Программа. Развитие коммуникативных способностей младших школьников «Я и мои друзья».
рабочая программа (2 класс) по теме
Программа. Развитие коммуникативных способностей младших школьников "Я и мои друзья". Данная программа позволяет создать дружный и сплочённый коллектив, без чего невозможно организовать успешный образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_kommunikativnyh_sposobnostey_mladshih_shkolnikov_ya_i_moi_druzya.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
Развития коммуникативных способностей младших школьников
«Я и мои друзья»
- Пояснительная записка.
1.1 Назначение программы.
Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. В связи с непрерывным процессом развития общества происходит постоянное обновление и усложнение всех условий жизни и деятельности человека. Поколение современных детей формируется под влиянием изменяющихся условий жизни, поэтому перед педагогами возникают всё новые и более сложные задачи обучения и воспитания.
Младший школьный возраст представляет собой период становление личности. Это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Отношения со сверстниками приобретают повышенное значение уже к концу младшего школьного возраста, и здесь открываются возможности для активного использования этих отношений в учебно – воспитательных целях, в частности для стимулирования психического развития ребёнка через публичное одобрение в присутствии товарищей его поступков и достижений, через соревнование со сверстниками, через многие другие действия и ситуации, затрагивающие социальный престиж ребёнка.
Младший школьный возраст даёт большие возможности для развития коммуникативных возможностей, от того как ребёнок будет чувствовать себя в коллективе, зависит его успех и в обучении, и в дальнейшей жизни.
Главное назначение данной программы заключается в том, чтобы научить ребёнка общаться. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём «Я», которое замкнуто на своих преимуществах или недостатках и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение со сверстниками, но и в дальнейшем может привести массу всевозможных проблем.
1.2 Актуальность программы.
Изучение психологического климата школьного коллектива в начале второго года обучения показало, что в классе не сложился коллектив. Социометрия показала, что в классе: «Лидер» - 1, в группе «Предпочитаемых» - 9, «Принятых» - 11. Но в группе «Отверженных» - 4 обучающихся, а это для второго года обучения нежелательно. Таким образом, выявилась проблема, которая поставила передо мной задачу, как сделать так, чтобы группы «Отверженных» не было.
1.3 Ценность данной программы заключается в том, как сложатся отношения ребёнка в коллективе, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Далеко не всегда можно успешно решить создание ситуации успеха для детей, организуя межличностное взаимодействие в учебно-педагогическом процессе. На уроке учитель ограничен определенными рамками: изучением программного материала, стандартами общения на уроке и т. д., поэтому общение между учителем и учащимися на уроке в силу обстоятельств достаточно формальное. Не каждый урок и далеко не каждому ученику позволяет осознать неповторимость своего «Я» и находить основания для положительного самовосприятия, самовыражения и самоутверждения.
Данная программа даёт возможность развивать коммуникативные способности рёбёнка не только в стенах общеобразовательного учреждения под руководством учителя, но и внеклассной деятельности с привлечением других педагогов и предполагает неформальное общение педагогов и воспитанников, что даёт благоприятную почву для создания ситуации успеха, даёт возможность заметить достоинства каждого ребенка, его исключительность, и даёт возможность каждому ребёнку реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности.
1.4 Организация деятельности.
Участниками программы являются дети второго года обучения в ОУ, поэтому обучающимся уже знакомы правила поведения в школе, требования к учебному процессу. Возраст детей – участников программы: 8 лет.
Срок реализации программы: программа краткосрочная, рассчитана на 1 год.
Программа реализуется интегрировано с внеурочной деятельностью осуществляемой классным руководителем, через участие обучающихся в школьных и внешкольных мероприятиях, в тесном содружестве с учреждениями города и учреждениями дополнительного образования.
- Цели и задачи программы. Направления и формы работы.
2.1 Цель программы: сплочение детского коллектива, налаживание межличностных отношений, развитие коммуникативных качеств личности через эстетическое, трудовое, нравственное воспитание, сохранение и укрепление здоровья учащихся.
