программа развития органов ученического самоуправления
методическая разработка (4 класс) по теме
программа рассчитана на 5 лет, реализуется с детьми младшего школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_na_5_let_organov_parlamenta.docx | 293.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТОГУРСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Адрес: 636460, Россия, Томская область, Колпашевский район,
с. Тогур, ул. Свердлова 15, тел./факс: +7(38254) 4-60-99
ИНН 7007005924, КПП 700701001, Л/сч. ЛС14 ТОГНШ О74 в УФЭП Администрации Колпашевского района р/с40701810500003000001 БИК046900000 в РКЦ г.Колпашево
e-mail: tnos1@yandex.ru
Рассмотрено на педагогическом совете № __от ____2013г. | «Утверждаю» директор МБОУ «Тогурская НОШ» __________О.А. Пшеничникова |
Программа развития
органов ученического самоуправления
МБОУ «Тогурская НОШ»
«Тогурландия»
на 2013-2017 уч.г.
Содержание
- Паспорт программы
- Паспорт детской демократической республики «Тогурландия»
- Пояснительная записка
- Актуальность проблемы
- Анализ деятельности органов ученического самоуправления
- Идея программы
- Цели и задачи программы
- Нормативно-правовой блок
- Основные направления реализации программы
- Модель ученического самоуправления
- Базовые подходы
- Этапы реализации программы
- Основные направления деятельности и формы
- Структура школьного самоуправления
- Основные функции органов ученического самоуправления
- Планы деятельности
- Ожидаемые результаты выполнения программы
- Критерии оценки эффективности работы системы ученического самоуправления
- Документация и отчетность республики
- Список органов ученического самоуправления
- Литература
- Паспорт программы
Полное наименование программы | Программа развития органов ученического самоуправления «Тогурландия» |
Срок реализации | 5 лет, с 2013-2014 уч.г. |
Нормативно-правовая база | Устав школы Правила для обучающихся МБОУ «Тогурская НОШ» Устав школьного самоуправления Положение об органах ученическогосамуправления Положение о конкурсе Министров Школьного парламента Положение о выборах президента и председателя правительства Школьного парламента Положение об инаугурации президента МБОУ «Тогурская НОШ», председателя правительства и министров Школьного парламента |
Разработчик программы | Скореднова Н.М., педагог-организатор МБОУ «Тогурская НОШ» |
Цель программы | Цель: реализация права обучающегося на участие в управлении образовательным учреждением, подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, развитие свободной в творчестве и интеллектуальной культуре личности, способной к адаптации в социуме, самореализации. |
Задачи программы | Задачи: Общие:
Воспитательные:
Образовательные:
Развивающие:
|
Исполнители основных мероприятий | Администрация, педагогический состав, обучающиеся, родители, социальные партнеры МБОУ «Тогурская НОШ» |
Финансовое обеспечение программы | Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: бюджетные и внебюджетные средства |
Управление программой | Управление реализации программы осуществляет педагогический совет школы. Администрация осуществляет контроль за исполнением программы. |
- ПАСПОРТ
Школьной республики «Тогурландия»
МБОУ «Тогурская НОШ»
1. Полное название формы ученического самоуправления
Детская демократическая республика «Тогурландия»
2. Ученическое самоуправление работает непрерывно с 2004 года
3. Количество классов, включенных в систему ученического самоуправления - все начальные классы
4. Документы, регламентирующие деятельность органов ученического самоуправления:
1.Устав школы.
2. Правила для обучающихся МОУ «Тогурская начальная общеобразовательная школа.
3. Устав школьного самоуправления «Республика Тогурландия».
4. Положение об органах ученического самоуправления.
5. Положение о конкурсе Министров школьного Парламента.
6. Положение о выборах президента и председателя правительства школьного Парламента.
7. Положение об инаугурации президента МОУ «Тогурская НОШ», председателя правительства и министров Школьного парламента.
5. Цели и задачи органов ученического самоуправления (выписка из документа):
Выписка из Положения об Ученическом Совете Школы:
«Цель деятельности Ученического Совета:
Формирование активной жизненной позиции, развитие лидерских качествшкольников, социальной ответственности..
Задачи:
- вовлечение учащихся в активную школьную жизнь через организацию различных видов деятельности;
- развитие творческой индивидуальности учащихся;
- воспитание у учащихся уважительного отношения к членам коллектива, укрепление сферы дружеских отношений;
- защита прав учащихся»
6. Кто возглавляет Ученический совет в текущем учебном году, срок полномочий:
Срок полномочий: до конца учебного года.
7. Выборы ученического самоуправления проходят:
Сначала на собраниях классных коллективов выбирают представителей всех указанных направлений. Эти представители входят в состав Школьного парламента. Таким образом, в состав Совета министров входят 8-10 человек по два человека в каждое министерство.
8. Как и кем представлены интересы учеников начальной школы в органах ученического самоуправления:
Интересы представлены министрами. На Совете министров они получают информацию, затем передают в классные коллективы.
9. Содержание деятельности:
Каждое министерство выполняет определённые функции и отвечает за организацию полезных внеурочных дел в школе.
Министерство Образования - оказывает помощь учащимся в преодолении затруднений в учёбе, помогает устранять пропуски и прогулы уроков, помогает в организации и проведении ежегодной Школьной научно-практической конференции, подготовке к интеллектуальным марафонам, конкурсам, олимпиадам,
Министерство Патриотизма - организует и проводит мероприятия по военно-патриотической тематике (23 февраля, Дню Победы)
Министерство Порядка и уюта - осуществляет организацию дежурств и субботников, следит за своевременной уборкой и чистотой школьных кабинетов, разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение классов и школы.
Министерство Спорта и здоровья - оказывает помощь в организации и проведении спортивных мероприятий, массовых праздников и соревнований. Министерство Культуры и досуга - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно- массовые мероприятия в классах и школе.
