Беседа с учащимися на тему «Дружба»
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Беседа построена на диалоге учителя и детей. В разговоре используются стихи,цитаты известных людей. Входе беседы поднимаются актуальные вопросы. Дети выясняют, как рождается дружба, что может её погубить, как найти друзей, как отличить мнимого друга от настоящего и т.д. В конце беседы составляется "Кодекс дружбы". Беседа оснащена презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект беседы | 89.5 КБ |
кодекс дружбы | 28.5 КБ |
презентация к беседе о дружбе | 225 КБ |
Предварительный просмотр:
Разговор с учащимися на тему «Дружба»
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену И судом поспешным не греши. Гнев на друга, может быть, мгновенный, Изливать покуда не спеши. Может, друг твой сам поторопился И тебя обидел невзначай. Провинился друг и повинился - Ты ему греха не поминай. Люди, мы стареем и ветшаем, И с теченьем наших лет и дней Легче мы своих друзей теряем, Обретаем их куда трудней. Если верный конь, поранив ногу, Вдруг споткнулся, а потом опять, Не вини его - вини дорогу И коня не торопись менять. Люди, я прошу вас, ради бога, Не стесняйтесь доброты своей. На земле друзей не так уж много: Опасайтесь потерять друзей. |
Р.Гамзатов (дагестанский поэт)
- О чем эти стихи?
- Сегодня мы поговорим с вами о дружбе. Старая пословица гласит «Чтобы иметь друзей нужно…»
- Что для этого нужно? (предположения детей)
- Ответ на этот вопрос мы получим в конце нашего разговора.
- Как вы можете объяснить слово»друг»? Друг - это кто? (ответы детей)
- Что означает выражение «мнимый друг»?
- Давайте подумаем, что характеризует настоящую дружбу. Попробуем определить, что относится к настоящей дружбе. Какими качествами она обладает.
- Григорий Саввич Сковорода (украинский философ) советовал: «Избегай людей, которые, видя твои пороки, недостатки, оправдывают их или даже одобряют. Такие люди или льстецы, трусы, или просто дураки. От них не жди помощи ни в какой беде или несчастье». Как вы понимаете этот совет? (ответы детей)
- Это подтверждается русской пословицей «Недруг поддакивает, а друг спорит»
Честность, искренность
- Считаете ли вы справедливым высказывание графа Л.Н. Толстого: «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься» (ответы детей)
Доверие
- Помните в сказках Г.Х.Андерсена «Огниво»: у солдата было много денег и много друзей; деньги кончились – и друзья куда то исчезли. Почему это произошло? Были ли это настоящие друзья? Можно ли за деньги купить дружбу, хорошее отношение? ( ответы детей)
Бескорыстие
- Как вы понимаете пословицу: « Сам погибай, но товарища выручай»? Приходилось ли вам чем-то жертвовать ради друга? Приходилось ли вашему другу чем-то жертвовать ради вас? (ответы детей)
- Восточного мудреца и острослова Ходжу Насреддина однажды спросили: «Ты можешь сказать, сколько у тебя друзей в этом городе?»
«Сколько сейчас, - ответил Ходжа, - сказать не могу, потому что у меня в этом году выдался хороший урожай, живу в достатке. А друзья познаются в беде.»
Преданность, надёжность
- Отвечая на вопрос анкеты: «друг – это …», вы писали: «тот кто меня не подведёт», «кому я могу доверить тайну», « на кого я могу положиться», «кто мне поможет в трудную минуту», « к кому я могу обратиться за советом» и т. п. Это конечно правильно, но получилось очень односторонне: «друг для меня», а где же «я для друга»?
-Может ли дружба строиться на неравенстве в отношениях людей? Например когда один стремиться постоянно угодить другому?
-Таким образом у нас появляются сложные слова , к ним добавляется часть «взаимо».
- Поэт Михаил Светлов (1903 – 1964), написав стихи, часто читал их друзьям по телефону в любое время дня и ночи. Друг Светлова, разбуженный в очередной раз среди ночи телефонным звонком, упрекнул его: «А ты знаешь, который час?»
