ПЛАНЕТА ЗАГАДОК ФГОС
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 43 станицы Северской
МО Северский район
Утверждено
решение педсовета протокол №1
от «30» августа»2011 г.
Председатель педсовета
__________/Т.П.Адвахова
ПРОГРАММА
КРУЖКА ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
« ПЛАНЕТА ЗАГАДОК ».
Направленность – экологическое воспитание
Возраст обучающихся – 7 -10 лет
Срок реализации – 4 года
Форма организации образовательного процесса – групповая.
Автор: Романова И.Н., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 43
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Введение.
Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Экологическое воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритета. Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
- систему экологических знаний (естественно - научных, ценностно-нормативных, практических),
- экологическое мышление,
- культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),
- культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат жизненные, общечеловеческие ценности. Поэтому очень важно сделать эти ценности достоянием личности. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.
Актуальность проблемы экологического воспитания детей.
В нашей школе, как и в других школах края, ведется работа по сохранению, распространению и развитию национальной культуры. Поэтому в целях сохранения природы и экологического воспитания учащихся была разработана данная программа. Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Опыт показывает, что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль.
Таким образом, идея создания дополнительной программы экологического воспитания возникла не случайно, а на основе комлексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга с предыдущим классом. Данная программа поможет формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.
Созданная общеинтеллектуальная программа экологической направленности для учащихся 1-4 классов МОУ СОШ №43 ст.Северской поможет ученикам, получить все необходимые знания по экологии и о природе родного края, а проведение различных внеклассных мероприятий будут способствовать изучению экологических проблем Краснодарского края, Северского района, станицы и путей их решения, воспитанию бережного отношения к природе, любви и бережному отношению ко всему живому.
Объектом моей программы стали содержательные, технологические, иллюстративные и технические средства по теме «Экология. Растительный и животный мир Кубани. Памятники природы. Красная книга»
Цель и задачи Программы.
Цель программы: формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
Задачи программы:
Обучающие:
- Учить детей быть ответственными за свои поступки.
- Формировать культуру поведения в природе.
- Обогащать представления об окружающем мире.
Развивающие:
- Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
- Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей. Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.
-Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
Возраст детей, участвующих в организации программы. Сроки реализации Программы.
Программа « Планета загадок » рассчитана на 4 года. Программа ориентирована на учащихся начальной школы 7 -10 лет, коллектив педагогов муниципального образовательного учреждения и родителей учащихся.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.
Форма реализации Программы.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Принцип, положенный в основу массовых мероприятий.
Экологическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого нравственного и патриотического сознания, охране природы родного края, знанию экологических проблем современности, стремления к выполнению своего гражданского долга по сохранению природных богатств родного края.
Программа опирается на принцип социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Этапы реализации Программы.
I этап: проектный (май-август).
Цель: подготовка условий создания системы экологического воспитания.
Задачи:
1.Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2.Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический (сентябрь-май).
Цель: реализация программы по экологическому воспитанию « Планета загадок».
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Разработать методические рекомендации по экологическому воспитанию.
3. Вовлекать в систему экологического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
4. Проводить мониторинг реализации программы.
5. Принимать участие в конкурсах по экологическому воспитанию.
III этап: аналитический. (июнь)
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1.Обобщить результаты работы.
2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3.Спланировать работу на следующий период.
Механизм реализации Программы.
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МОУ СОШ №43 сотрудничает с ЦРТДЮ, районной библиотекой библиотекой, парком культуры и отдыха имени А.С.Пушкина.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.
Оценка эффективности реализации Программы.
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность экологической культуры и гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к необходимости бережного отношения к природе:
- патриотизм и любовь к Родине, родному краю;
- Красная книга Кубани и Северского района;
- национальное самосознание;
- знание глобальных экологических проблем и путей их решения.
Количественные параметры:
- включенность каждого учащегося в воспитательные ситуации;
- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, совместным делам);
- участие в конкурсах по экологической, научно-исследовательской
- тематике;
- проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость.
В результате реализации Программы ожидается:
1. В классе, как в образовательной системе:
- создание работы по экологическому воспитанию;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в работу экологического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в эколого - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, края, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности гражданина России, родного края.
Формы подведения итогов реализации программы.
При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно -прикладными и научными работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Курс программы состоит из 10 разделов, реализация которых прослеживается все 4 года обучения и совершенствуется с каждым годом за счет усложнения материала ( в связи с возрастными особенностями).
1 раздел – « Введение в экологию»
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
2 раздел – « Волшебный мир»
В этом разделе программы дети знакомятся с изменениями, происходящими в окружающем мире как независимо от людей, так и по их воле, выявление взаимосвязи происходящих изменений как позитивного, так и негативного характера.
3 раздел – « Тайны птичьего царства»
Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел “Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия “птичьей столовой”.
