Родительское собрание
консультация (4 класс) по теме
Родительское собрание № 1
Тема: «Нравственные законы семьи – законы жизни. Острые углы семейного круга»
Цель:
- Обсудить с родителями основные правила семейного воспитания, обменяться опытом воспитания детей в семье
- Обсудить с родителями стили воспитания детей и их влияние на формирование личности ребёнка
Форма:
- Информационный лекторий с элементами дискуссии
Участники:
- Родители, классный руководитель
Ход собрания
Уважаемые родители! Сегодня мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и общее развитие ребёнка.
В связи с этим хотелось бы обратиться к словам Ю.Рюрикова: «К воспитанию детей следовало бы относиться как к самой важной из земных профессий»
Каждый родитель хотел бы так воспитать своего ребенка, чтобы он стал его счастьем и гордостью. Это действительно очень кропотливый, нелёгкий труд - быть родителем. Русская пословица говорит: « Не мы на детей походим, а они на нас».
Наш сегодняшний разговор посвящён нравственным устоям семьи, попытке определить каждому из родителей формулу родительской педагогики, обменяться своим опытом воспитания детей в семье. Мы познакомимся с некоторыми типами неправильного семейного воспитания, хотя на самом деле их не перечесть. Психология семейного воспитания выдвигает требование об оптимальной родительской позиции. Позиция родителей в воспитании детей является оптимальной, если они принимают ребёнка таким, какой он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и на основе этой оценки строят воспитание; если они способны изменить методы и формы воздействия в соответствии с изменением обстоятельств жизни ребёнка; если их воспитательные усилия направлены в будущее и соотносятся с требованиями, которые ставит перед ребёнком его дальнейшая жизнь.
Оптимальная родительская позиция направлена на благо ребенка. Она предполагает критическое отношение родителей к своим ошибкам. Русская гуманистическая мысль ещё в 19 веке понимала воспитание как взаимодействие равноправных участников. Всё воспитание в семье держится на любви к детям. Любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей.
Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению психологов, исследующих проблемы семейного воспитания. Контроль необходим ребёнку. Потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребёнок теряется в окружающем мире, среди людей, правил. Вещей. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребёнка быть самостоятельным. Надо найти такие формы контроля. Которые бы соответствовали возрасту ребёнка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля.
Американские психологи предлагают взамен директивного подавляющего контроля ( «делай, как я сказал») использовать инструктивный контроль ( «может быть, ты сделаешь так, как я предложу»). Инструктивный контроль раз ввивает инициативу, трудолюбие, самодисциплину.
Трудно изменить сложившиеся подходы родителей к воспитанию детей. Тому, кто открыт новому опыту, желает изменить своё отношение к своим детям, можно обратиться к « Великой хартии» Януша Корчака о правах ребёнка:
- ребёнок имеет право на сегодняшний день,
- право быть тем, что он есть.
Ш.Л.Амонашвили говорил о детях: « Плохими дети не рождаются. Ребёнок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей и учителя. Тело ребёнка – это форма, в которой природа опредмечивает себя. Настоящая основа человека, не отдельные его качества, а образ жизни. Ребёнок живёт с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребёнок – существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребёнку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребёнок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе»
Понимание ребёнка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесёт благо и ребёнку, и родителям.
1. Я предлагаю вам тест: « Какой вы родитель?
Задание: родителям надо отметить те фразы, которые они наиболее часто употребляют в общении с детьми.
- сколько раз тебе повторять!
- посоветуй мне, пожалуйста.
- не знаю, чтобы я без тебя делал (а)!
- и в кого ты такой уродился!
- какие у тебя замечательные друзья!
- ну на кого ты похож (а)
- я в твоё время!
- ты моя опора и помощник (ца)!
- ну что за друзья у тебя!
- о чём ты только думаешь!
- какая ты у меня умница!
- а ты как считаешь, сыночек (доченька)?
- у всех дети как дети, а ты?
- какой ты у меня сообразительный (ая)!
Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел, ведь какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.
7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности!
9-10 баллов. Непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
11-12 баллов. Вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви, развития вашего ребенка.
13-14 баллов. Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушайтесь к его словам!
2. Расхождение во взглядах на вопросы воспитания ребенка между мужем и женой констатируются чаще всего при сравнении ответов отца и матери.
Решение родительского собрания.
Родительское собрание может рекомендовать родителям выбор оптимального стиля воспитания и, в случае необходимости, индивидуальные консультации с педагогом и психологом.
Родительское собрание №2
на тему «Мы и наши дети ».
Добрый день, уважаемые родители! У вас уставшие лица. Многие, наверное, пришли после рабочего дня или домашних дел. Я постараюсь, чтобы беседа была для вас полезной и интересной. Давайте создадим себе бодрое настроение (родителям предлагается тарелка с нарезанным апельсином – каждому по дольке). Медики утверждают, что запах цитрусовых повышает работоспособность, снижает сонливость, улучшает настроение и самочувствие.
Проблема: однажды к мудрецу из далекой деревни пришли молодые люди:
- Мудрец, мы слышали, что ты даешь всем мудрые советы, указываешь правильный путь. Помоги и нам. Старшее поколение нашей деревни перестало нас понимать, а с этим нам очень трудно жить. Что нам делать?
Мудрец посмотрел на них и спросил:
- А на каком языке вы говорите?
- Все молодое поколение говорит на тарабарском.
- А старшие жители?
Задумались молодые люди и признались:
- А мы не спрашивали.
- Именно поэтому у вас получается их только слушать, но не понимать.
В чем смысл притчи?
Наши дети не всегда нас понимают, а всегда ли мы понимаем своих детей7
Это и будет темой беседы. Чем она вам интересна?
Обсуждение.
В какой возрастной период дети и взрослые сталкиваются с проблемой непонимания? С чем это связано?
Я предлагаю обсудить проблему непонимания именно в подростковом возрасте, т.к. ваши дети учатся в старших классах и проходят именно этот период.
Подростковый период занимает особое место именно потому, что является переходом от детства к взрослости. А это две разные жизни. Для ребенка это грандиозное событие. А мы – взрослые – не всегда можем увидеть и понять первые ростки взрослости. В чем же они проявляются?
Что характерно для поведения подростка?
Итак, вы правы, что:
дети вдруг становятся сметливыми, они знают буквально все;
чрезвычайно важным становится общение со сверстниками;
подросток начинает проводить большую часть времени у себя у себя в комнате, куда нам входить запрещено, как запрещено трогать его вещи;
свойственны перепады настроения;
в поведении присутствует злоба, неприязнь, агрессия;
склонность к упрямству и своенравию;
изменяется отношение к учебе, ухудшаются оценки, растет незаинтересованность в школьных знаниях.
Всегда ли мы понимаем и принимаем эти изменения?
Как чаще всего мы на них реагируем?
Поэтому в семье начинают возникать конфликты. Но такое поведение нормально. Это типичное поведение обычного подростка. Не нужно видеть в этом проблему. Нужно научиться понимать детей. Это сложно, но вполне реально. Давайте попробуем и начнем с себя.
