Спортивно-оздоровительное направление. Игровая деятельность. Кружок «Быть здоровым – здорово!»
статья (1 класс) по теме

Алиева Светлана Станиславовна

1.Пояснительная записка.

       Программа   реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 3 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

       Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Вполне естественно, что этому может быть много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Актуальность программы:

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

     Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Быть здоровым – здорово!» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка. Включает в себя,  как теоретическую – изучение полезных и вредных привычек,  так и практическую части – организация подвижных игр.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

В программу включено знакомство с  различными  подвижными играми.  Игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. 

Подвижные игры имеют и оздоровительное значение.  Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей.

Цели программы:

  • создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
  • приобщение к занятиям  подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

  • обеспечить двигательную активность младших школьников  во внеурочное время;
  • познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
  • профилактика вредных привычек;
  • воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням;
  • развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
  •  воспитывать  культуру  игрового общения,  ценностного  отношения  к  играм  как  наследию  и к проявлению  здорового  образа  жизни.

Место курса в учебном плане:

Программа рассчитана для учащихся 3 классов.

На  реализацию курса «Быть здоровым – здорово!»  в 3 классе отводится  34 ч  в год  ( 1 час  в  неделю). Занятия проводятся по 35- 40 минут в соответствии с нормами СанПина.

    70%  содержания планирования направлено на активную  двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе или в спортзале.  Остальное время  распределено на всевозможные  тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и  внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни.                              

          Для успешной реализации программы будут  использованы  Интернет-ресурсы,  разработки внеклассных  мероприятий, презентации, видеоролики, мультфильмы о здоровом образе жизни и т.п.

Ценностные ориентиры:

Ребёнок не только усвоит определённые  знания и представления о здоровом образе жизни, но  и станет изучать себя, особенности организма, психологически готовиться к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

После каждого занятия у ребёнка должно появляться чувство удовлетворения, лёгкости и радости.

 

  Данная  программа строится на принципах:

  • Научности -   содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
  • Доступности -  содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
  • Коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками.
  • Патриотизма – индентификация себя с Россией, её культурой.
  • При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

  • Обеспечение мотивации

    Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

 Основные направления реализации программы:

        -организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

– организация и проведение динамических прогулок  и игр на свежем воздухе в любое время года;

– активное использование спортивной площадки

– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

– организация питания учащихся;

– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

– организация и проведение профилактической работы с родителями;

– организация встреч родителей с медицинским работником.

 

Формы занятий:

  • беседы
  • игры
  • элементы занимательности и состязательности
  • викторины
  • конкурсы
  • праздники
  • часы здоровья

 

Алгоритм работы с подвижными играми.

  1. Знакомство с содержанием игры.
  2. Объяснение содержания игры.
  3. Объяснение  правил игры.
  4. Разучивание игр.
  5. Проведение игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_bud_zdorov.docx43.68 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение      

 Общеобразовательная школа – интернат начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования г. Химки

                                                                       Утверждаю:

Директор МБОУ Школы-интерната

__________________(Суслова Л.С.)

                                            «01»     сентября       2013-2014 уч. г

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

3 класс

Уровень программы базовый

УМК «Перспектива»

Составитель: Алиева С.С.

Учитель I категории

2013- 2014 уч. г.

Спортивно-оздоровительное направление

Игровая деятельность

Кружок «Быть здоровым – здорово!»

1.Пояснительная записка.

       Программа   реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 3 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

       Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Вполне естественно, что этому может быть много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Актуальность программы:

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

     Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Быть здоровым – здорово!» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка. Включает в себя,  как теоретическую – изучение полезных и вредных привычек,  так и практическую части – организация подвижных игр.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

В программу включено знакомство с  различными  подвижными играми.  Игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.  

Подвижные игры имеют и оздоровительное значение.  Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей.

Цели программы:

  1. создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
  2. приобщение к занятиям  подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

  1. обеспечить двигательную активность младших школьников  во внеурочное время;
  2. познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
  3. профилактика вредных привычек;
  4. воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням;
  5. развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
  6.  воспитывать  культуру  игрового общения,  ценностного  отношения  к  играм  как  наследию  и к проявлению  здорового  образа  жизни.