4 раздел – « О чем шепчут деревья ? »
Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Как помочь дереву перезимовать? Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.
5 раздел – « Загадки животного мира»
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина, Н.Сладкова, учащиеся познакомятся с обитателями зоопарка, отправятся в заочное морское путешествие
6 раздел – « Природа в нашем доме»
Наблюдение за домашними животными, их правильным питанием и уходом. Мы в ответе за тех, кого приручили. Рассказы детей на основе наблюдений. Составление именной книги – копилки с именами – кличками своих домашних питомцев. Можно посоревноваться в сборе кошачьих имен и т.д. Комнатные растения, домашние животные – им особое внимание, но не только! Дети учатся ухаживать, приносить кому-то пользу, заботиться. Борьба с « сорными» словами. Общение семьи с природой.
7 раздел – « Красота спасет мир»
Что доброго способен внести каждый из нас в окружающий мир? Деятельность заключается в ряде творческих конкурсов, конкурсов рисунков, стихов, учиться видению природы у художников, поэтов, композиторов. Мир моих увлечений. Изготовление книжек – малышек о природе.
8 раздел – “Человек – часть живой природы”
В этом разделе дети знакомятся с лекарственными растениями края, лесным календарем, экологическим светофором, жалобной книгой живой природы, зеленой арифметикой. Данная информация поможет развивать мышление, память, воображение, научит сопереживать.
9 раздел – « Возьмемся за руки».
Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.
Тематический план кружка « Планета загадок».
№ | Наименование разделов | Всего часов | 1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. |
1. | Введение в экологию. | 8 | 1 | 2 | 4 | 1 |
2. | Волшебный мир. | 13 | 4 | 3 | 3 | 3 |
3. | Тайны птичьего царства. | 15 | 3 | 4 | 3 | 5 |
4. | О чем шепчут деревья? | 12 | 3 | 3 | 3 | 3 |
5. | Загадки животного мира. | 14 | 4 | 3 | 3 | 4 |
6. | Молчаливые соседи. | 12 | 3 | 3 | 3 | 3 |
7. | Природа в нашем доме. | 15 | 4 | 3 | 4 | 4 |
8. | Красота спасет мир. | 15 | 3 | 4 | 3 | 3 |
9. | Человек – часть природы. | 15 | 3 | 4 | 4 | 4 |
10. | Возьмемся за руки. | 18 | 5 | 5 | 4 | 4 |
Итого: | 137 | 33 | 34 | 34 | 34 |
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
- Основы экологической культуры.
- Некоторые особенности природы своего края.
- Основные признаки времен года.
- Значение природы для человека.
- Группы растений и животных.
- Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
- Правила поведения в природе.
- Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Учащиеся должны уметь:
- Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
- Выполнять правила личной гигиены.
- Различать изученные растения, животных.
- Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
- Подкармливать птиц в простейших кормушках.
- Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
- Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.
Тематическое планирование кружка « Планета загадок».
Первый год обучения.
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | По плану | По факту | Характеристика деятельности учащихся |
Введение в экологию. | 1 ч | ||||
1. | Что такое « экология»? Экскурсия в парк. | 1 | - наблюдать за изменениями в природе; - обсуждать экологическую систему в станице | ||
Волшебный мир. | 4 ч | ||||
2. | Почемучкина поляна. | 1 | - выявлять взаимосвязи происходящих изменений в природе; - учиться находить ответы на экологические вопросы | ||
3. | Жалобная книга природы. | 1 | - понаблюдать за состоянием окружающей среды; - собирать «жалобы» природы | ||
4. | Конкурс рисунков « Золотая осень». | 1 | - развивать творческие способности, воображение | ||
5. | Красная книга родного края. | 1 | - ознакомиться с Красной книгой Кубани | ||
О чем шепчут деревья ? | 3 ч | ||||
6. | Викторина « Что ты знаешь о деревьях»? | 1 | - пополнить свои знания о деревьях; - обсуждать интересные факты из жизни деревьев | ||
7. | Мы – художники. Рисование деревьев в разные времена года. | 1 | - развивать творческие способности; - учиться передавать состояние деревьев в разное время года с помощью красок | ||
8. | Экскурсия « По тропинке в лес пойдем». | 1 | - наблюдать за изменениями в природе; - описывать деревья и растения | ||
Тайны птичьего царства. | 3 ч | ||||