Задание 1.
Посмотрите на рисунок (слайд с различным выражением лица). И для себя мысленно ответьте на вопросы:
с каким выражением лица вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?
с каким выражением лица общается ваш ребенок с вами?
каким, по вашему мнению, должно быть выражение лица вашего ребенка при общении с вами?
а выражение вашего лица?
Встретились знакомые выражения? Вы задумались? Значит, первый шаг к пониманию сделан.
Задание 2.
А теперь возьмите лист бумаги. Вы когда-нибудь ругали своих детей злобно, несдержанно? Сгибайте лист так как вам хочется. При каждом сгибе вспомните все негативные, обидные слова, сказанные в адрес ребенка.
А сейчас начните разгибать лист. И с каждым отгибом вспоминайте то хорошее, что вы говорили детям.
Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним. Не забывайте об этом. Это второй шаг к пониманию.
Задание 3.
Давайте попробуем дать советы родителям, которые столкнулись с проблемой непонимания.
Ситуация 1.
Мама 14-летней девочки заметила, что дочь в последнее время стала хуже себя вести, грубит, отдалилась от нее. Отчуждение мучает маму, но она не знает, как себя вести. Помогите маме советом. Как ей поступить в этой ситуации.
Ситуация 2.
В 9 классе у сына появились плохие оценки, он стал мало времени уделять подготовке к урокам, выяснилось, что некоторые уроки он вообще прогуливает. Что предпринять маме?
Спасибо. Я думаю, ваши советы пригодятся этим родителям.
Герой известного фильма – старшеклассник – написал в своем сочинении: «Счастье – это, когда тебя понимают». Что же мы должны сделать, что бы наши дети были счастливы? Давайте попробуем составить кодекс «Три правила понимания».
Рефлексия.
Вы не зря потратили время?
Что дала вам беседа?
Большое спасибо за помощь и сотрудничество.
Действие, как известно, равно противодействию. Если крепкий орех пытаться разгрызть зубами, можно и без зубов остаться. А не лучше ли, как учили нас в школе: завернуть орех тряпочку, полить его водой, в тепло положить, да подождать. Вдруг он не то, что раскроется, а даже прорастет. Всем на радость. Может, и с подростками надо поступать так, чтобы дурной характер дал трещину, и личность могла спокойно прорасти? Если, конечно, хватит терпения, находчивости и мужества, чтобы этого дождаться!
Родительское собрание №3.
«Мальчики и девочки – почему они разные?»
Цели и задачи:
1. Познакомить родителей с особенностями развития девочек и мальчиков, с их физиологическими и эмоциональными различиями.
2. Дать рекомендации по воспитанию девочек и мальчиков.
Предварительная подготовка: провести диагностику темпа и работоспособности, нарисовать с детьми рисунки на тему «Космос».
Ход собрания
1. Вступление
Давайте вернёмся на 6-7 лет назад. Ваш первый радостно-тревожный вопрос: «Кто у меня, мальчик или девочка?». А на вопросы близких: «Ну кто?»- гордый ответ: «Мальчик!» - или счастливый: «Девочка».
Во многих методических пособиях, рекомендациях, книгах мы видим неумолимое: «ребёнок в 1 год должен… в 4 года должен … к 7 годам должен …» И приводятся таблицы по возрастам: что должен уметь бесполый ребёнок. Хотя восприятие, мышление, память и многое другое – индивидуальное и разное. Попробуем заглянуть под покров тайны, раскроем для себя загадки мира мальчиков и девочек.
2. Основная часть
Начнём с того, как наши дети воспринимают мир. До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. В первом- втором классе у девочек выше кожная чувствительность, т. е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» - кукол, тряпочки- и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т. д. используя при этом всё предоставленное им пространство. Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы.
Кроме того, показано, что мальчикам в отличие от девочек для их полноценного психического развития требуется большое пространство.
Если пространства мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются в шкаф. Задайте себе вопрос: а вы умеете понимать и учитывать эти различия при воспитании детей разного пола?
Опять же если среди мальчиков много двоечников, трудновоспитуемых, то почему почти все выдающиеся учёные, художники, врачи, писатели, конструкторы- мужчины? И почему многие великие люди плохо учились в школе? А ещё среди двоечников- мальчишек много тех, кто так и не сможет реализовать то, что подарила им природа.
Оказывается мы не умеем учить мальчиков. Стратегия обучения в детском саду, и в школе чаще всего рассчитана на девочек. Учат и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома- мама и бабушка, в детском саду- воспитательница, в начальной школе- учительница, и лишь в старшей школе иногда появляются мужчины- предметники. Утверждают, что женщина вряд ли может вырастить настоящего мужчину. У неё другой тип мозга и другой тип мышления.
Давайте посмотрим рисунки детей: особенности мышления ярко проявляются именно в детском рисунке. Вот дети рисовали на тему «Космос». Определите, где рисовали мальчики, а где девочки?
Вообще мальчики чаще рисуют технику, их рисунки наполнены действием, движением, всё кругом движется, бежит и шумит. А девочки рисуют людей , в том числе и себя.
Как мальчики и девочки отвечают на занятиях в школе? Мальчик смотрит на парту, в сторону или перед собой, если знает ответ. Отвечает уверенно, а девочка смотрит в лицо учителю; отвечая, ищет подтверждение правильности своего ответа и только после кивка взрослого продолжает уже более уверенно.
И в вопросах детей прослеживается та же линия. Мальчики чаще задают вопросы ради получения какой- то конкретной информации(«А какой у нас следующий урок?»), а девочки – для установления контакта со взрослым(«А вы к нам ещё придёте?»). То есть мужчины больше ориентированы на информацию , а женщины- на отношения между людьми.
Специалисты отмечают, что и время, необходимое для вхождения в урок,- период врабатываемости- у детей зависит от пола.
(Родителям раздаются карточки с графиком работоспособности каждого ребёнка по проведённому заранее тесту).
У девочек в младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически. Но их ответы более однообразны. Мальчики нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, так как они реже раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажется/они не думают. Не ищут решений, а поиск идёт.
Установлено, что мужчины лучше выполняют поисковую деятельность. Выдвигают новые идеи. Они лучше работают. Если нужно решить принципиально новую задачу, но требования к качеству, аккуратности оформления невелики. И в школе мальчик может найти новое, нестандартное решение задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить в результате «двойку».
Женщины обычно лучше выполняют задачи уже не новые, а типовые, шаблонные, но когда требования к тщательности велики.
Итак, девочке надо объяснить. Как решать задачу, а мальчику не объяснять до конца, а натолкнуть его самого на нахождение принципа решения. Только так он поймёт, а значит, и запомнит принцип решения.
Рекомендации:
- Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные.
- Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина - девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт, и сравнивать себя в детстве с ними - неверно.
- Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
- Старайтесь, давая задания мальчикам, как в школе, так и в быту, включать в них упражнения на сообразительность.
- Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
- Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешать ей понять, за что её ругают. Сначала объясните, в чём её ошибка.
- Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны; так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребёнок перестанет вас слышать.
- Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы без причины, или по незначительным поводам из-за усталости. Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально.
- Помните: для ребёнка чего-то не уметь, чего-то не знать- это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок.
Родительское собрание №4
«Прощай начальная школа»
Цели:
1)создать ситуацию активного осмысления результатов четырёхлетней жизни классного сообщества;
2)способствовать проявлению у учащихся и их родителей искреннего чувства благодарности всем, с кем они общались в школе в течение четырёх лет, и радости в связи с переходом в новый мир общения в пятом классе;
3)Повышение роли родителей в глазах ребёнка.
Задачи собрания:
1.Итоги года (кратко)
2.Познакомить родителей с современной информацией о роли компьютера в жизни школьника
3.Показать возможности использования компьютера для учебной деятельности в домашних условиях
4.Обратить внимание родителей на возможные негативные воздействия компьютера на здоровье их ребенка и на то, как можно их избежать
5.Познакомить родителей с компьютерными возможностями нашего учебного заведения
6.Участие родителей и гостей в праздничном концерте «Прощай, начальная школа»
Участники:
учащиеся 4-го класса и их родители, учитель начальных классов.
Подготовка
I.Подготовка выступлений классного руководителя в первой части собрания об итогах четырёхлетней жизни класса
II.Создание совместно с родителями коллективного портфолио класса (блога класса), бланков почетных грамот учащимся и благодарностей родителям
III.Анкетирование учащихся, созданиепамяток для родителей
IV.Приглашение на собрание администрации школы, будущего классного руководителя 5-го класса
V.Подготовка учащимися песен, стихов, сценок, юморесок, танцев и других номеров для участия в праздничном концерте «Прощай начальная школа!»
VI.Изготовление учениками альбома для пожеланий в котором дети и взрослые в ходе собрания могут написать пожелания одноклассникам и учителям.
Оборудование кабинета
"круглый стол"; компьютер; проектор; музыкальный центр
Ход собрания
Первая часть(место проведения – внутренний двор школы)
Педагоги, родители и учащиеся принимают участие в торжественной линейке выпускников начальной школы. Итоги года, вручение грамот и благодарственных писем.
Вторая часть (место проведения – компьютерный класс)
1. Беседа за «круглым столом»
Родителям предлагается задать следующие вопросы:
Какое место занимает компьютер в жизни ребенка: частичку или целый мир?ú
Знаете ли вы, чем занят ребенок в свободное время, особенно когда вы отсутствуете дома?ú
Почему дети часто охотнее общаются с компьютером, а не со сверстниками?ú
Знаем ли мы, взрослые, какие проблемы возникают у ребенка, остаю¬щегося изо дня в день один на один с компьютером?ú
Затем рассматриваются две ситуации с позиции родителей
Ситуация 1.
Ребенок за компьютером. Он не шатается бесцельно и не известно с кем по улицам, он дома, не бегает, не прыгает, не разбрасывает карандаши, фломастеры, не малюет ими, где попало, не режет на мелкие ку¬сочки любимое мамино платье. Он занят, не пристает к взрослым и даже, может быть, учится чему-то (по обучающим программам) или развивается (по развивающим программам) либо просто получает заряд положительных эмоций
Ситуация 2.
Компьютера нет. Зато есть столько проблем! Усадить дитя за уроки, погулять с ним, потом чем-то занять, потом все убрать или заставить это сделать его самого и т. д. И при этом надо его еще воспитывать, напрягать свои нервы и умственные силы. Многие считают, что, купив наследнику персональный компьютер, можно облегченно вздохнуть. Но есть ли для этого основания? Решаем ли мы этим проблемы? Или создаем новые?
Родителям предлагается ответить на вопрос:
для чего вы купили ребенку компьютер? После этого их знакомят с ответами детей на вопрос анкеты «Что тебя привлекает в работе на компьютере?» и просят оценить, совпадают ли ответы детей с ожиданиями родителей, а если нет, то почему?
Немаловажно обратить внимание родителей на то, какие компьютеры они купили ребенку, по какому принципу выбирали. Как организовали рабочее место ребенка (поставили на письменный стол, сказав:"пользуйся"или купили специальные стол и кресло)? Кто "ухаживает" за компьютером: ребенок или мама?
Не помешают родителям и несколько советов.
Немаловажно, что компьютером в большинстве семей пользуется только ребенок, т. е. родители имеют весьма поверхностное представление о том, чем же на самом деле он занят. Из этого следует, что родители должны овладеть азами компьютерной грамотности, чтобы вовремя успеть сориентироваться, да и не потерять авторитет собственного ребенка. Внимание родителей обращается на время, проводимое детьми за компь¬ютером. Ученики нашего класса указали, что за компьютером в среднем они про¬водят 1,5-2 ч... Это не мало, если не сказать, что много! Родителям предлагается информация о количестве времени, проводимом ребенком за компьютером, без вреда для здоровья.
Примерная продолжительность работы детей за компьютером:
1 класс - до 10 мин;
2-5 класс - до 15 мин;
6-7 класс - до 20 мин;
8-9 класс - 25 мин;
10-11 класс - 30 мин.
Здесь, прежде всего, учтены требования врачей и санитарных норм к уро¬кам информатики. В соответствии с ними для учеников 5 класса непрерывная работа за компьютером должна составлять 15 мин, т. е. 15 мин работа, затем - отдых и т. д. Так ли это на самом деле?
Далее просим родителей ответить на вопрос: как часто вы контролируете время, проведенное ребенком за компь¬ютером, и его распределение в течение суток? Что же писали об этом дети?
-Я сижу за компьютером столько, сколько хочу - 70% (понятно, что мно¬гие могли и слукавить, но тем не менее...) -Мое время работы за компьютером ограничено - 50%
Сегодня миллионы пользователей жалуются на затуманивание зрения, трудности при переносе взгляда с ближних предметов на дальние и наоборот, кажущееся изменение окраски предметов, их двоение, неприятные ощущения в области глаз: чувство жжения, "песка", покраснение век, боли при движении глаз. Родителям пригодятся знания по профилактике близорукости.
После каждого занятия с компьютером необходимы, как минимум,упражнения для глаз иобщеукрепляющие упражнения. Кроме зрительного переутомления компьютер может быть опасен:
•для позвоночника (для профилактики заболеваний позвоночника следует правильно организовать место за компьютером, как можно чаще менять позу или вставать из-за компьютера и, конечно же, по возможности делать гимнастику, заниматься спортом и всячески развивать мышцы спины
•для органов дыхания (вредна пыль)
•появлением синдрома запястного канала (жгучая боль и покалывание в области расхождения ветвей срединного нерва, болезненность и онемение запястья, ладони и пальцев, неловкость и слабость пораженной ладони)
•возможны стрессы и нервные расстройства, источниками которых могут быть разные ситуации (наверное, нет такого человека, у которо¬го никогда бы не "зависал" компьютер, не терялась несохраненная информация, не было проблем с программами...)
