Урок ОЗОЖ "Милосердие и толерантность"
методическая разработка (3 класс) по теме

Проскурякова Лариса Владимировна

Тема: Милосердие, толерантность, терпимость.

 

Класс: 3

 

Цели урока:

 

  1.Дать понятие «милосердие, толерантность, терпимость».

 

  2.Учить детей быть милосердными.

 

  3.Воспитывать потребность делать добро, сострадать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл festival-urok_ozozh_proskuryakovoy_l.v.docx114.15 КБ

Предварительный просмотр:

Городской фестиваль педагогического мастерства

Сценарий урока для учащихся 3 класса на тему:

«Милосердие,

толерантность,

                         терпимость»

Автор: Проскурякова

 Лариса Владимировна

учитель начальных классов

высшей квалификационной

                                                                                                      категории

 МАОУ «Гимназия №3»

Фрунзенского района

Г. Саратова

Саратов – 2013г.

Предмет: ОЗОЖ, ОБЖ 

Автор: Проскурякова Лариса Владимировна

Место работы, должность: Учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия №3» Фрунзенского района г. Саратова

Тема: Милосердие, толерантность, терпимость.

Класс: 3

Цели урока:

 

  1.Дать понятие «милосердие, толерантность, терпимость».

 

  2.Учить детей быть милосердными.

  3.Воспитывать потребность делать добро, сострадать.

Формы и виды деятельности:

беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Оборудование:

Презентация с музыкальными фрагментами, проектор, карточки со словами, сердечки и голуби, карточки для индивидуальной работы, для работы в парах и группах.

Мобильный класс (ноутбуки)

Ход урока.

I. Организационный момент

«Минутка радости» 

Доброе утро добрым друзьям!

Добрых вам дней!

Добрых слов всем гостям!

Добрых поступков для добрых друзей!

Доброй улыбкой сердце согрей!

Учитель. Создадим хорошее настроение. Улыбнитесь своему соседу. Спасибо за положительный настрой.

II. Опроделение цели и задач урока.

Учитель. Сегодня необычный урок

-Ребята! На доске вы можете прочитать девиз нашего урока. Попробуем определить тему занятия.

Слайд 1 «Спешите делать добрые дела!» 

Ученики. Сегодня мы поговорим о доброте.

Учитель. Правильно, ребята, но не только о доброте, а ещё и о других положительных качествах личности.

Добрым быть - совсем это не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не влияют на нее года,

Добрым надо быть всегда.

III. Разминка

Доброта неразрывно связана с вежливостью, проведём разминку.

Игра «Доскажи словечко».

  1. Растает даже ледяная глыба
  2. От слова тёплого (спасибо).
  3. Зеленеет старый пень,
    Когда услышит (
    добрый день).
  4. Если больше есть не в силах,
    Скажем маме мы (
    спасибо).
  5. Мальчик, вежливый и развитый,
    Говорит, встречаясь, (
    здравствуйте).
  6. Когда нас бранят за шалости,
    Говорим (
    прости, пожалуйста).
  7. И во Франции, и в Дании
    На прощанье говорят (
    до свидания).
  8. Прыгнул лисёнок на высокий пень:
    «Эй, звери, добрый (
    день)».
  9. Если ты столкнулся с кем-то по пути,
    Не забудь сказать: пожалуйста (
    прости).
  10. Если вежлив поросёнок: Хрю,
    Он, поев, шепнёт: (
    благодарю).

Учитель:

          Ах, как нам добрые слова нужны,

       Не раз мы в этом убеждались с вами,

       А может, не слова – дела важны?

       Дела – делами, а слова – словами.

        Они живут у каждого из нас,

       На дне души до времени хранимы,

       Чтоб их произнести в тот самый час,

       Когда они другим необходимы.     (М. Лисянский)

IV. Раскрытие основных понятий

Учитель. Любой человек – это личность. Учёные считают, что личность складывается из трёх составляющих: из твоего физического тела, из твоего образа (роли) и твоего характера (души).

Что такое душа сформулировать точно никто не может уже многие сотни лет. Говорят, что душа - это великая тайна.

1. Нам предстоит наполнить душу человека разными положительными качествами

Игра: «Волшебный мешочек»

Каждый ребенок выбирает из мешочка листочек со словами.  Названия положительных качеств оставляем, а если на листке отрицательные качества, то этот листочек нам не подходит. Мы его сомнем, выбросим и постараемся душу не наполнять такими качествами. 