9. | Экскурсия в парк « Мы – друзья птиц». | 1 | - учиться слышать голоса леса; - наблюдать за птицами; - воспитывать бережное к ним отношение | ||
10. | Знатоки загадок. | 1 | - учиться загадывать загадки и находить правильные ответы; - характеризовать загадки по типу; - развивать мышление | ||
11. | Открытие птичьей столовой. Изготовление кормушек. | 1 | - оказывать реальную помощь пернатым друзьям | ||
Загадки животного мира. | 4 ч | ||||
12. | Санитары леса. | 1 | - ознакомить с некоторыми животными – санитарами леса; - выяснять их роль в жизни леса; - бережно относиться к зеленым насаждениям | ||
13. | Викторина « Знакомые незнакомцы». | 1 | - охарактеризовать лесных жителей ( по выбору); - ознакомить с их ролью в цепи питания жителей леса | ||
14. | Любопытные факты о животных. | 1 | - обсуждать интересные сведения из жизни животных, насекомых, птиц; - развивать воображение, фантазию | ||
15. | Конкурс загадок. | 1 | - поиск загадок на различные темы о неживой и живой природе; - учиться работать с дополнительными источниками | ||
Молчаливые соседи. | 3 ч | ||||
16. | Конкурс рисунков « Наши меньшие братья». | 1 | - наблюдать за домашними питомцами; - воспроизводить на бумаге меньших братьев; - учиться составлять коллективный коллаж | ||
17. | Рассказ-описание « Мой любимец». | 1 | - учиться составлять рассказ-описание по плану на основе наблюдений; - пополнить знания по уходу за домашними животными | ||
18. | Беседа « В гостях у тети кошки». | 1 | - ознакомиться с разными породами кошек и их особенностями от других животных; -учиться работать с энциклопедической литературой | ||
Природа в нашем доме. | 4 ч | ||||
19. | Беседа « Это русское раздолье, это Родина моя ». | 1 | - обсуждать, какое место занимает природа в истории семьи; - воспитывать гордость за свою Родину; - учиться оценивать мнения других | ||
20. | « Сорные » слова. | 1 | - «высаживать» на предполагаемые «клумбы» « сорные» слова учащихся; - следить за своей речью и наблюдать за речью собеседников | ||
21. | Викторина « Береги все живое». | 1 | |||
22. | КВН « Оранжерея на окне». | 1 | - характеризовать и обобщать полученные сведения о комнатных растениях, об экзотических растениях; - выполнять правила ухода за цветами в классе и дома; - учиться работать в коллективе и находить правильные ответы | ||
Красота спасет мир. | 3 ч | ||||
23. | Дидактическая игра « Северская – станица будущего». | 1 | - воспитывать любовь к своей станице; - воспитывать уважительное отношение к жителям станицы; - учиться находить правильные ответы на экологические вопросы | ||
24. | Оформление книжки-малышки «У каждого месяца свой порядок». Народные приметы. | 1 | - работать с литературой; - участвовать в поиске материала для оформления книжки-малышки; - интервьюировать взрослых в поиске народных примет | ||
25. | Беседа « На всей земле нет краше уголка, где я родился». | 1 | - на основе наблюдений высказывать свое мнение по отношению к экологической обстановке в станице; - воспитывать гордость к своей малой Родине | ||
Человек – часть природы. | 3 ч | ||||
26. | Человек! Будь природе другом! Выставка мини-плакатов об охране природы. | 1 | - учиться передавать свои мысли, предположения в рисунке, схеме; - отрабатывать правила поведения в природе | ||
27. | Окно радости. | 1 | - выполнение рисунков, аппликаций для того, чтобы понять настроение одноклассникам, своим близким | ||
28. | Обзор-лекция. Книги Е.Чарушина, В.Бианки, Н.Сладкова о природе. | 1 | - учиться делать выводы; - высказывать свое мнение о прочитанных текстах | ||
Возьмемся за руки. | 5 ч | ||||
29. | Экологический светофор. | 1 | - развивать представления о рациональном взаимодействии человека с природой; - оценивать результаты взаимодействия людей с природой; - расширять опыт в экологически ориентировочной деятельности | ||
30. | Игра « Думай, отвечай»! | 1 | - учиться находить ответы; - учиться работать в коллективе | ||
31. | Занимательные вопросы, загадки с коллективным ответом. | 1 | - отвечать на вопросы; - находить правильные ответы | ||
32. | Трудовой десант « Укрась клумбу». | 1 | - высаживать растения на школьную клумбу; - воспитывать бережное отношение к труду | ||
33. | Игра на экологическую тему «Звездный час» | 1 | - учиться быстро находить ответы на вопросы; - развивать память, грамотную речь | ||
Итого: | 33 ч |
Тематическое планирование кружка « Планета загадок»
Второй год обучения.