Министерство Информации и рекламы - контролирует выпуск газеты, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на школьных стендах.
Министерство экономики - помогает в организации благотворительных акций
Министерство правопорядка – помогает отстающим обучающимся, вовлекает их в систему ДО, помогает устранять пропуски и прогулы уроков, участвуют в детском Совете профилактики.
10. Имеются ли символы и атрибуты органов ученического самоуправления (гимн, герб, эмблема, флаг, девиз, форма и знаки отличия и др.)
У школы есть свой герб, флаг и девиз, эмблема, гимн и знаки отличия для членов Совета министров.
11. Партнеры органов ученического самоуправления:
- в образовательном учреждении – педсовет, родительский совет,объединения дополнительного образования;
- данная организация входит в состав районной детской организации «Наше поколение»
«Развитие коллектива процесс диалектический, включающий не только момент движения, но и момент инерции, возможность сохранить ранее достигнутый уровень»
А.С. Макаренко
- Пояснительная записка.
Наше время и наша страна остро нуждаются в новом поколении лидеров – со стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Лидер должен соответствовать требованиям времени.
Именно активность, способность брать на себя ответственность, ставить перед собой задачи и находить самостоятельные пути их достижения, считать себя не “песчинкой”, которую несет по воле волн, а субъектом собственной жизни, ответственным за свои поступки, жизнь и общество, дает возможность адаптироваться к современным условиям и эффективно функционировать в социуме.
В успехах школьного образования заинтересовано все общество; политические и общественные лидеры, деятели образования и представители деловых кругов, ученые, методисты, учителя, родители, сами учащиеся. В динамично изменяющемся современном мире требования, предъявляемые рынком труда к молодым специалистам – вчерашним выпускникам школы, постоянно повышаются. Последовательное изучение своих способностей, коррекции личностных качеств, развитие новых умений и навыков в стенах школы поможет учащимся справиться с задачами и трудностями, которые ожидают их в реальной “взрослой” жизни.
Ученическое самоуправление - одно из важнейших форм организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Школьное самоуправление - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию. Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться. Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, программно-методического, социально-психологического характера, а также умелое педагогического руководства.
- Актуальность проблемы
Последнее время ведется немало споров о работе органов школьного самоуправления, связанных непосредственно с самоуправленческими коллективами школы и каждого класса.
Развитие школьного самоуправления – дело сложное, требующее работы в течение долгого времени. Самоуправление дает возможность подросткам осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед товарищами по общему делу.
Следует отметить, что долгие годы ученическое самоуправление рассматривалось однозначно - как средство укрепления дисциплины и порядка, а ведь первоочередная задача органов самоуправления - организаторская деятельность среди учащихся и защита интересов, прав и обязанностей школьников. Самоуправление сегодня должно занять достойное место в образовательном процессе и рассматриваться как первоочередное условие формирования активной социальной позиции ученика.
В воспитательном коллективе деятельность органов самоуправления должна носить личностно-ориентированный характер. Он предполагает внимание к самочувствию каждого ученика в детском коллективе, его настроению, потребностям, склонностям, интересам. Одновременно, идя от ученика, органы ученического самоуправления ставят своей целью гармонизацию отношений в жизнедеятельности всего коллектива. Это дает членам органов самоуправления возможность приобрести практику самостоятельного вхождения в человеческое общество, строить гуманистические отношения с другими людьми. На основании изучения тенденций развития ученического коллектива можно сделать следующие заключения относительно ученического самоуправления.
Во-первых, в органы ученического самоуправления следует избирать ребят, способных «вчувствоваться» в переживания и настроения своих сверстников, т.е. способных к сопереживанию и сочувствию. Сегодняшняя социальная ситуация такова, что без участия в движении милосердия учащихся не обойтись. Воспитание чувства милосердия, возвращение к нему – настоятельная необходимость и первостепенная педагогическая задача, цель которой – сформировать у ребенка готовность и потребность помочь человеку или простить его из сострадания, человеколюбия.
Во-вторых, одной из функций членов ученического самоуправления являются регулирование и корректировка отношений в воспитательном коллективе. Соответственно, содержанием деятельности актива должно стать оказание помощи учащимся, которые находятся в затруднительных ситуациях, некомфортно чувствуют себя в коллективе, испытывают комплекс неполноценности, имеют отклонения в поведении и ведут нездоровый образ жизни. Сейчас, когда в школе введены должности социального педагога и психолога, это сделать легко. В функциональные обязанности психолога входит привлечение самих ребят к анализу и поиску путей совершенствования отношений в коллективе.
В-третьих, исследования показывают, что все шире в сферу деятельности ученического самоуправления следует включать функции изучения индивидуальных интересов ребят, удовлетворенности их жизнедеятельностью в школе, социуме. С этой целью в структуре органов ученического самоуправления необходимо подразделение, которое выполняет социологические функции. Школьники способны к самоанализу, аналитической деятельности, рефлексии.
Деятельность органов ученического самоуправления материализуется не столько в отдельных мероприятиях и делах, сколько в работе по формированию в ученическом коллективе специальной атмосферы, т.е. духа школы, духа коллектива. В педагогической теоретической и методической литературе синонимами данного понятия выступают понятия «духовный коллектив», «социально-педагогическая обстановка», «морально-этическая атмосфера», «морально-психологический климат», «социально-психологический климат».
Атмосфера должна помогать ребенку делать самостоятельный нравственный выбор, в котором он должен руководствоваться нравственно-этическими ценностями, которые утверждаются в воспитательном коллективе.
