – 1 балл

ТЕСТ  №2. (буквы е – й).

  1. Выбери правильный ответ.

Где поставлен памятник Екатерине II.

а) в Кропоткине,

б) в Краснодаре,

в) в Москве.

  1. Допиши правильный ответ.

В каком году царица Екатерина Вторая подарила черноморскому казачьему войску кубанские земли от Тамани до устья реки Лабы? ____________________________

  1. Выбери правильный ответ.

Что поручалось делать казакам?

а) разводить лошадей,

б) заниматься сельским хозяйством,

в) охранять южные границы России.

  1. Выбери правильный ответ.

Как называется столица Кубани сейчас в наши дни?

а) Краснодар,

б) Москва,

в) Екатеринодар.

  1. Выбери правильный ответ.

Как называлась столица Кубани в прошлом?

а) Краснодар,

б) Москва,

в) Екатеринодар.

  1. Напиши правильный ответ.

Сколько  километров железных дорог пересекают Кубань?_______________________________________________________

  1. Напиши правильный ответ.

Что создают для сохранения редких и ценных растений и животных?______________________________________

  1. Напиши правильный ответ.

В каком году был создан Кавказский государственный биосферный заповедник?______________________________

  1. Выпиши правильный ответ.

Сколько произрастает в  Кавказском государственном биосферном заповеднике  видов редких растений?

а) 300.

б) 3.

в) 30.

  1. Выбери правильный ответ.

Кто не допускается на территорию данного заповедника?

а) туристы;

б) охотники;

в) работники лесхозов.

  1. Выбери правильный ответ.

Кого сохранили учёные в заповеднике?

а) улиток;

б) зубров;

в) зайцев.

  1. Выбери правильный ответ.

В каких районах края найдена самая древняя стоянка первобытных людей?

а) Геленджика;

б) Сочи;

в) Северском районе.

  1. Выбери правильный ответ.

Когда  появились древние люди на территории Кубани?

а) 100. 000 лет назад;

б) 10. 000 лет назад;

в) 1. 000 лет назад.

  1. Выбери правильный ответ.

В какой части Краснодарского края расположены горы?

а) южной;

б) северной;

в) восточной.

  1. Напиши правильный ответ.

Для чего необходим йод? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Напиши правильный ответ.

Где находится самое крупное месторождение йодобромных вод?____________________________________________________________________

  1. Выбери правильный ответ.

Где построен завод, на котором изготавливают йодные настойки, таблетки и красители?

а) в Краснодаре;

б) в станице Троицкой Крымского района;

в) в станице Каневской.

  1. Напиши

Какие полезные ископаемые есть в крае под землёй? ______________________________ 

Ключ к тесту  №2. (буквы е – й).

  1. Выбери правильный ответ.

Где поставлен памятник Екатерине II.

а) в Кропоткине,

б) в Краснодаре, - 1 балл

в) в Москве.

  1. Допиши правильный ответ.

В каком году царица Екатерина Вторая подарила черноморскому казачьему войску кубанские земли от Тамани до устья реки Лабы?  1792 – 1 балл

  1. Выбери правильный ответ.

Что поручалось делать казакам?

а) разводить лошадей,

б) заниматься сельским хозяйством,

в) охранять южные границы России. – 1 балл

  1. Выбери правильный ответ.

Как называется столица Кубани сейчас в наши дни?

а) Краснодар, - 1 балл

б) Москва,

в) Екатеринодар.

  1. Выбери правильный ответ.

Как называлась столица Кубани в прошлом?

а) Краснодар,

б) Москва,

в) Екатеринодар. – 1 балл

  1. Напиши правильный ответ.

Сколько  километров железных дорог пересекают Кубань? Более 2.000 – 1 балл

  1. Напиши правильный ответ.

Что создают для сохранения редких и ценных растений и животных? Заповедники – 1 балл

  1. Напиши правильный ответ.

В каком году был создан Кавказский государственный биосферный заповедник? 1924 году – 2 балла

  1. Выпиши правильный ответ.

Сколько произрастает в  Кавказском государственном биосферном заповеднике  видов редких растений?

а) 300.

б) 3.

в) 30 – 2 балла

  1. Выбери правильный ответ.

Кто не допускается на территорию данного заповедника?

а) туристы; - 1 балл

б) охотники; - 1 балл

в) работники лесхозов.

  1. Выбери правильный ответ.

Кого сохранили учёные в заповеднике?

а) улиток;

б) зубров; - 1 балл

в) зайцев.

  1. Выбери правильный ответ.

В каких районах края найдена самая древняя стоянка первобытных людей?