№ | Наименование разделов, тем | Всего часов | По плану | По факту | Характеристика деятельности учащихся |
Введение в экологию. | 2 ч | ||||
1. | За чем можно наблюдать в лесу или парке? Экскурсия. | 1 | -уточнить представления учащихся об обитателях природы ; -учиться наблюдению | ||
2. | Акция « Чистое утро». | 1 | - учиться делать добрые дела на радость окружающим | ||
Волшебный мир. | 3 ч | ||||
3. | Конкурс народных примет об осени. | 1 | - расширить сведения о народных приметах; - наблюдать их в жизни | ||
4. | Секретный разговор. | 1 | - характеризовать отрицательные стороны деятельности человека на все живое; - предлагать способы их устранения | ||
5. | Правила поведения в природе ( в рисунках) | 1 | - отрабатывать правила поведения в природе; - уметь их изобразить при помощи условных знаков | ||
Тайны птичьего царства. | 4 ч | ||||
5. | Лесные Айболиты. | 1 | - систематизировать новую информацию о лесных помощниках; - самостоятельно пользоваться дополнительными источниками | ||
7. | Экологическая игра « Найди зимующих птиц». | 1 | - развивать внимание, память, сообразительность при коллективной работе; - оценивать свои действия и действия товарищей; - учиться задавать вопросы на экологическую тему | ||
8. | Викторина « Где зимуют птицы?» | 1 | - систематизировать полученную информацию о зимующих птицах; -учиться быстро реагировать на вопрос и находить правильный ответ; - развивать любознательность | ||
9. | Строим город « Птицеград». | 1 | - выяснять проблемы птиц с помощью дополнительных источников; - учиться составлению коллажа; - на основе наблюдений делать выводы | ||
О чем шепчут деревья? | 3 ч | ||||
10. | Письмо зеленому другу. | 1 | - выделять отрицательные факторы из жизни леса; - предлагать способы их устранения; - работать в коллективе; - уважительно относиться к мнению других | ||
11. | Загадки леса. | 1 | - подбирать материал по теме; -уметь его преподнести для обсуждения; - развивать связную речь | ||
12. | Лес говорит « спасибо». | 1 | -выпускать стенгазеты и листовки; - обрабатывать материал и характеризовать его; - повторить правила поведения в « гостях» у леса | ||
Загадки животного мира. | 3 ч | ||||
13. | Конкурс знатоков животных. | 1 | - формулировать свои предположения; - вырабатывать систему быстрого реагирования на поставленное задание; - учиться находить основное из перечня предложенных фактов | ||
14. | Игра-соревнование «Продолжи» ( народные приметы о зиме). | 1 | - принимать активное участие в деятельности кружковцев; - характеризовать народные приметы по временам года; - развивать кругозор | ||
15. | Там, на неведомых дорожках. | 1 | - извлекать нужную информацию из дополнительных источников; - рассказывать об охраняемых территориях в крае и причинах их возникновения; - воспитывать чувство ответственности за природное богатство | ||
Молчаливые соседи. | 3 ч | ||||
16. | Зеленые « ёжики». | 1 | - познакомиться с растениями – «чужеземцами» и их родиной; - повторить правила ухода за комнатными растениями; - развивать любознательность | ||
17. | Кошкин дом. | 1 | - сделать быт домашних животных уютнее; - предлагать эскизы домиков, ковриков и т. д.; - оформлять выставку поделок и изобретений | ||
18. | Мы нашли своих хозяев. | 1 | - выпускать листовки с доступной информацией о бездомных животных; - рассказывать о своих питомцах, их повадками; - оформлять и систематизировать правила ухода за домашними любимцами на основе своих наблюдений | ||
Природа в нашем доме. | 3 ч | ||||
19. | Животные в истории моей семьи. | 1 | - знакомиться с любопытными историями о своих любимцах; - узнавать родословную животных; - воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили | ||
20. | Беседа « Трава у дома». | 1 | - знакомиться с растениями, которые можно увидеть у своего дома; - находить информацию о них; - развивать наблюдательность, память | ||
21. | Возвращенный лес. | 1 | - находить материал о жизни деревьев и вырубке зеленых массивов; -делать выводы о производстве бумаги и ее экономном расходовании; - решать математические задачи на экологическую тему | ||
Красота спасет мир. | 4 ч | ||||
22. | Конкурс стихов о весне. | 1 | - развивать выразительное чтение, творческие способности; - учиться оценивать свои достижения и достижения других; - гордиться красотой природы родного края | ||
23. | Конкурс рисунков « За что я люблю это время года?» | 1 | - развивать творческие способности; - высказывать свое отношение к красоте природы в разное время года | ||
24. | Экскурсия в весенний парк. Наблюдение за весенними изменениями в природе. | 1 | - наблюдать за изменениями в природе и фиксировать свои наблюдения с помощью рисунка, поделок; - учиться видеть прекрасное вокруг | ||