Часто нервные расстройства, возникающие у ребенка, связаны и с компьютерными играми. Чтобы узнать, во что играет ребенок, достаточно взглянуть на обложки игр.
Необходимо с особым вниманием и ответственностью отнестись к выбору детских компьютерных игр: не увлекаться "пугалками" и "стрелялками", т. к. они - "провокаторы"агрессивного поведения ребенка.
Во-первых, они не требуют от детей проявления терпения и силы воли, необходимых для серьезных интеллектуальных занятий, вырабатывают при¬вычку к развлечению, бездумности, легкому достижению цели. Уже имеются печальные результаты увлечения такими играми: педагоги видят, что через два года постоянных игр дети не могут связно рассказать о своей любимой игре, ограничиваясь возгласами и междометиями типа "бац", "ты-ты-ды" и т. п. Они легко ориентируются в компьютерной терминологии, быстро выполняют тестовые и учебные задания, но, увы, в большинстве случаев не дают правильных решений. У детей вырабатывается быстрота реакции, однако теряется способ¬ность к сосредоточенности, необходимая для успешного выполнения учебных задач.
Во-вторых, подобные игры отчуждают ребенка от живой природы, от свер¬стников, родителей. Может ли компьютер заменить общение с родителями? А общение с друзьями, другими людьми, природой? (На эти вопросы предла¬гается ответить родителям.)
И третья, может быть, сама главная опасность для детской психики: развлека¬тельные компьютерные игры допускают жестокость со стороны игрока, моделируя поведение, при котором победа достигается лишь уничтожением противника силой кулаков и оружия, мастерством нанесения ударов и военных действий.
Ребенка следует учить работать за компьютером!
Для родителей желательно подготовить небольшой обзор компьютерных игр, программ, энциклопедий, справочников, которые могут быть полезны детям.
Важно обратить внимание родителей на то, как компьютер может помочь ребенку в учебной деятельности, которая у учеников 5-6 классов является ведущей.
В чем может помочь компьютер:
подготавливать домашние задания, рефераты, таблицы, схемы, интерак¬тивно познавать окружающий мир; просматривать энциклопедии на CD-ROM; представлять свои идеи: пользоваться удобными приложениями для создания презентаций, проектов, вести исследовательскую работу; готовиться к экзаменам: превратить компьютер в "репетитор", делающий обучение интереснее, эффективнее, быстрее; использовать ресурсы Интернета: обучаться дистанционно, общаться с друзь¬ями, проходить on-line тестирование, участвовать в конкурсах, проектах.
И напоследок такой призыв к родителям:
"Компьютер предназначен, прежде всего, для развития ребенка: его интеллекта, талантов и способностей!
И наша с вами задача - сделать компьютер помощником ребенка!"
Рефлексия для родителей по теме собрания
В заключении просим ответить на вопросы:
1.Сравните свои чувства с которыми вы провожали ребёнка в 1 класс и когда ребёнок закончил начальную школу
2.Нужны ли такие сетевые дневники, в которых дети рассказывают о своих делах в классе?
3.Необходима ли родительская страничка на школьном сайте? Какую информацию вы бы хотели видеть на сайте школы, блоге класса
4.Праздничный концерт, подготовленный учащимися 4 класса для гостей и родителей «Прощай начальная школа»
Протокол
родительского собрания №__1___
от «___» _____________ 200__г.
Повестка собрания:
Нравственные законы семьи – законы жизни. Острые углы семейного круга»
Цель:
- Обсудить с родителями основные правила семейного воспитания, обменяться опытом воспитания детей в семье
Обсудить с родителями стили воспитания детей и их влияние на формирование
Участники:
- Родители, классный руководитель
Присутствовали:__25________ человек
Отсутствовали: --------чел
Решение собрания:
Родительское собрание может рекомендовать родителям выбор оптимального стиля воспитания и, в случае необходимости, индивидуальные консультации с педагогом и психологом.
Классный руководитель: Макашова Е Е
Представитель
родительского комитета: Жогов И И
Лафанова С И
Протокол
родительского собрания №__2___
от «___» _____________ 200__г.
Повестка собрания:
«Мы и наши дети ».
Присутствовали:__20________ человек
Отсутствовали: 5 чел
Цели
Обсудить проблему непонимания в подростковом возрасте,
Подростковый период занимает особое место именно потому, что является переходом от детства к взрослости. А это две разные жизни. Для ребенка это грандиозное событие. А мы – взрослые – не всегда можем увидеть и понять первые ростки взрослости. В чем же они проявляются?
Что характерно для поведения подростка?
Решение собрания:
Родительское собрание может рекомендовать родителям выбор оптимального стиля воспитания «Счастье – это, когда тебя понимают». Что же мы должны сделать, чтобы наши дети были счастливы?
Составления кодекса понимания детей
Классный руководитель: Макашова Е Е
Представитель
родительского комитета: Жогов И И
Лафанова С И
Протокол
родительского собрания №__3___
от «___» _____________ 200__г.
Повестка собрания:
«Мальчики и девочки – почему они разные?»
Присутствовали:__22________ человек
Отсутствовали: 3 чел
Цели и задачи:
1. Познакомить родителей с особенностями развития девочек и мальчиков, с их физиологическими и эмоциональными различиями.
2. Дать рекомендации по воспитанию девочек и мальчиков.
Предварительная подготовка: провести диагностику темпа и работоспособности, нарисовать с детьми рисунки на тему «Космос».
Решение собрания:
- Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные.
- Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина - девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт, и сравнивать себя в детстве с ними - неверно.
- Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
- Старайтесь, давая задания мальчикам, как в школе, так и в быту, включать в них упражнения на сообразительность.
- Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
- Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешать ей понять, за что её ругают. Сначала объясните, в чём её ошибка.
- Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны; так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребёнок перестанет вас слышать.
- Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы без причины, или по незначительным поводам из-за усталости. Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально.
- Помните: для ребёнка чего-то не уметь, чего-то не знать- это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок.
Классный руководитель: Макашова Е Е
Представитель
родительского комитета: Жогов И И
Лафанова С И
Протокол
родительского собрания №__4___
от «___» _____________ 200__г.
Повестка собрания:
«Прощай начальная школа»
Участники:
- Родители, классный руководитель
Цели
1.Итоги года (кратко)
2.Познакомить родителей с современной информацией о роли компьютера в жизни школьника
3.Показать возможности использования компьютера для учебной деятельности в домашних условиях
4.Обратить внимание родителей на возможные негативные воздействия компьютера на здоровье их ребенка и на то, как можно их избежать
5.Познакомить родителей с компьютерными возможностями нашего учебного заведения
6.Участие родителей и гостей в праздничном концерте «Прощай, начальная школа»
Присутствовали:__25________ человек
Отсутствовали: --------чел
Решение собрания:
Наша задача - сделать компьютер помощником ребенка!"