Одна из тенденций развития ученического самоуправления – увеличение числа детей и подростков, принимающих участие в организации внутришкольной жизни. Это осуществляется разными путями. Главные из них следующие: расширение сферы деятельности коллективов, расширение прав и обязанностей органов самоуправления, расширение связей с другими коллективами, изменение способов привлечения учащихся к выполнению организаторских функций, изменение характера отношений в коллективе, изменение позиции педагогов в организации деятельности коллектива.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Ученическое самоуправление дает возможность иначе, чем прежде, рассмотреть воспитательный процесс. Позиция педагога заключается не только в том, чтобы передавать готовые нравственные ценности, а прежде всего в том, чтобы вырабатывать их вместе со своими воспитанниками. Такое понимание воспитательного процесса придает ему ярко выраженный гуманистический характер.
Дальнейшая демократизация общества, переход к правовому государству требуют формирования у учащихся демократической культуры. Для этого в образовательных учреждениях необходимо взаимодействие управления, самоуправления и соуправления. Управление обеспечивает гарантии воспитательным коллективам на самоопределение, саморазвитие и самоуправление. Последнее, в свою очередь, обеспечивает гарантии учащимся на самоанализ, самооценку, самоустановку. Соуправление дает право органам ученического самоуправления являться партнером и оппонентом других общественных формирований и государственных органов в осуществлении социально-защитных функций учащихся, связанных с условиями охраны их здоровья, обучения, отдыха, труда, спорта и творчества.
Цели воспитания – это система требований общества к формированию таких качеств личности, которые позволили бы ей самостоятельно включиться в нужные обществу социальную деятельность и социальные отношения.
- Анализ деятельности органов ученического самоуправления
Большое значение для социализации личности ребенка, самореализации организаторских и лидерских качеств обучающихся является работа органов ученического самоуправления. Вся деятельность органов детского самоуправления школы осуществляется в соответствии с разработанным проектом «Школьный парламент» и локальными актами.
Активизировали свою деятельность органы ученического самоуправления, которые рассматривали и обсуждали вопросы учебы, КТД, санитарное состояние школы, отношение с учителями и другими взрослыми. Проведена деловая игра: «Выборы президента». Организованы акции, дискотеки, подвижные перемены, дежурство по школе.
Системность подхода к планированию и осуществлению деятельности заключается в том, что в прошлом учебном году были разработаны положения всех единиц актива, определен постоянный состав и диапазон работы каждого структурного объединения «Тогурландия». В 2008-2009 уч. году все локальные документы подтвердили свою эффективность.
В ученическом коллективе ежегодно проходят выборы в органы ученического самоуправления, где дети достаточно активны и высказывают свою точку зрения. Активизировалась работа министерств. Министерства охватывают все направления, в которых ребенок смог бы себя проявить. Достаточно эффективной и заметной была работа не всех министерств, хотя в школе создаются условия для социального становления учащихся, у ребят есть желание решать сложные проблемы взаимоотношений, складывающихся в их школьном коллективе. Но по-прежнему вся нагрузка ложится на небольшую группу более активных ребят школьного самоуправления. Так как эти дети заняты во всех направлениях, поэтому в полном объеме работа не выполняется.
Школьный актив принимал активное участие во всех общешкольных мероприятиях. В начале учебного года прошла большая ролевая игра «Выборы в школьный парламент». Все 100% обучающихся, а также педагогический персонал приняли активное участие в данном мероприятии. Впервые в предвыборной кампании была использована видеозапись агитационной речи кандидатов, которая, после видеомонтажа, была показана избирателям в актовом зале школы.
Работа по самоуправлению учащихся в школе становится всё более заметной. Школьное самоуправление становится реальной воспитательной силой, так как у ребят возникает в ней потребность. Отмечается возрастающая роль детских инициатив и возросший уровень ответственности ребят за дело. Но не в каждом классе действуют органы самоуправления со структурами, отвечающими потребностям жизнедеятельности данных коллективов.
Работа велась в соответствии с планом школьного самоуправления: в школе проходят дни самоуправления в школе, заседания детского совета по профилактике правонарушений среди обучающихся, под редакцией министерства информации и рекламы осуществлялся выпуск школьной газеты «Звонок». Кроме этого, в этом учебном году школьным парламентом была организована акция «Протяни руку помощи», в которой все обучающиеся школы смогли оказать материальную помощь детям из неблагополучных семей. По окончании акции все участники получили небольшие памятные подарки и сертификаты участников. Президент парламента активно принимал участие в общественной жизни школы: была ведущей праздников, участвовала в районном слете организации «Наше поколение».
«Школьный парламент» в течение учебного года:
- координировал деятельность всех органов и объединений учащихся школы, планировал и организовал внеклассную и внешкольную работу;
- организовывал самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживал дисциплину и порядок в школе;
- устанавливал шефство;
- готовил и проводил собрания учащихся школы;
- организовывал выпуск газеты «Звонок»,
- на своих заседаниях обсуждал и утверждал планы подготовки и проведения важнейших школьных ученических мероприятий, заслушивал отчеты о работе своих рабочих органов самоуправления, первичных коллективов и принимал по ним необходимые решения, заслушивал информацию и отчеты ответственных лиц самоуправления о выполнении решений школьного ученического собрания;
- решал вопросы поощрения и наказания, принимал решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями.
На каждом заседании совета депутатов (1 раз в месяц) обсуждаются результаты работы за прошедший период, разбираются допущенные ошибки, намечаются пути их исправления, а так же рассматривается дальнейший план работы, подводятся итоги работы классов.
Планируем обучать всех детей основам демократических отношений в обществе, обучать их управлять собой, и своей жизнью в коллективе с помощью следующих задач:
1. Сформировать у детей навыки ответственности за порученное дело .
2. Умение самостоятельно действовать.
3. Нестандартно мыслить
4. Принимать решения и осуществлять их.
5. Создавать условия для самореализации личности, перейти к отношениям сотрудничества детей и взрослых
- Идея программы:
Создание среды, предоставляющей школьнику возможность занять активную жизненную позицию, проявить инициативу.