25. | Экологическая акция « Береги подснежник». Выпуск листовок. | 1 | - знакомиться с редкими и исчезающими растениями, занесенными в Красную книгу; - познакомиться с исчезнувшими растениями, которые уже не встретишь на поляне; - изготавливать листовки с информацией о запрете их сбора | ||
Человек – часть природы. | 4 ч | ||||
26. | Экологическая тревога! | 1 | - познакомиться с экологическими проблемами и катастрофами за последние годы; - делать выводы об отрицательном воздействии человека на окружающую среду | ||
27. | Беседа « Нет вредным привычкам!» | 1 | - оформлять мини-листовки с информацией о вреде никотина на организм человека; - стремиться жить под девизом « Мы за здоровый образ жизни », « Жизнь без табака», « Спорт – наш верный друг»; - укреплять здоровье, заниматься спортом | ||
28. | Хлебная копилка. | 1 | - проявлять заботу о птицах ( собирать хлебные крошки и складывать их в «копилку» для подкормки птиц); - бережно относиться к хлебу; - с уважением относиться к труду людей | ||
29. | Лесная аптека. | 1 | - рассказывать о собранных растениях (вместе с родителями); - предоставлять интересную информацию о них , их пользе для человека; - изготавливать книжки-малышки; - развивать любознательность | ||
Возьмемся за руки. | 5 ч | ||||
30. | Экскурсия в природу. Наблюдение за изменениями в природе. | 1 | - учиться видеть прекрасное, наблюдать; - фиксировать с помощью рисунка , аппликации свои наблюдения; - развивать фантазию, воображение | ||
31. | Трудовой десант « Укрась клумбу». | 1 | - высаживать растения в школьную клумбу; - уважительно относиться к труду товарищей; - соблюдать правила этикета | ||
32. | Конкурс рисунков о весне. | 1 | - проявлять свои таланты, творческие способности; - учиться эстетическому видению природы | ||
33. | Выставка « Дары природы». Откуда « пришли» овощи и фрукты? | 1 | - принимать участие в выставке; - совершенствовать умения различать овощи и фрукты; - узнавать историю происхождения слов «картофель», « помидор», «морковь», « огурец», «тыква»; - готовить сообщение об их пользе для организма человека | ||
34. | Экологическое ассорти. | 1 | - ознакомиться с понятием «ассорти»; - находить правильные ответы на вопросы из разных областей природы; - развивать память; - воспитывать бережное отношение ко всему живому | ||
Итого: | 34 ч |
Тематическое планирование кружка « Планета загадок».
Третий год обучения.
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | По плану | По факту | Характеристика деятельности учащихся |
Введение в экологию. | 4 ч | ||||
1. | Экскурсия в парк. | 1 | - учиться видеть прекрасное в природе; - наблюдать за сезонными изменениями; - развивать наблюдательность | ||
2. | Осенняя выставка « Люблю я пышное природы увяданье». | 1 | - знакомиться с осенними приметами; - стараться увидеть отличительные признаки осени; - демонстрировать свои таланты | ||
3. | Беседа « Охрана недр края». | 1 | - предоставлять материал о природных богатствах природы края; - выявлять отрицательные признаки влияния человека в недра Земли; - повторять экологические правила | ||
4 | Утренник « Праздник осени». | 1 | - раскрывать таланты и творческие способности перед родителями и учащимися начальных классов; - развивать речь и память | ||
Волшебный мир. | 3 ч | ||||
5. | Знакомство с экологическим рассказом « Воскресенье в лесу». | 1 | - обсуждать поведение героев рассказа в гостях у леса; - оценивать свое поведение в лесу | ||
6. | Живые барометры. | 1 | - находить информацию об интересных растениях - предсказателях погоды; - учиться определять поведение домашних животных на природные аномалии, стихийные бедствия; - учиться бережному отношению друг к другу | ||
7. | Викторина « Все обо всем». | 1 | - учиться находить правильные ответы на вопросы из области экологии; - развивать любознательность, стремиться узнавать больше интересного из жизни природы | ||
Тайны птичьего царства. | 3 ч | ||||
8. | Урок-радиопередача « Птицы – наши друзья». | 1 | - предоставлять дополнительную информацию из жизни птиц; - развивать умение слушать; - понимать значение птиц в природоведческой цепи | ||
9. | Смелые перелеты. | 1 | - учиться характеризовать перелетных птиц и понимать их значимость в природе; - знакомиться с интересными фактами из жизни птиц; - повторять правила поведения в природе | ||
10. | Экскурсия в парк « Устроим птичью елку». | 1 | - развешивать кормушки и понимать их значение для жизни птиц в зимнее время; - наблюдать в природе за поведением птиц и следить за их посещением птичьей «столовой» | ||
О чем шепчут деревья? | 3 ч | ||||
11. | Лес « сердится ». | 1 | - характеризовать причины « обиды» леса на жизнедеятельность человека; - учиться передавать настроение природы на рисунке; - развивать фантазию, творческое воображение | ||
12. | Мой дом на дереве. | 1 | - знакомиться с жителями деревьев и причинами их расселения на деревьях; -получать дополнительную информацию об их жизнедеятельности, опасностями; - воспитывать бережное отношение к детенышам животных | ||