2.2 Задачи программы:
- формировать у учащихся навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия, общения;
- формировать у детей потребность в продуктивной деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности;
- формировать интерес к различным видам деятельности в соответствии с индивидуальностью ребёнка;
- формировать нравственный (усвоение моральных норм поведения через овладение нравственными понятиями) и эмоциональный (через эстетические представления в творческой деятельности) компоненты мировоззрения детей;
- формировать творческое воображение, любознательность;
- развивать познавательный интерес, самостоятельность;
- осуществлять физическое воспитание младших школьников;
- воспитывать бережливость, ответственность, уважительное отношение к труду;
2.3 Основные направления работы:
- спортивно – оздоровительное направление
- досуговая деятельность
- познавательное направление
2.4 Основные формы работы:
- практические занятия
- познавательная игра
- игра – путешествие
- конкурсы
- праздники
- беседы
- экскурсии
III. Учебная нагрузка:
3.1 Организация внеклассной работы на базе ОУ.
Направление | Кол – во часов в неделю | Кол – во часов в год |
спортивно – оздоровительное | 1 | 10 |
досуговая деятельность | 1 | 10 |
познавательное | 1 | 14 |
Всего | 34 |
3.2 Сотрудничество с внешкольными организациями.
№ | Направление | Название объединения дополнительного образования | Количество часов в неделю | Количество часов за год |
1. | Художественно –эстетическое. | Дом Детского Творчества. Объединение «Батик» Изостудия «Колорит» | 2 | 68 |
2. | Спортивно – оздоровительное. | ЛОЦ «Дельфин» - плавание. | 1 | 34 |
3. | Спортивно – оздоровительное. | ДЮСШ – баскетбол. | 3 | 102 |
Всего | 6 | 204 |
IV. Характеристика направлений:
4.1 Направление спортивно – оздоровительное (сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни)
Задачи направления:
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и дома;
- развитие элементарных представлений о структуре и функциях тела;
№ | Тема занятия | Задачи | Форма работы | Дата проведения |
1. | «Мой режим дня» | Познакомить детей с режимом дня школьника. Учить детей планировать своё время. | Беседа | |
2. | «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» | Учить детей отличать поведение, способствующее укреплению здоровья, от поведения, вредного для здоровья. Закрепить знания о правилах гигиены. | Праздник | |
3. | «Если хочешь быть здоров!» | Формировать представления детей о пользе и вреде привычек. Прививать детям ответственное отношение к своему здоровью. Закрепить знания о полезных привычках, пропаганда здорового образа жизни. | Игра – путешествие | |
4. | Весёлые старты. | Развитие быстроты, ловкости, силы, сплочённости. | Спортивные соревнования | |
5. | Первая помощь при несчастном случае. | Формировать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях. Учить принимать правильное решение, оказывать первую доврачебную помощь. | Практикум | |
6. | «Давайте поиграем!» | Развитие быстроты, ловкости, силы, сплочённости. | Подвижные игры | |
7. | Береги себя | Расширять представления детей о мире и опасностях, которые нас подстерегают. Развивать умение избегать опасности, соблюдать меры предосторожности. Формировать понятие «безопасность жизни». | Беседа | |
8. | «Игры разных народов мира» | Знакомство с играми разных народов, укрепление здоровья, повышение работоспособности. | Подвижные игры на свежем воздухе | |
9. | «Мой веселый звонкий мяч» | Развитие основных двигательных качеств, воспитание интереса и привычки к систематическим занятиям физкультурой. | Спортивные эстафеты | |
10. | «Зов Джунглей» | Развитие основных двигательных качеств, воспитание интереса и привычки к систематическим занятиям физкультурой. | Спортивные соревнования |
4.2 Досуговая деятельность (развитие коммуникативных качеств личности, познавательного интереса, самостоятельности, творческого воображения, оригинальности, любознательности, уважительного отношения к мнению другого человека)
Задачи направления:
- создание в группе эмоционально – положительного интеллектуального фона;
- формирование интереса к процессу познания.