- Цели и задачи.
Цель: реализация права обучающегося на участие в управлении образовательным учреждением, подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, развитие свободной в творчестве и интеллектуальной культуре личности, способной к адаптации в социуме, самореализации.
Задачи:
Общие:
- Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
- Представление интересов учащихся в процессе управления школы.
- Защита прав учащихся.
- Планирование и организация деятельности учащихся по конкретным направлениям, координация и обеспечение жизнедеятельности классных коллективов.
- Учет и анализ деятельности Совета Ассоциации.
- Привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу школы, расширение внешних связей школы для решения проблем воспитания.
- Поддержка и развитие инициатив учащихся в жизни школы.
Воспитательные:
- формирование мотивов социальной деятельности;
- выявление и подготовка инициативной, самостоятельной, ответственной и творческой личности, развитие лидерских качеств;
- формирование активной гражданской позиции, гражданских качеств (через организацию социально значимой деятельности).
Образовательные:
- приобретение организаторских способностей;
- приобретение опыта человеческого общения на основе общечеловеческих нравственных ценностей;
- формирование социальных умений.
Развивающие:
- развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся через разнообразные формы внеурочной работы;
- развитие чувства собственного достоинства, самоуважения, внутренней свободы, способности к адекватной самооценке.
Реализация цели и задач предполагает:
• создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, творческой самореализации учащихся;
• формирование знаний и умений применять их в различных видах практической деятельности.
- Нормативно-правовой блок
|
|
|
|
|
|
|
В основу этих документов положены нравственные ценности, определенные самими коллективами и направленные на уважение личности воспитанников, их самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.
- Основные направления реализации программы.
• «Я и Лидер» - направлено на выявление лидерских способностей учащихся, умение ставить цели и достигать их, самостоятельно решать личные и общественные проблемы, нести ответственность за себя и за других, творческая инициатива;
• «Я и Гражданин»- направлено на формирование правосознание и воспитание гражданской ответственности, понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах, любви к своей Малой Родине, к своей стране.
• «Я и Культура»- направлено на воспитание у ребёнка навыков культурного поведения, побуждение ребёнка анализировать свои и чужие поступки, развивать творческие способности, творить, создавать, а это, значит думать, развиваться, познавать новое.
• «Я и Здоровье»- направлено на укрепление и сохранение здоровья учащихся, приобщение к занятиям физической культурой и спортом, организация спортивной жизни школы, развитие спортивных традиций, пропаганда здорового образа жизни.
• «Я – Наставник»- направлено на шефство над отстающими или неуспевающими обучающимися - обеспечивает "удвоение" жизнедеятельности школьников, позволяя им быть старшими в школе, организовывать и управлять сверстниками, передавая им традиции, делясь собственным опытом, заботясь о них и о будущем школы.
Через самоуправление решаются задачи:
развитие, сплочение и координация ученического коллектива;
жизненное самоуправление;
формирование культуры деловых отношений, навыков ведения деловой документации;
умение решать проблемы;
самораскрытие и самореализация личности;
принцип равноправия в совместной деятельности;
общественно значимые мотивы участия в управленческой деятельности;
умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда;
повышение требовательности к себе и товарищам;
воспитание нетерпимого отношения к нарушителям трудовой дисциплины;
разноуровневый подход в организации самоуправления с учетом личностных потребностей школьников, определяющих их цели и ориентацию;
раскрытие школьников как мыслителей, способных прогнозировать свою жизнь;
формирование готовности участвовать в различных социальных проектах.
- Модель ученического самоуправления
Структура самоуправления в МОУ «Тогурская начальная общеобразовательная школа»
1 уровень – ученическое самоуправление в классных коллективах.
2 уровень – школьное ученическое самоуправление.
3 уровень – общешкольное самоуправление
- Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.
- Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов.
- Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех обучающихся.
- Законность – неукоснительное соблюдении правовых и нормативных актов.
- Целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей обучающихся.
- Гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.
- Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность обучающихся.
- Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.
Анализ – осуществляется на всех уровнях школьного самоуправления. На первом уровне – в классных коллективах рабочие органы самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива и свою собственную
На втором уровне – проводится вертикальный уровень анализа, т.е. анализ по каждому направлению деятельности в отдельности.
Анализ дополняется самоанализом и наоборот.
Результат планирования – это ответ на вопрос: «Что делать?» (в классе, в школе).
Организация– ответ на вопросы: кто, когда, где, с кем будет выполнять свою работу.
Цель контроля – получение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности, основной метод контроля – наблюдение, а также анкетирование, беседа, социометрия, изучение школьной документации и работ обучающихся.
Регулирование и коррекция – внесение изменений функционирование системы, если оно отклоняется от нормы. Происходит это через самих обучающихся, а педагоги-консультанты оказывают поддержку.
- Базовые подходы
Гуманистический подход. Гуманистическое воспитание направлено на создание в образовательном учреждении обстановки социальной защищенности ребенка и отношений содружества в школьном коллективе. В практической деятельности педагогов гуманистический подход отражается в следующих правилах:
- опора на активную позицию учащихся, их самостоятельность и инициативу;
- в общении с учащимися должно доминировать уважительное отношение;
-педагог должен защищать интересы учащихся и помогать им в решении актуальных проблем;
-защита учащихся должна быть приоритетной задачей педагогической
деятельности;
-в школе педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не позволяют унижать достоинства учащихся.
Деятельностный подход.
«Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления, где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру» (СИ.Гессен).
Учащиеся в школе не готовятся к будущей жизни - они уже живут реальной, сегодняшней жизнью. И им нужна интересная, отвечающая их потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая. По мнению Л.С. Выготского, наивысшего результата можно добиться не в индивидуальном, а в общественном характере деятельности. Результатом участия учащихся в общественной деятельности являются формирование и развитие у них таких качеств, как ответственность, самостоятельность, социальная активность, коммуникативность, умение адаптироваться, организованность. Задача педагогов - направить деятельность учащихся таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы.