13. | « Легкие» нашей планеты. | 1 | - рассказывать о лесных массивах и понимать важность леса для жизнедеятельности человека; - оформлять листовки «Береги лес»; - повторять правила поведения человека в лесу | ||
Загадки животного мира. | 3 ч | ||||
14. | Путешествие к острову «Морского дьявола». | 1 | - знакомиться с жизнью и проблемами морских животных; - выявлять причины отрицательного воздействия человека на загрязнение Мирового океана | ||
15. | Животные зоопарка. | 1 | - путешествовать (виртуально) в «город» животных; - знакомиться с животными – «иностранцами» и условиями их жизни в нашей стране; - познакомиться с правилами ухода и содержания животных зоопарка; - уважительно относиться к труду работников зоопарка | ||
16. | Рыбьи « прогнозы ». | 1 | - понимать причины гибели рыб в морях и океанах; - выпускать листовки «Помоги морским обитателям»; - развивать любознательность | ||
Молчаливые соседи. | 3 ч | ||||
17. | Беседа «Верные друзья». | 1 | - готовить сообщения о собаках – помощниках людям – инвалидам; - учиться быть толерантными, терпеливыми, вежливыми; - учиться отвечать за свои поступки | ||
18. | Жизнь обитателей аквариумов. | 1 | -знакомиться с жизнью обитателей аквариумов условиями их содержания; - проявлять ответственность по отношению к домашним любимцам | ||
19. | Смешные истории. | 1 | -учиться пересказывать, правильно говорить, передавать свои эмоции с помощью связной речи; - понимать юмор | ||
Природа в нашем доме. | 4 ч | ||||
20. | Лучший знаток народной медицины. | 1 | - представлять лекарственные растения и уметь находить их в природе; - разгадывать загадки | ||
21. | Выставка « Мир моих увлечений». | 1 | - принимать активное участие в выставке; - понимать значение «хобби» в жизни человека»; - интервьюировать родителей о роли «хобби» в их жизни | ||
22. | Лесной календарь. | 1 | - характеризовать времена года, месяцы; - знать русские народные названия месяцев; - характеризовать месяцы по временам года | ||
23. | История каменной соли. | 1 | - знать характеристику происхождения каменной соли, ее свойствами и методах добычи; - совершенствовать умение применять на практике полученные знания | ||
Красота спасет мир. | 3 ч | ||||
24. | Весна в поэзии, картинах и музыке. | 1 | - учиться у художников, поэтов, композиторов эстетическому видению природы; - раскрывать свои таланты на практике | ||
25. | Выставка рисунков « Бал весенних цветов». | 1 | - развивать познавательный интерес; - воспитывать бережное отношение к природе; - проявлять творческие способности | ||
26. | Конкурс рисунков «Хоровод берез». Березкины слезки. | 1 | - изготавливать рекламные листовки об угрозе березовой роще; - представлять значение березы – символа России для нашей Родины; - воспитывать патриотические чувства к своей Родине | ||
Человек - часть природы. | 4 ч | ||||
27. | Экология устами младенца. | 1 | - представлять взаимосвязь человека и природы, об ответственности за мир природы; - учиться выполнять законы природы; - воспитывать чувство осознания единства с окружающим миром; - развивать активность и самостоятельность | ||
28. | Экскурсия « По тропинке в парк пойдем». | 1 | - учиться видеть прекрасное рядом; - наблюдать за изменениями в окружающем мире с приходом весны; - развивать воображение, фантазию | ||
29. | Экологическая профессия. | 1 | - узнавать о профессиях, связанными с природой, оберегающими ее; - самостоятельно подготавливать сообщения о людях этих профессий; - тренироваться в оценке разного рода воздействий человека на природу | ||
30. | Экодесант « Укрась клумбу». | 1 | - проявлять такие качества, как трудолюбие, взаимовыручка, дружба, необходимые в выполнении общего дела; - воспитывать уважительное отношение к труду | ||
Возьмемся за руки. | 4 ч | ||||
31. | История белого колокольчика. | 1 | - вызывать интерес к потребности в новых знаниях; - собирать информацию о численности исчезающего растения ландыша; - выпускать листовки с обращениями к тем, кто ими торгует; - бережно относиться к растениям леса | ||
32. | Разноцветная река. | 1 | - знакомиться с источниками загрязнения водоемов; - вырабатывать правила поведения на водоеме; - стремиться к экономному расходованию питьевой воды | ||
33. | Путешествие капельки воды. | 1 | - разрабатывать предупреждающие знаки по утечке питьевой воды и устанавливать их в школьной столовой, у водопроводных кранов в школе; - следить за рациональным использованием воды; - самостоятельно находить информацию о запасах пресной воды на планете | ||
34. | Игра « Звездный час». | 1 | - подводить итоги своей деятельности; - учиться оценивать свои достижения и достижения других ; - соблюдать правила совместной работы | ||
Итого: | 34 ч | ||||
Тематическое планирование кружка « Планета загадок».
