ОДОД.Программа кружка по бисероплетению.
рабочая программа (1 класс) по теме

Рабочая программа по бисероплетению для педагогов дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_po_biseropleteniyu_m.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка по бисероплетению "Волшебный бисер"

программа дополнительного образования «Бисероплетение»

педагог дополнительного образования-Першина Л.И.

Продолжительность освоения программы - 4 года.

Возрастной диапазон  освоения программы – 7-11 лет

Образовательная область - художественная

Уровень усвоения - общекультурный

Форма организации образовательного процесса - групповая, индивидуальная.

                                              Пояснительная записка.  

В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры . Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира .

  В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного творчества. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи "Природа – Человек – Предметная среда” .

  Дополнительная образовательная программа "Бисероплетение”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремёсел,оно  сохраняет свое значение и в наши дни. Занятия бисероплетением вызывает у школьников большой интерес.  Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности  ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.  Кружковые занятия по обучению учащихся бисероплетению направлены на воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. В ходе кружковой работы учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, “культуру творческой личности”. Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей. У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный. Результат будет достигнут, если ребенок на занятии займет позицию “я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит создать условия, при которых потенциал ребенка будет использован полностью. На теоретическую часть занятия должно отводиться меньше времени, чем на практические действия. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума и работу рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, простейшему чертежу, рисунку, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника.

С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющих кругозор детей. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.

Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определенную роль в их воспитании.

 Цель настоящей программы:

 нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам бисероплетения,

активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению. Формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, приобщение детей общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

Задачи:  Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.

  Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.  

Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.  

Дополнительная образовательная программа разработана на основе типовых программ, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области "Технология”, в которой совсем не уделяется внимания такому виду декоративно-прикладного искусства, как бисероплетение.

  Настоящая программа не дублирует ни одну из вышеперечисленных программ и, являясь существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный.        

  Механизм реализации программы.

Программа предусматривает обучение, как девочек, так и мальчиков.  Данная программа рассчитана на два этапа обучения: I этап – 1-2 год обучения, II этап – 3-4 год обучения.

Режим работы кружка:

– 2 занятия в неделю по 2 учебных часа, за год – 144 уч.ч.

В начале и середине учебного года детей необходимо познакомить с правилами техники безопасности на занятиях, правилам обращения с инструментами. В виду большой сосредоточенности глаз при работе с бисером необходимы перерывы, во время которых рекомендуется выполнение комплекса упражнений для глаз. Обучение в основном проходит в групповой форме, которая используется при объяснении нового материала. В рамках одного учебного занятия также применяется организация работы по подгруппам и индивидуально. Это позволяет обучать детей более сложной технике и помогать в изготовлении творческих работ. В процессе обучения происходит выработка жизненно важных качеств: трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, художественный вкус. Отработка навыков бисероплетения производится на небольших плоских однослойных изделиях. Затем дети выполняют объемные фигурки. Основное внимание на занятиях обращается на совершенствование навыков техники бисероплетения и качество выполнения изделий. Также большое внимание уделяется вопросам цветоведения. Цвет изделия является основным элементом зрительного восприятия, поэтому учащимся необходимо показать многообразные варианты сочетаний цветов и оттенков, научить подбирать цвета в зависимости от характера и назначения изделия.

Практическая работа на занятиях не является жестко регламентированной, дети имеют возможность выбора и реализации своих творческих замыслов, что позволяет удержать интерес  к бисероплетению. Практические результаты и темп освоения программы являются индивидуальными показателями.

Прогнозируемые результаты.

К концу I этапа обучения:

Учащиеся должны знать: различные виды материалов, инструментов; специальную терминологию, обозначающую материалы, инструменты, основные приемы низания ( “бисер”, “бусина”, “рубка”, “стеклярус”, “проволока”, “иголка”, “нитки”, “фиксирование” и др.); основные приемы низания: “параллельное плетение”, “бугорки”, “крестик”, “зигзаг”; основы цветоведения (цвета, удачно сочетаемые в изделиях из бисера);основы композиции (“ритм”, “симметрия”); некоторые сведения из истории развития бисероплетения; правила поведения, техники безопасности и гигиены труда на занятиях.

Учащиеся должны уметь: подбирать цвет материалов с учетом законов цветоведения; самостоятельно изготавливать простые изделия: браслет, ожерелье, игрушку (по образцу или рисунку); применять технику низания на проволоку: “параллельное плетение”, “объёмное плетение” и др.; применять технику низания на иглу с ниткой: “бугорки”, “зигзаг”, “крестик” и др.; подготовить рабочее место.