- Этапы реализации программы:
1 этап - организационный:
- анализ и диагностика состояния работы по развитию ученического самоуправления в классах;
- формирование общественного мнения о значимости и необходимости ученического самоуправления путем конкретизации функций и содержания деятельности всех органов ученического самоуправления;
- изучение общественного мнения о возможной модели ученического самоуправления, путях ее разработки и совершенствования;
- организация учебы актива и педагогов.
2 этап — реализация и развитие системы ученического самоуправления:
- отлаживание механизмов сотрудничества, совершенствование отношений
в системе «ученическое самоуправление - педагогический коллектив»; - участие органов ученического самоуправления в художественно-
эстетических, спортивно-оздоровительных, трудовых, гражданско-
патриотических, благотворительных и других мероприятиях; - создание собственных программ деятельности ученического само-
управления.
- этап - мониторинг реализации программы с последующей коррекцией.
- Основные направления деятельности и формы:
1. Создание организационно-педагогических условий для функционирования органов ученического самоуправления.
2. Стимулирование социально значимой направленности деятельности ученического самоуправления.
3. Обновление содержания воспитательной работы.
- Создание организационно – педагогических условий для функционирования органов ученического самоуправления предполагает:
* Формирование демократической культуры отношений педагогов и учащихся. Каждый учащийся, учитель должен четко осознавать комплекс своих прав, знать перечень своих обязанностей, иметь гарантии их выполнения. Отношения строятся на взаимном уважении, и на этой основе укрепляется сфера дружеских отношений.
*Подготовку педагогов и актива, учащихся к управленческой и организаторской деятельности.
* Предоставление учащимся согласно Закону РФ «Об образовании» права на участие наравне с родителями и педагогами в принятии решений и осуществлении деятельности, определяющей динамику позитивного развития школы, улучшение состояния учебно-воспитательного процесса.
* Формирование единого коллектива учителей, родителей и учащихся.
- Стимулирование социально значимой направленности деятельности ученического самоуправления предполагает:
*Участие органов ученического самоуправления в осуществлении социально значимых проектов, направленных на позитивные изменения в жизни общества.
- Обновление содержания воспитательной работы предполагает:
* создание и развитие научно-методической базы по вопросам воспитания и развития личности школьника;
*повышение уровня психолого-педагогических знаний и умений педагогов через систему курсовой подготовки, семинаров, конференций, тренингов, самообразования;
*повышение коммуникативной компетенции педагогов, обучение их навыкам конструктивного взаимодействия с учащимися на уроках и после них в современных условиях;
*изменение позиции учащегося и учителя в учебно-воспитательном пространстве от пассивной к активной;
*создание в воспитательной практике ситуаций успеха, благоприятных
для свободного проявления личности учащегося и преодоления его пассивности.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Досуг. Школьные вечера, дискотеки, праздники (КТД), игровые программы, КВНы и т. п..
- Политическая деятельность: клубы, пресс-конференции, работа школьного музея, встречи с политиками и другими замечательными людьми.
- Деятельность школьных СМИ: газеты, в перспективе радио, реклама.
- Спорт и спортивно-оздоровительные мероприятия.
- Трудовая деятельность: ремонт, работа на пришкольном участке, дежурство по школе и классу, и т.п..
- Шефская работа: помощь престарелым, ветеранам войны и труда, Дому инвалидов..
- Консультативная помощь: в групповых КТД, учеба актива.
- Санитарное инспектирование: контроль за состоянием учебных принадлежностей, книг, рейды, смотры и т.п..
- Реальное участие ребят в работе педсоветов, конференций, родительских комитетов и т.д.
ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Коллективно-творческие дела (КТД).
- Общешкольные мероприятия, традиционные дела.
- Рабочие и тематические линейки.
- Наглядная агитация.
- Структура школьного самоуправления
Классное ученическое самоуправление в классных коллективах | Министерство культуры и досуга | |
Министерство информации и рекламы | ||
Министерство патриотизма | ||
Министерство правопорядка | ||
Министерство порядка и уюта | ||
Министерство экономики | ||
Министерство образования | ||
Министерство спорта и здоровья |
Заместитель директора по ВР, педагог-организатор, | |||||||
Президент школьного Парламента | |||||||
Председатель правительства (вице-президент) | |||||||
Общее собрание органов ученического управления (президент, вице-президент, министры, депутаты) | |||||||
Совет министров (министры школьного Парламента) | |||||||
Министерство образования | Министерство спорта и здоровья | Министерство правопорядка | Министерство порядка и уюта | Министерство культуры и досуга | Министерство информации и рекламы | Министерство патриотизма | Министерство экономики |
Депутатский корпус (представители классных органов самоуправления) |
- Основные функции органов ученического самоуправления
Кабинет Министров:
- рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;
- решает вопросы, связанные с участием обучающихся в управлении школой;
- формирует органы самоуправления в школе;
- вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы;
- рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность обучающихся в коллективе;
- заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.