Участие родителей и гостей в праздничном концерте «Прощай, начальная школа»
Классный руководитель: Макашова Е Е
Представитель
родительского комитета: Жогов И И
Лафанова С И
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание № 1
Тема: «Нравственные законы семьи – законы жизни. Острые углы семейного круга»
Цель:
- Обсудить с родителями основные правила семейного воспитания, обменяться опытом воспитания детей в семье
- Обсудить с родителями стили воспитания детей и их влияние на формирование личности ребёнка
Форма:
- Информационный лекторий с элементами дискуссии
Участники:
- Родители, классный руководитель
Ход собрания
Уважаемые родители! Сегодня мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и общее развитие ребёнка.
В связи с этим хотелось бы обратиться к словам Ю.Рюрикова: «К воспитанию детей следовало бы относиться как к самой важной из земных профессий»
Каждый родитель хотел бы так воспитать своего ребенка, чтобы он стал его счастьем и гордостью. Это действительно очень кропотливый, нелёгкий труд - быть родителем. Русская пословица говорит: « Не мы на детей походим, а они на нас».
Наш сегодняшний разговор посвящён нравственным устоям семьи, попытке определить каждому из родителей формулу родительской педагогики, обменяться своим опытом воспитания детей в семье. Мы познакомимся с некоторыми типами неправильного семейного воспитания, хотя на самом деле их не перечесть. Психология семейного воспитания выдвигает требование об оптимальной родительской позиции. Позиция родителей в воспитании детей является оптимальной, если они принимают ребёнка таким, какой он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и на основе этой оценки строят воспитание; если они способны изменить методы и формы воздействия в соответствии с изменением обстоятельств жизни ребёнка; если их воспитательные усилия направлены в будущее и соотносятся с требованиями, которые ставит перед ребёнком его дальнейшая жизнь.
Оптимальная родительская позиция направлена на благо ребенка. Она предполагает критическое отношение родителей к своим ошибкам. Русская гуманистическая мысль ещё в 19 веке понимала воспитание как взаимодействие равноправных участников. Всё воспитание в семье держится на любви к детям. Любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей.
Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению психологов, исследующих проблемы семейного воспитания. Контроль необходим ребёнку. Потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребёнок теряется в окружающем мире, среди людей, правил. Вещей. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребёнка быть самостоятельным. Надо найти такие формы контроля. Которые бы соответствовали возрасту ребёнка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля.
Американские психологи предлагают взамен директивного подавляющего контроля ( «делай, как я сказал») использовать инструктивный контроль ( «может быть, ты сделаешь так, как я предложу»). Инструктивный контроль раз ввивает инициативу, трудолюбие, самодисциплину.
Трудно изменить сложившиеся подходы родителей к воспитанию детей. Тому, кто открыт новому опыту, желает изменить своё отношение к своим детям, можно обратиться к « Великой хартии» Януша Корчака о правах ребёнка:
- ребёнок имеет право на сегодняшний день,
- право быть тем, что он есть.
Ш.Л.Амонашвили говорил о детях: « Плохими дети не рождаются. Ребёнок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей и учителя. Тело ребёнка – это форма, в которой природа опредмечивает себя. Настоящая основа человека, не отдельные его качества, а образ жизни. Ребёнок живёт с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребёнок – существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребёнку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребёнок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе»
Понимание ребёнка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесёт благо и ребёнку, и родителям.
1. Я предлагаю вам тест: « Какой вы родитель?
Задание: родителям надо отметить те фразы, которые они наиболее часто употребляют в общении с детьми.
- сколько раз тебе повторять!
- посоветуй мне, пожалуйста.
- не знаю, чтобы я без тебя делал (а)!
- и в кого ты такой уродился!
- какие у тебя замечательные друзья!
- ну на кого ты похож (а)
- я в твоё время!
- ты моя опора и помощник (ца)!
- ну что за друзья у тебя!
- о чём ты только думаешь!
- какая ты у меня умница!
- а ты как считаешь, сыночек (доченька)?
- у всех дети как дети, а ты?
- какой ты у меня сообразительный (ая)!
Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел, ведь какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.
7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности!
9-10 баллов. Непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
11-12 баллов. Вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви, развития вашего ребенка.
13-14 баллов. Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушайтесь к его словам!
2. Расхождение во взглядах на вопросы воспитания ребенка между мужем и женой констатируются чаще всего при сравнении ответов отца и матери.
Решение родительского собрания.
Родительское собрание может рекомендовать родителям выбор оптимального стиля воспитания и, в случае необходимости, индивидуальные консультации с педагогом и психологом.
Родительское собрание №2
на тему «Мы и наши дети ».
Добрый день, уважаемые родители! У вас уставшие лица. Многие, наверное, пришли после рабочего дня или домашних дел. Я постараюсь, чтобы беседа была для вас полезной и интересной. Давайте создадим себе бодрое настроение (родителям предлагается тарелка с нарезанным апельсином – каждому по дольке). Медики утверждают, что запах цитрусовых повышает работоспособность, снижает сонливость, улучшает настроение и самочувствие.
Проблема: однажды к мудрецу из далекой деревни пришли молодые люди:
- Мудрец, мы слышали, что ты даешь всем мудрые советы, указываешь правильный путь. Помоги и нам. Старшее поколение нашей деревни перестало нас понимать, а с этим нам очень трудно жить. Что нам делать?
Мудрец посмотрел на них и спросил:
- А на каком языке вы говорите?
- Все молодое поколение говорит на тарабарском.
- А старшие жители?
Задумались молодые люди и признались:
- А мы не спрашивали.
- Именно поэтому у вас получается их только слушать, но не понимать.
В чем смысл притчи?
Наши дети не всегда нас понимают, а всегда ли мы понимаем своих детей7
Это и будет темой беседы. Чем она вам интересна?
Обсуждение.
В какой возрастной период дети и взрослые сталкиваются с проблемой непонимания? С чем это связано?
Я предлагаю обсудить проблему непонимания именно в подростковом возрасте, т.к. ваши дети учатся в старших классах и проходят именно этот период.
Подростковый период занимает особое место именно потому, что является переходом от детства к взрослости. А это две разные жизни. Для ребенка это грандиозное событие. А мы – взрослые – не всегда можем увидеть и понять первые ростки взрослости. В чем же они проявляются?
Что характерно для поведения подростка?
Итак, вы правы, что:
дети вдруг становятся сметливыми, они знают буквально все;
чрезвычайно важным становится общение со сверстниками;
подросток начинает проводить большую часть времени у себя у себя в комнате, куда нам входить запрещено, как запрещено трогать его вещи;
свойственны перепады настроения;
в поведении присутствует злоба, неприязнь, агрессия;
склонность к упрямству и своенравию;
изменяется отношение к учебе, ухудшаются оценки, растет незаинтересованность в школьных знаниях.
Всегда ли мы понимаем и принимаем эти изменения?
Как чаще всего мы на них реагируем?
Поэтому в семье начинают возникать конфликты. Но такое поведение нормально. Это типичное поведение обычного подростка. Не нужно видеть в этом проблему. Нужно научиться понимать детей. Это сложно, но вполне реально. Давайте попробуем и начнем с себя.
Задание 1.