У детей должно быть воспитано: аккуратность; терпение; умение вести себя на занятии спокойно, выдержанно; желание делать подарки близким людям; эмоциональную отзывчивость при восприятии красивых вещей; желание понимать правила и технику плетения.

К концу II этапа обучения :

Учащиеся должны знать: основные положения теории цветоведения и композиции; основные материалы и инструменты, применяемые в искусстве бисероплетения (те, с которыми познакомились в течении первого курса  обучения, и новые – “станок”); технологические этапы изготовления изделий из бисера.

Учащиеся должны уметь: изготавливать украшения, композиции цветов из бисера, проявляя свой художественный вкус; применять более сложные технические приёмы низания: “сеточка ромбом”, “мозаичное”, “кирпичный стежок” , “коралловое” и др; творчески применять приёмы, изученные ранее; применять приемы:“вышивка”,“ткачество”; самостоятельно составлять схемы низания изделий по готовому образцу и собственным замыслам; составить рисунок и продумать композицию изделия.

Должно быть воспитано: ответственное отношение к качественному выполнению изделий, доведению работы до конца; культура взаимоотношений с детьми и взрослыми; желание выполнять творческие задания; оказывать уважение к труду взрослых.

Методическое обеспечение программы.

Процесс обучения построен на принципах: “от простого к сложному”,  учёта возрастных особенностей детей, доступности материала, развивающего обучения. На первых занятиях используется метод репродуктивного обучения – это все виды объяснительно-иллюстративных методов (рассказ, художественное слово, объяснение, демонстрация наглядных пособий). На этом этапе дети выполняют поделки точно по образцу и объяснению. Затем, в течение дальнейшего курса обучения, постепенно усложняя технику бисероплетения, подключается методы продуктивного обучения, такие как, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод. Широко применяются игровые приёмы – “обыгрываются” свои поделки, сочиняются сказки по поводу игрушек и т.п. Очень увлекают детей творческие задания, типа: “Цветочные фантазии”, “Придумай необычную игрушку”, “Нарисуй праздничный комплект украшений для принцессы” и т.д.

Все учебные задания кроме формирования навыков и знаний по бисероплетению направлены на общее развитие ребёнка. Расширяется кругозор ребенка о народных традициях и праздниках во время изготовления подарков, даётся возможность проявить творческие способности ученика, воспитывается “деятельная любовь ” к близким, а также чужим людям, которым требуется помощь, например, больным или людям с ограниченными возможностями.  У детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а не просто повторять определённые движения. И, конечно, весь учебный материал связан с воспитанием у детей художественного вкуса и чувств радости и удовольствия от красивого. Выполняя практические задания, дети развивают у себя произвольные движения, которые необходимы для успешного обучения в школе. Обучение детей практическим приёмам неразрывно связано с ознакомлением с теоретическими сведениями.

Организация воспитательного процесса.

Организация групповых занятий формирует у учащихся дружеские, доброжелательные отношения, учат сплочению детей, стимулируют взаимопомощь друг другу. Воспитательным моментом является ориентация детей на изготовление сувениров и подарков родным и близким. В воспитательной работе используются массовые формы работы. Участие в фестивалях  и на выставках  декоративно-прикладного искусства позволяет воспитывать в детях коммуникабельность, умение вести себя в общественных местах, презентовать себя. Несомненно, большим воспитательным потенциалом обладают занятия – праздники (“Татьянин День”, “Детство – это смех и радость” и др.) В течение учебного года при необходимости проводятся коллективные и индивидуальные беседы, а также обращение к личному опыту. Важным является: постоянное усложнение педагогических задач; повышение требовательности к возможностям детей; педагогическая оценка прогресса деятельности ребёнка, а также ориентация ребёнка на социально значимый результат. В результате постепенно вырабатываются трудолюбие, терпение, аккуратность, адекватная самооценка деятельности. Большое внимание уделяется воспитанию уважения к наследию предков. Для развития и воспитания эмоциональной сферы воспитывается желание детей изготовлять своими руками подарки близким и друзьям, доставлять им радость и удовольствие.

Подведение итогов.

Подведение итогов очень важный этап работы, поскольку он обеспечивает формирование у детей представления о результативности своей деятельности, развивает их самопознание. Важно, чтобы анализ деятельности детей, оставил у них только позитивные чувства и стремление к дальнейшей работе. Подведение итогов проводится в течение учебного года, по окончании больших тем, а также после участия в выставках и конкурсах. В конце каждого года обучения проводится итоговое занятие, с обязательным применением игровых приёмов. Подведение итогов носит торжественный, доброжелательный характер.