а) Геленджика;

б) Сочи;

в) Северском районе. – 2 балла

  1. Выбери правильный ответ.

Сколько лет назад  появились древние люди на территории Кубани?

а) 100. 000 лет назад; - 1 балл

б) 10. 000 лет назад;

в) 1. 000 лет назад.

  1. Напиши правильный ответ.

Для чего необходим йод? Для смазывания ран и ушибов, для организма – по 1 баллу за ответ.

  1. Напиши правильный ответ.

Где находится самое крупное месторождение йодобромных вод? В Краснодарском  крае– 1 балл.

  1. Выбери правильный ответ.

Где построен завод, на котором изготавливают йодные настойки, таблетки и красители?

а) в Краснодаре;

б) в станице Троицкой Крымского района; - 1 балл

в) в станице Каневской.

  1. Напиши

Какие полезные ископаемые есть в крае под землёй? Нефть, газ – по 1 баллу за правильный ответ.

ТЕСТ  №3. (буквы к – с).

  1. Выбери правильный ответ.

Где был заложен город Краснодар.

а) на реке Кубань,

б) на реке Кубань в местечке  Карасунский Кут,

в) на Кубани.

  1. Допиши правильный ответ.

В каком году был основан город Краснодар?____________________________

  1. Выбери правильный ответ.

Краснодар - центр

а) нашей страны,

б) краевой,

в) мировой.

  1. Выбери правильный ответ.

Как называется столица Кубани сейчас в наши дни?

а) Краснодар,

б) Москва,

в) Екатеринодар.

  1. Выбери правильный ответ.

Как называлась столица Кубани в прошлом?

а) Краснодар,

б) Москва,

в) Екатеринодар.

  1. Напиши правильный ответ.

Кто написал книгу «Наш маленький Париж»?_______________________________________________________

  1. Напиши правильный ответ.

Чьё имя носит крупнейшая библиотека края и в каком году она открыта?______________________________________

  1. Напиши правильный ответ.

Напиши  фамилии поэтов – фронтовиков.______________________________

  1. Выпиши правильный ответ.

На какой улице в городе Краснодаре установлен памятник кубанским казакам – основателям города?

а) Красной,

б) Северной,

в) Чапаева.

  1. Выбери правильный ответ.

Какие виды морского транспорта для перевозки грузов и пассажиров ты знаешь?

а) теплоходы,

б) танкеры,

в) самолёты.

  1. Выбери правильный ответ.

Города порты - это

а) Адлер;

б) Кабардинка;

в) Новороссийск.

  1. Выбери правильный ответ.

В каком году Новороссийску было присвоено звание города – героя?

а) 1975;

б) 1973;

в) 1983.

  1. Выбери правильный ответ.

Возле какого посёлка раскинулся Всероссийский детский центр «Орлёнок»?

а) Лермонтово;

б) Ольгинки;

в) Новомихайловского.

  1. Выбери правильный ответ.

В каком году на Кубань приехал священник Кирилл Васильевич Россинский?

а) 1803;

б) 1903;

в) 1703.

  1. Напиши правильный ответ.

Воды каких морей омывают наш край?____________________________________________________________________

  1. Напиши правильный ответ.

Каким проливом они соединяются?_____________________________________________________________

  1. Выбери правильный ответ.

Сколько церквей было построено его стараниями?

а) 17;

б) 27;

в) 37.

  1. Напиши

Какие сельскохозяйственные культуры выращиваются в нашем крае? ________________________________________________________________________

  1. Напиши правильный ответ:

Что представляет собой Кубанская степь?__________________________________________________________________

  1. Выбери правильный ответ:

Какие племена и народы селились по берегам рек  в степи?

а) сарматы,

б) скифы,

в) адыги.

КЛЮЧ К ТЕСТУ  №3. (буквы к – с).

  1. Выбери правильный ответ.

Где был заложен город Краснодар.

а) на реке Кубань,

б)  на реке Кубань, в местечке Карасунский Кут, - 2 балла

в) на Кубани.

  1. Допиши правильный ответ.

В каком году был основан город Краснодар?________1793____________________

  1. Выбери правильный ответ.

Краснодар - центр

а) нашей страны,

б) краевой, - 1 балл

в) мировой.

  1. Выбери правильный ответ.

Как называется столица Кубани сейчас в наши дни?

а) Краснодар, - 1 балл

б) Москва,

в) Екатеринодар.

  1. Выбери правильный ответ.

Как называлась столица Кубани в прошлом?

а) Краснодар,

б) Москва,

в) Екатеринодар. – 2 балла

  1. Напиши правильный ответ.

