Беседа с учащимися на тему «Дружба»
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Арутюнян Елена Николаевна

Беседа построена на диалоге учителя и детей. В разговоре используются стихи,цитаты известных людей. Входе беседы поднимаются актуальные вопросы. Дети выясняют, как рождается дружба, что может её погубить, как найти друзей, как отличить мнимого друга от настоящего и т.д. В конце беседы составляется "Кодекс дружбы". Беседа оснащена презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разговор с учащимися на тему «Дружба»


        БЕРЕГИТЕ ДРУЗЕЙ

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный,

Изливать покуда не спеши.


Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай.

Провинился друг и повинился -

Ты ему греха не поминай.


Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.


Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини его - вини дорогу

И коня не торопись менять.


Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много:

Опасайтесь потерять друзей.

Р.Гамзатов (дагестанский поэт)

- О чем эти стихи?

-  Сегодня мы поговорим с вами о дружбе. Старая пословица гласит «Чтобы иметь друзей нужно…»

- Что для этого нужно? (предположения детей)

- Ответ на этот вопрос мы получим в конце нашего разговора.

-  Как вы можете объяснить слово»друг»? Друг - это кто? (ответы детей)

- Что означает выражение «мнимый друг»?

- Давайте подумаем, что характеризует настоящую дружбу. Попробуем определить, что относится к настоящей дружбе. Какими качествами она обладает.

- Григорий Саввич Сковорода (украинский философ) советовал: «Избегай людей, которые, видя твои пороки, недостатки, оправдывают их или даже одобряют. Такие люди или льстецы, трусы, или просто дураки. От них не жди помощи ни в какой беде  или несчастье». Как вы понимаете этот совет? (ответы детей)

- Это подтверждается русской пословицей «Недруг поддакивает, а друг спорит» 

Честность, искренность 

- Считаете ли вы справедливым высказывание графа Л.Н. Толстого: «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься» (ответы детей)

Доверие

 

- Помните в сказках Г.Х.Андерсена «Огниво»: у солдата было много денег и много друзей; деньги кончились – и друзья куда то исчезли. Почему это произошло? Были ли это настоящие друзья? Можно ли за деньги купить дружбу, хорошее отношение?  ( ответы детей)

Бескорыстие 

- Как вы понимаете пословицу: « Сам погибай, но товарища выручай»? Приходилось ли вам чем-то жертвовать ради друга? Приходилось ли вашему другу чем-то жертвовать ради вас? (ответы детей)

- Восточного мудреца и острослова Ходжу Насреддина однажды спросили: «Ты можешь сказать, сколько у тебя друзей в этом городе?»

«Сколько сейчас, - ответил Ходжа, - сказать не могу, потому что у меня в этом году выдался хороший урожай, живу в достатке. А друзья познаются в беде.»

Преданность, надёжность 

- Отвечая на вопрос анкеты: «друг – это …», вы писали: «тот кто меня не подведёт», «кому я могу доверить тайну», « на кого я могу положиться», «кто мне поможет в трудную минуту», « к кому я могу обратиться за советом» и т. п. Это конечно правильно, но получилось очень односторонне: «друг для меня», а где же «я для друга»?  

-Может ли дружба строиться  на неравенстве в отношениях людей? Например когда один стремиться постоянно угодить другому?

 -Таким образом у нас появляются сложные слова , к ним добавляется часть «взаимо». 

- Поэт Михаил Светлов (1903 – 1964), написав стихи, часто читал их друзьям по телефону в любое время дня и ночи. Друг Светлова, разбуженный в очередной раз среди ночи телефонным звонком, упрекнул его: «А ты знаешь, который час?»

«Дружба – понятие круглосуточное!», - ответил Светлов.

Взаимоуважение , взаимопомощь, взаимодоверие

Что рождает дружбу 

Вопросы:

 - Как Вы думаете, почему очень часто от ребят можно услышать следующие фразы: « У меня нет настоящего друга», «Не могу найти друзей», «Мне сложно дружить» и так далее?

- Где человек может найти себе друзей? (ответы детей)

- Конечно, друзей можно найти где угодно. Но хотелось бы отметить, что лучшие друзья – это друзья детства, школы. В школе проще найти человека, с которым Вам будет интересно вместе, с которым у Вас будут общие планы, общие взгляды, общие интересы, общие проблемы и дела. Вам легче понять друг друга.

- Как Вы думаете, есть ли возрастные ограничения дружбы? (ответы детей)

- Исследованиями и опросами установлено, что возрастных ограничений нет. Но всё же большинство людей придерживаются мнения, что друг должен быть одного возраста или на немного старше или младше вас самих.

- Могут ли дружить разные по характеру люди? (ответы детей)

- «Единомыслие рождает дружбу». Греческий философ Демокрит

Общие интересы, уважение, доверие 

- Марк Твен, автор приключений Тома Сойера, говорил: «Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой». Почему бывает трудно в подобной ситуации? Случались ли у вас подобные ситуации? Как лучше всего в ней поступить? (ответы детей)

Умение понять другого человека 

- Как вы понимаете выражение Аристотеля, древнегреческого философа

У кого есть друзья, у того нет друга» ? (ответы детей)

- Может ли у человека быть много друзей?(ответы детей)

- Проведённые социологические исследования показали, что люди, которые утверждали, что имеют много друзей, в сложной, критической ситуации оставались либо сами с собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждали, что друзей у них мало (1 – 3 человека) всегда находили у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.

- Чем приятели отличаются от друзей? (ответы детей)

Что может разрушить дружбу

- Мы помним русскую пословицу: «друзья познаются в беде», говорим о том, что друг всегда поддержит в трудной ситуации. А может ли причиной разрушения дружбы стать радость? (ответы детей)

- Почему не каждому человеку удаётся радоваться успехам другого, если при этом он сам не успешен?  Какое чувство испытывает при этом человек?