№ | Тема занятия | Задачи | Форма работы | Дата проведения |
1. | «День знаний» | Вызвать у детей чувство радости, удовольствия от встречи со школой, учителем, одноклассниками. | Праздник. | |
2. | «Осенние краски» | Закрепить умение рисовать деревья, предавать красоту осенней природы. | Конкурс рисунков. | |
3. | «Загадочный мир» | Развивать внимание, мышление, сообразительность. Развивать мыслительные процессы на материале загадок. | Конкурс. | |
4. | «Знай и умей» (ПДД) | Познакомить детей с дорожными знаками. Формировать культуру поведения на дороге, пропаганда знаний по ПДД. | Практическое занятие. | |
5. | Детское чтение. «Детский мир» | Вызвать у детей интерес к чтению произведений различных писателей о детях. Формировать читательскую активность. | Чтение литературы. Викторина. | |
6. | «Зимние забавы» | Расширять кругозор детей. Формировать интерес к традициям русского народа. | Подвижные игры. | |
7. | Новогодний карнавал. | Развивать творческие способности детей. Привлечь детей к участию в празднике. | Праздник. | |
8. | «Алло, мы ищем таланты!» | Развивать интерес к чтению стихов, расширение кругозора. | Конкурс на лучшего чтеца. | |
9. | «В страну памяти» | Формировать у детей представление о памяти и её роли в жизни человека. | Познавательная игра. | |
10. | «Минута славы» | Развивать творческие способности детей. Привлечь детей к участию в празднике. | Конкурс юных дарований. |
4.3 Познавательное направление (осуществление эстетического, физического, нравственного, трудового воспитания, через знакомство с различными видами художественной деятельности)
Задачи направления:
- развитие познавательного интереса, самостоятельности, смекалки;
- создание в группе эмоционально – положительного интеллектуального фона;
- формирование интереса к процессу познания;
- воспитание бережливости, ответственности, уважительного отношения к труду;
№ | Тема занятия | Задачи | Форма работы | Дата проведения |
1. | Загадки осени | Обратить внимание детей на красоту природы в период золотой осени. Учить любоваться природой, окружающим миром. | Беседа. | |
2. | «Хочу всё знать!» | Расширять кругозор детей. Углубить и обобщить знания детей о сезонных явлениях в природе. Развивать умение устанавливать взаимосвязи в природе. | Познавательная игра. | |
3. | «Путешествие в сказку» (Счастливый случай) | Развитие познавательного интереса, развивать умение работать в команде. | Познавательная игра. | |
4. | «Да здравствует вежливость и доброта!» | Развивать представления детей о добре и зле. Воспитывать стремление совершать добрые дела. | Игра – путешествие. | |
5. | «Что? Где? Когда?» | Расширение кругозора, развивать мышление. | Турнир – игра. | |
6. | «Достопримеча- тельности моего города» | Расширение знаний детей о достопримечательностях города. | Экскурсия. | |
7. | Рисование. «Бабочка» | Учить детей работать в паре. Расширять представления детей о многообразии и красоте окружающего мира. Воспитывать интерес к ДПИ. | Практическое занятие. | |
8. | «Золотая рыбка» | Учить детей изображать рыбок. Расширять кругозор. Познакомить с многообразием мира рыб. | Практическое занятие и беседа. | |
9. | «Русская матрёшка» | Познакомить с видами росписи матрёшек. Расширять кругозор детей о ДПИ. | Практическое занятие и беседа. | |
10. | Аппликация. «Волшебная коробочка» | Развивать творческое воображение, фантазию. Учить детей работать с различными материалами. | Практическое занятие. | |
11. | «Весёлый попугайчик!» | Учить различным приёмам обработки бумаги. Развивать творческие способности. | Практическое занятие. | |
12. | «Волшебный кристалл» | Учить различным приёмам обработки бумаги. Развивать творческие способности. | Практическое занятие. | |
13. | Открытка «Космос». | Учить различным приёмам обработки бумаги. Развивать творческие способности. | Практическое занятие. | |
14. | «Весенние напевы» | Познакомить детей с техникой коллажа. Учить комбинировать изученные приёмы работы для выполнения коллективного панно. | Практическое занятие. |
V. Ожидаемый результат.
5.1 Сплочение детского коллектива: будут налажены гармоничные межличностные отношения, развиты коммуникативные способности.
5.2 Сохранение и укрепление здоровья детей.
5.3 Нравственное, трудовое, эстетическое развитие детей.