Посмотрите на рисунок (слайд с различным выражением лица). И для себя мысленно ответьте на вопросы:
с каким выражением лица вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?
с каким выражением лица общается ваш ребенок с вами?
каким, по вашему мнению, должно быть выражение лица вашего ребенка при общении с вами?
а выражение вашего лица?
Встретились знакомые выражения? Вы задумались? Значит, первый шаг к пониманию сделан.
Задание 2.
А теперь возьмите лист бумаги. Вы когда-нибудь ругали своих детей злобно, несдержанно? Сгибайте лист так как вам хочется. При каждом сгибе вспомните все негативные, обидные слова, сказанные в адрес ребенка.
А сейчас начните разгибать лист. И с каждым отгибом вспоминайте то хорошее, что вы говорили детям.
Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним. Не забывайте об этом. Это второй шаг к пониманию.
Задание 3.
Давайте попробуем дать советы родителям, которые столкнулись с проблемой непонимания.
Ситуация 1.
Мама 14-летней девочки заметила, что дочь в последнее время стала хуже себя вести, грубит, отдалилась от нее. Отчуждение мучает маму, но она не знает, как себя вести. Помогите маме советом. Как ей поступить в этой ситуации.
Ситуация 2.
В 9 классе у сына появились плохие оценки, он стал мало времени уделять подготовке к урокам, выяснилось, что некоторые уроки он вообще прогуливает. Что предпринять маме?
Спасибо. Я думаю, ваши советы пригодятся этим родителям.
Герой известного фильма – старшеклассник – написал в своем сочинении: «Счастье – это, когда тебя понимают». Что же мы должны сделать, что бы наши дети были счастливы? Давайте попробуем составить кодекс «Три правила понимания».
Рефлексия.
Вы не зря потратили время?
Что дала вам беседа?
Большое спасибо за помощь и сотрудничество.
Действие, как известно, равно противодействию. Если крепкий орех пытаться разгрызть зубами, можно и без зубов остаться. А не лучше ли, как учили нас в школе: завернуть орех тряпочку, полить его водой, в тепло положить, да подождать. Вдруг он не то, что раскроется, а даже прорастет. Всем на радость. Может, и с подростками надо поступать так, чтобы дурной характер дал трещину, и личность могла спокойно прорасти? Если, конечно, хватит терпения, находчивости и мужества, чтобы этого дождаться!
Родительское собрание №3.
«Мальчики и девочки – почему они разные?»
Цели и задачи:
1. Познакомить родителей с особенностями развития девочек и мальчиков, с их физиологическими и эмоциональными различиями.
2. Дать рекомендации по воспитанию девочек и мальчиков.
Предварительная подготовка: провести диагностику темпа и работоспособности, нарисовать с детьми рисунки на тему «Космос».
Ход собрания
1. Вступление
Давайте вернёмся на 6-7 лет назад. Ваш первый радостно-тревожный вопрос: «Кто у меня, мальчик или девочка?». А на вопросы близких: «Ну кто?»- гордый ответ: «Мальчик!» - или счастливый: «Девочка».
Во многих методических пособиях, рекомендациях, книгах мы видим неумолимое: «ребёнок в 1 год должен… в 4 года должен … к 7 годам должен …» И приводятся таблицы по возрастам: что должен уметь бесполый ребёнок. Хотя восприятие, мышление, память и многое другое – индивидуальное и разное. Попробуем заглянуть под покров тайны, раскроем для себя загадки мира мальчиков и девочек.
2. Основная часть
Начнём с того, как наши дети воспринимают мир. До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. В первом- втором классе у девочек выше кожная чувствительность, т. е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» - кукол, тряпочки- и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т. д. используя при этом всё предоставленное им пространство. Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы.
Кроме того, показано, что мальчикам в отличие от девочек для их полноценного психического развития требуется большое пространство.
Если пространства мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются в шкаф. Задайте себе вопрос: а вы умеете понимать и учитывать эти различия при воспитании детей разного пола?
Опять же если среди мальчиков много двоечников, трудновоспитуемых, то почему почти все выдающиеся учёные, художники, врачи, писатели, конструкторы- мужчины? И почему многие великие люди плохо учились в школе? А ещё среди двоечников- мальчишек много тех, кто так и не сможет реализовать то, что подарила им природа.
Оказывается мы не умеем учить мальчиков. Стратегия обучения в детском саду, и в школе чаще всего рассчитана на девочек. Учат и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома- мама и бабушка, в детском саду- воспитательница, в начальной школе- учительница, и лишь в старшей школе иногда появляются мужчины- предметники. Утверждают, что женщина вряд ли может вырастить настоящего мужчину. У неё другой тип мозга и другой тип мышления.
Давайте посмотрим рисунки детей: особенности мышления ярко проявляются именно в детском рисунке. Вот дети рисовали на тему «Космос». Определите, где рисовали мальчики, а где девочки?
Вообще мальчики чаще рисуют технику, их рисунки наполнены действием, движением, всё кругом движется, бежит и шумит. А девочки рисуют людей , в том числе и себя.
Как мальчики и девочки отвечают на занятиях в школе? Мальчик смотрит на парту, в сторону или перед собой, если знает ответ. Отвечает уверенно, а девочка смотрит в лицо учителю; отвечая, ищет подтверждение правильности своего ответа и только после кивка взрослого продолжает уже более уверенно.
И в вопросах детей прослеживается та же линия. Мальчики чаще задают вопросы ради получения какой- то конкретной информации(«А какой у нас следующий урок?»), а девочки – для установления контакта со взрослым(«А вы к нам ещё придёте?»). То есть мужчины больше ориентированы на информацию , а женщины- на отношения между людьми.
Специалисты отмечают, что и время, необходимое для вхождения в урок,- период врабатываемости- у детей зависит от пола.
(Родителям раздаются карточки с графиком работоспособности каждого ребёнка по проведённому заранее тесту).
У девочек в младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически. Но их ответы более однообразны. Мальчики нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, так как они реже раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажется/они не думают. Не ищут решений, а поиск идёт.
Установлено, что мужчины лучше выполняют поисковую деятельность. Выдвигают новые идеи. Они лучше работают. Если нужно решить принципиально новую задачу, но требования к качеству, аккуратности оформления невелики. И в школе мальчик может найти новое, нестандартное решение задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить в результате «двойку».
Женщины обычно лучше выполняют задачи уже не новые, а типовые, шаблонные, но когда требования к тщательности велики.
Итак, девочке надо объяснить. Как решать задачу, а мальчику не объяснять до конца, а натолкнуть его самого на нахождение принципа решения. Только так он поймёт, а значит, и запомнит принцип решения.
Рекомендации:
- Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные.
- Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина - девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт, и сравнивать себя в детстве с ними - неверно.
- Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
- Старайтесь, давая задания мальчикам, как в школе, так и в быту, включать в них упражнения на сообразительность.
- Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
- Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешать ей понять, за что её ругают. Сначала объясните, в чём её ошибка.
- Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны; так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребёнок перестанет вас слышать.
- Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы без причины, или по незначительным поводам из-за усталости. Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально.