Органы ученического самоуправления | Функции органов ученического самоуправления |
Заместитель директора по ВР, педагог-организатор, кураторы школьного Парламента | - осуществляют общее руководство всех органов ученического самоуправления - организуют общее собрание депутатов, участвует в заседаниях совета министров - вносят предложения по совершенствованию работы органов самоуправления |
Президент школьного парламента | - разработка плана работы ученического самоуправления школы и контроль за его реализацией - участие в заседаниях Школьного совета самоуправления - общее руководство всем школьным Парламентом - подготовка и проведение Советов министров - организация работы по выполнению решений советов министров - контроль работы председателя правительства и министров |
Председатель правительства школьного Парламента | - осуществляет исполнительные, распорядительные и контролирующие функции - подчиняется непосредственно президенту школьного Парламента и руководит работой министров Парламента - участвует в разработке общего плана работы органов самоуправления - распределяет обязанности между министрами при выполнении того или иного дела - принимает участие в еженедельных собраниях Совета министров |
Общее собрание депутатов | - утверждает план работы Ученического самоуправления школы - вносит предложения по совершенствованию работы органов самоуправления - анализирует работу органов ученического самоуправления |
Совет министров | - принимает общеобязательные правила по вопросам ученического самоуправления - составляет план работы министерства, распределяет обязанности между членами министерства (депутатами), контролирует их работу - от имени министерства участвует в формировании повестки дня очередного собрания школьного Парламента - министры докладывают о результатах работы министерства на собрании - принимает участие в формировании в случае необходимости, временных комиссий (конфликтные комиссии, комиссии по подготовке к праздникам и т.п) - принимает решение о времени и повестке общего собрания депутатов - проверяет работу активов классов - определяет задания классам при проведении общешкольных мероприятий и творческих дел с учетом мнения их представителей |
Министерство образования | - проводит работу по вовлечению обучающихся в школьные кружки и спортивные секции - осуществляет помощь по учебным предметам обучающимся - отвечает за состояние дневников, тетрадей, учебников - осуществляет помощь классным руководителям, учителям-предметникам в проведении предметных недель |
Министерство информации и рекламы | - проведение конкурсов газет и рисунков - выпуск газеты «Звонок» - оформление школы - выполнение декораций к школьным праздникам - объявления |
Министерство спорта и здоровья | - осуществление помощи учителям физкультуры, кл.руководителям в организации и проведении дней здоровья и спортивных праздников - организация игр с обучающимися на переменах - контроль за выполнении обучающимися санитарных норм (внешний вид обучающихся, сменная обувь, личная гигиена, проведение утренней зарядки, физминуток) |
Министерство культуры и досуга | - подготовка концертов и участие в них - организация различных выставок, конкурсов, игр |
Министерство правопорядка | - участие в работе с социальнооберегаемыми детьми - совместная работа с социальным педагогом, школьным психологом - осуществление контроля за выполнением обучающимися правил поведения и устава школы - контроль за дежурством классов в школе - участие в заседаниях детского Совета профилактики |
Министерство порядка и уюта | - проведение субботников - организация работы классов на пришкольном участке - контроль за проведение классами генеральной уборки в школе - проведение рейдов по сохранности мебели в классах и школе |
Министерство патриотизма | - организация встреч с ветеранами - участие в организации и проведении общешкольных и поселковых праздников патриотической направленности - участие в оформлении материалов школьного музея, проведении экскурсий |
Министерство экономики | - решение о распределении школьной валюты по накопительным фондам классов |
- Планы деятельности органов ученического самоуправления
План заседаний общего собрания
органов ученического самоуправления на 2013-201 4уч.г.
№ | Мероприятие | Участники | Сроки |
1. | «Выборы министров, заместителей министров школьного Парламента. Уточнение списка депутатов». | Президент, вице-президент, министры, депутаты школьного Парламента. | 3 неделя сентября |
2. | «Утверждение регламента работы органов ученического самоуправления, утверждение плана работы министерств». | 4 неделя сентября | |
3. | «Анализ работы органов самоуправления за первое полугодие». | 3 неделя декабря | |
4. | «Анализ совместной работы органов школьного самоуправления с органами классного самоуправления». | 2 неделя февраля | |
5. | «Анализ работы органов ученического самоуправления за учебный год. Корректировка и принятие плана работы | 1 неделя мая |
План заседаний органов ученического самоуправления
Тогурской НОШ на 2013-2014 уч.г.
№ | Тема заседания | Сроки | Ответственные |
1 | Итоги работы за первый месяц обучения. Чистота и порядок в гардеробе. Дежурство классов. Чистота и порядок в школе. | Октябрь 2-я неделя | Министерство порядка и уюта Министерство правопорядка Министерство порядка и уюта |
2 | Организация игр на переменах для первоклассников Внешний вид обучающихся Организация соревнований по пионерболу Сбор материалов в школьную газету «Звонок» | Октябрь 3-я неделя | Министерство спорта и здоровья Министерство правопорядка Министерство спорта и здоровья Министерство культуры и досуга |
3 | Дежурство классов. Результаты проверки классных уголков. Чистота и порядок в школе. Выпуск школьной газеты «Звонок» Выставка рисунков «Золотая осень» Итоги экономической игры за 1 четверть | Октябрь 4-я неделя | Министерство правопорядка Министерство образования Министерство порядка и уюта Министерство информации и рекламы Министерство культуры и досуга Министерство экономики |
4 | Вовлечение обучающихся в систему ДО Поведение учащихся в столовой Сбор информации о школьных городах (экономическая игра) | Ноябрь 2-я неделя | Министерство образования Министерство образования Министерство экономики |
5 | Сбор материала в школьную газету «Звонок» Чистота и порядок в гардеробе. Дежурство классов. Оформление карты школьной страны «Тогурландия» | Ноябрь 3-я неделя | Министерство культуры и досуга Министерство информации и рекламы Министерство порядка и уюта Министерство правопорядка Министерство информации и рекламы |