- Почему говорят, что человека «гложет зависть»? Бывает ли «белая зависть» или её придумали для оправдания негативных чувств?

Зависть к успехам другого человека

 

-А недоверие может разрушить дружбу?

Вы, вероятно, знаете песню В. Высоцкого «Если друг оказался вдруг…»  Чем (или в чём) проверяется дружба? Надо ли её проверять?

Недоверие 

- В чём, по-вашему, проявляется предательство в дружбе? Были ли у вас ситуации, когда друзья вас предали? С чем это было связано?(ответы детей)

- Можно ли простить предательство? Можно ли простить другу предательство, которое он совершил по слабохарактерности, трусости? (ответы детей)

- Что можно простить другу?

- «Истинной дружбой могут быть связаны лишь те люди, которые могут прощать друг другу мелкие недостатки». Ж. Лабрюйер (французский писатель)

Предательство 

- На весенних каникулах мы прочитаем книгу «Чучело»,  Владимира Железнякова, тогда более подробно поговорим о предательстве, о том, что можно простить, а что лучше не прощать.

    Ссора с другом

- Приходилось ли вам ссориться с другом? Какие причины приводили к этому? (ответы детей)

- Трудно ли мириться с другом?

 - Кто, по вашему, должен первым сделать шаг на встречу при ссоре   с другом? Почему это порой сделать бывает очень трудно?

- Существует утверждение: лучше всего в других мы видим те недостатки, которыми обладаем сами. Не приходилось ли вам задумываться над этим? (ответы детей)


Как дружба влияет на человека?

- Какая мудрость заложена в пословицах: «скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты», с кем поведёшься, от того и наберёшься»? (ответы детей)

- Представим себе ситуацию: ученик просит у своего друга списать домашнее задание. Как отреагирует на эту просьбу его друг? Почему? (ответы детей)
- Какие ещё сложные жизненные ситуации могут стать испытанием для дружбы?
- Приходилось ли вам сталкиваться с ситуациями, которые испытывали вашу дружбу на прочность? Как отличить проявление истинной дружбы от мнимой?

- Лис в книге А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц» произносит такие слова: «Мы всегда в ответе за тех, кого приручили». Как вы это понимаете? Согласны ли вы с этим? (ответы детей)

    Чтобы иметь друзей…
- Перед началом разговора вы уже отвечали на этот вопрос .
Как бы вы теперь ответили на этот вопрос?
«Чтобы иметь друзей нужно …быть другом».

Окончание разговора

- На этом наш сегодняшний разговор окончен. В следующий раз мы подробно поговорим о том, почему друзья ссорятся, как помириться.

- Каждому из вас я раздам «кодекс дружбы», разработанный психологами, ознакомьтесь с ним и старайтесь его соблюдать , чтобы не терять друзей.

                                       Кодекс дружбы

1.Делитесь новостями о своих успехах.

2. Искренне радуйтесь его успехам.

3. Добровольно помогайте в случае нужды.

4. Старайтесь, чтобы другу было приятно в вашем обществе.

5.  Уважайте внутренний мир друга.

6. Будьте уверенным в друге, доверяйте ему.

7. Защищайте друга в его отсутствие.

8. Будьте терпимым к остальным его друзьям.

9. Не критикуйте  друга публично.

10. Сохраняйте доверенные тайны.

11.Высказывайте эмоциональную поддержку

12. Не будьте назойливыми, не поучайте.

 





Предварительный просмотр:

                                       Кодекс дружбы

1.Делитесь новостями о своих успехах.

2. Искренне радуйтесь его успехам.

3. Добровольно помогайте в случае нужды.

4. Старайтесь, чтобы другу было приятно в вашем обществе.

5.  Уважайте внутренний мир друга.

6. Будьте уверенным в друге, доверяйте ему.

7. Защищайте друга в его отсутствие.

8. Будьте терпимым к остальным его друзьям.

9. Не критикуйте  друга публично.

10. Сохраняйте доверенные тайны.

11.Высказывайте эмоциональную поддержку

12. Не будьте назойливыми, не поучайте.

 

                                       Кодекс дружбы

1.Делитесь новостями о своих успехах.

2. Искренне радуйтесь его успехам.

3. Добровольно помогайте в случае нужды.

4. Старайтесь, чтобы другу было приятно в вашем обществе.

5.  Уважайте внутренний мир друга.

6. Будьте уверенным в друге, доверяйте ему.

7. Защищайте друга в его отсутствие.

8. Будьте терпимым к остальным его друзьям.

9. Не критикуйте  друга публично.

10. Сохраняйте доверенные тайны.

11.Высказывайте эмоциональную поддержку

12. Не будьте назойливыми, не поучайте.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по формированию нравственно–ценностных ориентаций учащихся на тему "Дружба – это…"

Данная работа формирует  у учащихся нравственно-ценностные ориентации на примере дружбы; через упражнения и тренинги развивает способности в коллективной деятельности, воспитывая качества, необхо...

Беседа-игра. 4 класс.Тема: "О себе, о дружбе, о друзьях".

Данный классный час посвящен толерантности, которую следует проявлять к людям разных национальностей и в отношениях между собой....

Беседа с учащимися на тему «Кижи болуру чажындан»

Беседа с учащимися на тему «Кижи болуру чажындан»...

Беседа с учащимися 1 класса на тему: «Кто такие злоумышленники. Как вести себя со злоумышленниками».

Беседа с учащимися 1 класса на тему: «Кто такие злоумышленники. Как вести себя со злоумышленниками»....

Беседа с учащимися по теме: «Материальные и моральные ценности: что важнее?»

Беседа с учащимися по теме: «Материальные и моральные ценности: что важнее?»...