Классный час "Что такое настоящая дружба?"
классный час (4 класс) по теме

Цели: Сформировать представление о нравственных нормах  дружбы и стремление следовать им в коллективе детей, сформулировать понятие

«дружба», выяснить причины неблагополучия в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_nastoyashchaya_druzhba.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Что такое настоящая дружба »

Классный час в 4-В классе

Цели: Сформировать представление о нравственных нормах  дружбы и стремление следовать им в коллективе детей, сформулировать понятие

«дружба», выяснить причины неблагополучия в коллективе.

1. Организационный момент

2.Вводная беседа

Звучит музыка (песня о дружбе)

- Вы уже догадались, о чём сегодня пойдёт разговор.

(слайд№1)

-что такое дружба?

-зачем она нужна?

(слайд №2)

3.Что такое дружба?

Во все времена у всех народов ценилась дружба,

(слайд №3)

«Кто не ищет дружбы с близким, тот сам себе заклятый враг »- писал ещё в 12 веке грузинский поэт Шота Руставели.

А великий писатель прошлого В. Шекспир описывал настоящего друга таким образом:

Настоящий друг везде  

Верен в счастье и в беде

Грусть твоя его тревожит    

Ты не спишь – он спать не может

И во всём без лишних слов

Он помочь тебе готов.

Как видите в понятие «дружба»  великие люди  вкладывали большой смысл. И мы должны подходить к нему с высокой меркой и мерой ответственности за дружбу.

При  каких условиях может возникнуть дружба?

(ответы детей)

Конечно, дружба возникает, прежде всего, из совместной деятельности, общих переживаний. Ведь каждый человек испытывает желание быть нужным замеченным. А это и есть начало дружбы. То есть, в основе дружбы лежит понимание близкого человека, основанное на симпатии. А как проявляется симпатия? (ответы детей)

В улыбке проявляется расположение человека, его доверие к другому.

(слайд №)

Но такие отношения могут быть не только между двумя людьми. Эти чувства могут стать основой создания в классе коллективной дружбы.

Давайте подумаем, часто ли мы видим улыбку расположения и доброго отношения у нас. Что мешает строить дружеские отношения?

4.Составление творческого рассказа о классе .(работа в группах)

Проведём эксперимент.

Вместе напишем творческий рассказ о классе. Я  прочитаю рассказ, а вы вставите свои мысли, рассуждения и ответы.  Потом сделаем вывод и наметим план совместного пути до настоящей дружбы.

Рассказ

В классе проходило собрание. Оно было посвящено коллективу. «Ребята, сказал учитель, о чём в отношении друг к другу вы хотели бы поговорить?»

(дети записывают)

«Я считаю,- сказала Света,- что нам в первую очередь надо говорить о внимании друг к другу. Вот пусть ребята скажут, что такое внимательность.

(дети записывают)

«А ты лучше сама скажи, бываешь ли ты заботлива к другим или только о себе думаешь?»- выкрикнул Петя.

«Не надо перерекаться-сказал учитель. Давайте лучше каждый вспомнит какой-то пример, когда в классе по отношению к нему проявили заботу и чуткое отношение. Это ведь и есть внимательность».

(дети записывают)

Таких примеров ребята привели немного. « Вот видите,- сказал учитель,- значит, в нашем классе не хватает заботливого отношения друг к другу. Почему это происходит?»

(дети записывают)

-Что же мы должны решить на сегодняшнем собрании? До чего договориться? 

(дети записывают)

5.Обсуждение ответов

(высказывания детей)

Как видите, из нашего рассказа следует, что вам не нравится отсутствие этических норм поведения, доброго отношения друг к другу.

Происходит это по многим причинам: незнание этических норм поведения, неумение следовать им, привычка отдаваться первому порыву, неумение считаться с другими. А некоторые ребята, стремясь утвердить себя среди товарищей, ведут себя странно и непонятно для других.

Как итог наших рассуждений прозвучит стихотворение о дружбе:

Что такое дружба?-

        Спросила я у птицы,

        Это когда коршун

        Летает вместе с синицей.

        Спросила я у зверя:

Что такое дружба?

Это когда зайцу

Лисицы бояться не нужно.

А после спросила я у девочки:

Дружба - что такое?

Это что-то огромное.

Радостное и большое.

Это, когда ребята все сразу,

Все вместе играют,

Это, когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете

И звери и птицы и дети.

6.Работа с пословицами:

В начале нашего занятия мы узнали, что народ издавна ценил дружбу.

Об этом рассказывают пословицы. Дома вы читали пословицы. Сейчас мы проведём конкурс «Лучший знаток пословиц»

Работать вы будете в группах.

Кто быстрее и правильнее соберёт пословицу.

  1. Друзей, не, новых, теряй, старых, наживай, а
  2. Когда, узнаешь, ним, соли, с, съешь, друга, пуд
  3. Выиграешь, за, друга, стой, друг, и, бой
  4. Стекло, как, дружба, не, разобьётся, сложишь (слайд№)

А теперь проверим, кто знает больше пословиц о дружбе.

(награждаются лучшие знатоки пословиц)

7.Выяснение значения понятий «друг» и «товарищ».

Пословица гласит: Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

А как вы считаете, сколько у человека может быть друзей? Чем отличается понятие «товарищ» от понятия  «друг»? Заглянем в словарь Ожегова.

(слайд№)

Если мы говорим о классе - мы друзья или товарищи?

А могут ли товарищи дружить? Таким образом, есть дружба личная и коллективная. Личная основана на отношении друг к другу, а коллективная на общем деле, единстве в отношении к нему. Поэтому, когда мы говорим о классе - мы товарищи, а внутри товарищеских отношений есть личные – это друзья. Значит, чтобы в классе был коллектив, надо стремиться, чтобы тебя окружали не просто одноклассники, а товарищи. А как добиться этого?

