Урок добра и толерантности
методическая разработка по теме
Цель урока: сформулировать и раскрыть определения понятий добра и толерантности, показать неразрывную связь этих двух понятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок добра и толерантности | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок добра и толерантности
(Методическая разработка)
Урок добра и толерантности
Цель урока: сформулировать и раскрыть определения понятий добра и толерантности, показать неразрывную связь этих двух понятий.
Задачи:
- Продолжить формирование умения проводить логические связи, умение убедительно доказывать свои суждения, дискутировать,
- Продолжить формирование умения анализировать предложенный материал, выделять главное.
- Продолжить формирование у детей стремления быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом в жизни, а также на примерах из мировой литературы; продолжить формирование нравственных ценностей, таких как терпимое отношение к окружающим людям, товарищам, понятий добра и зла, толерантности.
Ход урока.
- Орг. Момент.
- Изучение темы «Добро и толерантность»
План
- Что такое добро и зло?
- Что такое толерантность и интолерантность?
- Примеры добра и толерантности в литературе.
- Игра «Проявляешь ли ты толерантность»?
- Подведение итогов.
1.Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего урока - это «Добро и толерантность». Что же это за понятия, связаны ли они между собой, а если связаны, то каким образом? Вот на эти вопросы нам сегодня предстоит ответить на нашем уроке. (Слайд 1)
Учитель: Как вы считаете, что такое добро?
Дети дают свои ответы. Учитель уточняет, корректирует, если необходимо. Записывает ответы на доске.
Учитель: Совершенно верно, все ваши ответы верны. А теперь давайте сделаем вывод и более конкретно сформулируем понятие добро. (Слайд 2)
Итак, добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей в отношениях между ними. Совершать моральные (добрые) поступки сознательно, бескорыстно, а не с расчетом на выгоду или награду – значит делать добро.
Добро – это поступки, которые помогают преодолеть разобщенность между людьми, способствуют утверждению гуманности (человеколюбия, взаимопонимания и взаимоуважения);
- поступки, которые помогают развиваться самому человеку и окружающим его людям.
Учитель: Понятие «добро» неразрывно связано с понятием «зло» - главные моральные понятия в жизни. Зачастую для этики более важно выяснить не что такое добро, а что такое зло. Иногда важнее не допустить совершения зла, чем сделать добро. (Слайд 3)
Зло – противоположность добра, это то, что мораль стремиться устранить и исправить. Зло может существовать в разных поступках людей.
Учитель: Ребята, а какие примеры зла вы можете привести, что мы можем назвать злом?
Ребята дают ответы. Учитель уточняет, корректирует, если необходимо.
Учитель: Итак, наиболее распространенные примеры проявления зла:
- сознательное унижение других людей, которое чаще всего проявляется в неуважении и нетерпимости к ним;
- обман, из-за которого те, кого обманули, совершают неправильные поступки;
- насилие, которое подавляет свободу человека, лишая его способности к самостоятельности, или делает его недобрым.
Как противоположность добра зло разрушает взаимоотношения и сотрудничество людей, распространяет вражду между ними, препятствует развитию человеческих способностей. Злые поступки приносят беды и страдания людям. Поэтому не допускать зла и бороться с ним - важные задачи морального поведения человека.
2.Учитель : А что же такое толерантность? (Слайд 4)
Толерантность в переводе с английского означает готовность быть терпимым,
- с испанского – способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;
- с французского – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
- с китайского – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
- с арабского – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение, расположенность к другим; (Слайд 5)
- толерантность в русском языке – это терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться, принимать существование кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным.(Слайд 6)
Итак толерантность – это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; прощение, уважение прав других; сострадание; сотрудничество, дух партнерства; принятие другого каким он есть; милосердие; уважение человеческого достоинства. (Слайд 7)
16 ноября отмечается Международный день толерантности (терпимости). Он объявлен ЮНЕСКО в 1995 году по случаю 50-летнего юбилея этой организации. (Слайд 8)
Понятие терпимости в декларации принципов терпимости (ЮНЕСКО):
Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. (Слайд 9)
Терпимость – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. (Слайд 10)
Сейчас можно часто встретить подмену понятий толерантности и терпимости, так вот в декларации ЮНЕСКО о терпимости говорится так:
Терпимость – это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Терпимость должны проявлять отдельные лица группы и государства. (Слайд 11)
Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. (Слайд 12)
Терпимость – это социально-психологическая черта человека, показатель внутренней силы, условие конструктивного общения. (Слайд 13)
ЕЕ отсутствие приводит к интолерантному поведению. Как же проявляется интолерантность?