- Помните: для ребёнка чего-то не уметь, чего-то не знать- это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок.
Родительское собрание №4
«Прощай начальная школа»
Цели:
1)создать ситуацию активного осмысления результатов четырёхлетней жизни классного сообщества;
2)способствовать проявлению у учащихся и их родителей искреннего чувства благодарности всем, с кем они общались в школе в течение четырёх лет, и радости в связи с переходом в новый мир общения в пятом классе;
3)Повышение роли родителей в глазах ребёнка.
Задачи собрания:
1.Итоги года (кратко)
2.Познакомить родителей с современной информацией о роли компьютера в жизни школьника
3.Показать возможности использования компьютера для учебной деятельности в домашних условиях
4.Обратить внимание родителей на возможные негативные воздействия компьютера на здоровье их ребенка и на то, как можно их избежать
5.Познакомить родителей с компьютерными возможностями нашего учебного заведения
6.Участие родителей и гостей в праздничном концерте «Прощай, начальная школа»
Участники:
учащиеся 4-го класса и их родители, учитель начальных классов.
Подготовка
I.Подготовка выступлений классного руководителя в первой части собрания об итогах четырёхлетней жизни класса
II.Создание совместно с родителями коллективного портфолио класса (блога класса), бланков почетных грамот учащимся и благодарностей родителям
III.Анкетирование учащихся, созданиепамяток для родителей
IV.Приглашение на собрание администрации школы, будущего классного руководителя 5-го класса
V.Подготовка учащимися песен, стихов, сценок, юморесок, танцев и других номеров для участия в праздничном концерте «Прощай начальная школа!»
VI.Изготовление учениками альбома для пожеланий в котором дети и взрослые в ходе собрания могут написать пожелания одноклассникам и учителям.
Оборудование кабинета
"круглый стол"; компьютер; проектор; музыкальный центр
Ход собрания
Первая часть(место проведения – внутренний двор школы)
Педагоги, родители и учащиеся принимают участие в торжественной линейке выпускников начальной школы. Итоги года, вручение грамот и благодарственных писем.
Вторая часть (место проведения – компьютерный класс)
1. Беседа за «круглым столом»
Родителям предлагается задать следующие вопросы:
Какое место занимает компьютер в жизни ребенка: частичку или целый мир?
Знаете ли вы, чем занят ребенок в свободное время, особенно когда вы отсутствуете дома?
Почему дети часто охотнее общаются с компьютером, а не со сверстниками?
Знаем ли мы, взрослые, какие проблемы возникают у ребенка, остаю¬щегося изо дня в день один на один с компьютером?
Затем рассматриваются две ситуации с позиции родителей
Ситуация 1.
Ребенок за компьютером. Он не шатается бесцельно и не известно с кем по улицам, он дома, не бегает, не прыгает, не разбрасывает карандаши, фломастеры, не малюет ими, где попало, не режет на мелкие ку¬сочки любимое мамино платье. Он занят, не пристает к взрослым и даже, может быть, учится чему-то (по обучающим программам) или развивается (по развивающим программам) либо просто получает заряд положительных эмоций
Ситуация 2.
Компьютера нет. Зато есть столько проблем! Усадить дитя за уроки, погулять с ним, потом чем-то занять, потом все убрать или заставить это сделать его самого и т. д. И при этом надо его еще воспитывать, напрягать свои нервы и умственные силы. Многие считают, что, купив наследнику персональный компьютер, можно облегченно вздохнуть. Но есть ли для этого основания? Решаем ли мы этим проблемы? Или создаем новые?
Родителям предлагается ответить на вопрос:
для чего вы купили ребенку компьютер? После этого их знакомят с ответами детей на вопрос анкеты «Что тебя привлекает в работе на компьютере?» и просят оценить, совпадают ли ответы детей с ожиданиями родителей, а если нет, то почему?
Немаловажно обратить внимание родителей на то, какие компьютеры они купили ребенку, по какому принципу выбирали. Как организовали рабочее место ребенка (поставили на письменный стол, сказав:"пользуйся"или купили специальные стол и кресло)? Кто "ухаживает" за компьютером: ребенок или мама?
Не помешают родителям и несколько советов.
Немаловажно, что компьютером в большинстве семей пользуется только ребенок, т. е. родители имеют весьма поверхностное представление о том, чем же на самом деле он занят. Из этого следует, что родители должны овладеть азами компьютерной грамотности, чтобы вовремя успеть сориентироваться, да и не потерять авторитет собственного ребенка. Внимание родителей обращается на время, проводимое детьми за компь¬ютером. Ученики нашего класса указали, что за компьютером в среднем они про¬водят 1,5-2 ч... Это не мало, если не сказать, что много! Родителям предлагается информация о количестве времени, проводимом ребенком за компьютером, без вреда для здоровья.
Примерная продолжительность работы детей за компьютером:
1 класс - до 10 мин;
2-5 класс - до 15 мин;
6-7 класс - до 20 мин;
8-9 класс - 25 мин;
10-11 класс - 30 мин.
Здесь, прежде всего, учтены требования врачей и санитарных норм к уро¬кам информатики. В соответствии с ними для учеников 5 класса непрерывная работа за компьютером должна составлять 15 мин, т. е. 15 мин работа, затем - отдых и т. д. Так ли это на самом деле?
Далее просим родителей ответить на вопрос: как часто вы контролируете время, проведенное ребенком за компь¬ютером, и его распределение в течение суток? Что же писали об этом дети?
-Я сижу за компьютером столько, сколько хочу - 70% (понятно, что мно¬гие могли и слукавить, но тем не менее...) -Мое время работы за компьютером ограничено - 50%
Сегодня миллионы пользователей жалуются на затуманивание зрения, трудности при переносе взгляда с ближних предметов на дальние и наоборот, кажущееся изменение окраски предметов, их двоение, неприятные ощущения в области глаз: чувство жжения, "песка", покраснение век, боли при движении глаз. Родителям пригодятся знания по профилактике близорукости.
После каждого занятия с компьютером необходимы, как минимум,упражнения для глаз иобщеукрепляющие упражнения. Кроме зрительного переутомления компьютер может быть опасен:
•для позвоночника (для профилактики заболеваний позвоночника следует правильно организовать место за компьютером, как можно чаще менять позу или вставать из-за компьютера и, конечно же, по возможности делать гимнастику, заниматься спортом и всячески развивать мышцы спины
•для органов дыхания (вредна пыль)
•появлением синдрома запястного канала (жгучая боль и покалывание в области расхождения ветвей срединного нерва, болезненность и онемение запястья, ладони и пальцев, неловкость и слабость пораженной ладони)
•возможны стрессы и нервные расстройства, источниками которых могут быть разные ситуации (наверное, нет такого человека, у которо¬го никогда бы не "зависал" компьютер, не терялась несохраненная информация, не было проблем с программами...)
Часто нервные расстройства, возникающие у ребенка, связаны и с компьютерными играми. Чтобы узнать, во что играет ребенок, достаточно взглянуть на обложки игр.