Условия реализации программы.

Учебный кабинет площадью и освещенностью в соответствии с нормами СанПиН (площадь кабинета не менее 2 кв.м. на чел., наименьшая освещенность должна быть не менее 20 Вт на кВ.м.. Помещение должно иметь естественное освещение, направленность светового потока от окна на рабочую поверхность должна быть левосторонней (детей леворуких усаживать особым образом). В учебном помещении должна применятся система общего освещения, которое должно быть равномерным, светильники должны располагаться в виде сплошных или прерывистых линий параллельно линии зрения работающих.).

Оснащение кабинета необходимым методическим материалом:

    Тематические подборки схем низания демонстрационных и раздаточных;

    Технологические карты демонстрационные, раздаточные;

    Коллекция образцов;

    Библиотека литературы по бисероплетению;

    (желательно) застеклённая витрина для демонстрации работ.

Технологическое оснащение кабинета:

    Мебель по количеству и росту детей;

    Учебная доска, мел;

    Ножницы 15 шт., подставки для бисера 15 шт.,  подушечки, игольницы 15 шт.;

    Необходимый материал, приобретённый родителями для детей (централизованно);

    Шаблоны для составления схем низания.

Кадровые условия: педагог, владеющий необходимой техникой бисероплетения, методикой обучения.

                                                  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  

                                                     I этап обучения  (1 год).

1. Вводное занятие (1 ч.)

Цель, содержание и форма занятий кружка. Ознакомление с помещением, материалами и инструментами, необходимыми для бисероплетения. Правила безопасности ПДД, ППБ.  Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы.

2. История бисера и его использование (2 ч.)

История стекла и изготовления бисера. Знакомство с разными направлениями работы с бисером, демонстрация образцов.

3. ПЛЕТЕНИЕ НА ПРОВОЛОКЕ :

1)Основы цветоведения (3 ч.)

Понятие о сочетании цветов. Цветовой круг. Теплая и холодная гамма. Понятие о композиции из различных элементов. Образцы узоров с разными композициями.

2)  Метод параллельного низания на проволке( параллельное, петельное) (4 ч.)

Знакомство с новым методом работы. Демонстрация работ, изготовленных  этим методом. Материалы и инструменты. Подготовка рабочего места.

3) Цветы из бисера(роза,полевые цветы:ромашка,васильки,колокольчик)(28ч.)

  Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.  

4) Веночек для куклы (6 часов)

Изготовление цветов и листьев на тонкой проволке. Коллективная работа – изготовление веночка для куклы.

5)Интересные игрушки (34 часа)

Теоретические сведения. Понятие о сувенире. Сувенир в повседневной жизни. Плоские фигурки животных.  Изготовление изделий методом параллельного низания. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.   Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка изделия.Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.   «Мышка», «Краб», «Рыбка», «Бабочки», «Дельфин»

4. Традиционные виды плетения (16 ч.)

Низание бисера в одну нитку, в две нитки. Дотачивание, закрепление нити.

Простая цепочка из двух бисерин. Цепочка «крестик» в полтора ряда. Цепочка «змейка». Цепочка «в цветочек». Ажурные цепочки-сеточки.

5. Виды подвесок (4 ч.) 

Знакомство с технологией изготовления подвесок и их использование в различных изделиях.

 6. Изготовление украшений из бисера (6 ч.)

Закрепление изученных методов плетения, объединение разных видов плетения, украшение изделий подвесками. Колье .

7. Браслеты из бисера (10 ч.)

Эскизы, рабочие эскизы. Составление рабочих схем. Плетение браслетов.

8.Плетение брошек,кабошонов(12ч.)

Теоретические занятия: Зарисовка схем изделий.

Практические занятия: Плетение брошек “Паук”, “Краб”, “Бабочка”.

9.Работа по замыслу детей(16ч.)

Теоретическое занятие: Самостоятельное составление схем.

Практическое занятие: Работа по самостоятельно составленным схемам.

10.Итоговое занятие(2ч.) 

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.  

                                                    I этап обучения  (2год)

1. Вводное занятие (1 ч.)

Цель, содержание и форма занятий кружка. Ознакомление с помещением, материалами и инструментами, необходимыми для бисероплетения. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

2.ПЛЕТЕНИЕ НА ПРОВОЛОКЕ :

1)Основы цветоведения (3 ч.)