Что бы лучше это понять, давайте разгадаем кроссворд. ( Кроссворд представлен на доске) (Слайд 14)
Все слова кроссворда читаются по горизонтали слева направо, кроме ключевого слова «толерантность».
Т | |||||||||||||||||
6 | О | ||||||||||||||||
Л | |||||||||||||||||
5 | Е | ||||||||||||||||
Р | |||||||||||||||||
4 | А | ||||||||||||||||
Н | |||||||||||||||||
3 | Т | ||||||||||||||||
Н | |||||||||||||||||
2 | О | ||||||||||||||||
С | |||||||||||||||||
1 | Т | ||||||||||||||||
Ь |
- Лишение терпимость, неумение считаться с чужим мнением. (Нетерпимость.)
- Чувство гневного раздражения, недоброжелательности. (Злоба.)
- Обсуждение чего-либо, кого-либо с целью вынести оценку, выявить недостатки. (Критика.)
- Отсутствие умения проявлять стойкость, самообладание. (Невыдержанность.)
- Отсутствие подлинных чувств, открытости, откровенности. (Неискренность.)
- Столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, острый спор. (Конфликт.)
По мере отгадывания учитель заполняет кроссворд.
Итак, интолерантное поведение – это поведение которое характеризуется нетерпимостью, злобой, критикой, причем не конструктивной, а обличающей, невыдержанностью, неискренностью, конфликтностю. (Слайд 15)
А теперь, ребята, давайте сравним эти понятия добро и толерантность, зло и интолерантность. (Слайд 16)
добро | толерантность |
|
|
А теперь, ребята, давайте также посмотрим и сравним понятия зло и интолерантность (Слайд 17)
зло | интолерантность |
|
|
Учитель: Какой вывод мы можем сделать из вышесказанного?
Заслушиваются мнения ребят. Учитель уточняет, корректирует, если необходимо.
Учитель: Итак, мы можем сделать вывод, что добро и толерантность – понятия неразрывно связанные между собой, более того, понятие толерантность или терпимость, как бы вытекает из понятия добра, являясь одной из его составляющих. (Слайд 18)
Не случайно Жюль Франсуа Эли Леметр говорил: «Терпимость – это очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма». (Слайд 19)
А что же такое добродетель? Добродетель – это отдельное положительно качество человека, а также выражает стремление человека к добру, стремление человека быть похожим на нравственную личность. Первым шагом к добродетельному поведению является признание ценности других людей. Ни это ли является основным смыслом понятия «толерантность». (Слайд 20)
- Учитель: Давайте рассмотрим примеры толерантности в нашей литературе. (Слайд 21)
Знаменитый русский баснописец Крылов Иван Андреевич не раз поднимал вопрос несогласия, т.е. вопрос о толерантности.
Его лебедь, щука и рак из-за различия во мнениях и невозможности найти компромисс, так и не могут закончить начатое дело:
«… А воз и ныне там…», потому, что «…Рак пятится назад, а щука тянет в воду…». (Слайд 22)
В басне «Волк и ягненок», волк не хочет мирно сосуществовать со слабеньким ягненком, придумывает разные придирки, чтобы найти в нем изъян, а причина того проста: «…У сильного всегда бессильный виноват…». (Слайд 23)
В другой известной басне «Слон и моська» маленькая собачка, раздраженная присутствием мирно гуляющего слона, начинает лаять на него без видимой причины, вместо того, чтобы спокойно пропустить его.