«Дружба – понятие круглосуточное!», - ответил Светлов.
Взаимоуважение , взаимопомощь, взаимодоверие
Что рождает дружбу
Вопросы:
- Как Вы думаете, почему очень часто от ребят можно услышать следующие фразы: « У меня нет настоящего друга», «Не могу найти друзей», «Мне сложно дружить» и так далее?
- Где человек может найти себе друзей? (ответы детей)
- Конечно, друзей можно найти где угодно. Но хотелось бы отметить, что лучшие друзья – это друзья детства, школы. В школе проще найти человека, с которым Вам будет интересно вместе, с которым у Вас будут общие планы, общие взгляды, общие интересы, общие проблемы и дела. Вам легче понять друг друга.
- Как Вы думаете, есть ли возрастные ограничения дружбы? (ответы детей)
- Исследованиями и опросами установлено, что возрастных ограничений нет. Но всё же большинство людей придерживаются мнения, что друг должен быть одного возраста или на немного старше или младше вас самих.
- Могут ли дружить разные по характеру люди? (ответы детей)
- «Единомыслие рождает дружбу». Греческий философ Демокрит
Общие интересы, уважение, доверие
- Марк Твен, автор приключений Тома Сойера, говорил: «Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой». Почему бывает трудно в подобной ситуации? Случались ли у вас подобные ситуации? Как лучше всего в ней поступить? (ответы детей)
Умение понять другого человека
- Как вы понимаете выражение Аристотеля, древнегреческого философа
У кого есть друзья, у того нет друга» ? (ответы детей)
- Может ли у человека быть много друзей?(ответы детей)
- Проведённые социологические исследования показали, что люди, которые утверждали, что имеют много друзей, в сложной, критической ситуации оставались либо сами с собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждали, что друзей у них мало (1 – 3 человека) всегда находили у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.
- Чем приятели отличаются от друзей? (ответы детей)
Что может разрушить дружбу
- Мы помним русскую пословицу: «друзья познаются в беде», говорим о том, что друг всегда поддержит в трудной ситуации. А может ли причиной разрушения дружбы стать радость? (ответы детей)
- Почему не каждому человеку удаётся радоваться успехам другого, если при этом он сам не успешен? Какое чувство испытывает при этом человек?
- Почему говорят, что человека «гложет зависть»? Бывает ли «белая зависть» или её придумали для оправдания негативных чувств?
Зависть к успехам другого человека
-А недоверие может разрушить дружбу?
Вы, вероятно, знаете песню В. Высоцкого «Если друг оказался вдруг…» Чем (или в чём) проверяется дружба? Надо ли её проверять?
Недоверие
- В чём, по-вашему, проявляется предательство в дружбе? Были ли у вас ситуации, когда друзья вас предали? С чем это было связано?(ответы детей)
- Можно ли простить предательство? Можно ли простить другу предательство, которое он совершил по слабохарактерности, трусости? (ответы детей)
- Что можно простить другу?
- «Истинной дружбой могут быть связаны лишь те люди, которые могут прощать друг другу мелкие недостатки». Ж. Лабрюйер (французский писатель)
Предательство
- На весенних каникулах мы прочитаем книгу «Чучело», Владимира Железнякова, тогда более подробно поговорим о предательстве, о том, что можно простить, а что лучше не прощать.
Ссора с другом
- Приходилось ли вам ссориться с другом? Какие причины приводили к этому? (ответы детей)
- Трудно ли мириться с другом?
- Кто, по вашему, должен первым сделать шаг на встречу при ссоре с другом? Почему это порой сделать бывает очень трудно?
- Существует утверждение: лучше всего в других мы видим те недостатки, которыми обладаем сами. Не приходилось ли вам задумываться над этим? (ответы детей)
Как дружба влияет на человека?