6 | Организация игр на переменах Внешний вид обучающихся Чистота и порядок в школе Выпуск школьной газеты «Звонок» Участие в конкурсно-развлекательной программе «в гостях у Осени» | Ноябрь 4-я неделя | Министерство спорта и здоровья Министерство порядка и уюта Министерство порядка и уюта Министерство культуры и досуга Все министерства |
7 | Подготовка к новогодним утренникам Организация соревнований по баскетболу Организация игр на переменах | Декабрь 1-я неделя | Министерство культуры и досуга Министерство спорта и здоровья Министерство спорта и здоровья |
8 | Выставка рисунков «Зимушка-зима» Помощь в организации репетиций песен и игр к новогодним утренникам | Декабрь 2-я неделя | Министерство культуры и досуга Все министерства |
9 | Работа детского Совета профилактики Анализ работы органов соуправления за полугодие Сбор материала в школьную газету «Звонок» | Декабрь 3-я неделя | Школьный парламент Министерство культуры и досуга |
10 | Кружковая занятость обучающихся Организация выставки рисунков «Здравствуй, зимушка-зима!» Организация игр на переменах Выпуск школьной газеты «Звонок» Итоги экономической игры за 2 четверть Участие в новогодних утренниках | Декабрь 4-я неделя | Министерство образования Министерство информации и рекламы Министерство спорта и здоровья Министерство информации и рекламы Министерство экономики Все министерства |
11 | Оформление стенда «Умники и умницы» Чистота и порядок в гардеробе. Дежурство классов. Чистота и порядок в школе. Сбор материала в школьную газету «Звонок» Проведение акции «Протяни руку помощи» | Январь 3-я неделя | Министерство образования Министерство порядка и уюта Министерство правопорядка Министерство порядка и уюта Министерство культуры и досуга Все министерства |
12 | Поведение учащихся в столовой Выпуск школьной газеты «Звонок» | Январь 4-я неделя | Министерство правопорядка Министерство информации и рекламы |
13 | Организация выставки рисунков Подготовка к проведению Дня Святого Валентина | Февраль 1-неделя | Министерство патриотизма Министерство информации и рекламы |
14 | Организация выставки рисунков «День Святого Валентина» Организация танцевально-развлекательной программы «День Святого Валентина» | Февраль 2-неделя | Министерство культуры и досуга Все министерства |
15 | Вовлечение обучающихся в систему ДО Чистота и порядок в гардеробе. Дежурство классов. Чистота и порядок в школе. Сбор материала в школьную газету «Звонок» Помощь в организации выставки «Служу Отечеству» | Февраль 3-неделя | Министерство образования Министерство порядка и уюта Министерство правопорядка Министерство порядка и уюта Министерство культуры и досуга Министерство патриотизма |
16 | Организация рисунков Подготовка к празднику 8 марта Выпуск школьной газеты «Звонок» Помощь в организации военно-спортивной игры «Зарница» | Февраль 4-неделя | Министерство культуры и досуга Министерство культуры и досуга Министерство информации и рекламы Министерство спорта и здоровья |
17 | Организация игр на переменах Помощь в организации праздника «Голубой огонек» Организация выставки рисунков «День 8 марта!» | Март 1-неделя | Министерство спорта и здоровья Все министерства Министерств образования |
18 | Внешний вид обучающихся Сбор материала в школьную газету «Звонок» | Март 2-неделя | Министерство спорта и здоровья Министерство культуры и досуга |
19 | Организация Дня смеха в школе Выпуск школьной газеты «Звонок» Итоги экономической игры за 3 четверть, оформление карты | Март 3-неделя | Министерство культуры и досуга Министерство информации и рекламы Министерство экономики |
20 | Организация соревнований по подтягиванию, посвященные Дню космонавтики Подготовка к празднику | Апрель 1-я неделя | Министерство спорта и здоровья Министерство культуры и досуга |
21 | Организация Дня здоровья Помощь в организации спортивных соревнований по подтягиванию, посвященные Дню космонавтики Помощь в организации фото-выставки «Моя семья» | Апрель 2-я неделя | Министерство спорта и здоровья Министерство спорта и здоровья Министерство образования |
22 | Поведение учащихся в столовой Чистота и порядок в гардеробе. Дежурство классов. Чистота и порядок в школе. Организация игр на переменах Сбор материала в школьную газету «Звонок» Организация и участие в фестивале детских талантов «Созвездие» | Апрель 3-я неделя | Министерство правопорядка Министерство порядка и уюта Министерство правопорядка Министерство порядка и уюта Министерство спорта и здоровья Министерство культуры и досуга Все министерства |
23 | Итоги социального опроса обучающихся «ЗОЖ» Подготовка к празднованию Дню Победы Организация выставки рисунков ко Дню Победы Организация литературно-музыкальной композиции Выпуск школьной газеты «Звонок» | Апрель 4-я неделя | Министерство спорта и здоровья Министерство патриотизма Министерство информации и рекламы Все министерства Министерство культуры и досуга |
24 | Организация выставки «Мы по улицам идем» Итоги экономической игры за год, оформление карты Участие в конференции «Поклонимся великим тем годам!» Организация выставки рисунков «Нам нужен мир!» | Май 1-неделя | Министерство культуры и досуга, отряд ЮИД Министерство экономики Все министерства Министерство культуры и досуга |
25 | Подготовка к церемонии награждения «Ученик года» Чистота и порядок в гардеробе. Дежурство классов. Чистота и порядок в школе. Сбор материала в школьную газету «Звонок» Помощь и участие в празднике Пени и Строя, посвященный Дню победы | Май 2-неделя | Министерство культуры и досуга Министерство порядка и уюта Министерство правопорядка Министерство правопорядка Министерство информации и рекламы Министерство патриотизма |
26 | Подготовка к празднику «Прощай, начальная школа!» Организация игр на переменах Выпуск школьной газеты «Звонок» | Май 3-я неделя | Министерство культуры и досуга Министерство спорта и здоровья Министерство культуры и досуга |
27 | Участие в празднике «Прощай, начальная школа!» Анализ работы органов ученического соуправления | Май 4-я неделя | Все министерства Школьный парламент |
- Ожидаемые результаты выполнения программы:
- внедрение в образовательный процесс новые технологии, позволяющие реализовать идеи компетентностного подхода, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников, что позволит повысить уровень социализации учащихся;
- повышение уровня готовности учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции;
- усовершенствование формы ученического самоуправления, материально-технической базы для развития ученического самоуправления;
- повысится в целом информационно-коммуникационная и социальная компетентность учащихся;
- внедрение новых методик, форм и приёмов работы по развитию школьного самоуправления в образовательном процессе;
- снижение роста негативных явлений в детской среде.