Кто написал книгу «Наш маленький Париж»?        Виктор Лихоносов – 3 балла

  1. Напиши правильный ответ.

Чьё имя носит крупнейшая библиотека края и в каком году она открыта? А.С. Пушкина, 1900 году – по 1 баллу за каждый ответ, итого – 2 балла.

  1. Напиши правильный ответ.

Напиши  фамилии поэтов – фронтовиков. К, Обойщиков, И. Варавва – 2 балла, по 1 баллу за каждый ответ.

  1. Выпиши правильный ответ.

На какой улице в городе Краснодаре установлен памятник кубанским казакам – основателям города?

а) Красной, - 1 балл

б) Северной,

в) Чапаева.

  1. Выбери правильный ответ.

Какие виды морского транспорта для перевозки грузов и пассажиров ты знаешь?

а) теплоходы, - 1 балл

б) танкеры,     - 1 балл

в) самолёты.

  1. Выбери правильный ответ.

Города порты - это

а) Адлер;

б) Кабардинка;

в) Новороссийск. – 1 балл

  1. Выбери правильный ответ.

В каком году Новороссийску было присвоено звание города – героя?

а) 1975;

б) 1973; - 3 балла

в) 1983.

  1. Выбери правильный ответ.

Возле какого посёлка раскинулся Всероссийский детский центр «Орлёнок»?

а) Лермонтово;

б) Ольгинки;

в) Новомихайловского. – 2 балла

  1. Выбери правильный ответ.

В каком году на Кубань приехал священник Кирилл Васильевич Россинский?

а) 1803; - 2 балла

б) 1903;

в) 1703.

  1. Напиши правильный ответ.

Воды каких морей омывают наш край? Чёрного и Азовского. – 2 балла, по баллу за каждый правильный ответ.

  1. Напиши правильный ответ.

Каким проливом они соединяются?   Керченским – 2 балла.

  1. Выбери правильный ответ.

Сколько церквей было построено его стараниями?

а) 17;

б) 27; - 2 балла

в) 37.

  1. Напиши

Какие сельскохозяйственные культуры выращиваются в нашем крае? Сахарная свёкла, кукуруза, рис, пшеница, подсолнечник – 5 баллов, по 1 баллу за каждый правильный ответ.

  1. Напиши правильный ответ:

Что представляет собой Кубанская степь? Квадраты полей с курганами и холмами – 1 балл

  1. Выбери правильный ответ:

Какие племена и народы селились по берегам рек  в степи?

а) сарматы,

б) скифы, - 2 балла

в) адыги.

ТЕСТ  №4. (буквы т  - я).

  1. Выбери правильный ответ.

Как называется полуостров, берега которого омываются двумя морями в нашем крае?

а) Кольский,

б) Таманский,

в) Ямал.

  1. Допиши правильный ответ.

Как называлась земля в древности на этом полуострове?____________________________

  1. Выбери правильный ответ.

Какой греческий город в глубокой древности стоял на месте станицы Тамань?

а) Горгиппия,

б) Гермонасса,

в) Тмутаракань.

  1. Выбери правильный ответ.

Как с 10 века называлась столица одного из русских княжеств?

а) Тмутаракань,

б) Горгиппия,

в) Гермонасса.

  1. Выбери правильный ответ.

Сколько лет правили на Тамани русские князья?

а) 100 лет,

б) 200,

в) 300.

  1. Напиши правильный ответ.

В каком году на Таманский полуостров высадились первые казаки?_______________________________________________________

  1. Напиши правильный ответ.

Какой из самых любимых праздников на Кубани?______________________________________

  1. Напиши правильный ответ.

Чьё имя носит Краснодарский государственный историко-археологический музей?____________________________

  1. Выпиши правильный ответ.

В каком году Е. Д. Фелицын создал Кубанский войсковой музей?

а) 1869 г.,

б) 1879 г.,

в) 1889 г.

  1. опиши правильный ответ.

По чьей инициативе был создан Войсковой певческий хор?____________________________________________________________________

  1. Выбери правильный ответ.

Кто руководит  казачьим хором  сейчас?

а) Россинский,

б) Журавлёва.

в) Захарченко.

  1. Выбери правильный ответ.

Сколько полезных ископаемых на Кубани обнаружили археологи??

а) более 100;

б) более 50;

в) более 70.

  1. Выбери правильный ответ.

В 19 веке возле какого города были найдены большие запасы мергеля?

а) Новороссийска;

б) Геленджика;

в) Новомихайловского.

  1. Выбери правильный ответ.

В каком году был построен первый цементный завод?

