Доклад на тему:" Классный руководитель"
материал (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
"Роль классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся". “Не прием, не метод, а система является ключевым понятием в педагогике будущего”. Классный руководитель – центральная фигура воспитательного процесса. Нет работы более сложной и трудной. Его деятельность многоёмка и многообразна, круг обязанностей очень широк, бывают не только радости и победы, но огорчения и неудачи. И вместе с тем нет работы в школе более интересной, дающей большую отдачу. Управление воспитанием классного коллектива – это радость общения, это круг своих детей, это реализация педагогического сотрудничества. Руководство воспитательным процессом – это стремление быть нужным каждому и это радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека. Классный руководитель с первых дней своей работы оказывается включенным во всё многообразие проблем реального целостного педагогического процесса. Классному руководителю необходимо быстро ориентироваться в сложных ситуациях, принимать обоснованные решения. При этом он должен уметь учитывать конкретные условия жизнедеятельности вверенного ему детского классного коллектива, в соответствии с ними определять воспитательные задачи и средства их достижения, настойчиво и последовательно добиваться реальных результатов в развитии личности школьника. Как заметил классик советской педагогической науки В.А. Сухомлинский, «в наших воспитанниках дремлют задатки талантливых математиков и физиков, филологов и историков, биологов и инженеров, мастеров творческого труда… Эти таланты раскроются лишь тогда, когда каждый подросток встретит в воспитателе ту «живую воду», без которой задатки засыхают… » И действительно, только искренняя заинтересованность проблемами детей, способность понять и увлечь за собой, а значит обучать, развивать и воспитывать – ключ к росту ребят. Он – педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства. Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися всего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления. Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. Его работа направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, «лица» классного сообщества. В то же время классный руководитель заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению. Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде. В процессе своей деятельности классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками: совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения; Совместно с педагогом-психологом классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации. При поддержке педагога-психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса. Классный руководитель должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся. При непосредственном участии социального педагога классный руководитель организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов. Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы. В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения. Система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для классного руководителя при переходе учащихся из начальной школы в 5-й класс увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы. Важно проанализировать, какими стали дети в процессе развития и воспитания. Какими жизненными и нравственными ценностями они овладели, добры ли они, внимательны ли к людям, насколько трудолюбивы, доброжелательны, инициативны, самостоятельны, милосердны, честны, отзывчивы. Воспитание – это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанника (-ков) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества, и, как следствие, развитие их индивидуальности, самоактуализации личности. (Л.И.Маленкова). Чтобы заинтересовать детей, можно использовать урок-путешествие, урок-размышление, урок с элементами драматизации, урок-самопознание и т.д. Опираясь на личностный опыт учащихся, развивать представления о назначении норм морали, права и пр. Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог, который является “центром” организации, координации всех влияний, оказывающихся на отдельную личность, на коллектив учащихся; это – координатор совместных усилий учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, психолога, социолога. Деятельность классного руководителя в современной школе необходимо оценивать именно с такой позиции. Завершить свою работу хочу словами В.А.Сухомлинского: “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка”.Практика гуманистического личностно - ориентированного воспитания, для которого характерно субъект - субъектное взаимодействие, - важное условие развития индивидуальности ребенка, а одним из важнейших направлений модернизации российского образования является смена педагогики насильственного формирования личности на педагогику поддержки ребенка. |
ГУ «Владимировская средняя школа»
Доклад на тему:
«Классный руководитель- ключевая фигура в воспитании юного гражданина»
Подготовила: ЯночкинаЛ.Ю
учитель начальных классов
2013 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по теме "Классный руководитель - помощник индивидуального развития каждого ребёнка"
«Сердце отдаю детям…»...
Презентация к докладу по теме:" Классный руководитель в воспитательном пространстве школы"
Приложение....
В помощь классному руководителю.Темы классных часов. 1 класс.
Дорогие коллеги. Предлагаю Вашему вниманию темы классных часов для 1 класса....
Описание опыта работы по теме «Классный руководитель – посредник между растущей личностью и окружающим миром в формировании нравственно- патриотических ценностей».
«Классный руководитель – посредник между растущей личностью и окружающим миром в формировании нравственно- патриотических ценностей».Описание опыта работы классного руководителя. Цели и задачи во...
ЭССЕ на тему: «Классный руководитель – это работа, увлечение или…»
ЭССЕ на тему: «Классный руководитель – это работа, увлечение или…»...
Конкурсный материал - Эссе на тему: Классный руководитель и наставник: можно ли поставить знак равенства?
laquo;Мудрость педагога в том, что он должен уметь сохранить детское доверие, желание ребенка общаться с учителем как с другом наставником» Василий Александрович Сухомлинский....
Публичная лекция на тему: «Классный руководитель – просветитель родителей в области воспитания»
Одним из главных направлений в работе классного руководителя является работа с родителями. Именно от взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обучение и восп...