Необходимость толерантности Иван Андреевич Крылов обосновывает так: «…Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…» Эта цитата наглядно иллюстрирует другую сторону толерантности: согласие, во всех его проявлениях, если найден компромисс, то устанавливается атмосфера согласия и взаимопонимания. (Слайд 24)
Кто из известных русских поэтов XIX века, проявляя интерес к жизни не только своих соотечественников, но и других народов, написал произведения, в которых проявилась идея толерантности? Она отражена уже в названиях произведений: «Песни Западных славян», «Подражания Корану», поэмы «Цыганы» и других произведениях. (Слайд 25)
Три «кавказских пленника» в русской литературе XIX века.
В русской литературе XIX века известны три «Кавказских пленника». У А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова это романтические поэмы с любовным сюжетом. А Л.Н.Толстой создал реалистический рассказ о войне на Кавказе.
Идею толерантности писатель утверждает через сюжетную линию дружбы русского пленного офицера Жилина и татарской девочки Дины, пример, заставляющий читателей задуматься о бессмысленности, жестокости войны и гармонии, основанной на взаимопонимании и дружбе. (Слайд 26)
Благородные люди «В дурном обществе» В.Г.Короленко
В повести «Дети подземелья» (полное название «В дурном обществе») В.Г.Короленко решает вопрос о толерантности в социальном ключе.
Мальчик Вася, сын судьи, не найдя понимания в родной семье, подружился с Валеком и Марусей, детьми из «дурного общества» - отверженными, бездомными, живущими воровством. Он сумел своим чистым детским сердцем принять чужую боль и страдание. Благодаря этой «странной» дружбе Вася и его сестра Соня выросли порядочными людьми, с уважением относящимися к любому Человеку. (Слайд 27)
В произведениях русской литературы ХХ века немало примеров проявления толерантности в условиях, казалось бы, невозможных для этого. Во-первых, это всегда любовь, которая стоит выше любых условностей. Любить другого человека - значит понимать его, прощать ему недостатки, идти на помощь, а зачастую и спасать его. (Слайд 28)
Толерантность в сказках
В «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина завистливые сестры бросают царицу и грудного ребенка, закатанную в бочку в море. Сын царя Салтана, уже, будучи взрослым, показывает образец толерантного отношения к отцу: «Князь Гвидон зовет их в гости, их и кормит и поит, и ответ держать велит». Вместо того, чтобы мстить отцу за то, что тот приказал закатать в бочку его мать и самого князя Гвидона, сын царя Салтана проявляет мудрое терпение, потому что несмотря ни на что, царь Салтан является его отцом и мудрым правителем одновременно. (Слайд 29)
Давайте рассмотрим сказку «Морозко» в аспекте толерантности. Очевидно, что дочь – падчерица терпелива и в отношении своего родного отца, считаясь с его выбором жены и в отношении своей сестры и мачехи, которые заставляют её делать грязную работу, подвергают разнообразным насмешкам и издевкам. Она проявляет толерантность и к самому Морозко. Ведь девушка считает его хозяином в лесу, а себя его гостьей, поэтому, как гостья она терпит сильный холод и ветер, вовсе не из-за выгоды, а потому что так ей велит её внутреннее чувство такта и воспитанности. (Слайд30)
Аналогичным примером служит сказка «Золушка», где падчерица терпит насмешки мачехи и сестер, уважает своего несколько слабовольного отца и принимает его мнение.(Слайд 31)
Среди героинь детских сказок, безусловно, можно привести в качестве терпеливой личности, умеющей идти на компромиссы Дюймовочку.
Эта сказочная история как нельзя лучше иллюстрирует тему толерантности в детской литературе. (Слайд 32)
Хочется сказать о современной сказке « Гарри Поттер». Хотя друзья Гарри абсолютно разные люди, но всегда готовы выручить друг друга в беде, протянуть руку помощи в критической ситуации, крепко дружат, несмотря на различие в характерах. (Слайд 33)
Таким образом, во многих художественных произведениях для молодежи легко можно проследить тему терпеливого отношения к людям, придерживающимся отличного от других мнения, поиска компромисса и интерес к жизни во всем ее многообразии.