Понятие о сочетании цветов. Цветовой круг. Теплая и холодная гамма. Понятие о композиции из геометрических элементов. Образцы узоров с разными композициями.

2)  Метод параллельного низания на проволке(игольчатое плетение, низание дугами ) (4 ч.)

Знакомство с новым методом работы. Демонстрация работ, изготовленных этим методом. Материалы и инструменты. Подготовка рабочего места.

3) Цветы из бисера(миниатюры: «Лесные фиалки»; «Цветущее деревце-сакура)(34ч.)

  Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: игольчатое плетение,круговая(французская)техника, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: деревца, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов.

4)Маленькие фигурки «В гостях у сказки» (34 часа)

Плоские фигурки героев сказок. Изготовление изделий методом параллельного низания. «Красная Шапочка», «Феи», «Волк», «Буратино»

3. Традиционные виды плетения (16 ч.)

Низание бисера в одну нитку, в две нитки. Дотачивание, закрепление нити.

Накладное плетение.Цепочка «Восьмёрка»

4.Плетение на сетке(32ч.)

Теоретические занятия: Зарисовка схем изделий.Знакомство с техникой выполнения изделий.

Практические занятия: Плетение изделий: «Бабочка», «Букет цветов».

5.Работа по замыслу детей(18ч.)

Теоретическое занятие: Самостоятельное составление схем.

Практическое занятие: Работа по самостоятельно составленным схемам.

7.Итоговое занятие(2ч.) 

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.  

                                    II этап обучения  (3год)

  1. Вводное занятие (2 ч.)

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.  

2.Плетение на проволоке :

1) Объёмные игрушки из бисера и бусинок (10 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных игрушек из бисера и бусинок: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.   Зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение игрушек. Составление композиции. Оформление. Применение.  

2) Бонсаи (30 ч.)

Теоретические сведения. Понятие «бонсай». Исторический экскурс. Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления бонсай: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов бонсай. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

  Практическая работа. Выполнение отдельных элементов бонсай. Составление композиций. Сборка и закрепление бонсай в вазе. Использование бонсай для оформления интерьера.

 3) Объёмные миниатюрные композиции на проволоке (34 ч.) 

  Теоретические сведения. Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.  

Практическая работа. Плетение объёмных миниатюр на основе изученных приёмов. Подготовка основы. Составление композиции. Оформление.

  3. ПЛЕТЕНИЯ НА ЛЕСКЕ :

  1) Основные приёмы бисероплетения (20 ч.)

  Теоретические сведения. Назначение и правила  выполнения косого плетения: уголок, острый угол, тупой угол. Многослойное плетение – вышивка по сетке крестиками, колечками, цветочками, бусинами, гладью. Объёмное плетение. Жгуты: жгут "мозаика”, "спираль”, шнур квадратного сечения, ажурный жгут. Украшение плотного жгута бисером, цветочками, бахромой, воланом. Объёмные цветочки: цветок с круглыми лепестками, цветок с острыми лепестками. Объёмные снежинки. Шарики на трёх, четырёх, пяти и шести бисеринах. Последовательность изготовления. Анализ схем.

  Практическая работа. Освоение изученных приёмов бисероплетения. Упражнения по выполнению жгутов (жгут "мозаика”, "спираль”, шнур квадратного сечения, ажурный жгут). Украшение плотного жгута бисером, цветочками, бахромой, воланом. Изготовлнение объёмных цветочков (цветок с круглыми лепестками, цветок с острыми лепестками), объёмных снежинок, шариков на трёх, четырёх, пяти и шести бисеринах.

 2) Заколки для волос (22 ч.)

Теоретические сведения. Анализ образцов заколок для волос. Выбор бисера. Цветовое решение. Виды основ. Зарисовка схем выполнения заколок для волос.             Практическая работа. Плетение заколок для волос на основе изученных приёмов. Сборка.Оформление.Прикрепление к основе.

3) Объёмные игрушки из бисера на леске (24 ч.) 

  Теоретические сведения. Различные техники объёмного плетения на леске. Объёмные изделия на основе плоского плетения, параллельного плетения, жгута, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение деталей игрушек на основе изученных приёмов. Сборка и оформление игрушек.

4. Итоговое занятие (2 ч.)

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.  

                                               II этап обучения  (4год)

 1. Вводное занятие (2 ч.)

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.  

2.Вышивание бисером на ткани(26ч.)