Четвертый год обучения.
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | По плану | По факту | Характеристика деятельности учащихся |
Введение в экологию. | 1 ч | ||||
1. | Экскурсия « Нет ничего краше станицы нашей». | 1 | - наблюдать за изменениями в природе; - любоваться красотой родной станицы; - воспитывать чувство гордости за свой край | ||
Волшебный мир. | 3 ч | ||||
2. | Книжка-малышка « Крылатые выражения». | 1 | - составлять книжку-малышку с использованием крылатых выражений на тему животного мира; - учиться использовать их по назначению; - развивать внимание, память | ||
3. | Занимательный материал по теме « Осенние изменения в природе». | 1 | - по своим наблюдениям работать с занимательным материалом | ||
4. | Фенологические рассказы об осени. | 1 | - учиться работать с фенологическими рассказами; - высказывать свое отношение к действиям в них происходящим | ||
Тайны птичьего царства. | 5 ч | ||||
5. | КВН «Птичьи разговоры». | 1 | - оценивать свои достижения и достижения других; - отрабатывать правила работы в коллективе; - учиться быстро действовать в любой ситуации | ||
6. | Птичьи рекорды. | 1 | - знакомиться с продолжительностью жизни, высотой и скоростью полета птиц; - стремиться к рекордам | ||
7. | Здравствуй, птичья страна! | 1 | - характеризовать полученную информацию о пернатых друзьях; - разгадывать загадки; - отрабатывать правила поведения на природе | ||
8. | Беседа « Съезд перелетных птиц». | 1 | - уточнить представления о перелетных птицах в своем регионе; - самостоятельно собирать информацию и готовить сообщения | ||
9. | Экскурсия в природу. Как живут птицы? Помоги пернатому другу. | 1 | - наблюдать изменения в живой и неживой природе; - дополнять знания материалами из дополнительной литературы; - развешивать кормушки в парке | ||
О чем шепчут деревья? | 3 ч | ||||
10. | Викторина « Деревья». | 1 | - знакомиться с интересными сведениями из жизни деревьев; - соблюдать экологические правила ; - развивать любознательность, внимание | ||
11. | Дидактические игры « Найди дерево», « Найди одинаковые листья». | 1 | - учиться работать в паре, распределять обязанности; - развивать сообразительность, логическое мышление | ||
12. | Деревья – чемпионы. | 1 | - самостоятельно находить интересную информацию и готовить сообщения; - развивать творческие таланты | ||
Загадки животного мира. | 4 ч | ||||
13. | Викторина для интеллектуалов. | 1 | - разгадывать кроссворды, ребусы; - развивать логическое мышление, память | ||
14. | Решение занимательных задач. | 1 | - представлять, как зимуют дикие животные и их связь с состоянием неживой природы и растениями; - закреплять умения решать задачи экологического направления; - воспитывать усидчивость, дисциплинированность | ||
15. | Красная книга Краснодарского края. | 1 | - воспитывать экологическую культуру; - самостоятельно находить информацию о представителях Красной книги Кубани; - учиться бережному отношению к животному миру | ||
16. | Беседа « Лесные опасности». | 1 | - выяснять, какие опасности могут подстерегать нас в лесу; - учиться правилам поведения в лесу, если рядом есть жалящие насекомые; - закреплять понятия «съедобные» и «несъедобные» грибы и ягоды; - дорожить своим здоровьем и здоровьем близких | ||
Молчаливые соседи. | 3 ч | ||||
17. | Кроссворды « Домашние животные». | 1 | - воспитывать дисциплинированность, любознательность; - дорожить преданностью домашних питомцев | ||
18. | Служебные собаки и их труд. | 1 | - знакомиться с породами собак и их службой на благо людей; - повторять правила ухода за домашними животными | ||
19. | Смешные истории из жизни. | 1 | - развивать умение слушать собеседника и поддерживать разговор; - выполнять рисунки; - уважительно относиться к мнению окружающих | ||
Природа в нашем доме. | 4 ч | ||||
20. | Природоведческий диктант. | 1 | - участвовать в написании диктантов; - совершенствовать свои знания по окружающему миру; - развивать внимание, память | ||
21. | КВН « Что делают из дерева?» | 1 | - развивать познавательный интерес; - воспитывать бережное отношение к природе; - пополнять свои знания | ||
22. | Мир моих увлечений. | 1 | - готовить сообщения о своих увлечениях с демонстрацией наглядного материала; - развивать кругозор | ||
23. | Викторина « Что делают из полезных ископаемых?» | 1 | - обобщать полученные знания; -находить информацию в дополнительных источниках; - развивать любознательность и интерес к изучению природы родного края | ||
Красота спасет мир. | 3 ч | ||||