 Милосердие, гнев, доброта, бессердечность, человеколюбие, великодушее, уважение, вспыльчивость,  раздражение, сердечность, , конфликт, уважение, понимание, сочувствие, злость, сострадание, скупость, ложь, отзывчивость, зависть, сердечность, ненависть, щедрость, вежливость.

Слайд 2.

Т

Доброта

О

человеколюбие

Л

великодушее

Е

 милосердие

Р

терпимость

А

понимание

Н

уважение

Т

сочувствие

Н

сострадание

О

отзывчивость

С

сердечность

Т

щедрость

Ь

вежливость

Человеческая доброта, умение радоваться, быть терпимым и милосердным, переживать за других людей – всё  это создаёт основу человеческого счастья.

Все положительные качества души можно назвать одним словом . Прочитаем его: толерантность. Символ толерантности – радужный флаг. Слайд 3

 А это голубь мира – символ счастья, спокойствия и благополучия.

2. Слайд 4. Голуби мира дают нам задание: раскрыть значение понятий МИЛОСЕРДИЕ и ТЕРПИМОСТЬ

Что же такое милосердие? Как вы думаете? (отвечают дети)

Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие, оно соединяет в себе два слова – милость и сердце.  Милосердие – готовность помочь кому-либо, простить кого-нибудь, сострадание, любовь к людям, животным, растениям, ко всему, что нас окружает.

3. Работа в парах: (Дифференцированное задание)

В словах, которыми мы наполнили душу, раскрасьте только те, которые близки по значению к слову милосердие./ Карточка 1

Цветок доброты: (самые важные качества души именно для Вас, относящиеся к милосердию)  Если вам трудно, то на обратной стороне листа вы найдете цветок с подсказкой

4. Практическое задание

Жил-был один мальчик Вова. Он совершал много добрых поступков. А вот что произошло с Вовой потом? Слайд 5.

Он решил – ему неловко

В зрелом возрасте таком

Быть каким-то добряком.

Он краснел при этом слове.

Стал стесняться доброты.

Он, чтоб выглядеть суровей,

Дёргал кошек за хвосты.

Знайте все, что он не добрый,

Злее волка, злее кобры!

- Берегись, не то убью!

Пригрозил он воробью.

Целый час ходил с рогаткой,

Но расстроился потом,

Закопал её украдкой

В огороде под кустом.

Он теперь сидит на крыше

Затаившись, не дыша

Лишь бы только не услышать:

«Вовка – добрая душа!»

                         А.Барто.

5.  «Согреем добрыми словами»

Не стой в стороне равнодушно, 
Когда у кого-то беда. 
Рвануться на выручку нужно 
В любую минуту, всегда. 

Учитель. Какие качества необходимы Вове. Какой совет мы можем ему дать?

Ученики советуют Вове не стесняться своей доброты, быть толерантным и перечисляют качества, необходимые хорошему человеку.

6. Давайте познакомимся с первыми шагами к милосердию:

  • Никогда не бойся улыбнуться человеку и протянуть ему руку помощи
  • Никогда не бойся понять и простить
  • Никогда не бойся попросить прощения
  • Не бойся и не стесняйся быть добрым
  • Помогай слабым, больным, беззащитным.
  • Добро помни, а зло забывай!

Слайд 6.

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живёт в нас сострадание.

Пока мечтаем, милосердствуем

Есть нашей жизни оправдание.

Физминутка. Слайд.

7. Закрепление полученных знаний (На столах лежат красные сердечки)

Взять сердечки и написать несколько качеств, какие вы хотели бы развить в себе, а  если они у вас уже есть, то выбираем самые важные, необходимые каждому из нас. Все сердечки кладём в волшебный мешочек.

Учитель: Ваши мечты обязательно сбудутся!

Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет 
Всех детей – и черных, и цветных.

Давайте мы пожелаем  друг другу добра, милосердия, терпимости. Пусть каждый, кто справился с заданием, поднимет голубя мира (голуби, вырезанные из белой бумаги, лежат на партах) и помашет им.

Учитель. Быть терпимым, толерантным – значит обращать внимание не на то, что в нас разное, а на то, что нас сближает.