VI. Условия и ресурсы реализации программы.
6.1 Материально – техническое оснащение:
- компьютер
- принтер
- проектор
- экран
- магнитофон
6.2 Кадровое оснащение:
Программа реализуется в классном коллективе под руководством учителя. Основными помощниками являются родители. Используются ресурсы внешкольных учреждений: руководители кружков ДДТ, тренеры ЛОЦ «Дельфин» и ДЮСШ.
Объединение «Батик» - руководитель Хитрова Н.В. (педагогический стаж 9 лет,
II квалификационная категория). Объединение работает в ДДТ с 2003года. За время работы объединения Надежда Владимировна разработала программу «Батик – роспись по ткани», которая составлена с учётом возраста и уровня подготовленности детей. Кроме занятий в объединении Надежда Владимировна проводит досуговые мероприятия, которые планируются с учётом идей и предложений воспитанников. Данная работа способствует сплочению детского коллектива, созданию благоприятного микроклимата, развитию творческих способностей, познавательного интереса через викторины и развивающие игры. Дети принимают активное участие в конкурсах, викторинах, играх, праздниках, походах, мероприятиях ДДТ. Посещают выставки краеведческого музея и ОЦРП. Ежегодно воспитанники объединения «Батик» добиваются высоких внешних результатов, участвуя в конкурсах и выставках различного уровня.
Изостудия «Колорит» руководитель: Корженевская Ирина Владиславовна
(стаж работы: 8 лет, высшее образование, II категория)
Тренер по баскетболу Лопина Г.И.: стаж работы: 32 года. Образование : высшее. Достижения: неоднократные призёры областных соревнований, призёры кубка Губернатора. Участники первенства России среди юношей.
VII. Мониторинг эффективности программы.
( социометрия)
VIII. Анализ программы:
Программа полностью выполнена, а также цели и задачи, поставленные перед началом реализации данной программы.
В течение учебного года прошло много интересных мероприятий, где ребята проявляли свои творческие способности, каждый мог проявить себя, показать с хорошей стороны. Учились общаться, развивая свои коммуникативные способности. Успех был достигнут. Как показала социометрия, проведённая в конце учебного года, положение выровнялось. В нашем классе сложился дружный коллектив, с благоприятной, спокойной, комфортной психологической атмосферой. Количество детей с высоким социальным статусом составило – 36% (8) – это предпочитаемые, лидеры и «звёзды», нормальный социальный статус составил – 64% (14) обучающихся в классе, а детей с низким социальным статусом (отверженных) в классе – нет.
Можно сделать вывод: ожидаемый результат оправдался.
IX. Список литературы:
1) Завуч начальной школы. Программы и проекты в начальной школе. Программа деятельности группы продлённого дня. Казанцева Н.В.
2) Огородников А. А. Содержание и методика воспитательной работы в ГПД.- М., 1988.
3) Кулинич Г. Г. Сценарии общешкольных и клубных мероприятий: 1-4 классы.- М.:ВАКО, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование коммуникативных способностей младших школьников"
О проблемах и актуальности формирования коммуникативных навыков в свете новых образовательных стандартов...
Развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей младших школьников как условие формирования социокультурных ценностей
Осинцева Т.В. Развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей младших школьников как условие формирования социокультурных ценностей //Социокультурные проблемы современного человека: мате...
Курсовая работа "Развитие коммуникативных способностей младших школьников в режиме группы продленного дня"
Развитие коммуникативных способностей младших школьников в режиме группы продленного дня...
«Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности»
Доклад на районном семинаре руководителей ШМО начальных классов....
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕТСКИЙ РИСУНОК МЕТОДОМ ПРОЕКТА
Духовное богатство человечества, отраженное в культуре, осознается обществом, как особо ценное, а культура личности становится социально-значимым качеством. В связи с этим особенно остро встает вопрос...
Развитие коммуникативных способностей младших школьников.
В статье рассматриваются вопросы о развитии коммуникативных способностей младших школьников. Представлены фрагменты уроков направленные на развитие коммуникативных способностей обучающихся четвёртых к...
Развитие коммуникативных способностей младших школьников.
В статье рассматриваются вопросы о развитии коммуникативных способностей младших школьников. Представлены фрагменты уроков направленные на развитие коммуникативных способностей обучающихся четвёртых к...