24. | День рождения Земли. | 1 | - представлять особенности нашей планеты и «переодевание» ее в связи со сменой времен года; - закреплять умения решать экологические вопросы с помощью дополнительной информации; - понимать ценность планеты для человечества | ||
25. | Фестиваль цветов. | 1 | - развивать познавательный интерес; - воспитывать бережное отношение к природе; - стремиться украшать нашу Землю | ||
26. | Экологическая акция « Береги первоцветы». | 1 | - распространять рекламные листовки по охране лесных первоцветов; - беречь и любить природу своего края; -соблюдать правила поведения в природе | ||
Человек – часть природы. | 4 ч | ||||
27. | Беседа с детьми о нравственности и экологии. | 1 | - учиться видеть прекрасное в окружающей среде; - воспитывать экологическую и нравственную культуру; - совершенствовать свои знания | ||
28. | Конкурс рисунков « Цветы приносят радость». | 1 | - усиливать эмоциональное восприятие природы; - воспитывать экологическую культуру; - развивать творческие способности | ||
29. | Разучивание физминуток природоведческого содержания. | 1 | - разучивать физминутки; - стремиться к здоровому образу жизни; - заниматься спортом | ||
30. | Дидактические игры. Большой экологический экзамен. | 1 | - отрабатывать экологические знания с помощью дидактических игр; - оценивать свои достижения и достижения других | ||
Возьмемся за руки. | 4 ч | ||||
31. | Беседа « Береги свою планету!» | 1 | - воспитывать экологическую культуру; - учиться беречь родную землю, преобразовывать ее | ||
32. | Нам этот мир завещано беречь! | 1 | - воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе; - развивать интерес к изучению природы родного края | ||
33. | Книжка-малышка «Экологические правила в природе». | 1 | - осознавать правила поведения в природе; - учиться отстаивать свое мнение; - развивать творческие способности | ||
34. | Экскурсия в парк « Здравствуй, ожившая природа!» | 1 | - наблюдать изменения в природе; - отстаивать собственные убеждения; - развивать экологическую грамотность | ||
Итого: | 34 ч |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ,
Для успешной реализации данной Программы, проводимые мероприятия составлены на основе образовательной программы «Основы экологии» , разработанной группой авторов под редакцией И.Н.Пономаревой. М., изд-во «Вентана-Граф», 2008год.
Информационные ресурсы:
Все занятия проводятся с использованием мультимедиатехнологий, музыкального центра, диска с музыкальными композициями.
Для педагога:
- Цветкова И.В. «Экология для начальной школы». Игры и проекты. Ярославль. «Академия развития»,2005 г.
- Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. « Нестандартные и интегрированные уроки». М.: Вако, 2004 г.
- Плешаков А.А. Атлас-определитель « От земли до неба».М.: Просвещение, 2009 г.
- Троицкая Н.Б. «Нестандартные уроки и творческие занятия», М.: Дрофа, 2008 г.
- Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997 г.
Для учащихся:
- Что такое? Кто такой? М.: Педагогика –Пресс, 1993 г.
- Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
- Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения. Животные./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 1995.
- . Сухин И.Г. 800 загадок – 100 кроссвордов. М.: Новая школа, 1996 г.
Формы организации Программы
институциональные, муниципальные, региональные, федеральные
индивидуальные, групповые, массовые
теоретические
практические
- беседы;
- сообщения;
- встречи с интересными людьми;
- экскурсии;
- просмотр наглядных пособий или слайдов, видеофильмов.
- конкурсы;
- выставки рисунков, декоративно-прикладного и технического творчества;
- соревнования;
- концерты;
- праздники;
- викторины;
- проектная деятельность;
- исследовательская деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАНЕТА ЗАГАДОК
ПЛАНЕТА ЗАГАДОК Программа внеурочной деятельности в начальной школе 1 – 4 класс...
Кроссворд (кружок "Планета загадок")
В данном кроссворде представлены вопросы для учащихся 1 классов после рассмотренияматериала про динозавров,драконов,про великие географические открытия на занятиях кружка "Планета загадок" по ВВД по Ф...
Планета загадок
программа внеурочной деятельности...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ « ПЛАНЕТА ЗАГАДОК»
Программа дополнительного образования по окружающему миру призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в стр...
Программа внеурочной деятельности "Планета загадок"
Программа внеурочной деятельности "Планета загадок"...
программа внеурочной деятельности "Планета Загадок"
Программа общеинтеллектуального направления, расчитанная на 4 года обучения....
Программа занятий кружка " Планета Загадок " во 2 классе
Кружковая работа в начальной школе...