Учащиеся школы приобретут способность:
• активно включаться в жизнь общества, осознавая себя субъектом социальной жизни;
• сознательно выполнять различные социальные роли;
• принимать ответственные решения;
• осуществлять личностную самореализацию.
- Критерии оценки эффективности работы системы ученического самоуправления
1.Педагогическое обеспечение работы ученического самоуправления:
· сонаправленность целей и задач педагогического коллектива и органов ученического самоуправления;
· стиль руководства директора, завуча по УВР и ВР (демократичность в отношении детских инициатив);
· уровень взаимоотношений родителей, педагогов и детей;
· отношение педагогического коллектива, родительского коллектива к решениям, принимаемым органами ученического самоуправления.
2.Нормативное обеспечение работы ученического самоуправления
- наличие документов, регламентирующих деятельность
3.Функциональные показатели:
· распределение функций и обязанностей в структуре ученического самоуправления;
· широта полномочий органов ученического самоуправления;
· расширение с течением времени сфер влияния ученического самоуправления.
4.Количественные показатели результативности работы органов ученического самоуправления:
· количество инициатив, выдвинутых органами ученического самоуправления;
· количество реализованных (нереализованных) инициатив, выдвинутых органами ученического самоуправления;
· количество самостоятельно проведённых детьми общественно значимых мероприятий;
· количество конфликтов, спорных вопросов между учащимися, родителями, педагогами, решённых при участии органов ученического самоуправления;
· количество установленных контактов с активами ученического самоуправления других школ, активами детских организаций;
· количество школьников, участвующих в работе органов ученического самоуправления.
5.Качественные критерии результативности работы органов ученического самоуправления:
· общий порядок, организованность в учреждении;
· уровень общей культуры, культуры общения детей, участвующих в ученическом самоуправлении;
· объём и качество проделанной работы органами ученического самоуправления;
· мотивация участия в деятельности органов ученического самоуправления;
· ценностные ориентиры лидеров самоуправления.
6.Общественное мнение:
· авторитетность органов ученического самоуправления в детской среде;
· заинтересованность детей в представительстве класса, школы, защите чести учреждения на более высоком уровне.
Способы оценивания
Для выявления показателей работы органов ученического самоуправления по перечисленным выше критериям применимы следующие методы:
1.Анализ документации ученического самоуправления.
2.Наблюдение.
3.Беседа, интервью.
4.Анкетирование.
19. Документация и отчётность
-заседания Совета протоколируются.
-план работы Совета составляется на весь учебный год исходя из
плана воспитательной работы школы.
- Список органов ученического самуоправления
- обновляется ежегодно в связи с переизбранием президента и состава депутатов
- Литература
1. Автономов А.С. Правовые и финансовые основы местного самоуправления в Российской Федерации: Учеб.пособие; РАН. Ин-т государства и права, Акад. правовой ун-т. - М.: МЗ Пресс, 2002. - 80 с.
2. Алексеев Ю.П. Основы местного самоуправления. — М., 1996.
3. Аникин Л.С. Становление местного самоуправления в Российской Федерации: Опыт социологического исследования. Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1997.
4. Анимица Е.Г. Основы местного самоуправления. - М.: Инфра-М, 2000. - 208 с.
5. Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Местное самоуправление: история и современность. – Екатеринбург: Изд-во УГЭУ, 1998.
6. Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления, - М.:ИНФРА - М., 2000.-208с.
7. Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001.- 165 с.
8. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления. Учеб.пособие \ М-во общ. и проф. образования РФ. Новокузнец. фил. Кемер. гос. ун-та. 1998. — 130 с.
9. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: Учеб.пособие / Р. В. Бабун. - СПб.: Питер, 2005. - 192 с.
10. Бабун Р.В., Альбах Е.Н., Зыков С.В. Муниципальные предприятия: проблемы и решения. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.
11. Байдаков С. Л. Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления по обеспечению экологических прав граждан. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. - 108 с.
12. Бакатин Д.В., Ковалева Т.К. Муниципалитеты в системе финансового федерализма США. Правовые аспекты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.
13. Барабашев Г.В. Местное самоуправление: Учебное пособие по муниципальному
14. Бутаков А.В. Общие принципы теории самоуправления. Омск, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие классного коллектива, органов его самоуправления.
Важную роль в формировании подрастающего поколения играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности. Учитель должен организо...
Активные общественные позиции ребенка как результат участия в органах ученического самоуправления
Статья "Активные общественные позиции ребенка как результат участия в органах ученического самоуправления"...
План работы органов ученического самоуправления.
План работы органов ученического самоуправления начальных классов....
Семинар по развитию школьного ученического самоуправления.
Подробный план работы МО на школьном семинаре по теме: "Развитие школьного ученического самоуправления"...
Модель ученического самоуправления в классе. Задачи и роль классного руководителя в развитии самоуправления в классе.
В статье раскрывается специфика работы классного руководителя с обучающимися начальной школы по развитию самоуправления в классе. Учитетель рассказывает об этапах работы в этом направлении и пре...
ПЛАН РАБОТЫ ОРГАНОВ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ на 2015 - 2016 учебный год
ПЛАН РАБОТЫ ОРГАНОВ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ на 2015 - 2016 учебный год ...
проект "Программа развития органов ученического самоуправления"
проект на региональный конкурс профессионального мастерства "Классный классный руководитель", номинация "Организация воспитательной работы в дестком коллективе"...