Необходимо с особым вниманием и ответственностью отнестись к выбору детских компьютерных игр: не увлекаться "пугалками" и "стрелялками", т. к. они - "провокаторы"агрессивного поведения ребенка.
Во-первых, они не требуют от детей проявления терпения и силы воли, необходимых для серьезных интеллектуальных занятий, вырабатывают при¬вычку к развлечению, бездумности, легкому достижению цели. Уже имеются печальные результаты увлечения такими играми: педагоги видят, что через два года постоянных игр дети не могут связно рассказать о своей любимой игре, ограничиваясь возгласами и междометиями типа "бац", "ты-ты-ды" и т. п. Они легко ориентируются в компьютерной терминологии, быстро выполняют тестовые и учебные задания, но, увы, в большинстве случаев не дают правильных решений. У детей вырабатывается быстрота реакции, однако теряется способ¬ность к сосредоточенности, необходимая для успешного выполнения учебных задач.
Во-вторых, подобные игры отчуждают ребенка от живой природы, от свер¬стников, родителей. Может ли компьютер заменить общение с родителями? А общение с друзьями, другими людьми, природой? (На эти вопросы предла¬гается ответить родителям.)
И третья, может быть, сама главная опасность для детской психики: развлека¬тельные компьютерные игры допускают жестокость со стороны игрока, моделируя поведение, при котором победа достигается лишь уничтожением противника силой кулаков и оружия, мастерством нанесения ударов и военных действий.
Ребенка следует учить работать за компьютером!
Для родителей желательно подготовить небольшой обзор компьютерных игр, программ, энциклопедий, справочников, которые могут быть полезны детям.
Важно обратить внимание родителей на то, как компьютер может помочь ребенку в учебной деятельности, которая у учеников 5-6 классов является ведущей.
В чем может помочь компьютер:
подготавливать домашние задания, рефераты, таблицы, схемы, интерак¬тивно познавать окружающий мир; просматривать энциклопедии на CD-ROM; представлять свои идеи: пользоваться удобными приложениями для создания презентаций, проектов, вести исследовательскую работу; готовиться к экзаменам: превратить компьютер в "репетитор", делающий обучение интереснее, эффективнее, быстрее; использовать ресурсы Интернета: обучаться дистанционно, общаться с друзь¬ями, проходить on-line тестирование, участвовать в конкурсах, проектах.
И напоследок такой призыв к родителям:
"Компьютер предназначен, прежде всего, для развития ребенка: его интеллекта, талантов и способностей!
И наша с вами задача - сделать компьютер помощником ребенка!"
Рефлексия для родителей по теме собрания
В заключении просим ответить на вопросы:
1.Сравните свои чувства с которыми вы провожали ребёнка в 1 класс и когда ребёнок закончил начальную школу
2.Нужны ли такие сетевые дневники, в которых дети рассказывают о своих делах в классе?
3.Необходима ли родительская страничка на школьном сайте? Какую информацию вы бы хотели видеть на сайте школы, блоге класса
4.Праздничный концерт, подготовленный учащимися 4 класса для гостей и родителей «Прощай начальная школа»
Протокол
родительского собрания №__1___
от «___» _____________ 200__г.
Повестка собрания:
Нравственные законы семьи – законы жизни. Острые углы семейного круга»
Цель:
- Обсудить с родителями основные правила семейного воспитания, обменяться опытом воспитания детей в семье
Обсудить с родителями стили воспитания детей и их влияние на формирование
Участники:
- Родители, классный руководитель
Присутствовали:__25________ человек
Отсутствовали: --------чел
Решение собрания:
Родительское собрание может рекомендовать родителям выбор оптимального стиля воспитания и, в случае необходимости, индивидуальные консультации с педагогом и психологом.
Классный руководитель: Макашова Е Е
Представитель
родительского комитета: Жогов И И
Лафанова С И
Протокол
родительского собрания №__2___
от «___» _____________ 200__г.
Повестка собрания:
«Мы и наши дети ».
Присутствовали:__20________ человек
Отсутствовали: 5 чел
Цели
Обсудить проблему непонимания в подростковом возрасте,
Подростковый период занимает особое место именно потому, что является переходом от детства к взрослости. А это две разные жизни. Для ребенка это грандиозное событие. А мы – взрослые – не всегда можем увидеть и понять первые ростки взрослости. В чем же они проявляются?
Что характерно для поведения подростка?
Решение собрания:
Родительское собрание может рекомендовать родителям выбор оптимального стиля воспитания «Счастье – это, когда тебя понимают». Что же мы должны сделать, чтобы наши дети были счастливы?
Составления кодекса понимания детей
Классный руководитель: Макашова Е Е
Представитель
родительского комитета: Жогов И И
Лафанова С И
Протокол
родительского собрания №__3___
от «___» _____________ 200__г.
Повестка собрания:
«Мальчики и девочки – почему они разные?»
Присутствовали:__22________ человек
Отсутствовали: 3 чел
Цели и задачи:
1. Познакомить родителей с особенностями развития девочек и мальчиков, с их физиологическими и эмоциональными различиями.
2. Дать рекомендации по воспитанию девочек и мальчиков.
Предварительная подготовка: провести диагностику темпа и работоспособности, нарисовать с детьми рисунки на тему «Космос».
Решение собрания:
- Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные.
- Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина - девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт, и сравнивать себя в детстве с ними - неверно.
- Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
- Старайтесь, давая задания мальчикам, как в школе, так и в быту, включать в них упражнения на сообразительность.
- Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
- Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешать ей понять, за что её ругают. Сначала объясните, в чём её ошибка.
- Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны; так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребёнок перестанет вас слышать.
- Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы без причины, или по незначительным поводам из-за усталости. Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально.
- Помните: для ребёнка чего-то не уметь, чего-то не знать- это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок.
Классный руководитель: Макашова Е Е
Представитель
родительского комитета: Жогов И И
Лафанова С И
Протокол
родительского собрания №__4___
от «___» _____________ 200__г.
Повестка собрания:
«Прощай начальная школа»
Участники:
- Родители, классный руководитель
Цели
1.Итоги года (кратко)
2.Познакомить родителей с современной информацией о роли компьютера в жизни школьника
3.Показать возможности использования компьютера для учебной деятельности в домашних условиях
4.Обратить внимание родителей на возможные негативные воздействия компьютера на здоровье их ребенка и на то, как можно их избежать
5.Познакомить родителей с компьютерными возможностями нашего учебного заведения
6.Участие родителей и гостей в праздничном концерте «Прощай, начальная школа»
Присутствовали:__25________ человек
Отсутствовали: --------чел
Решение собрания:
Наша задача - сделать компьютер помощником ребенка!"
Участие родителей и гостей в праздничном концерте «Прощай, начальная школа»
Классный руководитель: Макашова Е Е
Представитель
родительского комитета: Жогов И И
Лафанова С И
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"
Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......
Родительское собрание в 4 классе на тему "Найти свой путь" ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
В собрании раскрываются практические рекомендации по определению способностей и склонностей ребенка....
Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....
Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...