Теоретические сведения. . Основные приёмы бисероплетения, используемые при вышивании на ткани. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.   Зарисовка схем.  

  Практическая работа. Освоение изученных приёмов бисероплетения.

3. Салфетка(20 ч.)                                                                         Теоретические сведения. Анализ образцов салфеток. Орнамент. Выбор бисера. Цветовое решение. Последовательность выполнения салфетки. Зарисовка схем.  

Практическая работа. Плетение салфетки на основе изученных приёмов. Сборка и оформление.  

 4. ПЛЕТЕНИЯ НА ЛЕСКЕ :

  1) Основные приёмы бисероплетения (20 ч.)

  Теоретические сведения. Назначение и правила  выполнения косого плетения: уголок, острый угол, тупой угол. Многослойное плетение – вышивка по сетке крестиками, колечками, цветочками, бусинами, гладью. Объёмное плетение. Жгуты: жгут "мозаика”, "спираль”, шнур квадратного сечения, ажурный жгут. Украшение плотного жгута бисером, цветочками, бахромой, воланом. Объёмные цветочки: цветок с круглыми лепестками, цветок с острыми лепестками. Объёмные снежинки. Шарики на трёх, четырёх, пяти и шести бисеринах. Последовательность изготовления. Анализ схем.

  Практическая работа. Освоение изученных приёмов бисероплетения. Упражнения по выполнению жгутов (жгут "мозаика”, "спираль”, шнур квадратного сечения, ажурный жгут). Украшение плотного жгута бисером, цветочками, бахромой, воланом. Изготовлнение объёмных цветочков (цветок с круглыми лепестками, цветок с острыми лепестками), объёмных снежинок, шариков на трёх, четырёх, пяти и шести бисеринах.

2) Объёмные игрушки из бисера на леске (32 ч.) 

  Теоретические сведения. Различные техники объёмного плетения на леске. Объёмные изделия на основе плоского плетения, параллельного плетения, жгута, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение деталей игрушек на основе изученных приёмов. Сборка и оформление игрушек. Мировые мотивы: «Эйфелева башня», «Лондонский гвардеец».

 3) Пасхальное яйцо (24 ч.)

Теоретические сведения. Исторический экскурс. Приёмы бисероплетения, используемые для оплетения пасхальных яиц: полотно, ткачество, мозаика, кирпичный стежок, полотно "в крестик”, "полоски”, ажурное плетение, "колечки”, вышивка по сетке. Различные варианты оплетения пасхальных яиц: по секторам, низками бисера, "от макушки до макушки”; плетение двух сфер и соединение их между собой; оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Виды основы: папье-маше, парафиновая, деревянная. Составление орнамента. Зарисовка схем. Выбор бисера. Цветовое решение.  

Практическая работа. Подготовка основы. Расчёт плотности плетения. Оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Плетение объёмных украшений. Украшение пасхального яйца.  

5.Работа по замыслу детей(18ч.)

Теоретическое занятие: Самостоятельное составление схем.

Практическое занятие: Работа по самостоятельно составленным схемам.

6. Итоговое занятие (2 ч.)

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.  

                            Литература, используемая педагогом:

 Бисер.Маленькие фигурки/Т.И.Татьянина-М.:Астрель;СПб.:Полигон,2012.

Цветы и игрушки из бисера/Н.Л.Ликсо-М.:ООО «Издательство АСТ»,2011.

Бисер.100 лучших идей./А.С.Мурзина-М.:ООО «Полиграфиздат»,2011.

365 фенечек из бисера/Наталья Гусева.-М.:Айрис-пресс,2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия кружка «Бисероплетение» в группе продлённого дня.

Материал для воспитателей групп продлённого дня...

Программа кружка по бисероплетению

программа составлена для летнего городского лагеря...

Образцы работ Кружаловой Марины Ивановны для кружка "Бисероплетения"

"Какие вещи- загляденье! От них исходит чудо-свет, Недаром бисероплетение Так популярно сотни лет".Бисер - удивительный материал для рукоделия. ...

Программа кружка "Бисероплетение" для учащихся 3,4 классов

Дополнительная образовательная программа "Бисероплетение”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения....

Программа кружка "Бисероплетение"

  Программа формирует устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками,  тягу к искусству, истории, культуре, традициям...

Конспект занятия кружка "Бисероплетение"

Сценарий игрового занятия кружка "Бисероплетение" в группе продленного дня....

Рабочая программа кружка по бисероплетению "Очумелые ручки"

Рабочая программа кружка по бисероплетению "Очумелые ручки"...