- Какая мудрость заложена в пословицах: «скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты», с кем поведёшься, от того и наберёшься»? (ответы детей)
- Представим себе ситуацию: ученик просит у своего друга списать домашнее задание. Как отреагирует на эту просьбу его друг? Почему? (ответы детей)
- Какие ещё сложные жизненные ситуации могут стать испытанием для дружбы?
- Приходилось ли вам сталкиваться с ситуациями, которые испытывали вашу дружбу на прочность? Как отличить проявление истинной дружбы от мнимой?
- Лис в книге А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц» произносит такие слова: «Мы всегда в ответе за тех, кого приручили». Как вы это понимаете? Согласны ли вы с этим? (ответы детей)
Чтобы иметь друзей…
- Перед началом разговора вы уже отвечали на этот вопрос .
Как бы вы теперь ответили на этот вопрос?
«Чтобы иметь друзей нужно …быть другом».
Окончание разговора
- На этом наш сегодняшний разговор окончен. В следующий раз мы подробно поговорим о том, почему друзья ссорятся, как помириться.
- Каждому из вас я раздам «кодекс дружбы», разработанный психологами, ознакомьтесь с ним и старайтесь его соблюдать , чтобы не терять друзей.
Кодекс дружбы
1.Делитесь новостями о своих успехах.
2. Искренне радуйтесь его успехам.
3. Добровольно помогайте в случае нужды.
4. Старайтесь, чтобы другу было приятно в вашем обществе.
5. Уважайте внутренний мир друга.
6. Будьте уверенным в друге, доверяйте ему.
7. Защищайте друга в его отсутствие.
8. Будьте терпимым к остальным его друзьям.
9. Не критикуйте друга публично.
10. Сохраняйте доверенные тайны.
11.Высказывайте эмоциональную поддержку
12. Не будьте назойливыми, не поучайте.
Предварительный просмотр:
Кодекс дружбы
1.Делитесь новостями о своих успехах.
2. Искренне радуйтесь его успехам.
3. Добровольно помогайте в случае нужды.
4. Старайтесь, чтобы другу было приятно в вашем обществе.
5. Уважайте внутренний мир друга.
6. Будьте уверенным в друге, доверяйте ему.
7. Защищайте друга в его отсутствие.
8. Будьте терпимым к остальным его друзьям.
9. Не критикуйте друга публично.
10. Сохраняйте доверенные тайны.
11.Высказывайте эмоциональную поддержку
12. Не будьте назойливыми, не поучайте.
Кодекс дружбы
1.Делитесь новостями о своих успехах.
2. Искренне радуйтесь его успехам.
3. Добровольно помогайте в случае нужды.
4. Старайтесь, чтобы другу было приятно в вашем обществе.
5. Уважайте внутренний мир друга.
6. Будьте уверенным в друге, доверяйте ему.
7. Защищайте друга в его отсутствие.
8. Будьте терпимым к остальным его друзьям.
9. Не критикуйте друга публично.
10. Сохраняйте доверенные тайны.
11.Высказывайте эмоциональную поддержку
12. Не будьте назойливыми, не поучайте.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по формированию нравственно–ценностных ориентаций учащихся на тему "Дружба – это…"
Данная работа формирует у учащихся нравственно-ценностные ориентации на примере дружбы; через упражнения и тренинги развивает способности в коллективной деятельности, воспитывая качества, необхо...
Беседа-игра. 4 класс.Тема: "О себе, о дружбе, о друзьях".
Данный классный час посвящен толерантности, которую следует проявлять к людям разных национальностей и в отношениях между собой....
Беседа с учащимися на тему «Кижи болуру чажындан»
Беседа с учащимися на тему «Кижи болуру чажындан»...
Беседа с учащимися 1 класса на тему: «Кто такие злоумышленники. Как вести себя со злоумышленниками».
Беседа с учащимися 1 класса на тему: «Кто такие злоумышленники. Как вести себя со злоумышленниками»....
Беседа с учащимися по теме: «Материальные и моральные ценности: что важнее?»
Беседа с учащимися по теме: «Материальные и моральные ценности: что важнее?»...