8. Раскрытие понятия терпимость Слайд

Выступление учащихся. Стихотворение «Мы разные»

Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но, безусловно, мы в чём-то похожи!

Всем нам счастливыми хочется быть,
Новые звёзды на небе открыть,
Крепко дружить, не бояться «другого».
Друг мой в коляске, а что здесь такого?

Едет он с нами наперегонки,
Вместе рыбачим мы с ним у реки.
Нет между нами преград и обид,
Он самый лучший, наш друг-инвалид!

Годы пройдут, и мы станем взрослее,
Ростом повыше, по жизни мудрее,
И поменяется мир весь вокруг,
Но рядом останется преданный друг!

9. Работа с карточками

Проверка усвоения материала

1. Работа в парах.

                     Человека можно назвать терпимым, если он

- …   права других людей;

– уважает право человека быть …;
– признаёт других … себе;
– терпим к … мнению и вере.

чужому,

 уважает,

другим,

равными

“Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг”
– цените дружбу!

2. Работа в группах

А сколько создано пословиц и поговорок! У вас на столах лежат  пословицы и поговорки, но их нужно собрать в единое целое. У вас есть первая половина пословиц, а вы подберите вторую половину.

Каждый милосердный поступок

худшее — слабость и драчливость.

Источник зла есть тщеславие,

это ступень лестницы, ведущей к небесам.

Лучшее из возможных сочетаний — власть и милосердие;

а источник добра — милосердие…

Милосердие

не забудется

Доброе дело

. - всегда к стати..

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Выступление учащихся

1.Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпимость
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
И милосердие в сердце хранить!

        2. Милосердие, но так ли это  важно? -
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Да это основа.
То, на чем вся держится Земля".

 Нет нужды бояться, что обидят.                                                                                 Мало ль на земле плохих людей?
Опасаться, что тебя унизят                                                                                             Люди, цвета, крови не твоей

3. С Милым сердцем – нам всегда помогут                                                Это чувство нужно сохранить
Люди Разных наций, вер и судеб                                                                         Нас всегда сумеют приютить

4.Пожалеть. Помочь из сострадания                                                                       Просто так с сердечной теплотой                                                                  Обогреют сердце добрым словом                                                                                И не спросят платы никакой                                                                                   Ведь Планета наша дорогая                                                                              Белых и цветных должна любить
Будем жить, друг друга уважая!                                                                    Строить мир и доброту дарить

Рефлексия. Работа на  индивидуальных  компьютерах

-Ребята! Нарисуйте смайлики, которые отображают ваше настроение и отношение к нашему уроку. Если вы открыли для себя что-то новое и интересное, урок вам понравился, то ваш смайлик будет весёлым.  

Спасибо за сотрудничество!

Приложение1

Приложение 2

Приложение 3

                     Человека можно назвать терпимым, если он

- …   права других людей;

– уважает право человека быть …;
– признаёт других … себе;
– терпим к … мнению и вере.

чужому,

 уважает,

другим,

равными

     

Каждый милосердный поступок

худшее — слабость и драчливость.

Источник зла есть тщеславие,

это ступень лестницы, ведущей к небесам.

Лучшее из возможных сочетаний — власть и милосердие;

а источник добра — милосердие…

Милосердие

не забудется

Доброе дело

. - всегда к стати..

                             Приложение 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по формированию установок толерантного сознания у детей младшего школьного возраста: взаимосвязь толерантности с выбором профессий.

Cовременные дети почти ничего не знают о профессиях людей, большинство учеников не знают даже о профессиях своих родителей или о роде их трудовой деятельности. Дети не задумываются о том, как сложен ...

Классный час "Урок мира и толерантности"

Разработка предназначена для второго класса....

Презентация к уроку "Что такое толерантность?"

Презентауия к уроку "Что такое толерантность?"...

Урок милосердия и толерантности во 2 классе на тему "О доброте и толерантности"

Урок милосердия и толерантности во 2 классе на тему: «О доброте и толерантности».  Цели:Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, его происхождением, значением и актуальностью его фор...

Урок мира и толерантности

Урок мира и толерантности...

Урок добра и толерантности

Цель урока:  сформулировать  и раскрыть определения понятий  добра и толерантности, показать неразрывную связь этих двух понятий....

Открытый урок по теме "Толерантность" (4 класс)

Открытый урок по теме "Толерантность" (4 класс)...