Место курса в учебном плане:

Программа рассчитана для учащихся 3 классов.

На  реализацию курса «Быть здоровым – здорово!»  в 3 классе отводится  34 ч  в год  ( 1 час  в  неделю). Занятия проводятся по 35- 40 минут в соответствии с нормами СанПина.

    70%  содержания планирования направлено на активную  двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе или в спортзале.  Остальное время  распределено на всевозможные  тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и  внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни.                              

          Для успешной реализации программы будут  использованы  Интернет-ресурсы,  разработки внеклассных  мероприятий, презентации, видеоролики, мультфильмы о здоровом образе жизни и т.п.

Ценностные ориентиры:

Ребёнок не только усвоит определённые  знания и представления о здоровом образе жизни, но  и станет изучать себя, особенности организма, психологически готовиться к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

После каждого занятия у ребёнка должно появляться чувство удовлетворения, лёгкости и радости.

  Данная  программа строится на принципах:

  1. Научности -   содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
  2. Доступности -  содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
  3. Коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками.
  4. Патриотизма – индентификация себя с Россией, её культурой.
  5. При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

  1. Обеспечение мотивации

    Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

 Основные направления реализации программы:

        -организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

– организация и проведение динамических прогулок  и игр на свежем воздухе в любое время года;

– активное использование спортивной площадки

– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

– организация питания учащихся;

– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

– организация и проведение профилактической работы с родителями;

– организация встреч родителей с медицинским работником.

Формы занятий:

  1. беседы
  2. игры
  3. элементы занимательности и состязательности
  4. викторины
  5. конкурсы
  6. праздники
  7. часы здоровья

Алгоритм работы с подвижными играми.

  1. Знакомство с содержанием игры.
  2. Объяснение содержания игры.
  3. Объяснение  правил игры.
  4. Разучивание игр.
  5. Проведение игр.

Режим и место проведения занятий:

Занятия проводятся во второй половине дня.  Время занятий – 35 – 40 минут.

Место проведения – спортивный зал, пришкольная спортивная площадка,  кабинет для внеурочных занятий, актовый зал.  Подвижные игры и спортивные праздники проходят по усмотрению учителя на свежем воздухе или в спортивном зале. Конкурсы, беседы, викторины в кабинете для внеурочных занятий.

Результатом практической деятельности по программе «Быть здоровым – здорово!» можно считать следующие критерии:

  1. Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.
  2. Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.
  3. Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса.
  4. Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.
  5. Классный руководитель  координирует проектную работу учащихся, направленную на сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на  классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.

Формы подведения итогов работы:

Анкетирование детей

Мониторинг  состояния здоровья детей

2.Планируемые результаты освоения программы:

Предполагаемые результаты реализации программы

В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности

обучающиеся должны:

 иметь представление:

  1.  о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
  2. о режиме дня и личной гигиене;
  3. о вредных и полезных привычках;
  4. о народных играх;
  5.  о различных видах подвижных игр;
  6. о соблюдении правил игры.

    уметь:

  1.  применять на практике приобретенные  знания  о правилах ведения здорового образа жизни: занятие спортом, правильное питание, отказ от вредных привычек;
  2.  играть в подвижные игры;
  3. применять игры  самостоятельно;
  4.  соблюдать правила игры;
  5. работать в коллективе.

В результате реализации программы у обучающихся  будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У обучающихся  будут сформированы:

  1. установка на безопасный, здоровый образ жизни;
  2. потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  3. этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа

 уважительное отношение к культуре других народов.

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  1. понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  2. осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  1. проводить сравнение и классификацию объектов;
  2. понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  3. проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научится:

  1. работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  2. обращаться за помощью;
  3. формулировать свои затруднения;
  4. предлагать помощь и сотрудничество;
  5. слушать собеседника;
  6. договариваться и приходить к общему решению;
  7. формулировать собственное мнение и позицию;
  8. осуществлять взаимный контроль;
  9. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  1. формирование первоначальных представлений о значении   спортивно-оздоровительных занятий  для укрепления здоровья, для  успешной учёбы и социализации в обществе.
  2. овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)

3.Учебно-тематический план занятий

№ п/п

Дата

проведения

             Содержание программы 

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1

Вводное занятие. За здоровый образ жизни. Конкурс рисунков  «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»

1

2

Спорт  любить —  здоровым быть! Подвижные игры на свежем воздухе «Краски», «Колечко», «3ий лишний»

1

3

Народные игры.  «Борьба в цепи», «Золотые ворота». Игры моих родителей.