Вспомните рассказ. Это чуткое, доброе отношение друг к другу.

7.Инсценировка «Урок дружбы»

Автор. Жили два воробья: Чик и Чирик.

появляются « мальчики-воробьи», шумно произнося:  «Чик! Чик!» и «Чирик! Чирик!»

«Разлетаются» в разные стороны

Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

Появляется  Чик с посылочным ящиком.

Чик. Спасибо, бабушка! (Прижимает посылку к груди.)

А Чирику я ничего не скажу. Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется. (С жадностью «клюёт» зёрна.) Ну, вот и всё! (Поглаживает живот.)

Ох, и наелся же я! (Выбрасывает ящик в сторону, «складывает крылышки», закрывает глаза, засыпает.)

Появляется Чирик. Находит ящик и возле него несколько зёрен пшена.

Чирик. Кто-то ящик выбросил.… А в нём пшено было.… Соберу-ка я зёрнышки! (достаёт пакетик, складывает.) Полечу, поищу Чика. ( «Улетает, натыкается на спящего Чика.») Здравствуй, Чик!

Привет, Чирик.

Чирик. Я сейчас нашёл десять зёрнышек пшена. Давай, их поровну разделим и склюём.

Чик.

Не надо... зачем?.. Ты нашёл - ты и ешь!

Чирик. Но мы же с тобой друзья. А друзья всё должны делить пополам. Разве не так? (протягивает пакет.)

Чик. Ты, наверное, прав. (Опускает голову.)

Автор. Чику стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля - значит обидеть его.

Чик. (Берёт зёрнышки с виноватым видом) Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок дружбы!

-Чему научил Чирик  

Чика?

8.Рассказ «Как на свете жить?» (В. Сухомлинский)

У маленькой Кати большая радость - поправился её папа. Больше года он болел, лежал в больнице, перенёс три операции. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснётся Катя ночью и слышит: мама плачет.

А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.

Встретила девочка во дворе своих одноклассников: Петю и Гришу и поделилась своей радостью:

-Наш папа выздоровел!

Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч.

Катя пошла к девочкам, игравшим в классики.

-Наш папа выздоровел!- сказала она.

Одна девочка с удивлением спросила:

-Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатился комок, дышать ей стало трудно.

Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.

-Почему заплакала Катя?  

Не всегда просто поступить в той или иной ситуации с позиции настоящей дружбы, товарищества. Но именно такая позиция помогает крепнуть дружбе.

Вспомните, когда мы проводим командные соревнования. Побеждает не ваша команда. Какие чувства вы испытываете?

(ответы детей)

Послушайте совет писательницы Алины Гольдниковой: «Игра это развлечение, проверка сил, дружеское соревнование, а не поединок, в результате которого побеждённый умирает, но только не от ран, а от злости»

Помните об этом, если ваши дружеские чувства подвергнутся испытаниям.

9.Тренинг- обучение «Как не ссориться»

Ну, а если всё-таки назрела конфликтная ситуация, из неё всегда можно выйти с честью.

Попробуем потренироваться.

1)Разыгрывается  конфликт между двумя ребятами. Он выражается во взаимных обвинениях: «Ты не умеешь себя вести!» «Ты всегда так груб!»

2)Этот же конфликт выражен в сообщении о вашем состоянии: «Когда ты так кричишь, мне всегда становится так страшно!» «Мне так обидно, когда ты грубишь мне!»

Теперь, я надеюсь, вы всегда сможете решить конфликт мирным путём.

10.Правила дружбы.

В ходе нашего занятия у каждого из вас была возможность подумать над тем, как он чувствует себя в классе и чего не хватает нам для настоящей дружбы

Инициативная группа в ходе занятия составила правила дружбы, по которым следует жить в коллективе.

(слайд №)

Я хочу, чтобы теперь и всегда вы, ребята, жили в классе так, чтобы ваши отношения соответствовали «Правилам дружбы», тогда в классе будет настоящий коллектив, и никто не будет чувствовать себя одиноким.

В нашей стране есть самый главный закон- Конституция, в котором записаны права и обязанности всех граждан России. Одно из прав - право голосования по важным вопросам государства. Давайте и мы, как взрослые воспользуемся этим правом и проголосуем за дружбу в нашем классе.

(на плакат с надписью «Мы голосуем за дружбу» дети наклеивают вырезанные из цветной бумаги ладошки)

11.Песня о дружбе

(слайд№9)

Используемая литература:

1. «Гармония общения» Венецкая А.Б., Исакова Т.Г. МАГУ,2004  

2. «Завуч начальной школы» Научно-практический журнал №1, 2004

3. «Калейдоскоп творческих дел для начальной школы» Мищенкова Л. Академия развития, 2005

4. «Калейдоскоп увлекательных мероприятий» Елизарова Е. М., Решетникова Г.Н., Издательство «Учитель», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Что такое настоящая дружба?"

Этот классный час направлен на воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу....

Презентация к классному часу "Что такое настоящая дружба?"

В помощь учителю в проведении классного часа....

Классный час "Что такое настоящая дружба?"

Классный час на тему: "Что такое дружба"....

Классный час на тему: «Что такое настоящая дружба?»

Классный час на тему:«Что такое настоящая дружба?»В результате занятия участники смогут:-    сформулировать понятие «дружба»,-    практиковать навыки взаимопомощи при реш...

Классный час на тему:«Что такое настоящая дружба?»

Форма проведения классного часа – деловая игра.Цель – воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу.В оформлении класса можно использовать плакат с надписью: "Дружб...