а) 1852;

б) 1872;

в) 1882.

  1. Напиши правильный ответ.

Из какой горной породы вырабатывают цемент?_________________________________________________________________

  1. Напиши правильный ответ.

Как назывался народ, который жил у подножия Кавказских гор на левом берегу Кубани?_____________________________________________________________

  1. Выбери правильный ответ.

Что переняли казаки у адыгов?

а) джигитовку;

б) бурку, черкеску и папаху;

в) выращивание пшеницы.

  1. Напиши

Сколько школ на Кубани? ________________________________________________________________________

  1. Напиши правильный ответ:

Кто был первым историком на Кубани?________________________________________________________________

  1. Выбери правильный ответ:

Что означает слово ТЫН?

а) дом,

б) плетень,

в) куст.

21. Напиши правильный ответ:

В состав какого федерального округа входит Краснодарский край?___________________________________________________________________

22. Выбери правильный ответ:

Как называется столица нашей Родины?

а) Краснодар,

б) Москва,

в) Екатеринодар.

23. Напиши правильный ответ:

Как называется столица нашего края?______________________________________

КЛЮЧ К ТЕСТУ  №4. (буквы т  - я).

  1. Выбери правильный ответ.

Как называется полуостров, берега которого омываются двумя морями в нашем крае?

а) Кольский,

б) Таманский, - 1 БАЛЛ

в) Ямал.

  1. Допиши правильный ответ.

Как называлась земля в древности на этом полуострове? Тмутаракань – 1 балл

  1. Выбери правильный ответ.

Какой греческий город в глубокой древности стоял на месте станицы Тамань?

а) Горгиппия,

б) Гермонасса, -2 балла

в) Тмутаракань.

  1. Выбери правильный ответ.

Как с 10 века называлась столица одного из русских княжеств?

а) Тмутаракань, - 1 балл

б) Горгиппия,

в) Гермонасса.

  1. Выбери правильный ответ.

Сколько лет правили на Тамани русские князья?

а) 100 лет,

б) 200, - 1 балл

в) 300.

  1. Напиши правильный ответ.

В каком году на Таманский полуостров высадились первые казаки?               1792 году – 3 балла

  1. Напиши правильный ответ.

Какой из самых любимых праздников на Кубани7 праздник урожая – 1 балл

  1. Напиши правильный ответ.

Чьё имя носит Краснодарский государственный историко-археологический музей? Фелицина – 2 балла

  1. Выпиши правильный ответ.

В каком году Е. Д. Фелицын создал Кубанский войсковой музей?

а) 1869 г.,

б) 1879 г., - 2 балла

в) 1889 г.

  1. Допиши правильный ответ.

По чьей инициативе был создан Войсковой певческий хор?  К. Россинского – 2 балла

  1. Выбери правильный ответ.

Кто руководит  казачьим хором  сейчас?

а) Россинский,

б) Журавлёва.

в) Захарченко. – 2 балла

  1. Выбери правильный ответ.

Сколько полезных ископаемых на Кубани обнаружили археологи??

а) более 100;

б) более 50; - 2 балла

в) более 70.

  1. Выбери правильный ответ.

В 19 веке возле какого города были найдены большие запасы мергеля?

а) Новороссийска; - 2 балла

б) Геленджика;

в) Новомихайловского.

  1. Выбери правильный ответ.

В каком году был построен первый цементный завод?

а) 1852;

б) 1872;

в) 1882. – 2 балла

  1. Напиши правильный ответ.

Из какой горной породы вырабатывают цемент? Из мергеля – 2 балла

  1. Напиши правильный ответ.

Как назывался народ, который жил у подножия Кавказских гор на левом берегу Кубани?    Черкесы (адыги)  - 1 или 2 балла

  1. Выбери правильный ответ.

Что переняли казаки у адыгов?

а) джигитовку; - 1 балл

б) бурку, черкеску и папаху; -  1 балл

в) выращивание пшеницы.

  1. Напиши

Сколько школ на Кубани?  Более 1000 – 1 балл

  1. Напиши правильный ответ:

Кто был первым историком на Кубани? Ф. Щербина – 2 балла

  1. Выбери правильный ответ:

Что означает слово ТЫН?

а) дом,

б) плетень, - 2 балла

в) куст.

21. Напиши правильный ответ:

В состав какого федерального округа входит Краснодарский край?  Южного – 1 балл

22. Выбери правильный ответ:

Как называется столица нашей Родины?

а) Краснодар,

б) Москва, - 1 балл

в) Екатеринодар.

23. Напиши правильный ответ:

Как называется столица нашего края? Краснодар – 1 балл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...