1

4

Знакомство с планом работы занятий. Дорога в школу.  Составление безопасного маршрута следования от дома до школы.

1

5

Режим дня школьника. Встреча с медицинским работником.

1

6

Народные игры. «Найди и садись», «Казаки – разбойники».

1

7

Народные игры. «Чехарда», «Сантики – фантики».

1

8

"Здоровым быть здорово!" игровая программа. Игры моих бабушек и дедушек.

1

9

Разучивание пальчиковых игр: «Волшебные пальчики», «Здравствуй, пальчик»,  «Долго, долго мы лепили»

1

10

Народные игры. «Дед Мазай», «Море волнуется».

1

11

Игры разных народов. «Садовник», «День – ночь».

1

12

Упражнения и игры на развитие  внимания.

1

13

Подвижные игры ««Пустое место», «Моргалки».

1

14

Вредные привычки.  Курение – это болезнь.

1

15

Играя, подружись с бегом «Гигантские шаги».

1

16

Игры – эстафеты.(Скакалки, мячи, гранаты)

1

17

Игры с прыжками   «Зайцы в огороде»

1

18

Кто сильнее? Разучивание игр-соревнований «Бой петухов»,  «Борьба всадников»

1

19

Мой весёлый звонкий мяч! «Халихало! Стоп!»

1

20

Сюжетные игры

1

21

Полезные привычки в питании.  Фрукты – лучшие продукты. Выпуск стенгазеты.

1

22

Зимние забавы.  Лыжные гонки.

1

23

Зимние забавы.  Эстафеты на санках.

1

24

Зимние забавы.  «Клуб ледяных инженеров».

1

25

Беседа «Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!»

1

26

Рефераты на тему: «Полезные  и вредные привычки»

1

27

Здоровое питание –отличное настроение.

1

28

Помоги себе сам. Презентация на тему.

1

29

Праздник «Быть здоровым – здорово!»

1

30

Час здоровья

1

31

Разучивание игр-эстафет «Команда быстроногих»

1

32

Полезные привычки в питании. Овощи на твоём столе.

1

33

Полезные привычки. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Беседа с медицинским работником.

1

34

Анкета викторина.

1

Итого 

18

16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности кружок "Тулячок"

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тулячок»...

Открытое занятие с использованием презентации. Тема "Здоровье.... Здоровье? Здоровье!

В мероприятии используются стихотворения, загадки, сценки, пословицы, поговорки. Мероприятие тематически построено по следующему плану:1. Чистота - залог здоровья2. В здоровом теле - здоровый дух3. По...

Презентация к открытому мероприятию "Здоровье... Здоровье? Здоровье!"

Презентация сопровождает открытое мероприятие "Здоровье.... Здоровье? Здоровье",  порядок использования слайдов отражён в сценарии открытого мероприятия....

Конспект занятия внеурочной деятельности кружок «Марафон здоровья (спортивно-оздоровительное направление)»

Конспект занятия внеурочной деятельности   кружок «Марафон здоровья (спортивно-оздоровительное направление)»...

Рецензия на учебно-методическое пособие «Коррекционная направленность игровой деятельности детей с нарушением зрения»

РЕЦЕНЗИЯна учебно-методическое пособие«Коррекционная направленность игровой деятельности детей с нарушением зрения»учителя начальных классовЖанны Николаевны ВаськинойГБОУ «Cпециально...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»

Учебно-методическое пособие «Коррекционная направленность игровой деятельности детей с нарушением зрения» - это инструмент, который помогал бы педагогам и специалистам эффективно работать ...

Апробация учебно-методического пособия «Коррекционная направленность игровой деятельности детей с нарушением зрения»

Заключение методического совета ГБОУ «CКОШИ №62 III- IV вида»Рецензия на учебно-методическое пособие «Коррекционная направленность игровой деятельности детей с нарушением зрения&raqu...