- А теперь, ребята, я предлагаю вам игру «Проявляешь ли ты толерантность». (Слайд 34)
По материалам газеты «ДОГ»
Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.
Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько «б» получилось. (Слайд 35)
1. Для того, чтобы не было войны...
а) Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!
б) Нужно понимать, почему они происходят.
2. В школе говорят о героях, проявивших толерантность...
а) Это тебя не интересует.
б) Ты хочешь узнать об этих героях.
3. Ты противостоишь насилию...
а) Насилием.
б) Ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать НЕТ.
4. Один товарищ тебя предал...
а) Ты мстишь ему.
б) Ты пытаешься объясниться с ним.
5. Когда говорят о детях, пострадавших от войны... (Слайд 36)
а) Ты об этом услышал и забыл.
б) Ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними солидарность.
6. Ты не согласен с кем-то...
а) Ты не даешь ему говорить.
б) Ты все-таки слушаешь его.
7. В классе ты уже ответил...
а) Тебе хочется отвечать еще.
б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.
8. Тебе предлагают переписываться с каким-нибудь иностранцем...
а) Ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни потребности делиться мечтами.
б) Ты хочешь переписываться, чтобы поделиться с ним своими мечтами.
Учитель: Итак, подсчитали свои ответы под буквой «Б» и смотрим результат. (Слайд 37)
Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.
Если у тебя от 3 до 7 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью.
Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.
- Дорогие ребята. Подошел к концу наш урок добра и толерантности и в заключении хочется сказать, что добро и толерантность понятия, неразрывно связанные друг с другом, нехватка или порой полное отсутствие в отдельных ситуациях этих явлений в целом и как качеств личности в частности - очень актуальная проблема в нашем современном мире.
Мы остановили внимание на произведениях русской литературы, в которых нашли отражение вопросы толерантности. Это малая часть из её великого наследия, но и эти примеры, надеюсь, сумели убедить нас в том, что:
- тема толерантности не новое явление в жизни, она актуальна во все времена также, как и тема добра и зла;
- пример тому - отражение вопросов толерантности, добра и зла во многих произведениях русской литературы;
- вопросы толерантности, проблемы добра и зла не надуманы писателями – они неотъемлемая часть нашей жизни и нашей литературы. (Слайд 38)
Учитель: Хотелось бы закончить наш урок песней из кинофильма «Маленький Мук» «Дорогою Добра». Она прозвучит как напутствие в дальнейшую жизнь!
(Слайд 1)
(Звучит песня Ю. Энтина «Дорогою добра» из к/ф «Маленький Мук»)
Литература
- Основы духовно нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы. М.: Просвещение, 2012.
- Родительские собрания в средней школе: Методические разработки/ Под ред. Е.Н. Степанцева. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- www.proza.ru/2007/02/13-279
- http://bank.orenipk.ru
- http://tolerance.on.ufanet.ru/web.pdf
- http://ru.wikipedia.org/wiki
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Урок мира и толерантности"
Разработка предназначена для второго класса....
Презентация к уроку "Что такое толерантность?"
Презентауия к уроку "Что такое толерантность?"...
Урок милосердия и толерантности во 2 классе на тему "О доброте и толерантности"
Урок милосердия и толерантности во 2 классе на тему: «О доброте и толерантности». Цели:Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, его происхождением, значением и актуальностью его фор...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Страна добра и толерантности»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Страна добра и толерантности»...
Урок мира и толерантности
Урок мира и толерантности...
Открытый урок по теме "Толерантность" (4 класс)
Открытый урок по теме "Толерантность" (4 класс)...
Классный час "Поговорим о добре и толерантности" .Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
В ходе классного часа учащиеся знакомятся с понятием "толерантность" . Происходит формирование социальных компетенций: доброты, отзывчивости, уважения к другим людям, желания и умения прощат...